Политическое содержание информационной повестки дня социальных медиа
Дмитрий Каминченко
В статье исследуется актуальная проблема политизации общественной повестки дня с целью выявить особенности политического содержания и место политических тем в рамках общественной повестки дня. Ключевые слова: информационная повестка дня, медийная повестка дня, общественная повестка дня, социальные медиа, информация.
© Каминченко Дмитрий Игоревич
кандидат политических наук,
ассистент кафедры прикладного политического
анализа и моделирования
Национального исследовательского
Нижегородского государственного университета
им. Н.И. Лобачевского
(г. Нижний Новгород, Россия), ert1fg2@rambler.ru
Введение
В современном обществе процесс установления информационной повестки дня приобрел особое значение. Активную роль в этом процессе по-прежнему играют политические субъекты и средства массовой информации. Кроме того, важнейшее значение имеет и социум, формирующий общественную повестку дня. В ней нередко присутствуют и политические темы, выражающие интересы различных политических субъектов или общественный запрос на участие в политическом процессе посредством обсуждения актуальных политических вопросов, а одним из наиболее значимых пространств ее формирования стали социальные медиа.
Вопрос изучения степени политизации общественной повестки дня, когда в ней в том или ином объеме присутствуют политические темы (предметный уровень), а также выражения определенной тональности различных аспектов этих тем (атрибутивный уровень), становится особенно важным в условиях современной информатизации. Анализ содержания политических тем, отраженных в общественной повестке дня, позволяет сделать выводы как о политических настроениях в обществе, так и о нормативно-ценностном содержании политического сознания индивидов. Фор-
мулировка подобных выводов возможна, например, при анализе частоты проявления в повестке дня внутри- или внешнеполитических тем. Если в них преобладают внутриполитические темы, то могут вызывать интерес следующие вопросы: какие именно подтемы в ней отражены чаще остальных (государственное управление, избирательные кампании, гражданская и политическая активность и т.п.), какова тональность представленных в них направлений (в частности, по отношению к конкретным политическим акторам).
Цель данной статьи - проанализировать объем и содержание политической компоненты общественной повестки дня в коммуникативном пространстве социальных медиа в России.
Теоретические основания
В научном сообществе уделено немало внимания изучению социальных медиа в целом и их общественной и политической роли в частности. Согласно одному из наиболее часто цитируемых определений, сформулированному в работе Д. Бойд и Н. Эллисон (2008: 211), «платформы поддержки социальных сетей - это веб-сервисы, позволяющие индивидам создавать публичный или полупубличный профиль в рамках взаимосвязанной системы, формировать список других пользователей, с которыми он или она хотят поддерживать контакт, осуществлять просмотр и изменение своего списка связей и списков других пользователей в рамках данной системы». Как пишет С.Г. Ушкин (2017: 58), «новые медиа требуют не просто включенности в процесс потребления информации, но и определенных действий по ее поиску и фильтрации: подписаться на интересующие страницы, добавить в друзья известных людей, периодически следить за новостями и обмениваться мнениями, ставить лайки и делать репосты и т.п.». Изучение различных форм активности пользователей
социальных медиа позволяет сделать выводы о существующих в обществе настроениях (в том числе политических), что подтверждает мнение о том, что коммуникативное пространство современных социальных медиа стало важным исследовательским полем для изучения общественной повестки дня и, в частности, степени отражения в ней отдельных политических тем (и их различных аспектов). В процессе изучения данной предметной области необходимо учитывать специфику сетевой организации социальных медиа, способную эффективно и гармонично сочетать индивидуализацию и децентрализацию с коллективными действиями.
Вопросы, связанные с информационной повесткой дня, также находятся в центре внимания ученых. Как отмечает С.С. Лушан-кин (2017: 461), повестка дня включает в себя «наиболее важные вопросы, значимость которых установлена и подтверждена всеми либо большинством акторов». В науке выделяют несколько типов повесток дня: медиаповестка (состоит из таких компонентов, как доминирующие в СМИ темы публикаций), общественная повестка (ее составные элементы - важнейшие для большинства граждан проблемы), политическая повестка дня (включает первостепенные задачи для политических акторов) (Пономарев, 2010: 62). Различные типы информационных повесток дня взаимосвязаны и взаимообусловлены. Политические акторы стремятся оказывать активное влияние на формирование общественной повестки дня и отражение в ней их политических интересов и задач.
