Научная статья на тему 'Политика энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Европейском союзе'

Политика энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Европейском союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY EFFICIENCY / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY SAVING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касюк Сергей Тимурович

В статье дан анализ политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Европейском союзе. Рассмотрены директивы ЕС в этой сфере, начиная с 1993 г. Проанализированы основные положения Директивы 2012/27 об энергосбережении и «Плана энергетической эффективности 2011». Описана проблема реализации политики ЕС в этой сфере в рамках метода открытой координации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Energy saving and energy efficiency policies in the European union

This article analyses energy saving and energy efficiency policies in the European Union. Directives EU in this area since 1993 are described. The basic provisions of the Directive 2012/27 on energy efficiency and Energy Efficiency Plan 2011 are analyzed. The problem of the implementation of EU policy in this area with the framework of the open method of coordination is described.

Текст научной работы на тему «Политика энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Европейском союзе»

УДК 620.9

ПОЛИТИКА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

С. Т. КАСЮК

Южно-Уральский профессиональный институт, г.Челябинск

В статье дан анализ политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Европейском союзе. Рассмотрены директивы ЕС в этой сфере, начиная с 1993 г. Проанализированы основные положения Директивы 2012/27 об энергосбережении и «Плана энергетической эффективности 2011». Описана проблема реализации политики ЕС в этой сфере в рамках метода открытой координации.

Ключевые слова: Европейский союз, энергосбережение, энергетическая эффективность.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности является приоритетным направлением политики Европейского союза (ЕС), реализация которой способствует созданию конкурентоспособной и энергетически независимой экономики, а также снижению воздействия на окружающую среду.

Реальные действия на уровне ЕС по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности начались с 1998 г., когда Совет Европы в резолюции от 7 декабря одобрил стратегию об энергетической эффективности. До этого единственным реальным действием ЕС в данной сфере было учреждение 1993 г. программы «SAVE» [1].

Политика ЕС в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности связана с принятием в 2007 г. «Пакета мер по климату и энергетике», в соответствии с которым предлагается к 2020 г. на 20% повысить энергоэффективность, а также довести долю потребления энергии, произведенной из возобновляемых источников, до 20%, и на 20%, по сравнению с уровнем 1990 г., снизить выбросы углекислого газа в атмосферу.

Законодательная база ЕС в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на директивах, разрабатываемых Еврокомиссией и утверждаемых Европейским парламентом и Советом Европы.

Первая директива ЕС по энергетической эффективности — Директива 93/76 об ограничении эмиссии углекислого газа путем повышения энергетической эффективности — была принята в 1993 г. и обязывала страны — члены ЕС принять и реализовывать программы: по энергетическим обследованиям зданий; расчету платы за отопление, кондиционирование и горячее водоснабжение в соответствии с фактическим потреблением; теплоизоляции новых зданий и сооружений; регулярной проверке отопительных котлов и другим вопросам.

Новая Директива 2006/32 об эффективности конечного использования энергии и энергосервисных услугах отменила действие Директивы 93/76 и предписывает государствам — членам ЕС составление планов действий в области энергетической эффективности, содержащих конкретные программы и меры. К 2015 г. государства© С.Т. Касюк

Проблемы энергетики, 2015, № 9-10

члены должны установить юридически необязательный национальный целевой показатель энергосбережения, достижение которого планируется путем предоставления энергосервисных услуг и реализации других мер по повышению энергетической эффективности.

Директива 2009/28 о стимулировании использования энергии из возобновляемых источников устанавливает обязательные государственные цели по достижению общей доли энергии из возобновляемых источников от энергопотребления в целом и доли энергии из возобновляемых источников в транспортной сфере. Эта Директива предписывает увеличить долю использования возобновляемых источников энергии на 10% от общей структуры потребления первичной энергии [2].

Директива 2009/125 о введении правового регулирования для установления требований экодизайна к энергопотребляющей продукции устанавливает правовые рамки для требований ЕС к экодизайну энергопотребляющей продукции с целью обеспечения свободного движения данной продукции на внутреннем рынке. Чтобы засвидетельствовать, что продукция соответствует требованиям этой Директивы, производитель должен маркировать продукцию буквами «СЕ».

Директива 2010/30 об указании на маркировке и в информации о продукте сведений о потреблении энергии и других ресурсов устанавливает правила относительно энергетической маркировки выпускаемой продукции.

Директива 2010/31 об энергетической эффективности зданий требует от государств — членов ЕС определения минимального уровня энергетической эффективности для новых зданий и сооружений, который необходимо учитывать до начала строительства. К 31 декабря 2020 г. все новые здания должны соответствовать требованиям почти нулевого энергопотребления. Под зданием с почти нулевым энергопотреблением в Директиве 2010/31 понимается здание, которое имеет очень высокую энергетическую эффективность с близким к нулю или очень низким уровнем энергопотребления, покрываемым в значительной степени из возобновляемых источников энергии [2].

