Инвестиционный потенциал
Удк 336.43
политика либерализации и поощрения инвестиций как фактор стимулирования притока иностранного капитала в российскую экономику
е. в. КАПРАЛОВА, аспирантка кафедры экономического анализа,
учета и аудита E-mail: kat-kapralova@mail. ru Пензенский государственный университет
В статье проводится анализ иностранных инвестиций как фактора стимулирования развития экономики России. Методологией служит классификация и систематизация форм и методов осуществления каждого вида иностранного инвестирования. На основании этого выделяются приоритетные прикладные направления политики либерализации в области иностранных инвестиций. Сделан вывод, что наиболее прямолинейным вариантом для ведения активной коммерческой деятельности в РФ является создание российской коммерческой организации с иностранными инвестициями. Политика либерализации и поощрения инвестиций остается доминирующим элементом инвестиционной политики, ведущей к экономическому росту страны.
Ключевые слова: политика либерализации, иностранные инвестиции, лизинг, франчайзинг.
Переход к устойчивому экономическому росту — основное направление развития экономики России, успешная реализация которого в первую очередь зависит от масштабного притока инвестиций в реальный сектор экономики. С укреплением международных связей и созданием единой мировой финансовой системы расширяется потенциально возможный круг инвесторов. Соответственно
увеличивается и объем инвестиций. При этом иностранные инвестиции являются не только источником капитала для российской экономики, но выступают факторами:
1) ускорения экономического и технического прогресса;
2) обновления и модернизации производства;
3) обеспечения занятости населения, подготовки кадров.
Таким образом, иностранные инвестиции в настоящее время являются катализатором развития экономики России. Однако стратегия иностранной компании-инвестора и эффективность ее деятельности зависят от степени благоприятности микроэкономических условий для ведения бизнеса в стране, куда инвестируется капитал. Именно в целях создания благоприятных условий для иностранных инвесторов большинство стран мира использует политику либерализации и поощрения инвестиций, основанную на формировании стабильности условий ведения бизнеса в стране и соответствии правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
Политика либерализации и поощрения инвестиций используется в Российской Федерации для
стимулирования роста следующих финансовых потоков в страну:
1) прямые иностранные инвестиции (ПИИ);
2) портфельные иностранные инвестиции;
3) прочие иностранные инвестиции [2].
Данные поступления капитала отражаются
по счету текущих операций платежного баланса страны, а также представляют собой наиболее распространенную классификацию иностранных инвестиций. Как виды иностранного инвестирования выделенные способы вложения капитала имеют индивидуальные особенности в части финансового механизма и законодательного регулирования. Поэтому целесообразно классифицировать формы и методы осуществления каждого вида инвестирования следующим образом (см. таблицу).
Наибольшее значение для экономики государства имеют прямые иностранные инвестиции, так как они являются важной движущей силой промышленного производства и фактором роста его эффективности за счет:
— обеспечения вливания капитала;
— технологий и новых способов управления организацией;
— повышения уровня квалификации и эффективности труда в индустрии.
При осуществлении прямых иностранных инвестиций денежные средства вкладываются непосредственно в материальный объект, а инвестор имеет целью получение дохода в течение длитель-
ного времени за счет создания нового продукта и формирования добавочной стоимости. Политика либерализации и поощрения инвестиций в сфере стимулирования ППИ состоит в формировании устойчивой законодательной базы в части регулирования и поощрения различных форм ведения бизнеса [4]. В России могут создаваться и действовать следующие предприятия с участием прямых иностранных инвестиций:
1) предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;
2) предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;
3) филиалы иностранных юридических лиц.
