А.А. Канунников
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию развития гражданского общества в условиях процессов глобализации. В статье анализируются понятие «глобального гражданского общества», его участники и формы деятельности неправительственных организаций на глобальном уровне. Показан вклад ООН в изучение проблем глобального управления и месте гражданского общества в этом процессе. Также рассматривается процесс институционализации глобальных институтов гражданского общества, и в этом смысле превращения их в «глобальное гражданское общество». В статье делается вывод, что говорить о «глобальном гражданском обществе» сегодня можно только как о множественности организаций гражданского общества всех уровней в глобальном масштабе.
Ключевые слова:
гражданское общество, неправительственные организации, глобализация, антиглобалисты, ООН, международные отношения.
A. Kanunnikov
CIVIL SOCIETY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
Abstract
This article is devoted to the study of civil society development in the context of globalization processes. The article analyzes the concept of "global civil society", its participants and forms of nongovernmental organizations activities at the global level. There is analyzing of the contribution of the United Nations to the study of global governance problems and the place of civil society in this process. Also, the article considers the process of institutionalization of global civil society, and in this sense, their transformation into a "global civil society". The article concludes that it is possible to speak about "global civil society" today only as a multiplicity of civil society organizations of all levels at a global scale.
Key words :
civil society, NGOs, globalization, anti-globalization, United Nations, international relations.
В работах о гражданском обществе, всё чаще встречается термин «глобальное гражданское общество». Правда, нигде не даётся четкое определение этого термина, которого, очевидно, просто не существует, как не существует и общепринятой дефиниции самого «гражданского общества».
В то же время в этих исследованиях авторы утверждают, что формирование глобального гражданского общества связано с процессами глобализации. Но как? Идёт ли речь о той части общества, которая протестует против глобализации или о процессе формирования некоего наднационального объединения гражданского общества, которое выступают за глобализацию, а может быть это что-то другое?
Из средств массовой информации мы чаще всего узнаём о действиях антиглобалистов, а не о глобалистах. Для журналистов важно то, что дейст-
вия противников глобализации наполнены экспрессией, участники акций протеста ярко пропагандируют альтернативные пути развития мировой экономики, устраивают манифестации, нередко переходящие черту дозволенного. Делают они это в местах, где проходят конференции Всемирного экономического форума, саммитов «G-8» («G-7»), мероприятий МВФ, Всемирного банка, ВТО и других глобальных институтов [5].
Характерно, что даже при всём размахе и межнациональном характере антиглобалистского движения его участники не называют себя глобальным гражданским обществом и даже не ставят задачи его формирования. Их требования носят конкретный характер и обращены к «сильным мира сего», например, к МВФ и мировой банковской системе, виновным, по их мнению, в существующей в мире бедности и увеличении неравенства. Антиглобалистов не устраивает ситуация, когда США, Япония и страны Европейского союза практически управляют всем миром, контролируя мировые организации - ООН, Всемирный Банк или МВФ, или когда Запад под лозунгом «свободы торговли» разрушает экономику и нещадно эксплуатирует население развивающихся стран и многое другое. Это движение, приобретающее глобальные масштабы, скорее, можно назвать выразителем широкого спектра левых взглядов, существующих в обществе. Более того, некоторые исследователи считают, что философское содержание антиглобалистского движения является продолжением философии «новых левых» 1960-х гг. - Г. Маркузе, Ж.-П. Сартра, Э. Ги Дебора и др. - на новом временном и ситуационном уровне [4].
Действительно, негативные последствия глобальных перемен в мире вызывают резкую реакцию гражданского общества в планетарном масштабе. По миру прокатываются волны массовых гражданских протестов, имеющих самый разный формат. От акции «Захвати Уолл-Стрит» («Occupy Wall Street») в финансовом центре Нью-Йорка с целью привлечь общественное внимание к «преступлениям финансовой элиты» и призвать к структурным изменениям в мировой экономике [10], до акций типа «Occupy Абай» в Москве и аналогичных акций в других городах мира. Впечатляет география охвата массовых выступлений под лозунгом «Дней гнева»: США, Австралия, Италия, Испания, Канада, Германия, страны Африки, Азии, Латинской Америки. Обращает на себя внимание также факт активного участия в этих глобальных акциях гражданского общества развитых стран мира. Например, массовая акция «День гнева» в 2011 году началась в Новой Зеландии и Ав-
стралии, а затем перекинулась на Филиппины и в Японию. Распространяясь по США, эти протесты охватили 70 больших городов и более чем 600 местных общин, а затем перекинулись более чем на 80 стран мира [8].
