ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КОНВЕНЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ
Рябухина Юлия Николаевна, аспирант
Кубанский государственный университет
350000, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149
E-mail: jryabukhina@yandex.ru
В данной статье описано влияние политического образования на уровень конвенционального политического участия современной молодежи. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отсутствия не только системного процесса по формированию политической грамотности молодых людей, но и заинтересованных в этом процессе политических субъектов. Предложена систематизация факторов, оказывающих влияние на уровень и виды политического участия молодых людей, в рамках статьи подробно рассмотрена группа «внутренних - фиксированных» факторов, в которую входит политическая вовлеченность и политическое образование как ее составная часть. В статье приведен анализ взглядов исследователей на феномен и аспекты политического образования и приведены статистические данные о зависимости политического участия от уровня политического образования. В статье автор обращает внимание на то, что вовлеченность современной молодежи в процесс получения политического знания возможно через нестандартные инновационные методики. Для повышения уровня знаний молодежи 14-22 лет о политической системе и вовлечение в общественно-политической жизни российского обществ, предлагается проект «Политическая грамматика», реализуемый в Краснодарском крае. Проект состоит из трех этапов, каждый из которых в процессе своей реализации оказывает влияние на следующие формы участия молодежи: политический выбор, проявление политического консюмеризма, включение в процесс политической коммуникации. Автор приходит к выводу, что молодой человек, обладающий политическими знаниями о партиях, идеологиях, последствиях абсентеизма, навыками и инструментами общения с политическими лидерами, умениями реализовать свои идеи, станет крепкой основой для современного гражданского общества.
Ключевые слова: политическое образование, политическая вовлеченность, политическое знание, «Политическая грамматика», политическое участие молодежи, система факторов, политическая система
POLITICAL EDUCATION AS A FACTOR INFLUENCES THE CONVENTIONAL POLITICAL PARTICIPATION OF YOUTH
Ryabukhina Julia N., post-graduate student
Kuban State University
149 Stavropolskaya st., Krasnodar, 350000, Russian Federation
E-mail: jryabukhina@yandex.ru
This article is about influence of political education on level of political participation of young people. The article is devoted to actual problem of the lack of not only system process on the formation of political literacy of young people, but also interested in this process of political actors. The author suggests the systematization of the factors influencing the level and types of political participation of young people, in the article examines in detail the group "internal - fixed" factors, which includes political involvement and political education as its integral part. The article contains the analysis of the views of researchers to the phenomenon and aspects of political education and the statistical data on the dependence of the political participation level of political education. The author
draws attention to the fact that the involvement of youth in the process of obtaining political knowledge is possible through non-standard and innovative approaches. To increase the level of knowledge of 14-22 years youth about the political system and involvement in modern Russian social-political, offered the project "The Political grammar", practiced in Krasnodar region. The project consists of three stages, each of which is in the process of its implementation affect the following forms of youth participation: political choice, political consumerism, inclusion in the process of political communication. The author comes to the conclusion that the young people with political knowledge on parties, ideologies, the consequences of absenteeism, skills and tools of communication with political leaders, abilities to realize their ideas, will become a solid basis for a modern civil society.
Keywords: political education, political involvement, political knowledge, "Political grammar", political participation of young people, system of factors, political system
Сегодня, в рамках реализации государственной молодежной политики мало внимания уделяется формированию политической грамотности молодых людей. Существующие нормативно-правовые акты в данной сфере своей целью чаще заявляют «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны» [5], уделяя внимание возможности реализации уже сформированных навыков молодежи, а не процессу их получения. Статистические данные из года в год говорят о низкой политической активности молодежи: молодые люди не ходят на выборы, интересуются политикой время от времени, не участвуют в общественно-политических организациях, в целом, проявляют апатию к современному политическому процессу. Скорее всего, корень проблемы скрыт в отсутствии знания о политической сфере и политических отношениях. Действительно, как показывает опыт, молодые люди не знакомы с особенностями функционирования политической структуры, партийной деятельностью, взаимоотношениями государства и гражданского общества, т.е. обладают крайне низким уровнем политической культуры, либо не способны реализовать свои интересы и удовлетворить потребности при помощи участия в организациях. В России, одним из активных субъектов повышения конвенциональной политической активности молодежи является Центральная избирательная комиссия и ее региональные отделения [10]. Однако стоит сделать поправку, что, как правило, проводимые ими мероприятия направлены на повышение только одного вида участия как политического выбора. Даже разрабатывая проект Концепции взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий с политическими партиями и общественными организациями в области развития правовой культуры и повышения электоральной активности молодых избирателей Российской Федерации на 2014-2018 гг. [6, c. 63], основным направлением выделяется развитие кадрового потенциала избирательной системы, привлечение в избирательную систему молодых и талантливых людей, а не в политический процесс в целом. При условии, что выборы различного уровня (федерального, регионального, местного) проходят практически ежегодно, с каждым новым электоральным циклом вся больше молодых людей становятся правомочными сделать принять участие в политическом процессе. Учитывая, что очередные выборы в Государственную Думу и выборы Президента пройдут в 2016 и 2018 гг. соответственно, можно заключить, что политический выбор будут совершать сегодняшние школьники и именно с них необходимо начинать процесс политического образования.
