Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
УДК 332.12:339.54:061.1(100) Хайруллов Д. С., Гараев И. Г
URL: http://hdl.handle.net/n435/2117 С. 126-133.
Д. С. ХАЙРУЛЛОВ, доктор экономических наук, профессор
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия,
И. Г. ГАРАЕВ,
кандидат юридических наук, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия
ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Цель: определить пути обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона в условиях присоединения России к ВТО, предложить инструменты государственного регулирования.
Методы: системный подход применен к определению понятия, условий и факторов устойчивого социально-экономического развития региона, метод сравнительного и ситуационного анализа применен в исследовании проблем устойчивого социально-экономического развития региона в условиях вступления России в ВТО; программно-целевой метод и метод обобщения применены при определении путей обеспечения социально-экономического развития региона в условиях присоединения России к ВТО.
Результаты: определено понятие, условия и факторы обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона, выявлены и исследованы проблемы и особенности устойчивого социально-экономического развития региона в условиях вступления России в ВТО. На основе анализа проблем устойчивого социально-экономического развития региона в условиях вступления России в ВТО определены пути обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. Разработаны приоритетные направления региональной экономической политики, отвечающие задачам устойчивого социально-экономического развития региона в условиях вступления России в ВТО, предложен инструментарий государственного регулирования и прогнозирования. Обоснована необходимость формирования эффективной системы государственного регулирования устойчивого социально-экономического развития региона в условиях вступления России в ВТО и усиления роли государства в структурной перестройке экономикой, в осуществлении промышленной, социальной, инвестиционной, инновационной и продовольственной политики, обеспечивающей безопасность и устойчивость социально-экономического развития региона.
Научная новизна: разработаны приоритетные направления региональной экономической политики, которые, по мнению авторов, будут способствовать устойчивому социально-экономическому развитию региона в условиях присоединения России в ВТО; также предложен инструментарий государственного регулирования и прогнозирования.
Практическая значимость: основные положения и выводы научной работы могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов устойчивого развития региона; государственными органами власти для разработки региональной экономической политики, прогнозов и программ устойчивого социальноэкономического развития региона, отраслевых программ развития, форм, методов и инструментов государственного регулирования и прогнозирования.
Ключевые слова: устойчивое социально-экономическое развитие региона; ВТО; региональная экономическая политика; финансовая политика; инструменты государственного регулирования; инструменты прогнозирования.
Введение
В современных условиях вступления нашей страны в ВТО и применения по отношению к РФ санкций странами Евросоюза в отношении России актуальной задачей становится обеспечение безопасности и устойчивости социально-экономического развития России, способности ее к постоянному обновлению и совершенствованию. Регионы России, находясь в едином экономическом пространстве страны, играют
важную роль в процессах обеспечения ее устойчивого социально-экономического развития. Поэтому определяющим фактором устойчивого социального социально-экономического развития России в этих условиях является устойчивое социально-экономическое развитие регионов. Это требует исследования понятия и сущности устойчивого социально-экономического развития региона, условий и факторов его обеспечения. Не менее важным становится изучение
126
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
взаимосвязи между устойчивым социально-экономическим развитием региона и экономической устойчивостью региональной экономической системы.
Устойчивое социально-экономическое развитие региона наряду с общими закономерностями социально-экономического развития страны определяется особенностями, связанными со структурой валового регионального продукта (ВРП); удельным весом конкурентоспособной продукции базовых отраслей экономики, в том числе экспортной продукции, в общем объеме продукции региона; обеспеченностью ресурсным потенциалом, в том числе научным, доходами населения. В зависимости от этого проблемы, возникающие в обеспечении устойчивого социальноэкономического развития региона в современных условиях, будут иметь свои региональные особенности.
Решение проблем устойчивого социально-экономического развития региона требует новых подходов в определении региональной экономической политики, отвечающей задачам устойчивого социально-экономического развития региона, усиления регулирующей роли государства в управлении устойчивым социально-экономическим развитием региона, разработки эффективной системы, инструментов и методов государственного регулирования.
