Научная статья на тему 'Политика правительства и региональных властей Тайваня в сфере науки и инноваций с 1980 г. '

Политика правительства и региональных властей Тайваня в сфере науки и инноваций с 1980 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ / НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАРКИ / GOVERNMENT POLICY / INNOVATION / INVESTMENT ENVIRONMENT / NATIONAL PROGRAMS / RESEARCH CENTERS / SCIENCE-INDUSTRIAL PARKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заяшникова Ольга Александровна

Основной целью правительства Тайваня на ближайшие десятилетия является план реструктуризации экономики, реализация которого должна обеспечить стране более высокое и стабильное место в мировой экономической системе. Данные цели не могут быть достигнуты посредством преобразований лишь в отдельных секторах экономики без изменений в системах образования, поддержки частного сектора, а именно малых и средних предприятий, без создания благоприятного инвестиционного климата. Таким образом, можно выделить три ключевых сектора, в которых идет активная работа: научно-инновационный, промышленный, инвестиционный. Все данные сектора взаимосвязаны, и достижения в одном не возможны без успехов в остальных как огромной слаженной структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Заяшникова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main goal of Taiwan government for the near future is the structural change of economy, which should lead to the high level of economic development and the new and stable place in the system of world economy. This goal cannot be reached without structural changes in economy, without education restructuring, support and development of small and middle size business and creation of good investment environment. Thus, three main working sectors are marked out: the science-innovation sector the industrial sector the investment sector. All those sectors are interconnected, and improvement in one sector cannot be obtained without success in others, as a whole working structure

Текст научной работы на тему «Политика правительства и региональных властей Тайваня в сфере науки и инноваций с 1980 г. »

№ 328

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ноябрь

2009

ИСТОРИЯ

УДК 94 «19/...»

О.А. Заяшникова

ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ ТАЙВАНЯ В СФЕРЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ С 1980 г.

Основной целью правительства Тайваня на ближайшие десятилетия является план реструктуризации экономики, реализация которого должна обеспечить стране более высокое и стабильное место в мировой экономической системе. Данные цели не могут быть достигнуты посредством преобразований лишь в отдельных секторах экономики без изменений в системах образования, поддержки частного сектора, а именно малых и средних предприятий, без создания благоприятного инвестиционного климата. Таким образом, можно выделить три ключевых сектора, в которых идет активная работа: научно-инновационный, промышленный, инвестиционный. Все данные сектора взаимосвязаны, и достижения в одном не возможны без успехов в остальных как огромной слаженной структуры.

Ключевые слова: политика правительства; инновации; инвестиционный климат; национальные программы; исследовательские центры; научно-промышленные парки.

Характерная черта тайваньской экономической мо- ства основ ныне действующей успешной экономиче-

дели - доминирование малых и средних предприятий, ской структуры, а также для поддержания достигнутых

около 98% общего числа фирм, на которых заняты 78% трудоспособных граждан [1]. Значителен вклад предприятий в госбюджет, о чем свидетельствует, в частности, величина доходов, полученных центральным бюджетом от налога на добавленную стоимость, около 44% от всех поступлений. Большое внимание тайваньское правительство уделяет разработке программ поддержки и стимулирования предпринимательства, а именно выработке новых экономических стратегий и инновационных планов. Реализация новой экономической стратегии предполагает разработку конкретных мер, с одной стороны, способствующих технологическому обновлению экономики в условиях глобализации экономических связей, использования информационных и Интернет-технологий, с другой - стимулирующих высокую предпринимательскую активность малых и средних предприятий, без которых, по признанию Министерства экономики, невозможно поддержание «жизнеспособной экономики». Таким образом, для стимуляции дальнейшего промышленного развития правительство вырабатывает программы поддержки и развития индустриально-инновационной системы. Строительство такой системы способствует быстрому обмену информацией между правительством, промышленностью, университетами и исследовательскими институтами, что является основополагающим фактором промышленного развития и как следствие - формирования прочной инвестиционной базы.