В то же время, при анализе факторов, определяющих политическое участие, множество теорий предполагают, что политическое участие граждан вызывает изменения переменных в социально-экономической и политической сферах, и психологические особенности личности. Ряд уникальных исследований (исследования Г. Ал-монда и С. Вербы [1], Э. Карминеса и Р. Хакфельда [4]), использующих разнообразные статистические данные, проведенных в различных странах, доказывают правдивость данных предположений. Тем не менее, существует достаточное количество
факторов, требующих анализа и систематизации, которые в той или иной степени влияют на политическое участие молодежи (уровень образования, уровень жизни, уровень доверия к политическим институтам, формы и методы общения политических институтов с молодыми людьми и т.д.).
Комплексный анализ теорий и практических исследований позволил нам сформировать систематизированное представление о влиянии различных факторов на политическое участие молодежи. Критериями для систематизации факторов выступили следующие параметры: первая пара критериев - внешняя среда (процессы, от изменения и развития которых зависит не только жизнедеятельность, но и социальная жизнь индивида) и внутренняя (процессы, формирующиеся на базе личностных характеристик индивида и его восприятии) по отношению к субъекту политического участия (молодому человеку); вторая пара - фиксированные (формируется на протяжении всей сознательной жизни человека, оказывает долговременное влияние, как до, так и после политического участия) и ситуационные обстоятельства (формируется быстро, оказывают кратковременное влияние, как правило, направлены на конкретное политическое участие «здесь и сейчас»). На пересечении данных критериев и находятся факторы. Например, в группу «внутренние - фиксированные» попадают факторы, которые оказывают влияние на политическое поведение молодого человека на постоянной основе, опираясь и формируя при этом его внутреннюю среду и личностные характеристики. Одним из основных в этой группе является такой фактор как «политическая вовлеченность» и «образовательный уровень».
Политическое образование является одной из составляющих политической вовлеченности, которая является ключевым фактором, определяющим политическое участие молодежи. Другими словами, молодой человек, обладающий информацией и знаниями о политической системе, политическом процессе, о легальных способах влияния на него, скорее придет на выборы и сделает осознанный выбор. Образовательный процесс является эффективным способом повышения политического участия молодежи, даже при условии длительности его формирования, он оказывает длительное влияние, так как закладывает базу знаний для принятия решения.
Исследования по проблемам политического образования осуществляются университетами, научными центрами, фондами, отдельными учеными и органами государственной власти. Различные аспекты политического образования затрагиваются в работах зарубежных (М. Оукшот, Дж. Уайльке, Л. Штраус, Р. Сигел, Дж. Патрик [8, 11, 13]) и отечественных (Э.А. Баталов, Г.Г. Дилигенский, Е.Б. Шестопал, А.И. Щербинин [3, 9]) ученых. Например, С. Верба утверждал, что образование не только непосредственно повышает уровень политического участия, но также позволяет гражданам приобретать гражданские навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с политиками. Также Розенстоун и Ханзен утверждали, что образование «передает знания и навыки, наиболее существенные для задач гражданина ... хорошо образованный человек обладает навыками, которые необходимы людям для понимания субъекта политики, участия в политической кампании, а также изучении и оценке проблем и кандидатов» [13, с. 136]. С этой точки зрения, процесс формального образования приводит к увеличению политического участия. Как отмечал Дж. Патрик, «люди, у которых больше знания о своем политическом мире, имеют больший потенциал эффективного участия в нем» [11, с. 192], а Дж. Уайльке делает вывод о том, что политическое образование позволит «самостоятельно ориентироваться в мире политики и успешно действовать в нем согласно своим индивидуальным склонностям» [8, с. 143]. Термин «образовательные» мы используем для обозначения тех факторов, которые занимают достаточно долгое время для формирования.
