Научная статья на тему 'Политика Германии и СССР в связи с началом гражданской войны в Испании 1936-1939 гг'

Политика Германии и СССР в связи с началом гражданской войны в Испании 1936-1939 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2200
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ 1936-1939 ГГ. / ГЕРМАНИЯ / СССР / ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ / НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / CIVIL WAR IN SPAIN 1936-1939 / GERMANY / THE SOVIET UNION / HUMANITARIAN ASSISTANCE / MILITARY ASSISTANCE / NON-INTERVENTION / IDEOLOGICAL AND POLITICAL INTERESTS / ECONOMIC AND STRATEGIC INTERESTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков Михаил Васильевич

Рассматриваются схожие подходы германского и советского руководства в определении позиций в связи с началом Гражданской войны в Испании 1936 - 1939 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy in Germany and the Soviet Union in connection with the start of the Spanish Civil War in 1936-19391

The article deals with similar approaches of German and Soviet leaders in determining the positions at the beginning of the Spanish Civil War in 1936-1939.

Текст научной работы на тему «Политика Германии и СССР в связи с началом гражданской войны в Испании 1936-1939 гг»

ИСТОРИЯ

УДК 94(430+470+460)"1936/l939" М. В. Новиков

ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ И СССР В СВЯЗИ С НАЧАЛОМ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ИСПАНИИ 1936-1939 гг.

Рассматриваются схожие подходы германского и советского руководства в определении позиций в связи с началом Гражданской войны в Испании 19361939 гг.

The article deals with similar approaches of German and Soviet leaders in determining the positions at the beginning of the Spanish Civil War in 1936-1939.

Ключевые слова: Гражданская война в Испании 1936-1939 гг., Германия, СССР, гуманитарная помощь, военная помощь, невмешательство, идеологические и политические интересы, экономические и стратегические интересы.

Keywords: Civil War in Spain 1936-1939, Germany, the Soviet Union, humanitarian assistance, military assistance, non-intervention, ideological and political interests, economic and strategic interests.

Гражданская война в Испании началась как чисто внутренний конфликт между сторонниками и противниками демократического пути развития страны. Перспектива затягивания конфликта и военно-техническая отсталость Испании [1] вынудили противоборствующие стороны обратиться к другим государствам с просьбой продать им оружие, причем правительство Испанской республики надеялось на помощь прежде всего Франции в рамках существовавшего двустороннего договора, а также Великобритании и СССР, мятежники, соответственно, на Германию и Италию. Начинается процесс втягивания в испанское противоборство крупных европейских держав, который имел как свои особенности в отношении каждой из них, так и схожие черты. При всем различии целей и задач германской внешней политики и советской внешней политики в целом в испанском вопросе оказалось много общего в том, каким образом и Германия, и СССР оказались вовлеченными в Гражданскую войну.

Во-первых, необходимо отметить, что ни Германия, ни СССР не были связаны какими-либо

© Новиков М. В., 2012

предварительными обязательствами по отношению к воюющим сторонам, не было здесь ни «фашистского», ни «коммунистического» заговора, их вмешательство в испанский конфликт носило спонтанный, «импровизированный» характер и диктовалось оно прежде всего соображениями идеологического и политического характера, к которым вскоре добавились и стратегические, и экономические расчеты.

На этапе подготовки мятежа испанским генералам удалось заручиться морально-политической поддержкой нацистских партийных руководителей высокого ранга. В то же время совершенно очевидно, что ни германское министерство иностранных дел, ни военное министерство, ни другие государственные структуры не были связаны какими-либо конкретными обещаниями. Не случайно первое обращение Франко к Германии за помощью по официальным дипломатическим каналам оказалось безрезультатным. Доверенное лицо Франко обратилось к германскому военному атташе в Париже с просьбой оказать помощь в приобретении десяти военно-транспортных самолетов для переброски войск из Африки в Испанию. Атташе адресовал просьбу министру иностранных дел, тот - военному министру. Реакция обоих была отрицательная: «Известия о том, что мы поставляем оружие мятежникам... могут иметь чрезвычайно серьезные последствия» [2].

