Научная статья на тему '«Политический рынок» современной России: модель «В. О. П. А. Д. » как инструмент ретроспективного анализа особенностей становления политических партий в 1993-2003 гг'

«Политический рынок» современной России: модель «В. О. П. А. Д. » как инструмент ретроспективного анализа особенностей становления политических партий в 1993-2003 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
278
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК / POLITICAL MARKET / ПАРТИЙНЫЙ ДИЗАЙН / POLITICAL DESIGN / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / POLITICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нежданов Денис Викторович

На основании применения предлагаемой автором исследовательской модели делаются выводы о результативности партий, слабых местах структурно-функционального развития партий и приводится рейтинг наиболее развитых политических структур по результатам первой декады партийного строительства в демократической России в условиях избирательной системы «смешанного» типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The political market of modern Russia: V.O.P.A.D. model as the retrospective analysis instrument of political parties development peculiarities in 1993-2003 period

On the base of the researching model described by the author there are some conclusions made about political parties results, weak points of their structures. In the article you may find the comparative analysis of the Russian parties characteristics based on the results of political parties development in conditions of «mixed» electoral system in democratic Russia.

Текст научной работы на тему ««Политический рынок» современной России: модель «В. О. П. А. Д. » как инструмент ретроспективного анализа особенностей становления политических партий в 1993-2003 гг»

«ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: МОДЕЛЬ «В.О.П.А.Д.» КАК ИНСТРУМЕНТ РЕТРОСПЕКТИВНОГО АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В 1993 - 2003 гг.

УДК 329.8

В современной политологической литературе выделяется несколько основных этапов развития политических партий в современной России.

Чтобы оценить степень, в которой основные российские партии оказывали влияние на политический процесс с момента зарождения многопартийности в демократической постсоветской России в начале и конце 90-х, сконцентрируем внимание на трех характерных чертах развития партий, предложенных в качестве методологических ориентиров в исследовании партийных систем стран постсоветского лагеря, ранее входивших в Советский Союз, американскими политологами Стивеном Фишем, Джоном Ишииама и Райа-ном Кеннеди [10, с. 132].

В первую очередь американские специалисты обращают внимание на степень, в которой партии в ходе нескольких электоральных циклов являются «последовательными» организациями, способными поддерживать степень собственной организационной и политической «надежности» в ходе участия в более чем одной избирательной кампании.

Основные последовательные партии были определены американскими исследователями как политические организации, которые получили места в Парламенте в ходе хотя бы двух избирательных кампаний в федеральном округе (по партийным спискам) и провели достаточное для формирования парламентской фракции число депутатов.

Вторая мера развития партий - степень, в которой принадлежность к партии

Д.В. НЕЖДАНОВ

способствует повышению результативности кандидатов, баллотирующихся в одномандатных округах. Для измерения этого показателя предлагается сравнить норму успешности выдвижения независимых кандидатов с нормой успешного участия в электоральной компании кандидатов, выдвинутых при поддержке «последовательных» партий, в одномандатных округах в ходе очередных выборов в Парламент.

Третья мера - степень, в которой последовательные партии «проникли» и закрепили свое влияние на периферии, вдали от густонаселенных территорий. Степень, развития этой партийной черты измеряется способностью партий привлекать голоса в конкурентной борьбе в одномандатных округах на периферии, вне густонаселенных территорий. Предлагаемая мера принимает во внимание количество голосов, отдаваемых в поддержку кандидатов, выдвинутых соответствующими последовательными партиями.

Отметим, что результаты трех постсоветских выборов нижней палаты парламента продемонстрировали высокий уровень партийной «мобильности», в результате чего только три действующие политические партии могут быть квалифицированы как «последовательные». Так, если в 1993 году к распределению мандатов было допущено восемь политических объединений (АПР, «Яблоко», «Выбор России», Демократическая партия России, КПРФ, ЛДПР, ПРЕС и «Женщины России»), то на выборах 1995 года только четыре из них («Яблоко», КПРФ, ЛДПР, а также НДР как «партия власти» и преемник Выбора

России) смогли значительно повлиять на состав второй Думы.