Европейские ученые, основываясь на статистических данных, полученных в рамках научно-исследовательского проекта "Political Participation of Young People in Europe", пришли к выводу, что интерес к политическому участию усиливается с более высоким уровнем образования родителей и лучшим образованием самой моло-
дежи. Самый низкий уровень участия в голосовании у молодых людей с только обязательным начальным образованием. Наименьший уровень участия этой подкатегории обнаружены в Германии (в среднем 57 % против 83 %) и в Словакии (54 % против 72 %). Люди со средним образованием голосовали не чаще, чем средний показатель по выборам (например, Германия - 59 % против 62 %), если не сказать, что голосовали реже (например, Эстония - 47 % против 60 %). Наконец, молодые люди с высшим образованием всегда стремятся участвовать в выборах, что очень примечательно в Финляндии [12, 14].
Наиболее эффективным механизмом решения вопроса о политическом образовании молодежи, по всей видимости, может стать социальное проектирование. Проектная деятельность позволяет объединить преимущества вертикальных и горизонтальных управленческих отношений, опираясь на имеющиеся ресурсы и достигая точно поставленных целей. В молодежной среде он может стать самым востребованным и популярным. Это связано с тем, что проектная деятельность не так давно появилась в нашей стране и еще не успела занять позиции профессиональной деятельности. А молодежь как раз и привлекает подобного рода новизна и перспективность. Социальное проектирование имеет ряд преимуществ: проекты позволяют решить многие проблемы молодежной среды, так как они являются четко направленными на определенную группу людей, имеют перед собой конкретную, понятно сформулированные и реально достижимые цели, которую необходимо достигнуть в заранее определенный промежуток времени. Как и любая другая деятельность, проект имеет и некоторые недостатки: в силу новизны данного направления и недавнего его применение в рамах отечественной практики не сделало его сферой профессиональной деятельности, и, на сегодня, отработаны лишь некоторые механизмы проектной работы. Исходя из этого, нельзя вести речь о полном переводе молодежной политики к проектному управлению, но реализовывать некоторые направления через проект было бы наиболее оптимально.
Таким образом, одним из успешных способов развития политического образования является проведение со школьниками и студентами факультативных занятий, организация мероприятий и мастер-классов, направленных на повышение знаний о политике вообще и о способах участия в политических институтах и процессах в частности. Для политического образования молодежи Краснодарского края мы предлагаем реализацию проекта «Политическая грамматика» [2], цель которого повышение уровня знаний о политической системе и формирование активной политической позиции у молодежи 14-22 лет. Прежде всего, задачами проекта являются:
1. Рассказ о политической системе современной России и особенностях функционирования органов государственной и муниципальной власти.
2. Информирование молодежи о партиях и общественных организациях, действующих на территории Краснодарского края.
3. Формирование представления о способах, формах и методах участия в политической жизни страны.
4. Проведение мероприятия для повышения политической грамотности молодежи.
5. Повышение политической активности молодых людей.
6. Формирование навыков управленческой деятельности, распределения функций, работы в команде.
7. Обеспечение эффективного взаимодействия гражданского общества и молодежи для реализации ими гражданских прав.
Проект «Политическая грамматика» включает в себя 3 этапа:
1. Теоретический этап предполагает проведение лекций «Занимательная политическая грамматика» в неформальном формате «вопрос - ответ» по темам: «Политическая система современной России», «Государство и гражданское общество», «Избирательная система РФ», «Современные политические партии России», «Формы политического участия молодежи» и др. Материал излагается доступным молодым
людям языком с приведением примеров, цитат, графического ряда, кроссвордов, тестов, политического словаря.
2. Творческий этап включает в себя занятия в формате дискуссионных площадок-клубов, дебатов, деловых игр, викторин, мастер-классов, кейс-стади, встреч с представителями региональной, муниципальной власти и гражданского общества.