Франко предвидел возможный отказ официальных германских властей, поэтому одновременно он подготовил личное письмо Гитлеру и Герингу с просьбой о помощи и переслал его по партийным каналам. Два видных нациста - лидер нацистской организации в Марокко А. Лан-генхайм и бизнесмен И. Бернхардт - передали письмо руководителю заграничных организаций нацистской партии гауляйтеру Э. Боле. Он ознакомил с письмом министерство иностранных дел и военное министерство, которые подтвердили свою позицию невмешательства в испанские дела [3]. Боле подключил к решению проблемы Р. Гес-са, и тот приказал передать письмо Гитлеру. В ночь с 25 на 26 июля у Гитлера состоялось совещание, на котором присутствовали министр авиации Г. Геринг, военный министр генерал-полковник В. Бломберг и Й. Бернхардт. Обсуждался вопрос об оказании Франко помощи авиацией. Мнение Геринга на этом совещании оказалось

решающим. Позднее он отмечал: «Войска Франко находились в Африке и не могли переправиться в Испанию, так как флот находился в руках коммунистов, т. е. так называемого законного правительства Испании. Было необходимо перебросить войска Франко в Испанию. Фюрер задумался, и я посоветовал ему оказать помощь во всех случаях: во-первых, с целью предотвратить победу коммунизма в этом регионе, во-вторых, испытать мою молодую авиацию в техническом отношении» [4].

Политика СССР в отношении Испании в июле - августе 1936 г. характеризовалась некоторой двойственностью. В это время советское правительство демонстрировало официальную позицию нейтралитета. СССР не имел в Испании каких-либо серьезных стратегических или экономических интересов, до августа 1936 г. отсутствовали даже дипломатические отношения с Испанией. В обстановке напряженных международных отношений середины 30-х гг., взаимного недоверия и подозрительности, скрытого и явного антикоммунизма и антисоветизма прямое участие СССР в европейском конфликте типа испанского повлекло бы обвинения со стороны других государств в стремлении к большевизации Испании. Советское руководство хотело избежать международных осложнений, которые могло повлечь за собой вмешательство в конфликт.

Отказываясь в июле - августе 1936 г. продавать оружие республиканцам, Советский Союз, тем не менее, демонстрировал лояльное отношение к Республике [5]. В августе 1936 г. состоялся обмен послами между СССР и Испанией, соглашение о восстановлении дипломатических отношений между которыми было достигнуто еще в 1933 г. 17 августа Политбюро ЦК ВКП(б) постановило: «Обязать НКВТ немедленно продать испанцам мазут по пониженной цене и на самых льготных условиях» [6].

В начале августа в СССР началась активная компания по сбору средств среди населения для оказания гуманитарной помощи Испанской республике [7]. Советское руководство приняло соломоново решение: широко пропагандируя гуманитарную помощь республике, оно демонстрировало мировому пролетариату интернационализм в действии, а в случае дипломатических осложнений могло прикрываться неофициальным характером этой помощи. Именно так, например, должен был поступить, согласно инструкции Наркомата иностранных дел от 7 августа 1936 г., посол СССР в Великобритании И. Майский: «Если Галифакс будет делать попытку рассматривать денежные сборы наших рабочих как вмешательство в испанские дела, Вы, конечно, должны со всей энергией и убедительностью доказывать, что сборы, производимые населением

СССР, конечно, не являются вмешательством Советского правительства в испанские дела. Ведь такие сборы производятся повсеместно, в том числе и в Англии...» [8]

Во-вторых, вмешиваясь в испанский конфликт, и германское, и советское руководство официально этот факт отрицало и делало все возможное, чтобы как можно дольше сохранить своё вмешательство в тайне. С этой целью в военных ведомствах СССР и Германии создаются специальные сверхсекретные подразделения, способные по замыслам советского и германского руководства выполнить поставленную задачу. 26 июля в министерстве авиации Германии был создан секретный штаб «В», на который и была возложена реализация приказа Гитлера о помощи Франко. Штаб действовал по-немецки оперативно, и уже на следующий день 20 транспортных самолетов «Юнкерс-52», входивших в состав военно-воздушных сил Германии, вылетели в Марокко. На совещании у Гитлера было решено исходя из реального соотношения сил в Европе между демократическими государствами и Германией оказывать помощь испанским мятежникам тайно, а в случае утечки информации и серьезного давления со стороны Англии и Франции немедленно отступить и дожидаться более благоприятной ситуации.

