Научная статья на тему 'Политика ГСМР в религиозном вопросе'

Политика ГСМР в религиозном вопросе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
338
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / МЬЯНМА / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цеханова Л.

In her paper L.Tsehanova analyses Theravada Buddhism is Myanmar's religion and about 89% of the population in Buddhist. There are also Christians (4%), Muslims (4%) and Hindus. Since December 2005 National Convention has been working out the new Constitution, which will secure freedom of religious worship. But as one could see in 2005 there were cases of disagreements between the authorities and the religious minorities. Religious persecution by the military regime poses a matter of grave concern among Christians and Muslims. Violation of religious freedom of non-Buddhists severs as a political instrument for the SPDC: the junta which strongly indentifies itself with Buddhism and has been preoccupied with building national unity has been trying to promote Buddhism over Christianity and Islam with the belief that once the religious minorities are converted to Buddhism they can be easily subjugated. Missionary activity poses a dual problem for the SPDC: the support given to the Buddhist monks secures power legitimating for the junta, but at the same time it pricks up religious minorities' ears.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика ГСМР в религиозном вопросе»

Цеханова Л.

аспирантка МГИМО (У) МИД России

ПОЛИТИКА ГСМР В РЕЛИГИОЗНОМ ВОПРОСЕ Численность населения Союза Мьянма (также известного под названием Союз Бирма) составляет сорок семь миллионов человек. Страну населяют 135 различных народов и народностей, говорящих на разных языках и наречиях. Большинство жителей Союза Мьянма (70%) - бирманцы, среди других этнических групп наиболее крупные карены, шаны, качины, чины, моны.

Большинство населения страны (89,28%) преимущественно бирманцы, исповедует буддизм тхеравады. Помимо буддистов в Мьянме можно встретить христиан самых разных направлений, мусульман, индусов, конфуцианцев, дао-систов, сикхов, анимистов. Наиболее крупными конфессиональными группами являются христиане и мусульмане, насчитывающие, по правительственным данным 2005 г., 2,3 миллиона приверженцев христианской веры и 1,7 миллион последователей ислама1.

Позиция ГСМР по религиозному вопросу С 1988 г. у мьянманского государственного руля находится военный режим Государственного совета мира и развития (ГСМР). В декабре 2005 г. возобновил работу Национальный конвент с целью разработки нового основного закона страны, в котором предполагается закрепить светский характер государства, свободу вероисповедания представителям различных конфессий.

В настоящее время обязанность по выполнению важной государственной задачи - обеспечению свободы вероисповедания - возложена на Министерство по религиозным делам. Как говорится на официальном сайте Министерства по религиозным делам, оно «ставит перед собой задачу разрешения конфликтов между религиями в Мьянме... осуществляет поддержку и покровительство всем религиям... осуществляет необходимые мероприятия и организует зарубежные поездки верующих. Ежегодно выделяется финансовая помощь представите-

лям других конфессий2. Более того, праздники Рождества Христова и Пасхи для христиан, День Рождения Пророка Мухаммеда для мусульман, праздник Дивали для индусов, не только отмечаются в стране, но и транслируются по центральному радио Мьянмы. Время от времени министр по религиозным делам, его заместители, а также руководители департаментов министерства посещают праздничные мероприятия.

Правительство Мьянмы постоянно подвергается критике со стороны всевозможных западных организаций по защите прав человека, а также Соединенных Штатов Америки за нарушение прав человека на свободу вероисповедания. Так, в Седьмом ежегодном докладе о свободе вероисповеданий в мире, представленном Государственным департаментом США 8 ноября 2005 г., говорится об «особой озабоченности в отношении Союза Мьянма»3.

На все выпады руководство страны заявляет: «Все этнические группы Мьянмы живут в мире и согласии с древних времен... По сей день мьянманское правительство одинаково относится ко всем основным четырем религиям. Приверженцам каждой из религий предоставлена свобода вероисповедания... Правительство осуществляет поддержку не только буддистам, но и христианам, мусульманам и индусам. Так, в 2005 г. правительство направило 250 паломников в Мекку, в 2006 г. планирует увеличить их число до 300 человек»4.

В данном контексте также небезынтересно заявление Мьянманской мусульманской внутренней организации, опубликованное в ответ на американский доклад: «Религиозной дискриминации в Мьянме не существует. В Мьянме основные религии: буддизм, ислам, христианство и индуизм - мирно сосуществуют друг с другом, в полной гармонии. Это правда, что большинство населения Мьянмы буддисты. Буддизм - очень терпимая религия. Мьянманская культура, основанная на буддизме, насчитывает несколько тысяч лет. Она известна во всем мире, как мягкая, сострадательная и терпимая. Такая глубокая и богатая культура обеспечивает огромное уважение по отношению к другим религиям...