В развитии тайваньской экономики можно условно выделить три основных периода: 1949-1980 гг. - переходный период от сельскохозяйственного типа к промышленному; 1981-1999 гг. - ряд правительственных мер, способствующих промышленному развитию; 2000 г. - по настоящий день - ряд правительственных мер на поддержание стабильного индустриального развития и переход на экономику знаний.

В настоящей статье рассмотрены основополагающие законодательные акты правительства Тайваня, способствующие развитию экономики; попытки, которые предпринимались правительством для строитель-

результатов; правительственные усилия, которые дали свои положительные результаты.

Почему именно были выбраны временные рамки с 1980-х по 1990-х гг.? Именно в данный период шло активное формирование структур, отвечающих за промышленное развитие Тайваня. В данный период была достигнута либерализация и интернализация Тайваньской экономики. Трудоемкие отрасли промышленности постепенно сдавали свои позиции наукоемким и капиталоемким отраслям производства. В данный период шло активное строительство научно-промышленных парков, открытие исследовательских институтов, формирование крупных промышленных групп, создание цепочки сотрудничества между промышленными группами, правительством, исследовательскими центрами. Именно в период с 1980 по 2000 г. шло активное строительство научно-промышленных парков, становление и развитие исследовательских центров.

Огромное значение для развития экономики имеет правительственная поддержка, как в виде дотаций, субсидий, правительственных грантов, так и утверждение специальных законодательных актов в поддержку развивающихся наукоемких и капиталоемких отраслей промышленности; не последнюю роль играет продуманная налоговая политика. Выделения денежных средств на развитие той или иной отрасли недостаточно, необходимо создание четкой структуры контроля и мониторинга выделенных средств.

На данный момент существует «Национальный Совет по Науке» (National Science Council) - наивысшая правительственная структура, отвечающая за исследование и развитие в области науки и технологий, созданный в 1969 г. по инициативе «Исполнительного Юаня» как реорганизация на основе созданного в 1967 г. «Комитета по научному развитию» (Science Development Steering Committee). Таким образом, была впервые создана организация по контролю, планированию, патронажу в области научного и технологического развития. В 1979 г. «Исполнительным Юанем» был создан «Совещательный Совет по Науке и Технологи-

ям» (Science and Technology Advisory Group). Совет был создан в поддержку «Национального Совета по Науке» для предоставления подробной информации и анализа в «Исполнительный Юань» для последующей разработки курсов на развитие науки и технологий. «Совет по Науке» координирует деятельность «Национальных прикладных исследовательских лабораторий» (National Applied Research Laboratories) - некоммерческая организация, созданная в 2003 г. «Советом по Науке», в составе которой около 10 важнейших исследовательских лабораторий. Существуют также две организации, непосредственно имеющие поддержку Министерства экономики: Институт индустриально-технологических исследований (ITRI-Industrial Technology Research Institute), основанный в 1973 г. Министерством экономики, который является самой большой на Тайване некоммерческой исследовательской организацией (примерно 50% ассигнуются правительством, остальные 50% - спонсируются предприятиями), и Институт информационных технологий (III-Institute for Information Industry), основанный в 1979 г. Исследования и разработки ведутся по всем приоритетным направлениям развития наукоемких отраслей промышленности. В этом же году «Исполнительным Юанем» был создан «Совещательный Совет по Науке и Технологиям» (Science and Technology Advisory Group) в поддержку «Национального Совета по Науке» для предоставления подробной информации и анализа в «Исполнительный Юань» для последующей разработки курсов на развитие науки и технологий.

Первая «Конференция по науке и технологиям» (National Science and Technology Conference) была проведена в 1978 г., по итогам которой в 1979 г. был принят «План развития науки и технологий». Всего было проведено еще 5 конференций - в 1982, 1986, 1991, 1996 и 2001 гг. Были приняты проекты «Белой Книги по Науке и Технологиям» (White Paper on Science and Technology) [2] как черновой вариант для «Плана действий на построение технологически продвинутой нации» (Action Plan for Building a Technologically Advanced Nation) и «Законодательного Акта по науке и технологиям» (Fundamental Science and Technology Act) [3], который был принят в 1999 г. для развития науки и продвижения технологий в производство. Позже на базе данного постановления был принят «План научного и технологического развития» от 2001 г., который включает 8 основных стратегических направлений развития [4].

