Научная статья на тему 'Политика охраны материнства и детства в РСФСР в 1950-1980 годах и её региональные проявления'

Политика охраны материнства и детства в РСФСР в 1950-1980 годах и её региональные проявления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
422
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL WELFARE / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL SECURITY / ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА / PROTECTION OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE / СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА / SOCIAL SERVICE / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фахрутдинова Наталья Рафаэлевна

В статье рассматривается социальная политика государства в области охраны материнства и детства в послевоенный период. Прослеживается динамика развития социального обеспечения в Хакасии. Выявлены характерные черты политики в сфере охраны материнства и детства в регионе. Анализируется опыт работы органов социальной защиты населения Республики Хакасия в данный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фахрутдинова Наталья Рафаэлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy of Motherhood and Childhood Protection in RSFSR in the 1950s-1980s and the Regional Practices

The article considers the federal social policy aimed at motherhood and childhood protection during the post-war period. The author shows the dynamic development of social welfare in Khakassia and reveals characteristic features of motherhood and childhood policy in the region. The author also analyzes the present social security authorities practice in the Republic of Khakassia.

Текст научной работы на тему «Политика охраны материнства и детства в РСФСР в 1950-1980 годах и её региональные проявления»

питками укладывается в представление о должном поведении, в обычной жизни вряд ли можно встретить такое широкое гостеприимство.

Материальные объекты существуют одновременно во множестве «повествовательных» миров или наррати-вов. Одна и та же вещь в одной и той же ситуации, но в разных нарративах, по сути, разные вещи. Например, ношение праздничной национальной одежды на праздничном мероприятии будет воспринято как соответствующее данным рамкам референции, тогда как в повседневной жизни, скорее всего, будет сочтено как отклоняющееся поведение. Возвращаясь к зиммелевскому пониманию социологического исследования вещи, приходим к тому, что «вещь есть, прежде всего, смысловое, а не материальное единство». Поэтому при изучении объекта самого по себе, мы вынуждены отталкиваться и от нарратива, и от его культурной биографии, чтобы понять его назначение и смысловое наполнение.

Таким образом, материальный подход к анализу родовых отношений наглядно демонстрирует взаимосвязь физического и социального пространств, очерчивая границы повседневного мира и мира праздника, а также выявляет символическое значение материальных предметов культуры. Недостаток этого подхода заключается в том, что он делает акцент на внешней стороне предмета исследования. Несомненно, визуальная социология позволяет выявить смыслы, скрытые за материальной оболочкой, но она не использует всего спектра методов, отражающих множество социальных связей, пронизывающих социальную структуру общества.

Обобщая вышесказанное, приходим к выводу, что рассмотрение родовых отношений с точки зрения разных теоретических подходов позволяет понять и отразить разные стороны этого социокультурного феномена. Концепт «матрицы» обнаруживает особый порядок отношений, который постоянно воспроизводится независимо от времени и пространства. Теория социального капитала раскрывает функциональное значение родовых отношений как сети сложившихся связей, выступающих в качестве средств достижения целей. Социология вещей вскрывает символические значения и смыслы материальных артефактов, связанных с родовыми отношениями. Целесообразным представляется интеграция этих подходов, так как каждый из них отражает определённую сторону изучаемого явления. Это служит ключевой посылкой в понимании механизма воспроизводства родовых отношений.

Библиографический список

1. Гудков, Л. Д. Русский неотрадиционализм / Л. Д. Гудков // Отечественные записки. - 2002. - № 3.

2. Кирдина, С. Г. Институциональные матрицы и развитие России / С. Г. Кирдина. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. - 308 с.

3. Бессонова, О. А. Общая теория институциональных трансформаций как новая картина мира / О. А. Бессонова // Общественные науки и современность. - 2006. - № 2. - С. 130-142.

4. Кондрашин, И. А. Кодекс светского поведения / И. А. Кондрашин. - М.: Изд-во «Миратос», 2006. - 656 с.

5. Кнорр-Цетина, К. Объектная социальность: общественные отношения в постсоциальных обществах знания / К. Кнорр-Цетина // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2002. - Т. 5. - № 1. - С. 101-124.

© Лушникова О. Л., 2017

УДК 94(47)+364-058" 1950/1980"

ПОЛИТИКА ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РСФСР В 1950-1980 ГОДАХ И ЕЁ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Н. Р. Фахрутдинова

Научный руководитель — Е. В. Тышта, кандидат политических наук Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается социальная политика государства в области охраны материнства и детства в послевоенный период. Прослеживается динамика развития социального обеспечения в Хакасии. Выявлены характерные черты политики в сфере охраны материнства и детства в регионе. Анализируется опыт работы органов социальной защиты населения Республики Хакасия в данный период.

