RAR
УДК 069.424 ББК 79.1
DOI 10.34685/HI.2021.35.4.010
ПОЛИТИКА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ФОНДА СОВРЕМЕННОГО РИСУНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ 1930-х гг.
Петрова Дарья Александровна,
аспирантка Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, ул. Космонавтов, 2, Москва, Россия, 129301, e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена изучению исторического опыта Третьяковской галереи в области формирования коллекции современного рисунка. Анализируется влияние социокультурных факторов на принципы, критерии и формы комплектования коллекции в 1930-е гг. Ключевые слова
Музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей живописной культуры, формализм, комплектование музейных фондов, графика, рисунок.
На рубеже 1920-х - 1930-х гг., когда процесс политизации и идеологизации в СССР охватывает культуру, науку, искусство и все сферы духовной жизни, социокультурная роль музея претерпевает серьезные изменения. Из культурно-просветительных учреждений музеи превращаются в политико-просветительные структуры, призванные пропагандировать марксистско-ленинское мировоззрение и способствовать решению задач социалистического строительства. Как и другие художественные музеи страны, Третьяковская галерея вынужденно приступила к коренной перестройке всех основных направлений своей деятельности. В данной статье мы попытаемся рассмотреть сопряженность принципов, критериев и форм комплектования фонда современной графики с социокультурным контекстом 1930-х гг.
Важной вехой в развитии музейной сферы страны стал Первый Всероссийский музейный съезд, проходивший в Москве в декабре 1930 г.: он закрепил представление о музее как о поли-
тико-просветительном учреждении, определил цели и задачи музеев разных профилей. В частности, художественные музеи должны были освещать, прежде всего, классовую борьбу, при этом идеология тех или иных социальных классов прямолинейно отождествлялась с определенным художественным стилем. Утверждение политико-просветительной работы в качестве основополагающей вело к деформации всех основных направлений музейной деятельности, в том числе комплектования фондов. Музейная экспозиция стала рассматриваться только как основа для массово-просветительской работы. Такая установка неизбежно вела к тому, что в собрание музея могли поступать произведения более низкого художественного уровня, не раскрывающие стиль мастера, но отвечающие установке - отражать социалистическую реальность и быт, воздействовать на массы и демонстрировать им грандиозность происходящих в стране событий.
Важным фактором, оказавшим влияние на формирование художественных коллекций, стало изменение отношения власти к искусству. На рубеже 1920-1930-х гг. начинает меняться социокультурная роль искусства. Его начинают оценивать, прежде всего, с точки зрения идеологического потенциала, а не художественных критериев. Значимость произведения определялась тем вкладом, который оно могло внести в дело социалистического строительства, утверждения идей пролетарского государства и формирования сознания масс. Поэтому художникам следовало создавать работы определённого смыслового содержания и надлежащей тематики: история революции, труд, портрет, советский быт и образ жизни.
В 1929-1930 гг. в Третьяковской галерее был создан Музейно-политический совет, который принимал решение о включении новых поступлений в собрание галереи. На первые трех заседаниях совета в феврале и марте 1930 г. обсуждался вопрос о приобретениях и просмотру представленных к приобретению работ. Галерея организовала специальную выставку, предназначенную для общественного просмотра произведений1. Автор статьи о Музейно-политическом совете, которая вышла в журнале «Искусство в массы», отмечал, что незначительным отклонением от основной задачи - заполнение значительных пробелов в собрании галереи произведениями социальной тематики за годы революции - стали покупки, пополняющие пробелы основной коллекции, начиная от XVIII в., а также работы современных мастеров, качественно высокие, отразившие в своём творчестве наиболее яркие, формальные искания2.
Однако, вскоре стали появляться новые подходы к оценке творчества тех современных художников, работы которых стали трактоваться как формалистические3, и в культурной политике государства начала нарастать борьба с так
1 См.: Авотин Я. Я. Музейно-политический совет в Третьяковской галереи // Искусство в массы. 1930. №4 (12). С. 32.
2 См.: Там же.
3 В разное время к формалистам относили А.В. Шев-
ченко, Д.П. Штеренберга, К.Н. Истомина, А.Д. Гонча-
рова, Р.Н. Барто, В.Е. Тышлера, А.А. Лабаса, А.Д. Дре-
вина, Н.А. Удальцову, П.Н. Филонова, К.С. Малевича,
И.В. Клюна, Н.М. Суетина.