Наиболее прямолинейным вариантом для
ведения активной коммерческой деятельности в РФ является создание российской коммерческой организации с иностранными инвестициями. Такая организация становится полноценным российским юридическим лицом. Поэтому для иностранного инвестора будет отсутствовать валютный контроль при операциях с резидентами. Процедура регистрации общества с иностранными инвестициями та же, что и при регистрации обычной российской компании. Дополнительно предоставляются лишь заверенные и переведенные документы иностранной компании (выписка из коммерческого реестра или аналогичные документы). Требования к устав-
Формы и методы осуществления иностранных инвестиций на территории российской Федерации
Вид инвестиций Форма (метод) осуществления инвестиций
Прямые иностранные инвестиции Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору
Создание совместных предприятий
Приобретение или поглощение зарубежных предприятий
Финансирование деятельности зарубежных филиалов и представительств
Вложение в акционерный капитал предприятия для получения контроля за его деятельностью
Приобретение прав пользования землей, природными ресурсами и иных имущественных прав
Реинвестирование прибыли
Портфельные иностранные инвестиции Покупка ценных бумаг зарубежных эмитентов на национальном фондовом рынке
Вложение в ценные бумаги на рынках зарубежных стран
Вложение капитала в международные инвестиционные фонды
Открытие вкладов в зарубежных банках
Прочие иностранные инвестиции Осуществление международных лизинговых операций
Осуществление франчайзинговой деятельности на международном уровне
Международный факторинг
Государственные заимствования Российской Федерации, образующие государственный долг страны
Прочие иностранные кредиты Российской Федерации
Финансовые кредиты российских предприятий
Торговые кредиты российских предприятий
ному капиталу обычные, пошлина стандартная. В целом предприятие с иностранными инвестициями — нормальная российская организация, способная вести любую коммерческую деятельность, не запрещенную законом [1].
Для более эффективной работы в России иностранная компания вправе открыть свое обособленное подразделение: представительство или филиал. Представительства и филиалы иностранных юридических лиц подлежат обязательной аккредитации в уполномоченном органе. Основным таким органом является Государственная регистрационная палата (ГРП) при Минюсте России. Только ГРП имеет полномочия на аккредитацию филиалов. Представительства могут быть аккредитованы как при ГРП, так и при некоторых других ведомствах, включая Торгово-промышленную палату РФ. Кроме того, филиалам и представительствам необходимо встать на налоговый учет с присвоением ИНН, последующей регистрацией во внебюджетных фондах — Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ и Фонде обязательного медицинского страхования РФ.
Длительность процедуры аккредитации филиала или представительства в Регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ составляет от 5 до 18 рабочих дней. Аккредитация предоставляется сроком на один, два или три года (при необходимости может быть продлена). Постановка на налоговый учет с последующей регистрацией во внебюджетных фондах занимает от двух до трех недель. При аккредитации взимается государственная пошлина (для представительств — не установлена, для филиалов — 120 тыс. руб.). Для аккредитации необходимо предоставить:
— заверенные и переведенные документы иностранной компании;
— положение о представительстве или филиале;
— рекомендации российских партнеров;
— выписку из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица;
— устав (учредительный договор) иностранного юридического лица;
—рекомендательное письмо иностранного банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо.
Аккредитующий орган, как правило, оказывает и паспортно-визовую поддержку иностранным сотрудникам представительства или филиала [6]. Данный метод вложения инвестиций выбирается иностранным инвестором в случае ведения ак-
тивной, но не очень масштабной деятельности в Российской Федерации.
Прямые иностранные инвестиции имеют решающее значение для роста экономики и создания рабочих мест во всем мире. Например, в США за последние 10 лет филиалы иностранных компаний создали 5—6 млн рабочих мест. Их годовой фонд заработной платы превышает 400 млн долл., что составляет примерно 6 % ВВП страны. Кроме того, филиалы иностранных компаний производят более 18 % общего объема экспорта Соединенных Штатов [5].
В России объем ежегодного поступления прямых иностранных инвестиций еще не достиг докризисного уровня. Однако он с каждым годом растет (в 2011 г. — 18 415 млн долл., что на 33 % больше, чем в 2010 г.). В общей сумме накопленного иностранного капитала удельный вес ППИ составил в 2011 г. 40 %. Наибольшую долю имеют прочие иностранные инвестиции — 57 %.
