Научная статья на тему 'Политика качества образования как форма глобального социального контроля'

Политика качества образования как форма глобального социального контроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА / МЕНЕДЖЕРИЗМ / HIGHER EDUCATION / QUALITY MONITORING SYSTEM / CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепухин А. Ю., Понукалин А. А.

В статье обсуждается проблематика вузовской педагогики и управления качеством высшего образования в современных социально-экономических условиях. Рост зависимости от рыночных факторов ведет к диверсификации образовательных структур и методов преподавания, с другой стороны, приводит к распространению менеджеризма и централизации контроля учебных планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепухин А. Ю., Понукалин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF EDUCATION AS A FORM OF GLOBAL SOCIAL CONTROL

The perspectives of university teaching and quality management of higher education under modern social and economic conditions is discussed. The growth of dependence on the market factors facilitates diversification of educational structures and methods of teaching, and on the other hand, leads to distribution of the managerism and centralization of curricula control.

Текст научной работы на тему «Политика качества образования как форма глобального социального контроля»

УДК 378: 65

А.Ю. Слепухин, А.А. Понукалин

ПОЛИТИКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФОРМА ГЛОБАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

В статье обсуждается проблематика вузовской педагогики и управления качеством высшего образования в современных социально-экономических условиях. Рост зависимости от рыночных факторов ведет к диверсификации образовательных структур и методов преподавания, с другой стороны, приводит к распространению менеджеризма и централизации контроля учебных планов.

Высшее образование, система контроля качества, менеджеризм

A.Yu. Slepukhin, A.A.Ponukalin QUALITY OF EDUCATION AS A FORM OF GLOBAL SOCIAL CONTROL

The perspectives of university teaching and quality management of higher education under modern social and economic conditions is discussed. The growth of dependence on the market factors facilitates diversification of educational structures and methods of teaching, and on the other hand, leads to distribution of the managerism and centralization of curricula control.

Higher education, quality monitoring system, control

Общемировой кризис педагогики в связи с неопределённостью цели воспитания обостряет проблемы выбора и разработки методологии современного образования. Для нашей страны эта проблема как никогда актуальна. Системный кризис, поразивший в последние годы важнейшие области жизнедеятельности транзитивного общества, предъявляет особые требования к образованию, а значит и к его методологии, поскольку выход из кризиса возможен только в пространстве «образование-наука-труд», в котором формируется система прорыва в общество третьего тысячелетия.

Задачи педагогической науки и практики в современных условиях выглядят следующим образом. Основная теоретическая задача педагогики - разработка системной теории воспитания человека, которая учитывала бы всё многообразие и множество связей человека с природой, множество факторов, обусловливающих сформирование полноценной личности человека.

Основная практическая задача - создание системы гуманных по форме и реальных по содержанию средств и методов воспитания, позволяющих добиваться высоких результатов в индивидуальной психоэволюции и онтогенезе человека как социально ценного существа, всесторонне развитой личности. При этом необходимо понимать, что педагогика обеспечивает ход естественного эколого-эволюционного природного процесса как филогенеза человека и его исторического развития в структуре Универсального мирового процесса, подчиняющегося действию всеобщих мировых законов.

Педагогика является в значительной степени экологической наукой, если она обеспечивает ход непрерывной психоэволюции в данный период общественного развития. В этом её естественное назначение и общественное призвание. Отсюда выводится и критерий, по которому определяется качество педагогического процесса. А дальше - и качество социального бытия и качество жизни людей вообще, поскольку педагогика определяет социально-психологический климат в обществе, производный от педагогической методологии, теории и практики. Основная практическая задача предполагает необходимость постановки и решения множества частных задач. Одна из частных практических задач - разработка эффективных способов, методов, условий осуществления педагогического процесса в университетском образовании, при подготовке профессионалов.

В настоящее время, например, одна из серьезных проблем достижения успехов в образовании состоит в резком снижении уровня познавательной мотивации молодежи, в том числе и тех, кто приходит в университет. В результате создается атмосфера формализации обучения и вырождение его воспитательно-образовательной сути. В такой атмосфере достичь университетского уровня практически невозможно, даже если студенты и имеют развитые способности к обучению.

Кризис педагогики в аспекте целей образования может быть разрешим на уровне выбора мировоззренческих позиций в отношении процессов развития современного общества с учётом места и роли России в этом обществе. Принципы мировоззрения становятся методологией образования как традиционного образа жизни населения страны, как способа существования государства, как смысла жизни человека естественного с его назначением, правами и обязанностями.

Одним из основных принципов российской образовательной политики, начиная с 90-х годов прошлого столетия, является ориентация на международные стандарты качества. Предполагается, что российские государственные образовательные стандарты профессиональных программ будут все в большей степени учитывать сложившиеся в мировой практике подходы к определению требований, предъявляемых к нормам реализации образовательного процесса и к выпускнику образовательного учреждения.