В коммуникативном пространстве соци -альных медиа формируется своя информационная повестка дня, которая по своему содержанию крайне близка общественной повестке и во многом пересекается с ней. Более того, повестка дня социальных медиа и общественная повестка дня зачастую могут быть настолько схожими
между собой, что в качестве анализа об- в Дании), участие в которой принимают щественной повестки допустимо прово- как правительственные, так и оппозицон-дить подобное изучение и для социальных ные партии, ученые пришли к выводу, что медиа. Как подтверждение высказанного оппозиционные партии в ходе проведе-предположения выступает вывод, пред- ния обсуждений и дебатов располагают ставленный в работе M. Шобера, Дж. Па- большими возможностями для постоян-сека, Л. Гуггенхейма, К. Лампе и Ф. Кон- ной концентрации внимания на тех темах, рада (2016). Ученые отмечают, что, бла- которые дают преимущество именно им, годаря результатам анализа сообщений в то время как правительственные партии социальных медиа становится возможным вынуждены отвечать на те вопросы, ко-предсказание результатов опросов по чув- торые подняты в рамках общей повест-ствительным темам вне зависимости от ки партйиной системы (Green-Pedersen, того, публиковали ли авторы (пользова- Mortensen, 2010: 273). тели социальных медиа) когда-либо со- Дж.Д. Виллалобос и К.В. Сирин (2012) общения по данным вопросам (Schober, рассматривают вопрос о влиянии прези-Pasek, Guggenheim, Lampe et al., 2016: 192). дента на общественную и политическую Таким образом, анализ текстов социаль- повестки дня в рамках американской поли-ных медиа позволяет сформулировать вы- тической системы. Они обращают внима-воды относительно содержания обществен- ние на тенденцию, согласно которой пуб-ной повестки дня, выделив в ней опреде- личные выступления президента, с одной ленные политические тематики (с возмож- стороны, помогают ему повлиять на об-ностью их последующего подразделения щественное восприятие той или иной те-на разные подтемы). мы повестки дня как особо значимой, а с
Отдельно отметим исследовательский другой - подобный положительный эф-интерес к изучению непосредственно по- фект автоматически не трансформируется литической повестки дня, а также к отра- в повышение уровня общественной под-жению различных политических тем и ин- держки его деятельности по решению тех тересов в рамках общественной повестки. или иных вопросов в рамках этой темы Д. Грин и Дж.П. Кросс (2017: 91), анализи- (Villalobos, Sirin, 2012: 37). Б.Э. Конвэй (2013: руя политическую повестку дня пленарных 542), изучая воздействие атрибутивного заседаний Европейского парламента, под- уровня информационной повестки (свя-черкивают, что занимаемые членами Евро- занного с тональностью различных аспек-парламента должности в рамках системы тов сообщений) на общественное мнение комитетов указанного института влияют на примере реформы здравоохранения в на тот объем внимания, которые они уде- США, проводимой в период президенст-ляют той или иной теме. В одной из своих ва Б. Обамы, делает вывод о том, что неработ К. Грин-Педерсен и П.Б. Мортенсен гативная тональность сообщений в СМИ о (2010: 260) изучают такой тип политической реформе здравоохранения оказала влия-повестки, как партийая система, которая, ние на уровень общественной поддержки по мнению ученых, возникает в результате Закона о защите пациентов и доступной непрерывных политических обсуждений и помощи (Patient Protection and Affordable дебатов среди политических партий. Раз- Care Act (PPACA)).
