ПОЛИТИКА И ГЕНДЕР: КАК КАЗАХСКИЕ ПРАВИТЕЛЬНИЦЫ ПРЕОДОЛЕВАЛИ ГЕНДЕРНЫЕ БАРЬЕРЫ В ПАТРИАРХАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
ДОСАНОВА АМЕЛИЯ
Ученица старшей школы Пифагор Алматы, Казахстан
ЖУМАБЕКОВА ИНТИСАР
Ученица старшей школы Пифагор Алматы, Казахстан
ЕРМАГАМБЕТОВА АЙНУР НУРЛАНОВНА
Учитель истории, Магистр исторических наук Алматы, Казахстан
Аннотация. Статья "Политика и гендер: как казахские правительницы преодолевали гендерные барьеры в патриархальном обществе" посвящена исследованию роли казахских женщин-правительниц в истории Казахстана и анализу методов, которые они использовали для преодоления гендерных стереотипов в условиях патриархального общества. Основной целью является изучение их вклада в политическое и культурное развитие Казахстана, а также выявление стратегий лидерства и дипломатии, которые помогали им добиваться успеха и влиять на общественную жизнь.
Ключевые слова: История Казахстана, Томирис, Зарина, Бопай ханым.
Вопрос гендерного равенства и роли женщин в управлении государством остается актуальным во многих странах мира, включая Казахстан. Историческое наследие казахских женщин-правительниц, таких как Томирис, Бопай ханым и других, демонстрирует, что даже в условиях патриархального общества женщины играли значимую роль в политике, вносили вклад в сохранение стабильности и безопасности страны, а также в развитие дипломатических отношений. Изучение их исторического опыта не только важно для сохранения культурного наследия, но и может стать основой для продвижения современных инициатив по гендерному равенству и укреплению роли женщин в обществе.
Актуальность исследования заключается в необходимости обращения к истории, чтобы выявить примеры успешного женского лидерства и их влияние на современные ценности. В условиях, когда тема гендерного равенства находится в центре внимания, изучение казахских женщин-правительниц может способствовать преодолению устоявшихся стереотипов и стать источником вдохновения для нового поколения, стремящегося к равноправию. Наследие казахских правительниц также важно в контексте мировой истории, так как их примеры доказывают, что даже в обществах с сильными патриархальными традициями женщины могли добиваться политического влияния и успеха.
В средневековой Европе женщинам было сложно занимать лидирующие позиции, однако примеры королев и регентов — таких как Елизавета I в Англии или Екатерина Великая в России — показывают, что женщины добивались политического успеха и влияния, несмотря на гендерные барьеры. Эти европейские правительницы, как и казахские, сталкивались с предрассудками, но использовали свои дипломатические, управленческие и стратегические способности для укрепления своих стран. Елизавета I, например, с успехом управляла Англией, способствуя её культурному и экономическому росту, а Екатерина II, став одной из самых
известных императриц России, провела реформы и укрепила позиции России на международной арене.
Казахские женщины-правительницы, такие как Томирис и Бопай ханым, также проявляли себя в политике, обороне своих земель и установлении дипломатических связей. В отличие от Европы, где женщинам иногда приходилось отстаивать свое право на престол, в казахском обществе некоторые женщины могли достигать высшего уровня власти через поддержку родов и племен, опираясь на личные качества, такие как мудрость, дипломатия и стратегическое мышление. Как и их европейские коллеги, казахские правительницы пользовались уважением, и их правление оставило глубокий след в истории.
Сравнительный анализ показывает, что, хотя Европа и Казахстан имели разные культурные и социальные структуры, оба региона включали в историю примеры выдающихся женщин, сумевших преодолеть гендерные барьеры и оставить значительный след в истории. Эти параллели подчеркивают важность изучения женского лидерства как важной составляющей культурного наследия и поднимают вопрос о гендерном равенстве, который остается актуальным и в наши дни.
Томирис - Сакская царица. Очень талантливая девушка которая хорошо управляла народом и справлялась со своей ролью. Очень храбрая и мужественная. Её имя означает «прекрасная обликом». При родах мать Томирис скончалась, поэтому её воспитывал только отец. Томирис воспитывали как воина и будущую наследницу престола. К пяти она уже освоила верховую езду на лошади, к шести овладела мечом. К 13-и Томирис уже умела стрелять из лука с обеих рук и выходила на поединки с мечами и копьями. Томирис себе в мужья выбрала сына царя союзного племени тиграхаудов Кавада- Рустама. Он смог завоевать её сердце потому что, в отличии от массагетских воинов он в поединке смог дать Томирис хороший отпор.
