Научная статья на тему 'Политика Китая в области нераспространения оружия массового уничтожения в XXI В. '

Политика Китая в области нераспространения оружия массового уничтожения в XXI В. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1813
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Ключевые слова
СВПД / ДНЯО / СБ ООН / ДВЗЯИ / МАГАТЭ / Политика Китая / Иранская ядерная проблема / Корейская ядерная проблема

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мгер Саакян

Принимая во внимание внутренние и международные законы, которые подписал Китай для эффективного ядерного контроля, можно резюмировать, что официальный Пекин создал прочный правовой фундамент для борьбы с распространением ядерного оружия и опасных веществ. Китай последовательно выступает против распространения ОМУ на Корейском полуострове. Также совсем не в интересах Китая, чтобы Иран разрабатывал свое ядерное оружие. Китай действительно заинтересован в иранских энергоресурсах, но никак не готов портить отношения со своими основными торговыми партнерами, США и ЕС, из-за Ирана. Этот факт должен насторожить Тегеран и заставить точно следовать требованиям СВПД, потому что если Китай заменит иранскую нефть альтернативным сырьем, то Иран в Совете Безопасности ООН потеряет довольно сильного и влиятельного защитника. КНДР же по-прежнему является военным союзником Китая, и, несмотря на желание Китая создать безъядерную зону на Корейском полуострове и его выступления против ядерной программы КНДР, он, похоже, готов будет защитить соседа в возможной войне, но не пойдет на этот шаг ради Ирана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF CHINA ON NONPROLIFERATION OF WEAPONS OF MASS DESTRUCTION IN 21ST CENTURY

Considering the domestic and international laws that China enacted for effective control of nuclear weapons, it can be stated that official Beijing has created a solid legislative foundation to counter proliferation of nuclear weapons and hazardous materials. China consistently stands against WMD proliferation on Korean Peninsula. Also, developing nuclear weapons by Iran is not in interests of China at all. China is really interested in Iranian energy resources, but in no way is ready to worsen relations with its main trade partners USA and EU because of Iran. This fact should keep Teheran cautious and force it to strictly follow the JCPOA, because if China substitutes Iranian oil with alternative resources, then Iran might lose a quite powerful and influential ally in the UN Security Council. The DPRK remains a military ally of China and despite the latter’s desire to create nuclear-free zone on Korean Peninsula and criticism of the nuclear program of DPRK, it appears China will defend its neighbor in a possible war, but will not do the same for Iran.

Текст научной работы на тему «Политика Китая в области нераспространения оружия массового уничтожения в XXI В. »

ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОБЛАСТИ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ В XXI В.

Мгер Саакян

Ключевые слова: СВПД, ДНЯО, СБ ООН, ДВЗЯИ, МАГАТЭ, Политика Китая, Иранская ядерная проблема, Корейская ядерная проблема.

В период проведения китайских экономических реформ, которые начались в 1978г., Китай стал одним из важных экономических и политических игроков мира. Как постоянный член Совета Безопасности Организации Объединённых Наций (СБ ООН), Китай обладает широким спектром инструментов влияния на мировую политику и принимает активное участие в переговорных процессах по различным международным проблемам. В XX веке быстрое развитие науки в странах третьего мира (КНДР, Израиль, Иран, Ирак, Сирия, Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина, Ливия, и ЮАР) дало возможность этим странам провести свои исследования по получению ядерного оружия. Пакистанский академик доктор Абдул Кадир Хан создал секретную сеть, которая распространяла и продавала ядерные материалы и технологии КНДР, Ливии и т.д.

В XXI веке для поддержания международной безопасности особенно важна чёткая и однозначная позиция по ядерному вопросу со стороны главных гарантов (Китай, Россия, США, Великобритания и Франция) Договора о нераспространении ядерного оружия. Как мировая держава Китай принимает участие в переговорных процессах разного уровня по ядерным проблемам Ирана и Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР или Северная Корея). Перед тем как обратиться к рассмотрению позиции Китая по ядерным проблемам Ирана и КНДР, важно для начала исследовать внутреннее законо-

' Аспирант Института Международных Отношений Нанкинского университета.

