ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 2
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И УРОКИ ИСТОРИИ
М.С. Кудряшова
ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
В статье дается авторский анализ взаимодействия политики и морали в современной России, показывается необходимость гуманизации российской политики как важнейшего средства выхода страны из современного мирового финансово-экономического кризиса и ее дальнейшего прогрессивного развития.
Ключевые слова: политика, мораль, нравственно-гуманистические ценности, кризис, гуманизация политики.
Новые глубокие социально-экономические и социально-политические процессы протекают в нашей стране в невероятно сложный, драматический период, насыщенный событиями внутренней и международной жизни, тревогами и надеждами людей во всем мире. Современное кризисное состояние и пути выхода из него широко обсуждаются в средствах массовой информации политиками и учеными. Участники обсуждения стремятся осмыслить возможности направить потенциал политики не только на выработку антикризисных мер в различных сферах, но и на формирование устойчивой стратегической линии государственной поддержки новых тенденций, тех предпосылок, которые реально направлены на развитие социально-экономических, политических, идеологических, духовно-нравственных и др. сфер в будущем, ибо чтобы вывести Россию из современного кризиса, нужно обладать не только знаниями настоящего, но и уметь прогнозировать будущее. Особую актуальность приобретает теоретическое осмысление деятельно-творческих возможностей политики, поиск наиболее целесообразных путей их использования в сфере политического управления. Сегодня важен поиск не столько причин мирового кризиса, но средств и механизмов, с помощью которых наша страна сможет не просто выйти из него, но и выйти окрепшей, способной вписаться в сегодняшний многогранный и сложный мир, т.е. иначе осмыслить пути и перспективы общественного развития, научно обосновать образ своего будущего. На наш взгляд, тот образ, который сложился в настоящий момент в верхних эшелонах политического руководства, неоднозначен. Определенная дифференциация подходов наглядно просматривается в выступлениях наших политических деятелей.
Конечно, при решении сложных задач возникает множество теоретических и практических трудностей. И, вероятно, одна из самых острых связана с методологическими основами анализа роли политики и морали в развитии общества.
Как известно, моральные принципы осуществляют регулирующую и интегрирующую функции по отношению к самому социальному опыту людей. Фиксируя этот опыт в своих принципах и нормах, мораль определяет его значимость для удовлетворения социальных интересов и потребностей, что в свою очередь ведет к появлению общепризнанных ориентиров деятельности и поведения каждого члена общества. При этом существенно обогащается ценностная мотивация, побуждающая человека к действию и выступающая в качестве определенного критерия оценки его поступков и результатов его деятельности. Именно через действие нравственных регуляторов специфические мотивы той или иной деятельности получают общественнозначимый смысл. Отсутствие же нравственных регуляторов, их ослабление ведет в конечном счете к деградации общества и личности. Таким образом, мораль, будучи специфическим феноменом человеческой культуры, выступает в качестве неинституционализированного фактора их объединения и вместе с тем в качестве формы общественного сознания, причастной к духовной сфере воспроизводства и производства общественных связей между людьми. Она предстает реальным либо потенциальным оппонентом главным консолидирующим силам общества — государственной власти, господствующей идеологии, политике. Поэтому вопрос о разделении (либо о совмещении) сфер влияния на общество и человека между политикой и моралью есть вопрос политический, который отражает реальные конкретно-исторические отношения между властью и обществом, органами управления и существующими моральными нормами и принципами.
Относительно понятия политики в литературе среди исследователей нет единого мнения. Одни ученые считают, что политика связана непосредственно с деятельностью государственных институтов, с механизмом и способами осуществления власти в обществе. Другие — что политика присутствует везде, она связана с социальной целесообразной деятельностью человека, предполагающей морально-нравственную оценку должного и сущего. Но в любом случае политика связана с распределением ресурсов и благ, с принципами и методами контроля над ними, с регулированием социального и экономического неравенства, т.е. с осуществлением потребностей и интересов. Можно сказать, что общественные отношения таковы, какими их делает политика, а потому она (политика) должна учитывать всю совокупность интересов и потребностей общества и человека, в том числе и духовно-нравственные, которые определяют меру дозволенного в политических средствах и методах достижения целей, принимать во внимание степень их развитости и удовлетворения. Политика в значительной степени обусловлена об-
щественной нравственностью. Эффективность, авторитет государства зависят от поддержки его граждан, являющихся носителями определенных нравственных ценностей, поэтому само противопоставление политики и морали относительно. Направленность политики, масштабы функций, которые она берет на себя, должны, на наш взгляд, включать нравственную составляющую, ибо от этого зависит реализация поставленных ею задач. Политика должна определяться в первую очередь такими важнейшими факторами, как интересы государства в данный конкретный исторический период и потребностями своих граждан, должна создавать благоприятную среду для институциональных сдвигов.