3. Практический этап представляет собой непосредственное знакомство с работой органов государственной и муниципальной власти, политических партий, общественных организаций. На данном этапе молодые люди получают возможность посетить органы исполнительной и законодательной власти края и города, региональные отделения политических партий и НКО, поучаствовать в их деятельности в качестве стажеров и добровольцев.
Проект «Политическая грамматика» реализовывался в течение 2009-2012 гг. За это время еженедельно проводились занятия на факультет управления и психологии в смешанных группах (школьники и студенты), было проведено более 30 мероприятий, в которых приняли участие 50 школьников Краснодарского края, более 100 студентов вузов и ССУЗов Краснодарского края, работающая молодежь. По данным проведенного нами социологического опроса, молодые люди стали чаще смотреть новостные блоки, читать политические статьи, грамотно называть органы власти, узнавать политических лидеров, разобрались с функциональными особенностями политических институтов и проанализировали эффективность различных способов участия в политической жизни страны, и как результат, существенно повысилась явка молодежи на выборах (как муниципальных, так и федеральных).
Реализация проекта «Политическая грамматика» на территории Краснодарского края оказывала влияние практически на все возможные формы конвенционального участия молодежи [7, с. 343]:
• Участие как политический выбор. Важной формой политического участия молодежи является участие в выборах в различные органы государственной и муниципальной власти. Большая часть молодых людей (88 %), участвующих в проекте и имеющих право на участие в политических выборах, получив базовые знания по ключевым вопросам политического процесса в России, осознанно пришли на выборы Президента России 4 марта 2012 г. и проголосовали, основываясь на анализе предвыборных документов кандидатов (по данным проведенного автором социологического опроса).
• Участие как проявление политического консюмеризма, состоящее из участия в политической партии и в общественно-политических организациях. В рамках данного фактора можно выделить три направления:
1) участие в политических партиях, молодежных отделениях политических партий;
2) участие в организациях, решающих задачи определенной социальной группы, к которой относит себя индивид: профессиональные союзы; организации, основанные на демографических показателях; организации по интересам;
3) участие в организациях, борющихся за мир, права человека, защиту окружающей среды и защиту прав животных.
Молодежь в рамках проекта получила возможность познакомиться с представителями политических партий, лидерами общественных движений, попробовать свои силы в организации общественно-политических мероприятий, посмотреть процедуры и процессы деятельности политических партий и их взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти.
• Участие как включение в процесс политической коммуникации: обращение к политическим деятелям, органам государственной власти и политическим партиям. В процессе проведения встреч с представителями региональной, муниципальной власти и гражданского общества, деловых игр и мастер-классов у молодых людей была возможность не только изучить инструменты коммуникации с политическими и общественными
лидерами, смоделировать варианты данного общения, отработать навыки ораторского искусства, но и напрямую задать вопросы или решить тот или иной вопрос.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на уровень конвенционального участия молодежи влияют различные факторы - некоторые из них имеют краткосрочное влияние, иные же оставляют свой след в политическом сознании молодого человека надолго. Одним из долгоиграющих факторов является политическое образование, которое дает гражданам навыки и ресурсы, необходимые для участия в политической жизни (понимание современной общественно-политической ситуации, идентификация лидеров, представление о международном положении страны и т.д.), не только формирует их политическую культуру, но и ответственно за гражданскую позицию молодых людей. Вовлеченность современной молодежи в процесс получения политического знания возможно через нестандартные инновационные методики, интерактивные проекты, игровые занятия, моделирование, социальные проекты. Социальное проектирование содержит в себе технологические ключи к новому этапу реализации целей государственной молодежной политики. В качестве примера можно привести «Политическую грамматику», которая раскрывает особенности современного общественно-политического процесса не только через одностороннюю передачу теоретического материала, но и через процесс общения с политическими лидерами, диалога со специалистами в различных сферах, способствует повышению участия молодежи как политического выбора, политического консюмеризма и участия в процессе политической коммуникации. Логично, что молодой человек, обладающий политическими знаниями о партиях, идеологиях, последствиях абсентеизма, навыками и инструментами общения с политическими лидерами, умениями реализовать свои идеи, станет крепкой основой для современного гражданского общества. Именно поэтому субъектам, заинтересованным в повышении конвенционального политического участия молодежи, сейчас стоит отложить агитационную деятельность и все силы направить на систематическое создание, развитие и помощь в реализации политической вовлеченности молодежи (политического знания, интереса и результативности участия).
