Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГРАФИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ В 1920-Е ГОДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГРАФИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ В 1920-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
282
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ / ГРАФИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрова Дарья Александровна

Статья посвящена изучению исторического опыта Третьяковской галереи в области формирования коллекции графики. Анализируются концептуальные подходы и формы комплектования фондов, рассматриваются итоги формирования коллекции рисунков за первое послереволюционное десятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION THE STATE TRETYAKOV GALLERY COLLECTION OF CONTEMPORARY GRAPHICS IN THE 1920S

The article is devoted to the study of the historical experience of the Tretyakov Gallery in the field of the formation of graphic collections. Conceptual approaches and forms of collection of funds are analyzed, the results of the formation of a collection of drawings for the first postrevolutionary decade are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГРАФИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ В 1920-Е ГОДЫ»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ И ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

RAR

УДК 069.4 ББК 79.1

10.34685/HI.2021.32.1.012

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГРАФИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ

ГАЛЕРЕИ В 1920-е ГОДЫ

Петрова Дарья Александровна,

Аспирантка, Российский научно-исследовательский институт

культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Институт Наследия), ул. Космонавтов, д. 2, г. Москва, Россия, 129366 e-mail: dasha_petrova.1992@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению исторического опыта Третьяковской галереи в области формирования коллекции графики. Анализируются концептуальные подходы и формы комплектования фондов, рассматриваются итоги формирования коллекции рисунков за первое послереволюционное десятилетие.

Ключевые слова

Музей, Государственная Третьяковская галерея, комплектование музейных фондов, графика.

Собрание отечественной графики Государственной Третьяковской галереи является одним из крупнейших в России и состоит из двух коллекций: графического искусства XVIII - начала ХХ вв. и современной графики, процесс формирования которой в 1920-е гг. анализируется в данной работе. Комплектование фондов - долгий и слож-

ный процесс, включающий в себя собирание, атрибуцию, систематизацию и научное описание музейных предметов. Поскольку в рамках данной статьи невозможно рассмотреть этот процесс во всей его полноте, мы ограничимся анализом концептуальных подходов к комплектованию коллекции рисунка в 1920-е гг., а также основных

форм составления коллекции и результатов этой работы, достигнутых к концу рассматриваемого периода.

Графика — одна из интереснейших областей художественного творчества. Все архитектурные проекты, скульптуры и картины на полотне начинаются с первых карандашных набросков на бумаге. Постепенно рисунок вырос в большой, самостоятельный жанр, в котором отражено непосредственное общение художника с натурой.

Искусство живописи второй половины XIX в. было искусством станковой картины по преимуществу. Рисунок же рассматривался чаще всего как вспомогательный, подготовительный материал в работе над живописным произведением, да и сами художники, казалось, не придавали ему самостоятельного значения. В русле этих представлений развивалась и собирательская деятельность основателя галереи П. М. Третьякова, считавшего рисунок лишь дополнением к живописи и потому не уделявшему ему особого внимания как объекту коллекционирования.

После смерти П. М. Третьякова в 1898 г. члены Совета галереи, в частности, И. С. Остроухов, И. Э. Грабарь и др., продолжали собирать графические работы современных мастеров, однако особое внимание по-прежнему уделялось комплектованию живописи. В 1918 г. возглавлявший Третьяковскую галерею И. Э. Грабарь впервые стал поднимать на заседаниях Учёного совета вопрос о необходимости приобретения не только живописных работ, но и произведений графики, предлагая сосредоточить внимание на работах мастеров новых художественных школ1. В отличие от предреволюционных лет в основу комплектования был положен историко-хронологический подход, и особое внимание стало уделяться станковому рисунку и гравюре.

Широкие возможности для реализации этого подхода, этой концепции открылись в первые послереволюционные годы, когда в результате национализации, конфискации, реквизиции, секуляризации на основе соответствующих декретов в руках государства сосредоточились огромные художественные ценности. Активно используя все возможности пополнения фондов, впервые столь широко открывавшиеся перед ней, галерея

1 Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. М., 1986. С. 441.

стремилась следовать в своей собирательской деятельности определённой системе, концентрируя внимание, прежде всего, на восполнении лакун в музейном собрании.