И вот что любопытно - социальной базой этого глобального движения является не «низшая страта среднего класса», как иногда полагают, а образованный средний класс и молодежь крупных городов, «которым есть что терять, причём многое» [7]. Более половины протестовавших в США - образованные и работающие граждане, и только 16 процентов безработные. Основной группой участников протеста является трудовой народ самых разных занятий и разного достатка. Сами протестанты называют себя «Нас 99%» («We are the 99%»), подчёркивая этим, что их протест отражает позицию подавляющего большинства населения. Так, в Барселоне вышли на улицы более 500 тыс. человек, в Риме - 150 тыс., в Нью-Йорке -50 тыс. и т.д. Массовые шествия, «возмущенных» состоялись в Лиссабоне, Афинах, Женеве, Майами, Париже, Цюрихе, Мехико, Лиме, Сантьяго, Гонконге, Токио, Сиднее, Берлине, Франкфурте и многих других городах и везде не менее 4-5 тыс. человек. (Для сравнения: в России на подобный «День гнева» выходит обычно 30-50 чел.) [9]. Но даже такие масштабные протесты являются только частью действий, выражающих настроения гражданского общества, а потому их участники не могут называть себя «глобальным гражданским обществом».
Рассказывая нам об акциях антиглобалистов и социальных протестах в глобальном масштабе, СМИ стараются не касаться самого понятия «глобализация», оставляя его в тени. Для этого есть серьёзные основания, поскольку это понятие не столь однозначно и продолжает оставаться трудным вопросом не только для массового сознания, но и для научного анализа.
Для одних глобализация - это объективный процесс, отражающий глобальное расширение экономических и политических связей, культурных и информационных обменов, а для других - это попытка богатых стран подчинить своим интересам развивающиеся страны, выкачать из них природные и человеческие ресурсы, укрепить свою власть над миром путём навязывания собственных ценностей и представлений об окружающем мире, используя при этом экономическую и военную силу.
При всей неоднозначности оценок этого процесса, мир является свидетелем растущей интернационализации хозяйственной жизни в глобальном масштабе, который оказывает глубокое воздействие на жизнь отдельных
стран и их граждан. Большинство исследователей считают, что процесс глобализации начался в 1960-е годы с началом научно-технической революции. В конце 1990-х годов процесс глобализации вступил в свою зрелую стадию, когда начинают «стираться национальные границы», а мировая экономика постепенно приобретает общую основу, главными составляющими которой являются: транснациональное производство; глобальная международная торговля, построенная на согласованных правилах; взаимосвязанная финансовая система; формирующееся единое информационное пространство.
Конечно, процесс глобализации мировой экономики в определённой мере содействует прогрессу ряда стран мира, поскольку облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, стимулирует экономический рост, способствует ускорению и увеличению масштабов обмена передовыми достижениями человечества в экономической, научно-технической и интеллектуальной сферах и т.д. Однако необходимо иметь в виду, что глобализация несёт в себе и ряд весьма серьёзных негативных последствий, проблем и рисков, которые беспокоят мировое сообщество. Среди них следует назвать: Увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными странами в уровне благосостояния и степени участия в процессах глобализации; как следствие - вытеснение беднейших стран на обочину мирового хозяйства; Растущий «электронно-цифровой разрыв», т.е. разрыв в доступе к передовым технологиям и достижениям информатизации, как между отдельными странами, так и внутри стран между различными социальными группами; Возрастающие трудности в приобщении к глобализации развивающихся стран и стран с переходной экономикой в силу отсутствия у них необходимых средств и из-за неподготовленности национальных экономических, административных и правовых систем; Рост безработицы, особенно в развивающихся странах, вследствие вытеснения из сферы занятости работников, менее приспособленных к внедрению более сложной техники и изменениям условий труда; Неконтролируемое распространение экономических кризисов из одних регионов на другие регионы мира; (например, азиатский и латиноамериканский финансовые кризисы 1997-1998 гг., переросшие в мировой финансовый кризис); Трансграничный перелив краткосрочных капиталов и другие действия международных финансовых спекулянтов, дестабилизирующие мировую экономику и финансы, и многие другие.