Директива 2010/31 предписывает создание системы энергетической паспортизации зданий и сооружений. Энергетический паспорт должен содержать показатели энергетической эффективности, требования энергетической эффективности и практические рекомендации по энергосбережению.

В 2011 г. для цели увеличения экономии энергетических ресурсов путем принятия конкретных законодательных мер ЕС принял «План по энергетической эффективности 2011», включающий задачи снижения энергопотребления в промышленности и жилищном секторе, увеличения темпов реконструкции жилых и общественных зданий, стимулирования использования приборов учета энергетических ресурсов и др.

Директива 2012/27 об энергетической эффективности отменила Директиву 2006/32 и изменила Директивы 2009/125 и 2010/30. Директива 2012/27 устанавливает общие рамки мер, способствующих повышению энергетической эффективности в Европейском Союзе к 2020 г. на 20% и дальнейшему повышению энергетической эффективности после указанной даты. Данная Директива являлась первым нормативным актом, предусматривающим комплексный подход к политике энергосбережения на всех стадиях производства, трансформации и потребления энергии [1].

В Директиве 2012/27 установлена цель для ЕС в целом — к 2020 г. первичное потребление энергии не должно превышать 1474 млн. т н.э. (нефтяного эквивалента), а конечное — 1078 млн. т н.э. Однако в данной Директиве не предусмотрено распределение обязательств между государствами-членами. Каждая страна ЕС должна

предоставить национальный план действий по энергетической эффективности, в котором указаны количественные обязательства по потреблению энергии к 2020 г., и предполагается, что суммирование национальных обязательств даст целевые значения для ЕС.

Основные нововведения, содержащиеся в Директиве 2012/27:

- стимулирование поставщиками энергии своих клиентов к реализации мер энергосбережения и ежегодного сокращения потребления на 1,5%;

- обеспечение доступности энергетического аудита для всех конечных потребителей энергетических ресурсов;

- введение обязательного энергетического аудита для крупных компаний, внедрение систем энергетического менеджмента на предприятиях;

- стимулирование использования интеллектуальных систем измерения потребления энергетических ресурсов;

- стимулирование развития систем комбинированного производства электрической и тепловой энергии.

Как следует из работы [1], заложенный в директивах ЕС метод открытой координации не всегда дает ожидаемые результаты. Проблема в том, что часто государства-члены не предоставляют вовремя национальные планы действий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности либо эти планы содержат пункты, препятствующие достижению целевых показателей энергосбережения, заложенных на уровне ЕС. Комиссия ЕС не имеет никаких реальных средств заставить государства-члены переписывать национальные планы и активизировать реализацию согласованных на уровне ЕС решений.

К числу факторов, сдерживающих политику ЕС в этой сфере, можно отнести экономический кризис, сокращающий инвестиции в энергосберегающие проекты, способные дать экономию только в долгосрочной перспективе, и неготовность стран-членов дать ЕС детальные полномочия в сфере энергосбережения.

Выводы

1. Общая политическая и нормативная база в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности ЕС заложена в «Плане по энергетической эффективности 2011» и Директиве 2012/27.

2. Для реализации политики ЕС в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности государства-члены должны разрабатывать в рамках метода открытой координации национальные планы действий.

3. Среди наиболее распространенных в ЕС инструментов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности можно выделить: целевые показатели энергосбережения, энергетическую паспортизацию, энергетические аудиты, энергетический менеджмент, энергосервисные услуги, стимулирование спроса на энергоэффективные товары.

Summary

This article analyses energy saving and energy efficiency policies in the European Union. Directives EU in this area since 1993 are described. The basic provisions of the Directive 2012/27 on energy efficiency and Energy Efficiency Plan 2011 are analyzed. The problem of the implementation of EU policy in this area with the framework of the open method of coordination is described.

Key word: European Union, energy saving, energy efficiency.

Литература

1. Кавешиков, Н.Ю. Политика Европейского Союза в области энергосбережения / Н.Ю. Кавешиков // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4. С. 109—115.

2. Сеппанен О. Повышение энергоэффективности. Законодательство ЕС / О. Сеппанен // Электронный журнал «Здания высоких технологий». 2013. Лето 2013. С. 10—22. http://zvt.abok.ru/issues/11.

Поступила в редакцию 31 января 2016 г.

Касюк Сергей Тимурович - канд. техн. наук, доцент кафедры «Математика, информатика и вычислительная техника» Южно-Уральского профессионального института, г. Челябинск. Тел: 8(902)6024515. E-mail: sergey.kasyk@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.