Если взаимодействие между политикой и моралью на основе объединяющих ценностей добра и зла, свободы и равенства, социальной справедливости, должного и сущего представляет собой мощный фактор социального прогресса общества, то уход в область только научно-технической рациональности, профессионально и экономически значимого, но нравственно нейтрального становится проявлением отчуждения духовно-нравственной сферы и приводит к разрушению целостной системы социального бытия. Вот почему как бы ни были важны для политики вопросы повышения материального благосостояния, они не могут стать конечной целью. По этому поводу западные ученые начали бить тревогу уже со второй половины ХХ столетия1. Тем не менее до настоящего времени остается открытым вопрос о характере и конкретных механизмах политики в созидательной "рыночно-образую-щей" деятельности.
Сегодня мы лучше понимаем, что нормальное функционирование и развитие экономики в нашей стране немыслимо без рынка, конкуренции, прибыли, самостоятельности хозяйственников. В этой связи возникает вопрос: как все это может сочетаться с нравственными целями и принципами, социальной справедливостью, с более совершенным типом общности людей и богатством потребностей, к которым стремится современный человек? Возможно ли, сохраняя рыночные отношения, избавиться от всего того, что они порождают в условиях капитализма: от непримиримой борьбы групповых и индивидуальных интересов, от безудержной погони за прибылью, от других отрицательных явлений, имеющих место даже в самых развитых и благополучных капиталистических странах? И не окажутся ли законы рынка в российских условиях гримасами дьявольского двойника из фантастической повести А.В. Чаянова "Венецианское зеркало"? [Чаянов, 1989, с. 80]. Эти вопросы, естественно, возникают в ходе современного реформирования финансовых, экономических и социально-политических структур нашего общества.
Многие трудности, с которыми столкнулась наша страна сегодня, не в последнюю очередь порождены невнятностью ее мировоззренче-
1 См., например: TofflerA. Rep. ^У, 1975, VIII.
ских, идеологических и ценностных предпосылок. Мало политически идентифицировать силы обновления, с одной стороны, и силы торможения — с другой. Не менее важное размежевание предстоит осуществить в самой системе ценностей. Проблема новых общественных идеалов в условиях, когда оказались явно обесцененными прежние, становится все острей. Она пока еще не решена. Но именно здесь, на наш взгляд, — важнейшее звено всех наших реформ, ее основной философский и социально-политический аспект [Рациональная идея России, 2009]. Мы имеем в виду не просто существенный пересмотр идеалов в прошлой истории нашей страны, но нечто большее. Каково место нашей страны в решении важнейшей общечеловеческой задачи — задачи самосохранения рода человеческого, выживания цивилизации, в решении проблем защиты природной среды, ликвидации голода, нищеты и т.п.?
Трудно назвать сферу, состояние которой не вызывало бы у нас тревоги. Скорее всего, подобная постановка вопроса неверна, ибо в обществе все взаимосвязано, а изъяны в одной сфере обусловливают и усугубляют пороки в другой, ведут к всеобщему социальному кризису. Профессиональное и духовно-нравственное развитие человека — это цель и в то же время средство гуманизации нашего общества. Поэтому, провозглашая курс на рыночную экономику, мы не должны забывать, что творцом всех материальных и духовных ценностей является человек и осуществление интересов каждого — залог успешного совершенствования и развития отдельной личности, общества в целом. Сегодня необходимо понять и использовать положительные стороны современной рыночной экономики — конкуренцию, самостоятельность, установки на собственные силы, уровень культуры, организацию, дисциплину. Вопрос в том, как все это реализовать в российских условиях, каков должен быть результат, как его достичь и какими средствами.