дательство Китая относительно ядерной политики и международные соглашения по нераспространению оружие массового уничтожения (ОМУ) и ядерных веществ, подписанные Китаем.

Одним из основополагающих элементов политики Китая по борьбе против распространения оружия массового уничтожения считается «Белая книга о политике Китая по мерам нераспространения ОМУ». «Белая книга» является выражением позиции китайской стороны о том, что основная цель нераспространения заключается в защите и развитии мира и безопасности, и все меры в этом направлении должны способствовать достижению этой цели. Проблемы, связанные с распространением ОМУ и ядерных веществ, следует решать лишь посредством диалога и международного сотрудничества1.

Важно отметить, что Пекин последовательно выступает за полный запрет и уничтожение ядерного оружия. Китайская ядерная стратегия основана на самообороне и подтверждает обязательство Китая не применять ядерное оружие первым и безоговорочно воздерживаться от применения или угрозы применения ядерного оружия против государств, не обладающих ядерным оружием или против зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО). Китай обязуется не размещать ядерное оружие в других странах, не увеличивать собственный ядерный арсенал, а также держать свой ядерный потенциал на минимальном уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности2.

Внутреннее законодательство Китая по вопросам нераспространения ОМУ

В письме от 4 октября 2004г. китайский постпред при ООН сообщает, что за последние годы в Китае был принят целый ряд законов и нормативных актов о введении строгого контроля над материалами, оборудованием и технологиями, которые могут быть использованы для разработки и производства ядерного, биологического и химического оружия, а также средств его доставки. Среди этих законов мы отмечаем:

1. Поправка №111 к уголовному законодательству Китая,

1 UNGA, "Position Paper of the People's Republic of China," 09 September 2013, http://www.china-embassy.org/eng/zgyw/t1074585.htm/.

2 Там же.

2. Обязательные постановления Китая о контроле за ядерным экспортом и перечень управления,

3. Обязательные постановления Китая о контроле за экспортом ядерных веществ и похожих технологий двойного назначения и перечень управления,

4. Обязательные постановления Китая о контроле за экспортом биологических агентов, соответствующего оборудования и технологий двойного назначения и перечень управления,

5. Обязательные постановления Китая по регулированию деятельности Администрации по контролю химических веществ, список контролируемых химических веществ,

6. Меры по экспортному контролю за определенными видами химических веществ и относящимися к ним оборудованием и технологиями и перечень управления,

7. Обязательные постановления Китая о контроле за экспортом ракет и ракетных технологий и перечень управления,

8. Обязательные постановления КНР (Китай или Китайская Народная Республика) о контроле за экспортом вооружений и перечень управления

[1, р. 3].

В 1987г. китайское правительство издало Обязательные постановления о контроле ядерных материалов. В соответствии с этим юридическим актом правительство Китая с целью контроля за собственной ядерной промышленностью ввело механизмы для лицензирования ядерных материалов. В соответствии с этим постановлением был образован Департамент по надзору и контролю за ядерными материалами. В октябре 2003г. китайское правительство также ввело в действие закон о предотвращении радиоактивного загрязнения [1, р. 5].

Таким образом, мы можем заключить, что Китай провел достаточно серьезную проработку внутреннего законодательства для борьбы против распространения ОМУ, что, в свою очередь, укрепляет и поддерживает современные международные механизмы ядерного контроля.

Участие Китая в международных соглашениях по нераспространению ОМУ

В 1984г. Китай присоединился к Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ), а в 1988г. - поддержал Конвенцию о физической защите ядерного материала1.

Далее в 1992г. Китай присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия2 и принял активное участие в переговорах по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), а уже в 1996г. подписал ДВЗЯИ. Год спустя Китай стал членом Комитета Цангера. В 1998г. Китай подписал Дополнительный протокол к Соглашению между Китаем и МАГАТЭ

0 применении гарантий, а уже в 2002г. официально завершил внутренние правовые процедуры, необходимые для вступления Протокола в силу. Далее, 27 мая 2004г., Китай присоединился к Группе ядерных поставщиков3.