Помимо проведения Конференций, ежегодно с 1980 г. проводились собрания «Совещательного совета по науке и технологиям» для выработки рекомендаций по последующей разработке планов касаемо науки и технологий. Для каждой отрасли промышленности разработана своя программа развития. В зависимости от области исследований ежегодно собираются совещательные комиссии, по каждой отрасли существуют отдельные комиссии (электроника, средства коммуникации, биотехнология, нанотехнология и др.) для анализа сложившейся ситуации и обсуждения планов дальнейшего развития.

Отдельно следует выделить процесс разработки и принятия национальных программ в области науки и технологий, таких как «Исследовательская программа

по геномике» (National Research Program for Genomic Medicine); «Программа по нанотехнологиям» (National Science and Technology Program for Nanotechnology) [5], в рамках которой также разрабатывались проекты по открытию «Центра микросхем» (Systems on Chip), основной задачей которого была выработка основоположений по интеллектуальной собственности в сфере полупроводников (Silicon Intellectual Property/SIP) [6] на ближайшие 3-5 лет. Также была одобрена Инициатива Исполнительного юаня в области сообщений и коммуникаций (National Information and Communication Initiative/NICI), согласно которой в декабре 2001 г. была принята «Национальная программа сообщений и коммуникаций» (National Information and Communications Infrastructure Program) для выработки основополагающих принципов развития высокоинформационного общества и обсуждения планов по развитию «e-Taiwan», охватывающих проекты по разработке e-government [7], промышленной компьютеризации, Интернет-общества и инфраструктуры, в связи с чем в феврале 2001 г. был одобрен «План по подготовке кадров в сфере компьютерных технологий и программного обеспечения».

Необходимо заметить, что все решения касаемо утверждения планов развития в областях науки и технологий принимаются на основании консенсуса достигнутого в процессе совещаний на уровне национальных конференций, таких как «Национальная конференция по науке и технологиям» (National Science and Technology Conference), «Собрание членов управления» (STAG board meeting), собрания «Наблюдательного совета по выработке стратегий в области промышленных технологий» (Industrial Technology Strategy Review Board) от Исполнительного юаня.

Национальное благосостояние Тайваня и конкурентоспособность целиком и полностью зависят от инноваций в науке и технологиях. Закон о науке и технологиях (Fundamental Science and Technology Act) в дополнение к утвержденному «Национальному плану развития науки и технологий» (National Science and Technology Development Plan) на период 2001-2004 гг. [8] заложил основы формирования курса на развитие науки и технологий и построение системы по реализации данного курса. Более того, в «Белой книге по науке и технологиям на период 2003-2006 гг.» [9] (White paper on science and technology) были конкретно представлены долгосрочные планы развития, стратегии для построения промышленно развитого и научно продвинутого государства. «Вызов 2008 - Национальный план развития» (Challenge 2008 - National Development plan)

[10] заключает в себе основные положения видения Тайваня как «Зеленого силиконового острова» с перспективами на последующее стабильное развитие, заботы об окружающей среде и экономической эффективности. Многие планы и программы были нацелены на постепенное претворение в жизнь амбициозного плана создания «Зеленого силиконового острова», в частности «Программы построения e-Taiwan» (e-Taiwan Construction Plan), нацеленного на стимуляцию бурно развивающихся цифровых отраслей промышленности, а именно на создание широкополосной сети связи для более чем 6 миллионов потребителей к

2007 г., что вывело страну на первое место в ТихоАзиатском регионе по развитости и доступности Интернет-сети. План был сформулирован в 2001 г. Комитетом по национальным информационным и коммуникационным инициативам (National Information and Communication Initiative Committee). В мае 2002 г. данный план был одобрен Исполнительным юанем, и уже в сентябре 2002 г. план был введен 6-м пунктом в общий «Вызов 2008 - Национальный план развития». Фонд ассигнований «Программы построения e-Taiwan» составил 36,6 миллиардов тайваньских долларов на период с 2002 по 2007 г.

