УДК 327(73)
Михалева Анна Алексеевна, студентка направления подготовки «Политология» ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский
государственный университет им. Н. П.Огарева (Россия, г. Саранск)
ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ НАТО И ЕС ПРИ ТРАМПЕ
Аннотация. В статье рассматривается, как изменилась политика США в отношении НАТО и ЕС с момента избрания на пост президента Дональда Трампа. Анализируются высказывания Трампа касательно Североатлантического альянса и Европейского Союза. Представлены реакции лидеров ведущих стран Европы, таких как Франция, Германия, на трансатлантическую политику Трампа.
Ключевые слова: Североатлантический альянс, Европейский Союз, международная политика, Соединенные Штаты Америки, Европа, безопасность, геополитика.
Mikhaleva Anna Alekseevna, student direction preparation «Political science» at Mordovian state University. N.P. Ogarev (Russia, Saransk).
U.S. POLICY TOWARD NATO AND EU AT THE TRUMP
Annotation. The article considers how the U.S. policy towards NATO and EU has changed since the election of President Donald Trump. Trump's statements regarding the North Atlantic Treaty Organization and the European Union are analyzed. Present the reactions of the leaders of the leading European countries, such as France, Germany, to the transatlantic policy of trump are presented.
Key words: North Atlantic Treaty Organization, European Union, international policy, United States of America, Europe, security, geopolitics.
С приходом Трампа к власти политика США претерпела немало изменений, в том числе в отношении Организации североатлантического договора (НАТО) и Европейского Союза (ЕС). Ещё до президентских выборов Трамп чётко обозначил своё негативное отношение к НАТО и ЕС. Горячо одобрив брекзит, Трамп заявил: «я уверен и другие уйдут, думаю, что сохранять единство будет не так легко, как
многие считают». При этом он тут же обещал англичанам «быструю» и «правильную» торговую сделку в ответ на выход из ЕС. В этом же интервью он назвал НАТО «устаревшим» и пригрозил «неплательщикам» НАТО, что США могут отказаться от своих военных обязательств в отношении союзников по НАТО. «Речь идёт о странах, у которых всё хорошо. Уверяю, я полностью готов сказать им: «поздравляю, теперь вы будете защищать себя сами» [8].
Прежде всего стоит отметить, что в международной политике Дональд Трамп акцентирует намерение руководствоваться стратегическими и экономическими интересами США и только после этого принимать во внимание требования союзников. Новая геополитика Дональда Трампа должна была вывести на первое место решение внутренних проблем США.
Сразу после прихода к власти в январе 2017 г. Д. Трамп дал поручение политическому и военному руководству страны подготовить документы, определяющие принципы подхода новой администрации к проблемам национальной безопасности и к ее обеспечению военными средствами. В декабре того же года Конгресс США утвердил первый из таких ключевых документов -подготовленный аппаратом президента при участии привлеченных экспертов и представленный от его имени текст под названием «Стратегия национальной безопасности: «Америка прежде всего» (National Security Strategy) [10].
В данной стратегии есть раздел, посвященный Европе, однако ЕС упомянут во всем документе лишь два раза. Но о чем тогда идет речь? Во-первых, подчеркивается общность американских и европейских ценностей. Во-вторых, большая роль отводится совместному противостоянию США и Европы современным угрозам. В-третьих, отмечается, что союзники США по НАТО должны увеличить оборонные расходы [9].
Трамп не хочет платить за союзников по НАТО и предлагает им самим нести расходы. Он называет причиной экономических проблем США несоразмерно большие расходы на обеспечение безопасности не только США, но и всех стран-участниц альянса. Еще в своей предвыборной кампании он высказывался о НАТО резко негативно, говоря, что данная организация давно
устарела и не оправдывает расходов США, и этим деньгам нашлось бы более разумное применение внутри страны. Трамп заявлял о том, что содержание войск в Южной Корее дорого обходится для бюджета его страны и готов вывести свой контингент, хотя на практике США этого делать не торопятся. По сути, вывод войск НАТО с той или иной страны может сказаться в целом на имидже альянса, и он может потерять авторитет и влияние на международной арене. Американские власти продолжают использовать НАТО как инструмент достижения своих амбициозных целей, несмотря на огромные расходы [3]
Сейчас Трамп пытается диктовать собственные условия союзникам альянса, грозясь выходом США из НАТО, повторяя при этом, что европейцам придется защищать себя самим, однако многие эксперты полагают, что президент просто желает побудить страны-члены НАТО к большим платам за свою безопасность.