Как мировая ответственная сила Китай поддерживает заинтересованные страны в их усилиях по созданию зон, свободных от ядерного оружия. В этом контексте Китай подписал и ратифицировал протоколы к Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раротонга), Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (Пелиндабского договора). Китай подписал протокол к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор) и поддержал инициативу по созданию Центральноазиатской безъядерной зоны.

Важно также отметить, что Китай поддерживает многосторонние инициативы, связанные с утилизацией расщепляющихся материалов, такие как Конвенция4 о физической защите ядерного материала и ядерных установок; Объединенная конвенция о безопасности обращения с радиоактивными отхо-

1 China Atomic Energy Authority, "White Paper on China's Non-Proliferation Policy and Measures," 12 March 2003, http://www.caea.gov.cn/n602670/n621894/n621899/36297.html.

2 UNODA, "China: Accession to Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons (NPT)," 17 March 1992, http://disarmament.un.org/treaties/a/npt/china/acc/washington.

3 China Atomic Energgy Authority, "White Paper on China's Non-Proliferation Policy and Measures," 12 March 2003. http://www.caea.gov.cn/n602670/n621894/n621899/36297.html.

4 Там же.

дами и о безопасности обращения с отработавшим топливом, а также программу Глобального партнерства по ядерной энергии, инициатором которой являются США1. В СБ ООН Китай проголосовал за резолюции 1540 (2004) и 1887 (2009). Голосование по этим резолюциям вновь показало, что международное сообщество выступает против распространения оружия массового уничтожения и связанных с ним ядерных материалов, и что в этом контексте интересы Китая и других держав полностью совпадают. В качестве некоторого обобщения отметим, что Китай придерживается следующих трех принципов ядерного партнерства со странами, которые заинтересованы сотрудничать с ним в этой сфере: 1) гарантия мирного использования атома, 2) принятие гарантий МАГАТЭ и 3) гарантий, что ядерные вещества не будут отданы в руки третьей страны без предварительного согласия китайского правительства.

Обязательные постановления Китая о контроле за ядерным экспортом предполагают, что Китай не защищает, не поощряет и не участвует в распространении ядерного оружия, не помогает другим странам разрабатывать ядерное оружие, не предоставляет помощи тем ядерным объектам, которые не поставлены под гарантиями МАГАТЭ [2].

Отметим, что для правильного и более полного понимания политики Китая по вопросам нераспространения, важно обратиться к речи бывшего председателя КНР Ху Цзиньтао. По его словам, угроза ядерной войны должна быть устранена, а чтобы это произошло, должны сохраняться глобальное равновесие и стабильность. Распространение ОМУ должно быть остановлено, а государства, обладающие крупнейшими арсеналами ядерных оружий, должны уменьшить эти арсеналы, после чего страны с меньшими арсеналами также должны приступить к сокращению ядерных запасов. В целях поддержания мира существует необходимость отказаться от использования ядерного оружия, а также от угрозы его применения против государств, не обладающих ядерным оружием. Конечной целью должна быть полная ликвидация ядерного оружия2.

1 Конвенция о физической защите ядерного материала и ядерных установок, 26 октября 1979г., http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucmat_protection.shtml.

2 UN, "Historic Summit of Security Council Pledges Support for Progress on Stalled Efforts to End Nuclear Weapons Proliferation,"24 September 2009. http://www.un.org/press/en/2009/sc9746.doc.htm.

Китай также поддерживает Женевскую конференцию по разоружению (КР) и идею надежного и эффективного режима многостороннего разоружения. Но важно также отметить, что Китай подписал ДВЯЗИ, но не ратифицировал. Российский дипломат Анатолий Антонов отметил, что руководство Китая действует в отношении ДВЗЯИ во многом с оглядкой на американцев. Кроме того, Пекин по-прежнему учитывает баланс сил в регионе, в первую очередь ядерные амбиции Индии (чей ядерный потенциал вызывает в Китае серьезное беспокойство) и Пакистана. Проведенная в свое время практическая работа по подготовке к ратификации Договора по-прежнему остается замороженной, индикатором чего является отсутствие прогресса со вводом в строй китайских объектов (12) международной системы мониторинга по ДВЗЯИ [3].