называемым формализмом. В том же журнале «Искусство в массы» была опубликована статья, авторы которой обвиняли руководство галереи в «нежелании приобретать произведения, отображающие наше строительство, новый советский быт, а также историко-революционные темы»4, и в стремлении комплектовать фонды работами «левых» художников. «Отбор произведений происходил по принципу эстетической значимости, при этом качество произведения определялось работниками галереи в полном противоречии с мнением массового зрителя, с пренебрежением к нему <...> Тут господствует настоящий формализм. Вещи покупались исключительно по формальному признаку <. > Были произведения, которые галерея не рекомендовала приобретать, но которые все же были включены в состав галереи»5, - писал в своей докладной записке А.А. Федоров-Давыдов. Эстетическими признавались «картины беспредмет-нические, формалистические, буржуазно-извра-щенческие по форме»6.
Развернувшаяся дискуссия о формализме со временем приняла характер идеологической кампании. В 1933 г. появляются работы о вреде формализма, о его классово-враждебной сущности, и далее, на протяжении 1930-х гг. публикуются многочисленные статьи, направленные против формализма и натурализма в искусстве. Автором ряда статей был советский историк искусства В. С. Кеменов, возглавивший в 1938 г. Третьяковскую галерею (Фото. 1). Например, статья «О художниках-пачкунах», вышедшая в газете «Правда» и статья «Формалистические кривляния в живописи», опубликованная в этой же газете. Во всех выступлениях и публикациях, направленных против формализма, прослеживаются две мысли: первая - о том, что формалисты отражают только свой внутренний мир, поэтому не интересны для общества, вторая -необходимо только то искусство, которое востребовано массами, а массы требуют понятное
__99
4 Цит. по: Журавлев В., Писарев С. Третьяковка в тисках формализма // Искусство в массы. 1930. №7(15). С. 20.
5 См.: Материалы обследования работы Третьяковской галереи бригадой РКИ: протоколы заседаний, докладная записка, выступление А. А. Федорова-Давыдова и др. 1023 апреля 1930 гг. РГАЛИ. Ф.990. Оп.3. Д.4. Л.1.; Л.9.
6 Цит. по: Журавлев В., Писарев С. Указ. соч. С. 20.
Фото. 1. Кеменов Владимр Семенович. В 1938-1940 гг. возглавлял Третьяковскую галерею.
инвентарным книгам, а теперь признанная специальной комиссией при Третьяковской галерее не имеющей музейного значения и продажной ценности. В общей сложности - 408 работ. Среди них - произведения таких известных и выдающихся мастеров как Л.Ф. Жегин, С.Ю. Судей-кин, О.В. Розанова, Ю.К. Королев, Р.Р. Фальк, Д.П. Штеренберг, П.В. Митурич, Л.А. Бруни, И.В. Клюн, Е.С. Потехина-Фальк, А.В. Лентулов, Н.А. Удальцова и др. Согласно акту эти работы были сданы в «Утиль-сырье при Мос. губ Бюро принуд. работ»8 и впоследствии уничтожены. Часть отобранных по спискам произведений была оставлена на хранение в Третьяковской галерее. Это графические работы Л.А. Бруни, П.П. Кончаловского, А.В. Лентулова, П.В. Ми-турича, Д.П. Штеренберга, А.А. Экстер, О.В. Розановой, А.М. Родченко, В.Н. Чекрыгина. Надо сказать, что ещё в самом начале 1930-х гг. некоторые из этих работ успели побывать в экспозиции галереи, но уже как образец тупика буржуазного искусства (Фото. 2).
и доходчивое искусство. Формализм воспринимали и позиционировали как враждебный советскому искусству, точнее социалистическому реализму, с ним боролись как с не имеющим отношения ни к советским реалиям, ни к советскому искусству.
Борьба с формализмом привела к закрытию в 1929 г. филиала Третьяковской галереи - Музея живописной культуры (МЖК). В январе 1929 г. была создана Комиссия под председательством Ф. К. Лехта, в которую вошли Н. Г. Машковцев, А. А. Федоров-Давыдов, П. В. Вильямс и представитель ЦК РАБИС7. Отсмотрев коллекцию МЖК, она отобрала произведения, подлежащие передаче в фонды Третьяковской галереи. Комиссия разделила работы на 12 списков - список № 1 - то, что должно остаться в Третьяковской галерее, списки со 2-го по 6-й - то, что должно быть передано в региональные музеи, и списки с 7-го по 12-й - это работы, признанные комиссией не имеющими художественного и музейного значения. В списке № 10 и № 11 вошла графика, приобретённая закупочной комиссией при бывшем Музейном бюро отдела ИЗО Нар-компроса за период с 1919 по 1922 гг., согласно
Фото. 2. Авангардное искусство в марксистской экспозиции Третьяковской галереи. 1931-1932
В апреле 1930 г. и в сентябре-октябре 1931 г. органами рабоче-крестьянской инспекции проводились обследования Третьяковской галереи на предмет качества основных видов музейной работы. По материалам обследования галереи в журнале «Искусство в массы» вышла статья
Профсоюз работников искусства.
