Научная статья на тему 'Политика США на Каспии: перезагрузка'

Политика США на Каспии: перезагрузка Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика США на Каспии: перезагрузка»

С. Жильцов, И. Зонн,

политологи

ПОЛИТИКА США НА КАСПИИ: ПЕРЕЗАГРУЗКА

В первом десятилетии XXI в. Каспийский регион по-прежнему находился в эпицентре событий, связанных с реализацией американской администрацией долгосрочных планов на территории различных стран, имеющих прямое или косвенное отношение к запасам нефти и газа, а также их добыче и транспортировке на внешние рынки. Как отмечал Чуфрин, «в мире немного мест, которые бы столь глубоко испытали последствия событий 11 сентября 2001 г., как это произошло в Каспийском регионе». После Афганистана США переключили свое внимание на Ирак. За короткий срок информационное давление, которое оказывали США, дало свои результаты. Ирак оказался в международной изоляции, а США приступили к подготовке военной операции против этого государства, богатого запасами углеводородного сырья. Начало боевых действий не заставило себя долго ждать. 20 марта 2003 г. США начали боевые действия против Ирака, целью которых было свержение режима Саддама Хусейна. План операции получил название «Шок и трепет».

Вторжение в Ирак стало проявлением новой политики США в глобальном масштабе, в том числе и с учетом имеющихся интересов в Персидском заливе и Каспийском регионе. Как показали события в Ираке, США не стали ждать решения иракской проблемы международным сообществом, а в одностороннем порядке приняли решение в выгодном для себя ключе. Как и в случае операции «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта, в ходе проведения военной операции «Шок и трепет» в Ираке США получили возможность провести испытания новых образцов вооружения и боеприпасов. Впрочем, испытание новых видов оружия и продвижение демократии было не главным, ради чего США вторглись в Ирак, проводя дорогостоящую военную операцию. Главной причиной была нефть. В своих мемуарах Алан Гринспэн, бывший руководитель Федеральной резервной системы США, отмечал, что причиной войны в Ираке была нефть. С ним был согласен и Джон Абизейд, генерал, который в течение 3,5 лет контролировал процесс оккупации Ирака. «Естественно, все дело в нефти, и мы не можем этого отрицать», - заявил американский генерал. Томас

Пауэрс, публицист, писал, что «то, чего только опасались от россиян, оккупировавших Афганистан в 80-е годы, на самом деле сделали американцы. Они высадились десантом прямо посреди крупнейшей в мире нефтяной лужи, получив возможность контролировать движение нефти и добиваться всего, что им необходимо, от тех стран, которые зависят от этой нефти». Дело было не в уровне добычи и экспорте иракской нефти, а в ее запасах, которые могли позволить в будущем сохранить доминирующие позиции в мировой экономике путем регулирования нефтяного «вентиля».

Свидетельством того, что США намерены надолго остаться в сопредельных к Прикаспийским странам государствах, в том числе и Ираке, служило увеличение количества военных баз в Центральной Азии. Это иллюстрировало приверженность высокопоставленных американских военных не только к продолжению воздушных операций в Афганистане, но и к длительному военному присутствию в регионе и после войны. Пентагон планировал создать в Ираке большое количество военных баз, что должно было служить распространению американского влияния, закреплению позиций США в плане доступа к углеводородным богатствам. В. Сокор, сотрудник вашингтонского Института углубленных стратегических и политических исследований, заявил, что «война в Ираке усиливает безотлагательность поставок Западу каспийской нефти и газа. Это требует ускорения строительства трубопроводов из Каспийского региона в западном направлении. При этом необходимо умиротворить и перестроить Ближний Восток». В последнее десятилетие мир стал свидетелем ускоренного развертывания американских Вооруженных сил за тысячи миль от родины, начиная с Балканского полуострова и вплоть до китайской границы, включая Кавказ, Центральную Азию, Ближний Восток и Индийский субконтинент. От Кэмп-Бондстил в Косово до авиабазы Бишкек в Киргизстане, арендованной для войны в Афганистане, американцы стали устанавливать свое военное присутствие в местах, где их никогда прежде не было. 13 новых баз в девяти новых странах, опоясывающих Афганистан, были быстро созданы в Центральной Азии, которая впервые стала американским театром военных действий. Имелись планы перемещения американских баз с территории Германии в страны Восточной Европы, в частности в Польшу, а также в Румынию и Болгарию, которые расположены недалеко от Ближнего и Среднего Востока. Погоня за нефтью вынудила американскую ад-

министрацию не только пренебречь международным правом, но и пойти на фабрикацию заведомо ложных данных о якобы имеющемся у Ирака оружии массового поражения.