Результаты исследования
Устойчивое социально-экономическое развитие региона зависит от следующих условий и факторов обеспечения: уровня самообеспеченности ресурсами (в первую очередь финансовыми), самоокупаемостью региона. Рассмотрим их.
Уровень самообеспеченности региона ресурсами. Уровень самообеспеченности (самодостаточности) региона ресурсами означает обеспеченность в достаточном количестве производственными, трудовыми, природными, финансовыми ресурсами; развитость научного, инновационного, инвестиционного потенциала; наличие структурообразующих конкурентоспособных предприятий, обеспечивающих положительное торговое сальдо вывоза-ввоза продукции региона, в том числе и внешнеторговое сальдо. Необходимый уровень самообеспеченности региона ресурсами создает условия устойчивого социальноэкономического развития региона.
Уровень обеспеченности региона финансовыми ресурсами. Достаточный уровень обеспеченности финансовыми ресурсами региона достигается через проведение эффективной бюджетной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики, установление
межбюджетных взаимоотношений с федеральным центром с учетом специфики региона, развитие рынка ценных бумаг как источника перелива капитала в региональные отрасли экономики, разработку механизма регулирования инвестиционной и инновационной деятельности, увеличение объема экспортной продукции, уровня доходов населения. В условиях федеративного государственного устройства единство проводимой финансовой политики обеспечивается за счет реализации полномочий, в том числе бюджетных, Российской Федерацией как суверенного государства. Ограниченные налоговые полномочия вынуждают субъектов Российской Федерации реализовывать региональную налоговую политику как средство обеспечения устойчивого роста налогового потенциала, формирование инфраструктуры предпринимательства (создание особых экономических зон, инновационнотехнологических центров) для развития бизнеса. Следует отметить, что модели организации налоговой системы федеративного государства могут предполагать как серьезную централизацию налоговых отношений, так и известную децентрализацию в данной сфере [1, с. 198]. Безусловно, пока речь не идет о децентрализации системы налогового администрирования, существует необходимость пересмотра механизмов распределения и перераспределения доходов в рамках налогово-бюджетного федерализма.
Самоокупаемость региона. Самоокупаемость региона достигается через получение дохода от коммерческой деятельности территориальных структур с целью обеспечения расширенного воспроизводственного процесса на основе самоокупаемости расходов, получения максимальной прибыли.
Недостаток финансовых ресурсов становится тормозом в обеспечении устойчивости социально-экономического развития региона. Сегодня внушительная доля финансовых поступлений в рамках бюджетной деятельности государства аккумулируется в федеральном бюджете. Так, согласно ст. 50 Бюджетного кодекса РФ1 в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от ключевых бюджетообразующих налогов, в том числе налога на добавленную стоимость по нормативу 100 %. Для Республики Татарстан является важным решение вопроса о разделении таможенных пошлин от экспорта республиканской
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2014. № 48. Ст. 6664.
127
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
нефти между федеральным и региональным бюджетами. Нерешенность этих принципиальных вопросов ослабляет финансовую устойчивость региона. По нашему мнению, необходимо внести изменения в бюджетное законодательство РФ, направленные на регулирование межбюджетных отношений между регионами и федеральным центром, с учетом специфики региона (в частности, преобладание в ВРП добывающих отраслей), показателей эффективности бюджетной деятельности. Ключевым инструментом вертикальных межбюджетных отношений должны стать бюджетные соглашения, заключаемые между Российской Федерацией и ее субъектами.