Даже самые рьяные сторонники глобализации вынуждены признать эти угрозы, и предлагают со вниманием отнестись к высказываемой на меж-
дународных форумах идеи «глобализации с человеческим лицом», т.е. социально ориентированной и учитывающей приоритеты «устойчивого развития». Звучат призывы к достижению «солидарной» глобализации в противовес «ассиметричной».
В России многие учёные, политики и общественные деятели высказываются за всестороннее исследование явления глобализации. Они выступают за совместную с зарубежными партнерами разработку путей и способов управления этим сложным процессом, придание глобализации социальной направленности. Россия является сторонником глубокого обсуждения проблем глобализации с широким привлечением различных общественных сил из развивающихся государств и стран с переходной экономикой.
Поскольку процессы глобализации захватывают широкие сферы жизни мирового сообщества, они не могут остаться без реакции со стороны гражданского общества большинства стран мира.
В условиях, когда вызовы современного мира требуют быстрых и эффективных ответов, невозможно обойтись без поддержки самых широких социальных групп населения всей планеты. В полном объёме возникает проблема управления в глобализирующемся мире, месте и роли гражданского общества в выработке глобальной политики и претворения её в жизнь. Не случайно в ряде работ массовые глобальные протесты и формирование глобального гражданского общества рассматриваются в ракурсе кризиса глобального управления [11].
Первыми на уровне глобальных структур говорить о формировании глобального гражданского общества и употреблять этот термин стали в рамках мероприятий Организации Объединённых Наций и в её официальных документах. Если ООН ставит перед собой задачу способствовать достижению глобальных целей - бороться с несправедливостью, повышать безопасность человечества, добиваться создания более универсального и гармоничного миропорядка и усилить голоса стран Юга в глобальной полемике, то сделать это, посчитали в ООН, можно, в том числе, и путём налаживания продуктивного взаимодействия с гражданским обществом в глобальном масштабе, учитывая его растущее значение в международных дебатах.
В настоящее время к обсуждению глобальных проблем кроме правительств подключился широкий круг участников - организации гражданского общества, корпорации, местные органы самоуправления и парламентарии,
средства массовой информации - все стремятся внесении свой вклад в решение проблем, волнующих человечество.
С точки зрения ООН, одной из серьёзных проблем в глобальном управлении сегодняшнего мира является дефицит демократии [2]. В глобальном управлении не хватает одного из ключевых принципов представительной демократии - приближения граждан к решениям, которые их затрагивают, и обеспечения ответственности перед общественностью за претворением в жизнь этих решений. На уровне государственного управления этот принцип положен в основу децентрализации, предоставления населению возможностей для самореализации и развития на основе участия всех слоев населения. Он также лежит в основе широко признанных элементов надлежащего государственного управления - прозрачности, подотчетности представителям граждан, независимой проверки, четких и применяемых на предсказуемой основе законов и эффективных механизмов сдержек и противовесов.
Однако даже на уровне отдельных государств, интеграционных объединений, не говоря уже о глобальном управлении, участие граждан в этом процессе снижается, и они выражают свое разочарование традиционными институтами демократии. Подтверждением тому стали опросы во многих странах мира, которые свидетельствуют о низком уровне доверия к парламентам и снижении членства в политических партиях [1].
