№ 328
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Ноябрь
2009
ИСТОРИЯ
УДК 94 «19/...»
О.А. Заяшникова
ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ ТАЙВАНЯ В СФЕРЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ С 1980 г.
Основной целью правительства Тайваня на ближайшие десятилетия является план реструктуризации экономики, реализация которого должна обеспечить стране более высокое и стабильное место в мировой экономической системе. Данные цели не могут быть достигнуты посредством преобразований лишь в отдельных секторах экономики без изменений в системах образования, поддержки частного сектора, а именно малых и средних предприятий, без создания благоприятного инвестиционного климата. Таким образом, можно выделить три ключевых сектора, в которых идет активная работа: научно-инновационный, промышленный, инвестиционный. Все данные сектора взаимосвязаны, и достижения в одном не возможны без успехов в остальных как огромной слаженной структуры.
Ключевые слова: политика правительства; инновации; инвестиционный климат; национальные программы; исследовательские центры; научно-промышленные парки.
Характерная черта тайваньской экономической мо- ства основ ныне действующей успешной экономиче-
дели - доминирование малых и средних предприятий, ской структуры, а также для поддержания достигнутых
около 98% общего числа фирм, на которых заняты 78% трудоспособных граждан [1]. Значителен вклад предприятий в госбюджет, о чем свидетельствует, в частности, величина доходов, полученных центральным бюджетом от налога на добавленную стоимость, около 44% от всех поступлений. Большое внимание тайваньское правительство уделяет разработке программ поддержки и стимулирования предпринимательства, а именно выработке новых экономических стратегий и инновационных планов. Реализация новой экономической стратегии предполагает разработку конкретных мер, с одной стороны, способствующих технологическому обновлению экономики в условиях глобализации экономических связей, использования информационных и Интернет-технологий, с другой - стимулирующих высокую предпринимательскую активность малых и средних предприятий, без которых, по признанию Министерства экономики, невозможно поддержание «жизнеспособной экономики». Таким образом, для стимуляции дальнейшего промышленного развития правительство вырабатывает программы поддержки и развития индустриально-инновационной системы. Строительство такой системы способствует быстрому обмену информацией между правительством, промышленностью, университетами и исследовательскими институтами, что является основополагающим фактором промышленного развития и как следствие - формирования прочной инвестиционной базы.
В развитии тайваньской экономики можно условно выделить три основных периода: 1949-1980 гг. - переходный период от сельскохозяйственного типа к промышленному; 1981-1999 гг. - ряд правительственных мер, способствующих промышленному развитию; 2000 г. - по настоящий день - ряд правительственных мер на поддержание стабильного индустриального развития и переход на экономику знаний.
В настоящей статье рассмотрены основополагающие законодательные акты правительства Тайваня, способствующие развитию экономики; попытки, которые предпринимались правительством для строитель-
результатов; правительственные усилия, которые дали свои положительные результаты.
Почему именно были выбраны временные рамки с 1980-х по 1990-х гг.? Именно в данный период шло активное формирование структур, отвечающих за промышленное развитие Тайваня. В данный период была достигнута либерализация и интернализация Тайваньской экономики. Трудоемкие отрасли промышленности постепенно сдавали свои позиции наукоемким и капиталоемким отраслям производства. В данный период шло активное строительство научно-промышленных парков, открытие исследовательских институтов, формирование крупных промышленных групп, создание цепочки сотрудничества между промышленными группами, правительством, исследовательскими центрами. Именно в период с 1980 по 2000 г. шло активное строительство научно-промышленных парков, становление и развитие исследовательских центров.
Огромное значение для развития экономики имеет правительственная поддержка, как в виде дотаций, субсидий, правительственных грантов, так и утверждение специальных законодательных актов в поддержку развивающихся наукоемких и капиталоемких отраслей промышленности; не последнюю роль играет продуманная налоговая политика. Выделения денежных средств на развитие той или иной отрасли недостаточно, необходимо создание четкой структуры контроля и мониторинга выделенных средств.
