Научная статья на тему 'Система факторов политического участия молодёжи'

Система факторов политического участия молодёжи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1379
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СИСТЕМА ФАКТОРОВ / SYSTEM OF FACTORS / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / POLITICAL PARTICIPATION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / POLITICAL INVOLVEMENT / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рябухина Ю. Н.

В статье анализируются факторы, оказывающие влияние на уровень и виды политического участия молодых людей. Автор систематизирует факторы по следующим критериям: внутренние — внешние, фиксированные — ситуационные, дает описание каждого критерия, перечисляет факторы, входящие в данные категории, анализирует зависимость повышения уровня политической вовлеченности молодежи от тех или иных факторов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article analyzes the factors that inf luence the level and types of political participation of young people. The author systematizes the factors on the following criteria: internal — external, fixed — situational; gives a description of each criterion and factors which it includes; analyzes the dependence of the increasing level of political involvement of young people on various factors.

Текст научной работы на тему «Система факторов политического участия молодёжи»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ и ПРОЦЕССЫ

система факторов политического

участия молодежи

Ю . Н. Рябухина1

В статье анализируются факторы, оказывающие влияние на уровень и виды политического участия молодых людей. Автор систематизирует факторы по следующим критериям: внутренние — внешние, фиксированные — ситуационные, дает описание каждого критерия, перечисляет факторы, входящие в данные категории, анализирует зависимость повышения уровня политической вовлеченности молодежи от тех или иных факторов.

Ключевые слова: молодежь, система факторов, политическое участие, политическая вовлеченность, политическая система, социализация.

In this article analyzes the factors that influence the level and types of political participation of young people. The author systematizes the factors on the following criteria: internal — external, fixed — situational; gives a description of each criterion and factors which it includes; analyzes the dependence of the increasing level of political involvement of young people on various factors.

Key words: youth, system of factors, political participation, political involvement, political system, socialization.

Изучая политическое участие граждан и молодежи, отечественные и зарубежные исследователи не только дали трактовку понятия, указали на многогранность его применения, но и осветили сущностные (идеологические и социальные аспекты, законность, эффективность) и формальные стороны явления (формы, факторы, уровни, методы, структуры, критерии, национальные различия).

В то же время при анализе факторов, определяющих политическое участие, множество теорий предполагает, что политическое участие граждан вызывает изменения переменных в социально-экономической и политической сферах и влияет на психологические особенности личности. Ряд уникальных исследований отечественных и зарубежных ученых (исследования Г. Алмонда и С. Вербы, Э. Кармайнса и Р. Хакфельда) [1; 2], использующих разнообразные

1 Рябухина Юлия Николаевна - аспирант кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета. Эл. почта: jryabukhina@yandex.ru

Систематизация факторов, оказывающих влияние на политическое участие

молодежи

Факторы Фиксированные Ситуационные

Внутренние Социализация, мотивация, образование Рациональный выбор, социальные инстинкты

Внешние Политическая система, гражданское общество, социальный капитал, экономическое развитие Рекрутинг, давление, политическая информация, мероприятия

статистические данные, доказывают правдивость данных предположений. Тем не менее существует достаточное количество факторов, требующих анализа и систематизации, которые в той или иной степени влияют на политическое участие молодежи (уровень образования, уровень жизни, уровень доверия к политическим институтам, формы и методы общения политических институтов с молодыми людьми и т. д.). Комплексный анализ теорий и практических исследований позволит сформировать полноценное, систематизированное представление о влиянии различных факторов на политическое участие молодежи. Проведенный анализ поможет общественным и политическим субъектам, заинтересованным в повышении участия молодежи в политической сфере, выявить и систематизировать технологии, позволяющие стимулировать и регулировать политическую вовлеченность молодежи.

На наш взгляд, логично выделить следующие критерии для систематизации факторов: первая пара критериев — внешняя среда (процессы, от изменения и развития которых зависит не только жизнедеятельность, но и социальная жизнь индивида) и внутренняя (процессы, формирующиеся на базе личностных характеристик индивида и его восприятии) по отношению к субъекту политического участия (молодому человеку); вторая пара — фиксированные (формируются на протяжении всей сознательной жизни человека, оказывают долговременное влияние как до, так и после политического участия) и ситуационные обстоятельства (формируются быстро, оказывают кратковременное влияние, как правило, направлены на конкретное политическое участие здесь и сейчас).

В итоге на пересечении критериев образуются 4 группы факторов (см. таблицу).

В группу внутренних фиксированных попадают факторы, которые влияют на политическое поведение молодого человека на постоянной основе, опираясь и формируя при этом его внутреннюю среду и личностные характеристики. Факторы, которые формируются на протяжении электорального возраста молодого человека, оказывают долговременное влияние как до, так и после политического участия. Основными в данной группе являются социализация, мотивация, образовательный уровень.

