ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2016. № 2
ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ
Е.Н. Мощелков*
ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Политика с античных времен является для философов важнейшим объектом исследований и интерпретаций. В философском анализе данного феномена на протяжении веков находят свое отражение многозначность и неопределенность его содержания, многообразие его смыслов. Данные специфические особенности политики стали предметом множества философских дискуссий как в прошлом, так и в современную эпоху. Как регулятор общественной жизни, политика находится в органичном взаимодействием с правом. В настоящее время политика является объект-предметным полем для исследования новейшего направления философской мысли — философии политики и права. Данное направление в последние годы энергично развивается на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова.
Ключевые слова: политика, философский анализ, объект-предметное поле, право, философия политики и права.
E.N. M o s c h e l k o v. Politics as as object for philosophic analysis
From the ancient times, politics is one of the most important objects for philosophical research and interpretations. Over the course of history, the polysemy and vagueness of its content as well as the richness of its meanings is reflected in the philosophical analysis of this phenomenon. These peculiarities of politics became an example of multiple past and present philosophical discussions. As the regulator of social life, politics naturally interacts with law. At the moment, politics is the object-subject field for the newest discipline of philosophic thought — philosophy of politics and law. Currently, this discipline is intensively developing at the philosophical faculty of Moscow State University.
Key words: politics, political and philosophical analysis, object-subject field, law, philosophy of politics and law.
Попытки философского осмысления политики такие же древние, как и сама философия, и сама политика.
В античных и средневековых философских системах данное направление философствования являлось составной и неотъемлемой частью единой и целостной метафизической картины мира. В трудах философов XVI — начала XIX в. (Н. Макиавелли, Т. Гоббс,
* Мощелков Евгений Николаевич — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: + 7 (495) 939-24-42; e-mail: [email protected]
Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, Г. Гегель, Дж. С. Милль и др.) политика становится непосредственным и очень важным предметом философского анализа. Дальнейшее развитие идеи политической философии нашло свое развитие в XIX — начале XX в. у таких мыслителей, как А. де Токвиль, К. Маркс, Г. Спенсер, В. Парето, Г. Моски, М. Вебер, А. Мишель, Л. Дюги и др.
В российских университетах в XIX — начале XX в. наряду с философией (историей философии) в качестве обязательных предметов преподавались энциклопедия права и история философии права, которые рассматривались как философское введение в юриспруденцию и содержали большой объем философско-политических проблем. В этих курсах в систематизированном и ретроспективном виде излагались проблемы государства, власти, политики и т.д. В числе российских мыслителей, которые внесли наибольший вклад в научную разработку данной проблематики следует отнести Б.Н. Чичерина, П.Г. Редкина, В.С. Соловьева, Л.И. Петражицкого, М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева, И.А. Ильина, Б.П. Вышеславцева, С.Л. Франка, С.И. Гессена и др.
Для философии политика является, безусловно, одним из наиболее сложных объектов анализа. И обусловлено это самой природой данного социального феномена. О природе политики, ее атрибутах и функциях уже на протяжении многих веков идет непрекращающийся спор. Исторически сложилось множество определений (интерпретаций, или смыслов) объект-предметного поля политики, подчас альтернативных. Выделим лишь некоторые из них.
Политика — это:
— деятельность государственных институтов;
— сфера общественной жизни, связанная с приобретением, удержанием и использованием власти;
— вид социальной активности, основанный на определенной системе правил («игра по правилам») и связанный с отношениями между различными национальными общественными группами и объединениями;
— один из социальных регуляторов;
— деятельность, связанная с отношениями между государствами и национально-региональными структурами на международной арене;
— умение, искусство управления людьми, социальными и государственными структурами;
— совокупность (программа) мер и действий, направленных на достижение какого-то социально значимого результата;
— сфера борьбы различных социальных интересов, ценностей, установок, традиций;
— форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы определенных социальных групп.
Приведенные определения политики по своему содержанию частично пересекаются друг с другом, имея в своей основе три взаимосвязанных социальных субстанции — государство, власть, отношения. Комбинации этих субстанций в определениях политики отражают, во-первых, историческую эволюцию бытия политики, а во-вторых, развитие научных представлений (парадигм) о политике.
