УДК 327.8
Анатолий КАНУННИКОВ
ПОЛИТИКА ЕС В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию отношений Европейского Союза с организациями гражданского общества России. Отношения ЕС и гражданского общества России рассматриваются в статье как часть более широкого сотрудничества ЕС и России, нормативно-правовой основой которого является Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС).
В статье анализируются формы сотрудничества и целевые программы ЕС для организаций российского гражданского общества. Отмечается, что ЕС оказывает широкую финансовую поддержку организациям гражданского общества России и государств на постсоветском пространстве. Делается прогноз относительно характера и масштабов этих отношений в дальнейшем.
Ключевые слова: Европейский Союз, Россия, гражданское общество, демократия, верховенство закона, права человека, устойчивое развитие, Восточное партнёрство, международные отношения.
В условиях когда Россия столкнулась со стеной высокомерия, нарочитого "непонимания" и дискриминационных санкций со стороны Запада, актуальность обсуждения вопросов новых форм сотрудничества со странами Европейского союза (ЕС) ни у кого не вызывает сомнений. На фоне глубокого разочарования, исключительно "западным вектором" развития России и, как показало время, к тому же глубоко ошибочным, не осталась незамеченной встреча глав МИД государств-членов ЕС, прошедшая в марте 2016 г. в Брюсселе. Обсудив перспективы двустороннего сотрудничества с Россией в новых условиях, они единогласно приняли "пять принципов новой политики" сообщества по отношению к нашей стране. Обращает на себя внимание тот факт, что в новой политике Европейского Союза пятым - последним по списку, но не по важности - был провозглашён принцип сотрудничества с гражданским обществом в России. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини на пресс-конференции по итогам встречи глав МИД ЕС пояснила, что данный принцип предусматривает "поддержку развития гражданского общества в России" и готовность "инвестировать в контакты между людьми" с акцентом на молодёжь1.
1 La UE quiere apoyar más a la sociedad civil rusa y reforzar lazos con el este, La Vanguardia, 14/03/2016, p. 1.
© Канунников Анатолий Алексеевич - к.и.н., ведущий научный сотрудник Центра проблем социального развития Европы Института Европы РАН. Адрес: 125009, Москва, Моховая ул., 11-3. Тел.: +7(495)692-10-51/629-57-17. E-mail: soc-eco@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420165767
Учитывая сложности в отношениях между ЕС и Россией, возникшие в последнее время, и обсуждая варианты нового формата двусторонних отношений, зададимся вопросом, а в чём, собственно, новизна этого подхода и является ли сотрудничество ЕС с гражданским обществом России новым направлением в двусторонних отношениях? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к истории отношений нашей страны с этим интеграционным объединением.
Нормативно-правовой основой нашего двустороннего сотрудничества является Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) от 1994 г. [Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, 1994], которое вступило в силу 1 декабря 1997 г. на десятилетний период и которое ежегодно с 2007 г. продлевается. И хотя многие положения этого соглашения уже устарели и не отвечают требованиям дня, СПС формально остаётся правовой основой для двустороннего сотрудничества между ЕС и Россией, по крайней мере до тех пор, пока не будет выработано и подписано новое соглашение. Именно СПС предусматривает и определяет характер отношений ЕС с организациями гражданского общества в России. При этом сотрудничество с российским гражданским обществом следует рассматривать всего лишь как часть более широких отношений ЕС и России [Борко, 2015]. Так что, как видим, эти отношения имеют достаточно продолжительную историю и являются весьма объёмной частью взаимодействия ЕС и России. Однако чтобы понять, почему именно сотрудничество с гражданским обществом было включено в "избирательное взаимодействие" с Россией, следует ответить как минимум на следующие вопросы: каковы цели этого сотрудничества, каковы формы и содержание совместных проектов, а также каковы источники финансирования этого сотрудничества? И на этом стоит остановиться подробнее.