рабатывая модель, отражающую конку- Обобщая сложившиеся взгляды относи-ренцию тематик в рамках формирования тельно особенностей процесса установления повестки дня партийной системы (на осно- политической повестки дня, необходимо ве анализа данных политических практик отметить, что этот процесс обусловлен по-
литико-институциональным ландшафтом ства, который способствует агрегации и распространенными практиками инсти- и артикуляции общественных интересов» туционального взаимодействия, способ- (Балуев, Каминченко, 2017). Добавим, что ными определять содержание повестки нас в данном случае интересует предмет-дня и принципы ее установления. Вместе ный уровень информационной повест-с тем в условиях существующей конфигу- ки дня (конкретные темы/подтемы), а не рации политические субъекты выбирают атрибутивный (тональность выражения различные лингвосемантические инстру- отдельных тем/подтем). менты и формы выражения, использова- Методологический инструментарий дан-ние которых позволяет инкорпорировать ного исследования включает применение ту или иную тему, ее конкретный аспект контент-анализа, метода классификации и или идею в целом в содержание повест- сравнительного анализа. Использование ки дня. При этом важно подчеркнуть, что контент-анализа необходимо для изуче-признание обществом продвигаемой в по- ния наиболее популярных и читаемых в вестку дня политическим субъектом темы социальных медиа текстов новостных со-или ее отдельного аспекта как значимой общений различных СМИ, представлен-для общества автоматически не подразу- ных в Интернете, что позволит выявить мевает усиление поддержки этого поли- темы, составляющие общественную по-тического субъекта в целом и его позиции вестку дня в течение изучаемого периода по продвигаемому в повестку дня вопросу времени. В качестве единицы проведения в частности. Указанная взаимосвязь тре- контент-анализа выбрана тема, а единицы бует отдельного и детального изучения. счета - заголовки наиболее популярных В рамках данной статьи проводится анализ в социальных медиа новостных сообще-политического содержания (на предмет- ний. Заголовки новостей классифициро-ном (тематическом) уровне) обществен- ваны по тематическому критерию, а те-ной повестки дня в России на основе изу- мы в рамках политической рубрики - по чения социальных медиа. содержательному: например, на внутри-
и внешнеполитические. Необходимо заме-Метод°л°гия тить, что один и тот же новостной заголовок
Достижения обозначенной в исследо- может быть отнесен к разным категориям, вании цели подразумевает установление что продиктовано многоаспектностью те-объема и выявление содержательных ха- матик анализируемых сообщений. Метод рактеристик политической компоненты об- сравнительного анализа позволит соотнес-щественной повестки дня. Как уже отмеча- ти популярность заголовков политических лось, ее анализ может быть осуществлен новостей с рейтингами новостных сообще-посредством изучения коммуникативного ний по другим темам. Он также позволит пространства социальных медиа. Иссле- сравнить популярность внутри- и внешне-дование текстового массива социальных политических тем в рамках общественной медиа позволяет сделать выводы о том, повестки дня. какие общественные и политические настроения существуют в данном коммуни- Результаты исследования кативном пространстве, т.к. социальные Источник данных для проведения кон-медиа способны выступать проводником тент-анализа наиболее популярных в со-общественного мнения (Каминченко, 2016: циальных медиа новостных заголовков -42) и представляют собой «один из важ- агрегатор новостей MediaMetrics1. Наблю-нейших институтов современного обще- дение проводилось ежедневно в течение
31
20 дней, с 10 по 29 июня 2019 г. после 21:00, т.к., на наш взгляд, к указанному времени информационная повестка дня зачастую уже установлена(анализировались только первые десять наиболее популярных новостных заголовков). Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Тематика новостных сообщений общественной повестки дня
Тема новостных заголовков Частота встречаемости
Происшествие 92
Политика 72
Культура 20
Социально-экономическая сфера 13
Туризм 8
Здравоохранение 3
Наука 1
Военная сфера 1
Новостные заголовки политической тематики были распределены по разным подтемам: внутриполитическая (заголовки с тематикой внутренней политики Российской Федерации), внешнеполитическая (включает новости, связанные с отношениями России с зарубежными государствами) и мировая политика (отражаются темы взаимоотношений зарубежных государств). Результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2. Политическое содержание общественной повестки дня
Тема новостных заголовков Частота встречаемости
Внешняя политика 40
Мировой политика 18
Внутренняя политика 14
В новостных сообщениях, относящихся к внешнеполитической сфере, чаще остальных встречались слова об отношениях России с Грузией (16 сообщений), Украиной и США (по 6 сообщений). В за -головках новостей из области мировой политики доминируют тексты, посвященные Украине (16 сообщений), Германии (6), ЕС (4). В рамках новостной тематики, посвященной внутриполитической сфере, встречаются заголовки по таким темам, как права человека, общественные настроения, работа представительных органов власти, прямой диалог власти и общества и т.д.
Заключение
По итогам проведения контент-анализа и классификации наиболее популярных среди пользователей социальных медиа тематик новостных сообщений различных СМИ, представленных в Интернете, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, во всем проанализированном текстовом массиве представлен широкий тематический спектр (происшествия, политическая, культурная, социально-экономическая, туристическая, научная и военная сферы, а также здравоохранение). Это может свидетельствовать о том, что тематически информационная повестка дня социальных медиа (а на их основе и общественная) весьма разнообразна (что, в свою очередь, поднимает вопрос о фрагментарности современной повестки дня), однако в повестке дня социальных медиа преобладает тематика, связанная с происшествиями.
Во-вторых, переходя непосредственно к политической тематике сообщений, нужно обратить внимание на тот факт, что она в новостных заголовках занимает второе место со значительным отрывом от последующих по популярности тем, что свидетельствует о востребованности политической тематики в российском обществе.