Список литературы
1. Алмонд Г. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. Алмонд, С. Верба // Политические исследования. - 1992. - № 4. - С. 122-134.
2. Аспирантка кубанского вуза решила повысить политическую грамотность населения. -Режим доступа: http://www.yugopolis.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
3. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология / Г. Г. Дилигенский. -Москва : Наука, 1994. - 544 с.
4. Карминес Э. Г. Политическое поведение: общие проблемы / Э. Г. Карминес, Р. Хакфельд ; ред. Р. Гудин, Х.-Д. Клингеманн // Политическая наука: новые направления. -Москва : Вече, 1999. - С. 235-261.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - Режим доступа: http://base.garant.rU/194365/#ixzz2z2v2W2lw, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
6. Обсуждение молодежной Концепции как прочной основы будущих выборов // Журнал о выборах. - 2013. - № 6. - С. 63-64.
7. Рябухина Ю. Н. Политическое участие молодежи: новые формы и тенденции / Ю. Н. Рябухина // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики / отв. ред. Л. В. Сморгунов, Е. В. Морозова. - Краснодар : Кубанский государственный университет, 2010. - С. 340-352.
8. Уайльке Дж. Гуманитарное воспитание и специализации в области политических наук США / Дж. Уайльке // Политические исследования. - 1996. - № 4. - С. 141-146.
9. Щербинин А. И. Политическое образование / А. И. Щербинин. - Москва : Весь мир, 2009. - 283 с.
10. Юсов С. Сайты избирательной комиссии-источник информации / С. Юсов // Журнал о выборах. - 2010. - № 1. - С. 31-40.
11. Patrick John J. Political Socialization and Political Education in Schools / John J. Patrick // Theory and Research / ed. by Stanley Allen Renshon. - New York : The Free Press, 1977. - 192 р.
12. Political Participation of Young People in Europe - Development of Indicators for Comparative Research in the European Union (EUYOUPART). - Режим доступа: http://www.sora.at/EUYOUPART, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. нем.
13. Rosenstone S. J. Mobilization, participation, and democracy in America / S. J. Rosenstone, J. M. Hansen. - New York : Macmillan Publishing Company, 1993. - 333 p.
14. Young People in the New Russia: Lifestyles and Value Priorities / Friedrich Ebert Foundation and Institute of Sociology of the RAS. - Moscow : Friedrich Ebert Foundation and Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2007. - 205 p.
References
1. Almond G., Verba S. Grazhdanskaya kultura i stabilnost demokratii [Civic culture and democratic stability]. Politicheskie issledovaniya [Political Studies], 1992, no. 4, pp. 122-134.
2. Aspirantka kubanskogo vuza reshila povysit politicheskuyu gramotnost naseleniya [Graduate student at the university of the Kuban decided to raise political awareness of the population]. Available at: http://www.yugopolis.ru.
3. Diligenskiy G. G. Sotsialno-politicheskaya psikhologiya [Social and political psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1994, 544 p.
4. Karmines E. G., Khakfeld R. Politicheskoe povedenie: obshchie problemy [Political behavior: Common Challenges]. Ed. by R. Gudin, Kh.-D. Klingemann. Politicheskaya nauka: novye napravleniya [Political science: new directions]. Moscow, Veche Publ., 1999, pp. 235-261.
5. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020]. Available at: http://base.garant.ru/194365/#ixzz2z2v2W2lw.
6. Obsuzhdenie molodezhnoy Kontseptsii kak prochnoy osnovy budushchikh vyborov [Discussion of the Concept of youth as a solid foundation for future elections]. Zhurnal o vyborakh [Journal of the Election], 2013, no. 6, pp. 63-64.
7. Ryabukhina Yu. N. Politicheskoe uchastie molodezhi: novye formy i tendentsii [Political participation of young people, new patterns and trends]. Transformatsiya publichnoy sfery i sravnitelnyy analiz novykh fenomenov politiki [Transformation of the Public Sphere and the comparative analysis of new phenomena Policy]. Ed. by L. V. Smorgunov, Ye. V. Morozova. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2010, pp. 340-352.