Дополнительным источником финансирования республиканского и муниципального бюджетов также может стать эмиссия государственных и муниципальных облигаций, акций, увеличивающих приток инвестиций в регион и муниципальные образования. Одним из существенных источников пополнения доходов местных бюджетов являются налоговые отчисления работающих на территории муниципальных образований крупных предприятий. Так, в муниципальных образованиях Татарстана работают крупные инвесторы: ОАО «Ак Барс» банк, «Татфондбанк», ОАО «Красный Восток». Эти инвесторы создают в населенных пунктах свои предприятия, решая тем самым вопросы занятости населения, и пополняют за счет налоговых отчислений доходы местных бюджетов, а также развивают инфраструктуру поселений.
Устойчивое социально-экономическое развитие региона зависит от экономической устойчивости региональной экономической системы. Экономическая устойчивость региональной экономической системы зависит от экономической устойчивости предприятий, формирующих региональную хозяйственную систему. Под экономической устойчивостью хозяйствующего субъекта понимается его способность противостоять и предотвращать воздействия, способные привести к спаду производства. Устойчиво развивающимся может являться производство, которое обеспечивает выпуск необходимых товаров потребления с минимальными издержками при эффективном использовании факторов производства и в необходимые сроки.
Экономическая устойчивость территориальнохозяйственного комплекса региона определяется его способностью поддерживать процесс непрерывного расширенного воспроизводства, обеспечивающий стабильность прироста заданного уровня конечных социально-экономических показателей развития региона.
Понятие устойчивого социально-экономического развития региона, таким образом, связывается с экономической устойчивостью материального воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса, рассматривается как социально-экономическое понятие и определяется в виде системы экономических отношений, обеспечивающей непрерывное поддержание стабильности или роста показателей социальноэкономического развития региона, т. е. экономическая устойчивость региональной экономической системы является основой устойчивого социально-экономического развития региона.
Целью региональной экономической политики выступает достижение внутренней и внешней устойчивости региональной экономической системы. Внутренняя устойчивость региональной экономической системы подразумевает такое состояние экономики региона, которое характеризуется стабильностью непрерывного воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса, поддержанием положительного торгового сальдо вывоза-ввоза продукции региона, обеспечение занятости и соответствующего уровня жизни населения. Под внешней устойчивостью следует понимать устойчивость платежного баланса региона, стабильное положительное внешнеторговое сальдо, отсутствие внешнего долга, наличие стабилизационного фонда (золотого запаса), место региона в общероссийском и мировом разделении труда.
Таким образом, устойчивое социально-экономическое развитие региона представляет собой такое состояние экономики региона, определяемое экономической устойчивостью его систем, которое способно противостоять воздействиям различного характера, приводящие к спаду показателей социально-экономического развития региона и к быстрому возврату в исходное устойчивое состояние, в случае его нарушения, обеспечение постоянного воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса и неуклонное повышение качества жизни населения.
Устойчивое социально-экономическое развитие региона подразумевает также такой уровень развитости экономики региона, определяемое его экономическим потенциалом (производственным, финансовым, трудовым, природным, научным, инновационным, инвестиционным), при котором поддерживается постоянный процесс расширенного воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса, обеспечивающий стабильный прирост конечных социальноэкономических показателей развития региона.
128
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
Республика Татарстан как один из развитых регионов Российской Федерации обладает достаточным экономическим потенциалом, позволяющим обеспечить быстрое восстановление устойчивого социально-экономического развития региона в случае его нарушения (например, в результате мирового финансового кризиса). Об этом свидетельствуют показатели и темпы роста конечных экономических и производственных показателей развития (рис. 1, рис. 2) (падение величины ВРП и объема промышленного производства в 2009 г. связаны с последствиями мирового финансового кризиса).
Рис. 1. Динамика ВРП Республики Татарстан 2008-2011 гг. [2]
Fig. 1. Dynamics of GRP of the Republic of Tatarstan in 2008-2011
Рис. 2. Динамика промышленного производства 2008-2011 гг. [2]
Fig. 2. Dynamics of industrial production in 2008-2011
Инвестиции в основной капитал в 2011 г. составили 386 млрд 144 млн рублей, или 142 % к уровню 2008 г., рост сельскохозяйственного производства в 2011 г. составил 150,440 млрд рублей, или 129 % в сопоставимых ценах к уровню 2008 г., величина среднемесячной начисленной заработной платы вы-
росла с 14 904,0 рублей в 2008 г. до 20009,4 рублей в 2011 г. или 135 % к уровню 2008 г. [2].
