Д.В. ПОКАТОВ доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского*
Профессионализм политической элиты: понятие, критерии, формы проявления
Интерес к различным аспектам элитной проблематики несмотря на появившиеся в последние годы многочисленные исследования продолжает расти, что не является случайным. Политические элиты остаются одним из важнейших субъектов власти и управления, концентрирующим в своих руках значительные ресурсы. От того, какими качественными показателями обладают отдельные представители элитного слоя и политическая элита в целом, как относительно небольшая социальная группа, объединяющая выходцев из различных социальных слоев, профессионально занимающихся политической деятельностью и располагающих как статусными, так и иными возможностями для влияния на общество, во многом зависят потенциал общественного развития и процессы, происходящие в нем. Среди показателей современной политической элиты достаточно большую роль играет профессионализм.
Само понятие профессионализм имеет латинское происхождение. Profitero означает открытость заявления, изъявления чего-либо, выражение воли1. Сегодня в ряде исследований профессионализм зачастую определяется как «совокупность знаний, навыков поведения и действий, свидетельствующих о профессиональной подготовке, выучке, пригодности кого-либо»2.
Вследствие того, что сама политическая элита выступает важнейшим субъектом политики, это означает, прежде всего, необходимость обладания её представителями высоким уровнем профессиональных умений и навыков.
Если обратиться к имеющимся исследованиям, в которых рассматривается данная социальная группа, то можно обнаружить различные, порой диаметрально противоположные взгляды как на само определение профессионализма в политической сфере, так и на характеристики его базовых показателей. Так, М. Вебер отмечал, что профессиональная деятельность политического лидера и руководителя проявляется, в том числе, в постоянстве, когда политика становится необходимым элементом в их жизни, и её первоочередности, как в
* Покатов Дмитрий Валериевич, e-mail: [email protected]
1 Петрученко О. Латинско-русский словарь. 1914. Репринт. М., 1994, с. 504.
2 Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. М., 2001, с. 630.
л
материальном, так и идеальном отношениях1. Известный американский социолог Ч.Р. Миллс считал профессиональными политическими деятелями тех политиков, которые поднимались вверх по властной иерархической лестнице в результате выборов и имели опыт в избирательных делах2.
В ряде отечественных исследований в качестве ключевых показателей, по которым оценивался профессионализм политической элиты назывались: качественный уровень и системность в принятии политических управленческих решений (соответствие политических решений интегративным интересам максимально большого количества социальных групп), опора на законность и нормы права, приверженность демократизму, высоким морально-этическим и нравственным ценностям, умение действовать в условиях транспарентности (прозрачности) и гласности, владение современными технологиями влияния на общественное мнение, высокая ответственность за сферу деятельности, возложенные обязанности, умение правильно
о
использовать политическую волю и т.д.3. Л.А. Степанова, анализируя в своей работе критерии профессиональной компетентности администраторов (одного из достаточно важных звеньев современной политической элиты), выделяет десять важнейших показателей. Среди них она называет стратегическое мышление, стратегическое планирование, управленческую подготовку, способность эффективно представлять интересы организации, способность определять цели, задачи, приоритеты и достигать результата в реализации управленческого решения с учетом имеющихся людских и материальных ресурсов и др.4.
В целом выделенные критерии действительно имеют важное значение для определения профессионализма политической элиты. Однако следует признать, что простое их перечисление без должной систематизации достаточно эклектично. Кроме того, выделение таких показателей, как опора на законность, приверженность демократизму, высоким морально-этическим и нравственным ценностям выражает больше характеристику принципов деятельности органов управления и элиты и больше свойственно аксиологическим её трактовкам, со значительной идеалистической составляющей.
В этой связи, на наш взгляд, можно выделить следующие критерии и составляющие профессионализма политической элиты: высокий уровень и качество профессионального образования (прежде всего, политического, юридического и гуманитарного образования); наличие политического и административного опыта; имеющиеся у политического
1 См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 652.
2 См.: Миллс Ч.Р. Властвующая элита. М., 1959, с. 317.
3 Политический менеджмент / Под общ. ред. В.И. Жукова, А.В. Карпова, Л.Г. Лаптева, О.Ф. Шаброва. М., 2004, с. 201.