После принятия Советским руководством решения об оказании Испанской республике военной помощи [9] в недрах разведывательного управления Наркомата обороны СССР создается специальная группа «X», которой было поручено заниматься отбором и отправкой в Испанию военных специалистов, боевой техники и военного снаряжения, а также сбором и обобщением информации о боевых действиях в Испании [10].

В-третьих, первоначально, в июле - августе 1936 г., и германское, и советское руководство рассчитывало на минимальное вмешательство в испанский конфликт. Для Германии это была посылка 20 транспортных самолетов для переброски профессиональной колониальной армии из Испанского Марокко в континентальную Испанию, для Советского Союза - гуманитарная помощь. Примерно в одно и то же время и Гитлер (24 августа), и Сталин (конец августа - начало сентября) приняли решение об эскалации помощи воюющим сторонам.

В-четвертых, много общего у германского и советского руководства в отношении предложенной французским правительством политики невмешательства в испанский конфликт.

Как известно, 2 августа 1936 г. правительство Франции, обеспокоенное ходом событий в Испании, усиливающимся вмешательством фашистских государств в этот конфликт и опасностью его выхода за пределы Испании, обратилось к пра-

вительствам Великобритании и Италии с предложением о невмешательстве во внутренние дела Испании. Английское правительство, разделяя опасения французских политиков, отметило, что считает целесообразным заключение соглашения о невмешательстве в испанские дела между Англией, Францией, Германией, Италией и Португалией. И только по достижении соглашения между этими странами к соглашению могли присоединиться и другие заинтересованные страны.

Нужно подчеркнуть, что на этом этапе британское руководство не приглашало СССР присоединиться к соглашению о невмешательстве, оно попыталось отстранить СССР от решения испанской проблемы. Но на присоединении СССР к соглашению о невмешательстве стал настаивать министр иностранных дел Германии К. Ней-рат, более того, он указывал на прямую зависимость позиции Германии в этом вопросе от участия СССР в соглашении. Германские политики стремились связать СССР обязательствами по соблюдению политики невмешательства, чтобы предупредить возможную поддержку Советским Союзом республиканцев. А. Франсуа-Понсе комментировал это заявление К. Нейрата следующим образом: «Мне кажется любопытным, что он выразил желание подключить Россию к переговорам; до сих пор правительство рейха было озабочено только тем, как исключить Россию из всех совместных переговоров» [11].

По вопросу о присоединении к соглашению о невмешательстве в германском правительстве боролись две группы. Представители министерства иностранных дел настаивали на присоединении к предложению о нейтралитете. По их мнению, отказ Германии мог толкнуть Францию, а возможно, и Англию на путь прямой помощи Мадриду. И. Риббентроп поддержал в этом вопросе К. Нейрата, указав, что политика свершившихся фактов неприемлема в таком вопросе, как испанский или, вернее, средиземноморский, где интересы Франции и Англии почти полностью совпадают. Приверженцы другой тактики, некоторые члены верхушки национал-социалистической партии (Й. Геббельс, Р. Гесс), рекомендовали Гитлеру не связывать себя никакими обязательствами и более активно сотрудничать с Италией. По свидетельству Я. Сурица, Гитлер по обыкновению колебался и вначале более склонялся к мнению Й. Геббельса [12].