В Каспийском регионе столкнулись интересы США и России. О наличии серьезных противоречий интересов США и России в этом регионе заявлял Уильям Берне, посол США в России. По его словам, РФ и США могут конкурировать на энергорынках Каспия и Черного моря, но без фундаментального конфликта интересов. Как отмечало азербайджанское издание, в «Большой нефтяной игре» участвуют главным образом Москва и Вашингтон, которые ведут полемику о соперничающих маршрутах нефтепроводов и газопроводов. Не случайно понятие «новая Большая игра» прочно вошло в оборот и стало применяться для описания борьбы между Россией и Западом за обладание обширными нефтегазовыми ресурсами региона, которые после распада СССР оказались доступны для западных геологоразведчиков. Яблоком раздора стали трубопроводные магистрали. Западные компании стремились нарушить гегемонию России, которая, как считали западные эксперты, мертвой хваткой вцепилась в систему доставки казахских, азербайджанских и туркменских нефтегазовых носителей на западные рынки.

В этой связи США пошли на пересмотр не только приоритетности тех или иных подходов к различным региональным проектам, в частности в Каспийском регионе, но и роли Прикаспийских стран в решении своих экономических проблем. Первоочередным объектом «повышенного внимания» Вашингтона вслед за Ираком стали его ближайшие «нефтяные» соседи - страны Персидского залива. Об этом, в частности, свидетельствовали некоторые высказывания американских чиновников. Неудачи США в Ираке заставили военное руководство США пересмотреть взгляды на методы ведения современных войн. Пентагон начал работать над новой военной концепцией, базовой частью которой являлась замена глобального военного присутствия на мобильные силы быстрого реагирования. Суть сводилась к тому, что в течение 10 дней после принятия политического решения о применении военной силы американские войска должны быть в состоянии передислоцироваться в любую точку земного шара, а в последующие 30 дней -разгромить противника.

После оккупации Ирака США, действуя в соответствии со своей политико-энергетической логикой, устремили свой взор на Иран - страну, богатую углеводородным сырьем и занимающую к

тому же выгодное географическое положение. Администрация президента Буша не раз публично объявляла, что следующими целями для нападения могут стать Сирия и Иран. Со стороны американской администрации были выдвинуты обвинения в адрес Ирана о попытках создания ядерного оружия. Тон дискуссиям по данному вопросу задавали США, которые фактически выдвигали иранской стороне ультиматумы. Первые пробные шаги США имели место уже во время военных действий против Ирака. Так, несколько американских ракет «по ошибке» взорвались на территории Ирана. Одна из них попала в нефтехранилище в городе Абадан. Авиация коалиции по нескольку раз в день нарушала воздушное пространство Ирана, что вызвало решительный протест официального Тегерана. Наконец, американский воздушный десант, видимо, не обладая картами и суперсовременным оборудованием, ошибочно высадился в иранской провинции Хузестан, не на шутку напугав мирных жителей. Создавалось впечатление, что оккупационная армия помимо основной задачи выполняет еще и немаловажную второстепенную, а именно: «пробует Иран на зуб». Ведь это государство с «легкой» руки Джорджа Буша вошло в число стран «оси зла». В США рассматривали несколько путей развития событий после проведения военной операции в Иране: либо страна должна быть раздроблена на две части по югославской модели или три (тюркскую, фарсидскую и арабскую), либо местный исламский режим должен быть заменен радикально. Впрочем, существовал и другой проект, предусматривавший установление в Иране диктатуры под негласным американским протекторатом.

Иран, чтобы отсрочить начало военных действий, активизировал переговорный процесс с Евросоюзом. Намечавшаяся цель: «заморозить» собственные ядерные программы в обмен на экономические льготы. США стремились этого не допустить, всячески пытаясь сорвать переговоры Ирана с европейцами. В США предполагали свои авиационные базы для налетов на Иран расположить на территории Азербайджана и Грузии. Американские военные намерены были применить иракский сценарий, хотя и с существенным отличием - ставка делалась не на оккупацию извне, а на местные силы.

