ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Политика социальной интеграции иммигрантов в Республике Польша Савицкий К. В.
Савицкий Константин Викторович /БауЫзЫ Kanstantsin У1к1агау1ек - студент, кафедра экономической социологии, Институт социально-гуманитарного образования Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: в данной статье рассмотрены нормативно-правовые акты Республики Польша, касающиеся интеграции иммигрантов в общество. Проведены анализ и систематизация информации по данной теме.
Ключевые слова: интеграционная политика, иммигранты, Республика Польша, иностранцы, интеграция.
УДК 340ББК 67
Расширение границ Европейского Союза и принцип свободного перемещения граждан европейских стран в его политических рамках стали факторами, существенно интенсифицировавшими миграционные процессы в Польше. Для политической и правовой систем Республики Польша это стало определенным вызовом, так как потребовало разработать нормативные и управленческие меры, нацеленные на интеграцию иммигрантов в польское общество.
Однако это достаточно сложная проблема, ведь в ходе интеграции иностранцев зачастую возникают конфликты, связанные с различными сферами: расовой, этнической, культурной, эксплуатацией в сфере труда, толерантностью, принятием и языковыми барьерами. В связи с этим, для того чтобы уничтожить данные барьеры или минимизировать их, в каждом государстве существует политика социальной интеграции иммигрантов. Естественно, что Республика Польша не является исключением, а существующая практика решения данной проблемы представляет научный интерес для юристов, политологов и социологов.
Целью данной работы являются обзор и систематизация информации, содержащейся в нормативно-правовых актах Республики Польша по теме «интеграционная политика». Следующие задачи детализируют цель исследования:
• обзор нормативно-правовых актов, касающихся социальной интеграции иммигрантов в Республике Польша;
• определение основных направлений работы с иммигрантами в ходе их интеграции в общество Республики Польша.
Объектом данного исследования являются нормативно-правовые акты Республики Польша. Предметом - нормативно-правовые акты Республики Польша, касающиеся политики социальной интеграции иммигрантов.
Интеграция иммигрантов в Польше на сегодняшний день находится под руководством Министерства семьи, труда и социальной политики (Ministerstwo Rodziny, Ргасу i Ро1^Ы Spolecznej), важнейшим документом является «Польская политика интеграции иностранцев - предпосылки и директивы» («Рокка роИ1ука integracji cudzoziemc6w - zalozema i wytyczne») от 25 сентября 2013 г. [2]. В последнее время проблема интеграции иностранцев возрастает, так как польский интеграционный механизм в большей степени направлен на иностранцев, которым предоставлена дополнительная защита - беженцы, а также лица, подавшие заявку на получение статуса беженца [1, с. 123].
В соответствии с Законом о социальной помощи (Ustawa о ротосу spolecznej) от 12 марта 2004 г., иностранец может получить помощь в интеграции только на основе
своей заявки, направленной старосте, главе повята, по местонахождению, представителем которого является Повятовый Центр Помощи Семье (Powiatowe Centrum Pomocy Rodzinie) [3]. Помощь в интеграции длится до 12 месяцев и заключается в следующем:
• социальная работа;
• ежемесячная финансовая поддержка, связанная с расходами на изучение польского языка, коммунальные платежи, обувь, одежду, средства личной гигиены, питание;
• консультации специалистов (психолог, юрист);
• финансирование взносов медицинского страхования;
• передача доступной информации и поддержка в контактах с различными администрациями, сферой деятельности которых является локальное сообщество, неправительственными организациями, учреждениями рынка труда [3].
Стоит отметить, что указанная выше поддержка осуществляется на основании индивидуальной программы интеграции, составленной по договорённости между иностранцем и Повятовым Центром Помощи Семье, которая передаётся старосте данного повята, с согласия которого выделяются средства для осуществления данной программы [3].
Учреждение в отношении иностранца обязано:
• осуществлять социальную работу в отношении иностранца, а также другие виды деятельности, вытекающие из личных жизненных обстоятельств;
• назначить работника, который будет являться координатором данного проекта;
• предоставлять информацию о помощи, её задержке или отказе, которую содержит проект;
• оказывать поддержку в контактах с центром помощи, местной администрацией, а также помощь в поиске жилья [3].
Обязательства существуют и у иностранца, который должен:
• в период, обозначенный в программе, зарегистрироваться в Повятовой Администрации Труда (Powiatowy Urz^d Pracy);
• придерживаться условий программы;
• иметь регистрацию по месту жительства;
• если существует необходимость, то принудительно посещать курсы по изучению польского языка;
• сотрудничать и общаться с исполнителем программы как минимум 2 раза в течение месяца [3].
Существует вероятность замораживания предоставления помощи иностранцу, если им была предоставлена недостоверная информация о текущей ситуации; он не выполнял принятые обязательства, содержащиеся в программе; при начале в отношении него, уголовного процесса - вплоть до завершения процесса [3].
Целью интеграции иностранцев является не только индивидуальная и эффективная мобильность на рынке труда или освобождение от потребления различных услуг, необходимых для жизнедеятельности. Важна также интеграция, направленная на взаимодействие иностранца с отделами государственных организаций и на поддержку локальной среды, в которой проживают появившиеся в стране мигранты [2].
