Научная статья на тему 'Политика импортозамещения как инструмент развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан'

Политика импортозамещения как инструмент развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / SMALL AND AV ENTERPRISE / POLITICAL РИСКИ / EXPORT-IMPORT OPERATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарифуллина Танзиля Анваровна, Зотова Марина Борисовна, Савихин Дамир Игоревич

В статье рассматривается политика замещения импортной продукции, которой придерживается Республика Татарстан, перспективы выхода из сложившейся экономической ситуации, увеличения объёмов экспорта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарифуллина Танзиля Анваровна, Зотова Марина Борисовна, Савихин Дамир Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION AS INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Politics of substituting for the imported products, that Republic of Татарстан, prospects of exit from the folded economic situation, increase of volumes of export of products of subjects of small and midsize businesses of Татарстана, adheres to, is examined in the article.

Текст научной работы на тему «Политика импортозамещения как инструмент развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан»

УДК 33 DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-135-138

ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Шарифуллина доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент», Танзиля Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

Анваровна (420111, Россия, Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42].

E-mail: sharifullina@ieml.ru Зотова кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Менеджмент»,

Марина Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

Борисовна (420111, Россия, Татарстан, г. Казань, ул. Московская, 42].

E-mail: mzotova@ieml.ru Савихин магистрант, Казанский инновационный университет

Дамир им. В.Г. Тимирясова (420111, Россия, Татарстан, г. Казань,

Игоревич ул. Московская, 42]. E-mail: savikhindamir@gmail.com

Аннотация

В статье рассматривается политика замещения импортной продукции, которой придерживается Республика Татарстан, перспективы выхода из сложившейся экономической ситуации, увеличения объёмов экспорта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства Татарстана.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, политические риски, экспортно-импортные операции, инновационное развитие.

Помимо политики замещения импортной продукции, которой придерживается Республика Татарстан, перспективы выхода из сложившейся экономической ситуации правительство республики связывает с увеличением объёмов экспорта продукции субъектов малого и среднего бизнеса Татарстана.

На развитие малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан значительное влияние оказывает финансово-экономическая нестабильность. Очевидно, что полностью застраховать предприятие или бизнес от резкого роста цен, вызванного реализацией политического риска, представляется невозможным. Актуальным примером такого шока (роста цен] стало, например, недавнее падение цены на нефть. А повышение стоимости энергоносителей, в свою очередь, препятствует экономическому росту [5, 10].

Что касается стран-производителей, экономика которых основывается на разных видах экспортируемого продукта, куда относятся в том числе и Российская Федерация и Республика Татарстан, то последствиями существенного падения цен на сырье становятся сокращение поступлений в бюджет и значительное снижение расходов на социальные нужды и государственный заказ.

Поэтому большое внимание в республике уделяют способам минимизации потенциальных рисков при осуществлении экспортно-импортных операций в условиях изменяющегося законодательства, мерам предупреждения и пресечения возможных нарушений валютного контроля [7, 8].

Так, на прошедшей конференции «Практические вопросы осуществления валютного контроля в Банке ГПБ (АО]. Валютное регулирование органами валютного контроля ФТС РФ и ФНС РФ» обсуждались практические вопросы осуществления валютного контроля на примере деятельности Газпромбанка [там же].

В целях развития СМСБ в Республике Татарстан, в рамках Дорожной карты развития малого и среднего предпринимательства на 2014-2016 годы» республика сосредоточила внимание на развитии системы локализации, импортозамещения и субконтрактации, целью чего стало обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства заказами крупных предприятий, таких как ОАО «КамАЗ», ОАО «ПОЗИС», ОАО «ТАТНЕФТЬ», резиденты ОЭЗ «Алабуга» и других про-изводствна производство продукции, предоставлению работ и/или оказанию услуг [4, 9].

Кроме того, решено было создать и обеспечить ведение реестра республиканских производителей товаров, работ и услуг для целей исполнения норм Федерального закона 44-ФЗ и для функционирования системы локализации, импортозамещения в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства заказами крупных предприятий на производство продукции (работ, услуг] [4, 9].

Наряду с традиционными мероприятиями по поддержке, реализуемыми с 2008 года, в Программу развития малого и среднего предпринимательства на 2012-2015 годы вошли новые меры, направленные на развитие систем франчайзинга, локализации, импортозамещения, субконтрактинга, повышение энергоэффективности, охрану результатов интеллектуальной деятельности и другие [11, 13].

Утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2016 года № 259 Государственная программа «Развитие обрабатывающих отраслей промышленности Республики Татарстан на 2016 - 2020 годы» ставит задачей повышение экспорта продукции «с высокой добавочной стоимостью» [6].

Помимо этого, одним из результатов Программы» должно стать увеличение доли не сырьевой продукции в общем объеме экспорта Республики Татарстан до 63% [6].

