Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ В ОТНОШЕНИИ БЫВШИХ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ'

ПОЛИТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ В ОТНОШЕНИИ БЫВШИХ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕРЬЁЗНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ИММУНИТЕТЫ / ЮРИСДИКЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коростелев Станислав Валентинович

В статье, посвященной политики реализации универсальной юрисдикции в отношении бывших глав государств и правительств, рассматриваются четыре возможных варианта реализации уголовного преследования: (1) Выдача какому- либо национальному или международному судебному органу не государством национальности, на территории которого оказался обвиняемый; (2) Выдача обвиняемого государством национальности международному судебному органу;(3) Задержание вооружёнными формированиями оккупирующих сил, осуществляющих принуждение к исполнению резолюции СБ ООН, и передача национальному судебному органу; (4) Задержание силами международных вооружённых формирований, обеспечивающих выполнение резолюций СБ ООН, и выдача международному судебному органу; а так же рассматривается (5) возможность осуждения Б. Асада Международным уголовным судом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICS OF REALIZATION OF UNIVERSAL JURISDICTION TOWARD FORMER HEADS OF STATES AND GOVERNMENTS

This article devoted to the realization of the universal jurisdiction towards former heads of states and governments, is focused on four possible alternative modes of implementation of criminal proceedings: (1) surrender of an accused to a national or international court by a non-nationality state within jurisdiction of which the accused was detained; (2) surrender of an accused to an international court by a nationality state; (3) arrest and surrender of an accused to a national court by international forces, engaged in enforcing of UN Security Council Resolution; (4) arrest and surrender of an accused to an international court by international forces, engaged in implementation of UN Security Council Resolution. Article considers the prospective of trial of Bashar Al-Assad by International Criminal Court.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ В ОТНОШЕНИИ БЫВШИХ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ»

УДК 341.4

С. В. Коростелев

ПОЛИТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ В ОТНОШЕНИИ БЫВШИХ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ

Практика международных и национальных судебных органов показывает, что международное сообщество движется в сторону непредоставления иммунитетов за тяжкие преступления и серьезные нарушения прав человека, привлечения бывших глав государств и правительств к ответственности за грубые нарушения международного права в рамках различных юрисдикций. Данная практика подтверждается в частях 2 и 3 резолюции Института международного права 2001 г. «Иммунитеты от юрисдикции и исполнения судебных решений в отношении Глав государств и правительств в международном праве» [1], которая свидетельствует о том, что бывшему Главе государства могут быть предъявлены обвинения, и он может предстать перед судом, если его предполагаемые действия являются преступлением в соответствии с международным правом.

Привлечение a posteriori к ответственности высших должностных лиц государств судебными органами, созданными государствами-победителями, либо Советом Безопасности ООН (СБ ООН), лишает право одной из его главнейших черт - эффективности в охранительной функции, которая определяется, в том числе возможностью осуществления «предупредительных охранительных мер» [2, с. 137]. Для устранения проблемы признания легитимности за решениями международных судебных органов, уполномоченных осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за серьезные нарушения прав человека, был создан самостоятельный по отношению к ООН Международный уголовный суд [3].

В то же время необходимо признать существование серьёзной проблемы в осуществлении процедур международного правосудия -обвиняемые должны предстать перед судом. Возможно осуществление нескольких сценариев реализации уголовного преследования, помимо рассмотрения дела в национальном суде:

1. Выдача какому-либо национальному или международному судебному органу не государством национальности, в пределах юрисдикции которого оказался обвиняемый.

В соответствии с обычным правом, действующие главы государств, если их дела рассматриваются в национальных судах иностранных государств, пользуются юрисдикционными иммунитетами гаИвпв personae, сходными по своей сути с дипломатическими.

Положение главы государства существенно изменяется, когда он прекращает исполнение своих полномочий. В некоторой степени возможно применение иммунитетов гаИопе ша1епае в отношении некоторых действий, предпринятых во время исполнения им своих обязанностей. Дело бывшего Президента Чили А. Пиночета, вопрос об экстрадиции которого рассматривался Палатой лордов [4; 5] в 1998 г., является наиболее показательным. Впервые в истории против бывшего руководителя обвинения и запрос на экстрадицию были заявлены не от его собственного государства, а на основании ордера на арест, выданного испанским судьей, по обвинению А. Пиночета в преступлениях против человечности, включая геноцид и терроризм, предположительно имевшим место во время его правления в Чили. В ходе разбирательства А. Пиночету, находившемуся на территории Великобритании с дипломатическим паспортом, было отказано в иммунитетах гаИопе personae, поскольку он в данный момент не являлся дипломатическим агентом. После окончания разбирательства ему было разрешено вернуться в Чили, где обвинения были предъявлены ему местным судьёй. Кроме того, британские судьи определили, что А. Пиночету в данном деле по ряду обвинений может быть представлен иммунитет гаНож materiae, поскольку закон о присоединении Великобритании к Конвенции против пыток был принят в 1988 г., т.е. уже после того, как имели место на территории Чили, инкриминируемые А. Пиночету преступления. Правительство отдало предпочтение выдаче А. Пиночета его государству, а не Испании.