В мотивах присоединения Германии и СССР к соглашению много общего. Они, как и остальные европейские государства, стремились локализовать конфликт, предотвратить опасность перерастания его в общеевропейский. Обе страны боялись перспективы решения европейских проблем без своего участия. Активно перевооружавшаяся Германия, как, впрочем, и СССР, еще не

была готова к войне. Советский Союз со своей стороны стремился избежать каких-либо международных конфликтов со своим участием. Отказавшись поддержать французскую инициативу, обе страны рисковали навлечь на себя обвинения в дестабилизации международной обстановки и обострении ситуации на Пиренейском полуострове. По мнению А. Франсуа-Понсэ, в той ситуации Гитлер хотел идти по пути соглашения, а не конфликта. Заместитель наркома иностранных дел Н. Крестинский писал советскому послу в Италии Б. Штейну: «Хотя расстояние, отделяющее нас от Испании, делает очень трудным вопрос об оказании нами военной помощи, мы, тем не менее, поспешили дать недвусмысленный положительный ответ, потому что мы понимали, что Италия и Германия будут продолжать помогать мятежникам и притом будут оправдывать свои действия тем, что мы якобы вмешиваемся в испанские дела и оказываем помощь другой борющейся стороне».

Необходимость поиска партнеров и опасность создания враждебных коалиций побуждали Германию и СССР к более активным действиям на международной арене. Германия в середине 30-х гг. активно стремилась к диалогу с Англией. По оценкам французской дипломатии, основное внимание Гитлер уделял позиции Англии, желая оторвать ее от союза с Францией и привлечь на свою сторону. Германская пресса обвиняла Францию в двойственной политике и пыталась изолировать Францию от Англии и ее союзников и оставить наедине с СССР.

Путем присоединения к соглашению СССР стремился также предотвратить возможную угрозу договоренности между европейскими странами с антисоветскими мотивами. О том, насколько СССР был заинтересован в скорейшем подписании соглашения, свидетельствует постановление Политбюро ЦК ВКП(б) того же дня: «Если окажется, что все поправки других стран сняты и наши поправки являются единственным тормозом, принять предложение Франции и снять наши поправки». 23 августа СССР и Франция обменялись нотами о присоединении СССР к соглашению.

Германия, не имевшая намерения прекратить наращивание своего военного присутствия в Испании, с одной стороны, не спешила связать себя соглашением о невмешательстве, однако, опасаясь, что промедление поможет испанскому правительству, вынуждена была не затягивать с его подписанием. По мнению Я. Сурица, к концу августа 1936 г. в Германии осознали вероятность длительного сопротивления Мадрида и рискованность неприкрытого и явного вмешательства. В соответствии с этим, считал советский дипломат, преобладала более осторожная тактика, сводящаяся к следующему:

«1) германское правительство дает свое принципиальное согласие на французское предложение о нейтралитете;

2) обставляет это согласие разными оговорками, преследующими цель максимально затянуть проведение в жизнь соглашения;

3) не отказывается фактически от помощи испанским генералам, но оказывает ее замаскированно и осторожно».

По мнению советского дипломата, «вся эта тактика рассчитана на выигрыш времени. Если в Испании создастся такая обстановка, что исход борьбы в пользу восставших будет зависеть исключительно от материальной помощи извне, то нет сомнения в том, что Германия эту помощь окажет». Германия присоединилась к соглашению 24 августа на следующий день после СССР [13].

В-пятых, совершенно очевидно, что первоначальная реакция на просьбы противоборствующих в Испании сторон и германского руководства (помощь авиацией), и советского руководства (гуманитарная помощь) была вызвана идеологическими и политическими причинами, однако достаточно скоро появляются и соображения чисто экономического характера. В отличие от Муссолини, оказывавшего военную помощь мятежникам на безвозмездной основе, Гитлер и Сталин постарались извлечь из участия своих стран в испанском конфликте и конкретные материальные выгоды.

