В.С. Христофоров
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ АФГАНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1980-е гг.
В статье на основе документов российских архивов рассматриваются реакция международного сообщества на ввод советских войск в Афганистан, дипломатические и политические усилия международных организаций (ООН, ОИК, Движение неприсоединения, Европейское экономическое сообщество, НАТО) по урегулированию ситуации вокруг Афганистана (вывод советских войск, прекращение братоубийственной войны, создание условий для возвращения афганских беженцев, нормализация обстановки в стране и регионе), организация и проведение афганско-па-кистанских переговоров в Женеве (1982-1988) при посредничестве ООН, согласование сроков вывода советских войск из Афганистана.
Ключевые слова: Афганистан, СССР, США, Пакистан, политическое урегулирование, Женевские соглашения.
Интерес к Афганистану, его роли в Центрально-Азиатском регионе не ослабевает на протяжении многих веков. Англия трижды - в 1838, 1878 и 1919 гг. - предпринимала безуспешные попытки завоевания Афганистана. СССР в конце декабря 1979 г. ввел свои войска в Афганистан, участвовал в гражданской войне в этой стране в 1980-1989 гг., что существенно обострило международную обстановку, ухудшило отношения Советского Союза с Западом, исламским миром, странами третьего мира, некоторыми социалистическими странами. Холодная война между Востоком и Западом вступила в новую стадию. Спустя более двух десятилетий США и Великобритания начали в Афганистане операцию по свержению правительства движения Талибан.
В целях разъяснения причин ввода советских войск в Афганистан, а также условий, на которых они могут быть возвращены в СССР, советское и афганское правительства вели широкую пропа-
© Христофоров В.С., 2014
гандистскую кампанию, используя печатные и электронные СМИ, а также дипломатические средства.
Так, 13 января 1980 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, отвечая на вопросы корреспондента газеты «Правда», отметил, что советские войска будут полностью выведены из Афганистана, как только отпадут причины, побудившие афганское руководство обратиться с просьбой об их вводе1.
КГБ СССР внимательно следил за реакцией иностранного дипломатического корпуса в Москве на ответы Л.И. Брежнева корреспонденту «Правды» и направлял докладные записки в ЦК КПСС2.
Так, пресс-атташе посольства Франции Пелен отметил: «Как всегда, личные заявления или выступления в печати Л.И. Брежнева отличаются авторитетностью и солидностью. И в данном случае весомость интервью, уверенный и спокойный тон впечатляют».
Сотрудники посольства Финляндии отмечали уверенность Советского Союза в победе курса на разрядку напряженности и обоснованность советского присутствия в Афганистане для обеспечения безопасности СССР.
В посольстве Индии в Москве считали, что ответы Л.И. Брежнева прозвучали своевременно, в них содержалась сильная, продуманная аргументация, а угрозы США прекратить поставки зерна в СССР выглядели несерьезно.
Советник политического отдела посольства США в Москве Джерман заявил: «Выступление руководителя Советского государства можно расценивать как одно из предостережений от дальнейшего нагнетания напряженности в советско-американских отношениях».
Наиболее болезненной для СССР стала позиция союзников: Югославии и Румынии. В январе 1980 г. Союз коммунистов Югославии назвал действия СССР в отношении Афганистана «недопустимым вмешательством во внутренние дела суверенной внебло-ковой страны, члена Движения неприсоединения». Румыния полагала, что события в Афганистане могли привести к обострению международного положения, росту недоверия и возникновению новых конфликтов. Югославское и румынское руководство призывали как можно скорее вывести советские войска из Афганистана3.
В январе 1980 г. ЦК Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) направил руководителям коммунистических и рабочих партий письмо, в котором объяснялись причины присутствия советских войск в Демократической Республике Афганистан (ДРА). 14 мая 1980 г. афганское правительство предложило провести двусторонние переговоры соответственно с Ираном и Пакиста-
ном, выработать меры по предотвращению вооруженного вмешательства во внутренние дела ДРА, обсудить вопрос о возвращении афганских беженцев на родину.
К поиску путей политического урегулирования афганской проблемы приступили международные организации: Организация Исламская конференция (ОИК), Движение неприсоединения, ООН, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), НАТО.