Существенную особенность западного образования составляет его ориентация на увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся. С точки зрения психолого-педагогической теории научения это оправдано и способствует повышению эффективности образования, если оно обеспечено методически и организационно. Чем выше уровень обучения, тем больше должен быть удельный

вес самообразования, если говорить об эффективности образовательно-воспитательного процесса. В профессиональном обучении этот удельный вес становится наибольшим, что объясняет психологическая теория учения и научения. Решающее значение в становлении личности имеет самовоспитание, когда субъект становится источником и причиной развития высших психических функций, лежащих в основе всех способностей человека.

В самостоятельной работе студентов вуз осуществляет определённую образовательно-воспитательную политику - ориентировать студентов на саморазвитие в целях достижения высоких результатов в подготовке к профессиональной деятельности и это акмеологическая ориентация личности будущего специалиста. В самостоятельной работе происходит то, что в психологии называют самоактуализацией, и формы самостоятельной работы должны организовываться именно так, что предполагает субъективно-объективный контроль за результатами выполнения заданий самостоятельной работы. Самостоятельная работа должна выполняться дома и в вузе в определённых объемах и по определённым заданиям, необходим контроль и аттестация успешности самостоятельной работы.

Аттестация позволяет осуществлять обратную связь по признакам выраженности мотива саморазвития и достижения. Одна из форм результата самостоятельной работы - мировоззрение в его аспектах, определяемых соответствующими дисциплинами. Психологическое сопровождение самостоятельной работы требует соответствующего методического обеспечения. В первую очередь нужно научить студентов приёмам самостоятельной работы, методам познания в такой работе и средствам самоконтроля.

В процессе реформирования образования (в контексте болонского процесса) была поставлена задача создания стандартов второго поколения и такие стандарты, в соответствии со статьёй 44 Конституции, должны отвечать принципу свободы преподавания. Большое внимание было уделено качеству образования в аспекте договоров с европейскими странами о признании равноценности нашего образования. Поэтому предполагалось создание эффективной системы контроля качества образования в стране, в частности, в форме внутривузовских систем контроля качества образования, что обязательно для участника Болонского процесса.

Предпочтение отдавалось тем, кто придерживается общеевропейских требований в аспектах многоуровневости образования, контроля его качества. Значение этих приоритетов для Минобразования определялось положением о том, что образование на то время рассматривалось как единственная сфера, в которой остаётся возможность интеграции страны с Европой. В новом стандарте предполагалась реализация прежнего принципа, когда задаются определённые требования к выпускникам и на выходе контролируется соответствие им. Контроль должен быть реальным, поскольку выпускник готовится на рынок труда.

Участие России в Болонском процессе означает, что российская образовательная система приняла на себя реализацию определенной программы действий в сфере обеспечения качества. Новые социально-политические и экономические реалии, новые отношения России с окружающим миром и новые отношения учреждений образования с потребителями их услуг ставят ряд принципиальных проблем в области содержания образования, образовательных технологий и оценки качества. В последнее десятилетие все большее значение приобретает отношение к образованию не как к общественному благу, а рассматривается как предоставление вузом услуги, потребителями которой являются студенты, производство как потребитель кадров и государство как конституционный гарант образовательного процесса. Соблюдение государственных требований к содержанию и качеству подготовки специалистов, закрепленных в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), обеспечивается внешними процедурами лицензирования образовательных программ, аттестации и аккредитации вузов. Таким образом, состояние образовательного процесса оценивается по его результатам.

Однако переход к рыночным отношениям требует создание системы качества, в рамках которой описывался бы уровень образовательных услуг, предоставляемых потребителю, т. е. требования к результатам освоения дисциплины, формирование у обучаемых соответствующих компетенций.

Разработанные в последние годы ФГОС третьего поколения, несомненно, способствовали переходу к упорядоченности в теории и практике образования, создали основу для внедрения системы управления качеством подготовки специалистов. В настоящий момент все более актуальным становится вопрос об адаптации российских стандартов к международным нормам. Глобальные изменения и интеграционные процессы, характерные для современного этапа развития общества, захватывают и образовательную сферу. Академическая мобильность студентов, мировой рынок труда вынуждают ориентироваться на общемировые требования. Учет зарубежного опыта стандартизации образования становится важной предпосылкой успешного включения России в мировое образовательное пространство.

Политика образовательного учреждения гарантированно направлена на обеспечение высокого качества образовательных услуг, предоставляемых потребителям и заказчикам. Политика вуза в области качества предполагает установление, формирование и поддержание характеристик процессов проектирования и разработки услуг в соответствии с перспективными требованиями заказчиков. Основой для непрерывного улучшения качества образовательного процесса является система эффективной обратной связи с потребителями, поставщиками и сотрудниками.

Основными принципами политики в области качества вуза являются:

1) Ориентация на потребителя.

Вузы зависят от своих потребителей, в качестве которых признается работодатели (предприятия и организации, принимающие на работу выпускников), студенты и их семьи, общество в целом и другие заинтересованные стороны. Необходимо понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.

2) Лидерство руководителя.