На данный момент существует «Национальный Совет по Науке» (National Science Council) - наивысшая правительственная структура, отвечающая за исследование и развитие в области науки и технологий, созданный в 1969 г. по инициативе «Исполнительного Юаня» как реорганизация на основе созданного в 1967 г. «Комитета по научному развитию» (Science Development Steering Committee). Таким образом, была впервые создана организация по контролю, планированию, патронажу в области научного и технологического развития. В 1979 г. «Исполнительным Юанем» был создан «Совещательный Совет по Науке и Технологи-
ям» (Science and Technology Advisory Group). Совет был создан в поддержку «Национального Совета по Науке» для предоставления подробной информации и анализа в «Исполнительный Юань» для последующей разработки курсов на развитие науки и технологий. «Совет по Науке» координирует деятельность «Национальных прикладных исследовательских лабораторий» (National Applied Research Laboratories) - некоммерческая организация, созданная в 2003 г. «Советом по Науке», в составе которой около 10 важнейших исследовательских лабораторий. Существуют также две организации, непосредственно имеющие поддержку Министерства экономики: Институт индустриально-технологических исследований (ITRI-Industrial Technology Research Institute), основанный в 1973 г. Министерством экономики, который является самой большой на Тайване некоммерческой исследовательской организацией (примерно 50% ассигнуются правительством, остальные 50% - спонсируются предприятиями), и Институт информационных технологий (III-Institute for Information Industry), основанный в 1979 г. Исследования и разработки ведутся по всем приоритетным направлениям развития наукоемких отраслей промышленности. В этом же году «Исполнительным Юанем» был создан «Совещательный Совет по Науке и Технологиям» (Science and Technology Advisory Group) в поддержку «Национального Совета по Науке» для предоставления подробной информации и анализа в «Исполнительный Юань» для последующей разработки курсов на развитие науки и технологий.
Первая «Конференция по науке и технологиям» (National Science and Technology Conference) была проведена в 1978 г., по итогам которой в 1979 г. был принят «План развития науки и технологий». Всего было проведено еще 5 конференций - в 1982, 1986, 1991, 1996 и 2001 гг. Были приняты проекты «Белой Книги по Науке и Технологиям» (White Paper on Science and Technology) [2] как черновой вариант для «Плана действий на построение технологически продвинутой нации» (Action Plan for Building a Technologically Advanced Nation) и «Законодательного Акта по науке и технологиям» (Fundamental Science and Technology Act) [3], который был принят в 1999 г. для развития науки и продвижения технологий в производство. Позже на базе данного постановления был принят «План научного и технологического развития» от 2001 г., который включает 8 основных стратегических направлений развития [4].
Помимо проведения Конференций, ежегодно с 1980 г. проводились собрания «Совещательного совета по науке и технологиям» для выработки рекомендаций по последующей разработке планов касаемо науки и технологий. Для каждой отрасли промышленности разработана своя программа развития. В зависимости от области исследований ежегодно собираются совещательные комиссии, по каждой отрасли существуют отдельные комиссии (электроника, средства коммуникации, биотехнология, нанотехнология и др.) для анализа сложившейся ситуации и обсуждения планов дальнейшего развития.
Отдельно следует выделить процесс разработки и принятия национальных программ в области науки и технологий, таких как «Исследовательская программа
по геномике» (National Research Program for Genomic Medicine); «Программа по нанотехнологиям» (National Science and Technology Program for Nanotechnology) [5], в рамках которой также разрабатывались проекты по открытию «Центра микросхем» (Systems on Chip), основной задачей которого была выработка основоположений по интеллектуальной собственности в сфере полупроводников (Silicon Intellectual Property/SIP) [6] на ближайшие 3-5 лет. Также была одобрена Инициатива Исполнительного юаня в области сообщений и коммуникаций (National Information and Communication Initiative/NICI), согласно которой в декабре 2001 г. была принята «Национальная программа сообщений и коммуникаций» (National Information and Communications Infrastructure Program) для выработки основополагающих принципов развития высокоинформационного общества и обсуждения планов по развитию «e-Taiwan», охватывающих проекты по разработке e-government [7], промышленной компьютеризации, Интернет-общества и инфраструктуры, в связи с чем в феврале 2001 г. был одобрен «План по подготовке кадров в сфере компьютерных технологий и программного обеспечения».
Необходимо заметить, что все решения касаемо утверждения планов развития в областях науки и технологий принимаются на основании консенсуса достигнутого в процессе совещаний на уровне национальных конференций, таких как «Национальная конференция по науке и технологиям» (National Science and Technology Conference), «Собрание членов управления» (STAG board meeting), собрания «Наблюдательного совета по выработке стратегий в области промышленных технологий» (Industrial Technology Strategy Review Board) от Исполнительного юаня.
