УДК 63.3(2) М12
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В НАЧ. XX в. В ОЦЕНКЕ В.Г. КОРОЛЕНКО
© 2011 Р.Р. Магомедов Оренбургский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 28.02.2011
В статье показана оценка политического развития России в начале XX в. известного русского писателя В.Г. Короленко. В частности, анализируется его отношение к Первой российской революции 1905-1907 гг., а также событиям 1917 г. и их последствиям для дальнейшего социально-экономического и политического развития Российского государства. Значительное место уделено критике писателем курса большевиков на мировую революцию.
Ключевые слова: политическое развитие, демократическая Россия, революция, мировая революция, политическая власть, капитализм, социализм.
Новая познавательная ситуация, возникшая в нашей стране в последние два десятилетия, позволила объективно определить позицию В.Г. Короленко в отношении событий, составивших политическую жизнь России в начале ХХ в.
В.Г. Короленко является одним из замечательных писателей нач. ХХ в., которого отличала необычайно большая любовь к России, русскому народу. В 1917 г. он признавал: «Россия и жизнь ее народа вошли в воображение как настоящее, как часть моей собственной жизни»1. Эта безграничная любовь к Отечеству и своему народу вынуждала его постоянно находиться в поисках наиболее рационального пути общественно-политического развития России, который должен был обеспечить рост и приумножение ее людских, материальных и духовных ценностей. Поэтому проблемы обустройства России занимают центральное место в творчестве писателя.
Он как гражданин и писатель был неудобен как царской, так и большевистской власти. Оно и понятно. Объектом критики в его творчестве до Февральской буржуазной революции является самодержавный строй, радетели которого воспрепятствовали утверждению объективных и прогрессивных тенденций в социально-экономическом и общественно-политическом развитии России.
В 1907 году вождь большевиков В.И. Ленин назвал В.Г. Короленко «прогрессивным писате-лем»2. Контуры будущей России на определенном этапе ее развития в представлении В.Г. Короленко и В.И. Ленина были очень схожи. В то время лидер большевиков в своей политической борьбе в качестве приоритетной задачи определил свержение самодержавного строя и обеспечение буржуазно-демократического пути развития страны.
Магомедов Рамазан Раджабович, доктор исторических наук, профессор. E-mail: [email protected]
В начале ХХ в., в годы общественно-политического подъема в России, В.Г. Короленко приходит к твердому убеждению о неспособности власти к реформам, которые должны были стимулировать развитие страны по пути прогресса и демократии. Он возлагает большие надежды на грядущую революцию и объективно оценивает роль народа в радикальном изменении российской действительности. Этой мыслью было проникнуто его обращение к властям, сделанное им в 1905 г.: «Вы можете не слушать нашего голоса, гнать и арестовывать... вы можете задержать и уничтожить что угодно, но создать ничего не можете без нас, без вольного труда всего народа»3.
После поражения революции в годы правительственной реакции В.Г. Короленко продолжил критику правящего режима, его нежелания и неспособности модернизировать российское общество в духе общепризнанных человеческих ценностей.
В этой связи большой интерес вызывает его статья «Полтавские празднества», написанная им в 1909 г., в дни, когда на государственном уровне в России широко отмечалось 200-летие Полтавской битвы. В те годы по известным политическим причинам она не стала достоянием широкой демократической общественности России. Статья на немецком языке была опубликована на страницах венской газеты «Нойе фрайе прессе». В 80-е гг. прошлого века она стала доступной российскому читателю.
В ней автор выступает как гражданин, заинтересованный в развитии России в русле мировой цивилизации. Россию Петра Первого и Екатерины Великой, которая совершила свое движение в сторону европейской культуры, а также Россию Александра Второго, успешно справившуюся с «задачей освобождения рабов», он противопоставляет официальной России, пытающейся в последние три десятилетия остановить поли-
тическое развитие страны. «Петровские реформы и Полтавская победа... политический застой и позор тяжких поражений на полях Маньчжурии. Вот что лицом к лицу встречается на расстоянии двух веков на полях полтавской битвы.»4.