Таким образом, уровень и темпы роста конечных производственных и экономических показателей развития Республики Татарстан, структура его экономики и способность региональной экономики противостоять воздействиям различного характера (кризисы и т. п.) и быстро возвращается в исходное состояние свидетельствуют об устойчивом социально-экономическом развитии региона.
В условиях рынка ВТО устойчивое социальноэкономическое развитие региона будет определяться структурой экономики региона. Так, например, структура ВРП Республика Татарстан имеет свои региональные особенности: наибольшую его долю составляют добывающие (22,9 %) и обрабатывающие производства(15,4 %).
Прочие / Other; 23,7
Сельское хозяйство / Agriculture; 7,3
Транспорт и связь Transport and communications; 8,2
Строительство / Construction; 9,0
Добыча полезных ископаемых / Mining; 22,9
Обрабатывающие производства / Processing; 15,4
Оптовая и розничная торговля / Wholesale and retail trade; 13,5
Рис. 3. Структура ВРП по видам экономической деятельности по Республике Татарстан в 2013 г.
(в текущих основных ценах; в процентах к итогу) [2]
Fig. 3. The GRP structure by type of economic activity in the Republic of Tatarstan in 2013 (at current basic prices; in percent of total) [2]
Это означает, что в условиях рынка ВТО может возникнуть угроза потери устойчивости социально-экономического развития региона от внешних факторов: изменения конъюнктуры мирового рынка энергоносителей (для Татарстана - снижение цен на нефть) и как следствие уменьшение доходной части регионального бюджета (что ведет к снижению финансовой устойчивости региона), введения санкций западных стран, что оказывает влияние на развитие национальной экономики; а также и от внутренних факторов: неконкурентоспособности предприятий обрабатывающих отраслей экономики и предприятий агропромышленного комплекса с зарубежными фирмами. Такие же проблемы могут появиться и в других регионах Российской Федерации и привести в совокупности к потере устойчивости социальноэкономического развития страны.
129
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
В современных условиях вступления России в ВТО будет происходить усиление регулирующей роли государства. Устойчивое социально-экономическое развитие региона возможно при формировании соответствующей эффективной системы государственного регулирования социально-экономического развития региона. Инструментами и методами государственного регулирования при этом выступают прогнозирование и программирование, бюджетные, ценовые, финансовые, валютные, тарифные и нетарифные методы, которые воздействуя на социальноэкономическую систему региона, обеспечивают его устойчивое развитие.
Одним из основных инструментов государственного регулирования устойчивым социальноэкономическим развитием региона в этих условиях является прогнозирование. Базовым инструментом государственного регулирования и прогнозирования выступает экономико-математическая натуральностоимостная межотраслевая модель баланса производства и распределения продукции региона. На ее основе можно провести вариантные расчеты по определению взаимного влияния изменений экономической ситуации в одном из элементов системы на экономику всех других (для Татарстана 15 отраслей экономики и 50 важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции). В результате этих расчетов определяется оптимальный прогноз взаимосбалансированной системы показателей производства и распределения продукции региона, обеспечивающей в условиях принятых ресурсных ограничений достижение максимально возможного уровня конечных социально-экономических показателей развития региона, позволяющих поддерживать его устойчивое социально-экономическое развитие.
Балансовое уравнение производства и распределения продукции региона:
Xk =£ akjXj + Rk + И + Zk + Vk - Wk,
где Xk - объем производства продукта k; X - объем производства отрасли; akj - коэффициент расхода продукта k на единицу продукции отрасли j; Rk -рыночные фонды продукта k; Ик - прочее непроизводственное потребление; Zk - прочие элементы конечного продукта; Vk - объем вывоза из региона; Wk - объем ввоза в регион.
