УДК 316.342.5
РО! 10.23672/ш5724-1468-911 3-У
Покатов Дмитрий Валериевич
доктор социологических наук, доцент,
заведующий кафедрой истории, теории и прикладной социологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского [email protected]
Dmitry V. Pokatov
Doctor of Sociological Sciences,
Associate Professor,
Head of the History Department, Theory
and Applied Sociology,
Saratov National Research State University
named after N.G. Chernyshevsky
Политическое «аутсайдерство»
как социально-политическое явление общества постмодерна
Political «outsider»
as a socio-political phenomenon of postmodern society
Аннотация. Статья посвящена анализу сложного и достаточно противоречивого явления, каким выступает сегодня политическое «аутсайдерство». Автором выявляется сущность, социальные основы и базовые характеристики «аутсайдерства», составляющего важный сегмент современный политической элиты, анализируются ведущие факторы, детерминирующие изменения состава политических аутсайдеров в условиях перехода к стадии постмодерна в современном обществе.
Ключевые слова: элита, политическая элита, политическое «аутсайдерство», модерн, постмодерн, политик-технократ, хозяйственник, интеллигенция, рекрутирование.
Annotation. The article is devoted to the analysis of a complex and rather contradictory phenomenon, which is the current political «outsider». The essence, social foundations and basic characteristics of «outsider», which constitutes an important segment of the modern political elite, are revealed. The leading factors determining changes in the composition of political outsiders in the transition to the postmodern stage in modern society are analyzed.
Keywords: elite, political elite, political «outsider», modern, postmodern, politician-technocrat, business executive, intellectuals, recruiting.
Происходящие в современном российском обществе трансформационные процессы продолжают существенно изменять базовые характеристики и основы функциональной деятельности как институтов и субъектов общественного и политического процесса, так и действующих политических акторов. Не является здесь исключением и одна из ведущих страт современного общества - политическая элита. Хотя в своем идеально-типическом состоянии данная группа и должна концентрировать, прежде всего, лиц, обладающих значительным потенциалом, объединяющим как перспективные личностные характеристики (организаторские способности, навыки творческого мышления и т.д.), так и статусно-функциональные характеристики (элитарное образование, профессионализм и опыт административно-политической деятельности), в реальности, её состав весьма далек от этого.
Как показывает опыт развития многих стран, наличие профессионального образования пока не стало типичным для представителей политической элиты. Это же можно отнести и к наличию политического опыта, который в большей степени, о чем пойдет речь ниже, воплощается в административной карьере, либо руководящей деятельности на предприятии, либо в организации.
В этой связи можно говорить о таком своеобразном явлении современной общественно-политической жизни, как политическое «аутсайдерство». Одним из первых достаточно успешную попытку его научного анализа применительно к обществу модерна предпринял крупнейший американский социолог Ч.Р. Миллс. Поскольку, по его мнению, в США распространены два типа политических институтов, то и ведущими будут 2 типа политиков: партийные деятели и политики, выдвинувшиеся из чиновно-бюрократической среды. Особую когорту образуют политические «аутсайдеры», представляющие собой в интерпретации, Ч.Р. Миллса, политических деятелей, которые большую часть своей самодеятельной жизни провели вне чисто политических организаций, и которые - смотря по обстоятельствам - либо непреднамеренно вовлекаются в них, либо сами пробивают туда дорогу, либо, наконец, попадают в сферу политики случайно и на непродолжительное время [1, с. 312-313]. В целом, их профессиональный облик, характерные личностные черты и взгляды сформировались в условиях другой, не политической сферы, что, конечно, накладывает отпечаток на дальнейшую деятельность таких представителей элиты.
Учитывая дававшиеся ранее в социологической литературе определения, можно говорить о том, что политический аутсайдер - представитель политической элиты, не всегда имеющий (или не имеющий) профессиональное образование, не обладающий вовсе, или, имеющий достаточно непродолжительный опыт работы в партийно-политических структурах, но в ряде случаев, обладающий значительным административным опытом, вовлекающийся в сферу политики непреднамеренно, либо случайно, в большинстве своем, на относительно непродолжительное время.