Официальный Брюссель, как известно, уже длительное время поддерживает отношения как с Общественной палатой РФ и другими учреждениями, созданными при поддержке государства, так и с неправительственными организациями, не входящими в такие структуры. При этом многие проекты гражданского общества в России в рамках двустороннего сотрудничества финансируются не только через фонды близкие к ЕС, но также напрямую через тематические статьи бюджета ЕС (например1 , Европейский инструмент содействия демократии и правам ч2еловека (ЕИДПЧ) , Организации гражданского общества и местные органы власти и др.). Так, в решении Комиссии ЕС по выполнению решений Ежегодной программы действий "Гражданское общество и местные органы власти" на 2014-2015 гг. специально отмечено, что "право на финансирование Союзом имеют страны, установленные Регламентом (ЕС) № 232/2014 Европейского парламента и Совета ("Европейский инструмент соседства"), в том числе Российская Федерация"3.
В последние годы, например, одним из развивающихся направлений сотрудничества с гражданским обществом в странах-партнёрах, включая Россию, стали проекты с местными органами власти. И этот интерес не случаен, поскольку в ЕС считают, что в последние два десятилетия, важность местных органов власти и ассоци-
1 The European Instrument for Democracy and Human Rights. [Электронный ресурс] URL: http://www.eidhr.eu/
2 Civil Society Organisations (CSOs) and Local Authorities (LAs). [Электронный ресурс] URL: https://ec.europa.eu/europeaid/node/671
3 Commission Implementing Decision of 28.10.2014 on the Annual Action Programmes for 2014 and 2015 Part 1 "Civil Society Organisations and Local Authorities" to be financed from the general budget of the European Union. Brussels, 28.10.2014, C(2014) 7987 final, р. 11,16.
аций местных органов власти в решении таких задач устойчивого развития, как, например, борьба с бедностью, в странах ЕС и в странах-партнёрах значительно возросла. Согласно определению ЕС, содержащемуся в документе "Расширение прав и возможностей местных органов власти в странах-партнёрах для повышения управления и более эффективных результатов в области развития", местные власти обладают уникальными особенностями. Действительно, они являются юридическими лицами, составляющими государственные структуры, подчинённые центральному правительству, и в то же самое время они подотчетны гражданам1. Исходя из этого, работа с местными органами власти не только открывает возможности более эффективного государственного управления, но и даёт возможность вовлекать в программы развития самые широкие круги граждан через сотрудничество с организациями гражданского общества. При участии общинных организаций, неправительственных организаций, религиозных объединений, фондов, научно-исследовательских институтов, профсоюзов, женских организаций, кооперативов, профессиональных и деловых ассоциаций и средств массовой информации, появляются реальные возможности решать актуальные проблемы, стоящие перед местными общинами.
В упомянутом выше документе следует особо обратить внимание на положение, утверждающее, что "в кризисных ситуациях местные органы власти могут стать важными участниками политических переговоров, когда сотрудничество между центральными правительствами и ЕС не представляется возможным"2. Такой подход может иметь далеко идущие последствия, если учесть, что уже сегодня местные органы власти сталкиваются с необходимостью искать ответ на многие важные и выходящие за пределы общин проблемы. К таким проблемам можно отнести вопросы миграции и продовольственной безопасности, обеспечение общественной безопасности и искоренение насилия, экологические и социальные последствия добычи полезных ископаемых, истощение ресурсов или адаптации к социально-экологическим проблемам изменения климата, быстрой урбанизации. Например, в 2025 году примерно две трети населения мира будет жить в городах, а 95% роста городского населения придётся на страны-партнёры ЕС3.
Более того, Европейский Союз поддерживает связи в странах-партнёрах с ассоциациями местных органов власти, которые рассматриваются как "зонтичные организации", основанные на членстве и представительстве на субнациональном, национальном, субрегиональном, континентальном и международном уровне. Такие организации могут действовать как в стране регистрации, так и за её пределами. Ассоциация местных органов власти может состоять из представительного органа, избранного её членами, и постоянного секретариата. Основные функции таких организаций включают в себя лоббирование общих интересов, обобщение опыта координации усилий общин, распространение и обмен информацией между членами ассоциации, продвижение местных планов развития.