Используя для расчета программу LP-88 с модифицированным симплекс-алгоритмом, можно получить оптимальное решение поставленной
задачи. В результате этих расчетов определяется оптимальный прогноз взаимосбалансированной системы показателей производства и распределения продукции региона, обеспечивающий в условиях принятых ресурсных ограничений максимально возможный уровень роста конечных производственных и экономических показателей устойчивого развития региона [3, с. 213]. Применение такого прогнозного инструментария становится актуальным в условиях рынка ВТО, поскольку позволяет заранее определить (проводя соответствующие маркетинговые исследования продуктов рынка ВТО), какие структурообразующие предприятия отрасли экономики в результате конкуренции с зарубежными фирмами или из-за санкций зарубежных стран могут снизить объемы производства (вплоть до потери устойчивого развития). Выполнив новые прогнозные расчеты, можно определить: каким образом и за счет каких предприятий отраслей экономики это снижение можно компенсировать, чтобы сохранить оптимальные прогнозные показатели устойчивого социально-экономического развития региона. Государственные органы управления принимают управленческое решение по разработке соответствующих мер государственной поддержки развития и повышения конкурентоспособности предприятий этих отраслей экономики, способствующие сохранению прогнозных показателей устойчивого социально-экономического развития региона. Это потребует от государственных органов управления определения приоритетов в бюджетной политике, привлечения дополнительных инвестиционных средств.
В современных условиях применения в отношении России санкций странами Евросоюза перед регионами будут возникать следующие проблемы:
1. Недостаточная конкурентоспособность продукции региона, приведет к вытеснению отечественных производителей с внутреннего рынка зарубежными компаниями.
2. Недостаточная развитость технологической базы импортозамещения.
3. Угроза продовольственной безопасности региона.
4. Недостаток финансовых средств для структурной перестройки экономики.
5. Несоответствие отраслевой структуры экономики региона требованиям рынка ВТО.
6. Отсутствие эффективной системы государственного регулирования социально-экономического развития региона.
130
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
6. Зависимость регионального бюджета от мировых цен на углеводородное сырье
7. Отсутствие объективности финансового планирования, вызванное несовершенством бюджетного законодательства Российской Федерации.
8. Недостаточная развитость конкурентоспособного экспортного сектора экономики.
9. Неразвитость рынка ценных бумаг.
Выводы
Решение указанных проблем требует новых подходов в разработке региональной экономической политики, отвечающей задачам обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона в условиях вступления России в ВТО, усиления регулирующей роли государства в управлении устойчивым социально-экономическим развитием региона, разработки эффективной системы, инструментов и методов государственного регулирования.
Приоритетами региональной экономической политики на этом этапе должны стать:
1. Усиление регулирующей роли государства в структурной перестройке экономики в соответствии с задачами, состоящими в осуществлении промышленной, социальной, инвестиционной и научно-технической политики, обеспечивающие устойчивое социально-экономическое развития региона в условиях вступления России в ВТО.
2. Внедрение инноваций в сфере производства: используя имеющийся научно-технический потенциал региона, необходимо создать современную конкурентоспособную технологическую базу экспорта и импортозамещения, обеспечивающую устойчивое социально-экономическое развитие региона в условиях санкций стран Евросоюза.
3. Совершенствование межбюджетных отношений с федеральным центром с учетом специфики региона, в том числе внедрением системы бюджетного регулирования основанного на финансовом стимулировании.
4. Разработка программ развития отраслей экономики региона, в том числе малого бизнеса, отвечающего задачам обеспечения устойчивого социальноэкономического развития региона, использование мер государственной поддержки развития и повышения конкурентоспособности высокотехнологичных базовых производств и секторов экономики, способствующих устойчивому социально-экономическому развитию региона.