Появление данного сегмента в составе политической элиты не является случайным. На первый взгляд, самое простое объяснение видится в том, что, не обладая необходимым для политика образованием, либо опытом работы в партийных и политических институтах, данные деятели становятся важной прослойкой, используемой в своих, корпоративных, имиджевых и иных целях, истинными вершителями политических судеб. Это, в первую очередь, относится к таким представителям политического «аутсайдерства», как представители научной, педагогической, военной интеллигенции, спортивного сообщества, современной весьма разноплановой прослойки шоу-бизнеса.
Однако наряду с весьма очевидными обстоятельствами, нельзя забывать и о некоторых других важных факторах. Не обладая, на первый взгляд, всеми необходимыми для политика типичными чертами, в том числе, политическим (по мнению отечественного философа и социолога Б.Н. Чичерина), юридическим, разносторонним гуманитарным (как считал выдающий русский социолог Н.И. Кареев), социологическим образованием, политическим опытом, политические аутсайдеры, вместе с тем, не лишены такого столь значительного показателя, как опыт административно-хозяйственной деятельности. Это было характерно как для западной, так и отечественной элиты разных периодов. Значительно данный сегмент был представлен в составе советской номенклатурной элиты. При этом советские номенклатурные работники вспоминали, что при назначении на должность обязательно учитывались не только происхождение, но и деловые качества [2].
В современной российской элите представлена целая прослойка политических деятелей, являющихся по своему происхождению т.н. «хозяйственниками» (руководителями как государственных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, так и негосударственных акционерных, совместных и частных предприятий), а по образованию - «технократами». Доля хозяйственников составляет сегодня на федеральном уровне -36,1 %. На региональном уровне численность его варьируется от 30 до 60 % и составляет, в частности, в Саратовской области - 42,6 %, в Самарской области - 44,7 %, а в Волгоградской области равняется 51,8 % [4]. К группе хозяйственников примыкает также технократическая по взглядам и образованию прослойка представителей корпоративных кругов, включающая когорты армейского истеблишмента, офицеров ФСБ, правоохранительных органов и руководителей ВПК. Её представительство в элите значительно
возросло, с 1 % в 1999 г. до 12 % в 2017-2018 гг. [3]. В целом, такое представительство хозяйственников-технократов весьма объяснимо. Как справедливо отмечает А.А. Кокошин, многим современным публичным политикам нужен краткосрочный «пиар-эффект». Технократ же руководствуется, в большинстве случаев, более долгосрочной перспективой, внося в решаемую проблему необходимую системную логику [4, с. 119]. Его отличают не только системность, но и высокий профессионализм, хотя и, в ряде случаев, проявляется некоторый консерватизм и рутинность.
В последние годы в обществе постмодерна наблюдается некоторое снижение количества политиков-технократов. Это связано с рядом обстоятельств, среди которых многие исследователи справедливо называют деиндустриализацию экономики, сокращение занятых в промышленности, автономизацию экономических секторов, подчинение их особым рыночным законам, снижающим ценность специалистов-технократов и повышающих роль экономических знаний.
В этой связи, сегодня повышается значимость другого важного сегмента политического аутсайдерства, связанного с интеллектуальными прослойками, несущими креативность, что также объясняет причины их сохранения в составе современной отечественной элиты. Общая численность представителей интеллигенции в составе политической элиты составляет сегодня 26 %, в том числе, среди депутатов Государственной Думы - 27 % [3]. Именно они вбирают столь важ-н ы й ресурс, как умение использовать заработанный различным способом престиж, преподнести себя обществу, что является особенно важным в обществе постмодерна, определяемом рядом авторов как особое его комплексное состояние, находящее наиболее яркое отражение в культуре, политике, экономике, науке и связанное с господством информационного производства, девальвацией ценностей. Сущность данного общественного типа заключается в возрастании значения высоких технологий, виртуализации экономики и политики, росте стохастической неопределенности [5, с. 103]. По сути, постмодерн вырабатывает собственную модель видения реальности, исходящую из допущения её хаотичности. Важными в нем в социально-политическом плане становятся процессы репрезентаций, в которых задействованы различные символические аспекты, телевизионные шоу и интернет-технологии.