Так, например, ООО «Данафлекс-НАНО» реализует программу «Создание производства инновационных композитных материалов с использованием биоразлагаемых компонентов для упаковки продуктов, ориентированных на экспорт и импортозамещение».

Существенное влияние на экономическое развитие Республики Татарстан оказывает ценовая конъюнктура на основные сырьевые товары на мировых рынках, а также динамика курса рубля. В условиях нестабильности данных факторов возрастает необходимость ускоренного развития реального сектора экономики и оптимизации структуры промышленного производства.

Одновременно высокая волатильность рубля и нестабильность цен на топливно-энергетические ресурсы усложняют задачу по кардинальному изменению структуры экспорта и обеспечению сокращения импорта за счет модернизации промышленности, строительства новых предприятий, локализации конкурентного производства [6].

Правительство Татарстана активно расширяет внутренние и внешние рынки для производимых товаров и развивает производственную кооперацию путем разработки и применения механизмов поддержки предприятий, направленных на расширение их присутствия на внутреннем рынке, развития маркетинга, проведения исследований товарных рынков, совершенствования ценовой политики предприятий; расширение экспорта продукции отрасли; развитие сотрудничества, восстановление и развитие кооперации с зарубежными странами; участия предприятий в российских и международных выставках, презентациях, формирование благоприятного имиджа на рынках [1].

Повышению конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства способствует то, что отдельное внимание в республике уделяется повышению эффективности производства. Существенным для обеспечения перспективной конкурентоспособности промышленной продукции Республики Татарстан являются проводимые мероприятия в рамках Подпрограммы «Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы» Государственной программы Республики Татарстан «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»: проведен аудит резервов роста производительности труда ряда промышленных предприятий. Для дальнейшего продвижения работы субъектов малого и среднего бизнеса в качестве экспортеров республиканского товара, необходимо проводить системную работу по развитию кадрового потенциала и повышению производительности труда в целях обеспечения конкурентных преимуществ Республики Татарстан, а также развивать межрегиональное и международное сотрудничество в целях продвижения республиканской продукции, расширения рынков сбыта и увеличения объемов экспорта [12].

Расширению экспортных возможностей республиканских предприятий способствуют созданные на федеральном уровне институты поддержки. Поэтому важным направлением деятельности является обеспечение взаимодействия республиканских экспортеров с такими организациями, как АО «Российский экспортный центр», Аналитический центр по внешней торговле Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Политические риски не имеют достаточно стабильной статистической базы, поэтому предсказать вероятность их наступления чрезвычайно трудно. Одним из основных недостатков и одновременно сложностью существующих практик прогнозирования является неспособность точно рассчитать параметры как экспортирующих, так и импортирующих субъектов. Это особенно сказывается в периоды кризисных изменений или экономических потрясений, так как неопределенность будущих показателей возрастает.

В вопросе прогнозирования будущих рисков можно прибегнуть к применению различных экстраполяционных методик и анализа имеющихся планов реализации экспортной деятельности

и ежегодных итогов деятельности крупнейших участников рынка, являющихся конкурентами в той или иной сфере. Результаты находятся в прямой зависимости от стабильности функционирования субъекта на рынке, что на практике можно считать практически невыполнимым. В результате, прогнозы существенно отличаются от фактических показателей.

В вопросе планирования и реализации экспортной политики, очевидным представляется тот факт, что в рамках подготовки и реализации проектов, большое внимание должно уделяться управлению политическими рисками в целях минимизации возможного ущерба, вызванного реализацией рисков политической нестабильности.

При этом необходимо учитывать следующие факторы:

• факторы политического риска, т.е. совокупность наиболее существенных явлений политического характера, отрицательно влияющих на возможность осуществления различных видов деятельности;

• вероятность возникновения этих факторов, а также вероятность неблагоприятного изменения факторов политического риска, политической ситуации;

• степень серьезности влияния факторов политического риска на различные виды деятельности.

Ухудшаются условия для экспорта товаров российской металлургической промышленности. В настоящее время она является достаточно конкурентной на мировом рынке. Но вследствие снижения тарифов на продукцию этой отрасли российская металлургия на внешнем рынке в условиях ВТО значительно уменьшит запланированные ранее показатели выгодности.

Однако правительство Республики Татарстан активно поддерживает экспортную деятельность организаций. Так, например, был создан Центр поддержки экспорта Республики Татарстан, который организует участие субъектов малого и среднего предпринимательства в международных выставках различного формата, предлагает предпринимателям представлять свою продукцию на зарубежных рынках и оказывает содействие в поиске потенциальных партнеров, а также информирует предпринимателей Республики Татарстан о появляющихся возможностях [2, 3].

Некоторые из рисков можно нивелировать путем перераспределения направления экспортных товаров. Однако в настоящее время, в условиях высокой неопределенности перспектив экономического развития и конъюнктуры рынков энергоносителей, риски, связанные с началом новой партнерской деятельности, также возрастают. Переход на новые технологии осложняется.