В английском языке для описания феномена политики используется три слова — «polity», «policy», «politics», которые в русском языке не имеют точных аналогов. В этих словах отражается многовековая практика развитых (прежде всего, англоязычных) государств. Первым (polity) обозначается политическая практика конституционных государств (парламент, суды, правительство и т.д.), второе (policy) связано с политическими интересами, ценностями и целями (нормативный аспект) и третье (politics) отражает процесс политического волеизъявления и его социально-психологические формы.
Суммируя многочисленные определения политики, можно сделать вывод, что под понятием «политика» понимается не только деятельность, процесс или отношения, но и структуры, институты. По сути, это то, что некоторые авторы называют «миром политики», который в настоящее время, так или иначе, пронизывает все сферы общества и жизнедеятельности человека. В этом «мире» действуют прежде всего профессионалы (профессиональные политики), но в него втягиваются и массы рядовых граждан, чаще всего помимо их воли.
В числе основных следует выделить регулятивную функцию политики. Политика — это важнейший социальный регулятор, от действия которого во многом зависит повседневная жизнь общественных систем и отдельных людей. Данный регулятор может действовать как на повышение интеграции и эффективности общественных связей, так и на их дезинтеграцию и разрушение. В этом смысле политика бывает как позитивной, созидательной (т.е. способствовать консенсусу и компромиссу), так и негативной, разрушительной (т.е. приводить к отчуждению и конфликтам).
В истории философско-политической мысли можно выделить три основных парадигмы политики, или понимания сущности политики: первая (классическая): политика — это и есть истинно человеческий порядок, воплощение сущностных качеств, свойств человека; вторая (неклассическая, или антиклассическая): политика — это нагромождение препятствий, аномалий и т.п., которые как раз и мешают в устройстве нормальной человеческой жизни, человек
в сфере политики больше теряет, чем находит; и третья (постмодернистская): политика — это скорее беспорядок, хаос, броуновское движение, поле возможностей, чаще всего нереализованных.
В целом любая политика есть результат сознательной деятельности людей, хотя в силу научной неопределенности ее природы до настоящего времени в ней сохраняются элементы символизма, мистичности и стихийности. Во всяком случае, многие политические процессы и явления как в истории, так и в современности не находят в научном плане своего исчерпывающего и адекватного объяснения, так как остается вопрос: почему это произошло именно так, а не иначе?
Говоря о научных определениях политики, следует иметь в виду, что политика относится к числу понятий, которые активно используются в обыденном (или околонаучном) языке. В контексте этого языка содержание понятия «политика» часто размывается, включая в свой состав множество качеств и функций, которые к научным представлениям о политике имеют очень опосредованное отношение.
Не в последнюю очередь вследствие сложности и многозначности феномена политики в XIX в. в процессе дифференциации социальных и гуманитарных наук постепенно начинает происходить выделение (институционализация) политико-философской проблематики из философского знания и формирование ее как относительно самостоятельной дисциплины. В связи с этим появляются и специальные названия (термины) для обозначения этой новой самостоятельной дисциплины, и в числе первых — термин «политическая философия». Так, в частности, был назван двухтомный труд англичанина Г. Броугема, который вышел в свет в 1842—1843 гг.
В XX в. политическая философия превращается в фундированную отрасль политико-философского знания. Западные ученые, такие как К. Шмитт, Л. Штраус, Х. Арендт, И. Берлин, Дж. Ролз, О. Хёффе, создают целый ряд научных трудов, которые для политической философии в настоящее время принято считать классическими. Ключевыми понятиями для политической философии XX в. стали «свобода», «власть», «справедливость». Именно эта понятийная триада и определяет предметное поле, основные направления и проблемы политико-философской мысли последних десятилетий.
Во второй половине XX в. для обозначения философского анализа политики начинает активно использоваться термин «философия политики».
Данный термин в научном контексте у нас в стране используется уже несколько десятилетий. Можно, например, вспомнить в этой
связи о существовании еще в 70-е гг. прошлого века Секции философии политики и международных отношений в Философском обществе СССР, которая выпускала различные сборники научных работ по данной проблематике. В 1990-е и 2000-е гг. выходит ряд научных книг с искомым названием (среди авторов А.С. Панарин, Э.А. Поздняков, И.А. Гобозов, А.Г. Дугин и др.), а также разрабатывается ряд учебных курсов «Философия политики» на философских факультетах университетов.
