Научная статья на тему 'Политика Российского государства в сфере становления налогового контроля в XVII-XVIII веках'

Политика Российского государства в сфере становления налогового контроля в XVII-XVIII веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
656
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Северюхин Кирилл Андреевич

XVII век начался событиями Смутного времени. «Смута» взятое из исторических сказаний XVII века название, под которым понимается период с 1598 г. по 1613 г., со смерти царя Федора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей на Московском престоле до воцарения Михаила Федоровича Романова, первого представителя новой династии. Термин «Смута» очень точно передает суть всего происходящего тогда в России. Это было время острых политических кризисов, международных конфликтов, классовых и внутриклассовых столкновений. В быстро меняющиеся события оказались вовлеченными все общественные силы страны, развернулась вооруженная борьба за верховную власть. Причины Смутного времени коренятся в той социально-экономической и политической ситуации, которая сложилась в России к концу XVI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика Российского государства в сфере становления налогового контроля в XVII-XVIII веках»

УДК 32

Северюхин Кирилл Андреевич

аспирант.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Kiruxa-81 @mail.ru Kirill A. Severyukhin Graduate student.

Vladivostok state university of economy and service. Kiruxa-81 @mail.ru

Политика Российского государства в сфере становления налогового

контроля в XVII-XVIII веках

Policy of the Russian state in the sphere of formation of tax control in the XVII-XVIII centuries

Аннотация. XVII век начался событиями Смутного времени. «Смута» -взятое из исторических сказаний XVII века название, под которым понимается период с 1598 г. по 1613 г., со смерти царя Федора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей на Московском престоле до воцарения Михаила Федоровича Романова, первого представителя новой династии. Термин «Смута» очень точно передает суть всего происходящего тогда в России. Это было время острых политических кризисов, международных конфликтов, классовых и внутриклассовых столкновений. В быстро меняющиеся события оказались вовлеченными все общественные силы страны, развернулась вооруженная борьба за верховную власть. Причины Смутного времени коренятся в той социально-экономической и политической ситуации, которая сложилась в России к концу XVI века.

Ключевые слова: налог, налогообложение, политика. Annotation. The XVII century began events of the Time of Troubles. "Distemper" - the name taken from historical legends of the XVII century which is understood as the period from 1598 to 1613, from death of the tsar Fedor Ivanovich, the last representative of a dynasty of Ryurik dynasty on the Moscow throne to accession Mikhail Fedorovich Romanov, the first representative of a new dynasty. The term "Distemper" very precisely transfers an essence of all events then in Russia. It was time of acute political crises, the international conflicts, class and interclass collisions. In quickly changing events were involved all public forces of the country, armed struggle for the Supreme power was developed. The reasons of the Time of Troubles root in that sotsialnok-economic and political situation which developed in Russia by the end of the XVI century. Keywords: tax, taxation, policy.

Открывшийся на рубеже 60 - 70 гг. XVI века хозяйственный кризис достиг апогея в 80 годы. Он поразил почти всю территорию страны. Особенно печальное зрелище являли собой наиболее развитые прежде в экономическом отношении центр и северо-запад страны, опустошенные в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50 % пашни, а местами и до 90 %, оставались необработанными. Создавшееся положение ставило под угрозу как сбор государственных налогов, так и несение службы дворянами. Усиление эксплуатации феодалами и государством привело к тому, что в последней трети XVI века уход и побеги крестьян приобрели массовый характер. Правительство ответило на это введением в 1581 году «заповедных лет», то есть временным запрещением перехода крестьян к новым хозяевам (отменой Юрьева дня). В 90-е годы XVI века последовал целый ряд указов, по которым ограничивалось, а потом и вообще отменялось право свободного перехода крестьян от одного владельца к другому. Так, в 1592 году были составлены писцовые книги, позволявшие определить, кому принадлежали крестьяне; по указу 1597 года беглые крестьяне подлежали розыску и возвращению в течение 5 лет и т.д.

Фактически, в конце XVI века в России установилась система крепостного права, что привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений.

В этой обстановке в государстве назрела проблема пополнения бюджета за счет как прежних, так и введения новых налогов, сборов и повинностей. Подавляющую часть государственных доходов составляли многочисленные налоги - прямые и косвенные, которые неуклонно возрастали. Так, с середины XVI до середины XVII века размеры налогов увеличились вдвое. Важнейшей расходной статьей бюджета (свыше 60%) были военные расходы.

Важное место в системе налогов и налогообложения любого государства занимают налоговые органы и их должностные лица. Именно эти чиновники непосредственно обеспечивают доходы казны путем взимания налогов.

Известно, что именно в период XVII-XVШ вв. происходили большие политические изменения, как в становлении системы государственного управления, так и в налоговой системе России. Поэтому в данной статье мы попытаемся изучить систему налогового администрирования, как в XVII веке, так и в годы правления Петра I.