Следует сказать, что США уже давно обвиняли своих союзников в недостаточных взносах в НАТО. На Уэльском саммите НАТО в 2014 г. все члены НАТО взяли на себя обязательство выделить на военные нужды не менее двух процентов своего валового внутреннего продукта. Это обязательство, как и раньше, не претворилось в жизнь. Из европейских стран только четвёрка членов НАТО (Великобритания, Польша, Греция и Эстония), подобно Соединённым Штатам, соблюдали его раньше и продолжали ему следовать.
На саммите в Брюсселе в июле 2018 г. вопрос о взносах вновь оказался в центре дискуссий. На этот раз Трамп несколько смягчил свои обвинения в адрес союзников, хотя за день до открытия саммита в своём твиттере написал: «Страны НАТО должны платить больше, США должны платить меньше. Очень нечестно». На саммите Трамп похвалил руководителей Румынии, Латвии и Литвы, также преодолевших 2 % рубеж военных расходов и отметил, что военные расходы стран альянса увеличились на 33 млрд. долл. [7], вновь забыв сказать, что этот процесс начался ещё с весны 2014 г., после известных событий на Украине.
Такое поведение нынешнего американского президента привело к возрождению старой европейской «мечты», противоречащей американскому пониманию евроатлантизма. Так, в Европейском Союзе снова заговорили о
расширении своих собственных военных структур или создании новых. Следует напомнить, что ЕС создал свою общую внешнюю политику и политику безопасности еще в самом конце XX века [2, а 32]. До этого он в основном занимался своими экономическими проблемами. Но когда были образованы первые чисто европейские военно-политические структуры, это вызвало немалое беспокойство за океаном, где стали упрекать Евросоюз в попытках дублирования НАТО и ослабления атлантического единства.
Эти разногласия, казалось, были давно в целом урегулированы, европейские структуры сосуществовали с НАТО на основе сложившегося компромисса. Однако в новых условиях нажима со стороны США европейские лидеры вернулись к разговорам о необходимости укрепления и расширения собственных военных структур. 19 июня 2018 г. федеральный канцлер Германии А. Меркель и президент Франции Э. Макрон высказались даже за учреждение Совета Безопасности Европейского Союза как высшем военно-политическом европейском органе. Очевидный отказ президента США придерживаться общей политики с европейскими союзниками заставил руководителей Германии и Франции публично заявить о необходимости самостоятельно обеспечивать собственную безопасность. В мае 2018 г. на вручении президенту Макрону премии имени Карла Великого в Аахене Меркель сказала, «то, что США всегда будут защищать нас, перестаёт быть данностью. Давайте смотреть правде в лицо. Пока Европа ещё в младенчестве в том, что касается сплочением перед общими угрозами. Это задача на будущее» [4, а 29]. Об этом же спустя несколько месяцев говорил и Макрон. В августе 2018 г. на ежегодной встрече послов Франции он назвал политику Трампа «изоляционистской» и заявил, что «Европа больше не может полагаться на США в вопросе обеспечения своей безопасности. Э. Макрон изложил ряд предложений по военному сотрудничеству ЕС. Его главная военная цель - позволить европейцам при необходимости действовать автономно, а вместе с НАТО участвовать в компаниях за пределами Европы. У Макрона было три основных предложения: создание «общих сил вмешательства, общего оборонного бюджета и общей доктрины действий» [6]. Фактически, цель его предложений -
создание военного альянса, который будет включать многие формы межправительственного военного сотрудничества, а не просто создание федеральной армии ЕС, управляемой из Брюсселя.
Вместе с тем в намерениях и позициях европейских лидеров имеются противоречия и нестыковки, препятствующие реализации их планов. Франция хочет видеть сильную и безопасную Европу, что означает полномасштабный межправительственный военный союз, который она и возглавит. Германия воспринимает НАТО в лице США основным гарантом безопасности Европы. Центральное стратегическое значение Альянса подчеркивается в немецких ключевых документах. Также там говорится о том, что неясны последствия для каждой из стран, которые повлечет создание Европейского союза безопасности и обороны, и что это было бы успешно лишь в долгосрочной перспективе [5, а 125].
США, в свою очередь, сдержанно реагируют на обсуждаемую программу. Единственная более или менее ощутимая угроза для Америки сейчас - опасения по поводу вытеснения с рынка военных вооружений и техники Европы, хотя она не столь реальна.