К великому своему огорчению, писатель вынужден признать, что после отмены крепостного права «.творческие силы самодержавия как будто истощились.». Он называет главную причину отсутствия политической воли у правящих кругов обновить Россию - нежелание расстаться со старым, исчерпавшим себя исторически укладом жизни страны. По его глубокому убеждению, абсолютистский строй в России является последним барьером, который стоит на пути, открытом реформами Петра Первого5.
200-летний юбилей Полтавской битвы В.Г. Короленко называет «Праздником Петра и его соратников». Однако он с грустью констатирует, что праздник великого преобразователя «захвачен людьми прошлого, духовными детьми изуверов, проклинавших начало великих реформ, которые создали то, что мы называем русской нацией.», а «духовные дети реформ» упрятаны в каторгах, в тюрьмах, в ссылке по северным окраинам»6.
В.Г. Короленко с восторгом принял весть о свержении самодержавного строя в России в результате Февральской революции. Однако он понимает, что новой России внешнее нашествие грозит смертельной опасностью, которое по своим последствиям сравнимо с монголо-татарским игом. «С запада идет туча, какая когда-то надвигалась на Русь с востока»7. Писатель призывает покончить с распрями, отложить споры о будущем и консолидировать все здоровые силы общества для ликвидации этой угрозы и победы русского оружия над внешним врагом.
Политические противники, стоявшие на иных позициях по отношению к войне, подвергли В.Г. Короленко суровой критике за его патриотичные призывы к защите демократической России от опасности, исходившей от Германии и ее союзников. Он им оппонировал: «Я считаю войну великим преступлением всех народов, но в этой трагической свалке моя родина имеет право отстаивать свою жизнь и свободу, а значит, мы, дети своей родины, имеем обязанность помогать ей в этом.»8.
Гражданская позиция В.Г. Короленко вызвала открытое возмущение В.И. Ленина и его сторонников, которые стремились использовать войну и поражение в ней России для разжигания гражданской войны. Они обвинили писателя в том, что он оказался не с теми, кто готов водрузить красное знамя в столицах ведущих мировых капиталистических держав, а с теми, кто составил правое крыло последовательных оборонцев. В
1919 г. В.И. Ленин в письме к А. М. Горькому дал отрицательную оценку отношению В.Г. Короленко к первой мировой войне. «.Короленко ведь лучший из «околокадетских», почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистической войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10000000 убитых на империалистской войне - дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах «против» войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики. Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г.»9.
В.Г. Короленко отрицательно отнесся к Октябрьской революции. Он ее не принял. Захват политической власти Лениным и его соратниками в Петрограде он назвал большевистским мятежом10.
Писатель осуждает действия Петроградского гарнизона, состав которого своим переходом на сторону большевиков обеспечил легкий путь перехода власти в их руки. «Жалкое малодушное стадо, действительно человеческая пыль, взметаемая любым ветром»11. Данная оценка писателя - суть реального отражения морального состояния военного контингента, легко поддающегося влиянию дисконструктивных политических сил, в данном случае большевиков, направивших свою неуемную энергию на форсирование центробежных политических тенденций в стране и захват власти в свои руки.
Мнение В.Г. Короленко о моральном и боевом состоянии Петроградского гарнизона целиком разделяет председатель Государственной Думы М.В. Родзянко. В своих мемуарах он писал: «. запасные батальоны, достигавшие иногда небывалой цифры от 12 до 19 тысяч человек в каждом. представляли собой зачастую просто орды людей недисциплинированных и мало-помалу развращаемых искусными агитаторами германского производства. Создавая эти батальоны без надлежащего за ними надзора, правительство создало в сущности «вооруженный народ», который в полной своей разнузданности и выполнил кровавые дела»12.
В.Г. Короленко с грустью и тревогой для человека, переживающего за судьбы родины, наблюдает, как огромная страна все глубже впадает в пропасть политического хаоса, и начавшееся на этом фоне «триумфальное шествие» большевистской власти. Характеризуя политическую ситуацию в Полтаве, сложившуюся осе-
нью 1917 г., где жил в это время писатель, В.Г. Короленко отмечал: « ... все охвачено каким-то параличом, и большевизм расползается, как пятно на протечной бумаге»13.