4 Степанова Л.А. Психолого-акмеологическое обеспечение профессионального развития государственных служащих // Социология власти. 2007, № 4, с. 11.
деятеля профессионально-творческие, креативные способности (в том числе, неординарность мышления, предрасположенность к лидерским функциям, действиям в условиях социальной энтропии, политическая интуиция, способности предвидения возможных последствий своих действий); соответствие основных положений разрабатываемой элитой управленческой парадигмы, в основе которой находится «формула правления» (или по выражению одного из родоначальников теории элит Г. Моска «политическая формула»), концентрирующая её основные политико-идеологические постулаты, запросам и потребностям основных социальных слоев и групп, и, наконец, характер ожиданий и степень доверия общества к политической элите.
Таким образом, профессионализм политической элиты можно определить как высокий уровень соответствующих (прежде всего политико-правовых) знаний, административного опыта, организаторских способностей и навыков, творческого мышления, проявляющихся в использовании их в политической практике и решении стоящих перед обществом задач.
Отмеченные выше критерии и составляющие политического профессионализма по-разному проявляют себя в различных типах обществ, что во многом связано со сложившимися в них обычаями и традициями, а также происходящими в них в настоящее время процессами. Одним из важнейших показателей профессионализма политической элиты является высокий уровень и качество профессионального образования. Многие западные и отечественные ученые подчеркивали в своих трудах необходимость наличия у представителя политической элиты профессионального политического, юридического либо гуманитарного образования. При этом известный отечественный философ и социолог XIX века Б.Н. Чичерин считал, что только «серьезное политическое образование может подготовить политических деятелей, стоящих на высоте своего призвания»1.
Американский социолог Ч.Р. Миллс, анализируя властвующую элиту США, считал вполне оправданным преобладание в ней юристов, чьи профессиональные задатки, в том числе «искусство словесного воздействия», умение заключать выгодные сделки и выполнять в целом посреднические функции, очень близки профессиональной деятельности политика2.
Отечественный социолог Н.И. Кареев, наоборот, выдвинул и обосновал идею создания особой системы обучения представителей элиты, которая, по его мнению, должна включать различные компоненты, в том числе, этические, исторические, социологические с упором на изучение экономических, юридических, политических и социологических теорий3.
1
Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. В 3 ч. М., 1898, ч. III, с. 5.
2 См.: Миллс Ч.Р. Властвующая элита, с. 340.
3 См.: Кареев Н.И. Мысли о сущности общественной деятельности. СПб., 1901, с. 131
Как показывает западный и отечественный опыт, наличие профессионального образования пока не стало типичным для представителей политической элиты. Так, в США только 6% элитных деятелей имеют гуманитарное образование, в Германии - 2%, а в Нидерландах нет ни одного государственного служащего, имеющего гуманитарное образование. Несколько лучше обстоят дела с юридическим образованием. Так, среди законодателей США в палате представителей был 51% юристов, в Англии к ним относились 21 % парламентариев1.
В российской политической элите общее число гуманитариев составляло 18,7%, экономистов - 13%, юристов - 11,7%, социологов -8%, в то время как политиков-технократов насчитывалось 50%2. Такие образовательные показатели, конечно, не были случайными, поскольку в большинстве политическая элита концентрировала в своем составе политических деятелей со значительным административным опытом. Применительно к России данная группа представляет собой достаточно сложное социальное образование, в котором доминируют «хозяйственники», представленные руководителями предприятий военно-промышленного и агропромышленного комплексов, менеджеров государственных и негосударственных фирм, административных служащих федеральных и региональных органов управления. На современном этапе их доля в составе российской политической элиты составляет 36%3.
Преобладание данной категории лиц с сильной административной доминантой во многом определяет имеющиеся у представителей современной политической элиты профессиональные способности и разрабатываемые ей идеологические установки и принципы, находящиеся в основе управленческой парадигмы.
Как показывает российская действительность, в политической элите, где доминирующими оказываются политические деятели со значительным административным опытом, достаточно мало представлены такие важные профессионально-творческие креативные способности, как неординарность мышления, способность к действиям в условиях энтропии и политическая интуиция. Современным представителям элиты более свойственно аппаратное мышление, ориентированное на знание и понимание аппаратных механизмов и особенностей функционирования госаппарата, чем государственное мышление, предусматривающее глубокое понимание потребностей и интересов общества и государства . Зачастую среди представителей современной
1 См.: Елисеев С.М. Политическая социология. СПб., 2007, с. 229.