Германия имела в Испании определенные экономические интересы. Это была возможная сфера для экспансии капитала и источник природных ресурсов, в том числе стратегических. Не случайно, создавая в Испании торгово-транспорт-ную фирму «Хисма», формально зарегистрированную как частное предприятие И. Бернхардта, руководство Германии вменило ей в обязанность не только выполнение заявок на поставки оружия испанским мятежникам, но и вывоз в Германию сырья, обеспечение условий для проникновения в Испанию германского капитала [14].

В начале сентября Испанию посетил один из крупнейших германских авиапромышленников -Мессершмидт. В своем отчете правительству он призывал энергичнее внедряться в Испанию и в качестве первоочередной задачи советовал скорейшее подписание соглашения об экспорте меди [15]. Действуя в соответствии с этой программой, Геринг приказал в октябре 1936 г. создать компанию «Ровак», главной целью которой определялась вывозка сырья из Испании в обмен на военные поставки [16].

Фиктивные компании «Хисма» в Испании и «Ровак» в Германии выполняли функции прикрытия специального штаба в военном министерстве в Берлине и германской штаб-квартиры во франкистской зоне. Они занимались переброской

войск и снаряжения, экспортом сырья в Германию, а также финансовыми операциями [17].

Советская военная помощь оказывалась на коммерческой основе, все расчеты вел Наркомат внешней торговли. Испанскому правительству выставлялся счет за каждый пароход с оружием, и суда отправлялись в путь только после получения правительственной визы [18]. При этом испанская сторона оплачивала не только стоимость закупленного оружия, но и все косвенные расходы, связанные с отправкой грузов и людей в Испанию (доставка их в порты по железной дороге, погрузку, разгрузку, фрахт парохода, денежное довольствие советским специалистам и командам судов и проч.).

В октябре 1936 г., когда войска Франко подошли к Мадриду и правительство приняло решение перебраться в Валенсию, премьер-министр Испанской республики Л. Кабальеро и министр финансов Х. Негрин официально обратились к советскому руководству с просьбой принять на хранение около 500 т золотого запаса Испании. Просьба была рассмотрена на заседании Политбюро 17 октября. В ответе, переданном через посла СССР в Мадриде М. Розенберга, говорилось: «Мы готовы принять на хранение золотой запас, и мы согласны на отправку этого золота на наших возвращающихся из портов судах с тем условием, что золото будет сопровождаться уполномоченными испанпра (испанское правительство. - М. Н.) или Минфина и что наша ответственность за сохранность золота начинается с момента сдачи его Наркомфину СССР в нашем порту» [19]. 20 октября 1936 г. 510 т золота было погружено на 4 советских парохода, а уже 6 ноября золото поступило на хранение в Нарком-фин СССР [20]. Объясняя мотивы такого решения, Кабальеро писал, что в условиях, когда существовала угроза захвата золотого запаса мятежниками, правительство решило передать его на хранение в Государственный банк СССР, предложивший свои услуги и предоставивший все необходимые гарантии. По словам Кабальеро, за счет испанского золота, депонированного в Госбанке СССР, оплачивались все закупки вооружения, производившиеся республиканским правительством как в самом Советском Союзе, так и в других странах.

Таким образом, отсутствие серьезных политических и экономических интересов в Испании, сконцентрированность на внутренних проблемах (Германия - реализация программы перевооружения, СССР - 5-летний план развития, перевооружение, борьба с оппозицией), а также опасения навлечь на себя обвинения в обострении международной напряженности обусловливали позицию невмешательства, которую заняли Германия и СССР в первые дни мятежа. Но последую-

С. Н. Белевцева. Влияние США на демократические преобразования 6 Восточной Европе.

щее изменение ситуации на Пиренейском полуострове и международной арене вызвал и изменение позиции лидеров этих стран. Интересы Германии и СССР в Испании менялись на протяжении всей войны. На начальном этапе у Гитлера и Сталина доминировали политические и идеологические мотивы. Но уже в августе - сентябре во внешней политике обеих стран появляются тенденции к использованию испанского конфликта в национальных интересах: для поиска согласия с европейскими странами и раскалывания потенциально враждебных международных группировок, самоутверждения на международной арене, извлечения из испанского конфликта определенных материальных дивидендов.