Важным источником пополнения графического собрания Третьяковской галереи стали уже сложившиеся коллекции и отдельные произведения, переданные ей государством в ходе реорганизации музейной сети из Цветковской галереи, Румянцевского музея и Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова.

Цветковская галерея была присоединена к Третьяковской галерее в 1925 г. на правах филиала и получила статус Отдела рисунка2. В 1926 г. филиал закрыли: все рисунки, почти полторы тысячи, и сто картин поступили в собрание Третьяковской галереи, а остальная часть коллекции была передана провинциальным музеям3. Из Цветковской галереи в фонды Третьяковской галереи были переданы рисунки старых мастеров: В. Л. Боровиковского, С. Ф. Щедрина, А. П. Брюллова. Но большую часть поступлений составили рисунки и акварели художников второй половины XIX - начала ХХ вв.: В. Е. Маковского, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. Д. Поленова.

В 1925 г., после реорганизации Румянцев-ского музея, в Третьяковскую галерею поступило собрание рисунков и акварелей Александра Иванова. Галерея стала обладательницей более 800 отдельных листов и 39 альбомов художника, включающих в себя рисунки-штудии с обнажённой натуры, подготовительные эскизы и этюды к живописным произведениям, пейзажи, сцены бытового жанра, исполненные акварелью. Особое место в наследии А. Иванова занимает акварельный цикл библейских этюдов, который в художественном и эмоциональном отношении не уступает его знаменитому полотну «Явление Христа народу».

В 1918 г. был национализирован частный музей коллекционера и художника И. С. Остро-ухова; владельца назначили пожизненным хранителем, а сам особняк, где размещалась коллекция, стал филиалом Третьяковской галереи и получил название «Музей иконописи и живо-

2 Кузаков С.В. Иван Евменьевич Цветков и его галерея (1845-1917). Казань, 1996. С. 59-60.

3 Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь. М., 1997. С. 382.

писи им. И. С. Остроухова». После смерти коллекционера в 1929 г. музей ликвидировали, а его собрание разошлось по фондам разных музеев. В Третьяковскую галерею поступили работы художников В. И. Сурикова, В. А. Серова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, пополнив уже имеющиеся в собрании коллекции произведений этих мастеров.

Таким образом, коллекции и отдельные произведения, влившиеся в фонды Третьяковской галереи в ходе реорганизации музейной сети, способствовали формированию систематической коллекции отечественной графики.

В 1924 г. Отдел рисунка возглавил известный искусствовед и музейный деятель А. В. Бакушин-ский. (Илл 1.).

Илл. 1. Анатолий Васильевич Бакушинский. Искусствовед, музейный деятель. С 1924 г. возглавлял Отдел рисунка в Государственной Третьяковской галерее.

Одним из первых он осознал ценность рисунка как самостоятельного жанра искусства. Его глубокое изучение станкового рисунка нашло своё отражение, с одной стороны, в желании выявить самостоятельную эстетическую ценность этого вида искусства, с другой стороны, его взаимосвязь с живописью и скульптурой.

Одну из главных задач Отдела рисунка А. В. Бакушинский видел в систематическом пополнении коллекции по следующим направлениям: «а. рисунок как самостоятельный род искусства, б. рисунок как подготовка к произведению в другом материале, в. техника и мате-

риал рисунка»4. Согласно его концепции, Отдел рисунка должен был прослеживать эволюцию художественной формы, поэтому в основу комплектования коллекции графики был положен принцип заполняемости пробелов. В соответствии с этим принципом следовало отражать этапы эволюции художников, уже представленных в галерее, а также приобретать работы мастеров, являвшихся членами тех художественных объединений, в практике которых нашли отражение главные творческие поиски послереволюционного десятилетия — Общество московских художников (ОМХ), Ассоциация художников революционной России (АХРР), «4 искусства» и другие. Таким образом, собрание графики Третьяковской галереи должно было отражать различные тенденции художественной жизни России. Кроме того, в качестве одного из подходов к комплектованию А. В. Бакушинский обозначил «принцип технически-производственный», обусловленный пониманием важности рисунка подсобного, иллюстративно-производственного, который на то время не был представлен в галерее5.