5. Разработка эффективной системы, инструментов и методов государственного регулирования устойчивым социально-экономическим развитием региона.
6. Содействие развитию инвестиционной активности региона, создание благоприятных условий для привлечения зарубежных инвестиций.
7. Развитие внешнеэкономической деятельности, поиск новых рынков сбыта продукции.
9. Развитие рынка ценных бумаг как источника перелива капитала в региональные отрасли экономики.
10. Организация подготовки и обучения управленческих кадров, способных к современным методам анализа социально-экономических процессов и принятию управленческих решений по обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона
Список литературы
1. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2000. 374 с.
2. Статистический ежегодник // Татарстанстат. Казань, 2014. 514 с. URL: http://www.tatstat.ru/public/ElectronLibrary/ Forms/AllItems.aspx (дата обращения: 21.05.2015).
3. Хайруллов Д.С. Формирование системы государственного регулирования процессов социально-экономической трансформации и развития Республики Татарстан. Казань: ФЭН. Академия наук РТ, 1997. 236 с.
4. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997. 478 с.
5. Рейтинги устойчивого развития регионов Российской Федерации / В.В. Артюхов, С.И. Забелин, Е.В. Лебедева,
A. С. Мартынов, М.В. Мирутенко, И.Н. Рыжов. М.: Интерфакс, 2011. 96 с.
6. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. 518 с.
7. Leontief W.W. Input-Output Economics. 2nd ed. New York: Oxford UniversityPress, 1986. 436 p.
8. Проблемы управления социально-экономическим развитием региона / Ф.Г. Хамидуллин, Д.С. Хайруллов,
B. В. Хоменко, В.М. Тарасов. Казань: ФЭН, 2004. 192 с.
9. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к Всемирной Торговой Организации / под ред. РГ Гринберга. М.: Экономика, 2006. 389 с.
10. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2007. № 5. С. 54-56.
11. Khairullov D.S., Saipullaev U.A. Management of Social and Economic Security of the Region // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Pp. 177-183.
В редакцию материал поступил 03.03.15 © Хайруллов Д. С., Гараев И. Г., 2015
131
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
Информация об авторах
Хайруллов Дамир Сайфуллович, доктор экономических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: 420111, г Казань, ул. Кремлевская, 18 E-mail: [email protected]
Гараев Ильнур Габдулхакович, кандидат юридических наук, доцент, Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел. (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
Как цитировать статью: Хайруллов Д.С, Гараев И.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития региона в современных условиях // Актуальные проблемы экономики и права.
2015. № 2. С. 126-133.
V___________
D. S. KHAIRULLOV,
Doctor of Economics, Professor
Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia,
I G. GARAYEV,
PhD (Law), Associate Professor
Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia
ISSUES OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION IN MODERN CONDITIONS
Objective: to identify ways of ensuring sustainable socio-economic development of a region under the conditions of Russia's joining the WTO, to offer tools of state regulation.
Methods: a systematic approach was applied to the definition of the term, conditions and factors of sustainable socio-economic development of the region; comparative method and situational analysis were applied for the study of the problems of sustainable socio-economic development of a region under the Russia joining the WTO; program-target method and synthesis method were applied for determining the ways of ensuring the socio-economic development of a region under the Russia joining the WTO.
Results: the concept, conditions and factors of sustainable socio-economic development of the region were identified; the problems and peculiarities of sustainable socio-economic development of region under the Russia joining the WTO were analyzed. Basing on the analysis of the problems of sustainable socio-economic development of region under the Russia joining the WTO, the path of sustainable socio-economic development of the region was defined. The priority directions of regional economic policy were listed that meet the challenges of sustainable socio-economic development of region under the Russia joining the WTO. Tools of state regulation and forecasting were offered. The necessity of the formation of an effective system of state regulation of sustainable socio-economic development of region under the Russia joining the WTO was proved. The role of the state in restructuring the economy, in the implementation of industrial, social, investment, innovation and food policy was shown, ensuring the safety and sustainability of socio-economic development of the region.