1 Empowering Local Authorities in partner countries for enhanced governance and more effective development outcomes. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Brussels, 15.5.2013. COM(2013) 280 final
2 International cooperation and development. Building partnerships for change in developing countries. [Электронный ресурс] URL: https://ec.europa.eu/europeaid/sectors/human-rights-and-governance/local-authorities_en
3 Local Authorities (LAs). [Электронный ресурс] URL: https://ec.europa.eu/europeaid/node/671
Через специальную программу "Негосударственные акторы и местные органы власти" (Non-state actors and local authorities in development - NSA-LA) Европейский союз поддерживает организации гражданского общества и местные органы власти в их совместном стремлении идти по пути развития. Поддержка такого рода взаимодействия, по мнению ЕС, позволяет наладить долгосрочные партнёрские отношения, связывающие гражданское общество и местные органы власти как в рамках Евросоюза, так и за его пределами1.
Официальные документы утверждают, что Европейский союз участвует в финансировании широкого спектра проектов неправительственных организаций стран-партнёров, например, в таких областях, как здравоохранение, образование и развитие сельских районов и др., каждая из которых преследует определённые цели. Скажем, программа NSA-LA на 2011-2013 гг. была ориентирована на достижение трёх целей:
• содействие созданию условий в странах-партнёрах, которые будут способствовать негосударственным акторам при участии местных органов власти вести борьбу с нищетой в рамках стратегии устойчивого развития (Цель 1);
• повышение уровня информированности в вопросах развития и предоставление образования по вопросам развития в ЕС и присоединившихся странах (Цель 2);
• укрепление координации негосударственных акторов и местных власти существующих сетей в ЕС и присоединившихся стран и улучшение связи между этими сетями (Цель 3)2.
При этом достижение "Цели 1" возможно двумя видами деятельности: работой в отдельных странах и организацией деятельности в нескольких странах одновременно, путём реализации мультирегиональных или международных инициатив. Важно также отметить, что программа NSA-LA основывается на статье 14 ЕС Регламента о создании инструмента развития сотрудничества (DCI)3, которая заменила ранее существовавшие программы для НПО, предусматривавшие софинансиро-вание и децентрализованное сотрудничество.
В дальнейшем сфера сотрудничества ЕС с организациями гражданского общества и местными органами власти расширилась. Так, программа действий на вторую половину 2015, 2016 и 2017 гг. "Организации гражданского общества и местные органы власти" уже носит более широкий характер и включает следующие направления:
- Повышение вклада организаций гражданского общества в управление и процессы развития на страновом уровне;
- Повышение вклада местных органов власти в управление и процессы развития;
1Thematic programme NSA-LA - ms [Электронный ресурс] URL:https://ec.europa.eu/europeaid/subsites/thematic-programme-non-state-actors-and-local-authorities-development-1_en
2 Thematic programme NSA-LA. [Электронный ресурс] URL: https://ec.europa.eu/europeaid/node/957
3 Regulation (EC) No 1905/2006 of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 establishing a financing instrument for development cooperation. Official Journal of the European Union, 27.12.2006, L 378/41.
- Организации гражданского общества - укрепление зонтичных организаций гражданского общества на региональном уровне, на уровне ЕС и глобальном уровне;
- Укрепление ассоциаций местных органов власти на региональном уровне, на уровне ЕС и глобальном уровне;
- Развитие и поддержка инициатив в сфере образования и просвещения граждан в вопросах развития (Раздел "Организации гражданского общества");
- Развитие и поддержка инициатив в сфере образования и просвещения граждан в вопросах развития (Раздел "Местное органы власти"). Выстраивая планы сотрудничества с гражданским обществом в странах-
партнёрах, официальный Брюссель подводит под них крепкую финансовую базу. О масштабах этой поддержки можно судить по объёмам бюджета, выделяемого на реализацию этих программ. Например, в Статье 2 Решения Комиссии об участии в финансировании программы "Организации гражданского общества и местные органы власти" на 2015-2017 гг. определяется прямой вклад Европейского Союза в размере 723814924 евро1.
Много это или мало, судить вам, уважаемый читатель, но мы полагаем, что по отношению к общему бюджету ЕС (145,3 млрд евро в 2015 г.), это незначительные расходы, однако для неправительственных организаций весьма внушительная сумма.
Хотелось бы подчеркнуть, что широкая финансовая поддержка распространяется и на сотрудничество ЕС с организациями гражданского общества России, которое постоянно расширяется. При всей широте тематики проектов ЕС в России акцент делается на таких темах, как свобода, демократия, равенство, верховенство закона, уважение прав человека, т.е. ценности, отражённые в Хартии ЕС об основных правах2, принятой в 2000 г. и обязательной для стран ЕС с 2009 г.