Такое положение дел отчасти можно объяснить тем, что традиционные формы представительства в условиях глобализации становятся менее актуальны. Всё более очевидно, что избранные законодатели и парламенты мало влияют на решения, принимаемые на межправительственном уровне, или на то, как осуществляется надзор за функционированием и регулирование международных рынков. А традиционное разделение властей — законодательный орган избранных представителей для надзора и контроля над исполнительной властью — не реализуется столь же последовательно в международных межправительственных институтах.
В этом кроется одно из главных противоречий процесса глобализации - экономика, торговля, средства коммуникации и даже культура становятся все более глобальными по своему характеру, а представительная демократия по своему существу остается национальной и локальной. Чем больше решений принимается на международных форумах и в международных организациях, тем острее ощущается необходимость разработки прочной демократической основы для глобального управления, т.е. подотчетности граж-
данам. Из анализа материалов ООН следует, что основой этого механизма являются гражданское общество, глобальная роль парламентариев, общественное мнение и мировые средства массовой информации. Глобализация и новые информационные технологии делают мир более взаимосвязанным. Люди получают возможность через глобальную сеть гражданского общества и глобальные социальные движения заявлять о своих политических интересах [13]. Решение этого противоречия лежит в плоскости соединения национальных демократических процессов с международными проблемами и расширения роли гражданского общества в переговорных процессах на глобальном уровне.
Негосударственные субъекты играют все более важную роль в обществе и в управлении, в том числе и на глобальном уровне. Организации гражданского общества через свои веб-сайты и другие каналы информируют граждан о вариантах, которые могут быть выбраны в политике. Глобальные объединения активистов, парламентариев, журналистов, лидеров общественных движений и других активных граждан также оказывают влияние на обсуждение проблем политики, особенно международных вопросов. Эффект их деятельности усиливается воздействием средств массовой информации и различных источников, которые большинство людей могут использовать в целях получения информации. Фактически мы имеем дело с новым явлением — формированием мирового общественного мнения, которое определяет политическую повестку дня и обозначает вненациональный комплекс норм и гражданских требований, выходящих за пределы национальных границ.
Сегодня можно утверждать, что благодаря усилиям гражданского общества и действиям граждан, было создано глобальное публичное пространство для обсуждения глобальных проблем. В ООН пришли к выводу, что гражданское общество вносит сегодня такой же большой вклад в глобальное управление, как и правительства [3].
Конечно, существует достаточно много противников такого подхода. Не нравится эта тенденция также тем, кто считает, что на глобальном уровне лишь они уполномочены говорить от имени граждан и своих стран. Однако ООН в своих документах признаёт, что глобальное гражданское общество обладает сейчас реальной властью, действуя от имени граждан. В этих условиях логично ожидать и повышение требований к самим институтам гражданского общества. Потребуется доказывать, что эта власть авторитетна, открыто демонстрировать, чьи интересы она защищает, показывать эффек-
тивность механизмов контроля и подотчётности этой власти. Здесь следует признать, что такие механизмы, как контроль со стороны участников гражданского общества, самоуправление и публичные отчеты уже существуют, однако эта система находится еще в зачаточном состоянии.
Являясь организацией правительств стран мира, ООН подчеркивает, что усиление влияния гражданского общества на глобальную политику не уменьшает значимости роли правительств, а напротив, повышает ее. Не надо забывать, что хотя гражданское общество может способствовать включению тех или иных вопросов в глобальную повестку дня, лишь правительства имеют право принимать по ним решения. Многие актуальные вопросы нашего времени были выдвинуты и сформулированы гражданским обществом под влиянием общественного мнения. Взять хотя бы проблемы гендерного равенства, права человека, проблемы окружающей среды, лечение ВИЧ, проблемы детей-солдат, облегчение долгового бремени, запрещение наземных мин и ряд других проблем. Следует учесть также мощный кумулятивный эффект, достигаемый благодаря объединению усилий групп государств, придерживающихся одних и тех же взглядов, и действующих субъектов, представляющих гражданское общество [14].
К чести Организации Объединённых Наций, эта глобальная межправительственная организация вовремя осознала этот императив. Так, на 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН тогдашний Генеральный секретарь организации Кофи А. Аннан сообщил, что учредил группу видных деятелей, перед которой была поставлена задача рассмотреть перспективы отношений между ООН и гражданским обществом [6].
