РАЗДЕЛ 1. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Э.Г. Аветисян
ПОЛИТИКА РОССИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА
THE POLICY OF RUSSIA IN THE MIDDLE EAST
AND ITS IMPACT ON THE INTERNATIONAL IMAGE OF THE STATE
В статье рассматривается политика Российской Федерации в отношении Ближнего Востока. Анализируются отношения с отдельными странами региона. Характеризуется влияние ближневосточной политики России на международный имидж страны.
Ключевые слова: Россия, Ближний Восток, торгово-экономическое сотрудничество, Сирия, США, международный имидж.
The article deals with the policy of the Russian Federation in the Middle East. Relations with different countries of the region are analyzed. The influence of Russian Middle East policy on the international image of the country is characterized.
Key words: Russia, the Middle East, trade and economic cooperation, Syria, the USA, international image.
Присутствие России на Ближнем Востоке имеет глубокие исторические корни. Так, еще 200 лет назад одной из главных задач внешней политики Российской империи было вытеснение Османской империи из Черноморского региона и Балкан. На российскую и британскую зоны влияние была поделена, в частности, Персия. Советский Союз активизировал ближневосточное направление своей внешней политики с середины 1950-х гг. Однако, несмотря на то, что ряд арабских стран - прежде всего Алжир и Египет, были фактическими союзниками СССР в холодной войне, итогом действий Москвы стало напряженное соперничество с Вашингтоном, а также осложнение отношений со многими странами региона.
В 1990-е гг. после развала СССР намерения России на Ближнем Востоке были не вполне понятны. Ельцинской России не удалось реализовать сколько-нибудь последовательную политику в регионе, наблюдался серьезный спад продажи вооружений в страны Ближнего Востока, значительно сократилась финансовая помощь союзникам в регионе.
Заметное место в российских внешнеполитических приоритетах Ближний Восток стал занимать с середины 2000-х гг., или, как отмечают некоторые эксперты (например, С.Г. Лузянин), со второго президентского срока В.В. Путина. В обновленном варианте Концепции внешней политики России от 30 ноября 2016 г. Ближний Восток определен как регион, нестабильность которого оказывает непосредственное влияние на Россию [1].
Цель ближневосточной политики - повысить статус России и закрепить за ней роль значимой внешней силы в одном из самых нестабильных регионов мира. Перед Москвой стоят следующие задачи:
- сдерживание и ослабление исламского экстремизма и радикализма, влияние которых может распространиться на территорию России и ее ближайших соседей;
- создание системы долгосрочных политических альянсов;
- расширение российского присутствия на региональных рынках вооружений, ядерного топлива, нефти и газа, продовольствия и др.;
- привлечение в Россию инвестиций, в том числе из богатых стран Персидского залива;
- поддержание цен на энергоносители путем координации действий с ключевыми поставщиками нефти и газа в странах Персидского залива.
Подтверждает активизацию Москвы и американский сенатор Джон Мак-кейн, говоря о том, что Россия стала главным игроком на Ближнем Востоке, и ключевая роль в этом принадлежит президенту страны Владимиру Путину.
По сути, Ближневосточный регион становится для России плацдармом военно-политических маневров в рамках конфронтации с Западом и одновременно рассматривается как потенциально многообещающий рынок для современного вооружения РФ, ее машиностроения, тяжелой автомобильной техники.
В последние годы торгово-экономическое сотрудничество России и стран Ближнего Востока стало более интенсивным, в регионе активизировались крупные российские компании. Так, например, «Росатом» построил для Ирана АЭС в Бушере и ведет работу над получением в этой стране новых контрактов. Кроме того, он имеет проекты в Турции и Иордании. Российская нефтяная компания «Лукойл» активно работает в Ираке. Основным поставщиком газа в Турецкую Республику был «Газпром»; в прошлом даже были планы построить газопровод через Турцию и прилегающие районы в Юго-Восточную Европу. Помимо этого, РФ выступая одним из крупнейших экспортеров нефти, заинтересована в налаживании связей с Саудовской Аравией и прочими членами ОПЕК из числа государств региона [2].
По данным Российско-арабского делового совета, торговый оборот между Россией и арабскими странами в 2013 г. без учета военно-технического сотрудничества достиг 14 млрд долл. США [3]. Даже введенные против нашей страны санкции не смогли существенным образом подорвать ее экономическую активность в регионе. Так, к концу 2016 г. заметны существенные достижения в экономических отношения РФ с отдельными странами региона.
Во-первых, следует упомянуть развитие связей с крупнейшей арабской страной региона - Египтом. «Росатом» приступил к строительству АЭС в Эд-Дабаа. Кроме того, решено создать российскую промышленную зону в районе Суэцкого канала. А также, что весьма важно, Каир фактически выступил в поддержку российской политики в Сирии.