Руководство обеспечивает единство цели и направления деятельности организации. Ему следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут быть полностью вовлечены в достижение поставленных целей и решение задач организации в области качества.

3) Вовлечение работников.

Сотрудники всех уровней составляют основу вуза. Их положительная мотивация, полное вовлечение в улучшение деятельности и рациональное использование их потенциала дает возможность с выгодой использовать их способности и приносит пользу вузу.

4) Постоянное улучшение.

Постоянное улучшение деятельности вуза в целом следует рассматривать как его неизменную цель.

5) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе фактов, данных и информации. Это предполагает построение действенной системы сбора и анализа информации обо всех аспектах деятельности вуза и его взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна включать все определенные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности вуза и анализироваться на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане его развития.

6) Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Руководство вуза принимает на себя обязательства лидера в осуществлении политики обеспечения качества и формирует среду для эффективного сотрудничества с поставщиками, удовлетворения ожиданий потребителей и реализации научного, педагогического и творческого потенциала сотрудников.

Стратегические цели и направления реализации политики в области обеспечения качества:

1. Формирование имиджа вуза как динамично развивающейся образовательной структуры, имеющей прочные позиции на рынке образовательных услуг.

2. Непрерывное повышение качества образовательных технологий, создание современных учебно-методических комплексов и применение передовых методов обучения.

3. Организация системы мониторинга перспективных потребностей внешних заказчиков системы менеджмента качества и создание условий для их эффективного удовлетворения.

4. Создание единого методического и информационного пространства функционирования системы менеджмента качества, ее внешних клиентов и внутренних объектов.

5. Постоянное взаимодействие с отечественными и зарубежными образовательными учреждениями и предприятиями с целью включения в учебные курсы передовых научных знаний, а также выявления и использования современных образовательных технологий и инструментальных средств.

6. Сохранение и развитие традиций научных школ и накопленного потенциала знаний по созданию образовательных и научных технологий.

7. Развитие корпоративной культуры, создающей условия для проявления самодеятельной творческой активности студентов, слушателей и преподавателей, а также формирование атмосферы доверительных отношений и творческого сотрудничества преподавателей, слушателей и студентов.

8. Разработка современных мотиваций и обеспечение достойного вознаграждения труда своих сотрудников, создающих и реализующих эффективные образовательные, научные и управленческие технологии.

9. Повышение уровня квалификации сотрудников и создание условий для их профессионального роста с целью повышения эффективности и непрерывного совершенствования системы менеджмента качества.

Современный конкурентоспособный вуз должен иметь отлаженную систему, способную управлять качеством его работы, в которой центр тяжести переносится с процедур внешнего контроля (аттестация и аккредитация вуза) в сторону внутренней самооценки на основе сформированных и утвержденных моделей менеджмента качества. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества непосредственно в вузы и экономит средства на проведение внешней экспертизы. Одним из результатов этого шага может явиться уменьшение влияния бюрократического менеджеризма на профессиональную независимость университетского образования. Будучи профессионалами, преподаватели претендуют на определенный уровень независимости. Активизация же правительственного регулирования, выразившаяся в таких мерах, как государственный учебный план, рейтинги вузов, государственная профессиональная аттестация приводит к размыванию их независимости и профессионализма. Постмодернистское общество с присущим ему новым общественным менеджеризмом оказывает значительное влияние на все образовательные учреждения, поскольку основной философской идеей нового менеджеризма является контроль [1].

Политика государства в отношении основных функций университетов - преподавания и научных исследований - однозначно свидетельствует о влиянии менеджеризма на профессиональную независимость вузов. Усиливающаяся зависимость от рыночных факторов, рост численности и дифференциация состава студентов, наряду с расширившимся доступом в университеты, обусловили необходимость еще более экономного распределения и без того ограниченных ресурсов. Для того, чтобы получить государственное финансирование вузы вынуждены отчитываться в своих действиях и подвергаться различным процедурам оценки качества своей преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Качество представляется символом поклонения системе управленческих прерогатив, которое может привести к режиму тотального системного управления людьми. Происходит отделение преподавания от управления, направленное на достижение результатов, требуемых системой государственного управления в новых экономических условиях посредством унифицированных административных процессов. Это приводит к большей подотчетности и зависимости вузов в целом и преподавательского состава в частности от управляющих образованием структур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миликен Дж. Постмодерн и профессионализм в высшем образовании // Высшее образование сегодня. 2004. № 6. С. 7.

Слепухин Александр Юрьевич -

доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Понукалин Алексей Алексеевич -

доктор социологических наук, профессор кафедры «Психология» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Alexander Yu. Slepukhin -

Dr. Sc., Pprofessor,

Department of Sociology,

Social Antropology and Social Work,

Yuri Gagarin Sstate Technical University of Saratov

Alexey A. Ponukalin -

Dr. Sc., Professor,

Department of Psychology,

Yuri Gagarin Sstate Technical University of Saratov

Статья поступила в редакцию 15.09.14, принята к опубликованию 25.12.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.