В научной литературе термин «философия политики» часто пересекается с термином «политическая философия». Отношение к вопросу о соотношении этих терминов среди современных ученых различное. Одни не видят в них особых различий и употребляют их фактически как тождественные, другие (это направление восходит к И. Берлину) такие различия находят в том, что «философию политики» рассматривают как часть философии, философского знания, а «политическую философию» относят к области политической науки. Хотя в некоторых, в том числе и справочных изданиях, «политическая философия» относится к философскому знанию. Думается, что второй подход более продуктивен, поскольку приближает нас к интерпретации проблемы соотношения философии и политики. «Философия политики» может трактоваться как приложение философии к области политической жизни, тогда как «политическая философия» является саморефлексией политики, ее «внутренним» знанием о самой себе. Первая решает вопросы, которые ставит перед философией политика, тогда как вторая решает вопросы, которые ставит перед политикой философия. Но на эти разные вопросы могут быть даны одинаковые ответы. Поэтому «философия политики» и «политическая философия», в любом случае, это сильно пересекающиеся, взаимосвязанные области научного знания, поскольку в их соотношении фиксируется разница не смыслов, а только детерминации мысли, направленности мысли.
Взаимодействие философии политики и политической философии создает поле для научного диалога философии и политики. Кто из этих сторон сегодня более активен в этом диалоге, сказать трудно. Ясно, что концептуализация политики, исследование ее фундаментальных, сущностных оснований, поиск целей и смысла политики были и остаются важнейшей и пока плохо разработанной философской проблематикой. Да и современная политика все реже ставит перед философией смысловые вопросы. Конечно, в данном случае имеется в виду не реальная политика (и политики) — отсюда ждать этих вопросов наивно, а политическая наука. Но, представляется, что сегодня для многих молодых (и не только молодых) политологов, профессиональные интересы которых
устойчиво ориентируются на технологии и приложениях, метафизические проблемы являются малоинтересными и неперспективными.
В настоящее время размежевание предметных полей философии политики и политической философии (и теоретической политологии, «теории политики») окончательно еще не произошло и не понятно, произойдет ли оно в обозримом будущем. Не исключено, что эти дисциплины в современном гуманитарном знании будут и далее развиваться как две взаимосвязанные и взаимодополняемые парадигмы философского обобщения политики.
Вместе с тем перед философией и философами политика так или иначе продолжает ставить ряд вопросов, на которые можно найти ответ только в рамках философской рефлексии.
О каких же вопросах идет речь? Еще в ходе журнальных дискуссий 1990-х гг. Т.А. Алексеева сформулировала три таких вопроса, исходящих от мира политики, на которые должны быть даны философские ответы: 1) вопрос о причинах; 2) оценка настоящего; 3) прогноз будущего. Наверное, могут быть сформулированы и другие вопросы, на которые ответы могут дать только философы, независимо от того, сама философия ставит их перед собой или перед ней эти вопросы ставят другие науки.
Но можно ли среди всех этих вопросов выделить один, главный? Думаю, что можно и нужно. Это будет вопрос, связанный с проблемой должного, проблемой идеала. Таким образом, главный вопрос современной философии политики можно сформулировать следующим образом: можно ли средствами и возможностями философии адекватно прогнозировать и, самое главное, конструировать (моделировать) политическое будущее?
Философия политики делает акцент на должном, тогда как политология (политическая наука, отчасти — политическая философия) — на сущем. Данное отличие создает предметную базу как для концептуального разведения «политики» и «политического», так и для их внутреннего единства. Увидеть будущее политики невозможно без понимания политического прошлого и настоящего.