В XVП-XVШ вв., когда налоговая система России только начинала развиваться, в европейских странах уже сложилось мощное административное государство, располагавшее разветвленным чиновничьим аппаратом, в том числе и налоговыми органами.

В XVII веке происходит процесс становления приказной системы и зарождение государственного финансового контроля Российского государства как самостоятельной отрасли государственного управления, то есть учреждение специальных финансовых органов, наделенных налогово-контрольными полномочиями - Приказ Большой Казны, Счетный приказ и др.

В этот же период истории местное финансовое управление находилось в ведении воевод, назначаемых на места из центра, и выборных местных властей

(таможенные и кабацкие головы, целовальники и т.п.), в обязанность которых входило собирать налоги и направлять их в соответствующие приказы [3, с. 203205].

В период Великого голода (1601 - 1603 гг.) в связи с тем, что не было четкого учета налогоплательщиков и для увеличения их и доходов государственной казны, был принят Указ о беглых крестьянах, который предписывал задерживать и доставлять прежним владельцам бежавших от них крестьян.

Но действие Указа не распространялось на крестьян «от бедности» бежавших «в далные» места из Замосковных городов на Украине, а с Украины в Московские городы ... верст за двесте, и за триста, и болши ...» [7, с. 73-74].

В то же время, сложная социально-политическая обстановка в стране в период, названный историком С.Ф. Платоновым «Смутным временем», крайне отрицательно влияла на сборы налогов и иных платежей [10, с. 98-99].

Для определения государственного устройства, в том числе порядка сбора налогов, 30 июня 1611 года Совет всей земли принял «Приговор всей земли», который являлся политической программой дворян. Предполагалось восстановить «Большой приход, четверти как было преж сего на Москве, и доходы хлебные и денежные забирати ...».

Таким образом, мы видим, что уже с начала XVII века центральная власть вынуждена была установить важные политические изменения в сфере налогообложения, которые повлияли на процесс сбора налоговых платежей.

Так, правительством Бориса Годунова была введена десятинная пашня. Нововведение Бориса Годунова реализовывалось за счет служилых людей приграничных городов юга России, которые, помимо ратной службы, теперь обязаны были пахать пашню «всем городом» на государя. Например, в Воронеже писцы отвели под государеву пашню (в трех полях) 300 десятин, в Белгороде - 600 десятин. Десятинная пашня вводилась и на монастырских землях.

С крестьян, переведенных на десятинную пашню, был снят хлебный оброк. На протяжении XVII века десятинная пашня была широко распространена в Сибири [7, с. 71].

В первые годы царствования Алексея Михайловича главной политической фигурой являлся боярин Морозов Б.И., который возглавлял Стрелецкий и Аптекарский приказы, а также Большую казну и Новую четверть. Первые свои мероприятия он направил на пополнение казны и поиски новых источников доходов. Эти новшества Морозова Б.И. пополнили государственную казну: «...в царской казне скоплены такие богатства и сокровища, каких не было в ней с самого царствования Иоанна Грозного».

В середине XVII в. произошло становление централизованной власти государства: развились и усложнились государственные финансы, финансовый контроль начинает превращаться в особую отрасль государственного

управления, осуществляемую специальным учреждением. Таким органом сначала стал приказ Счетного дела, преобразованный позже в Счетный приказ (1655 г.) [5, с. 64-65].

Данный приказ проводил проверки доходов, расходов и остатков денежных сумм во всем государстве по приходно-расходным книгам приказов, которые представлялись в конце года на ревизию.

В 1673 году в связи с недобором кабацких и таможенных доходов, именным указом царя воеводам грозила опала и конфискация всего имущества: «бесповоротным взятием на государя дворов, животов, поместий и вотчин. А головам и целовальникам за их воровство быть в смертной казни без всякой пощады».

В связи нехваткой бюджета в 1679 году для пополнения государственной казны правительство Федора Алексеевича вынуждено было устанавливать новые многочисленные налоги и сборы, которые усугубляло положение царя. Царским указом от 27 ноября 1679 года предписывалось: « ... градским и уездным людем сбор ... данных и полоняничных, четвертных, и пищальных, и малых ямщин ... и на иные ни на какие мелкие расходы денежных доходов, которые они платили наперед сего по сошному письму в розных приказах, и сверх того по воеводским прихотям, для многих их податей и тягостей отставить».

Надо отметить, что на протяжении XVII века государство постоянно проводило политику по ограничению налоговых привилегий [4, с. 2].

Неудачные реформы в сфере налогообложения, проводимые в XVII века государством, обернулись бунтами (медный бунт, соляный бунт) и кровавыми расправами. Становление налоговой системы в XVII веке побудило создание налоговых органов и наделения их соответствующими полномочиями закрепление их на законных основаниях. А восшествие в 1682 году на престол молодого Петра I ознаменовало развитие и укрепление новой системы государственных органов, в том числе финансовых.