В своей деятельности по формированию коллекции рисунка А. В. Бакушинский считал необходимым сочетать приобретение произведений самого высокого художественного качества с покупкой работ научно-вспомогательного, историко-архивного характера. Приоритетным направлением стало приобретение станковой и печатной графики современных художников, что было связано с научными интересами руководителя-учёного.

В 1925 г. в Музейный отдел Наркомпроса был отправлен отчёт о деятельности Государственной Третьяковской галереи за 1924-1925 гг.; в нём обосновывалась необходимость реорганизации Отдела рисунка с учётом значимости этой разновидности плоскостного искусства и характера научной работы над ним в галерее. В отчёте в основных чертах был изложен план пополнения Отдела, а также представлена инструкция по

Журнал II Заседания от 21 января 1924 года. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8. Оп.П. Ед.хр.48. л.7.

Протокол Заседания от 2 июля 1928 года, посвященного общественному просмотру произведений, предложенных к покупке Государственной Третьяковской галере-

ей. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8. Оп.ГУ. Ед.хр.51.

4

5

описанию материала и техники рисунка. В числе негативных факторов называлось отсутствие необходимого отдельного помещения для хранения рисунка, шкафов, витрин и папок. Кроме того, отмечалось крайне слабое пополнение коллекций Отдела, вернее «почти полное прекращение его вследствие недостатка средств»6.

С проблемой комплектования собрания Третьяковской галереи современным искусством обращался в Музейный отдел Главнауки Нар-компроса в 1925 г. директор Н.М. Щекотов. В частности, он писал: «Одним из важнейших вопросов, от разрешения которых зависит дальнейшее развитие Государственной Третьяковской галлереи, является вопрос о пополнении её лучшими произведениями современного искусства. Вследствие отсутствия каких бы то ни было государственных ассигнований на пополнение Галлереи, последней грозит опасность отрыва от культурной жизни нашего времени. Подобный отрыв от современности влечёт за собой следующие печальные явления: 1. Переставая быть художественным отражением новой пролетарской идеологии и наиболее характерным выражением жизненных явлений новой советской культуры, Галлерея <...> должна будет постепенно терять массовый характер просветительского значения. В настоящее время в Галлерее нет ни одного художественного портрета кого-либо из наших революционных вождей и ни одного произведения революционного содержания. 2. Теряя связь с современностью, Галлерея перестаёт быть «вольной народной Академией» для молодых художников, вступающих в трудовую самостоятельную жизнь уже в советскую эпоху»7.

Новые поступления галереи всегда обращали на себя повышенное внимание общественности, поскольку они играли заметную роль в художественной жизни страны. Учитывая это, Правление галереи в 1927 г. приняло Инструкцию по приобретению произведений современного искусства, в соответствии с которой к формированию коллекций привлекались представители ряда профессиональных и общественных орга-

6 Отчет о деятельности Третьяковской галереи за 19241925 гг. ГАРФ. Ф.А.2703. Оп.3, Ед.хр.59.

7 В Музейный отдел Главнауки НКП. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8. Оп.1У. Ед.хр.19. Л.80.

низаций — Союза работников искусства (ИЗО Рабис), федерации Художественных Обществ, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС), Агитпропа, Государственной Академии художественных наук. Они участвовали в предварительных просмотрах произведений искусства и высказывали своё мнение о целесообразности их приобретения.

Это позволяло галерее принимать во внимание общественное мнение и ценностные приоритеты различных социальных групп в процессе комплектования коллекций8. Правление галереи осознавало необходимость отражения современности и искало высококачественные вещи данного порядка. Приоритетным было пополнение коллекции художниками, не представленными в ней вовсе и входящими в неё впервые9.