Таблица I1.

Степень «последовательности» партий: доля мест «последовательных» партий2 в Государственной Думе РФ, полученных в результате выборов по партийным спискам и в одномандатных округах в 1993, 1995 и 1999 гг.

1993 1995 1999

Процент представителей «последовательных» партий в Госдуме / Динамика в сравнении с предыдущим показателем 59.45% 68.59% +9,14 49.66% -18,93

Соотношение депутатов от «последовательных партий» и общего числа мест в Госдуме 264/4443 308/4494 223/449

1 Примечания: Указанные показатели рассчитаны автором на основе данных электоральной статистики, представленных на сайте www.roiip.ru и в справочнике «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 1999. Электоральная статистика». - М.: «Весь мир», 2000.

«Последовательными» партиями стали КПРФ, «Яблоко», ЛДПР и «партии власти» (в 1993 - Выбор России, в 1995 - НДР, в 1999 - Единство).

В результате подсчетов не принимались во внимание непроводившиеся, а также признанные недействительными выборы в Татарстане в 1993, и в Чечне в 1993, 1995, 1999 гг.

Выборы в одномандатных округах Татарстана: выборы состоялись во всех 5 округах 13 марта 1996 года. Поскольку их результаты повлияли на состав второй Государственной Думы, во избежание путаницы их результаты мы относим к 1995 году.

Выборы 1999 года еще более усугубили ситуацию партийной «непоследовательности» и подтвердили соответствующий статус только трех основных политических сил: КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР, а также очередной «партии власти» - «Единства».

Что касается второго фактора развития партий, а именно их «авторитетности», обратим внимание на то, что электоральная статистика в целом свидетельствует о небольшом повышении уровня влиятельности партий и избирательных блоков на думский предвыборный процесс. Так процент успешных избирательных кампаний, проведенных кандидатами в одномандатных округах представленными партиями, избирательными объединениями или блоками увеличился в 1999 году по сравнению с 1995 с 9,8% до 11,78%. Предвыборный марафон 1999 года закончился успешно для 8,7% независимых кандидатов, что, также выше результата года 1995, когда 7,2% внепартийных получили депутатские мандаты.

Гораздо более результативными, как видно из таблицы 2,на выборах в одномандатных округах были «последовательные» партии в сравнении с результативностью всей совокупности политических объединений и блоков, претендовавших на места в Госдуме. Более интенсивная позитивная динамика «авторитетности» «последовательных» партий, чем независимых кандидатов, на наш взгляд, во многом подтверждает тезис о гипертрофированном развитии партий в качестве виртуальных политических символов - «торговых марок» на электоральном рынке России.

Таблица 2.

Степень «авторитетности» партий: партийные и независимые кандидаты - победители кампаний в одномандатных округах в 1995 и 1999 гг.

1995 1999 Динамика в %

Независимые кандидаты 7,2% 8,7% + 1,5%

1096/77 1217/105

Кандидаты «последовательных партии 16,7% 18,8% +2,1%

484/81 345/65

Необходимо также отметить, что очень точно степень развития партий демонстрирует уровень ее организационного развития. В определении уровня регионального развития партий исследователю приходит на помощь вышеупомянутый методологический ориентир - уровень «проникновения» партий на периферию.

Таблица 3.

Партийное «проникновение»: средние величины объема голосов, полученных кандидатами «последовательных» партий в городских и сельских округах (%) в России в 1995 и 1999 гг.

Голоса, полученные кан- Голоса, полученные

дидатами, выдвинутыми кандидатами, выдви-

партиями в городских нутыми партиями в

округах сельских округах

Доля голосов в % (кол- Доля голосов в % (кол-

во округов) во округов)

1995 11,79% 12,89%

(п = 163) (п = 61)

1999 13.20% 13,02%

(п = 163) (п = 61)

+ 1,23% +0,13%

Примечания: 1. Указанные показатели рассчитаны автором на основе данных электоральной статистики, представленных на сайте www.roiip.ru и в справочнике «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 1999. Электоральная статистика». - М.: «Весь мир», 2000.