Пока ещё трудно судить, насколько далеко ЕС продвинется в своих военно-политических амбициях, особенно в ситуации, когда в условиях начатой Трампом конфронтации с Ираном европейские страны - хотя и по-разному -дистанцировались от своего заокеанского партнёра. В политических кругах Европы и не только часто считают эти новые явления мелкими шероховатостями, которые нивелируются под влиянием общих интересов атлантической солидарности. Вполне вероятно, что так оно и будет, а заявления европейских лидеров - это лишь стремление парировать словесные выпады Трампа.
Современные отношения между ЕС и США подтверждают сформулированное ещё в начале 2000-х годов утверждение о том, что в основе конфликтов между Европой и США лежат «противоречия между объективной потребностью в совместных действиях в соответствии с общими интересами (на чём настаивают европейцы), и стремлением американцев действовать в
одностороннем порядке с приоритетной ориентацией на обеспечение своего частного интереса» [1, с. 159].
Личность Д. Трампа, безусловно, оказывает влияние на отношения между США и Европой. Многие эксперты и наблюдатели отмечают, что за американским президентом закрепилась репутация «хулигана-беспредельщика». Стоит отметить, что Трамп всегда был довольно известен своими резкими, порой скандальными высказываниями и действиями, в том числе в отношении НАТО и ЕС. Хотя американский президент и пытался смягчить свою позицию по отношению к НАТО различными заявлениями о том, что на современном этапе альянс справляется со своими основными задачами, европейские лидеры все же почувствовали сомнения в приверженности США помощи своим союзникам в вопросах безопасности и обороны.
Трамп не намерен построить «мир во всем мире». На первое место президент ставит экономические, стратегические и иные интересы США, которые он стремится реализовать, порой в ущерб отношениям со своими союзниками. Сейчас в планах Трампа пересмотреть военные союзы, а также расположение внешних военных баз на предмет целесообразности их содержания. Отношения с Евросоюзом президент также собирается подвергнуть ревизии, но европейцы надеются, что Америка должна воспринимать ЕС как равного и весомого игрока, способного разделить ответственность в решении военно-стратегических задач и всегда готового это сделать [4, с. 22].
Что касается НАТО, то здесь явно прослеживается фундаментальное ослабление институциональных возможностей альянса и кризис структуры организации. Скорее всего, США не выйдут из НАТО, и альянс продолжит существовать и дальше, но будет ли он что-то значить на международной арене, если не произойдет никаких изменений в самой структуре НАТО, и Трамп будет по-прежнему «прессинговать» своих европейских союзников, остается открытым вопросом.
Библиографический список
1. Баталов Э. Я. Америка, Европа, Россия в трансатлантическом пространстве / Э. Я. Баталов, М. Г. Носов. - М. : Русский сувенир, 2009. - 236 с.
2. Воронов К. В. Северные страны в трансатлантическом партнерстве : проверка на прочность / К. В. Воронов // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - Т. 60. - №№ 3. - С. 27-35.
3. Дональд Трамп : «Если НАТО распадется, то так тому и быть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://zvezdaweekly.ni/news/t/2019221126-JxtVk.html
4. Журкин В. В. Дональд Трамп и Европа / В. В. Журкин, М. Г. Носов // Современная Европа. - 2018. - №2 4. - С. 17-33.
5. Калашникова Н. Ю. Евразия минус Европа? Парадокс-2017 : неподведенные итоги столетней дискуссии / Н. Ю. Калашникова // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. - 2017. - №2 1. - С. 120-128.
6. Макрон о будущем ЕС [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru.euronews.com/2017/09/26/watch-live-french-president-macron-set-tooutlne-radical-reform-plans-for-eu
7. Рогозин ответил бывшему главнокомандующему НАТО про угрозу новых санкций [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.mk.ru/politics/2019/05/05/rogozin-otvetil-byvshemu-glavnokomanduyu shhemu-nato-pro-ugrozu-novykh-sankciy.html
8. Трамп против Евросоюза [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://spbvedomosti.ru/news/politika/tramp_protiv_evrosoyuza
9. Уткин С. В. «Фактор Трампа» в трансатлантических отношениях : реакция европейского союза / С. В. Уткин // Проблемы европейской безопасности. - 2018. -№ 3. - С. 23-46.
10. National Security Strategy of the United States of America [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/ 2017/12/NSSFinal-12-18-2017-0905.pdf