В 1704 г. был образован специальный штат «прибыльщиков», в обязанность которых входило придумывание новых налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д.

Указом 1711 г. на правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь, финансовыми потоками. Тем же указом было определено "учинить фискалов во всяких делах". Доносительство было прямой обязанностью фискалов всех уровней.

Указом 12 декабря 1715 г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора

занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены...а на другой странице листа все расходы ... також вкратце объявлены быть имеют». Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок.

В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов.

Принятый в 1724 г. Таможенный тариф защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат - 50%, шерстяные ткани и писчая бумага - 25% и так далее.

Однако, главным способом упрочнения государственных финансов явилось введение подушной подати, для чего в ноябре 1718 г. указано было, «чтоб правдивые принесла, сколько у кого в которой деревне душ мужска пола». Несмотря на решительное нежелание помещиков делить доходы от использования труда прикрепленных к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению подушной подати через 6 лет была закончена.

Сбор податей нередко сопровождали злоупотреблениями со стороны сборщиков налогов: (лиходейство, приписки и т.п.).

Петром I был издан указ простого содержания: кто украдет достаточно для покупки веревки, на этой веревке и будет повешен.

Среди созданных в XVIII веке финансовых органов с общегосударственной компетенцией и четким разграничением полномочий по осуществлению налогового контроля - стала Камер-коллегия — орган, к ведению которого относились «государственные доходы».

Подводя итоги политического становления финансовой системы в период ХШЬХУШ вв., можно сделать вывод, что стабильное развитие финансовых органов России начало складываться только в правление Петра I, который впервые предпринял попытку узаконить управление финансами. Но в то же время увеличение государственных затрат для содержания войска, строительства флота ущемляло права налогоплательщиков.

Необходимость существования государственного контроля и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения.

Чтобы Россия стала независимым, социальным, правовым государством, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат.

Политические реформы Петра I (принятие регламентов созданных коллегий), дает основание говорить о начале формирования единой правовой базы осуществления государственного, в том числе налогового, контроля, а так как главным источником доходов государства являлись налоги и сборы, Камер-коллегия стала основой зарождения современной Федеральной налоговой службы.

Литература:

1. Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи //Вопросы истории. -1989. - №7.

2. Белоусов Р.А. Становление государственных финансов в России XVII-XIXвв. //Финансы. -1998. - №2.

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Репринтное издание. - Ростов-на-Дону, 1995.

4. Веселовский С.Б. К вопросу о пересмотре и подтверждении жалованных грамот в 1620 -1630 гг. в Сыскных приказах. - М., 1907.

5. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.

6. Демидова Н.Ф. Государственный аппарат России в XVII в. // Исторические записки. - Т. 108. - М., 1982.

7. Законодательные акты Русского государства XVI - первой половипы XVII века. Тексты. / Подготовка текстов Р.Б. Мюллер. - Л., 1986. -№ 48.

8. Колитамов Е.М. Финансы средневековой Руси - М: Наука. -1988.

9. Коломиец А.Г. Финансовая политика правительства Петра Великого //Финансы -1996. - №5.

10. Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. - М., 1975.

11. Миклашевский И.Н. К истории хозяйственного быта Московского государства. - М., 1894. - Т. 1.

12. Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII веке. - М., 1966.

Literature:

1. Anisimov E.V. Peter I: empire birth//history Questions.-1989. - No. 7.

2. Belousov R. A. Formation of public finances in Russia the XVII-XIX centuries//Finance. -1998. - No. 2.

3. Vladimirsky-Budanov M. F. Review of history of the Russian right. Reprint edition. - Rostov-on-Don, 1995.

4. Veselovsky S. B. To a question of revision and confirmation of appointed diplomas in 1620 -1630 in Detective orders. - M, 1907.

5. Gracheva E.Yu. Problems of legal regulation of the state financial control. M, 2000.

6. Demidova N. F. Government of Russia in the XVII century/Historical notes. - T. 108. - M, 1982.

7. Acts of the Russian state XVI - the first polovipa of the XVII century. Texts. / Preparation of texts R. B. Müller. - L, 1986. - No. 48.

8. Kolitamov E.M. Finance of medieval Russia - M: Science.-1988.

9. Kolomiyets A.G. Financial policy of the government of Peter the Great//Finance-1996. - No. 5.

10. Koretsky V. I. Formation of a serfdom and the first peasant war in Russia. -M, 1975.

11. Miklashevsky I.N. To history of economic life of the Moscow state. - M, 1894. - T. 1.

12. Troitsk S. M. Financial policy of the Russian absolutism in the XVIII century. - M, 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.