ОИК, осудив ввод советских войск в Афганистан, предлагала создать объединенные исламские силы по поддержанию порядка в ДРА, в состав которых включить части и подразделения армий Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии, и направить их в Афганистан. В принятой на чрезвычайной конференции министров иностранных дел ОИК в январе 1980 г. резолюции содержался призыв к членам ОИК прекратить отношения с ДРА. В мае 1980 г. сессия министров иностранных дел ОИК приостановила членство Афганистана в этой организации. На сессии был образован комитет по Афганистану в составе министра иностранных дел Ирана Готбзаде, советника президента Пакистана по иностранным делам Ага Шахи и генерального секретаря ОИК Шатти4.
Однако Афганистан при одобрении СССР отказался вести переговоры с комитетом ОИК. Работа комитета была парализована.
25-28 января 1981 г. в Эт-Таифе (Саудовская Аравия) прошла 3-я конференция глав государств и правительств мусульманских стран ОИК, на которой была принята резолюция о необходимости «полного и немедленного вывода всех иностранных войск из Афганистана» и поиска путей политического урегулирования. Одновременно был создан исламский фонд (2,3 млрд долл.) для финансирования вооруженных отрядов афганской оппозиции в Пакистане5.
Движение неприсоединения также было втянуто в решение афганской проблемы. Югославия, пытаясь играть в нем активную роль, считала главной задачей оказать сопротивление любым попыткам узаконить и ввести в практику международных отношений применение политики вмешательства во внутренние дела. Она вела работу среди стран Движения неприсоединения по поддержке требования о немедленном выводе советских войск, оказании необходимой поддержки народу Афганистана свободно определить свое будущее.
СССР делал ставку в Движении неприсоединения на Индию и Кубу. В феврале 1980 г. в Индию отправился министр иностранных дел СССР А.А. Громыко для обсуждения с премьер-министром Индии И. Ганди афганской проблемы. Индийская сторона, по словам И. Ганди, не рассматривала ввод советских войск в Афганистан
изолированно, считая, что этой акции предшествовали определенные события и деятельность, исходившая с территории Пакистана. Наряду с этим «в духе дружбы и взаимного доверия» индийские представители твердо заявили советской стороне о своем неодобрении ее действий, связанных с вводом войск в Афганистан. В апреле 1980 г. советское руководство проинформировало Ф. Кастро о подготовке программы политического урегулирования в Афганистане. Кубинский руководитель предложил, чтобы эта программа была изложена в форме письма Б. Кармаля, адресованного Ф. Кастро, что показало бы значение Кубы в оказании добрых услуг по завязыванию переговоров Афганистана с Пакистаном и Ираном. СССР направил соответствующие рекомендации Афганистану. К лету 1980 г. Движение неприсоединения оказалось расколотым, и, по мнению советника президента Пакистана по иностранным делам Ага Шахи, негативную роль в этом сыграли Куба и Индия6.
14 января 1980 г. шестая чрезвычайная специальная сессия Генеральной ассамблеи (ГА) ООН приняла резолюцию, в которой была отмечена глубокая обеспокоенность событиями в Афганистане, их последствиями для международного мира и безопасности, признавалась необходимость немедленного прекращения иностранной вооруженной интервенции, с тем чтобы позволить афганскому народу определить свою судьбу без вмешательства или принуждения извне. Более ста государств поддержали эту резолюцию.
Летом 1980 г. 32 страны высказались за включение в повестку дня 35-й сессии ГА ООН пункта «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности» и проведение международной конференции под эгидой ООН.
Пытаясь сорвать обсуждение афганского вопроса в ООН, СССР предпринимал дипломатические и пропагандистские усилия. ЦК КПСС поручил АПН при содействии МИД СССР, КГБ СССР и Минобороны помочь афганской стороне подготовить для распространения в ООН сборник документов и материалов, свидетельствующих о вмешательстве империалистических держав и их пособников во внутренние дела ДРА, а также об усилиях афганского правительства, направленных на политическое урегулирование ситуации, сложившейся вокруг Афганистана.
Всем советским представителям за границей по линии МИД СССР было направлено указание активно противодействовать «американским планам использовать ООН во враждебных Советскому Союзу и ДРА целях»7.