Рустам был сильным воином, но не лучше самой Томирис. Рустам часто был на праздниках, то есть в разгуле. Тем самым, он больше не поддерживал Томирис а мешал ей. Только после его смерти Томирис смогла полноценно использовать свои перспективы и реализовать свои амбиции. Как отмечает в своей книге Персидский царь Кир ||. Он видел в Томирис очень хорошие возможности и будущее. Он хотел предложить Сакской царице брак, благодаря чему он хотел укрепить свою власть в регионе, увеличить территорию, расширить свою власть и пополнить армию массагетскими воинами. Но Томирис разрушила все его планы, тем что отказала, и тогда Персидский царь решил отомстить. Он приготовил ловушку для массагетских воинов, в которую попал один лишь спаргапис-единственный сын Томирис. Оценив свое плачевное положение, спаргапис стал умолять Кира отпустить его, и после того как оковы спали с его рук- умертвил себя. Узнав об этом-разгневанная Томирис призвала к мечу не только массагетов, но и другие сакские племена. Благодаря её острому уму и стратегии, войско собранное Томирис одержала блестящую победу над Персидским царем и него Армией. Томирис приказала обезглавить царя и поместила её в сосуд с кровью сказав: «ты хотел крови? Так пей её досыта!»
Эта победа не единственная гордость Томирис. Томирис училась от своих врагов- учитывала их ошибки, перенимала военные тактики и тактики правления. Она сделала свое войско непобедимым. Она остановила междоусобицу между племенами, объединив их создала стрелы со свистом, которые нагоняли страх, ведь страх- самая главная преграда для человека и создала женскую армию. Женская армия хорошо владела стрельбой из лука, могла превосходить мужчин в военном мастерстве и нагоняла больший страх на врагов. Битва с персами- последнее упоминание о девушке воине, после этого её дальняя судьба и обстоятельства смерти неизвестны. Томирис жила в 580-520 вв до н.э. Похоронена в районе Семиречья но не найдена до сих пор.
Томирис - одна из самых умелых правительниц женщин. Её имя навсегда останется в истории благодаря легендарной победе над персидским царем. Томирис объединила разрозненные племена и сохранила свободу своего народа. Томирис одна из самых великих женщин в истории
Казахстана. Томирис- чье имя навсегда останется в истории, эта женщина показала что женщина тоже способна занимать престол и титул правителя. Томирис дарила вдохновение поэтам, сценаристам, художникам, кинематографам, по ней снимали фильмы, ставили сценки, писали картины.
Бопай ханым. Еще один громкий пример великой женщины воительницы-Бопай Ханым. Родилась в 1690 гг. любимая жена Абулхаир хана, общественная деятельница, участвовавшая в управлении страной, дипломат. Бопай Ханым была не только женой и матерью наследников ханского престола, она стала соправительницей Абулхаира, его мудрой советчицей и надежной опорой. Бопай Ханымродила родила Абулхаир хану пятерых сыновей: Нуралы, Ералы, Айшуак, Кожа-Ахмед султан, Адиль султан и дочь Зулейху Ханым. При решении вопросов, определяющих внутреннюю и внешнюю политику Казахского ханства, Бопай Ханым сама выступала на народных собраниях, соперничая в красноречии с признанными мастерами слова и знатоками народного права. Бопай Ханым устанавливала добрососедские отношения. между соседними странами, мирные связи с Россией, благодаря этому ей удавалось решать многие вопросы дипломатическим путем. Бопай Ханым вела переписку с царскими администраторами, российскими императрицами и с джунгарскими правителями. Крупный специалист по истории Казахстана А. И. Левшин писал: «... Бопай Ханым по уму своему пользовалась отличным уважением, и имела иногда весьма сильное влияние на управление Казахским ханством. Мнением Бопай дорожил Абулхаир, у нее он искал совета и одобрения. В трудное время, когда чрезвычайно обострились отношения казахов с находящимися в российском подданстве волжскими калмыками и уральскими башкирами, Бопай ханум одобрила решение мужа искать покровительства могущественной России, при поддержке которой Абулхаир намеревался получить так необходимое казахам огнестрельное оружие и освободить захваченные джунгарами земли. И когда в 1731 году в ханскую ставку прибыло посольство от императрицы Анны Иоановны во главе с мурзой Тевкелевым, Бопай в числе первых поставила на договоре о протекторатстве свою личную печать. Более того, она убедила многих колеблющихся родоправителей последовать ее примеру. Она имела печать со своим вензелем, отличие совсем не обыкновенное в народе, который привык обращаться с женщинами, как с невольницами, удаляя их от всякого участия в делах общественных». В настоящее время это решение Абулхаира и Бопай подвергается многочисленным нападкам. Непросто складывались отношения