Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ В КОНТЕКСТЕ РОСТА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НЕСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА'

ПОЛИТИКА АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ В КОНТЕКСТЕ РОСТА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НЕСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ПРИ РОЖДЕНИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ПОЛИТИКА АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федонина О.В.

Повышение средней продолжительности жизни российского населения невозможно без комплексного решения проблем, связанных со старением, без совершенствования системы здравоохранения и социального обслуживания. Повышение качества жизни населения является приоритетным направлением национального развития на долгосрочную перспективу. Усиление кризисных явлений, которое продолжается длительное время еще больше повлияло на качество жизни населения как страны, так и ее регионов. Поэтому нейтрализация угроз экономической безопасности в сфере качества жизни населения является основной задачей социально-экономической политики государства, направленной на улучшение социально-экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом. В статье отражены те направления, которые связаны с ростом активного долголетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF ACTIVE LONGEVITY IN THE CONTEXT OF GROWTH OF THE QUALITY OF LIFE UNCOMPLISHED IN THE REGION

An increase in the average life expectancy of the Russian population is impossible without a comprehensive solution to the problems associated with aging, without improving the health care system and social services. Improving the quality of life of the population is a priority direction of national development for the long term. The intensification of the crisis phenomena, which has been going on for a long time, has even more influenced the quality of life of the population of both the country and its regions. Therefore, the neutralization of threats to economic security in the sphere of the quality of life of the population is the main task of the state's socio-economic policy aimed at improving the socio-economic development of both individual regions and the country as a whole. The article reflects those areas that are associated with the growth of active aging.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ В КОНТЕКСТЕ РОСТА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НЕСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА»

ПОЛИТИКА АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ В КОНТЕКСТЕ РОСТА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НЕСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Федонина О. В.*

к.э.н., доцент

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

Повышение средней продолжительности жизни российского населения невозможно без комплексного решения проблем, связанных со старением, без совершенствования системы здравоохранения и социального обслуживания. Повышение качества жизни населения является приоритетным направлением национального развития на долгосрочную перспективу. Усиление кризисных явлений, которое продолжается длительное время еще больше повлияло на качество жизни населения как страны, так и ее регионов. Поэтому нейтрализация угроз экономической безопасности в сфере качества жизни населения является основной задачей социально-экономической политики государства, направленной на улучшение социально-экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом. В статье отражены те направления, которые связаны с ростом активного долголетия.

Ключевые слова:

качество жизни, старение населения, активное долголетие, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, экономическая безопасность региона, политика активного долголетия

УДК 314.117:316.32(470.345)

Р01: 10.24411/2658-6932-2020-10005

Для цитирования: Федонина О. В. Политика активного долголетия в контексте роста качества жизни населения региона / О. В. Федонина // Контентус. - 2021. - № 7. - С. 34 - 42.

Так, повышение качества жизни граждан России рассматривается высшими органами власти в качестве ключевого вопроса государственной политики, которая должна все больше нацеливаться на повышение благосостояния народа и создание благоприятных условий для проживания. Решение этого вопроса прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и,

что крайне важно, создает необходимые условия для воспроизводства человеческих ресурсов. Вместе с тем состояние общества определяется соответствующим доступом к ресурсам, обеспечивающим человеческое развитие.

Л.И. Абалкин писал: «Повышение качества жизни было и остаётся критерием успеха России, её возрождения...Именно через системные критерии на этом пути следует оценивать деятельность власти, предпринимательского сектора, институтов гражданского общества» [1].

Для любого государства, и для Российской Федерации в том числе, стоит задача повышения качества жизни своих граждан. В период рыночных преобразований Республика Мордовия оказалась в числе регионов Российской Федерации, где экономический спад был наиболее сильным, он затронул большинство социальных индикаторов качества жизни населения Республики Мордовия.

Комплексным определением качества жизни, на наш взгляд, признаётся определение директора государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики» (ВНИИТЭ) В. Кулайкина. По его мнению, качество жизни -это совокупность жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развития человека (групп населения, общества), удовлетворённость людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой.

Несомненно, это понятие отражает удовлетворённость людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой. То есть можно говорить, что качество жизни отражает уровень благосостояния населения.

В нормативно-правовом отношении качество жизни является реализацией права на достойную жизнь и свободное развитие человека, которое обеспечивается в нашей стране конституционно.

Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» к основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся: снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала. Так же, в документе указывается, что ключевая цель государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности - это повышение уровня и улучшения качества жизни населения[7].

В стратегии национальной безопасности, которая утверждена президентом РФ Указом № 683 от 2 июня 2021 года отмечено, что «для перехода Российской Федерации на новый уровень экономического развития и повышения качества жизни граждан принимаются комплексные меры,

направленные на преодоление негативных демографических тенденций и решение системных проблем в области здравоохранения, на снижение уровня бедности и расслоения общества по уровню доходов, на улучшение состояния окружающей среды» [6].