Что касается прочих иностранных инвестиций (см. таблицу), то их наибольшая часть представлена в виде разного рода кредитов. В данном случае политика либерализации и поощрения инвестиций заключается в формировании законодательной базы кредитных операций. Коммерческие организации с иностранными инвестициями подлежат государственной регистрации в общем порядке. Однако для обслуживания операций по получению дохода от выданного кредита (торгового или финансового) иностранная компания может открыть счет в российском банке. Для этого необходимо предоставить банку комплект заверенных и переведенных документов компании, оформить договор счета и заверить банковскую карточку. Кроме того, для открытия счета потребуется обязательная постановка на налоговый учет в России. Для этого придется предоставить в налоговый орган заверенные и переведенные документы компании, включая справку из налогового органа страны ее регистрации. С точки зрения налогового законодательства РФ получаемый таким инвестором доход квалифицируется как доход, полученный от источников в России без образования постоянного представительства. Он облагается налогом на доход «у источника выплаты» по ставкам, зависящим от вида дохода:
— дивиденды — 15 %;
—проценты, роялти, арендный доход—20 % и др.
Налог у источника выплаты удерживается и уплачивается в бюджет российским контрагентом
иностранной компании, который получает статус «налогового агента». При наличии международного налогового соглашения с данной страной ставка налога у источника может быть уменьшена. Для этого иностранная компания обязана предоставить налоговому агенту заверенную и переведенную справку о своем налоговом статусе (статусе налогового резидента) из компетентного органа своей страны.
Помимо различных форм кредита политика либерализации и поощрения инвестиций дает основу для развития других механизмов осуществления прочих иностранных инвестиций.
Для пополнения предприятиями основных средств и расширения рынка сбыта производимой продукции мировая экономическая практика широко использует механизм международного финансового лизинга. Особенность договора лизинга состоит в том, что лизингодатель (в роли которого выступают коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании, а также специализированные лизинговые компании) передает имущество, специально приобретенное по договору купли—продажи, в пользование лизингополучателю, сам его не используя. Это позволяет рассматривать лизинг не только как разновидность аренды, но и как форму долгосрочного инвестирования, при которой лизингополучатель погашает денежные средства, затраченные на закупку оборудования, путем регулярной выплаты лизингодателю арендных платежей. Сумма этих платежей складывается из:
— стоимости оборудования;
— расходов лизингодателя, связанных с приобретением оборудования;
— суммы, составляющей непосредственно прибыль лизингодателя.
Кроме того, для ведения лизинговой деятельности в России иностранная компания не обязана создавать представительства или филиала, иметь зарубежную или российскую лизинговую лицензию. Она лишь заключает с российским предприятием договор лизинга, за счет заемных или собственных средств закупает нужный лизингополучателю предмет лизинга и поставляет его российскому лизингополучателю [3]. В данном случае политика либерализации и поощрения инвестиций состоит именно в простоте таких операций с юридической точки зрения. Действие данной политики подтверждается статистическими данными.
Объем рынка лизинга в Российской Федерации ежегодно растет и в 2011 г. достиг рекордного
уровня — 1,3 трлн руб., что на 80 % превышает докризисный. Объем сделок, где лизингодателем выступает иностранная компания, также имеет тенденцию к росту и превышает докризисный уровень на 70 %. В 2011 г. иностранные лизингодатели открыли 17 % компаний — участников рынка, на долю которых пришлось 13 % всех лизинговых сделок, или 169 млрд руб. [7].
Также одним из перспективных механизмов инвестирования является международный франчайзинг. Франчайзинг — это форма видения бизнеса, при которой одна компания (франчайзер) представляет другой компании (франчайзи) «франшизу» — особый комплекс имущественных и неимущественных прав, который может включать в себя фирменное наименование, товарный знак, иные объекты промышленной и интеллектуальной собственности, технические знания, «ноу-хау». В данном случае иностранные инвестиции выступают не в форме капитала, а в форме технологии построения бизнеса. Франчайзер:
— берет на себя обязательства по обучению персонала, поставке оборудования и сырья;
— оказывает помощь в организации дела, налаживании системы управления.
При этом материнская компания получает от данной сделки два вида дохода:
1) паушальный взнос — фиксированный единовременный платеж за право пользования франшизой;
2) роялти — периодические (ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные) платежи в качестве вознаграждения за право пользования франшизой.