В июне 2004 года, группа представила доклад «Мы, народы: гражданское общество, Организация Объединенных Наций и глобальное управление» [3]. В докладе было высказано много новаторских идей, направленных на укрепление отношений партнерства с гражданским обществом в области развития, гуманитарной деятельности и поощрения более активного участия парламентариев в работе Организации Объединенных Наций.
При этом группа экспертов исходила из того, что повышение роли гражданского общества является «одной из наиболее заметных черт нашего времени», когда глобальное управление более не является исключительной прерогативой правительств. В этих условиях для Организации Объединенных Наций установление конструктивных контактов с гражданским обществом является не вопросом выбора, а необходимостью. Такие контакты чрез-
вычайно важны для того, чтобы Организация могла лучше определять глобальные приоритеты и мобилизовать все ресурсы для решения неотложных задач. Расширение участия и усиление влияния негосударственных действующих лиц ведет к укреплению демократии и меняет характер многосторонности. Организации гражданского общества являются главными пропагандистами некоторых из наиболее новаторских инициатив по решению возникающих глобальных проблем [6].
В этих условиях Организация Объединенных Наций нуждается в поддержке гражданского общества, но заручиться этой поддержкой она сможет лишь в том случае, если ее будут рассматривать как проводника реформ в глобальной системе управления, за которые выступает гражданское общество.
Неправительственные организации (НПО), представляющее интерес для Организации Объединенных Наций, т.е. те, что не учреждены центральными правительствами и не созданы на основании решений межправительственных структур, включая ассоциации предпринимателей, парламентариев и местных органов управления. Правда, следует отметить, что даже в документах ООН существует различное толкование термина «НПО». В ряде случаев ООН признаёт в качестве общественно полезных НПО — организации гражданского общества, официально учреждённые при поддержке властей с тем, чтобы действовать в интересах широких слоев общественности или мира в целом с помощью информационно-пропагандистской работы или оказания услуг. К ним относятся организации по охране окружающей среды, развитию, защите прав человека и мира и их международные сети. Они могут иметь, а могут и не иметь, членский состав [3].
Занимаясь выработкой предложений по решению глобальных проблем, ООН считает необходимым налаживать взаимодействие с гражданским обществом, парламентами и другими акторами, поскольку оно помогает Организации Объединенных Наций определять глобальные приоритеты, повышать уровень оперативного реагирования и подотчетности и укреплять свои базы поддержки, что усиливает ее способность решать стоящие перед ней сложные глобальные задачи. Кроме того, многие представители гражданского общества, деловых кругов и местных органов власти имеют информацию из первых рук, опыт и возможности успешно содействовать решению сложных задач, стоящих перед международным сообществом — от операций на местном уровне до выработки политики на глобальном уровне. Они также имеют доступ к новым ресурсам и навыкам. Чтобы начать использовать эти
активы, Организация Объединенных Наций должна наладить тесные партнерские связи и открыть двери не только для правительств, но и других действующих лиц, которые могут внести вклад в проводимые Организацией обсуждения. Укрепление отношений с гражданским обществом даст возможность Организации Объединенных Наций прислушиваться к мировому общественному мнению и тем самым укрепить свою легитимность.
При этом перед ООН возникает одна очень сложная проблема выбора достойных партнёров среди организаций гражданского общества в мире. Очевидно, ООН предстоит разработать более четкие критерии и процессы отбора, уделяя при этом, как рекомендует Группа, особое внимание четко организованным объединениям субъектов и процессам их оценки представителями той же группы. Организация Объединенных Наций должна тщательно подбирать тех, кто будет выступать от имени гражданского общества, она должна обеспечить, чтобы процесс выбора предусматривал проверку на уместность, честность, способность к управлению и сбалансированность.
Таким образом, более широкое участие представителей гражданского общества позволит Организации Объединенных Наций повысить уровень своей эффективности в глобальном управлении. По мнению группы экспертов, возможность работать вместе с Организацией Объединенных Наций укрепляют гражданское общество, а это в свою очередь расширяет возможности ООН, повышая ее значимость в решении глобальных проблем современности.