Каждый гражданин Мьянмы имеет право на свободу вероисповедания без

ограничений. Наше государство характеризуется тем, что все народы имеют свободу вероисповедания и равные права соблюдать и сохранять свою культуру и традиции...

Конечно, могут появляться отдельные случаи небольших разногласий, но во всем мире время от времени возникают подобные конфликты. Действия, предпринимаемые правительством при сотрудничестве с религиозными лидерами, всегда предотвращали возможность перерастания любых возможных религиозных разногласий в открытую борьбу»5.

Лидеры мьянманской мусульманской организации говорят в один голос с правительством ГСМР, ведь они являются основными получателями государственной финансовой помощи, выделяемой религиозным меньшинствам. Ежегодная помощь мусульманскому сообществу составляет 100000 кьят, что лишь на пятнадцать тысяч меньше, чем буддистам; христиане получают в два раза меньше, чем последователи Пророка Мухаммеда, не говоря уже об индусах, которым достается лишь тридцать восемь с половиной тысяч кьят6.

Подобная позиция правительства Союза Мьянма по вопросу свободы вероисповедания отражена в разрабатываемом в настоящий момент проекте Конституции, которая готова на восемьдесят процентов.

Ситуация со свободой вероисповедания

Однако, как показывает практика современной Мьянмы, полной свободы вероисповедания не существует. Религиозная деятельность меньшинств не только находится под пристальным вниманием Министерства по религиозным делам, но и очень часто становится объектом запрета со стороны правительства.

Подавление религиозной свободы небуддийского населения служит военному режиму ГСМР в качестве религиозного инструмента для обретения политической выгоды. В связи с тем, что абсолютное большинство мьянманского населения буддисты, буддизм, используется правительством ГСМР в качестве наиболее удобного политического инструмента для пропаганды национализма,

основанного на буддийской религии. Религиозный национализм служит военному режиму для обретения политической легитимности, а также является непременным атрибутом политической власти в современной Мьянме: правящей элите легко внедрять все идеи сверху, если идеи предлагаются в религиозном контексте, апеллируют к религиозным чувствам и глубоко укореняются в массовом сознании.

В Мьянме правительством издается множество брошюр и листовок, чтобы пропагандировать мьянманский национализм, основанный на буддизме. Например, брошюра под названием «Сохранение национальной идентичности»- без указания имени автора и даты публикации была широко распространена в Мьянме на рубеже 20-21 вв. Факты и статистика, использованные в данном издании, неизвестны простым гражданам, например количество мечетей и исламских религиозных школ в стране. В условиях строгого контроля над свободой выражения и публикаций, ни одно независимое издательство или издатель не могли бы собрать подобную информацию, а уж тем более, ее опубликовать. Данная брошюра, как отмечает мьянманский журналист Кхин Маунг Вин, «резко отрицательно отзывается об исламе и мусульманах с целью подхлестнуть бирманский национализм. Все статьи данной стостраничной брошюры имеют антиисламскую направленность. В ней содержится множество душераздирающих историй о том, как мусульманские мужчины эксплуатируют, издеваются и насилуют молодых бирманок. Некоторые статьи призывают бирманских буддистов объединиться, дабы противостоять влиянию ислама. Цель данного издания — укрепить бирманский национализм, основанный на буддизме»7.

Министерство по религиозным делам Союза Мьянма при сотрудничестве с Национальным Советом Сангхи Маханаяки ведет миссионерскую деятельность среди христиан и анимистов на национальных окраинах8. В горных и приграничных районах Мьянмы ведут работу Буддийские миссионерские центры. В общей сложности насчитывается 457 центров, не включая независимых монахов в количестве 537 человек и 41 послушника. Помимо монахов и по-

слушников миссионерской деятельностью занимаются 1036 мирян в отдаленных районах страны. Как отмечается на сайте Министерства по религиозным делам, усилия миссионеров не пропали даром: 144054 человека были обращены в буддийскую веру9.

Бывают случаи насильственного обращения. Если в центре буддийская миссионерская деятельность рассматривается в качестве попытки национальной и этнической интеграции, то на периферии — в качестве попытки расширить государственный контроль на территории религиозных и национальных меньшинств.

Если миссионерская деятельность Министерства по религиозным делам и НССМ за рубежом получает в стране одобрение, то миссионерская деятельность внутри страны встречается с настороженностью национальными меньшинствами, и, прежде всего, мусульманами. Активность буддийских проповедников зачастую отождествляется с распространением бирманского шовинизма.

Очень часто, если правительство ГСМР стоит перед угрозой кризиса, оно старается выйти из него, переключая внимание народа с одной политической проблемы на другую. Военная разведка, известная как мозговой центр военного режима, использует метод разжигания народных беспорядков. Расовые и религиозные выступления возникают в основном в разгар политических неурядиц. Учитывая наличие выступлений на расовой и религиозной почве в прошлом, военные считают удобным использовать их и в настоящем. Чаще всего используются антимусульманские выступления, для того чтобы разделить общество и отвлечь внимание от основных проблем.