2 Подсчитано автором на основании биографий, опубликованных в: Коммерсант-власть, 2012, № 12, с. 47-78., Российская газета, 2012, 22 мая; Совет Федерации [сайт]: URL: http: //www.council.gov.ru (дата обращения: 11.04.2014). Всего проанализировано 645 биографий, в том числе 450 депутатов Государственной Думы, 166 сенаторов, 29 руководителей структур исполнительной власти (министерств, ведомств).
3 См. там же.
политической элиты можно встретить политических деятелей со «штабным типом мышления», отличающимся значительной долей схематизации действительности, подменой реальности идеологизированными моделями и схемами, далекими от происходящих в современном обществе процессов1.
Отмеченные выше показатели, характеризующие политическую элиту, не могли не отразиться на разрабатываемой ей управленческой парадигме. Если в западных странах она имела достаточно серьезную социальную и инновационную направленность как в плане признания приоритетности потребностей индивида, так и предоставления широких партиципативных (по выражению Г. Пюттнера) возможностей, относящихся не только к участию граждан в выборах и референдумах, но и к решению местных проблем, в том числе, городского планирования, устройства школ и т.д., то в России достаточно заметна декларативность и значительная эклектичность базовых идеологических установок элиты.
Так, в качестве важнейших направлений деятельности и целей общественного развития согласно Указу «О долгосрочной государственной экономической политике» представители отечественной политической элиты определили: рост к 2018 г. объема инвестиций до 27% ВВП, возрастание доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей — в 1,3 раза, производительности труда - в 1,5 раза по сравнению с 2011г. Несмотря на важность данных направлений для инновационного развития общества многие эксперты справедливо отмечали значительную долю их декларативности вследствие того, что основные драйверы роста ВВП предшествующего десятилетия, в том числе высокий уровень заимствований, потребительский спрос и цены на нефть сегодня во многом исчерпали свои возможности2.
В современной России наблюдается острый дефицит экспериментальных производств, установок, а также и самих предприятий и организаций, реализующих инновационную деятельность. Их удельный вес среди общего числа таких предприятий в 2007 г. составил только 8,5%, в Германии — 62,6%, в Великобритании -43%, Финляндии - 51,4%. В этой связи показателен также и объем затрат, приходящихся в России в среднем на одного исследователя и составляющий только 50,1 тыс. долл., а в Германии он равен 236,4 тыс. долл., в США - 233,8 тыс., а в Республике Корея - 179,4 тыс. долл.3.
Во многом особенности разрабатываемой политической элитой управленческой парадигмы порождают сегодня и общий характер ожиданий и степени доверия к ней со стороны различных групп общества. Проведенные в последние годы опросы среди различных
1 Андреев А.А. Российское общество: запрос на нравственность и компетентность // Государственная служба. 2006, № 1, с. 27.
Никитин А. Нас не догонишь // Итоги, 2012, № 12, с. 16-17.
3 Фонотов А.Г. Россия: инновации и развитие. М., 2010, с. 364-365.
социальных групп в ряде регионов свидетельствуют о противоречивости общественных оценок относительно элиты и её профессиональных качеств, постепенном усилении негативных мнений, закрепляемых в общественном сознании. Так, проведенный в июле 2007 г. среди населения 11 субъектов, входящих в состав Южного Федерального округа, а также трех других регионов федеральных округов (Белгородской, Челябинской областей, Алтайского края), опрос, в котором приняли участие 1600 респондентов, показал, что ценности «профессионализма и образованности» наиболее важны среди других элитных характеристик для 22% респондентов. В то же время при оценке политической элиты в целом и практик её формирования 41% ответили, что к власти пришли хитрые, во многом беспринципные люди, ставящие своими целями личные интересы1.
Все это свидетельствует о глубоких деформациях профессиональных показателей современной политической элиты, во многом детерминируемых как закрепляемыми практиками элитообразования, так и особенностями развития данных обществ, оказывающими, несомненно, свое влияние и на формы профессионализма, имеющиеся в различных типах общественных систем. При этом также и сама функционально-деятельностная сторона существования политической элиты настолько широка, что во многом детерминирует различные формы проявления её профессиональных свойств.