За 2009—2011 гг. количество франчайзинговых компаний выросло в два раза [8]. В этот же период, начиная с 2009 г., распространение в России получила такая финансовая операция, как международный факторинг. Это финансирование поставок товаров и услуг с отсрочкой платежа в условиях, когда продавец и покупатель являются резидентами разных государств. Международный факторинг часто используется как финансовая услуга по долгосрочным или бессрочным внешнеэкономическим контрактам, для которых характерны регулярность поставок и значительный товарооборот. Доля международного факторинга не превышает 3 % рынка факторов. Однако вступление России в ВТО создает возможности для вовлечения страны в международную торговлю, что расширяет потенциал роста международного факторинга. Кроме того, на фоне ухудшения ситуации
с ликвидностью зарубежных банков иностранные финансовые институты заинтересованы в факторинге как инструменте краткосрочного фондирования, который позволяет контролировать процентные риски и диверсифицировать кредитные. С другой стороны, из-за жесткой ценовой конкуренции на рынке факторинга его стоимость и стоимость кредита стали сопоставимыми. Клиент при этом все чаще выбирает факторинг, который декларирует хотя бы какую-то сервисную составляющую [7].
Наименьшую долю в структуре накопленных инвестиций (3 % на 01.01.2012) имеют портфельные инвестиции. Особенность данной формы вложения капитала состоит в том, что инвестор нацелен на получение «пассивного» дохода и не ведет никакой содержательной деятельности в России, ограничившись лишь собственно инвестицией. В данном случае иностранный инвестор может осуществлять свою деятельность с помощью российского партнера:
1) через независимого агента;
2) через договор совместной деятельности;
3) через договор доверительного управления [1].
Согласно налоговому законодательству Российской Федерации деятельность иностранной компании через независимого агента (брокера, комиссионера) не приводит к образованию постоянного представительства. Прежде всего, это операции купли—продажи с российскими ценными бумагами, осуществляемые через российского профессионального участника рынка ценных бумаг. Данные операции проводятся иностранными компаниями (включая офшорные) без налогообложения в РФ, независимо от каких-либо международных налоговых соглашений. Этим обусловлено широчайшее распространение подобных договоров.
Договор о совместной деятельности представляет собой договор простого товарищества с российским партнером. При этом ведением общих дел занимается российский участник. Договор доверительного управления с российским резидентом чаще всего используется при управлении ценными бумагами. Но, если российский партер на постоянной основе заключает сделки от имени иностранной компании, то он приобретает статус постоянного представительства иностранной компании, что вызывает налоговые последствия.
Таким образом, следуя общемировой политике либерализации и поощрения инвестиций, Российская Федерация проводит мероприятия по стимулированию притока иностранных инвестиций, представляя иностранным инвесторам целый ряд вариантов ведения деятельности в РФ. Для каждого варианта характерны свои особенности налогообложения и валютного регулирования. Некоторые виды деятельности в РФ (прежде всего, операции с ценными бумагами) иностранному инвестору целесообразно осуществлять через российского партнера. Кроме того, ведется работа по упрощению создания бизнеса, регулированию процессов приватизации, повышению конкуренции и поддержке инноваций. Рост объема накопленного иностранного капитала также является результатом проводимой экономической политики. В будущем это должно привести к обновлению производственных фондов, увеличению эффективности работы национальных предприятий и развитию национальной производственной базы.
В целом политика либерализации и поощрения инвестиций остается доминирующим элементом международной инвестиционной политики.
Список литературы
1. Будылин С. А. Иностранные инвесторы в России: возможные варианты. URL: http://www. roche-duffay. ru.
2. Зубченко Л. А. Иностранные инвестиции: учеб. пособие. — М.: Книгодел. 2012.
3. Дмитриев В. В. О лизинговых платежах в таможенной стоимости. Об ответственности налогового агента при расчетах с нерезидентами // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет. 2012. № 6.
4. Investment Promotion. United Nation Industrial Development Organization. URL: http://www. unido. org.
5. Tiberi P. Tax Reform and Foreign Investment in the United States. Hearing before the Subcommittee on Select Revenue Measures of the Committee on Ways and Means U. S. House of Representatives. Washington. DC: U. S. Government printing office. 2012.
6. URL: http://www. nordoutsourcing. ru.
7. URL: http://www. raexpert. ru.
8. URL: http://ru. rusfranch. ru.