Во-вторых, наблюдаются положительные тенденции в отношениях со странами Персидского залива, с которыми ранее подобное взаимодействие отсутствовало. Примером служат прорывные договоренности с одним из верных союзников США - Саудовской Аравией, что, в свою очередь, позволило снизить добычу черного золота нефтедобывающими странами при непосредственном участии Саудовской Аравии. Взаимодействие в Эр-Риядом в столь чувствительной области свидетельствует о наличии доверия, на основе которого в будущем возможно заключение крупных экономических и инвестиционных сделок. Во всяком случае, это дал понять посол Саудовской Аравии в эксклюзивном интервью Pravda.ru.
Не менее важны договоренности между Россией и Бахрейном, который имеет шансы стать базой продвижения российского бизнес-сообщества в регионе. Бахрейн не только открывает двери российским предпринимателям, но и налаживает военно-техническое сотрудничество с нашей страной.
Другими словами, Россия постепенно создает основу для активной и эффективной работы в Персидском заливе - регионе, где ее позиции исконно были достаточно слабы.
Это и многое другое говорит о том, что в 2016 г. Россия добилась впечатляющих успехов на ближневосточном направлении [4]. Как сказал американский сенатор Маккейн, «Экономика России - всего лишь 15-я в мире, но она все равно является главным игроком на Ближнем Востоке» [5].
Помимо укрепления экономических связей, оказывающих благоприятный эффект на международный имидж России в регионе, наблюдается курс на достижение договоренностей с Москвой, при этом отчетливо прослеживается снижение уровня доверия лидеров Ближнего Востока к США. Активизируются двусторонние встречи между лидерами государств. Здесь можно упомянуть встречу В.В. Путина и премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху в апреле 2016 г., что стало уже второй по счету его поездкой в Россию с осени
прошлого года. До Нетаньяху Москву посетил президент Палестины Махмуд Аббас. Комментируя состоявшуюся встречу, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что подписание каких-либо документов не планировалось, речь шла о ближневосточных проблемах. В качестве примера можно привести также встречу Владимира Путина с королем Бахрейна, которая прошла 8 февраля 2016 г. в Сочи, а также состоявшуюся месяцем ранее встречу российского президента с эмиром Катара.
Это явно свидетельствует о возрастающей роли российского правительства и улучшении имиджа России на Ближнем Востоке. Можно даже сказать, что в регионе зарождается новая традиция - «перед принятием важных решений надо съездить в Москву посоветоваться».
На рост авторитета РФ оказало влияние резкое ухудшение международного имиджа ее главного конкурента - США, а также их союзников. В подтверждение можно привести намерение Эр-Рияда распродать имеющиеся американские активы на сумму около 750 млрд долл. в ответ на обвинения в причастности к терактам 11 сентября 2001 г.: «...ближневосточные правители предпочитают искать поддержку у Путина, а не у Барака Обамы, поскольку русские показали готовность использовать силу, чтобы изменить баланс сил в регионе» [6].
Сегодня вопрос борьбы с международным терроризмом ввиду его особой опасности для международной стабильности и безопасности наиболее актуален, и на фоне этих событий Москва имеет возможность укрепить собственные позиции в Ближневосточном регионе. Поэтому не стоит забывать об одном из главных факторов, существенно повлиявших на имидж России на Ближнем Востоке, - сирийский кризис и роль России в его урегулировании. Как считают некоторые эксперты, решение В. Путина вмешаться в сирийский конфликт не только укрепило позиции Башара Асада, но существенно снизило степень международной изоляции России и повысило доверие к Москве.
Следует подчеркнуть, что интересы Москвы в сирийском конфликте шире, чем собственно Сирия. Подтверждением служит начавшаяся в сентябре 2015 г. операция ВКС РФ по поддержке правительственных сил САР. Такая активность возымела положительный эффект. Помимо того, что успешные действия Москвы отодвинули на второй план украинский кризис, который стал причиной крупных экономических потерь, они также помогли России проявить себя в качестве ответственного актора международных отношений, вырваться из-под завесы региональной державы, повысив свой международный авторитет.
Не оставили без внимания такую активность России и сами страны Ближнего Востока. Здесь стоит выделить высказывание начальника Геншта-
ба Ирана Масуда Джазаери, назвавшего действия ВКС РФ «правильными и необходимыми» [7].
В качестве положительного фактора также выступают усилия по поддержке легитимной власти Башара Асада, что позиционирует Россию как гаранта сохранения суверенитета независимых государств и уважения выбора других народов в отличие от США.
О положительном имидже Российской Федерации в регионе свидетельствует и посредническая роль между ближневосточными странами относительно проблем региона. Необходимо упомянуть, переговоры о мирном урегулировании конфликта в Сирии, прошедшие 23-24 января 2017 г. в Астане. Здесь, в отличие от других внерегиональных игроков, России удалось объединить усилия Ирана и Турции, которые в сирийском конфликте стоят по разные стороны баррикад. «У них был рычаг влияния в виде военной силы. Но стало ясно, что далеко не так просто оказать влияние на тех, кто от тебя зависит, России - на режим Асада, а Турции - на сирийскую оппозицию», - считает политолог берлинского фонда «Наука и политика» Маргарете Кляйн [8]. Что не менее важно, позиции стран сблизились, «Анкара больше не требует ухода Асада и готова терпеть, если он останется у власти на переходный период». Россия, в свою очередь, отказалась поддерживать курдов, что важно для Анкары», - прокомментировала немецкий политолог.