Кроме того, в системе мер национальных проектов Российской Федерации, направленных на повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 78 лет к 2024 г., большая роль отводится активному долголетию и здоровому образу жизни [5].

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, под активным долголетием подразумевается процесс обеспечения качества жизни граждан по мере старения населения через оптимизацию возможностей для поддержания здоровья, безопасности среды обитания и участия человека в жизни общества. Качество жизни широкое понятие, которое комплексно отражает физическое здоровье человека, психологическое состояние, уровень автономности, социальные отношения, личные убеждения и связь с характерными особенностями окружающей среды» (Всемирная организация здравоохранения, 1994). С возрастом качество жизни во многом определяется способностью сохранять самостоятельность и независимость в удовлетворении потребностей и полноценно участвовать в жизни общества [3].

Рассмотрим ключевой индикатор в сфере качества жизни - ожидаемая продолжительность жизни при рождении в таблице 1. [9,10].

Таблица 1. Динамика ожидаемой продолжительность жизни при рождении за 2015-2019гг.

Показатель Структура населения 2014г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Ожидаемая продолжительность жизни в России, лет Женщины 76,47 76,71 77,06 77,64 77,82 78,17

Мужчины 65,29 65,92 65,5 67,51 67,75 68,24

Все население 70,93 71,39 71,87 72,7 72,91 73,34

Ожидаемая продолжительность жизни в Республике Мордовия, лет Женщины 77,66 77,54 77,66 78,49 78,47 78,89

Мужчины 65,2 66,49 66,76 68,12 68,64 68,8

Все население 71,38 72,06 72,25 73,4 73,66 73,95

В целом в Республике Мордовия в 2019 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении выше, чем в России. Кроме того, в России и в Республике Мордовия ожидаемая продолжительность жизни при рождении выше у женщин, чем у мужчин примерно на 10 лет. Это, несомненно, деструктивно влияет на качество жизни региона.

Согласно прогнозу ожидаемой продолжительности жизни в Республике Мордовия, в регионе есть все предпосылки формирования концепции активного долголетия.

Эксп. сглажив.: S0=69,15 ТО=1,001 Эксп. тренд,нет сезон.; Альфа= ,400 Гамма= ,900

78

77

76

75

74

73

72

71 70 69 68

2009 г. 2011 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г. 2019 г. 2021 г. 2023 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г. 2020 г. 2022 г.

— Ожидаемая продолжительность жизни в Республика Мордовия, лет Прогноз Остатки

0,0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8

Рисунок 1. Прогноз ожидаемой продолжительности жизни в Республике Мордовия до 2023 года

Так как данный индикатор ежегодно увеличивается в прогнозных периодах.

В мировой практике известно много показателей оценки положения дел в области старения населения, но нас интересуют те, которые позволяют измерить влияние мер политики на качество жизни лиц старшего

возраста. В наибольшей степени этим условиям соответствует индекс активного долголетия, разработанный в 2012 г. экспертной группой во главе с Европейской экономической комиссией ООН [12].

Стоит отметить, что Республика Мордовия из всех субъектов Российской Федерации занимает 49 место по индексу активного долголетия (0,866) [3]. Таким образом, рекомендуется провести четыре направления, реализация которых должна позитивно повлиять на динамику индекса активного долголетия в Республике Мордовия:

1) систематизация и расширение мер, направленных на повышение качества жизни старшего поколения, проведение мероприятий по повышению их эффективности и мониторинг результатов;

2) профилактические осмотры, диспансерное наблюдение граждан старшего поколения, развитие региональных гериатрических центров и геронтологических отделений, разработка и внедрение клинических рекомендаций по заболеваниям, связанным с возрастом, скрининги лиц старше 65 лет в сельской местности;

3) информационная кампания, направленная на поддержку и повышение качества жизни пожилых граждан (теле - и радиопрограммы, документальные фильмы, интернет-сайты, периодические печатные издания);

4) организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста.

Первый блок задач можно охарактеризовать как базовый, предполагающий анализ существующих мер и разработку рекомендаций по их совершенствованию, а затем реализацию и мониторинг выполнения указанных мер в Республике Мордовия. Второй блок задач напрямую связан с задачей обеспечения здорового долголетия в регионе, с целями увеличения ожидаемой продолжительности здоровой жизни и снижения смертности населения старше трудоспособного возраста. Третий блок традиционно является важной составляющей международных программных документов по активному долголетию.