Одним из важных шагов на пути построения благоприятного инвестиционного климата является принятие в 2002 г. «Тайваньской программы по созданию многонациональных инновационных R&D центров»

[11]. Основными преимуществами по созданию центров R&D на Тайване являются:

- сложная, многоуровневая промышленная система, интегрированный промышленный комплекс. Тайвань занимает важное место в системе международного разделения труда, входит в пятерку крупных производителей мира по многим ведущим отраслям производства (полупроводники, LCD мониторы, IT программное обеспечение и т.д.);

- высококвалифицированные инженерные кадры. Ведется высококачественная подготовка специалистов благодаря увеличению в течение 10 лет ассигнований на нужды образования с 3% ВВП в 1999 г. до 7% в 2004 г., реорганизации системы высших учебных заведений, предоставления им большей самостоятельности в формировании учебного процесса, разработке новых

учебных курсов, программ и т.д., отвечающих сегодняшним потребностям экономики страны. Создаются информационные сети и базы данных, обеспечивающие быстрый доступ к новейшей информации о рынках, конкуренции на них, новейших технологиях, об уровне прибыльности в различных отраслях и т.п.;

- тесное сотрудничество правительства, промышленности, исследовательских институтов, университетов;

- поддерживающая технологическое и промышленное развитие законодательная база.

Правительство прилагает большие усилия к улучшению инвестиционного климата, включая ускорение строительства инфраструктуры, снятие ограничений на инвестиции тайваньцев в Китай и стремление к подписанию соглашений о свободной торговле и экономическом сотрудничестве с иностранными государствами. Правительством ведется работа по разработкам программ, поощрение образования исследовательских институтов, патронаж исследовательских парков, частичное либо же полное освобождение от уплаты налогов в сферах, связанных с научными исследованиями, создание промышленных концернов.

Политика правительства в поддержку центров «исследования и развития» для ряда стратегически важных отраслей промышленности является мощным фактором развития Тайваня не только в науке, но и в промышленности, а соответственно и в торговле. Огромную роль играет взаимодействие между всеми членами выстроенной цепи работы, а именно: предприятия - исследовательские центры -научные лаборатории - центральные парки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт правительства Тайваня по статистике. Режим доступа: http://eng.dgbas.gov.tw/

2. Проект «Белой Книги по Науке и Технологиям». Режим доступа: http://web1.nsc.gov.tw/public/data/47141051171.pd

3. Законодательный Акт по науке и технологиям. Режим доступа: http://stlc.iii.org.tw/

4. План научного и технологического развития. Режим доступа: http://web1.nsc.gov.tw/public/data/581115222671.pdf

5. Исследовательская программа по геномике. Режим доступа: http://www.nsc.gov.tw

6. Проекты по открытию «Центра микросхем». Режим доступа: my.nthu.edu.tw/~curricul/web/programs/soc-eng.doc

7. Dr. Man To Leung. Good Governance and Government Reinvention // A Normative Framework for E-governance. National Zheng Kung University,

2001.

8. Национальный план развития науки и технологий на период 2001-2004 гг. Режим доступа: http://web1.nsc.gov.tw/public/data/5831533771.htm

9. Белая книга по науке и технологиям на период 2003-2006 гг. Режим доступа: http://web1.nsc.gov.tw/public/data/47141051171.pdf

10. Вызов 2008 - Национальный план развития. Режим доступа: http://yearbook.stpi.org.tw/index.html

11. Тайваньская программа по созданию многонациональных инновационных R&D центров. Режим доступа: http://innovation5.tdp.org.tw/group/ application/tdp_mncf/index.php

Статья представлена научной редакцией «История» 25 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.