Практически все исследователи признают, что ключевые факторы, влияющие на политическое участие, начинают вступать в силу еще в детстве. В частности, первые этапы социализации формируют базовые характеристики, такие как социально-экономический статус родителей, пол, приобретенный опыт (общественная активность в школе). Говоря о внутренних фиксированных факторах, влияющих на политическое участие, прежде всего следует выделить социализацию, включающую в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе участвующие в формировании личности. Однако воздействия эти формируют именно внутреннее отношение молодого человека, в том числе и к политике. Исследователи выделяют две фазы социализации: социальную адаптацию (приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, среде его жизнедеятельности) и интериоризацию (процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека) [3, с. 141]. Именно интериоризация играет важную роль в становлении интереса и знания молодого человека о политике, позволяет через общественно-политические каналы сформировать условия для политического участия (неучастия).

Рассмотрим такой фактор, как мотивация, через призму классической теории потребности А. Маслоу. Если переложить основные потребности в политическую сферу, то можно предположить, что именно последовательное удовлетворение тех или потребностей будет мотивировать людей к политическому участию, например: уровень жизни (физиологические потребности), социальная стабильность (потребность в безопасности), членство в политических организациях (социальные потребности), статус и престиж (самоутверждение), выражение и реализация политических интересов и убеждений (самоактуализация). Кроме того, исследования Д. Маклелланда и Дж. Аткинса [5] показали, что к основным мотивам, определяющим политическое участие, относятся мотив обладания властью (мотив контроля); мотив достижения (целей, успеха); мотив избежания негативного развития событий; мотив аффилиации (налаживание теплых, дружественных отношений с другими).

Важную роль в данной группе играет политическое образование. Образование дает гражданам навыки и ресурсы, необходимые для участия в политической жизни. Например, С. Верба утверждает, что образование не только непосредственно повышает уровень политического участия, но и позволяет гражданам приобретать гражданские навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с политиками [9]. По мнению С. Розенстоуна и Д. Ханзена, образование «передает знания и навыки, наиболее существенные для задач гражданина... хорошо образованный человек обладает навыками, которые необходимы людям для понимания субъекта политики, участия в политической кампании, а также изучении и оценке проблем и кандидатов»

[7, с. 136]. С их точки зрения, процесс формального образования приводит к увеличению политического участия. Тем не менее существует еще множество механизмов, которые следует учитывать. Термин «образовательные» мы используем для обозначения тех факторов, которые занимают много времени для формирования, но, как ожидается, дольше оказывают влияние. Это общественно-политические навыки, опыт, доверие, социальный капитал и гражданская позиция.

В группу внешних фиксированных попадают факторы, формирующие постоянную среду, в которой существует и развивается молодой человек. Факторы эти формируются вне зависимости от конкретного человека и оказывают долговременное влияние. Основными в данной группе являются: политическая система, социально-экономические показатели, гражданское общество, социальный капитал.

Главным фактором в данной группе мы считаем политическую систему, включающую в себя институциональный (режим, форма правления и форма территориального устройства; наличие в стране выборных институтов власти; наличие политических партий и особенности партийного ландшафта; тип избирательной системы и т. д.), коммуникативный (отношения и связи между субъектами и объектами политической системы), нормативный (существование политических и правовых норм, регулирующих процесс осуществления политической власти) и идеологический компоненты (прежде всего политическая культура).

Факторы экономической и социально-демографической сферы оказывают влияние на степень и формы политической активности. С. Верба и Н. Най в качестве базовых факторов политического участия и активности рассматривали социально-демографические характеристики населения [8, с. 46]. Граждане с более высоким уровнем доходов, более четко осознают влияние политики на их жизнь и имеют необходимые ресурсы (время, знания), чтобы повлиять на правительственные решения посредством голосования и других форм конвенционального участия. С. Липсет и Д. Лернер, доказывая взаимозависимость социально-экономического развития и форм участия, пришли к выводу о существовании двух моделей взаимосвязи — либеральной (экономическая стабильность сокращает социальное неравенство, приводит к конвенциональным формам участия и политической стабильности) и популистской (неинсти-туциализированное участие, направленное на перераспределение благ, влечет за собой дестабилизацию политической системы) [4, с. 16].

В этой же группе стоит отметить уровень развития гражданского общества: наличие возможности участвовать в союзах, религиозных группах, социально ориентированных группах (добровольческих и правозащитных) и наличие институциональных форм общественного взаимодействия позволяют непосредственно, легально осуществлять общественно-политическое участие.