Российская Федерация путем создания площадок для переговоров в формате 2+1 может привести к разрешению данного конфликта средствами дипломатии. Это в свою очередь позволяет сформировать новый имидж России как «страны-протектора» мира на Ближнем Востоке. Именно для этих целей и необходимо параллельно укреплять отношения и с Тегераном, и с Эр-Риядом, что уже и начала делать Москва.
Несмотря на успехи ближневосточной политики РФ, существует ряд причин, затрудняющих закрепление ее позиций в регионе. Во-первых, высокий конфликтогенный потенциал самого Ближневосточного региона объективно затрудняет политику любых внерегиональных акторов. Во-вторых, так называемый «американский фактор». Нельзя отрицать, что влияние Вашингтона значительно снизилось, учитывая вышесказанное, но полностью исключать одного из наиболее значимых игроков пока не представляется возможным. Ко всему добавляется возрастающая активность КНР в регионе, что не вызывает у американского истеблишмента энтузиазма и вынуждает Москву проводить еще более маневренную политику.
Таким образом, принимая во внимание события, происходившие на Ближнем Востоке в течение последних пяти лет - «арабская весна»; укрепление позиций ИГ (запрещенная в РФ террористическая группировка); граж-
данские войны в Сирии и Йемене; ядерное соглашение с Ираном и, наконец, сложные и переменчивые отношения с Турецкой Республикой - можно смело говорить о новых возможностях Москвы, но в то же время и о новых внешнеполитических задачах, обусловленных ее активной позицией в регионе.
При этом Россия постепенно создает образ достаточно сильного внере-гионального актора, надежного и неидеологизированного, способного оказывать воздействие не только силовыми, но и дипломатическими методами. Экономические связи со всеми значительными силами в регионе, от Ирана до Саудовской Аравии, от Израиля до «Хезболлы», от Турции до Сирии, а также рост доверия среди лидеров государств свидетельствуют об укреплении положительного имиджа России. Не менее важным фактором стала военная операция в Сирии, что существенно увеличило вес Москвы в регионе.
В то же время нельзя однозначно говорить, что Россия прочно заняла место одного из самых значимых игроков на ближневосточной «шахматной доске». Такого мнения придерживается эксперт Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко: «.Ближний Восток - он же большой, начинается в Ливии, а кончается в Ираке. Есть амбиции и претензии, но не так много денег». Однако ближневосточная политика России определяется не только и не столько «амбициями» и «претензиями», сколько пониманием того, что проблемы, с которыми столкнулись ближневосточные державы, представляют серьезную угрозу национальной безопасности самой России.
Список использованных источников и литературы
1. Кемаль М. Политика России на Ближнем Востоке: от идеологии к прагматизму // ИноСМИ.ру. - 31.01.2017. - URL: http://inosmi.ru/politic/20170131/238633876.html
2. Тренин Д. Россия на Ближнем Востоке: задачи, приоритеты, политические стимулы // Московский центр Карнеги. - 21.04.2016. - URL: http://carnegie.ru/2016/04/21/ru-pub-63388
3. Эксперты: арабский мир не сократит работу с Россией из-за санкций // РИА Новости. - 07.05.2014. - URL: https://ria.ru/world/20140507/1006848170.html
4. Нерсесов Д. Итоги «ближневосточного года» для России // Pravda.ru. - 30.12.2016 - URL: http://www.pravda.ru/world/asia/middleeast/30-12-2016/1321462-syria-0/
5. Евграфов И. Маккейн признал ведущую роль России на Ближнем Востоке // Московский Комсомолец. - 18.01.2017. - URL:
http://www.mk.ru/politics/2017/01/18/makkeyn-priznal-vedushhuyu-rol-rossii-na-blizhnem-vostoke.html
6. Борцов А. Внешняя политика России на Востоке: дело тонкое, но стоящее // Политическая Россия. - 12.05.2016. - URL: http://politrussia.com/world/effektivnost-vneshney-politiki-777/
7. Иран назвал эффективной и успешной операцию ВКС РФ в Сирии // RT.- URL: https://russian.rt.com/article/131458
8. Бушуев М. Москва засвидетельствовала свои амбиции на Ближнем Востоке // ИноСМИ.РУ. - 26.01.2017. - URL: https://inosmi.ru/politic/20170126/238604109.html
Коротко об авторе
Аветисян Элеонора Геворгиевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about the author
Avetisyan Eleonora Gevorgievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]