Официальной целью сотрудничества ЕС с гражданским обществом других стран является "содействие соблюдению прав и основных свобод человека по всему миру", поскольку в ЕС считают, что полное соблюдение прав человека - это неотъемлемое условие для сохранения социальной и политической стабильности в любой стране, в том числе в России3. Свои проекты в этой области Евросоюз осуществляет в рамках "Европейского инструмента содействия демократии и правам человека" (ЕИДПЧ). Первоначально программа "Европейская инициатива в области демократии и прав человека" была создана по инициативе Европейского парламента в 1994 г. для поддержки деятельности гражданского общества и усилий международных организаций в области прав человека и демократии. Однако в декабре 2006 г. она получила своё нынешнее название - "Европейский инструмент содействия демократии и правам человека".
С 1997 г. в рамках программы ЕИДПЧ была предоставлена поддержка более чем 330 проектам в России, которые реализуются российскими и европейскими не-
1 Commission Implementing Decision of 30.6.2015 on the Multi-Annual Action Programme for years 2015 part Il, 2016 and 2017 "Civil Society Organisations and Local Authorities" to be financed from the general budget of the European Union. European Commission, Brussels, 30.6.2015. C(2015) 4574 final. р. 4,5.
2 Хартия Европейского Союза об основных правах [Электронный ресурс] URL: http://eulaw.edu.ru/documents/articles/eu4.htm
3 См., например: Социальная Европа в XXI веке./ Под ред. М.В. Каргаловой/ - М.: Издательство "Весь Мир", 2011. - 528 с. (Серия: Старый свет - новые времена). [Social'na-ya Evropa v XXI veke. [Social Europe in the XXI century.] / Pod red. M.V. Kargalovoj/ - M.: Izdatel'stvo "Ves' Mir", 2011. - 528 s.] - ISBN 978-5-7777-0474-0.
правительственными некоммерческими организациями. Европейская Комиссия выделяет от 100 до 300 тыс евро на каждый проект, отобранный в результате национального конкурса заявок, и до 2 млн евро на проект, победивший в региональном / глобальном конкурсе. Как правило, организация должна финансировать не менее 5% стоимости проекта из своих собственных средств или из средств гранта другого донора. Продолжительность проектов составляет от 12 до 36 месяцев. В России национальные конкурсы заявок ежегодно проводятся Представительством Европейского Союза. Для каждого отдельного конкурса указываются приоритетные направления и области работы. К участию приглашаются любые неправительственные организации, которые хотели бы реализовать проект в одной из указанных областей1.
Так, Представительство ЕС проводило конкурс на гранты в 2014 г. по программе "Европейский инструмент содействия демократии и правам человека" (ЕИДПЧ) с целью "содействия уважению прав человека и основных свобод и усилению роли гражданского общества в России для укрепления прав человека и демократии". Условия конкурса включали:
I. Содействие улучшению ситуации с соблюдением прав человека и основных свобод:
• права на свободу мысли, совести, религии и убеждений;
• права на свободу выражения мнений, включая артистическое и культурное самовыражение, право на распространение и получение информации offline и online; свободу средств массовой информации;
• права мирных собраний и объединений, включая право на создание профессиональных союзов и вступления в них;
• права на равенство перед законом и равный доступ к правосудию, включая право на справедливое судебное разбирательство.
II. Содействие диалогу и развитию гражданской активности в области демократии и прав человека:
• рост интереса к деятельности правозащитников, понимания роли гражданского общества в защите прав человека и демократии, а также положения уязвимых групп населения;
• содействие общественной солидарности и гражданской активности; укрепление местных сообществ;
• продвижение таких ценностей как права человека, толерантность, межэтнический и межкульту2рный диалог с использованием инновационных мето-дов/площадок/сетей"2.
На этот конкурс был выделен общий бюджет в 2 950 000 евро. При этом минимальная сумма гранта составляла 500 000 евро, а максимальная - 1 000 000 евро.