Примечания

1. См. подробнее: Новиков М. В. СССР, Коминтерн и гражданская война в Испании 1936-1939 гг. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. С. 228-231.

2. Documents on German foreign policy 1918-1945. Ser. D. Vol. III. Germany and the Spanish civil war (19361939). L., 1951. P. 9-11. (Далее - DGFP).

3. DGFP. Vol. III. P. 11.

4. International military tribunal. Nuremberg. Vol. IX. Nuremberg, 1948. P. 280-281.

5. См. подробнее: Орехова М. С. Германо-советские отношения в контексте международных аспектов гражданской войны в Испании 1936-1939 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушин-ского, 2004. С. 27-28.

6. Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) и Европа. Решение «особой политики». 1923-1939. М., 2001. С. 340.

7. См. подробнее: Соловьев С. С. Движение солидарности советского народа с республиканской Испанией (1936-1939 гг.): дис. . канд. ист. наук. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006.

8. Документы внешней политики СССР (Далее -ДВП СССР). Т. 19. М., 1974. С. 393-394.

9. См. подробнее: Новиков М. В. Советский Союз и гражданская война в Испании 1936-1939 годов // Российская история. 2009. № 5. С. 56.

10. Там же.

11. См.: Орехова М. С. Указ. соч. С. 37.

12. Там же. С. 37-38.

13. См.: Там же. С. 38-40.

14. См.: Известия. 1946. 13 и 14 июня.

15. DGFP. Vol. III. P. 28.

16. Ibid. P. 113-114.

17. Булок А. Гитлер и Сталин: жизнь и власть: сравнительное жизнеописание: в 2 т. Т. 2. Смоленск, 1994. С. 141.

18. РГВА. Ф. 33987. Оп. 3. Д. 835. Л. 52.

19. Рыбалкин Ю. Е. Операция «X». Советская военная помощь республиканской Испании (19361939 гг.). М., 2000. С. 93.

20. Там же. С. 90-101.

УДК 94/99

С. Н. Белевцева

ВЛИЯНИЕ США НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА ДЖ. БУША-СТАРШЕГО

В статье рассматриваются вопросы разработки и осуществления внешнеполитического курса США на вовлечение в сферу своего влияния стран Восточной Европы на основе проводимых в них демократических преобразований.

In the article questions of development and realization of a foreign policy of the USA on involving in sphere of the influence of the countries of the East Europe, on the basis of democratic transformations spent to them are considered.

Ключевые слова: распространение демократии, права человека, перестройка в СССР, холодная война, Восточная Европа, объединение Германии, международное влияние США.

Keywords: distribution of democracy, human rights, reorganization to the USSR, cold war, the East Europe, association of Germany, the international influence of the USA.

Администрация Дж. Буша-старшего, придя к власти в 1989 г., продолжила политику Р. Рейгана в отношении стран Восточной Европы. Вторая администрация Р. Рейгана, воспользовавшись перестройкой и реальными экономическими трудностями в СССР, положила начало разрушению системы советского влияния на страны Восточной Европы. Перед администрацией Дж. Буша-старшего встала задача дальнейшей разработки восточноевропейской политики в рамках приоритетной доктрины «распространения демократии», полученной в политическое наследство от Р. Рейгана.

Стратегия «распространения демократии» рассматривалась американскими политическими кругами как средство, которое позволит разрушить иерархии ценностей социалистической системы, доказать несостоятельность коммунистической идеологии, распространить американскую модель общественного развития. В этом случае США получали возможность подтвердить свой статус в качестве лидера западного мира, играть роль единственной сверхдержавы.

Известный политический деятель Г. Киссинджер летом 1988 г. публично заявил: «В течение обозримого будущего... Соединенные Штаты должны продолжать играть значительную роль, а зачастую и жизненно важную» [1]. В марте 1990 г. госсекретарь США Дж. Бейкер был уверен в том, что «в новое время, рождающееся в борениях,

© Белевцева С. Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.