Юрисдикционные иммунитеты также предоставляются не только главам государств и правительств, но также и действующим членам правительств. Так, например, мы может видеть из решения Международного суда ООН от 14 февраля 2002 г. «Относительно ордера на арест (Демократическая республика Конго против Бельгии)» [6, с.

232-245], судья брюссельского суда первой инстанции, применяя принцип универсальной юрисдикции, выдал ордер на арест министра иностранных дел Конго А. Иеродия, обвиняя его в преступлениях, грубо нарушающих Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним. Суд отметил, что иммунитет от судебного преследования может действовать в течение времени, пока лицо исполняет обязанности министра. Бельгия была вынуждена в соответствии с решением Международного суда отозвать свой ордер на арест. В совместном особом мнении судей Хиггинс, Койманса и Бюргенталя был поставлен вопрос о том: «... имеют ли государства право осуществлять подобную юрисдикцию в отношении лиц, которые обвиняются в совершении тяжких международных преступлений, но никак не связаны с государством суда и не находятся на территории этого государства» [6, с. 241]. Данные судьи не смогли найти примеров устоявшейся практики как осуществления такой юрисдикции, так и доказательств «из разряда opinio juris», подтверждающих противоправность такой практики.

2. Выдача обвиняемого международному судебному органу государством национальности.

28 июня 2001 г. впервые в истории под юрисдикцию международного трибунала был передан бывший глава Югославии государства Слободан Милошевич. Ордер на его арест был выпущен Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии в январе 2001 г., но первоначально С. Милошевич, проигравший президентские выборы осенью 2000 г., был арестован в своём государстве в марте 2001 г. по обвинению в коррупции, растрате, и ряде других преступлений. В соответствии с первым обвинительным заключением МТБЮ ему инкриминировались военные преступления и преступления против человечности, приведшие к изгнанию 800 тыс. этнических албанцев с территории Косово и убийству 900 человек в период 1998-1999 гг. [7; 8].

3. Задержание вооружёнными формированиями оккупирующих сил, осуществляющих принуждение к исполнению резолюции СБ ООН, и передача национальному судебному органу.

Заявленная в резолюции СБ ООН 1483 (2003) необходимость обеспечения ответственности за преступления и злодеяния, совершенные прежним иракским режимом [9], послужила основанием для издания

приказа Временной администрации коалиции в Ираке об учреждении трибунала для расследования и наказания граждан Ирака за преступления геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений, а также за нарушение некоторых законов Ирака [10]. В основу деятельности трибунала был положен разработанный Временной администрацией и Управляющим советом Ирака закон, определявший компетенцию и юрисдикцию трибунала, его структуру, элементы преступлений, правила процедуры. Также Суд применял Правила процедуры, утверждённые Временной администрацией [11], и собственно иракские нормативные акты: Уголовный кодекс 1969 г., Закон о государственном обвинении 1979 г., Закон о наказании за преступление заговора против национальной безопасности и разрушения системы государственного управления 1959 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1971 г.

С. Хуссейн был передан захватившими его войсками коалиции под юрисдикцию иракского суда и осуждён.

4. Задержание силами международных вооружённых формирований, обеспечивающих выполнение резолюций СБ ООН, и выдача международному судебному органу.

На основании Резолюции СБ ООН 1088 (1996) и Дейтонского мирного соглашения после окончания военных действий на территории бывшей Югославии ряд военных преступников были задержаны силами ББОЯ [12] и ЦЫТАЕБ [13]. Пункт 7 резолюции 1088 (996) определил, что: «... в соответствии с Мирным соглашением [Стороны] обязались в полной мере сотрудничать со всеми образованиями, участвующими в осуществлении этого мирного урегулирования, . , или с теми, кто иным образом уполномочен Советом Безопасности, в том числе с Международным трибуналом по бывшей Югославии при выполнении им своих обязанностей по беспристрастному отправлению правосудия, и [подчеркнул], что всестороннее сотрудничество государств и образований с Международным трибуналом включает, в частности, предоставление в распоряжение Трибунала для суда всех лиц, в отношении которых им вынесено обвинительное заключение, и направление информации, призванной содействовать Трибуналу в проведении расследований ...». В п. 8 Резолюция признала право многонациональных сил: «. принимать такие меры, которые требуются, включая применение необходимой силы,

для обеспечения соблюдения положений Приложения 1-А к Мирному соглашению ...». В свою очередь Дейтонское мирное соглашение установило, что: «... все стороны обязаны подчиняться любым приказам или запросам Международного трибунала для бывшей Югославии по поводу ареста, содержания по стражей, задержания, выдачи, либо доступа к лицам, ... обвиняемых в нарушениях, подпадающих под юрисдикцию Трибунала ...» [14].