Принимая во внимание вышеупомянутые внутренние и международные законы, которые подписал Китай для эффективного ядерного контроля, можно резюмировать, что официальный Пекин создал прочный правовой фундамент для борьбы с распространением ядерного оружия и опасных веществ. Подписав резолюции 1540 (2004) и 1887 (2009), Китай вновь подтвердил, что занимает важное место в лагере гарантов нераспространения ОМУ. В этом контексте важно отметить, что Китай имеет большое влияние на процесс переговоров по ядерным проблемам Ирана и КНДР. Китай активно участвует в переговорах по данным вопросам, и, согласно его позиции, путь к решению вышеуказанных ядерных проблем — многосторонние переговоры без применения силы или экспериментов по изменению политического режима в проблемных регионах.

О позиции Китая по Иранской ядерной проблеме

Говоря о позиции Китая по иранскому ядерному вопросу, следует подчеркнуть, что Китай является самой густонаселенной страной в мире и имеет быстро растущую экономику, которая нуждается в большом объёме энергетических ресурсов. По данным Международного энергетического агентства, Китай является крупнейшим в мире потребителем энергоресурсов. На протяжении долгих лет Иран являлся третьим крупнейшим экспортером энергоресурсов в Китай. Но затем Иран стал лишь шестым в списке экспортеров сырой нефти в Китай,

после Саудовской Аравии, Анголы, Омана, России и Ирака. Китай сократил объемы импорта нефти из Ирана для поддержания дипломатических отношений с Соединенными Штатами и Европой и в знак несогласия с Ираном по причине ядерных амбиций Тегерана. В общей сложности, в 2013г. Китай импортировал с Ближнего Востока 2,9 млн. баррелей нефти, из которых 429,000 баррелей — поставки из Ирана. По данным китайской таможни, это примерно на 2,3% ниже уровня 2011г.

Таблица 1

Китайский импорт сырой нефти1

China's crude oil imports by source, 2013

eiïi1 Source FACTS Global Energy. Global Trade Information Services

Поскольку экономическое развитие Китая напрямую зависит от энергоресурсов, он занимает скорее конструктивную позицию в процессе переговоров по ядерной программе Ирана. До ратификации СБ ООН Совместного Всеобъемлющего плана действий (СВПД), согласованного во время переговоров шестерки международных посредников по ИЯП, Китай, с одной стороны, стремился исключить возможные санкции против производства иранских энерго-

1 U.S. Energy Information Administration, http://www.eia.gov/countries/cab.cfm?fips=CH.

ресурсов, но с другой - пытался не противоречить США, а напротив, постараться найти компромиссные варианты в рамках СБ ООН1. Компромисс в данном случае заключался в том, что Запад в резолюциях СБ ООН не предусматривал санкций против производства энергоресурсов Ирана, а Китай в ответ проголосовал за резолюции. Всё-таки возникает вопрос, почему Китай проголосовал за антииракские резолюции СБ ООН, если он так нуждается в иранских энергоресурсах? Ответ заключается в том, что Китай выступает против создания Ираном атомной бомбы, поскольку в Пекине уверены, что это может вызвать региональную гонку за ядерные вооружения, после чего главные центры и дороги (Персидский залив) международной торговли энергоресурсов, из которых питается экономика Китая, станут опасными. Китай всячески пытается способствовать сохранению баланса между силами на Ближнем Востоке. Китай, как постоянный член СБ ООН, использовал бы свое право вето, только если бы Запад предлагал и пытался бы поставить запрет на куплю-продажу энергоресурсов из Ирана в рамках СБ ООН2. Это и явилось той чертой, которую очертил для Запада Китай, и Запад вынужден был перед ней остановиться, чтобы не допустить наложения вето на резолюцию со стороны Китая. Из-за нестабильной ситуации на Ближнем Востоке Пекин может увеличить импорт нефти и газа из России и из стран Центральной Азии. Этот факт должен насторожить Тегеран и заставить точно следовать требованиям СВПД, потому что если Китай заменит иранскую нефть альтернативным сырьем, то Иран в Совете Безопасности ООН потеряет довольно сильного и влиятельного защитника. С точки зрения Пекина, долгосрочный мир позволит укрепить суверенитет государств Ближнего Востока и позволит уменьшить влияние США в этом регионе, обладающем большой энергетической базой.