Ключевые слова: социальное обеспечение, социальная защита, охрана материнства и детства, социальная инфраструктура, социальная служба, социальная политика.

В послевоенный период в Советском государстве был взят курс на восстановление народного хозяйства. На первый план в нашей стране выходят задачи, направленные на восстановление довоенного уровня экономики и восполнение трудовых ресурсов страны. Решение этих задач легли в основу послевоенного развития системы социального обеспечения населения. В связи с этим одним из направлений социальной политики в указанное время становится защита интересов матери и ребёнка.

Охрана материнства и детства - это система мероприятий, направленных на повышение рождаемости, поощрение материнства, укрепление здоровья матери и ребёнка, поскольку от здоровья женщины, будущей матери зависит уровень воспроизводства населения, развитие трудового, интеллектуального, оборонного потенциала страны. Так, в целях особой охраны труда в исследуемый период были расширены и закреплены права беременной женщины и женщины-матери. Принимается ряд законодательных актов. С 1 апреля 1956 года была увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам с 77 дней до 112 дней. При осложнённых родах и при рождении двух и более детей к отпуску дополнительно добавлялись 70 дней после родов. Право на получение отпуска имели все женщины, проработавшие на одном месте не менее трёх месяцев [1].

В 1968 году были приняты Основы законодательства СССР о браке и семье, в 1969 году - Кодекс о браке и семье РСФСР, в 1977 году - Конституция СССР и др. законодательные акты [2; 3; 4], в которых также отражалась политика государства в сфере охраны материнства и детства. В 80-х гг. были реализованы вполне «социал-демократические» меры в области социальной политики в отношении женщин-матерей: введены единовременные пособия на каждого ребёнка, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до одного года, ряд производственных льгот работающим матерям [5].

Изучение опыта социальной защиты в целом и его регионального развития в частности позволяет выявить особенные черты, обусловленные социальным и экономическим развитием региона. Социальная политика в области охраны материнства и детства в регионах имели свои особенности. Например, за период своего существования в статусе автономной области Хакасией были достигнуты неплохие социально-экономические результаты. Развитие промышленности и сельского хозяйства улучшило демографические показатели в регионе. По данным Всесоюзной переписи населения, в 1939 году на территории Хакасской автономной области (ХАО) проживало 272 730 человек, в 1959 году - 411 047, в 1970 году - 445 824, в 1979 году - 500 106, в 1989 году -568 605 человек [6]. Стабильное увеличение численности населения на территории области преимущественно было обусловлено миграционными процессами.

В исследуемый период в Хакасской автономной области социальное обеспечение граждан находилось в ведении областного отдела социального обеспечения. Отдел просуществовал до 1991 года. В 1966 году эта служба включала в себя 9 районно-городских отделов. Фактические расходы по выплате государственных пособий многодетным матерям по области за период 1957-1959 гг. составили: в 1957 году - 6 531 390 руб., 1958 году -6 681 085 руб., 1959 оду - 6 726 050 руб. [7].

Данные о деятельности отдела социального обеспечения Хакасского облисполкома за 1960 год представлены в национальном архиве Республики Хакасия. Названной структурой выполнялась работа по улучшению материально-бытовых условий многодетных семей и одиноких матерей, улучшались их жилищно-бытовые условия, проводилось трудоустройство матерей, устройство детей в детские сады, ясли и интернаты, оказывалась помощь в предоставлении и ремонте квартир. Некоторым матерям оказывалась помощь в обеспечении топливом, углём, дровами. Остронуждающимся была оказана помощь в приобретении валенок.

Денежная помощь многодетным и одиноким матерям предоставлялась по решениям облисполкома через отделы народного образования из фондов всеобуча, через организации и учреждения, через кассы взаимопомощи. В 1960 году всего по области денежная помощь была оказана 85 матерям на сумму 27 200 руб.; 125 детей оформлены в детские учреждения разного уровня; отремонтированы 57 квартир и выделена нуждающимся 31 квартира; привезено 190 т угля, 1 133 м3 дров.; трудоустроено 106 матерей; обеспечено валенками 106 матерей [8]. В этом же году всего было назначено 3 155 госпособий многодетным и 799 одиноким матерями [9].

Анализ документов, представленных в Национальном архиве Республики Хакасия, показал, что на территории Хакасии в 1960-х годах, несмотря на государственную поддержку материнства и детства в стране, происходило стабильное снижение числа многодетных матерей. Так, в 1956 году в отделах социального обеспечения многодетных матерей было зарегистрировано:

- в г. Черногорске - 306 чел.;

- в Ширинском районе - 624 чел.;

- в Усть-Абаканском районе - 584 чел.;

- в Таштыпском районе - 481 чел. [10].