В рамках реализации четвертого блока задач, предусматривающего организацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста, намечены следующие шаги в Республике Мордовия:

- подготовка методологической базы (определение методологических подходов к реализации мероприятий по обучению и переобучению, разработка соответствующих рекомендаций для органов исполнительной власти Республики Мордовия, утверждение правил предоставления субсидий и трансфертов на реализацию мероприятий);

- формирование списков граждан предпенсионного возраста, желающих пройти профессиональное обучение, перечней работодателей и образовательных организаций, готовых принять участие в мероприятии (ежегодно);

- обучение граждан предпенсионного возраста.

Развитие профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста - чрезвычайно важная задача для обеспечения занятости этой группы населения.

Индекс активного долголетия также указывает на значительный потенциал для развития активного долголетия за счет досуговых программ, включающих физическую активность и просветительские программы. Важным фактором, значительно влияющим на активность пожилых в социальной сфере, является доступность и безопасность среды для пожилых и, в частности, доступность транспорта, что позволяет встречаться с друзьями, участвовать в социальной жизни и пользоваться объектами инфраструктуры без посторонней помощи.

Кроме того, в Республике Мордовия необходимо создать систему долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, которая будет направлена на повышение качества жизни инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других нуждающихся категорий населения [11].

Разработка системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Мордовия будет подразумевать:

- внедрение нового порядка выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг;

- определение критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан пожилого возраста;

- организацию порядка межведомственного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

- организацию профессионального образования и обучения работников организаций социального обслуживания и медицинских организаций;

- улучшение условий проживания граждан в стационарных учреждениях системы социального обслуживания.

Таким образом, повышение средней продолжительности жизни российского населения невозможно без комплексного решения проблем, связанных со старением, без совершенствования системы здравоохранения и социального обслуживания. Повышение доли лиц пожилого воз-

раста в общей численности населения ведет к росту спроса на социальные услуги и требует более высоких затрат на медико-социальное обслуживание. Уход за пожилыми гражданами и инвалидами осуществляется как силами семьи, так и в рамках системы социального обслуживания, которая в последние годы активно модернизируется, во многом ориентируясь на современные тенденции в области предоставления социальных услуг населению.

Список использованных источников

1. Абалкин Л. И. Стратегия социально-экономического развития России / Л. И. Абалкин - Текст : непосредственный // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2015. - Т. 195. - С. 79- 93

2. Ерлыгина Е. Г. Влияние качества жизни на уровень экономической безопасности региона / Е. Г. Ерлыгина, С. В. Штебне // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-4 (86). - С. 395-399.

3. Концепция политики активного долголетия: научно-методологический докл. К XXI Апр. междунар. науч.конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. /под ред. Л. Н. Овчаровой. -М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2020. - 40 с.

4. Лёвкин В. Е. Субъектно-ориентированный подход к управлению качеством жизни / В. Е. Лёвкин, А. О. Лёвкина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2019. - Т. 5. - № 4 (20). - С. 88-102.

5. Об утверждении рекомендаций по повышению эффективности мероприятий региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2019 года №242. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/563565322

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/(дата обращения: 25.06.2021).

7. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/(дата обращения: 25.07.2021).

8. Субетто А. И. Теория качества жизни: монография / А. И. Субетто, под ред. д. э. н.,проф. А. И. Горбунова. СПб.: Астерион. -2017. - 278 с.

9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия: сайт. - Саранск, 1999. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mrd.gks.ru/ (дата обращения: 25.06.2021).

10. Федеральная служба государственной статистики: сайт. - Москва, 1999. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 25.06.2021).

11. Федонина О. В. Конкурентоспособность в условиях кризиса: региональный аспект / О. В. Федонина // Общество: политика, экономика, право. - 2012. - № 2. - С. 110-115.

12. Фролова Е.Б. Индекс активного долголетия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/2020/04-01/Hsusyebg/prez-1802.pdf (дата обращения: 25.06.2021).

POLICY OF ACTIVE LONGEVITY IN THE CONTEXT OF GROWTH OF THE QUALITY OF LIFE UNCOMPLISHED IN THE REGION

Fedonina O. V.**

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

An increase in the average life expectancy of the Russian population is impossible without a comprehensive solution to the problems associated with aging, without improving the health care system and social services. Improving the quality of life of the population is a priority direction of national development for the long term. The intensification of the crisis phenomena, which has been going on for a long time, has even more influenced the quality of life of the population of both the country and its regions. Therefore, the neutralization of threats to economic security in the sphere of the quality of life of the population is the main task of the state's socio-economic policy aimed at improving the socio-economic development of both individual regions and the country as a whole. The article reflects those areas that are associated with the growth of active aging.

Keywords:

quality of life, aging of the population, active aging, life expectancy at birth, economic security of the region, policy of active aging.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.