Важно отметить, что Китай заинтересован в стабильности на Ближнем Востоке еще и потому, что этот регион является важным рынком сбыта для китайских товаров. Кроме того, дестабилизация Ближнего Востока может привести к формированию радикальных террористических группировок религиозной

1 UN, "Historic Summit of Security Council Pledges Support for Progress on Stalled Efforts to End Nuclear Weapons Proliferation," 24 September 2009. http://www.un.org/press/en/2009/sc9746.doc.htm.

2MherSahakyan, "The USA Policy on Iranian Nuclear Issue," 21st CENTURY, #2 (16), 2014, http://www.noravank.am/upload/pdf/3.Mher_Sahakyan_21_CENTURY_02_2014.pdf.

направленности, действия которых могут стать угрозой для стабильности Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Китай изложил свое видение иранского ядерного вопроса в меморандуме, направленном в Генеральную Ассамблею ООН: «Иран, как страна, подписавшая Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), имеет право на мирное использование ядерной энергии, но должен вместе с этим выполнять свои международные обязательства по нераспространению ядерного оружия. Китай считает, что диалог и переговоры являются единственным правильным инструментом для того, чтобы надлежащим образом разрешить иранскую ядерную проблему, и этот способ отвечает коренным интересам всех сторон»1.

Таблица 2

Голосование Китая в СБ ООН по Иранской ядерной проблеме

За Воздержания Против

1696 (2006)

1737 (2006)

1747 (2007)

1803 (2008)

1835 (2008)

1929 (2010)

2231 (2015)

Общее 7 0 0

О позиции Китая по ядерной проблеме КНДР

Основные переговоры по сокращению ядерного арсенала КНДР происходят между Республикой Корея, Китаем, США, Россией и Японией. Переговорный процесс, стартовавший по инициативе Пекина, проходит весьма непросто, и время от времени КНДР и вовсе отказывается от переговоров. Китайская дипломатия, с одной стороны, старается подтолкнуть КНДР к продолжению переговорного процесса и прекращению испытаний ядерного оружия, но с

1 MVG44,"Position Paper of the People's Republic of China," 09 September 2013. http://www.china-embassy.org/eng/zgyw/t1074585.htm.

другой, прилагает усилия, чтобы облегчить тяжёлую экономическую ситуацию в КНДР.

Отметим также, что Китай проголосовал за все резолюции СБ ООН, которые были направлены против КНДР, имея целью вынудить КНДР прекратить распространение ОМУ, а вместе с этим научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в сфере ядерного обогащения.

Если считать, что по Договору о сотрудничестве и дружбе, который был подписан между Китаем и КНДР в 1961г., Пекин и Пхеньян по-прежнему являются союзниками, то возникает следующий вопрос: почему Китай одобрил санкции против его так называемого союзника?

Похоже, что Китай очень обеспокоен фактом того, что в соседних государствах распространяются технологии ядерного оружия. В Пекине считают, что ядерное оружие КНДР может стать причиной гонки ядерных вооружений на Дальнем Востоке1. По сути, Китай должен быть заинтересован в изменении режима КНДР, который играет свою игру и совсем не прислушивается к мнению соседа, но Пекин не может позволить нестабильную ситуацию в КНДР, так как нестабильность КНДР может стать причиной того, что тысячи северокорейских беженцев заполонят Китай. Нестабильность в Северной Корее может также привести к тому, что ядерный арсенал и ракетные системы КНДР очутятся в руках террористов. Как это было во времена Корейской войны (1950 -1953), Китай заинтересован в КНДР как буферном государстве, отделяющем китайские границы от сухопутных войск США, располагающихся на территории Южной Кореи [4].