На протяжении всего периода правления ГСМР в Мьянме происходят столкновения с мусульманами. Появляется антимусульманская литература, агитирующая буддистов принять участие в антимусульманских выступлениях. Распространяются листовки с призывом к буддийским женщинам не выходить замуж за мусульман и ко всему населению бойкотировать магазины, принадлежащие мусульманам. Это приводит к столкновениям между буддистами и

мусульманами. В результате более 30 мечетей были разрушены, Коран каждой из них разорван и сожжен, а мусульмане были вынуждены бежать. Многие мусульманские лидеры подозревали, что за беспорядками стояли агенты военной разведки, т.к. военный режим не предпринял никаких действий для того, чтобы остановить насилие, бросив мусульман на произвол судьбы.

Среди тех, кто больше всех страдает от репрессий со стороны военного режима, - рохинджи, бирманские мусульмане, проживающие в Араканской национальной области. Тысячи рохинджей были изгнаны из своих мест и были вынуждены искать убежище в Бангладеш, те, кто остались постоянно являются объектами нападок со стороны государства. Так, в конце 2004 - начале 2005 гг. рохинджи выступали с протестом против дискриминационно высокого налогообложения и финансовых ограничений на вступление в брак10.

Христиане Мьянмы также подвергаются репрессиям со стороны военного режима. Большинство христиан составляют этнические группы населения, проживающие в горных районах Мьянмы: Минской, Качинской, Каренской национальных областях и государстве Каренни. В связи с тем, что военный режим рассматривает христиан в качестве сторонников и участников сепаратистских движений, они подвергаются значительным репрессиям. ГСМР исходит из того, что обращение в буддийскую веру христиан в рамках миссионерской программы «Буддийские миссии в горных районах» в высшей мере способствует искоренению сепаратизма в Союзе Мьянма.

Постоянно происходят столкновения бирманской армии и чинов, что вынуждает чинов-христиан, составляющих девяносто процентов населения Чин-ской национальной области оставлять свои места проживания. Их церкви преобразуются в буддийские храмы, некоторые разрушаются, а на их месте воздвигаются пагоды. Также местные власти военного режима ограничили количество участников христианских религиозных церемоний до 3500 человек.

Серьезное недовольство у христианского населения Чинской национальной области вызвали действия мьянманской армии в январе 2005 года, когда

был разрушен пятидесяти футовый крест на горе Бои в Матупи на юге области. Крест был возведен на пожертвования местного христианского населения (около 3,5 миллионов кьят). Символично то, что крест был уничтожен сразу вскоре после успешного завершения Всемирного буддийского саммита, который проходил в Мьянме, свидетельствовал об обязательстве ГСМР по распространению буддизма в мире и рассматривался им в качестве важного элемента укрепления мьянманской национальной идентичности. К тому же, на месте креста был водружен мьянманский государственный флаг, и было объявлено о планах по строительству пагоды на этом месте11.

Христиан также заставляют совершать денежные пожертвования на строительство пагод и монастырей, участвовать в буддийских церемониях. Так, в июне 2005 года более 300 христиан были вынуждены посетить церемонию открытия новой буддийской пагоды Маха Тханди Тхута Аунг в Матупи12. В мае 2005 года власти заставили местное христианское население «пожертвовать» одну бочку песка, а также 25 пакетов цемента на строительство буддийского монастыря13. В случае отказа со стороны христиан повиноваться указаниям монахов, в дело вступает мьянманская армия. И все это происходит на фоне существующего запрета со стороны государства по строительству церквей, необходимости получать разрешение на их ремонт.

Бирманская армия силой пытается обратить в буддизм этнических нага, христиан по вероисповеданию. Один из командиров армии заявил, «что Мьянма - буддийское государство, поэтому ее граждане должны исповедовать буддизм». Лидеры Баптистского совета нага были арестованы, а его члены силой обращены в буддизм.

Политическая напряженность внутри Каренского национального союза (КНС), вооруженной группировки, борющейся за создание автономного государства, была ловко использована военным режимом. Правительство ГСМР с легкостью обернуло кризис в руководстве КНС во внутренний религиозный конфликт, организовав так называемую Демократическую каренскую будций-

скую армию, которая сразу же перешла на сторону военного режима и стала проводить военные операции, нацеленные против КНС.

Большинство населения государства Каренни также исповедуют христианство. Местные власти посредством запугивания и угроз заставили жителей этого региона построить множество буддийских храмов. Разрушаются христианские церкви в городах и деревнях, сжигаются библии, подвергаются аресту пасторы.