В 1960 году количество многодетных матерей как в г. Черногорске, так и в указанных районах области снижается, и оно составило:

- в Черногорске - 274 чел.;

- в Ширинском районе - 532 чел.;

- в Усть-Абаканском районе - 537 чел.;

- в Таштыпском районе - 464 чел. [11].

К 1965 году количество многодетных матерей в ХАО снизилось почти на 2 000 человек по сравнению с 1961 годом. В этом же году в Хакасской автономной области 685 многодетных матерей были награждены орденами и медалями [12].

Динамику развития социальной политики государства в регионе можно увидеть в статистическом сборнике «Хакасской автономной области 50 лет». Число постоянных детских садов и яслей-садиков в 1950 году в регионе составляло 46, в 1960 году вдвое больше - 92, в 1970 году их было уже 186 [13].

За 1969 год многодетным и одиноким матерям было предоставлено 17 квартир, 111 детей отдохнули в пионерских лагерях, трудоустроено 89 человек.

В 1980-х годах на территории Хакасии функционировало 265 школ и 337 детских садов. Однако, несмотря на принимаемые меры по строительству дошкольных учреждений, они были переполнены на 20-30 %.

Высокие темпы роста населения обострили характерные для региона социальные проблемы: нехватку мест в детских садах, отсутствие детских молочных кухонь в ряде районов, недостаточное количество женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий и т. д. [14]. Поэтому в июле 1982 года в Хакасской автономной области была создана постоянная Комиссия по вопросам труда, быта женщин, охраны материнства и детства. За весь период своей деятельности Комиссия способствовала решению таких важных проблем, как недостаточное количество детских молочных кухонь, нехватка мест в детских садах, расширение ассортимента продуктов

в школьных и детсадовских столовых, установление взаимодействия между органами образования и здравоохранения и др. [14]. К сожалению, несмотря на все усилия, Комиссии не удалось решить проблему нехватки детских и медицинских учреждений.

Таким образом, в послевоенный период социальная политика государства способствовала вовлечению женщин в производственную деятельность, изменила правовое положение женщин и детей в сторону расширения и обеспечения их правовых и экономических гарантий. Семья находилась под защитой государства и воспринималась как важнейший институт общества. Это привело к началу 80-х годов XX века к улучшению демографической ситуации в стране и одновременно к ухудшению ситуации с обеспеченностью населения регионов объектами социальной инфраструктуры. На территории Хакасской автономной области к середине 1960-х гг. стало меньше многодетных семей и женщин, решившихся на рождение ребёнка вне брака. Это связано с трудностями оформления государственных денежных пособий, его низким размером, а также отсутствием достаточной инфраструктуры для рождения и воспитания ребёнка.

Библиографический список

1. Об увеличении продолжительности отпусков по беременности и родам / Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 года // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_5068.htm (дата обращения: 29.03.2017).

2. Основы законодательства СССР о браке и семье 1968 года // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - URL: http://www.libussr.ru (дата обращения: 29.03.2017).

3. Кодек о браке и семье РСФСР / Утверждён ВС РСФСР (30.07.1969) // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - URL: http://www.libussr.ru (дата обращения: 29.03.2017).

4. Конституция СССР 1977 года / Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - URL: http://www.libussr.ru (дата обращения: 29.03.2017).

5. Рабжаева, М. В. Историко-социальный анализ практик семейной политики России 20 века / М. В. Рабжаева // Социс. - 2004. - № 6. -URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2004-06/rabzhaeva.pdf (дата обращения: 04.05.2017).

6. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность населения СССР, РСФСР и её территориальных единиц по полу. - URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus89_reg1.php (дата обращения 04.05.2017).

7. ГКУ РХ «Национальный архив» - Ф. 43. Оп. 1. Д. 12. Л. 80.

8. ГКУ РХ «Национальный архив» - Ф. 43. Оп. 1. Д. 12. Л. 7.

9. ГКУ РХ «Национальный архив» - Ф. 43. Оп. 1. Д. 12. Л. 93.

10. ГКУ РХ «Национальный архив» - Ф. 43. Оп. 1. Д. 6. Л. 7, 13, 84, 92.

11. ГКУ РХ «Национальный архив» -- Ф. 43. Оп. 1. Д. 12. Л. 117, 124, 134.

12. ГКУ РХ «Национальный архив» - Ф. 43. Оп. 1. Д. 22. Л. 4.

13. Хакасской автономной области 50 лет. - Абакан: Хакасское отд-ние Красноярского книжного изд-ва, 1980. - 99 с.

14. Морозова, Н. А. Реализация политики государства в области охраны и защиты семьи, материнства и детства в Хакасии (1981-2007 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук; спец. 07.00.02 - Отечественная история / Н. А. Морозова. - Улан-Удэ, 2011. - 24 с.

© Фахрутдинова Н. Р., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.