См.: Материалы Оценочной комиссии по ликвидации вещей фонда Музея Живописной Культуры. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8.11. Ед.хр.269. Л.38-45.
8
7
«Третьяковка в тисках формализма», в которой закупочная деятельность галереи получила отрицательную оценку: «...проводилась определенная тенденция пополнять галлерею преимущественно формалистическим «левым» искусством»9.
19 мая 1936 г. председатель Комитета по делам искусств П.М. Керженцев написал докладную записку И.В. Сталину и В.М. Молотову в которой говорил о том, что за последние 2025 лет Третьяковская галерея и Русский музей приобретали произведения сплошь формалистического и натуралистического порядка. Эти «ничтожные по своему художественному значению и в целом случае вредные» произведения занимают значительную часть выставочной площади, в то время как картины художников-реалистов «консервируются в запасниках». Автор призывал изъять из общих экспозиционных залов произведения формалистического и грубо-натуралистического характера за последние 25 лет и переместить их в особое помещение, закрытое для массового зрителя10.
В том же году в июньском номере газеты «Правда» П.М. Керженцев указал на необходимость «пересмотреть экспозиции Третьяковской галереи и Русского музея в Ленинграде, посвященные живописи последних 20-25 лет, с тем, чтобы снять из общих экспозиционных зал этих двух музеев произведения формалистического и грубо-натуралистического характера <...> Советский раздел в этих двух музеях, - писал он, -должен быть особенно тщательно просмотрен и пополнен крупнейшими произведениями советских художников-реалистов»11.
25 октября 1938 г. был подписан секретный приказ № 9 Уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн в печати и Начальника Глав-лита Н. Г. Садчикова об организации спецфондов в музеях. К приказу прилагался «Список музе-
9 Цит. по: Журавлев В., Писарев С. Указ. соч. С. 20.
10 См.: Докладная записка председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР П. М. Керженцева И.В. Сталину и В.М. Молотову о необходимости изъятия из экспозиций музеев художественных произведений русского авангарда. 19 мая 1936 г. // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б)-ВКП(б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917-1953. М.: МФД, 1999. С. 308-309.
11 Цит. по: Керженцев П. О Третьяковской галлерее //
Правда. 7 июня 1936. № 155 (6761). С. 3.
ев, в которых должны организовываться особые фонды»; среди обозначенных в нем 21 музея была и Третьяковская галерея.
В приказе, в частности, говорилось: «1. Разрешить музеям союзного, республиканского, краевого и областного значения создание особых фондов экспозиционных и неэкспозиционных материалов <...> 4. ... отобрать на предмет уничтожения экспозиционный и неэкспозиционный материал, не имеющий историческую, художественную и другую научную и специальную ценность»12.
Так, из собрания Третьяковской галереи было изъято довольно обширное количество графических работ художника Н.А. Андреева с изображением политических деятелей, имена которых находились в то время под запретом: портреты Л. Д. Троцкого, А. И. Рыкова, Н.Н. Бухарина, Г.Е. Зиновьева, С. С. Каменева и др. Эти рисунки были переданы в один из органов советской цензуры - ГорОблЛит - местный орган отделения Главлита, а в последствии, скорей всего, уничтожены.
Процесс комплектования фондов в значительной степени регламентировался Положением о Закупочной комиссии Третьяковской галереи, принятом в 1932 г. Согласно этому документу, Комиссия должна была приобретать художественные произведения, необходимые для галереи, по заявлению самой Комиссии, а также художественных организаций и отдельных художников, причём заявление должно было содержать как характеристику данной вещи, так и мотив её приобретения.
При закупке произведений советского искусства Комиссия должна была руководствоваться основными задачами построения Советского отдела в Галерее: «а) по периоду военного коммунизма и по восстановительному периоду: выявление основных этапов классовой борьбы в изобразительном искусстве, процесса перерождения буржуазных художников. б) по реконструктивному периоду: выявление процессов дифференциации попутчиков в связи с обострением классовой борьбы в стране».
12 Цит. по: Приказ № 9 Уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн в печати и начальника Главли-та об организации спецфрндов в музеях от 25 октября 1938 г. // История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М.: Росспэн, 1997. С. 490-492.