Как видим, Китай заинтересован в стабильности КНДР и именно по этой причине он по-прежнему помогает своему соседу удерживать экономику, что привело к значительному развитию товарооборота и торговли между Китаем и КНДР. В период между 2000 и 2012 гг. товарооборот между КНДР и Китаем вырос с $488 млн. до $5.93 млрд. Даже в 2013г., когда отношения охладились из-за третьего ядерного испытания КНДР, товарооборот между двумя государствами увеличился на 10% [5]. Политика Китая в отношении КНДР по-

1 UшhшЦ]шb, итпиШфЬ ппЫр^ ^ршцшпЬт.^ Ъ ^прЬт^шЬ Ч-^прпш #4 (49),

2014: (Мгер Саакян, Возвращение атомной бомбы, или корейския загадка, «Глобус», #4 (49), 2014г., на арм.яз.), http://www.noravank.am/arm/articles/detail.php?ELEMENT_ID=12707.

прежнему основывается на стратегических принципах «нет войне, нет нестабильности, нет ядерному оружию» [6].

Подводя некоторый итог, отметим, что Китай последовательно выступает против распространения ОМУ на Корейском полуострове; и также совсем не в интересах Китая, чтобы Иран разрабатывал свое ядерное оружие. Китай действительно заинтересован в иранских энергоресурсах, но никак не готов портить отношения со своими основными торговыми партнерами, США и ЕС, из-за Ирана. КНДР же по-прежнему является военным союзником КНР, и, несмотря на желание Китая создать безъядерную зону на Корейском полуострове и его выступления против ядерной программы КНДР, он, похоже, готов будет защитить соседа в возможной войне, но не пойдет на этот шаг ради Ирана.

Таблица 3

Голосование Китая в СБ ООН по ядерной проблеме КНДР

За Воздержания Против

1695 (2006)

1718 (2006)

1874 (2009)

1928 (2010)

1985 (2011)

2087 (2013)

2094 (2013)

Общее 7 0 0

Сентябрь, 2015 г.

Источники и литература

1. "Letter Dated 4 October 2004 from the Permanent Representative of China to the United Nations Addressed to the Chairman of the Committee," 14 October 2004.

2. Bates Gill, China and Nuclear Arms Control: Current Positions and Future Politics, SIPRI Insights on Peace and Security, # 2010, Stockholm International Peace Research Institute, p. 7, April 2010.

3. Анатолий Антонов, Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы. -М.: Пир-Центр, РОССПЭН, 2012.

4. Mher Sahakyan, "China's Policy on DPRK Proliferation Issue in the UNSC (2000-2013)," paper presented at the "New European Research on Contemporary China", Conference organized by the French Center for Research on Contemporary China, Beijing, Delegation of the European Union to China, 2-4 July 2014. http://ec.europa.eu/euraxess/data/links/china/docs/ European_Conference_Program_Final.pdf.

5. Dong Wook Won, "Will the Jang Execution Affect Beijing's Economic Ties with Pyongyang?" in Dark and Mysterious: How Kim Jong Un is Reforming North Korea, Global Asia, Volume 9, #1, p. 31, Spring 2014.

6. Mathieu Duchatel and Phillip Shell, China's Policy on North Korea, Economic Engagement and Nuclear Disarmament, SIPRI, Policy Paper 40, Stockholm International Peace Research Institute, p. 44, 2013.