В условиях общества постмодерна отличительной особенностью политической элиты становится отсутствие целостности аутсайдерского сегмента элиты, превращающегося в совокупность разрозненных групп. Одна из них - хозяйственники-технократы, все больше тяготеет к профессиональному сегменту элиты, становясь все более типичной её разновидностью, вторая -ителлектуальная, все более используется как своеобразный фон для придания элитной группе демократического профиля и создания иллюзии близости к управляемому большинству. Для этого все более используются ресурсы общества постмодерна, прежде всего, средства массовой
информации, позволяющие создавать необходимее имиджи, не ориентируясь на программы и долгосрочные планы. Сами представители аут-сайдерских групп все больше стремятся следовать запросам таких групп, как различные прослойки «сервис-класса», ориентированных на броскость, моду, реализацию запросов общества потребления. Все это, без сомнения, снижает элитный потенциал. Не случайно известный социолог-публицист А.А. Зиновьев отмечал, что в современном обществе произошло измельчение основной массы индивидов. При этом отсутствие всесторонности развития во многом компенсируется упрощенными и стандартизированными суррогатами массовой культуры и средств массовой информации [6, с. 575-578]. Во многом снижение уровня профессионализма А.А. Зиновьев связывал и с предшествующим этапом модерна,
отмечая, что тенденция к превращению системы власти в профессиональную была очень сильной, но все же профессионализация власти не была доведена до уровня, на котором произошел бы качественный скачок в этом отношении. В систему власти попадали многочисленные люди со стороны [6, с. 489]. В целом, подводя итог, можно сказать, что прослойка политических аутсайдеров, несмотря на имеющийся у них важный профессионально-личностный потенциал, пока так и не стала существенным вектором трансформации элиты в целом. Во многом это детерминировано как объективными показателями развития общества, так и закрепившимся эклектичным способом её формирования с характерным для него размытостью критериев отбора, их непубличным характером, нивелированием истинно меритокра-тических критериев.
Литература:
1. Миллс Ч.Р. Властвующая элита. М. : Изд-во иностр. литературы, 1959. 542 с.
2. Лигачев Е.К. Загадка Горбачева. Новосибирск : Сибирский центр СП «ИНТЕРБУК», 1992. 301 с.; Коноплев Б.В. Убеждений своих не меняю. Пермь : Звезда, 2002. 215 с.
3. Подсчитано автором на основании биографий, опубликованных в: Коммерсант-власть. 2016. № 44. С. 21-53; Интернет-энциклопедия «Кто есть кто в Саратовской области» о самых успешных и известных персонах региона. URL : http://www.kto.delovoysaratov.ru (дата обращения: 01.10.2020.); Известные люди юга России. URL : http://www.vipstav.ru (дата обращения 01.10.2020).
4. Кокошин А.А. Размышления о технократии и технократах. М. : ЛЕНАНД, 2008. 40 с.
5. Гордеев И. Трансформация власти и политики в эпоху постмодерна и глобализации // Обозреватель- Observer. 2007. № 12. С. 103-110.
6. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М. : Издательский Дом Нева, 2004.
Literature:
1. Mills Ch.R. The ruling elite. M. : Publishing house of foreign. literature, 1959. 542 p.
2. Ligachev E.K. Gorbachev's riddle. Novosibirsk : Siberian Center SP «INTERBUK», 1992. 301 p.; Konoplev B.V. I don't change my beliefs. Perm : Zvezda, 2002. 215 p.
3. Calculated by the author on the basis of biographies published in: Kommersant-vlast. 2016. № 44. P. 21-53; Internet encyclopedia «Who's Who in the Saratov Region» about the most successful and famous people in the region. URL : http://www.kto.de-lovoysaratov.ru (date of access 01.10.2020.); Famous people of the south of Russia. URL : http://www.vipstav.ru (date accessed 01.10.2020).
4. Kokoshin A.A. Reflections on Technocracy and Technocrats. M. : LENAND, 2008. 40 p.
5. Gordeev I. Transformation of power and politics in the era of postmodernity and globalization // Observer-Observer. 2007. № 12. P. 103-110.
6. Zinoviev A.A. Towards a super-society. M. : Publishing House Neva, 2004.