1920-е годы отмечены бурным образованием и развитием различных художественных объединений, а работы их представителей пополняли коллекцию графики галереи. Художественное объединение «Маковец»10 (1921-1926) было представлено графикой В.Н. Чекрыгина, угольными рисунками С. Герасимова («Вечер», «В кузнице», «Новгород. На Волхове»), Л. Жегина («Семья»), А. Фонвизина («Пейзаж с мельницей», «Пейзаж с домом», «Река Цна» и др.). Все работы, в основном, выполнены в графической чёрно-белой технике. Специфика искусства чёрно-белого рисунка в его монохромности и одновременно многообразии комбинаций белого листа и чёрных карандашей, углей, чёрной туши или акварели требовала от художника особой артистичности. Для маков-чан, считавшими лучшими образцами произведения старых мастеров и классические традиции западноевропейского искусства, была свойственна отстранённость от социально-политических новаций эпохи, обращение к вечным незыблемым ценностям — земле, труду, человеку.

8 Протокол Заседания от 2 июля 1928 года, посвященного общественному просмотру произведений, предложенных к покупке Государственной Третьяковской галереей. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8. Оп.1У. Ед.хр.51.

9 Объяснительная записка к приобретению. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галере. Ф.8. ОпЛУ. Ед.хр.29. Л.3.

10 В художественное объединение входили В. Н. Чекры-гин, Л. Ф. Жегин, Н. М. Чернышов, В. А. Фаворский и близкие им М. К. Соколов и А. Ф. Софронова.

Объединение ОСТ (1925-1931), которое формировалось в новых учебных заведениях (ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН) в атмосфере борьбы различных авангардных направлений в области пластических форм, представлено в собрании галереи, прежде всего, работами организатора и председателя этого объединения Д. Штерен-берга («Вишни на тарелке»), а также Г. Беренд-гофа («Пашня»), Н. Денисовского («Березы»), Ю. Пименова («Точка зрения европейского кино»), А. Тышлера («Бойня»), А. Лабаса («Пейзаж в Сочи»)11. Члены Общества станковистов в своём творчестве демонстративно обращались к современной действительности. Для круга остовцев характерны индустриальные темы, например, завод, культ здоровья, бодрости и силы, подчеркнутые яркими цветными материалами — акварелью и гуашью.

Выставки Ассоциации художников революционной России (АХРР), которые дали толчок развитию советского портрета и тематической картины, часто проводились с 1922 г. и не могли остаться незамеченными для сотрудников Отдела рисунка. Самым значительным приобретением с этих выставок стала большая, проработанная пастель «Калязинские кружевницы» Е. Кацмана. Членами этого художественного объединения были Н. Дормидонтов, А. Лентулов, А. Нюрен-берг, В. Рождественский, работы которых приобретались на протяжении 1920-1930-х гг.

Одним из способов не только систематизации и изучения собственного собрания, но и определения направлений комплектования стали выставки, которые впервые начали проводиться в залах галереи в послереволюционный период. По традиции, заложенной ещё И. Э. Грабарем в первые послереволюционные годы, у галереи сохранилось отношение к выставкам не только как к средству популяризации искусства, но и как к форме научной работы, включающей выявление и сбор материала, хранящегося в различных музеях и частных коллекциях, атрибуцию, всестороннее изучение техники и стиля.

В 1927 г. была организована первая выставка — «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции», которая подвела итог комплектования за десять послереволюционных лет. (Илл. 2.).

Книга поступлений Третьяковской галереи с шифром «Уч.оп». С. 472; Книга поступлений Третьяковской галереи с шифром «КРТГ» № 1. С. 65; Книга поступлений Третьяковской галереи с шифром «КРТГ» № 2. С. 448; Книга поступлений Третьяковской галереи с шифром «Уч.оп». С. 472, 582, 481, 486, 472, 490, 473.

Илл. 2. Каталог выставки 1927 года «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции», проходившей в Государственной Третьяковской галерее.

Это был впечатляющий и полномасштабный смотр отечественной графики. В экспозицию вошли произведения ведущих художников таких действующих или прекративших существование художественных объединений, как «АХРР», «Бубновый валет», «Бытие», «Жар-Цвет», «Мир искусства», «Маковец», «ОБМОХУ», «ОМХ», «ОРС», «ОСТ», «4 искусства», «Тринадцать».