А именно эту возможность предвидения будущего уже в начале прошлого века некоторые русские мыслители считали важнейшим отличием философии от политической науки (политики). Так, например, П.И. Новгородцев, рассуждая о том, что философия часто использует в своем арсенале метафизические подходы (он их называет утопиями, мечтами, иллюзиями) в 1910 г. писал: «Конечно, утопии, мечты, иллюзии — все это не ко двору практической политике, которая руководится реальными интересами; но философия не может и не должна без них обходиться: в этих иллюзиях и мечтах она часто прозревает ту высшую и более ценную действи-
тельность, которой еще нет, но которая должна быть и которая будет» [П. Новгородцев, 1914, вып. 1, с. 3]. Итак, по Новгородцеву, философия должна прозревать будущую политическую действительность. Вот ее главная задача, решить которую кроме нее никто не сможет.
Если вернуться к современности, то бросается в глаза, что проблемы взаимоотношений философии и политики остро и всесторонне обсуждаются уже много лет. Можно вспомнить, например, «круглый стол» по данной проблематике, который организовал еще в 1996 г. журнал «Вопросы философии». Когда читаешь материалы этого «круглого стола», то сознаешь, что данная проблематика и спустя почти двадцать лет остается не менее, а может быть, даже более злободневной и дискуссионной [Философия и политика, 1996, № 1, с. 3-41].
Вместе с тем в многообразной междисциплинарной проблематике современного научного диалога в области гуманитарных наук категориальная пара «философия-политика» представлена очень слабо, и это является главным недостатком современного этапа развития как философии, так и политической науки.
Складывается впечатление, что мы ходим по какому-то замкнутому кругу. Думается, происходит это потому, что в нашей конструкции «философия-политика» не хватает еще одного важнейшего элемента — права, правовой реальности. В силу разных причин из поля зрения современных философов выпала важнейшая составляющая — философское осмысление права, философия права.
А ведь исторически сложившийся подход философии права к анализу правовой реальности, основанный на категориальной системе с такими базовыми философскими понятиями, как «сущее» и «должное», «выбор», «целесообразность», «справедливость», «свобода», «общее» и «индивидуальное», с необходимостью должен интегрировать философию права с другими философскими дисциплинами и прежде всего с философией политики.
Сам термин «философия права» начал активно употребляться только в XVIII в., но философско-правовые идеи и теории восходят уже к античным философам. В относительно самостоятельную систему знания философия права начинает оформляться в философских учениях Просвещения и немецких идеалистов (Кант, Гегель). Здесь она трактуется как естественное право. Следует отметить, что классическая работа Гегеля «Философия права» (1821) имеет следующее полное название — «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права». В этом труде, кстати, Гегель однозначно трактует философию права как неотъемлемую часть философии. Начиная с конца XVII в. философия права (главным образом, как теория естественного права) на системати-
ческой основе преподается в европейских (прежде всего, в германских) университетах. Весомый вклад в развитие философии права внесла в Германии историческая школа права, представители которой (Гуго, Савиньи, Пухта) критиковали естественно-правовую доктрину.
Именно как естественное право философия права начинает преподаваться в основном немецкими профессорами во второй половине XVIII в. в Московском университете. Сильная традиция трактовки философии права с естественно-правовых позиций сохраняется в России в XIX и в начале ХХ в. (В.С. Соловьев, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин и др.). Представители данной традиции отстаивали системообразующий характер моральных и нравственных основ в праве. Особую позицию занимал Б.Н. Чичерин, который, признавая естественное право ядром философии права, вместе с тем выступал против смешения права и нравственности. В конце XIX в. заметную роль в России играли и государствоведы, которые выводили философию права за рамки морально-этических норм (юридический позитивизм) (Н.М. Коркунов, А.Ф. Шершеневич, А.Д. Гра-довский, Д.И. Кавелин и др.).
Следует отметить, что теория естественного права и юридический позитивизм являются двумя важнейшими и наиболее мощными тенденциями развития философии права в XIX—XX вв. не только в России, но и за рубежом.
Определяя объект-предметное поле философии права, многие современные исследователи находят выход из неразрешенного спора о философской или юридической природе философии права в указании на то, что с самого начала она действует на «стыке» философии и юриспруденции, является симбиозом этих наук. Достаточно общим является мнение и о том, что философию права нужно понимать как междисциплинарную отрасль научного знания, что, безусловно, справедливо применительно к исторической эволюции данной дисциплины, которая в XVПI—XIX вв. действительно интегрировала новейшие достижения философии, правоведения и политологии для объяснения сущности правовых явлений и процессов в условиях, когда гуманитарное знание еще, в сущности, не было дифференцировано и когда для многих гуманитарных наук такие понятия, как «право», политика», «государство», «власть», были общими категориальными универсалиями.