Национальное благосостояние Тайваня и конкурентоспособность целиком и полностью зависят от инноваций в науке и технологиях. Закон о науке и технологиях (Fundamental Science and Technology Act) в дополнение к утвержденному «Национальному плану развития науки и технологий» (National Science and Technology Development Plan) на период 2001-2004 гг. [8] заложил основы формирования курса на развитие науки и технологий и построение системы по реализации данного курса. Более того, в «Белой книге по науке и технологиям на период 2003-2006 гг.» [9] (White paper on science and technology) были конкретно представлены долгосрочные планы развития, стратегии для построения промышленно развитого и научно продвинутого государства. «Вызов 2008 - Национальный план развития» (Challenge 2008 - National Development plan)
[10] заключает в себе основные положения видения Тайваня как «Зеленого силиконового острова» с перспективами на последующее стабильное развитие, заботы об окружающей среде и экономической эффективности. Многие планы и программы были нацелены на постепенное претворение в жизнь амбициозного плана создания «Зеленого силиконового острова», в частности «Программы построения e-Taiwan» (e-Taiwan Construction Plan), нацеленного на стимуляцию бурно развивающихся цифровых отраслей промышленности, а именно на создание широкополосной сети связи для более чем 6 миллионов потребителей к
2007 г., что вывело страну на первое место в ТихоАзиатском регионе по развитости и доступности Интернет-сети. План был сформулирован в 2001 г. Комитетом по национальным информационным и коммуникационным инициативам (National Information and Communication Initiative Committee). В мае 2002 г. данный план был одобрен Исполнительным юанем, и уже в сентябре 2002 г. план был введен 6-м пунктом в общий «Вызов 2008 - Национальный план развития». Фонд ассигнований «Программы построения e-Taiwan» составил 36,6 миллиардов тайваньских долларов на период с 2002 по 2007 г.
Одним из важных шагов на пути построения благоприятного инвестиционного климата является принятие в 2002 г. «Тайваньской программы по созданию многонациональных инновационных R&D центров»
[11]. Основными преимуществами по созданию центров R&D на Тайване являются:
- сложная, многоуровневая промышленная система, интегрированный промышленный комплекс. Тайвань занимает важное место в системе международного разделения труда, входит в пятерку крупных производителей мира по многим ведущим отраслям производства (полупроводники, LCD мониторы, IT программное обеспечение и т.д.);
- высококвалифицированные инженерные кадры. Ведется высококачественная подготовка специалистов благодаря увеличению в течение 10 лет ассигнований на нужды образования с 3% ВВП в 1999 г. до 7% в 2004 г., реорганизации системы высших учебных заведений, предоставления им большей самостоятельности в формировании учебного процесса, разработке новых
учебных курсов, программ и т.д., отвечающих сегодняшним потребностям экономики страны. Создаются информационные сети и базы данных, обеспечивающие быстрый доступ к новейшей информации о рынках, конкуренции на них, новейших технологиях, об уровне прибыльности в различных отраслях и т.п.;
- тесное сотрудничество правительства, промышленности, исследовательских институтов, университетов;
- поддерживающая технологическое и промышленное развитие законодательная база.
Правительство прилагает большие усилия к улучшению инвестиционного климата, включая ускорение строительства инфраструктуры, снятие ограничений на инвестиции тайваньцев в Китай и стремление к подписанию соглашений о свободной торговле и экономическом сотрудничестве с иностранными государствами. Правительством ведется работа по разработкам программ, поощрение образования исследовательских институтов, патронаж исследовательских парков, частичное либо же полное освобождение от уплаты налогов в сферах, связанных с научными исследованиями, создание промышленных концернов.
Политика правительства в поддержку центров «исследования и развития» для ряда стратегически важных отраслей промышленности является мощным фактором развития Тайваня не только в науке, но и в промышленности, а соответственно и в торговле. Огромную роль играет взаимодействие между всеми членами выстроенной цепи работы, а именно: предприятия - исследовательские центры -научные лаборатории - центральные парки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт правительства Тайваня по статистике. Режим доступа: http://eng.dgbas.gov.tw/
2. Проект «Белой Книги по Науке и Технологиям». Режим доступа: http://web1.nsc.gov.tw/public/data/47141051171.pd
3. Законодательный Акт по науке и технологиям. Режим доступа: http://stlc.iii.org.tw/
4. План научного и технологического развития. Режим доступа: http://web1.nsc.gov.tw/public/data/581115222671.pdf
5. Исследовательская программа по геномике. Режим доступа: http://www.nsc.gov.tw
6. Проекты по открытию «Центра микросхем». Режим доступа: my.nthu.edu.tw/~curricul/web/programs/soc-eng.doc
7. Dr. Man To Leung. Good Governance and Government Reinvention // A Normative Framework for E-governance. National Zheng Kung University,
2001.
8. Национальный план развития науки и технологий на период 2001-2004 гг. Режим доступа: http://web1.nsc.gov.tw/public/data/5831533771.htm
9. Белая книга по науке и технологиям на период 2003-2006 гг. Режим доступа: http://web1.nsc.gov.tw/public/data/47141051171.pdf
10. Вызов 2008 - Национальный план развития. Режим доступа: http://yearbook.stpi.org.tw/index.html
11. Тайваньская программа по созданию многонациональных инновационных R&D центров. Режим доступа: http://innovation5.tdp.org.tw/group/ application/tdp_mncf/index.php
Статья представлена научной редакцией «История» 25 мая 2009 г.