Иностранцы, не пользующиеся международной защитой, прибывают в Польшу в большей степени из-за проблем трудового характера или по линии научных исследований [2]. К сожалению, в отношении таких групп не существует механизмов индивидуальной интеграции мигрантов [1, с. 124]. В основном, чтобы получить возможность дальнейшего пребывания на территории Польши, мигрантам необходимо доказать, что они располагают средствами для жизни, которые превышают уровень доходов от услуг помощи, которых достаточно для собственного содержания, а также при условии появления финансовых проблем они не могут
рассчитывать на государственную помощь. Отсутствуют интеграционные механизмы, которые могли бы функционировать в сферах здравоохранения, лингвистических или профессионально-квалификационных курсов [1, с. 124]. Кроме вышеперечисленных недостатков всё же существуют проекты в университетах и общественных организациях, направленных на помощь иностранцам в изучении польского языка. Подобные незначительные проекты интеграции иммигрантов в польское общество появляются в большей степени в коммерческих целях, но они могут помочь на определённом этапе интеграции, так как в случаях, когда данные лица не защищены государством, ответственность за интеграцию возлагается на него [1, с. 124 - 125].
В связи с необходимостью создания стратегии интеграции иностранцев Совет Министров (Rada Ministrów) 31 июля 2012 г. принял следующее руководства, содержащиеся в документе «Миграционная политика Польши - нынешнее состояние и необходимые действия», который содержит в себе следующие моменты [2]:
• расширение совместных действий с общностями мигрантов, обсуждение с ними и их представителями действий, связанных с иностранцами;
• гарантия влияния государства в информировании о пребывании и трудоустройстве, согласно с законом;
• поддержка деятельности иммигрантских сообществ на местном уровне;
• создание системных методов интеграции групп иностранцев, не имеющих международной защиты [2].
Действия, в свою очередь, направлены не только на иностранцев, но и на принимающее общество, а также создание межкультурных отношений, то есть [2]:
• внедрение сотрудников силовых структур, а также государственных в работе с иностранцами;
• осуществление действий, направленных на противодействие любым участникам дискриминации иностранцев, а также содействие росту уважения их прав;
• создание ряда действий, программ, касающихся функционирования иностранцев в обществе;
• сотрудничество и взаимодействие с группами, связанными с мигрантами;
• повышение образовательной функции в культурном контакте [2].
Общество, принимающее иностранцев, - это не только граждане и отдельные группы, в него также входят неправительственные организации, которые выполняют важную функцию в ходе интеграции. Постоянно появляются новые фонды или ассоциации, объединяющие иностранцев, поддерживающие их в жизнедеятельности в Польше через личный опыт своих соотечественников [1, с. 122]. Поддержка мигрантов должна быть ориентирована на извлечение их навыков, идей и способностей в сочетании с их активным участием в социальной жизни. Существенной является возможность управлять своей жизнью так, чтобы мигрант мог изменить состояние своего положения и принимать взвешенные, самостоятельные решения. Сотрудничество и улучшение положения иностранцев в обществе необходимо осуществлять через вовлечение представителей и целых групп мигрантов в активные гражданские действия или создавать и поддерживать культурное взаимодействие с гражданами с помощью интернета, телевидения [2].
В ходе исследования были выявлены основные социальные группы, на которые направлена политика интеграции иммигрантов Республики Польша:
• иммигранты, не имеющие статус беженца (лица, не находящиеся под международной защитой). В отношении данной социальной группы политика интеграции иммигрантов, реализуемая властями Республики Польша, направлена лишь на интеграцию представителей данной группы в гражданское общество;
• иммигранты, имеющие статус беженца и иммигранты, претендующие на данный статус (лица, находящиеся под международной защитой). Политика интеграции иммигрантов в отношении данной социальной группы направлена не только
интеграцию в гражданское общество, но также существует ряд действий, направленных на социально-экономическую интеграцию.
В заключение стоит отметить, что политика интеграции иммигрантов Республики Польша является разнонаправленной, что определяется характеристиками конкретных социальных групп.
Литература
1. Domanska B. Integracja cudzoziemców w Polsce - systemowe narz^dzia integracyjne, inicjatywy lokalne i podnoszenie kwalifikacji funkcjonariuszy publicznych / B. Domanska. Pod. red. M. Lysienia. Warszawa, 2015. 140 s.
2. Ministerstwo Pracy i Polityki Spolecznej, «Polska polityka integracji cudzoziemców -zalozenia i wytyczne. Projekt z dnia 25 wrzesnia 2013 r.» // Официальный сайт Министерства труда и социальной политики Республики Польша. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mpips.gov.pl/bip/projekty-aktow-prawnych/projekty-programow-i-inne/polskapolitykaintegracjicudzoziemcw-zaoeniaiwytyczne/ (дата обращения: 25.09.2016).
3. Ustawa z dnia 12 marca 2004 r. o pomocy spolecznej (Dz. U. 2004 Nr 64 poz. 593).