Комиссии следовало уделять особое внимание «пролетарским союзническим организациям и лево-попутническим кадрам советских художников» и в первую очередь приобретать «художественные произведения, политически верно раскрывающие большие социалистические темы». При этом «художественные произведения, несущие в себе идеологию, чуждую пролетариату», могли приобретаться «лишь в случае крайней необходимости в экспозиции»13.
В 1936 г. Председатель Всесоюзного комитета по делам искусств П. М. Керженцев утвердил Инструкцию о порядке проведения государственных закупок художественных произведений. Согласно этому документу, закупки должны были производиться с выставок, из мастерских художников, через систему Всекохудожника14 и Всекопромсовета15, из собраний отдельных государственных организаций и частных лиц, через комиссионные магазины. Музеи должны были обращаться с заявками на приобретение в Центральную Закупочную Комиссию - орган, который решал вопрос о целесообразности приобретения отобранных музеями произведений.
При закупках приоритет отдавался советскому искусству. На его приобретение выделялись крупные денежные суммы. Преимущество отдавалось советской тематике. Как пишет В. С. Манин, Комитет по делам искусств рассылал указания, в которых предлагалось «регулярно следить за ростом советского искусства, приобретая высококачественные тематические произведения, в первую очередь, приобретая произведения на темы истории партии, жизни Ленина, Сталина и т.п.»16.
13 См.: Положение о Закупочной Комиссии Государственной Третьяковской Галерее и о её составе на 1932 год. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8. Оп. IV. Ед.хр.98. Л.5.
14 Всероссийское кооперативное объединение «Художник», Всероссийское кооперативное товарищество «Художник» (Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств) - Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства, существовавший с 1928 по 1953 год.
15 Всесоюзный совет республиканских центров промысловой кооперации.
16 Цит. по: Манин В. С. Искусство в резервации. Худо-
жественная жизнь России 1917-1941 гг. М.: Эдиториал УССР, 1999. С. 166.
Одним из основных источников пополнения коллекции галереи в это время стали приобретения с выставок. Многие произведений создавалось специально для таких тематических выставок. На них экспонировались произведения, созданные на конкретную тему в рамках государственного заказа. Для написания работ художников отравляли в творческие командировки, а законченные работы проходили процедуру согласования с Комитетом по делам искусств. Каждое произведение должно было соответствовать тематическому плану экспозиции, что было продемонстрировано на выставке «Художники РСФСР за 15 лет», на которой была показана история советского искусства и государства, и масштабный замысел и подготовка в 1937-1939 гг. грандиозной выставки «Индустрия социализма».
Полномасштабная выставка «Художники РСФСР за 15 лет», проходила в 1932-1934 гг. в Ленинграде, а затем в Москве. Она была призвана укрепить недавно созданный Союз художников и сплотить «вокруг себя советских художников в интересах расцвета социалистической культуры». Зритель должен был получить представление о том, как изменились основные направления в искусстве под влиянием успехов социалистического строительства, а также увидеть, какими путями шёл художник для того, чтобы включиться в строительство социализма. Эта выставка позволила подвести итог состоянию советского изобразительного искусства на момент создания Московской организации союза художников.
Третьяковская галерея обратилась к наркому просвещения с просьбой выделить на приобретение с московской и ленинградской экспозиций произведений на сумму 300 тысяч рублей, а также отправила ходатайство в Президиум Моссовета17. В результате больших закупок у авторов-участников выставки, в 1934 г. коллекция рисунка пополнилось графическими работами А.П. Остроумовой-Лебедевой, Н.А. Тырсы, А.А. Дейне-ки, С.В. Герасимова, Ю.И. Пименова, А.А. Лабаса и др. Московская экспозиция включала большой
17 Ходатайство в Президиум Моссовета с просьбой о выделении каждый год галереи 100000 рублей на пополнение было отправлено 27.11.1932. Моссовет ссудил галереи 75000 р. для закупки работ с выставки «Художники РСФСР за 15 лет» (Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8. Оп.ГУ. Ед. хр.98).
раздел плаката и карикатуры, многие экспонаты которого образовали новую коллекцию в собрании графики Третьяковской галереи.
В 1938 г. галерея обратилась в Комитет по делам искусств с просьбой разрешить сделать ряд заказов лучшим советским художникам для пополнения Советского отдела. В письме говорилось о том, что для отдела нужны высокохудожественные произведения на тему историко-революционного движения, а также портреты знаменитых людей страны и пейзажи, в которых было бы отражено широко-развивающееся строительство, природные богатства различных областей республики. Далее прилагался список художников, которым предполагалось дать заказ: И.И. Бродский, А.М. Герасимов, Б.В. Иогансон, Г.Г. Нисский, А.П. Остроумова-Лебедева, Н.П. Крымов, К.Ф. Богаевский. Из художников-графиков были отмечены Кукрыниксы, которым предполагалось заказать работу на тему историко-революционного движения.