Scientific novelty: the priority directions of regional economic policy were elaborated, which, according to the authors, will contribute to sustainable socio-economic development of region under the Russia joining the WTO; also tools of state regulation and forecasting are offered.
Practical value: the main provisions and conclusions of the scientific work can be used in scientific and teaching activities in addressing issues of sustainable development of the region; by the state authorities to develop a regional economic policy, forecasts and programmes for sustainable socio-economic development of the region, sectoral development programmes, forms, methods and tools of state regulation and forecasting.
Key words: sustainable socio-economic development of the region; WTO; regional economic policy; financial policy; state regulation tools; forecasting tools.
References
1. Topornin, B.N. Federalizm: teoriya, instituty, otnosheniya (sravnitel'no-pravovoe issledovanie) (Federalism: theory, institutions, relations (comparative-legal research)). Moscow: Yurist", 2000, 374 p.
2. Statisticheskii ezhegodnik (Statistical annual bulletin). Tatarstanstat. Kazan', 2014, 514 p, available at: http://www.tatstat.ru/public/Elec-tronLibrary/Forms/Allltems.aspx (accessed: 21.05.2015).
3. Khairullov, D.S. Formirovanie sistemy gosudarstvennogo regulirovaniyaprotsessov sotsial'no-ekonomicheskoi transformatsii i razvitiya Respubliki Tatarstan (Forming the syatem of state regulationof the processes o social-economic transformation and development of Tatarstan Republic). Kazan': FEN. Akademiya nauk RT, 1997, 236 p.
132
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2
4. Leont'ev, V.V. Mezhotraslevaya ekonomika (Inter-sectoral economy). Moscow: Ekonomika, 1997, 478 p.
5. Artyukhov, V.V., Zabelin, S.I., Lebedeva, E.V. et al. Reitingi ustoichivogo razvitiya regionovRossiiskoiFederatsii (Rankings of sustainable development of the Russian regions). Moscow: Interfaks, 2011, 96 p.
6. L'vov, D.S. Ekonomika razvitiya (Economy of development). Moscow: Ekzamen, 2002, 518 p.
7. Leontief, W.W. Input-Output Economics. 2nd ed. New York: Oxford University Press, 1986, 436 p.
8. Khamidullin, F.G., Khairullov, D.S., Khomenk, V.V. Problemy upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regiona (Issues of management of a region’s social-economic development). Kazan': FEN, 2004, 192 p.
9. Grinberg, R.G. Otsenka sotsial'no-ekonomicheskikh posledstvii prisoedineniya Rossii k Vsemirnoi torgovoi organizatsii (Estimating the social-economic consequences of Russia joining the WTO). M.: Ekonomika, 2006, 389 p.
10. Glaz'ev, S.O. strategii ekonomicheskogo razvitiya Rossii (On the strategy of the Russia’s economic development). Voprosy ekonomiki, 2007, no. 5, pp. 54-56.
11. Khairullov, D.S., Saipullaev, U.A. Management of Social and Economic Security of the Region. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2014, pp. 177-183.
Received 03.03.15
Information about the authors
Khairullov Damir Saifullovich, Doctor of Economics, Professor, Kazan (Volga) Federal University Address: 18 Kremlyovskaya Str., 420111, Kazan E-mail: [email protected]
Garayev Ilnur Gabdulkhakovich, PhD (Law), Associate Professor, Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Address: 42 Moskovskaya Str., 420111, Kazan, tel. (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
For citation: Khairullov D.S., Garayev I.G. Issues of sustainable socio-economic development of a region in modern conditions. Aktual’niyeproblemy ekonomiki iprava, 2015, no. 2, pp. 126-133.
© Khairullov D. S., Garayev I. G., 2015
133