В XVIII—XIX вв. конструкции философии права и философско-правовые интерпретации социальной реальности были актуальны и достоверны для определенного времени и определенных истори-
ческих условий. По мере изменения этих условий на место одним приходили другие интерпретации. Поэтому достаточно влиятельным (во всяком случае, в России) было суждение о том, что не может существовать единой и универсальной философии права, а наиболее продуктивным (особенно в образовательных целях) считалось изучать историю этих меняющихся представлений и интерпретаций о праве, государстве, власти, т.е. изучать историю философии права. Не случайно, наверное, что в российских университетах в XIX в. не было курса «философия права» и тем более кафедр философии права, а преподавался (правда, с разными названиями) в качестве обязательного и важнейшего курс истории философии права.
В ХХ в. философия права приобретает статус и значение самостоятельной научной и образовательной дисциплины, но ее инте-гративная функция остается важнейшей и на современном этапе.
Отсюда и главная задача дальнейшего развития современной философии политики (и политической философии) состоит в ее интеграции с философией права (теоретическим правоведением). Данная научная интеграция должна преодолеть обособленность в развитии гуманитарных наук и, в частности, обособленное изучение теоретических основ политики и права отдельными науками, тогда как в реальной общественной жизни эти феномены являются взаимозависимыми и взаимообусловленными социальными регуляторами.
Вместе с тем историческая эволюция дифференцированного знания, начавшаяся в Новое время и продолжающаяся по инерции по сей день, привела по методу абстракции к разведению политики и права по разным областям науки. Политика была отнесена к предметной области политических наук, право — к юриспруденции. Указанные науки достигли на протяжении многих десятилетий и даже столетий своего развития существенных достижений в изучении и понимании данных общественных феноменов. Но, видимо, в этом процессе объективно существуют свои пределы, за которые эти науки выйти не в состоянии. Не случайно ни одна из этих наук (особенно, политология и правоведение) до сих пор не имеет общепринятого предмета1, единого понимания сущности
1 Известные зарубежные систематизаторы гуманитарного знания — Р. Пэнто и М. Гравитц считают, что в истории политической науки сосуществуют как равноценные три варианта определения предмета этой науки, которые актуальны и на современном этапе развития политологии. Для одних этим предметом является государство, для других — власть, для третьих — политические отношения (см.: [Р. Пэнто, М. Гравитц, 1972, с. 186-187].
искомых феноменов — с другой2. Многие современные учебники по политологии и праву начинаются с констатации, что в этих науках нет более многозначных и неопределенных понятий, чем «политика» и «право».
Это не случайно. Разные науки (политология и правоведение) независимо друг от друга изучают политику и право как отдельные и самодостаточные сущности, тогда как в реальности они взаимно дополняют и взаимно обусловливают друг друга. В конкретно исторических условиях политическое и правовое — это две взаимосвязанных стороны одного и того же социального явления или процесса.
Политика и право как социальные регуляторы развиваются примерно по одним и тем же законам и работают эффективно только тогда, когда существует ясное и точное знание того, к каким идеальным моделям общественных отношений нужно стремиться. Поэтому исследователь должен адекватно определить существующий порядок вещей (сущее), а затем создать идеальную модель (модели) этого порядка (должное). Именно в этом взаимном переплетении сущего и должного и лежит главная проблема современной общественной жизни и гуманитарной науки, но найти адекватные (идеальные) решения этой проблемы невозможно силами отдельных наук (политологии, юриспруденции, этики).
Это можно сделать, только создав интегративную философскую теорию политики и права, которая станет не сложением разных научных теорий (так называемая междисциплинарность), а созданием новой, другой теории.