В своей военной доктрине США рассматривают Азербайджан как привлекательный район для дислокации мобильных американских подразделений в связи с близостью Ирана и в целях охраны нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Подтверждением

возможного использования США территории Азербайджана служили сообщения о размещении на азербайджанской территории радиолокационных станций противовоздушной обороны типа ТИМЬ-ЗБ. Кроме того, внимание американцев привлекает военная база в азербайджанском поселке Чуханлы, которая имеет выход к Каспийскому морю и удобно расположена вблизи иранской границы. При этом ни американцев, ни руководство Азербайджана особенно не беспокоил тот факт, что размещение иностранных военных баз на территории страны запрещено Законом об обеспечении национальной безопасности. А. Азимов, заместитель министра иностранных дел Азербайджана, сделал несколько оговорок, заявив, что «в Азербайджане могут быть размещены американские мобильные силы быстрого реагирования, тем более что Азербайджан присоединился к программной концепции НАТО по созданию и развитию сил оперативного реагирования». К подобным заявлениям подталкивал первый опыт подобного взаимодействия американцев с азербайджанскими военными, который был получен в 2003 г., когда прошли американо-азербайджанские военно-морские учения ООРЬЛТ по защите месторождений от террористов. Понятно беспокойство Ирана, который видел в таких учениях углубление военного сотрудничества Азербайджана и США. Эти далекоидущие планы имели и имеют своей целью возможность находиться вблизи границ Ирана.

Посол США в Азербайджане Р. Харниш обозначил следующие направления сотрудничества США с Азербайджаном: борьба с глобальным терроризмом, развитие энергетического коридора Восток-Запад, урегулирование нагорно-карабахской проблемы, поддержка политических и экономических реформ в стране. В этот период Азербайджан также сделал ряд шагов, направленных на сближение с США: было принято решение об отправке 150 азербайджанских военнослужащих в Ирак. И. Алиев в связи с назначением на пост главы правительства в августе 2003 г. направил послание президенту США Дж. Бушу, в котором поблагодарил за поздравление и заверил американского президента в готовности своей страны следовать в фарватере политики Вашингтона в Закавказье. Естественно, что Пентагон рассматривает Каспий как плацдарм для возможного нападения на Иран.

При поддержке США продолжилось активное формирование национальных армий стран Каспийского региона. Общая финансовая помощь этим странам в рамках различных программ пере-

вооружения и подготовки личного состава в последние десять лет исчислялась десятками миллионов долларов - сумма, весьма незначительная для США и достаточно приличная для Прикаспийских стран. К концу 2005 г. в Азербайджане, не афишируя свое присутствие, работали несколько десятков американских военных инструкторов. Более энергично искать запасной плацдарм вблизи границ Ирана США заставило решение Узбекистана, который в середине 2005 г. потребовал в 180-дневный срок убрать с территории страны американскую авиабазу «Карши-Ханабад», которую США использовали с осени 2001 г. для поддержки антитеррористической операции в Афганистане. Узбекские власти рассчитывали за счет экономического и военно-стратегического сотрудничества с США решить собственные экономические проблемы. Однако к концу 2002 г. Ташкент стал тяготиться чрезмерной зависимостью от США в различных сферах, сложившейся после появления на узбекской территории американских опорных военных объектов.

Как утверждали эксперты американо-израильского Центра стратегических прогнозов «Stratfor», на первом этапе военный контингент США в Азербайджане должен будет действовать как «временно дислоцированные мобильные силы». По прогнозам, предполагалось создание небольших американских баз в Азербайджане, а их контингент будет меняться в зависимости от военных нужд США в регионе. В дальнейшем информацию о стремлении США создать силы быстрого реагирования в Азербайджане не раз подтверждали высокопоставленные американские чиновники и военные. Так, генерал Джеймс Джонс, командующий силами НАТО в Европе, отмечал, что «США ведут активную работу по созданию в Азербайджане сил специального назначения и военных баз, которые будут обеспечивать безопасность во всем Каспийском регионе». А.Р. Харнишу, послу США в Азербайджане, приписывали роль лоббиста в реализации американской программы по созданию сил специального назначения под названием «Каспийский страж» (Caspian Guard), иногда в СМИ - «Каспийская гвардия», и военных баз в Каспийском бассейне.