Пересмотр отношений между Организацией Объединенных Наций и гражданским обществом, как полагают, поможет связать местный уровень с глобальным. В этом смысле важно устранить дисбаланс влияния между развитыми и развивающимися странами на международных форумах, занимающихся выработкой глобальной политики.
Возможности содействия укреплению демократии в XXI веке у ООН достаточно ограничены, но и здесь эта глобальная организация может помочь перестроить институты демократии. Следует исходить из того, что общественное мнение становится силой, все больше влияющей на выработку политики и установление глобальных приоритетов, а, следовательно, межправительственные организации должны в целом стать более «подотчетными, транспарентными и более четко реагирующими на интересы и чаяния граждан» [3].
Главный принцип, который предполагается положить в основу сотрудничества ООН с глобальным гражданским обществом - демократия, основан-
ная на широком участии, приобретающая все большее значение наряду с представительной демократией. Сегодня легитимность процесса выработки политики, в том числе и на глобальном уровне, вытекает не только из результатов голосования представителей структур государственного управления.
Практика взаимоотношений ООН с организациями гражданского общества показывает, что в документах ООН под глобальным гражданским обществом подразумевается организованная часть гражданских обществ отдельных стран и международных объединений НПО, активно участвующих в диалоге с ООН и реализующих проекты этой глобальной организации.
ООН, привлекая национальные и международные организации гражданского общества к обсуждению глобальных проблем и участию в реализации глобальных проектов, ведёт активную работу по наделению наиболее активных и влиятельных организаций соответствующим статусом при Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС), ЮНЕСКО, ДОИ и других учреждениях. В настоящее время 3735 неправительственных организаций имеют консультативный статус при ЭКОСОС, 382 организации поддерживают официальные отношения с ЮНЕСКО, многие организации сотрудничают с другими подразделениями ООН [14].
Таким образом, мы можем констатировать, что на протяжении уже длительного времени наблюдается возрастание влияния гражданского общества отдельных стран и их межнациональных объединений параллельно с тенденцией институционализации глобальных институтов гражданского общества, и в этом смысле превращения их в «глобальное гражданское общество».
В настоящее время существует более 5 000 межнациональных неправительственных организаций, действующих самостоятельно, либо объединённых сетями, коалициями и ассоциациями, которые можно отнести к организациям, оказывающим влияние на глобальном уровне [11]. Во многом этому процессу способствует изменение общей геополитической обстановки в мире, появление новых информационных и коммуникационных технологий, совершенствование транспортных систем и повышение их доступности, распространение демократических ценностей и другие изменении, происходящие в мире.
Проанализировав экспертные оценки ООН, практику деятельности этой, без преувеличения, глобальной международной организации, а также практику глобальных протестных движений различных социальных групп мирового сообщества, мы можем говорить о глобальном гражданском обществе только
как о множественности гражданских обществ отдельных стран мира, выходящих на высокий уровень интернационализации своей деятельности.
Знаменательно, что в исследовании «Глобальное гражданское общество - обзор», проведённом Центром исследований гражданского общества Института политических исследований в Университете Джонса Хопкинса (США), специально подчёркивается, что термин «глобальное гражданское общество» используется авторами для обозначения «многих видов организаций гражданского общества, которые действуют в настоящее время, хотя и в разной степени, практически в каждом уголке земного шара. Речь идёт как об организациях, действующих за пределами национальных границ, так и тех, что работают, в частности, на страновом или местном уровне» [12].
Мы полагаем, что говорить о «глобальном гражданском обществе» сегодня можно только как о множественности организаций гражданского общества всех уровней в глобальном масштабе. В то же время мы не отрицаем возможности процесса глобализации гражданского общества как рождения единого глобального организма, однако об этом можно говорить только в том смысле, что мы имеем дело лишь с истоками этого сложного, весьма длительного и противоречивого процесса.
Литература
1. Государства Альпийского регионов в странах Бенилюкс в меняющейся Европе / под ред. В.Я. Швейцера. М.: Издательство «Весь Мир», 2009.