Известно, что большевики осуществили захват политической власти в октябре 1917 г. в расчете на мировую революцию. На втором съезде Советов Л. Троцкий выразил надежду, что революция в России поспособствует началу европейской социалистической революции. В марте 1919 г. В.И. Ленин заявил, что он «глубочайше убежден, что международная рабочая революция не за горами»14.
В.Г. Короленко не разделял идеи большевиков о мировой революции и о роли России в ее развитии в планетарном масштабе. Писатель называет себя «беспартийным социалистом». Этим самым он хотел продемонстрировать, что как человек и гражданин заинтересован в торжестве в России идеи политического, национального и социального равенства, в приоритете общечеловеческих ценностей в отношениях власти и общества, в поиске оптимальных путей создания правового государства.
В то же время писатель убежден в том, что социализм является логическим результатом, плодом естественного развития капитализма. В связи с этим он осуждает преждевременный, ничем не оправданный курс большевиков на построение социализма. При этом В.Г. Короленко подчеркивал, что ленинцы искусственно прервали процесс, в котором сама история обрекла российскую буржуазию сыграть положительную роль в развитии страны, в приумножении ее экономического могущества и, наконец, как сами большевики считали, в создании материальных предпосылок социализма. Об этом красноречиво и в то же время объективно писатель говорит в неотправленном письме народному комиссару Советского государства А.В. Луначарскому. «Теперь вы распространили в народе не меньшее заблуждение: буржуазия только и делала, что стригла купоны. Между тем ваши же марксистские статьи можно привести в доказательство, что буржуазия организовала производство и этим в нашем отсталом отечестве совершала нужную, прямо необходимую работу.
Закончила ли она эту работу? Можно ли сомневаться в ответе? Но вы уже разбили ее аппарат и этим преждевременным разрушением порвали преждевременно еще органически не созревший процесс, остановив, таким образом, процесс производства. Это и вызвало все растущее не по дням, а по часам величайшее бедствие»15.
Осуждая курс большевиков на победу социализма методами террора, развязывания и расширения географии гражданской войны, «.а
потом подумаем о справедливости, свободе. », писатель их предупреждает, что «это как раз та формула отсрочки, с которой погибла царская власть», проповедовавшая сначала успокоение, а потом реформы16.
Для него в одинаковой степени неприемлемо как стремление одних политических сил реанимировать старый монархический общественно-политический строй, их желание вернуть старое «со всем его гнусным содержанием.», так и большевистский максимализм, обрекший Отечество на социальный эксперимент, превратив его в испытательный полигон для мировой революции17.
Писатель воспринял как величайшую личную трагедию распад России, который явился следствием первой мировой войны. С сожалением он констатирует, что процесс распада основ российской государственности продолжается благодаря отказу «под влиянием безумно понятых интернациональных лозунгов от защиты общей родины». По мнению В.Г. Короленко, курс большевиков на мировую революцию привел к возникновению вместо одного внешнего фронта множества внутренних фронтов, которые обрекли народы России на величайшие людские, материальные и духовные потери18.
Из публицистики писателя мы узнаем, что в первые годы советской власти интересы мировой революции во внутренней и внешней политике большевиков превалировали над проблемами, связанными с национально-государственными приоритетами России, вопросами ее внутреннего обустройства. «Интересно: мне сообщили, что в совете можно говорить все что угодно. Не советовали только упоминать слово «родина». Большевики уже так нашколили эту темную массу на «интернациональный» лад, что слово «родина» действует на нее, как красное сукно на быков»19.
В.Г. Короленко предупреждал вождей большевизма в обреченности на провал их попыток зажечь пожар мировой революции. Он показывает им на неудачно сложившиеся для них как внешние, так и внутренние факторы, которые должны были стимулировать курс большевистской партии на радикальные социальные изменения в планетарном масштабе.