Поддержка со стороны Европейского Союза гражданского общества в России осуществляется через многочисленные программы для достижения определённых целей. Например, программа "Неправительственные организации" нацелена на укрепление потенциала организаций гражданского общества "как условие развития более справедливого, открытого и демократичного общества" и является частью
1 Европейский Союз и права человека в России [Электронный ресурс] URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/civil_society_dialogue/overview/index_ru.htm
2 Представительство ЕС в России объявляет конкурс по программе "Европейский Инструмент содействия демократии и правам человека" (ЕИДПЧ) (24/12/2013). [Электронный ресурс] URL:
http://eeas.europa.eu/delegations/russia/press_corner/all_news/news/2013/20131224_ru.htm
политики ЕС по поддержке долгосрочного партнёрства ЕС и неправительственных организаций (НПО) в странах-партнёрах. Применительно к России эта программа рассматривается как продолжение "Программы институционального развития" (IBPP). Другой пример, в рамках программы "Неправительственные организации в развитии" на 2011-2013 гг. Европейский Союз выделил на проекты в России 4 млн евро1. С 2010 г. Европейский Союз через Представительство в России выделил 7 млн евро на проекты в рамках программы ЕС и России "Механизм партнёрства для модернизации"2.
Деятельность ЕС в России не ограничивается только формальными консультациями по вопросам соблюдения прав человека. Представители ЕС встречаются с неправительственными организациями, рассматривают ситуацию с правами человека в России. Официальные представители ЕС выступают в качестве наблюдателей на процессах, связанных с обеспечением соблюдения прав человека, и поддерживают сеть контактов с российскими правозащитниками. ЕС также на протяжении многих лет поддерживает международные инициативы по обеспечению соблюдения прав человека в России в сотрудничестве с Советом Европы и другими международными организациями. Важно отметить, что ЕС финансирует многие правозащитные проекты, а также конференции и семинары, направленные на "поддержку и улучшение ситуации с соблюдением прав человека в России". Кроме того, ЕС и страны-члены, имеющие свои представительства в России, регулярно проводят встречи по вопросам соблюдения прав человека, направленные на выработку "оптимальной единой стратегии действий ЕС в целях улучшения ситуации с соблюдением прав человека в России"3.
Ещё одним наглядным примером деятельности Евросоюза в правозащитной сфере стало участие в создании "Форума гражданского общества ЕС-Россия", финансирование которого шло через статью бюджета "Европейский инструмент содействия демократии и правам человека" (ЕИДПЧ). Эта структура стала совместной платформой для координации деятельности по соблюдению прав человека организациями гражданского общества России и Европейского союза.
По мнению руководителя неправительственной организации "Германо-российский обмен" Штефана Мелле (Stefan Melle), история возникновения идеи о создании гражданского форума ЕС - Россия связана с программой Евросоюза "Восточное партнёрство", участниками которой являются многие государства Восточной Европы и бывшие республики СССР. Достигнув успехов в деле развития правозащитной сферы и сотрудничества между НПО этих государств и государств-членов ЕС, многие правозащитники и политики в Европе посчитали несправедливым то, что Россия не входит в число участников этой программы. Именно поэтому, по мнению Ш. Мелле, родилась идея разработать нечто подобное "Восточному партнёрству", но только для России4.
1 EU relations with Russia. URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/funding_opportunities/grants/index_ru.htm http://ec.europa.eu/europeaid/work/funding/index_en.htm
2 Партнёрство для модернизации URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/partnership_moder nisation_facility/index_ru.htm
3 Права человека и гражданское общество URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/fields_cooperation/human_rights/index_ru.htm
4 Рождение Гражданского форума ЕС - Россия: новые перспективы не только для НПО. Deutsche Welle. URL: http://www.dw.com/ru/../a-14950280
Более 60 представителей общественных организаций из стран ЕС и организаций гражданского общества из России 28 и 29 марта 2011 г. собрались в Праге в Министерстве иностранных дел Чехии на учредительное собрание Форума. Обращает на себя внимание то факт, что среди участников с российской стороны были в основном правозащитные организации. Среди них такие известные, как, например, Московская Хельсинкская группа, "Мемориал", ассоциация "Голос", Агентство социальной информации, Информационно-аналитический центр "Сова", Центр развития некоммерческих организаций, фонд "Общественный вердикт", Центр развития демократии и прав человека, "Гринпис России", "Байкальская волна" (группа, выступающая за консервацию озера Байкал) и другие. Со стороны ЕС - Финско-российский гражданский форум (Финляндия), "Немецко-русский обмен" (Германия), Центр ЕС-Россия (Бельгия), "Человек в беде" (Чехия), Хельсинкский фонд по правам человека (Польша), "Друзья Земли" (Чехия), Глобальный фонд природы (Германия), а также "Международная федерация за права человека" (FIDH) (Франция) и "Защита правозащитников" (Frontline) из Ирландии и другие. Кроме них в учреждении Форума участвовали многочисленные гражданские группы, такие как организация по защите Химкинского леса, социальные организации по развитию российских регионов и т.п.1
Проект рассчитан на долгую перспективу. "Я придаю Форуму огромное значение. Крайне важно не оставлять сферу отношений между ЕС и Россией только для политиков. Я надеюсь, что гражданское общество сыграет важную роль в партнёрстве ЕС-Россия по модернизации. Вы можете разочароваться тем, что успех не приходит быстро. Однако, согласно моему предыдущему опыту, защита прав человека - это постоянная борьба", - сказал Карел Шварценберг, тогдашний министр иностранных дел Чехии на открытии Форума2.