В феврале 2011 г. впервые в истории ООН Совет Безопасности постановил передать вопрос о ситуации в Ливийской Арабской Джамахирии на рассмотрение Прокурора Международного уголовного суда [15] (далее - МУС) в связи с грубыми и систематическими нарушениями прав человека, включая подавление мирных демонстраций, гибель гражданских лиц и подстрекательство к вражде и насилию в отношении гражданского населения со стороны правительства Ливийской Арабской Джамахирии на самом высоком уровне. В последовавшем заявлении Прокурора был определен круг лиц, в отношении которых будет проводиться расследование: М. Каддафи - Председатель Совета революционного командования, и его приближённые - министр иностранных дел, глава министерства безопасности и разведки, начальник личной охраны, глава организации внешней безопасности Ливии [16]. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на то, что Ливия не является участником Статута МУС [17], Суд обладает юрисдикцией в отношении преступлений геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений, преступлений агрессии, если ситуация передается Прокурору Советом Безопасности, действующим на основании главы VII Устава ООН [18].

Во избежание политических последствий, которые последовали за осуждением и казнью С. Хуссейна в иракском суде на территории своего государства, где были совершены инкриминируемые ему преступления, СБ ООН, принимая решение о передаче рассмотрения ситуации в Ливии Прокурору Международного уголовного суда, сослался в Преамбуле вышеупомянутой Резолюции 1970 (2011) на ст. 16 Статута МУС, в соответствии с которой никакое расследование или уголовное преследование не может начинаться либо проводиться в течение периода в 12 месяцев после того, как Совет Безопасности обращается с просьбой на

этот счет в МУС. Передав вопрос на рассмотрение Прокурору МУС и не запретив МУС рассматривать ситуацию на основании положений ст. 16 Статута, Совет Безопасности тем самым попытался исключить для государств-членов ООН ситуацию, когда М. Каддафи и его приближённые будут задержаны и переданы для осуждения в какой-либо иной орган помимо МУС.

16 сентября 2013 г. ООН опубликовала доклад [19], подтверждающий факт широкомасштабного использования в Сирии химического оружия 21 августа 2013 г., приведшего к значительным жертвам среди гражданского населения, что по определению является грубейшим нарушением международного права. Очевидным образом, ответственность за использование таких средств и методов ведения войны на своей территории, несет руководство государства.

Для реализации ответственности за преступление, подпадающее под всеобщую юрисдикцию, должны быть выполнены ряд шагов. Во-первых, государство должно было бы быть участником Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1992 г. [20] (Сирия была принуждена к ратификации данной Конвенции 14 октября 2013 г.; и должна быть проявлена политическая воля влиятельных членов мирового сообщества к распространению юрисдикции МУС на Сирию, несмотря на то, что

получение разрешающей резолюции в СБ ООН не представляется

*

возможным из-за позиции России . В то же время Сирия является участником Статута МУС, хотя и не ратифицировала его, следовательно, в соответствии со ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров [21], государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы подписанный договор его объекта и цели до его ратификации. Таким образом, Сирия обязана следовать таким временным обязательствам в соответствии с международным правом и именно на этом основании прокурор МУС может инициировать начало уголовного расследования.

Кроме этого, есть и иные аргументы в поддержку возможности использования МУС для наказания за преступления против человечности. Например, собственные прецеденты практики МУС: Кения также

*

В настоящее время СБ ООН разрешал юрисдикцию МУС в отношении Ливии и Судана.

подписала Статут МУС, но не ратифицировала его, и по proprio motu инициативе прокурора с 31 марта 2010 г. рассматривает ситуацию о грубых нарушениях прав человека (убийствах, массовых депортациях и преследованиях), в том числе заместителем Президента Кении.

Такая практика СБ ООН, МУС, других национальных и международных институтов свидетельствует о том переломе, который произошёл в мировом общественном мнении: судебное преследование лиц, совершивших масштабные нарушения прав человека, в международном судебном органе имеет гораздо больше моральных преимуществ, нежели в национальном судебном органе, поскольку позволяет обеспечить большую открытость процесса и показать отсутствие предвзятости со стороны обвинения, которое, в ином случае, реализует волю победителей в конфликте, а не волю мирового сообщества, сформулированную в международных соглашениях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Immunities from Jurisdiction and Execution of Heads of State and of Government in International Law. Institut de Droit International. Session of Vancouver - 2001. 26th August 2001. URL: http://www.idi-iil.org/idiE/resolutionsE/2001_van_02_en.PDF (дата обращения: 15.10.2015).

2. Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2008.

3. Римский Статут международного уголовного суда. Документ ООН A/CONF.183/9 от 17 июля 1998 г. с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 г., 12 июля 1999 г., 30 ноября 1999 г., 8 мая 2000 г., 17 января 2001 г., 16 января 2002 г. URL: http://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 15.02.2011).

4. House of Lords. Session 1998-99. Publications on the Internet. Judgments. Judgments - Regina v. Bartle and the Commissioner of Police for the Metropolis and others EX Parte Pinochet (on appeal from a Divisional Court of the Queen's Bench Division); Regina v. Evans and another and the Commissioner of Police for the Metropolis and others EX Parte Pinochet (on appeal from a Divisional Court of the Queen's Bench Division). URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/ld199899/ldjudgmt/jd981125/pino01.htm (дата обращения: 15.10.2015).

5. Kirgis, Frederic L. The Pinochet Arrest and Possible Extradition to Spain. American Society of International Law. October 1998. URL: http://www.asil.org/insigh27.cfm (дата обращения: 15.10.2015).

6. Краткое изложение решений и консультативных заключений и постановлений Международного Суда. 1997-2002 годы. Документ ООН ST/LEG/SER.F/1/Add.2.

7. Sadat, Leila Nadya. The Trial of Slobodan Milosevic. American Society of International Law. October 2002. URL: http://www.asil.org/insigh90.cfm (дата обращения: 15.02.2011).

8. Case Information Sheet «Kosovo, Croatia & Bosnia» (IT-02-54) Slobodan Milosevic. URL: http://www.icty.org/x/cases/slobodan_milosevic/cis/en/cis_milosevic_slobodan.pdf (дата обращения: 17.02.2011).

9. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2003/res1483.htm (дата обращения: 17.02.2011).

10. Coalition Provisional Authority Order Number 48 "Delegation of Authority Regarding an Iraqi Special Tribunal". Alwaqai Aliraqiya, issue Number 3980, December 10, 2003. URL: http://www.loc.gov/law/help/hussein/docs/ CoalitionProvisionalAuthorityOrder48en.pdf (дата обращения: 17.02.2011).

11. Rules of Procedure and Collection of Evidence annexed to Iraqi Law Number 10 of 2005. Alwaqai Aliraqiya, issue Number 4006, Attachment, October 18, 2005. URL: http://www.loc.gov/law/help/hussein/docs/Rules%20of%20the%20SICT.pdf (дата обращения: 10.02.2014).

12. Созданы на основе Резолюции Совета Безопасности ООН S/RES/1088 (1996). URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1996/res1088.htm (дата обращения: 15.02.2014).

13. Созданы на основе Резолюции Совета Безопасности ООН S/RES/1037 (1996). URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1996/res1037.htm (дата обращения: 17.02.2015).

14. Dayton Peace Accords. Annex 1A: Agreement on the Military Aspects of the Peace Settlement. Article IX (g) 'Prisoner Exchanges'. URL: http://avalon.law.yale.edu/20th_century/day02.asp (дата обращения: 17.02.2011).

15. Документ ООН S/RES/1970 (2011). URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/245/60/PDF/N1124560.pdf?OpenElement (дата обращения: 17.02.2011).

16. Statement of the Prosecutor on the opening of the investigation into the situation in Libya. International Criminal Court. Office of the Prosecutor, 3 March 2011. URL: http://www.icc-cpi.int/NR/rdonlyres/035C3801-5C8D-4ABC-876B-C7D946B51F22/283045/StatementLibya_03032011.pdf (дата обращения: 17.02.2011).

17. State Parties to the Following International Humanitarian Law and Other Related Treaties as of 25-Mar-2011. URL: http://www.icrc.org/IHL.nsf/(SPF)/party_main_ treaties/$File/IHL_and_other_related_Treaties.pdf (дата обращения: 15.02.2011).

18. См.: Статья 13 (b) Статута Международного уголовного суда.

19. Report on Allegations of the Use of Chemical Weapons in theGhouta Area of Damascus on 21 August 2013. URL: http://www.un.org/disarmament/content/slideshow/Secretary_General_Report_of_CW _Investigation.pdf (дата обращения: 15.10.2015).

20. United Nations Treaty Series. 1997. Pgs. 142-273. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/chemweapons.pdf (дата обращения: 15.10.2015).

21. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями. Документ ООН A/CONF. 129/15. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N86/554/11/IMG/N8655411 .pdf?OpenElement (дата обращения: 15.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.