Одной из форм профессионализма элиты вступает «теоретический профессионализм», выражающийся в наличии у представителей элиты профессионального, прежде всего, политического и юридического, образования. Он не получил пока значительного распространения ни в западных странах, ни в современной России. Думается, что в первую очередь это связано с тем, что современная политическая деятельность представляет собой в первую очередь сферу управленческой практики, но не теории.
Вторая форма профессионализма элиты - утилитарно-практическая, объединяет, с одной стороны, политиков со значительным опытом административной работы, а с другой - с опытом участия в деятельности политических партий или организации избирательных кампаний. Применительно к России можно говорить о том, что доминирующим слоем в ней являются хозяйственники, включающие в себя значительную прослойку администраторов (36%). Только 8,6% принадлежат к современным партийным политическим деятелям2.
1 Рудой В.В., Понеделков А.В., Старостин А.М., Лысенко В.Д. Региональные административно-политические элиты России: двадцать лет постсоветской эволюции (социологический анализ). Ростов н/Д., 2012, с. 15, 16.
2 Подсчитано автором на основании биографий, опубликованных в: Коммерсант-власть, 2012, № 12, с. 47-78., Российская газета, 2012, 22 мая; Совет Федерации [сайт]: URL: http: //www.council.gov.ru (дата обращения: 11.04.2014)
Наряду с теоретической и утилитарно-практической возможна и ещё одна форма проявления профессионализма политической элиты -смешанная (гибридная). Её отличительной особенностью становится отсутствие яркой выраженности какого-либо критерия профессионализма, что приводит к причудливому объединению различных категорий представителей современной элиты. В ней могут быть представлены как лица с профессиональным политическим образованием, так и политики-администраторы и политики, пришедшие из других сфер общественной жизни. В отечественной политической элите наряду с хозяйственниками и партийными политическими деятелями видное место занимают сегодня представители корпоративных структур (армейского генералитета, офицеров ФСБ, правоохранительных органов), составляющих 13%, а также различных
л
прослоек интеллигенции (24,9%)'.
Представители корпоративных структур во многом сохранили свои позиции благодаря длительному опыту, достаточно большой информированности, разносторонним познаниям и созданным имиджевым преимуществам. Прослойка интеллигенции сумела, наоборот, восстановить свое пошатнувшееся в 90-е гг. прошлого столетия положение, увеличив представительство в элите почти в 2,5 раза. Во многом это стало возможным благодаря изменившимся общественным настроениям и поддержке, а также отношению к ней со стороны правящей элиты.
Подводя итог, отметим, что профессионализм политической элиты -достаточно сложное общественное явление, чье формирование и развитие неотделимо от происходящих в обществе процессов. Во многом преодоление негативных явлений и деформаций, имеющихся в профессиональных показателях современной политической элиты неотделимо как от процессов становления гражданского общества, новой гражданской и политической культуры, так и существенных изменений в механизмах рекрутирования элиты, принципах новой кадровой политики и самой системе подготовки элитных кадров.
Покатов Д.В. Профессионализм политической элиты: понятие, критерии, формы проявления. В статье рассматриваются подходы к определению сущности профессионализма политической элиты, дается его авторская трактовка, выявляются критерии и анализируются формы проявления в различных обществах профессиональных показателей современной политической элиты.
Ключевые слова: профессионализм, элита, политическая элита, критерии и формы профессионализма политической элиты.
1 Подсчитано автором на основании биографий, опубликованных в: Коммерсант-власть, 2012, № 1-
2, с. 47-78., Российская газета, 2012, 22 мая; Совет Федерации [сайт]: URL: http: //www.council.gov.ru (дата обращения: 11.04.2014).
Pokatov D.V. Professionalism political elite: the concept, criteria, forms of display. The article discusses approaches to the definition of the professionalism essence of the political elite, gives the author's interpretation, reveals criteria and analyzes the forms of display in different societies of professional showing of the modern political elite.
Key words: professionalism, elite, political elite, criteria and forms of the political elite professionalism.