О планах деятельности Форума недвусмысленно высказались представители Европейского Союза. "Лидеры стран часто игнорировали мнение гражданского общества и это положение пора изменить. Важен тот факт, что в отношениях между ЕС и Россией присутствуют взгляды гражданского общества. Форум также должен будет привлекать к ответственности российские власти в отношении защиты конституционных прав", - заявила Хейди Хаутала, председатель подкомитета Европейского парламента по правам человека. "Я уверена в том, что Европейский парламент окажет содействие и поддержку данной инициативе", - добавила она.
На учредительном собрании присутствовал Михаил Федотов, советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Он изложил своё видение задач Форума. "Нам предстоит много работы для улучшения восприятия России в ЕС. Результаты опросов показали, что 70% россиян имеют положительное восприятие ЕС, однако только 2% европейцев имеют положительное восприятие России. Это означает, что существует огромная потребность в улучшении контактов между ЕС и Россией. Крайне важно действовать на основе истины, а не мифов. Не
1 Гражданский форум ЕС-Россия. Коммерсант, "Guide Россия и Европейский Союз". Приложение № 60 от 20.12.2012, стр. 13.
2 EU-Russia NGO Forum starts in Prague . URL: http://eap-csf.eu/ru/news-events/news/eu-russia-ngo-forum-starts-in-prague/
менее важно улучшить положение прав человека в России, в особенности обеспечить независимость судебной системы и свободу средств массовой информации"1.
На Форуме была согласована организационная структура и созданы четыре рабочие группы: группа по правам человека и верховенству закона, группа по защите окружающей среды, группа по социальным вопросам и участию общественности, а также группа по демократическим структурам и процессам. В том же году, в декабре 2011 г., в Варшаве прошла конференция Гражданского форума ЕС-Россия, которая подтвердила одну из главных целей организации - "влияние на политический диалог Брюсселя и Москвы"2.
Гражданский форум получает постоянно увеличивающуюся финансовую поддержку: например, помимо "благотворительных взносов" различных фондов, Европейский парламент на период до 2013 г. выделил на проекты Гражданского форума ЕС-Россия 400 тыс евро3.
Европейский Союз уже принял программы до 2017 г. включительно по поддержке гражданского общества, проведения академических обменов и регионального сотрудничества, а также развития приграничного сотрудничества4.
Отдельного рассмотрения вне рамок данной статьи заслуживает сотрудничество Евросоюза с гражданским обществом бывших республик СССР, которое осуществляется в рамках целого ряда программ. Например, программа "Восточное партнёрство" (ВП) направлена на сближение ЕС с шестью странами: Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Республикой Молдова и Украиной. Эта инициатива представляет собой восточное измерение Европейской политики соседства (ЕПС).
Финансовые ресурсы на такие программы постоянно увеличиваются. Так, выступая в 2015 г. в Киеве на ежегодной Ассамблее Форума гражданского общества Восточного партнёрства (ФГО ВП), европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Иоханнес Хан (Johannes Hahn) отметил, что "ЕС существенно увеличил свою финансовую поддержку через программы "Neighbourhood Civil Society Facility", оказав помощь более 200 организациям в регионе"5.