2. Демократия и права человека. URL: http://www.un.org/ru/globalissues/democracy/human_rights.shtml (дата обращения 21.02.2016).
3. Мы, народы: гражданское общество. Организация Объединенных Наций и глобальное управление. М.: Международное издательство «Инфор-мациология», 2004.
4. Вахитов Р. Кто такие антиглобалисты и почему им не нравится глобальный капитализм? URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/vah_kto.php (дата обращения 03.04.2016).
5. Колесников А. Чего хотят бунтовщики из новых социальных движений?. Новая Газета. 2011. 18 окт.
6. Организация Объединенных Наций А/58/8 17.
7. Строкань С. Цена вопроса. Коммерсантъ. 2011. 17 окт.
8. Тарасенко П. Объединившись во гневе. Протесты против власти и элит стали глобальными. Коммерсантъ. 2011. 17 окт.
9. Яницкий О. Новая волна глобального социального движения. Мир и политика. 2012. №1(64).
10. Baum G. Report from New-York. Los Angeles Times. 2011. 28 oct.
11. Callahan D. What is global civil society?. CivNet Journal, Vol. 3. No. 1.
12. Global Civil Society - An Overview. Lester M. Salamon, S.Wojciech Sokolowski, Regina List. Center for Civil Society Studies, Institute for Policy Studies. The Johns Hopkins University. URL: www.jhu.edu/~ccss (дата обращения 21.02.2016).
13. Anheier H., Glasius M., Kaldor M., Introducing Global Civil Society in Global Civil Society. Oxford University Press. 2001.
14. United Nations. The United Nations and Civil Society: The Role of NGO. 1999. URL: http://www.globalpolicy.org/ngos/ngo-un/gen/2000/1288.htm (дата обращения 23.02.2016).
References
1. Gosudarstva Al'piiskogo regionov v stranakh Benilyuks v menyayu-shcheisya Evrope. pod red. V.Ya. Shveitsera. M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2009.
2. Demokratiya i prava cheloveka. URL: http://www.un.org/ru/globalissues/democracy/human_rights.shtml (data obrashcheniya 21.02.2016).
3. My, narody: grazhdanskoe obshchestvo. Organizatsiya Ob"edinennykh Natsii i global'noe upravlenie. M.: Mezhdunarodnoe izdatel'stvo «Informatsi-ologiya», 2004.
4. Vakhitov R. Kto takie antiglobalisty i pochemu im ne nravitsya global'nyi kapitalizm? URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/vah_kto.php (data obrashcheniya 03.04.2016).
5. Kolesnikov A. Chego khotyat buntovshchiki iz novykh sotsial'nykh dviz-henii?. Novaya Gazeta. 2011. 18 okt.
6. Organizatsiya Ob"edinennykh Natsii A/58/8 17.
7. Strokan' S. Tsena voprosa. Kommersant. 2011. 17 okt.
8. Tarasenko P. Ob"edinivshis' vo gneve. Protesty protiv vlasti i elit stali global'nymi. Kommersant". 2011. 17 okt.
9. Yanitskii O. Novaya volna global'nogo sotsial'nogo dvizheniya. Mir i politika. 2012. №1(64).
10. Baum G. Report from New-York. Los Angeles Times. 2011. 28 oct.
11. Callahan D. What is global civil society?. CivNet Journal, Vol. 3. No. 1.
12. Global Civil Society - An Overview. Lester M. Salamon, S.Wojciech Sokolowski, Regina List. Center for Civil Society Studies, Institute for Policy Studies. The Johns Hopkins University. URL: www.jhu.edu/~ccss (data obrashcheniya 21.02.2016).
13. Anheier H., Glasius M., Kaldor M., Introducing Global Civil Society in Global Civil Society. Oxford University Press. 2001.
14. United Nations. The United Nations and Civil Society: The Role of NGO. 1999. URL: http://www.globalpolicy.org/ngos/ngo-un/gen/2000/1288.htm (data obrashcheniya 23.02.2016).