Рисуночный материал выставки представлял различные художественные течения и группы в современном отечественном искусстве. По описанию организатора выставки и автора каталога А. В. Бакушинского, в первый большой круг вошло все то, что было связано с петербург-ско-ленинградскими, преимущественно академическими традициями: произведения художников, главным образом, объединения «Мир искусства», уже не существовавшего к тому времени. Их отличала линейность, разработка графической

плоскости, использование светотени для моделировки объёма и пластической формы. Вместе с тем «левые» течения, по оценке А. В. Бакушин-ского, были представлены недостаточно полно и ярко: несколько рисунков «конструктивистов» А. М. Родченко, В. Ф. Степановой, Л. С. Поповой, «беспредметные» композиции В. В. Кандинского, которые поступили в собрание в 1927 г. после ликвидации хранилища Государственного Музейного Фонда.

Во второй круг выставки вошли московские течения, представленные работами художников объединения «Маковец» и «Бубновый валет», а также произведениями художников «левого» направления — объединением «ОСТ». Подводя итоги выставки, А. В. Бакушинский так определил дальнейшую задачу комплектования фондов: « ... новые приобретения должны быть усилены, прежде всего, по линии большего внимания к рисунку, подсобному для живописи, скульптуры, архитектуры, графики, к культуре акварели и рисунку иллюстративно-производственному, особо ярко и своеобразно расцветающему в наши дни»12.

Таким образом, даже краткое описание новых приобретений, поступивших в собрание галереи в 1920-е гг., свидетельствует об интенсивной и планомерной работе графического отдела в это время. Музей пополнял свои фонды, ориентируясь на пробелы в собрании и на многообразие современного художественного процесса, приобретая всё самое ценное, созданное художниками, принадлежащим к разным направлениям и течениям, вследствие чего сложилась впечатляющая коллекция отечественной графики.

Список литературы

1. В Музейный отдел Главнауки НКП. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8. Оп.1У. Ед.хр.19. Л.80.

2. Журнал II Заседания от 21 января 1924 года. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8. Оп.11. Ед.хр.48.

3. Книга поступлений Третьяковской галереи с шифром «Уч.оп».

4. Книга поступлений Третьяковской галереи с шифром «КРТГ» № 1.

5. Книга поступлений Третьяковской галереи с шифром «КРТГ» № 2.

6. Кузаков С.В. Иван Евменьевич Цветков и его галерея (1845-1917) // Материалы ГСОМОБ: Научно-информационный сборник / Российская государственная библиотека. НКО Информ-культура Российский комитет Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест; Сост. Кириллина В.Ю., Колесни-ченко С.Г. Казань, 1996. Вып.2. С. 57-62.

7. Объяснительная записка к приобретению. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8. ОпЛУ. Ед.хр.29.

8 Отчет о деятельности Третьяковской галереи за 1924-1925 гг. ГАРФ. Ф.А.2703. Оп.3. Ед.хр.59.

9. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь. М.: «Независимая газета», 1997. 528 с.

10. Протокол Заседания от 2 июля 1928 года, посвященного общественному просмотру произведений, предложенных к покупке Государственной Третьяковской галереей. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф.8. ОпЛУ. Ед.хр.51.

11. Государственная Третьяковская галерея (Москва): Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции: Каталог приобретений галереи. 1917-1927 / С вводной статьей А. В. Ба-кушинского и краткими биографиями художников. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1928. 79 с.

12. Государственная Третьяковская галерея. История и коллекция. М.: Искусство, 1986. 444 с.

12 Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции. Каталог приобретений Галлереи 1917-1927 с вводной статьёй А.В. Бакушинского и краткими биографиями художников. - М.: Государственная Третьяковская галерея, 1928. С. 15.

FORMATION THE STATE TRETYAKOV GALLERY COLLECTION OF CONTEMPORARY GRAPHICS

IN THE 1920S

Petrova Darya Alexandrovna,

postgraduate Student, Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev, Cosmonauts Str. 5, 129301 Moscow, Russia; e-mail: dasha_petrova.1992@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the study of the historical experience of the Tretyakov Gallery in the field of the formation of graphic collections. Conceptual approaches and forms of collection of funds are analyzed, the results of the formation of a collection of drawings for the first post-revolutionary decade are considered.

Keywords

Museum, State Tretyakov Gallery, acquisition of museum funds, graphics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.