Мысль об увеличении финансовой помощи на этой встрече прозвучала также в выступлении Катарины Матерновой (Katarina Mathernova), заместителя Генерального директората по вопросам соседства и расширения переговоров (Directorate-General for Neighbourhood and Enlargement Negotiations - DG NEAR). К. Матернова сказала: "Гражданское общество играет ключевую роль в развитии стран-участниц ВП, а также в реализации договоров об ассоциации и соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (The Deep and Comprehensive Free Trade Areas - AA/DCFTA). Поддержка гражданского общества увеличена до 150 млн евро в 2014-2017 гг., при этом DG NEAR активно ищет более эффективные способы оказания помощи. В рамках существующих правил ЕС необходимо стать более
1 EU-Russia NGO Forum starts in Prague . URL: http://eap-csf.eu/ru/news-events/news/eu-russia-
2 ngo-forum-starts-in-prague/
2 Гражданский форум Евросоюз - Россия: в центре внимания - визы и выборы. URL: http://president-sovet.ru/presscenter/publications/read/277
3 Гражданский форум ЕС-Россия: больше влияния, больше НПО, больше проектов. Русская редакция Deutsche Welle. URL: http://www.dw.com/ru/... /a-15575050
4 In 2014-2017, Russia will receive support to civil society, academic exchanges and regional cooperation. URL: https://ec.europa.eu/europeaid/countries/russia_en
5 Новая Европейская политика добрососедства и роль гражданского общества в центре внимания 7-ой ежегодной ассамблеи ФГО ВП. URL: http://eap-csf.eu/ru/news-events/news/httpeap-csf.euennews-eventsnewsnew-enp-and-civil-societys-role-in-focus-of-the-7th-eap-csf-an/
гибкими и увеличить количество охваченных помощью организаций гражданского общества. Программа Civil Society Fellows Programme - это новая инициатива, цель которой - "обучение молодых лидеров гражданского общества и наращивание сети контактов".
Приведённые нами примеры показывают, что Европейский Союз и связанные с ним организации и фонды уже длительное время ведут многостороннюю и глубокую работу с организациями гражданского общества в России и странах на постсоветском пространстве. При этом акцент в сотрудничестве делается на продвижении таких ценностей, как демократия, защита прав человека и других, исключительно в их западном понимании и интерпретации. Поддержка гражданского общества в России и других странах на постсоветском пространстве активно используется для достижения внешнеполитических целей Европейского союза. Так, например, для стран постсоветского пространства упор делается на подготовку почвы для заключения новых договоров об ассоциации, включая углубленные и всеобъемлющие зоны свободной торговли, и постепенную интеграцию этих стран в структуры ЕС. В качестве привлекательного момента для жителей этих стран даются обещания постепенной либерализации визового режима с ЕС.
Обращает на себя внимание тот факт, что обширные планы взаимодействия с организациями гражданского общества России и новых стран на постсоветском пространстве опираются на серьёзную финансовую поддержку Европейского союза, которая имеет тенденцию к постоянному увеличению.
Было бы несправедливо отрицать успехи в деятельности организаций гражданского общества в странах Европейского Союза в области культуры, экологии, благотворительности и многих других областях. Высокая активность гражданского общества и богатый опыт практической деятельности общественных организаций стран Запада могли бы стать хорошей основой для взаимополезного обмена опытом с российскими НПО. Вместе с тем полагаем, что навязывание Евросоюзом российскому гражданскому обществу собственных оценок событий, собственного толкования фактов, собственной интерпретации понятий и философских концепций не принесёт пользы ни российскому гражданскому обществу, ни двустороннему сотрудничеству.