Социальный капитал, будучи групповым ресурсом, создается свободным и рациональным индивидом для достижения собственных выгод. Другими словами, общество, обладающее значительным социальным капиталом, способно предоставить гражданам возможность для достижения политических целей, доступ к информации, социальную поддержку. Вопрос только в отношении индивида, желании его воспользоваться предлагаемыми ресурсами. Р. Д. Патнэм, например, утверждал, что социальный капитал оказывает влияние на уровень участия в различных типах общественно-политических организаций и объединений [6]. Поэтому естественно, что люди со значительным финансовым или человеческим капиталом, вероятнее, будут участвовать; люди, которые являются членами социальных сетей, которые содержат других участников, вероятнее, будут участвовать, потому что их попросят принять участие.

В группу внутренних ситуационных попадают факторы, которые оказывают кратковременное и, как правило, единоразовое влияние на политическое участие, опираясь на зависящее от ситуации своекорыстие и собственные интересы молодого человека. Они формируются незапланированно, быстро и так же быстро исчезают. Основным фактором в данной группе выступает рациональный выбор.

Молодой человек, имеющий определенный фиксированный набор знаний и умений, при принятии решений, в том числе и политического характера, руководствуется внутренними умозаключениями. Теория рационального выбора, пришедшая из экономической теории, служит одной из основ для формирования фактора, определяющего политическое участие. Она базируется на идее, что любая социально-политическая активность осуществляются рационально, и прежде чем что-то сделать, личность вычисляет вероятные затраты и льготы любого действия. Поэтому можно предположить, что для понимания форм политического участия достаточно лишь знать интересы акторов и предположить, что они будут рационально их реализовывать.

К данной группе также относятся различные психологические составляющие политического участия, такие как инстинкты, которые формируются в самом начале жизни человека.

В группу внешних ситуационных попадают факторы, которые создаются субъектами, заинтересованными в мотивации (демотивации) молодых людей к политическому участию. Они формируются в сжатые сроки, запланированно, оказывают кратковременное влияние на принятие решения об участии в политическом процессе. Основными в данной группе выступают сети мобилизации и вербовки (рекрутинга), давление окружающих, потоки политической информации, административный ресурс, общественно-политические мероприятия.

Факторы, попавшие в данную группу, могут оказывать непосредственное воздействие на политическое участие (например, молодых людей настоятельно

попросили (убедили) проголосовать за конкретного кандидата) или работать через увеличение политического интереса (например, потоки политической информации делают некоторых людей более заинтересованными в политике и, следовательно, более склонными к голосованию). Здесь также следует отметить проведение в день голосования лотерейных розыгрышей для молодых избирателей, использование административного ресурса для повышения явки сотрудников государственных учреждений, различные тематические конкурсы для детей.

В дополнение отметим, что ситуационные факторы, в частности изменение в потоках политической информации, могут изменить политические интересы личности, отношение или взгляды способами, которые потенциально влияют на политическое участие.

Следует учитывать, что разделение на фиксированные, ситуационные, образовательные и личностные факторы довольно условно. Они не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Факторы, относящиеся к внешним, влияют на формирование внутренних (в стабильном, экономически развитом обществе, в котором удовлетворены основные материальные потребности людей, на первое место выходит удовлетворение социальных и престижных потребностей, и прежде всего в политическом участии); при определенном наборе внутренних факторов формируются ситуативные (при отсутствии политического интереса у молодого человека даже самые профессионально подготовленные агитационные и мотивационные технологии не дадут должного эффекта) и т. д.

В совокупности факторы, систематизированные по предложенным критериям, детерминируют формирование мотивации (интереса) к участию в политическом процессе, знания о его особенностях и эффективности работы его субъектов, а следовательно, повышают политическую вовлеченность молодых граждан в политический процесс.

Библиографический список

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4.

2. Кармайнс Э. Г., Хакфельд Р. Политическое поведение: общие проблемы // Политическая наука. Новые направления. М.: б.и., 2002.

3. Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1.

4. Липсет С. М., Сен К.-Р., Торрес А. Ч. Сравнительный анализ социальных условий, необходимых для становления демократии // Международный журнал социальных наук. 1993. № 3.

5. McClelland D., Atkinson J., Clark В., Lowell E. The achievement motive. New York: Appleton-Century-Crofts, 1953.

6. Putnam R. D. Bowling Alone. New York: Simon & Schuster, 2000.

7. Rosenstone S. J., Hansen J. M. Mobilization, participation, and democracy in America. New York: Macmillan Publishing Company, 1993.

8. Verba S., Nie N., Kim J. Participation and Political Equality: A Seven-Nation Comparison. New York:: Cambridge University Press, 1978.

9. Verba S., Schlozman K. L., Brady H. Voice and equality: Civic voluntarism in American politics. Cambridge: Harvard University Press, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.