Последним крупным событием в художественной жизни довоенного времени стала выставка «Индустрия социализма», открывшаяся в 1939 г. и организованная Народным комиссариатом тяжёлой промышленности (Илл. 3). Художники в своих произведениях, созданных для этой выставки, должны были отразить «не только заводы и комбайны и не только их работу, не только как машина поднимает пласты земли, но и то, как люди, работая на машинах, борясь со стихией, изменяя лик земли, изменяются сами и как изменяется их психология»18. Перед художниками стояла задача, «воодушевившись огромной любовью к своей социалистической родине», показать победы сталинских пятилеток. На выставке экспонировалось свыше тысячи произведений, включая фарфор и художественные лаки.
Впоследствии, уже после Великой отечественной войны, через Дирекцию художественных выставок и панорам (ДХВП), которая была образована на базе этой выставки в 1940 г., в собрание галереи была приобретена графическая работа А.А. Шовкуненко «Пароход проходит шлюз. Днепрострой», экспонировавшаяся на этой выставке.
18 Цит. по: Всесоюзная художественная выставка «Индустрия социализма». Каталог выставки. М.-Л.: Искусство, 1939. С. 4.
Илл. 3. Каталог выставки 1939 г. Индустрия социализма
Подводя итоги, можно сказать, что превращение советских музеев в пропагандистские центры в 1930-е гг. привело к изменению содержательной направленности пополнения коллекций в Третьяковской галерее, к сужению тематики комплектования современного графического искусства, а также к изъятию из собрания галереи «идеологически вредных» материалов, в том числе и произведений искусства, созданных художниками, отнесёнными властью к категории «формалистов».
Основными формами комплектования коллекции становятся государственный целевой заказ на исполнение произведений искусства, а также приобретение работ с выставок, экспонаты которых прошли строгий идеологический контроль. С выставок и у самих художников приобретались работы, показывающие новый советский быт и счастливую советскую действительность. В целом новые поступления в собрание графики Третьяковской галереи в эти годы отражало общее развитие отечественного искусства в русле социалистического реализма.
Список литературы
1. Авотин Я. Я. Музейно-политический совет в Третьяковской галерее // Искусство в массы. 1930. №4 (12). С. 32.
2. Журавлев В., Писарев С. Третьяковкав тисках формализма // Искусство в массы. 1930. №7(15). С. 20-21.
3. Докладная записка председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР П.М. Керженцева И.В. Сталину и В.М. Молотову о необхо-
димости изъятия из экспозиций музеев художественных произведений русского авангарда. 19 мая 1936 г. // Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б)-ВКП(б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917-1953. М.: МФД, 1999. С. 308-309.
4.«Индустрия социализма», всесоюзная художественная выставка (Москва). Москва; Ленинград: Искусство, 1940. 140 с.
5.Керженцев П. М. О Третьяковской галле-рее // Правда. 7 июня 1936. № 155 (6761). С. 3.
6. Манин В. С. Искусство в резервации. Художественная жизнь России 1917-1941 гг. М.: Эдиториал, УРСС, 1999. 264 с.
7. Материалы обследования работы Третьяковской галереи бригадой РКИ: протоколы заседаний, докладная записка, выступление
А.А. Федорова-Давыдова и др. 10-23 апреля 1930 гг. РГАЛИ. Ф.990. Оп.3. Д.4.
8. Материалы Оценочной комиссии по ликвидации вещей фонда Музея Живописной Культуры. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8.1Г. Ед.хр.269.
9. Положение о Закупочной Комиссии Государственной Третьяковской Галерее и о её составе на 1932 год. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8. Оп. IV. Ед.хр.98.
10. Приказ № 9 Уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн в печати и начальника Главлита об организации спецфрндов в музеях от 25 октября 1938 г. // История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М.: Росспэн, 1997. С. 490-492.
THE ACQUISITION'S POLICY OF THE STATE TRETYAKOV GALLERY'S FOUND OF MODERN DRAWING IN THE SOCIOCULTURAL
ASPECT OF THE 1930s.
Petrova Darya Alexandrovna,
master of Museology, postgraduate Student Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev, Cosmonauts Str. 5, 129301 Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article is devoted to the study of the historical experience of the Tretyakov Gallery in the formation of a collection of modern drawings. The influence of socio-cultural factors on the principles, criteria and forms of collection acquisition in the 1930s is analyzed. Keywords
Museum, State Tretyakov Gallery, Museum of Picturesque Culture, formalism, acquisition of museum funds, graphics, drawing.