Основная идея «Каспийского стража», помимо официально провозглашенной борьбы с ядерными устремлениями стран-изгоев, состояла в том, чтобы окружить Иран военными базами, чтобы это самое потенциально опасное с ядерной точки зрения исламское государство находилось под постоянным контролем, тем более что

программа предусматривала создание радиоэлектронной системы наблюдения за воздушным и морским пространствами. Однако главной задачей, которая должна была быть возложена на «Каспийский страж», являлась защита нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и углеводородных ресурсов Каспийского моря. «Важное значение имеют энергетические проекты по транспортировке углеводородов из Баку в Тбилиси и Турцию. Поэтому составной частью программы «Каспийский страж» является также охрана природных ресурсов», - добавил Скот Свитсер. Для реализации столь масштабных задач США намерены были более тесно задействовать Азербайджан и Казахстан. К началу 2006 г. США разместили в Азербайджане две мобильные радарные станции на севере и юге страны для мониторинга Каспийского моря.

Итогом реализации этой программы должно стать формирование на Каспии трехстороннего союза в составе США, Азербайджана и Казахстана с последующим присоединением к нему Туркменистана и Турции. В перспективе США стремятся установить военно-стратегический контроль над Каспийским регионом и тем самым подойти вплотную к Ирану. Симметричным ответом на инициативу США стало предложение России о создании военно-морской группы из Прикаспийских стран - КАСФОР. Инициатором выступила Россия, которая заявила, что цель создания данной военно-морской группировки заключается в борьбе с существующими в регионе угрозами безопасности, прежде всего с международным терроризмом, наркотрафиком и расхищением ценных биоресурсов. Как отмечал З. Бжезинский, «хотя Россия и не препятствует решительным военным усилиям США, преследующим цель изменить стратегические реалии региона, нынешнее геополитическое землетрясение в Персидском заливе ставит под угрозу усилия Америки по укреплению независимости государств Каспийского бассейна». Другим мотивом создания данной группировки стало стремление не допустить появления в регионе военных контингентов НАТО и США. По словам Сергея Иванова, в то время министра обороны РФ, КАСФОР в случае ее создания будет представлять собой «некие объединенные силы, в которых помимо Минобороны будут участвовать пограничники и спецслужбы для противодействия реальным угрозам и вызовам, которые есть на Каспии.

Задачи США в данном регионе можно разделить на три группы.

1. Решение первой группы задач преследует исключительно энергетические цели: взять под контроль богатые кладовые Ирана, в первую очередь нефть и газ. Контроль над нефтью и газом Ирана позволил бы США определять ситуацию на мировом энергетическом рынке.

2. Вторая группа задач была направлена на усиление регионального присутствия в стратегически важном Каспийском регионе. В начале XXI в. этот район мира несколько отошел в тень мировой политики, однако его перспективы не вызывают сомнений. Установление контроля над Ираном фактически привело бы к тому, что Каспий превратился бы в «российско-американское море», то есть море российско-американского соперничества. Учитывая дрейф Азербайджана, Казахстана и Туркменистана в сторону США, Россия была бы вынуждена выстраивать внешнеполитический курс на Каспии в окружении стран, чьи интересы не совпадали бы с российскими по большому кругу проблем. Следствием укрепления позиций США в регионе стало бы постепенное изменение трубопроводной архитектуры в Каспийском регионе, а также транспортных коммуникаций.

3. Наконец, третий круг задач связан с долгосрочными планами, которые с 1990-х годов ставили перед собой США. Это создание надежных экономических, политических и военных позиций в непосредственной близости от границ Китая, чья экономика продолжает демонстрировать устойчивый рост.

Жильцов С.С., Зонн И. С., «США в погоне за Каспием», М., 2009, с. 128-141.

И. Цепкова,

кандидат политических наук

(Казахстан)

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Религиозная толерантность является одним из наиболее сложных феноменов. Профессор Геттисбергского университета (США) Луи Дж. Хэммени считает религиозную толерантность «добродетелью особого вида. ...Желание понять другого может породить неожиданные трудности и оказаться серьезной проблемой». Исходя из авторского видения, религиозная толерантность есть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.