И все-таки, даже рискуя заслужить упреки в "идеалистическом утопизме", смею предположить, что во время всеобщего кризиса определяющее значение имеет обретение устойчивых нравственно-гуманистических ориентиров, надежных моральных принципов, которые, наконец, позволят наметить пути к духовному и социальному возрождению России. Здесь большое значение принадлежит политике, ее возможностям стимулировать развитие страны, опираясь на ценностные установки. Иначе говоря, гуманистическая направленность политики в сфере науки, техники и технологий должна стать категорическим императивом.
Достаточно часто политическое управление в наших кризисных условиях сводится к затыканию дыр. Однако наш Президент и руководство страны четко осознали, что выход из кризиса — процесс долгий и трудный. Ряд трудностей так или иначе преодолевается. Президент и правительство страны корректируют проводимую политику и принятые управленческие решения в постоянном диалоге с обществом, с учетом
2 ВМУ, политические науки, № 2
17
позиций социально-политических сил. Это весьма обнадеживающая практика.
Развитую демократию, свободную борьбу политических сил и рынок сегодня принято считать главными формами самоорганизации социума. Однако имеются и серьезные проблемы. Как уже отмечалось, для выработки новой стратегии опираться только на экономику недостаточно — необходимо и возможно определить нравственные ориентиры экономической политики, нравственные характеристики состояния общества и прежде всего — его экономической системы. В случае, когда высшими ценностями становятся эффективность и успех экономики, прибыль, деньги, нравственность, как правило, неуместны.
Сегодня для нашей страны характерны многие черты современного западного общества. Например, коллективное сознание сменилось индивидуалистическим. В качестве доминирующих ценностей утверждаются чисто утилитарные и прагматические. Основное внимание стало уделяться физическому благополучию и накоплению материальных благ. Лозунг дня: "Никакой морали, кроме морали денег". Современная мораль уже не служит интегрирующим началом общества. Некий набор ценностей, из которых состоит современная мораль, не способен придать ей единый системополагающий смысл, определенность и устойчивость.
Перед современными политиками необычайно остро встала проблема морального кризиса, предполагающая разрешение противоречия между экономической полезностью и социальными и нравственными ценностями и необходимостью гармонизировать экономически полезное с социально и нравственно целесообразным. Во главу угла следует поставить "политическую этику" (этику политики). Экономическая политика должна черпать свои критерии и обоснования, опираясь на политическую этику. Контраст между развитостью материально-технической и информационной сфер и недоразвитостью сферы нравственности ведет к экологическому кризису, кризису культуры, кризису развития личности, семьи, труда, досуга и т.п.
Современная политика вынуждена осваивать новые стороны социального бытия, изменения общего духовного климата. Эту роль в российском обществе пытается взять на себя религия, церковь. Внутренняя потребность людей, не подверженных нравственным порокам, жить по совести, по-человечески решать для себя коренные проблемы личного и общественного бытия способствует их обращению к религии и церкви как к оплоту моральных ценностей. Нравственную коррозию, существующую в обществе, стремятся преодолеть, компенсировать обращением к пропагандируемым церковью общечеловеческим ценностям, идеям духовности, сострадания, милосердия и добра. В подобных нравственно-гуманистических ценностях и принципах люди видят заслон от распространенных лживых и упаднических установок и норм, которые разъедают душу, подобно ржавчине, порождают нрав-
ственную безысходность, цинизм, жестокость, страх, неуверенность в будущем.
Разумеется, социальное реформаторство — нелегкий процесс. Новые представления о гуманизации общества можно сформировать только в том случае, если партийные и государственные органы будут безусловно следовать системе моральных норм и принципов. Разумную и конкретную программу действий в сфере нравственности еще предстоит разработать специалистам. И только им. Но есть общие положения, общечеловеческие ценности, подтвержденные многовековой историей разных стран и народов, следование которым создает благоприятные предпосылки и для сплочения общества, и для его целеустремленных и согласованных действий. Наличие подобных ценностей обусловлено общими интересами разных групп и слоев общества, позволяющими им, несмотря на существующие социальные различия, специфические устремления и групповые потребности, жить достойной человека жизнью, совместно развиваться в русле современной цивилизации. Правда, понимание и обеспечение общих интересов предполагают отказ всех групп и слоев общества, особенно их идейных и политических руководителей, от нетерпимости, самолюбования, узколобой самоуверенности, весьма уязвимой убежденности в правоте только своих идей, воззрений, исключающих все другие.