Для дальнейшего продвижения работы субъектов малого и среднего бизнеса в качестве экспортеров республиканского товара, необходимо проводить системную работу по развитию кадрового потенциала и повышению производительности труда в целях обеспечения конкурентных преимуществ Республики Татарстан, а также развивать межрегиональное и международное сотрудничество в целях продвижения республиканской продукции, расширения рынков сбыта и увеличения объемов экспорта.

Литература

1. Информация об исполнении Плана мероприятий по развитию импортозамещения в промышленности Республики Татарстан на 2016 год, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.09.2016 № 639, за 2016 год. - Режим доступа: http://tatarstan.ru/about/economy.htm, свободный - дата обращения 22.03.2017 г.

2. Подпрограмма Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на

2014 - 2016 годы. - Режим доступа:

http://mert.tatarstan.ru/rus/Development_and_support_of_small_and_medium_businesses/progra m_of_business_development.htm, свободный - дата обращения 25.03.2017 г.

3. Подпрограмма Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на

2014 - 2017 годы. - Режим доступа:

http://mert.tatarstan.ru/rus/Development_and_support_of_small_and_medium_businesses/progra m_of_business_development.htm, свободный - дата обращения 27.03.2017 г.

4. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы» - [электронный ресурс] - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/gosudarstvennaya-programma-ekonomicheskoe.htm, свободный - дата обращения 04.05.2017 г.

5. Зотова М.Б., Гумилевская Е.П. Современные формы кредитования экономической деятельности предпринимательской организации //Современные проблемы социально-гуманитарных наук, № 1(9] - ООО Научно-образовательный центр «Знание». 2017. С. 147-151.

6. Дорожная карта развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на

период 2014 - 2016 годы (проект стратегического документа] - [электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwil3Oqfi97UA hUCShQKHUDgAs0QFggkMAA&url=http%3A%2F%2Ftpprt.ru%2Fpress%2Froad_map%2Fdoc.doc &usg=AFQjCNEjVml1REOL-IBopATjX7LSW5Wk2g, свободный - дата обращения 29.04.2017 г.

7.Официальный сайт «Центра поддержки экспорта РТ» - [электронный ресурс] - Режим доступа: http://export-rt.ru, свободный - дата обращения 29.04.2017 г.

8. Постановление Кабинета Министров РТ о плане мероприятий по развитию импортозамещения в промышленности РТ на 2016 год - [электронный ресурс] - Режим доступа: http://mpt.tatarstan.ru/rus/importozameshchenie.htm, свободный - дата обращения 22.04.2017 г.

9. Россия. Особые экономические зоны - [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/industrial/Tatarstan, свободный - дата обращения 28.04.2017 г.

10. Blanchard O. (2007] «The Macroeconomic Effects of Oil Price Shocks: Why are the 2000s so différent from the 1970s», NBER Conference on International Dimensions of Monetary Policy - [электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/investitsionnaya-politika-v-respublike-tatarstan, свободный - дата обращения 28.04.2017 г.

11. Шарифуллина Т.А., Гумилевская Е.П. Проблемы развития франчайзинга в Республике Татарстан// II Международная научно-практическая конференция « Предпринимательство в России: перспективы, приоритеты и ограничения». Екатеринбург, НОО «Профессиональная наука», 30 сентября 2016. С. 30-38.

12. Шарифуллина Т.А. Формирование и развитие предпринимательских кадров в Республике Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. Информационно-аналитический центр «Эксперт». 2015. №3. С. 107-114.

13. Шарифуллина Т.А., Заирова Ф.У. Инновационные формы сотрудничества в сфере предпринимательства Республики Татарстан // Современные проблемы социально-гуманитарных наук, № 1(9]. ООО Научно-образовательный центр «Знание». 2017. С. 176-180.

Sharifullina Tanzilya Anvarovna, Doctor of Economic Sciences, Assistant professor, Department of Management, Kazan innovative university of V.G. Timiryasov (42, Moskovskaya St., Kazan, 420111, Russian Federation]. E-mail: sharifullina@ieml.ru

Zotova Marina Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of Management, Kazan innovative university of V.G. Timiryasov (42, Moskovskaya St., Kazan, 420111, Russian Federation]. E-mail: E-mail: mzotova@ieml.ru

Savikhin Damir Igorevich, undergraduate, Kazan innovative university of V.G. Timiryasov (42, Moskovskaya St., Kazan, 420111, Russian Federation]. E-mail: savikhindamir@gmail.com

POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION AS INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Abstract

Politics of substituting for the imported products, that Republic of Татарстан, prospects of exit from the folded economic situation, increase of volumes of export of products of subjects of small and midsize businesses of Татарстана, adheres to, is examined in the article.

Keywords: small and AV enterprise, political риски, export-import operations, innovative development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.