Несмотря на принимавшиеся меры, 20 ноября 1980 г. на 35-й сессии ГА ООН была принята резолюция «Положение в Афганистане и
его последствия для международного мира и безопасности». В 19811988 гг. на сессиях ГА ООН ситуация в Афганистане обсуждалась ежегодно. С неизменной регулярностью принимались резолюции, в которых звучали призывы немедленно вывести иностранные войска из страны, создать условия для возвращения афганских беженцев домой, а также просьбы к генеральному секретарю ООН содействовать политическому урегулированию ситуации в Афганистане.
19 февраля 1980 г. на сессии Совета министров ЕЭС в Риме рассматривался вопрос об отношениях между Востоком и Западом в свете событий в Афганистане. Основная дискуссия развернулась вокруг выступления министра иностранных дел Великобритании П. Каррингтона, который выдвинул идею урегулирования афганского вопроса путем превращения Афганистана в нейтральное государство. Участники сессии решили, что условия и средства установления статуса нейтрального государства для Афганистана должны быть определены путем переговоров между заинтересованными сторонами. Вскоре ЕЭС предложило свой план урегулирования ситуации в Афганистане, включавший в себя два этапа. На первом предлагалось провести международную конференцию с участием ООН, ОИК, Индии, Ирана и Пакистана, на которой обсудить вопросы прекращения вмешательства во внутренние дела Афганистана и вывода иностранных войск; на втором этапе, пригласив к переговорам представителя афганского народа, - обсудить план внутреннего урегулирования положения в стране, гарантировать будущее Афганистана как независимого и неприсоединившегося государства8.
В блоке НАТО рассматривали урегулирование ситуации в Афганистане в контексте противостояния между США и СССР, между НАТО и Варшавским договором. Соединенным Штатам приходилось прикладывать значительные усилия, чтобы убедить союзников по НАТО поддерживать американскую линию в афганской проблеме. 3 января 1980 г. США обратились к странам НАТО, а также к Новой Зеландии, Австралии и Японии с призывами отозвать из Москвы своих послов для консультаций. Американцы были заинтересованы в том, чтобы союзники сократили до минимума численность их дипломатического персонала в Кабуле и ограничили поездки советских дипломатов по территории своих стран9.
22 февраля 1980 г. помощник госсекретаря США Вест, выступая на заседании совета НАТО, акцентировал внимание на пяти задачах стран НАТО после ввода советских войск в Афганистан. Первой и важнейшей была названа необходимость укрепления западных оборонительных позиций и решение проблемы обеспечения независимости Запада от энергетических поставок из района
Персидского залива. Второй задачей было достижение того, чтобы Советский Союз «заплатил соответствующую цену за свое вторжение в Афганистан». Третьей задачей стало давление на Москву с тем, чтобы добиться вывода советских войск из Афганистана. Четвертая задача заключалась в поддержке таких отношений между Востоком и Западом, которые позволяли бы наряду с оказанием давления на СССР предпринимать шаги по улучшению отношений с ним. Пятой задачей стало укрепление позиций Запада в Юго-Западной Азии и в районе Персидского залива10.
После многочисленных консультаций и согласований с 16 по 24 июня 1982 г. в Женеве прошел первый раунд афгано-пакистанских переговоров. Главами делегаций были министры иностранных дел Афганистана Шах Мохаммад Дост и Пакистана С. Якуб Хан. На переговорах в Женеве главы афганской и пакистанской делегаций не только не сидели за столом переговоров, но и не встречались друг с другом. Переговоры велись через посредника специального представителя Генерального секретаря ООН Диего Кордовеса.
В первом раунде были сформулированы общие идеи и основные вопросы, относившиеся к политическому урегулированию ситуации вокруг Афганистана: вывод советских войск; выработка международных гарантий и обязательств по невмешательству во внутренние дела Афганистана и Пакистана; возвращение беженцев.
Второй раунд афгано-пакистанских переговоров проходил в апреле и июне 1983 г., третий - в сентябре 1984 г., четвертый и пятый - в июне и августе 1985 г., шестой - в декабре 1985 г. Обстановка на переговорах была сложная, Пакистан постоянно выдвигал новые условия: требовал вывести советские войска из Афганистана, получить заверения в отказе от вмешательства и интервенции, международные гарантии со стороны США и СССР, возвратить афганских беженцев из Пакистана на родину.