Режим включил в свой черный список Христианскую неправительственную организацию (Христианскую азиатскую конференцию) и запретил членам этой организации въезжать на территорию Мьянмы. Режим обвинил Конференцию в нарушении закона о религиозной активности и, как сообщает ШАН, независимое информационное агентство, возглавляемое шанами, антихристианская деятельность проводится Советом сангхи при покровительстве правящего режима.

Христиане не единственные, кто подвергается произволу властей: в июне 2005 года был сожжен дотла индуистский храм в деревне Йоун Коун недалеко от Мандалая14.

Миссионерская деятельность внутри страны всегда была одним из приоритетных направлений правительственной политики особенно среди горцев, христианские лидеры которых всегда были настроены сепаратистки. В настоящее время в каренской и чинской национальных областях открыты представительства Министерства по делам религий, функцией которых является борьба с сепаратизмом. Однако, несмотря на то, что буддийские миссионеры в этих областях пользуются большой государственной поддержкой, их деятельность все же вызывает противодействие со стороны местного населения.

С 1996 года на национальных окраинах широко используется следующая практика: командование мьянманской армии своими внутренними распоряжениями заставляет солдат, в большинстве своем этнических бирманцев, брать в жены небирманок и небуддисток. В основном такие случаи часто происходят в

Чинской национальной области, большинство населения которой являются христианами и этническими чинами. Когда женщина небирманка и небуддистка выходит замуж за солдата, она обязана обратиться в буддийскую веру. Данное условие ставится армейским командованием. Солдаты, которые женятся на небуддистках и небирманках особо отличаются по службе. Как мне представляется, поощряя бирманских солдат жениться на небуддийских женщинах национальных меньшинств, правительство старается подорвать национальную идентичность небирманских этнических групп, которые к тому же являются иноверцами. Дети, рожденные в таких браках, автоматически становятся бирманцами. Таким образом, стратегия военного режима по подавлению свобод небуддийского населения Мьянмы означает уничтожение религиозной и национальной идентичности национальных меньшинств.

Государственный совет мира и развития использовал свое покровительство буддизму для легитимации своей политической власти в Мьянме. Он использует монашеский орден (сангху) для развития и модернизации периферии, населенной национальными меньшинствами. Обращение в буддийскую веру национальных меньшинств происходит в Чинской, Каренской и других национальных областях, в которых проживают небуддисты.

Миссионерская деятельность в пределах страны является для правительства палкой о двух концах. Поддержка правительством миссионеров привлекает на его сторону монашеское руководство, обеспечивая тем самым легитимацию режима, но в то же время настораживает качинов и чинов, которые являются христианами, а также мусульман. Правительство ищет компромиссные пути, постоянно успокаивает недовольных, убеждая их в равноправии всех религий в стране и отсутствии для них угрозы со стороны миссионеров, причем приходится делать это осторожно, чтобы не восстанавливать против себя сангху.

Усилия по обращению в буддизм иноверцев идут рука об руку с попытками правительства договориться с различными национальностями по эконо-

мическим и военным вопросами, чтобы консолидировать государственную власть в новом основном законе страны, что будет являться гарантией нахождения военных у власти.

1 Myanmar Ministry of Religious Affairs “Department of Religious Affairs”, www.mora.gov.mm

2 Ibid

3 US State Department “The Seventh Annual International Religious Freedom Report (2005)”, 08th November 2005

4 Permanent Mission of Myanmar to the United Nations, Geneva, “Freedom of Religion in Myanmar”, 15th December 2005, www.mora.gov.mm

5 The Myanmar Muslim National Affairs Organization “The Seventh International Religious Freedom Report, 2005”, 16th January 2006, www.mora.gov.mm

6 Данные декабря 2005 г., www.mora.gov.mm. Официальный курс мьянманского кьята колеблется от 5.75 до 6.7 за 1 доллар США, на черном рынке он составляет 800-1200 кьят за 1 доллар США.

7 Khing Maung Win “Religious Freedom in Burma: A Devisive and Suppressive Practice of the military regime”, Legal Issues on Burma Journal, No.4, October 1999,стр.4

8 Национальный Совет Сангхи Маханаяки осуществляет надзор над деятельностью всех 9 официальных сект Мьянмы, ведет регистрацию индивидуальных монахов, отвечает за религиозное образование и проводит курсы по подготовке саядо. Главная обязанность НССМ - миссионерская деятельность.

9 Myanmar Ministry of Religious Affairs “Department for the Promotion and Propagation of Sasana”, www.mora.gov.mm

10 Democratic Voice of Burma, 19.05.2004

11 Salai Bawi Lian Mang “Human Rights situation in Chinland”, Rhododen-

dron News Vol.8, No.6 November-December 2005

12 Rhododendron News Vol.8. No.4 July-August 2005

13 Rhododendron News Vol.8. No.3 May-June 2005

14 Democratic Voice of Burma, 27.06.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.