8. Uaylke Dzh. Gumanitarnoe vospitanie i spetsializatsii v oblasti politicheskikh nauk SShA [Humanitarian education and specialization in Political Science USA]. Politicheskie issledovaniya [Political Studies], 1996, no. 4, pp. 141-146.
9. Shcherbinin A. I. Politicheskoe obrazovanie [Political education]. Moscow, Ves mir Publ., 2009, 283 p.
10. Yusov S. Sayty izbiratelnoy komissii-istochnik informatsii [Sites Election Commission source of information]. Zhurnal o vyborakh [Journal of the Election], 2010, no. 1, pp. 31-40.
11. Patrick John J. Political Socialization and Political Education in Schools. Theory and Research. Ed. by Stanley Allen Renshon. New York, The Free Press Publ., 1977, 192 p.
12. Political Participation of Young People in Europe - Development of Indicators for Comparative Research in the European Union (EUYOUPART). Available at: http://www.sora.at/EUYOUPART.
13. Rosenstone S. J., Hansen J. M. Mobilization, participation, and democracy in America. New York, Macmillan Publishing Company Publ., 1993, 333 p.
14. Young People in the New Russia: Lifestyles and Value Priorities. Moscow, Friedrich Ebert Foundation and Institute of Sociology of the RAS, 2007, 205 p.
ГЕЙМЕРСТВО - БОЛЕЗНЬ XXI ВЕКА?
Устинова Яна Александровна, магистрант
Астраханский государственный университет
414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: yashrf-84-@yandex.ru
В статье рассматривается проблема психологической зависимости человека от компьютерных игр в современном обществе. Основным побудительным мотивом к выбору объекта для исследования стали статистические данные, согласно которым количество людей попавших в эту зависимость ежегодно растет. Компьютерные игры - явление информационного общества, приобретшее в последние десятилетия исключительную популярность. Быстро распространившись, виртуальные компьютерные игры стали неотъемлемой частью современной культуры, а также значительным сегментом досуговой сферы. Став элементом повседневности, они изменили поведенческие навыки людей, породили новые традиции, сформировали новые субкультуры, тем самым оказали влияние на структуру общества в целом. Всплеск научного интереса к компьютерным играм и переменам, вносимым ими в культурную и социальную сферы, начинается в восьмидесятые годы XX века. Существуют наработки в областях психологии, социологии, пытающиеся установить статус компьютерных игр, однако, не существует глобального исследования, анализирующего компьютерные игры с философских и культурно-антропологических позиций. В статье основное внимание акцентируется на выявлении причин, по которым компьютерные игры привлекают современных геймеров, вызывая аддикцию. Описан социально-демографический портрет современного геймера. Рассмотрены основные научные теории и направления в вопросе изучения причин зависимости игроков от компьютерных игр. Особое внимание в работе уделено исследованию И.В. Бурлакова, выдвинувшего предположение о наличии связи между структурой компьютерной игры и архетипами человеческого сознания.
Ключевые слова: виртуальная реальность, технологии, геймер, компьютерные игры, зависимость от компьютерных игр, аддикция
ARE COMPUTER GAMES A DISEASE OF THE XXI CENTURY?
Ustinova Yana A, undergraduate student
Astrakhan State University
20а Tatischev St., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: yashrf-84-@yandex.ru
In this article the problem of psychological dependence of the person from computer games in modern society is considered. Statistical data according to which the number of people got to this dependence annually grows. Computer games are the phenomenon of the information society which has got in the last decades exclusive popularity. Virtual computer games became an integral part of modern culture and a considerable segment of the leisure sphere. They changed people's behavior, generated new traditions, created new subcultures. The scientific interest to computer games and the changes in cultural and social sphere, begins in the eighties of the XX century. However the serious scientific results opening essence of this phenomenon still aren't developed. There are the practical need to consider this problem from philosophical and cultural positions. In article the main attention is focused on identification of the reasons for which computer games attract modern gamers, causing an addiction. We try to give the social and demographic portrait of the modern game and studied the theory in a question of finding the reasons of dependence players from computer games. The special attention is paid to Burlakov I.V. research in which we can find the assumption of communication existence between structure of a computer game and archetypes of human consciousness.
Keywords: virtual reality, technologies, gamer, computer games, dependence on computer games, addiction