В ходе переговоров в значительной степени были согласованы проекты соглашений о невмешательстве, возвращении беженцев, декларации о международных гарантиях невмешательства. Однако обсуждение документа о выводе советских войск даже не начиналось.
К началу 1986 г. советскому руководству во главе с М.С. Горбачевым, а также всем, кто вплотную занимался афганской проблемой, стало ясно, что ее военное решение не имеет перспективы, необходимо было искать пути примирения всех противоборствующих сторон. В связи с тем, что Б. Кармаль не учитывал изменений, происходивших в мире и в самом Афганистане, в конце апреля 1986 г. в Политбюро ЦК КПСС было принято решение заменить афганского руководителя на более молодого и энергичного лидера.
4 мая 1986 г. на XVIII пленуме ЦК НДПА новым генеральным секретарем ЦК партии был избран Наджибулла. С его приходом во власть во внутренней и внешней политике Афганистана постепенно стали происходить положительные изменения, были предприняты реальные шаги по национальному примирению11.
Первый и второй этапы седьмого раунда переговоров прошли в мае и августе 1986 г. Пакистанская делегация стремилась обойти формулировки, согласующие начало вывода войск, их этапы, прекращение иностранного вмешательства. Вопрос о возвращении афганских беженцев ставился в зависимость от вывода советских войск. Основным разногласием были сроки вывода. Афганистан предлагал установить срок в два года, Пакистан настаивал на одном годе.
Третий этап седьмого раунда афгано-пакистанских переговоров начался 25 февраля и завершился 9 марта 1987 г. Афганистан предложил установить срок вывода советских войск в 22 месяца, затем 18 месяцев, однако пакистанская делегация не согласилась на эти варианты12.
Более пяти месяцев велась напряженная дипломатическая работа в Москве, Нью-Йорке, Кабуле и Исламабаде, в том числе «челночная» дипломатия Д. Кордовеса. Проводился поиск возможностей сблизить позиции сторон в вопросах нормализации обстановки и обеспечения мира в регионе. Каждая из сторон заявляла о том, что будет придерживаться позиции доброй воли и разумных компромиссов13.
Камнем преткновения на четвертом этапе седьмого раунда, проходившем с 7 по 10 сентября 1987 г., стали вопросы о международном признании границ и возвращении афганских беженцев.
СССР прилагал огромные усилия, чтобы переговоры в Женеве не зашли в тупик. 9 февраля 1988 г. в газете «Правда» были опубликованы заявления М.С. Горбачева14 и Наджибуллы, в которых названа согласованная дата начала вывода советских войск из ДРА -15 мая 1988 г.
Несмотря на оптимистические прогнозы, переговоры в марте 1988 г. вновь завершились неудачно. Афганистан и Пакистан обвинили друг друга в отходе от своих прежних позиций, выдвижении новых условий.
Тем не менее 7 апреля 1988 г. на встрече М.С. Горбачева с Над-жибуллой в Ташкенте были сняты последние препятствия к заключению соглашений. СССР и Афганистан заявили, что в случае подписания соглашений в кратчайшие сроки вывод советских войск начнется 15 мая 1988 г.15
14 апреля 1988 г. между Афганистаном и Пакистаном были подписаны соглашения о политическом урегулировании вокруг Аф-
ганистана. Они включали в себя: двустороннее Соглашение между Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан о принципах взаимоотношений, невмешательстве и отказе от интервенции; Соглашение о взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану; «Меморандум понимания» заключенных соглашений; Декларацию о международных гарантиях. Гарантами выполнения соглашений выступили СССР и США.
С 15 мая 1988 г. по 15 февраля 1989 г. СССР, соблюдая Женевские соглашения, в два этапа вывел войска из Афганистана.
Рассматривая Женевские соглашения и вывод советских войск из Афганистана в контексте международных отношений, следует отметить, что у афганцев была возможность установить мир и согласие на своей земле, а у соседних стран урегулировать отношения с Афганистаном, но для этого необходимо было пойти на взаимные уступки. В случае успеха афганского урегулирования его опыт мог быть использован для разблокирования других региональных конфликтов и их политического урегулирования. Однако ни Над-жибулла, ни лидеры афганской оппозиции не хотели идти на компромисс и искать пути примирения.