2 Автор настоящей статьи склоняется к тому, что объектом политологии (политической науки) является власть как отношение господства/подчинения между мыслящими субъектами или институтами, которые создаются этими субъектами. Более адекватным для определения объекта политологии может стать понятие «система власти», которое состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) власть как система связей и отношений; 2) власть как структура, включающая в себя субъекты, институты, формы и т.п.; 3) рефлексия (идеи, концепции) власти как концептуальное осмысления и связей, и структур. Данная интерпретация объекта политологии определяет и существо предмета данной науки. Таким предметом являются законы (закономерности, устойчивые связи и тенденции) динамики систем власти как в актуализированном плане, так и в их реальном историческом генезисе, причем и на уровне системы как целостного и единого субстрата, и на уровне отдельных его аспектов (частей). Данная объет-предметная идентификация политологии превращает ее в научную теорию с активными эвристической и прогностической функциями, создает прочную методологическую базу для органичного сочетания общенаучных, фундаментальных ее основ, с одной стороны, и прикладных, инструментально-исследовательских аспектов — с другой. Данный вывод был сформулирован и опубликован автором в начале 2000-х гг. (см. более современное издание: [Е.Н. Мощелков, 2013. с. 160]).
Для становления такой философской теории (или направления философского знания) можно выделить следующие первоначальные задачи:
- институционализация философии политики и права как нового направления университетского философского образования; определение ее места, роли и эвристических функций в контексте вызовов современной цивилизации;
- осмысление основных этапов и направлений исторической эволюции философских интерпретаций политики и права, особенно в аспекте взаимодействия этих двух феноменов общественной жизни;
- анализ онтологических, гносеологических, аксиологических, антропологических, социокультурных и прогностических проблем философии политики;
- анализ онтологических, гносеологических, аксиологических, антропологических, культурологических и праксиологических проблем философии права;
- исследование философских проблем взаимодействия политики и права, к числу которых можно отнести такие, как норма и нормативность в политике и праве, взаимовлияние и взаимоограничение политики и права в современном общественном развитии; взаимосвязь политического и правового факторов в минимизации и разрешении национальных, региональных и глобальных проблем современного общества.
Именно над решением обозначенной задачи в настоящее время и работает созданная в 2008 г. в составе философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова кафедра философии политики и права.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева Т.А. Политическая философия: От концепций к теориям: Учебник. М., 2007.
Бадью А. Загадочное отношение философии и политики. М., 2013.
Гобозов И.А. Философские проблемы политики. М., 2014.
Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М., 2001.
Кимлика У. Современная политическая философия: Введение. М., 2010.
Манан П. Общедоступный курс политической философии. М., 2004.
Мощелков Е.Н. История и политика: философские истолкования. Монография. М., 2013.
Панарин А.С. Философия политики. М., 1996.
Панарин А.С. Политология: О мире политики на Востоке и на Западе. М., 1999.
Пернацкий В.И. Философия политики и права. М., 2013.
Политическое как проблема: Очерки политической философии ХХ века. М., 2009.
Сморгунов Л.В. Философия и политика: Очерки современной политической философии и российская ситуация. М., 2007.
Философия и политика (Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1996. № 1.
Философия политики и права: Сб. науч. работ. Вып. 2 / Под общ. ред. Е.Н. Мощелкова; Науч. ред. О.Ю. Бойцова. М., 2011.
Философия политики и права: Ежегодник науч. работ. Вып. 5. Политика и политическое / Под общ. ред. Е.Н. Мощелкова и О.Ю. Бойцовой; Науч. ред. А.В. Никандров. М., 2014.
Философия политики и права: 100 основных понятий: Словарь: Учебное пособие / Под общ. ред. Е.Н. Мощелкова. Пушкино, 2014.
Философия политики и права: 100 основных персоналий: Словарь: Учебное пособие / Под общ. ред. Е.Н. Мощелкова; Науч. ред. А.В. Никандров. М., 2015.
Федорова М.М. Классическая политическая философия. М., 2001. Федорова М.М. Политическая рациональность: к становлению новых эпистемологических оснований политической науки. М., 2009.
Шамшурин В.И. Философия и теория политики и права: Учебник. Тула, 2012.
Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. The Blackwell guide to social and political philosophy / Ed. by R.L. Simon. Blackwell Publishers. 2002.
The Oxford Handbook of jurisprudence and the philosophy of law / Eds. Coleman J., Shapiro S. N.Y., 2004.
Olivier N. Histoire des idées politiques. P., 2007.
Wacks R. Philosophy of law: A very short introduction. N.Y, 2006.