Для российских НПО было бы полезно познакомиться с опытом ЕС по преодолению серьёзных проблем во взаимоотношениях властных структур Евросоюза с общественными организациями. Например, часто приходится слышать, что европейские неправительственные организации, критикующие основные направления политики Европейской комиссии, не получают от Брюсселя практически никакой помощи. Или другой пример, при увеличении влияния НПО на общественное мнение, мы видим на Западе попытки жёсткого ограничения этого влияния со стороны государства. Так, в частности, ещё в апреле 2014 г. Эдвард Сноуден, выступая по видеосвязи перед Советом Европы в Страсбурге, отметил, что Агентство национальной безопасности США "конкретно следило за перепиской лидеров или работников секретариата чисто правозащитных или гражданских неправительственных организаций, в том числе и внутри США... и это не просто проблема ЕС или США..."1. Российским НПО было бы полезно познакомиться с опытом своих западных коллег по противодействию финансовому и налоговому воздействию государственных структур на НПО, поскольку известно, что в последние годы на Западе всё чаще обнаруживаются попытки влиять на содержательную деятельность
Эдвард Сноуден выступил перед членами ПАСЕ URL:http://www.golos-ameriki.ru/a/snowden-galperovich/1889219.html
правозащитного движения, а также усиливается контроль над ним со стороны спецслужб и государственных агентств1.
Таким образом, пятый принцип новой политики Европейского Союза по отношению к нашей стране - "поддержка развития гражданского общества в России" -не является новым. Более того, он сохранён Евросоюзом исключительно как канал распространения своего влияния и для обеспечения в России поддержки внешнеполитических инициатив сообщества, а также для оказания влияния на отношения между Российской Федерацией и Европейским Союзом.
Референдум по выходу Великобритании из Европейского Союза (Brexit) показал, что это интеграционное объединение нуждается в значительном пересмотре принципов своего взаимодействия с государствами-членами и странами-партнёрами, в том числе и с Россией. Принцип сотрудничества с российским гражданским обществом и его поддержки может стать действительно новым только тогда, когда будут сформулированы новые цели взаимовыгодного сотрудничества, а само сотрудничество обретёт новые формы и наполнится новым содержанием.
Список литературы
1. Борко Ю.А. Европейский союз - Россия: прошлое, настоящее, будущее. 60-93 сс. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность. /Под общ. ред. Ал.А. Громыко, М.Г. Носова/ [Кол. монография]. М.: "Весь Мир" 2015. - 592 - (Серия: Старый свет - новые времена).
2. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающее партнёрство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. Документы, касающиеся взаимоотношений между Европейским союзом и Россией. Малая библиотека Европейского союза, т. III. М.: Международная издательская группа "Право", 1994. - сс. 84-211.
References
1. Borko YU.A. Evropejskij soyuz - Rossiya: proshloe, nastoyashchee, budushchee [The European Union - Russia: Past, Present, Future]. [Kol. monografiya]; Evropejskij soyuz v poiske global'noj roli: politika, ehkonomika, bezopasnost'. [The European Union in search of a global role: politics, economy, security] /Pod obshch. red. Al.A. Gromyko, M.G. Nosova/ M.: "Ves' Mir" 2015. - 592 p. - (Seriya: Staryj svet - novye vremena).
2. Soglashenie o partnerstve i sotrudnichestve, uchrezhdayushchee partnerstvo mezhdu Rossijskoj Fed-eraciej, s odnoj storony, i Evropejskimi soobshchestvami i ih gosudarstvami-chlenami, s drugoj storony. Dokumenty, kasayushchiesya vzaimootnoshenij mezhdu Evropejskim soyuzom i Rossiej. Malaya biblioteka Evropejskogo soyuza, t. III. M.: Mezhdunarodnaya izdatel'skaya gruppa "Pravo", 1994. - pp. 84-211.
The EU Policy of the Civil Society Support in Russia
Author. Kanunnikov A. Ph.D. (History), Leading Researcher, Center for European Social Development at the Institute of Europe, RAS. E-mail: soc-eco@yandex.ru
Abstract: This article describes the state of relations between the European Union and the civil society of Russia. These relations are treated as part of a wider cooperation between the EU and Russia, the legal basis of which is the Partnership and Cooperation Agreement (PCA). The article analyzes the forms of cooperation and the EU programmes designed for organizations of the Russian civil society. It is pointed out that the EU gives a broad financial support for civil society organizations in Russia and in the countries of the post-Soviet space. The article pays attention to the nature and scale of these relations in the future.
Keywords: European Union, Russia, civil society, democracy, rule of law, human rights, sustainable development, Eastern Partnership, international relations.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420165767
Иностранные НКО: взаимоотношения с
URL:http://www.vz.ru/opinions/2016/2/19/795353.html От 19 февраля 2016 г.
властью