Казахстана с Россией. Они стали откровенно враждебными, когда в 1742 году в оренбургские степи прибыл новый наместник императрицы, генерал И. И. Неплюев. В отличие от своих предшественников новый губернатор усмотрел в хане Абулхаире крайне неудобную и авторитетную личность, мешающую претворению имперских притязаний. Он задался целью «укротить строптивого хана» и отказал ему в просьбе — заменить находящегося в аманатах сына Бопай Кожа-Ахмета, на Шингиза, другого сына Абулхаира от его младшей жены. Это и послужило поводом к многочисленным вооруженным столкновениям. Согласно преданиям, ханша Бопай сама принимала непосредственное участие в осаде крепости, в которой по их предположениям находился Кожа-Ахмет, но его заблаговременно перевели в другое место. Ради укрепления союза, джунгары попросили одну из дочерей Абулхаир хана за сына хонтайчи. Однако, Бопай Ханым отвергла эту идею, напомнив, что в плену у джунгар ещё остались казахские батыры, и траур по погибшим ещё не окончен. Надо отметить, что в данном вопросе, от которого зависела внешнеполитическая обстановка Казахского ханства, народный совет поддержал именно Бопай Ханым, а не хана Абулхаира. Для примирения враждующих сторон с дипломатической миссией прибыл генерал Тевкелев, связанный с Абулхаиром и Бопай доверительными отношениями. 27 июня 1748 года прошли переговоры, в результате которых состоялось формальное примирение оренбургского губернатора с ханом Абулхаиром. Хан обещал вернуть пленных, прекратить набеги на
пограничные крепости и грабежи торговых караванов, потребовав от царских властей предоставления режима «наибольшего благоприятствования» в делах торговых, централизации ханской власти и возвращения Кожа-Ахмета. Претензии и требования Абулхаира нашли понимание и поддержку у Тевкелева. И все же, уезжая из крепости, Абулхаир так и не попрощался с губернатором, дав понять ему столь невежливым жестом, что он намерен осуществить свои обещания только после выполнения его требований. 1 августа 1748 года Абулхаир хан погиб в бою в результате засады султана Барака. С этого момента началось правление Бопай Ханым (17481780). Первым её шагом было заявление, адресованное российской императрице Елизавете Петровне — если её сын не станет ханом, договор с Россией будет расторгнут. 26 февраля 1749 года Указом императрицы Елизаветы Петровны он был утвержден «киргиз-кайсацким ханом». Будучи матерью нового хана, Бопай Ханым возвысилась до ранга Хан-ана.
Бопай Ханым была настолько властной женщиной, что когда погиб Абулхаир хан, она в течение десяти лет оказывала очень сильное влияние на своих сыновей. После смерти мужа Бопай Ханым не изменила политического курса, проводя политику через своего сына Нуралы, которого поддержали известные бии и батыры Казахского ханства. После смерти Абулхаир хана Бопай Ханым пришлось изменить свое мнение в отношении родства с джунгарами и дать своё согласие на брак своей падчерицы Намурун Ханым с сыном Галдан-Цэрэна. Однако брак не состоялся — падчерица Намурун Ханым скончалась. Вскоре после этого скончался и Барак. В народе поговаривали, что Бопай Ханым отомстила убийце своей падчерицы. Также не смотря на то что ей пришлось взять на себя сугубо мужские дела и заботы, и родив пятерых детей, Бопай Ханым была очень красивой женщиной. Об этом свидетельствуют не только многочисленные народные предания. В 1736 году в оренбургских степях оказался английский путешественник и живописец Джон Кэстль. Глядя на рисунки Кэстля, трудно поверить, что Бопай Ханым к этому времени перешагнула сорокалетний рубеж и была уже матерью пятерых детей.
Бопай Ханым умерла 31 мая 1780 года, она пережила мужа на 32 года и была похоронена в верховье реки Жосалы. Мавзолей Бопай Ханым, возведённый из серого сырца, стал местом поломничества. К святой Бопай издалека приезжали за благословением и поддержкой. Бопай поверяли свои тайны, с ней советовались, искали у нее покровительства. К сожалению, наши современники не имеют возможности преклонить колени у мавзолея ханши Бопай. Дело в том, что уже после отмены ханского правления, когда в степь хлынули переселенцы из внутренних губерний России, мавзолей Бопай был разрушен. Оказалось, что его по кирпичикам растащили крестьяне, построившие из них свои жилища. Прошли века. Многие и многое забыто. Но светлый образ ханши Бопай сохранился в памяти народной. И сегодня, отдавая должное достойным ханам земли казахской и знаменитым батырам, мы с гордостью произносим имя ханши Бопай.
Правление царицы Зарины (в некоторых источниках - Сара) активно описывалось древнегреческими историками Диодором Сицилийским, Николаем Дамасским и Ктесием, а ее образ появляется в литературных произведениях Байрона и поэме «Гургули».