В письме А.В. Луначарскому писатель пишет о том, что большевики «... с легким сердцем приступили к своему схематическому эксперименту», который должен был служить сигналом для «всемирной максималистской революции». Однако большевики должны видеть, что их расчеты на мировую революцию являются ошибочными. Он уверен в том, что рабочая Европа не пойдет большевистским путем. «Россия, привыкшая подчиняться всякому угнетению, не выработав-
шая формы для выражения своего истинного мнения, - печально констатировал В.Г. Короленко, - вынуждена идти этим печальным, мрачным путем в полном одиночестве»20.
Кроме того, осенью 1920 г. писатель чутко заметил наметившийся перелом в политических настроениях рабочих и крестьян. В рабочей среде, по его мнению, все устойчивее намечается сдвиг в сторону усиления сепаратизма в отношении большевистской власти и неприятия ее коммунистического эксперимента.
Что касается крестьянства, его отношения к большевикам, то, по убеждению В.Г. Короленко, русская деревня давно проникнута ненавистью к большевистскому коммунизму21.
С учетом сложившейся общественно-политической ситуации писатель призывает большевистских руководителей отказаться от курса экспорта социалистической революции и радикально перестроиться на решение проблем внутреннего развития России.
Владимир Галактионович Короленко ушел из жизни в декабре 1921 г. Это был тяжелый период в жизни русского народа. Россия находилась в состоянии разрухи и голода. Где-то на горизонте блекло обозначились контуры новой экономической политики. Суровая российская действительность подтвердила правоту мысли писателя о том, что нельзя ничего создавать вопреки законам развития человеческого общества, любая власть обречена на исчезновение с исторической арены, если для нее приоритетом в своей политике перестают быть интересы собственного народа.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Короленко В.Г. Дневники (1917-1921) // Вопросы литературы. 1990. №5. С.199.
2 Ленин В.И. Проект речи по аграрному вопросу во второй Государственной думе // ПСС. Т.15. С.132.
3 Цит. по: Короленко В.Г. Повести. Рассказы. М., 1982. С.17.
4 Короленко В. Полтавские празднества // Наше наследие. 1988. №3. С.53.
5 Короленко В. Там же.
6 Короленко В. Там же.
7 Негретое П.И. В.Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917-1921. М., 1990. С.10.
8 Короленко В.Г. Дневники (1917-1921) // Вопросы литературы. 1990. №5. С.208.
9 Ленин В.И. А.М. Горькому // ПСС. Т.51. С.48.
10 Дневники Короленко // Вопросы литературы. 1990. №5. С.212.
11 Там же. С.213.
12 Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч.3. ХХ век. 3-е изд. перераб. и испр. М., 2003. С.204.
13 Дневники Короленко // Вопросы литературы. 1990. №5. С.216.
14 Ленин В.И. Резолюция о ратификации Брестского договора // ПСС. Т.36. С.123.
15 Короленко В.Г. Неизвестная публицистика // Волга. 1991. №1. С.135.
16 Короленко В.Г. Письма из Полтавы // Русская литература. 1990. №4. С.48.
17 Там же. С.45.
18 Короленко В.Г. Неизвестная публицистика // Волга. 1991. №1. С.133.
19 Дневники Короленко //Вопросы литературы. 1990. №5. С.211.
20 Записки очевидца: Воспоминания, дневники, письма / Сост. М. Вострышев. М., 1989. С.617.
21 Там же. С.623.
V.G. KOROLENKO'S VIEWS ON THE POLITICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA IN THE EARLY XX CENTURY
© 2011 R.R. Magomedov
Orenburg State Pedagogical University
The views of the prominent Russian writer V.G. Korolenko on the political development of Russia in the early XX century are considered in this article. The author analyzes Korolenko's assessment of the Revolution of 1905-1907 and the events of 1917, their influence on the further social, economical and political development of the Russian state. Special attention is paid to Korolenko's criticism of the Bolsheviks' course toward the world revolution.
Key words: political development, democratic Russia, revolution, world revolution, political power, capitalism, socialism.
Ramazan Magomedov, Doctor of History, Professor. E-mail: [email protected]