Дело усугубляется еще и тем, что сегодня на практике довольно часто наблюдаются отступления от нравственных принципов личностного и общественного бытия, в том числе от вопросов свободы и социальной справедливости. Так, хотя общество в целом решительно настроено на перемены, процесс реформ идет сложно, неравномерно, наталкивается на различные социально-психологические и организационные преграды. Преградой на этом пути является бюрократизм аппарата управления, коррупция, недисциплинированность, безответственность. Борьба против подобного рода явлений затрудняется тем, что они существенно сказались и продолжают сказываться на психологии, самосознании многих людей. И это нельзя не учитывать. Если подрываются какие-то моральные критерии, то как следствие сильнее проявляются бюрократизм, стяжательство, равнодушие, усиливаются и нарастают преступность и другие негативные явления.
Не будет преувеличением утверждение, что у нас весьма обостренно воспринимаются вопросы, связанные с утверждением гражданских свобод, демократических норм, прав людей различных национальностей. Общественное мнение все активнее не приемлет нарушения прав личности, посягательства на цивилизационные взаимоотношения в любых государственных и общественных институтах и объединениях — будь то аппарат управления или армия, правоохранительные органы или профсоюзы. Раздираемое многими противоречиями общество заинтересовано в том, чтобы отношения строились на нравственно-гуманистических ценностях. Ведь поистине никто не ве-
дает, высеченная из каких распрей искра разожжет очередной пожар, послужит причиной новых вспышек насилия, которым способствовали в свое время общая неразбериха в бывшем Советском Союзе, пассивность властей, медленное решение (а подчас вообще отсутствие любого решения) наболевших вопросов. Поэтому важно добиться согласия различных слоев населения участвовать в предлагаемых преобразованиях, готовности к целеустремленному сотрудничеству, совместному следованию по пути преодоления кризиса.
Российское общество переживает новое для себя состояние демократизации, свободы дискуссий, высказывания мнений. Эти факторы политической жизни представляют собой самостоятельную ценность, особенно для интеллигенции, студенчества, для высококвалифицированных специалистов в различных областях народного хозяйства. Поэтому сегодня для максимального использования достигнутого уровня демократии, свободы и гласности, последовательной реализации плюрализма мнений важна опора на моральные общечеловеческие ценности, в рамках каких бы социальных и идеологических систем они ни создавались.
В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что моральные ценности исторически развивались и развиваются в настоящее время в двух формах: религиозной и секуляризованной, светской. Большим бедствием было то, что ряд поколений в нашем обществе был лишен религиозной части культурного наследия. Сегодня отвергается другая его часть, что также чревато ущербностью в духовном плане.
В демократическом обществе каждый для своего полноценного и полноправного развития должен иметь доступ к произведениям авторов любого — религиозного или светского — направления, располагать возможностью действовать согласно своим убеждениям как в общественной, так и в личной жизни. И это не должно вызывать неприязнь у инакомыслящих. Важно воспитать в себе чувство терпимости к иным убеждениям, потребность сотрудничества с их носителями.
Необходимость опоры на все духовное богатство нашего народа, на его культурные, нравственно-гуманистические традиции — не только вопрос о цивилизованном отношении к культурному наследию, к свободе каждого человека, о возможности высказывания любого мнения. Это понимали еще мыслители прошлого. Гуманистическая культура — это форма служения высшему, это служение нравственному закону, предполагающему бережное отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства и прав каждого на существование и самовыражение. В этом предпосылка сегодняшнего гражданского согласия и духовного возрождения страны. Общество многое потеряет, если подвергать остракизму как отдельного человека, так и отдельные слои населения, если игнорировать интересы и представления даже малочисленных групп, ибо какие-то грани насущных проблем аккумулируются в каждом, любая социальная группа отражает пусть малень-
кую, но все же часть объективной социальной картины. Свобода убеждений, учет и взаимообогащение различных мнений, умозаключений, совместные практические действия всех слоев и групп населения в плане гуманизации своих отношений позволяют лучше познать всю пеструю мозаику социального процесса, способствовать прогрессивному гуманистическому развитию общества.
Таковы некоторые важнейшие особенности и далеко не решенные проблемы современного понимания взаимосвязи политики и морали
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рациональная идея России. Программа действий (постановка задачи) / Под ред. С.С. Сулакшина. М., 2009.
2. Чаянов А.В. Венецианское зеркало. М., 1989.
3. TofflerA. Rep. N.Y., 1975. VIII.