Вывод советских войск не привел к стабилизации обстановки в Афганистане. Из Пакистана в Афганистан продолжалась переброска оружия и боеприпасов, вооруженных групп и отрядов оппозиции. Большая часть лидеров афганской оппозиции продолжала борьбу за свержение режима Наджибуллы, пытаясь захватить власть силой. В Пешаваре было создано «переходное афганское правительство», что стало грубым нарушением статьи II Соглашения между Афганистаном и Пакистаном о принципах взаимоотношений, невмешательстве и отказе от интервенции.
Несмотря на атаки вооруженной оппозиции в 1989-1991 гг., Наджибулла сохранял свои позиции в стране во многом благодаря военной и экономической помощи СССР. На судьбу режима Наджибуллы существенным образом повлиял августовский путч 1991 г. в Москве и последовавшие за ним события. В сентябре 1991 г. государственный секретарь США Дж. Бейкер и министр иностранных дел СССР Б.Д. Панкин подписали соглашение о прекращении с 1 января 1992 г. поставок оружия конфликтующим сторонам в Афганистане.
Прекращение поставок советского оружия, а затем горюче-смазочных материалов и продовольствия привело к кризису режима Наджибуллы, развалу военно-государственного и партийного аппарата. В апреле 1992 г. вооруженные отряды оппозиции без боя вошли в Кабул. Афганистан был провозглашен Исламским Государством
Афганистан. Однако вооруженная борьба в стране на этом не прекратилась и приняла ожесточенный этнический характер. В 1996 г. власть в Афганистане захватили талибы. С конца 2001 г. в Афганистане с талибами воюют американские войска и их союзники по НАТО.
В апреле и июне 2014 г. в сложной военно-политической обстановке в два тура прошли выборы президента Афганистана. Во втором туре президентских выборов в Афганистане, который состоялся 14 июня, победу одержал бывший министр финансов Ашраф Гани, набравший 56,44 % голосов. Его соперник - бывший глава МИД Абдулла Абдулла - получил 43,56 % голосов.
В сентябре 2014 г. советником нового президента Афганистана Ашрафа Гани и послом США в Кабуле подписано двустороннее соглашение по безопасности, согласно которому большая часть воинского контингента НАТО покинет Афганистан к концу 2014 г., в Афганистане останутся 9 800 американских военных.
Россия позитивно оценила объявление о победе Ашрафа Гани на выборах президента Афганистана, полагая, что это стало возможным в результате достижения между ним и другим кандидатом на этот пост Абдуллой Абдуллой договоренностей о создании Правительства национального единства. В Москве надеются, что завершение избирательного процесса и соглашение о будущем политическом устройстве ИРА послужат сплочению афганского народа, укреплению государственности, обеспечению независимости и безопасности в этой стране, освобождению ее от терроризма и наркопреступности, социально-экономическому развитию и повышению уровня жизни афганцев.
Мировая общественность обеспокоена положением в Афганистане и вокруг него. Афганистан, как и прежде, переживает исключительно трудный период, и о стабилизации обстановки в стране пока еще говорить рано. Афганская проблема нуждается в глубоком исследовании, в более веских и основательных оценках с учетом интересов всех сторон, в той или иной мере участвовавших в афганских делах на самых различных этапах их возникновения и развития, в выводах, которые основывались бы на реалиях сегодняшнего мира.
Примечания
1 Брежнев Л.И. Ленинским курсом // Брежнев Л.И. Речи и статьи: В 9 т. М.: Политиздат, 1981. Т. 8. С. 247.
2 ЦА ФСБ России. Ф. КПИ. Д. 4786. Л. 4.
3 Там же. Л. 2-3.
4 Там же. Л. 6.
5 Там же. Л. 7.
6 Там же. Л. 8.
7 Там же. Л. 9.
8 Там же. Д. 3972. Л. 10.
9 Там же. Л. 4-6.
10 Там же. Л. 78-83.
11 Крючков В.А. Личное дело: В 2 ч. Ч. 1. М., 1996. С. 225-227.
12 ЦА ФСБ России. Ф. КПИ. Д. 3972. Л. 27.
13 Встреча в Кабуле // Известия. 1988. 25 янв. С. 4.
14 Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева по Афганистану // Правда. 1988. 9 февр. С. 1.
15 Совместное советско-афганское заявление // Правда. 1988. 8 апр. С. 1.