xxn. эьъишиъь яичишчиъпья-зпьъс эиъ^чшизьъ пэъэизииъ Sbtr№ ssuruuum пшгэпьи

Uhhp Uwhvulflwh

Шфпфшд^р

2^UmusmUp ushq&h^ t mtfntp ^pm^m^mU цш2ш, np^ tf^ngn^ щщ^щрпЫ t tf^nt-^mj^U qhUp^ U sh^Un^nq^mUhp^ smpm&tfmU qhtf: ^h^Up, tf^mUm^n^ tffc 2ШРР mqqmj^h ^mjtfmUmqphp^, фпрЛ-nttf t U^mush^ m2^mph^ tf^nt^mj^U mU^smU-qntpjmU m^mhn^tfmUp:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2^UmusmUp qhtf t 4nphm^mU phpm^qqnttf qmUq^&mj^U n^U^mgtfmU qhUp^ smpm&tfmUp: ^h^Up qhtf t UmU bpmU^ ^nqtf^g tf^^nt^mj^U qhUp^ ushq&tfmUp: 2^-UmusmUp hhsmpppp^b t ^pmUm^mU tUhpqm^pUhpn^, pmjg UUb-^ U bU-^ hhs ntUhgmb hmpmphpntpjntUUhpp 4шшUq^ hmUntU bpmU^: Uju фшuшp ^hsp t 2mhmqpqn^ bpmU^U ^pmqnp&h^ Q-np&nqnLpjntUUhp^ hmtfmshq hшtfшщшpфш^ &pm-q^pp, np^huq^ UU4 Ufr-nttf ¿^npgU^ 2^UmusmU^ odmUqm^nLpjntUp, U 2^UmusmUp 2mpntUm^ qUh^ ^pmUm^mU tUhpqm^pUhpp: ^hU 2^UmusmUp qhtf t tf^nt-

^mj^U qhUp^U U UU4 U^-nttf ^nqtf t p^hwkhL qhtf ntqq^mb qmsdmtf^-

^nghtp^U, рш]д qtnhu Э^ЬшишшЬ^ t: Ф^п^ t h^-

рш^пр щшmhpшqtf^ цЬщрпЫ Э^ЬшишшЬр рш]д п^ ЬршЬ^Ь:

ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОБЛАСТИ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ В ХХ1В.

Мгер Саакян

Резюме

Принимая во внимание внутренние и международные законы, которые подписал Китай для эффективного ядерного контроля, можно резюмировать, что официальный Пекин создал прочный правовой фундамент для борьбы с распространением ядерного оружия и опасных веществ. Китай последовательно выступает против распространения ОМУ на Корейском полуострове. Также совсем не в интересах Китая, чтобы Иран разрабатывал свое ядерное оружие. Китай действительно заинтересован в иранских энергоресурсах, но никак не готов портить отношения со своими основными торговыми партнерами, США и ЕС, из-за Ирана. Этот факт должен насторожить Тегеран и заставить точно следовать требованиям СВПД, потому что если Китай заменит иранскую нефть альтернативным сырьем, то Иран в Совете Безопасности ООН потеряет довольно сильного и влиятельного защитника. КНДР же по-прежнему является военным союзником Китая, и, несмотря на желание Китая создать безъядерную зону на Корейском полуострове и его выступления против ядерной программы КНДР, он, похоже, готов будет защитить соседа в возможной войне, но не пойдет на этот шаг ради Ирана.

POLICY OF CHINA ON NONPROLIFERATION OF WEAPONS OF MASS DESTRUCTION IN 21st CENTURY

Mher SSahakyan

Resume

Considering the domestic and international laws that China enacted for effective control of nuclear weapons, it can be stated that official Beijing has created a solid legislative foundation to counter proliferation of nuclear weapons and hazardous materials. China consistently stands against WMD proliferation on Korean Peninsula. Also, developing nuclear

weapons by Iran is not in interests of China at all. China is really interested in Iranian energy resources, but in no way is ready to worsen relations with its main trade partners USA and EU because of Iran. This fact should keep Teheran cautious and force it to strictly follow the JCPOA, because if China substitutes Iranian oil with alternative resources, then Iran might lose a quite powerful and influential ally in the UN Security Council. The DPRK remains a military ally of China and despite the latter's desire to create nuclear-free zone on Korean Peninsula and criticism of the nuclear program of DPRK, it appears China will defend its neighbor in a possible war, but will not do the same for Iran.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.