Царица Зарина принадлежала к королевскому роду. Королевская кровь позволила ей стать правительницей одного из сакских племен, что сближает ее биографию с биографией другой знаменитой царицы Томирис, которой удалось объединить все сакские племена под своим началом. Легенды и сказания говорят о то, что во времена саков, гуннов и тюрков на свет произошло семь женщин-правителей. Сведения о жизни этих семи женщинах сохранились в книге знаменитого историка Абильгазы Баhадур хана «Летопись тюрков» («^р^ шеж1ресЬ>), жившего в ХVП веке. Одной из этих семи правительниц была царица Зарина. Исторические источники говорят, что годы ее жизни относятся к VI веку до н.э.
Зарина была дочерью царя саков, женой известного полководца Мермера. В ее обязанности входило правление городом Роксанаки, руины которого были обнаружены на берегу реки Сырдарьи, неподалеку от Сыганака.
Сведения о царице встречаются в записях древних историков Диодора и Ктесия. Диодор писал: «Зарина - царица, правившая древним сакским племенем в конце IV в начале V вв д.н.э.» Царица Зарина была знаменита своей храбростью, красотой и умом. Имя Зарины встречается в древних рукописях времен древней Ассирии и Мидии. Согласно найденным рукописям, царица Зарина была отважным полководцем, целиком и полностью посвятившем себя своему племени. Существуют сведения, что ее прозвали посланником мира, потому как она останавливала врага умом, и всегда старалась найти мирный исход. Существует легенда, о том, что принц Мидии по имени Стриангия давно мечтал завоевать сакские земли. Но встретив однажды Зарину он влюбился в нее, и отказался от своих прежних намерений. Он был так поражен ее красотой, что потребовал заключить мирный договор с саками. Благодаря Зарине сакское племя сумело наладить торговлю с другими племенами и народами. Кроме того, при ее правлении было построено немало городов. По мнению некоторых историков, Зарина формировала отряды «амазонок», состоящие исключительно из молодых девушек. В труде Алмы Кыраубаевой «Древняя литература» («Ежелп эдебиет») есть сведения, что Зарина став царицей создала конницу, состоящую из сорока девушек:
«Они были одеты как мужчины. На них была надета кольчуга, на голове шлем, были обуты в сапоги, охраняли они царицу Зарину. Конные войска, состоящие из сорока девушек, в любое время должны были охранять царицу».
Как мы увидели, не смотря на разные временные ленты, женщины справлялись и боролись с феминизмом и гордо правили своими империями.
Вывод. Женщины в казахской истории играли значительные роли, несмотря на патриархальные ограничения. Их лидерство было признано, а во многих случаях они обладали уникальными способностями, которые способствовали успеху их народа. Образ правительниц укреплял представление о том, что женская мудрость и стратегическое мышление могут способствовать укреплению государства, даже в патриархальном обществе. Их наследие подчеркивает важность равенства в обществе и доказывает, что женщины, обладая качествами лидера, могут внести большой вклад в политику и дипломатию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сулейменов, А. "Казахская история: от древности до современности". Алматы: Дэуiр, 2016.
2. Тасболатов, М. "История казахских ханств". Астана: Фолиант, 2015.
3. Сарсенбаев, Н. "Казахские правительницы: забытые страницы истории". Алматы: Арыс, 2018.
4. Касымбеков, А. "Казахский фольклор и его героини". Алматы: ^азак университет^ 2014.
5. Абдрахманов, М. "Легенды и мифы Казахстана". Алматы: Мектеп, 2019.
6. Мусина, Г. 'Тендерные аспекты в казахском обществе". Алматы: Еылым, 2020.
7. Кенжебаева, А. "Женщины в политике: от древности до современности". Астана: Литера, 2021.
8. Токен, Н. "Тендерное равенство в современном Казахстане". Алматы: ^азак университет^ 2022.
9. Мажитова, С. "Томирис: легенда о воительнице". Алматы: Эксмо, 2015.
10. Байгулова, Л. "Карашаш Ана: мудрость и справедливость". Астана: Атамура, 2018.
11. Султанова, Р. "Бопай ханым: роль женщины в политике XVIII века". Алматы: ¥лы дала, 2016.
12. Тулегенова, Д. "Женское лидерство в Казахстане: историческая перспектива". Вестник КазНУ, серия историческая, 2019, № 4, с. 35-42.
13. Абдуллин, Ж. "Казахские женщины в политике: исторический и современный контексты". Казахстанский исторический журнал, 2020, № 2, с. 12-20.
14. Шарипова, Г. "Тендерные стереотипы в казахском обществе: анализ и перспективы". Проблемы социологии и психологии, 2021, № 3, с. 45-53.