В-третьих, говоря о политической тематике наиболее популярных и читаемых среди пользователей социальных медиа новостных сообщений, необходимо указать на наличие в ней предметного разнообразия. Всю совокупность текстового массива новостных сообщений, связанных с политической областью, мы подразделили на три группы: внешнеполитическая и внутриполитическая сферы и мировая политика. Самыми популярными в социальных медиа применительно к политической тематике являются заголовки новостных сообщений о внешней политике России. Второе место в этой подгруппе занимают новостные заголовки по теме мировой политики, третье - о внутриполитической тематике.
В-четвертых, отметим, что применительно к содержанию новостных заголовков в рамках внешнеполитической тематики в них чаще всего говорится об отношениях России со странами ближнего зарубежья (Грузия и Украина) и с США. Украина больше, чем другие государства, представлена в новостных заголовках из блока тем по мировой политике. Гораздо реже упоминаются Германия и ЕС. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках внешнеполитической тематики и темы ми-
ровой политики лидирующие позиции в наиболее популярных в социальных медиа новостных заголовках занимают государства ближнего зарубежья.
В-пятых, говоря о популярных в социальных медиа новостных заголовках внутриполитического блока, необходимо обратить внимание на присутствие как тем, относящихся к сфере общественных активности и настроений, так и тем, связанных с функционированием органов государственной власти и с их взаимодействием с обществом.
Таким образом, в общественной повест -ке дня в рассматриваемый период времени наблюдается высокий уровень содержания политических тем, что свидетельствует об интересе общества к данной области. Причем, можно говорить о разнообразии и многоаспектности политического содержания общественной повестки дня. В связи с этим тема политического содержания общественной повестки дня, безусловно, требует дальнейшего изучения, например, проведения мониторинга в разные временные периоды, что позволило бы установить динамику изменения популярности политической тематики (в рамках общественной повестки дня) в целом и ее отдельных подтем или аспектов в частности.
Примечания
1 Официальный сайт MediaMetrics. Режим доступа: https://mediametrics.ru/rating/ ru/online.html (дата обращения: 01.07.2019).
Библиография
Балуев Д.Г., Каминченко Д.И. Отражение ценностей современного российского общества в социальных медиа // Вестн. Пермск. ун-та. Сер.: Политология. 2017. № 3. С 5-13.
Каминченко Д.И. Порядок как ценность в текстах современных социальных медиа // Информационное общество. 2016. № 2. С. 39-42.
Лушанкин С.С. Категория «повестка дня» в структуре политического процесса: понятие «политической повестки дня» и модели ее формирования // Вестн. Удмуртск. ун-та. Сер.: Социология. Политология. Международные отношения. 2017. Т. 1. № 4. С. 456-465.
33
Пономарев Н.Ф. Фрейминг медиаповестки дня и типология медиафреймов // Вестн. Пермск. ун-та. Сер.: Российская и зарубежная филология. 2010. № 3 (9). С. 62-69.
Ушкин С.Г. Кофейни, джентльменские клубы и социальные сети, или Где сегодня формируется общественное мнение // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 6 (142). С. 52-62.
Boyd D., Ellison N.(2008) Social Network Sites: Definition, History and Scholarship. Journal of Computer-Mediated Communiuction. 13: 210-230.
Conway B.A. (2013) Addressing the ''Medical Malady'': Second-Level Agenda Setting and Public Approval of "Obamacare". International Journal of Public Opinion Research. 25 (4): 535-546. Режим доступа: https://doi.org/10.1093/ijpor/eds041 (дата обращения: 01.07.2019).
Green D., Cross J.P. (2017) Exploring the Political Agenda of the European Parliament Using a Dynamic Topic Modeling Approach. Political Analysis. 25 (1): 77-94.
Green-Pedersen C., Mortensen P.B. (2010) Who Sets the Agenda and Who Responds to It in the Danish Parliament? A New Model of Issue Competition and Agenda-Setting. European Journal of Political Research. 49 (2): 257-281. DOI: 10.1111/j.1475-6765.2009.01897.x
Schober M., Pasek J., Guggenheim L., Lampe C. et al. (2016) Research Synthesis. Social Media Analyses for Social Measurement. Public Opinion Quarterly. 80 (1): 180-211.
Villalobos J.D., Sirin C.V. (2012) Agenda Setting from the Oval Office: An Experimental Examination of Presidential Influence over the Public Agenda. International Journal of Public Opinion Research. 24 (1): 21-41. DOI: 10.1093/ijpor/edr017