2. В Чечне в 1995 году выборы не проводились, в Татарстане они были проведены 13 марта 1996 года. Их результаты мы относим к 1995 году.

Полученные в результате исследования данные, как видно в таблице 2 демонстрируют выраженную позитивную динамику развития партий в округах компактного проживания населения (городс-

ких округах): там проникновение «политических» партий увеличилось в период с 1995 по 1999 год на 1,23%.

В то же время соответствующий показатель проникновения партий в сельские округа в указанный период возрос только на 0,13%, что, впрочем, также подтверждает крайне заторможенный характер развития структурного потенциала современных российских партий, в отличие от их символического потенциала, демонстрируемого уровнем «авторитетности» «последовательных» политических партий, чья позитивная динамика в аналогичный период превысила 2%, при достаточно высоком исходном уровне в 16,7%.

Не менее важными доказательствами преимущественно виртуального развития политических партий в 90-е годы выступает и сопоставление параметров структурной динамики «проникновения» или иными словами результативности «баллотировки» кандидатов, выдвинутых «последовательными» партиями и независимых выдвиженцев. Так, средняя результативность независимых кандидатов на выборах в сельских мажоритарных округах составила в 1995 - 8,88%, в 1999 - 9,92%; а в городских округах 6,58% и 8,18%, соответственно. То есть позитивная динамика составила в сельских округах 1,4%, а в городских - 1,6%, в то время как средняя результативность «баллотировки» партийных кандидатов увеличилась значительно меньше: на 0,13% - на селе и на 1,23% - в городах.

Таблица 4.

«Проникновение» независимых кандидатов: средние величины объема голосов, полученных непартийными кандидатами в городских и сельских округах (%) в России в 1995 и 1999 гг.

Одним из весомых доказательств «виртуального» характера российских партий выступают результаты выдвижения партийных списков и формирования парламента в ходе и после третьих «думских выборов» 1999 года. Так, экспертиза партийной принадлежности кандидатов, выдвинутых политическими организациями, политическими движениями и избирательными блоками продемонстрирова-

ла, что вопреки ожиданиям далеко не все кандидаты и даже не большая их часть являлись членами соответствующих политических организаций.

Так, только «Яблоко» продемонстрировало высокий уровень партийности избранных под одноименными партийными флагами депутатов в результате выборов 1999 года. Из 16 депутатов этого политического объединения 15, т.е. 93,8%, являлись членами партии. Гораздо ниже соответствующий показатель был в рядах КПРФ. Там из 67 избранных депутатов только 46, или 68,7%, попадали во внутрипартийную иерархию. Несколько ниже указанный показатель был у СПС - он составил 62,5% партийности депутатских рядов: из 24 депутатов - 15 смогли продемонстрировать партийную принадлежность. Еще ниже показатели у блока «Отечество - Вся Россия»: из 37 - 17 партийных (46%) и у «Блока Жириновского»: из 17 депутатов партийных было двое, что составило 11,8%. Абсолютным рекордсменом псевдопартийности избранных по спискам депутатов стало «Единство», продемонстрировавшее 9-процентный уровень партийности своих депутатских рядов: из 64 народных избранников только 6 заявили свою партийную принадлежность к соответствующей политической силе [2, с. 15-17.].

Очень любопытные выводы позволяет сделать сопоставление «партийности» кандидатов, избираемых в федеральном округе, и результатов партий на указанных выборах. График на рисунке 1 демонстрирует, что высокий уровень партийности избирательных списков отнюдь не гарантирует высоких электоральных результатов соответствующих избирательных объединений и блоков. Напротив, чем ниже уровень партийности «проходной» части

Голоса, полученные Голоса, полученные неза-

независимыми кандида- висимыми кандидатами

тами в городских округах в сельских округах

Доля голосов в % Доля голосов в %

(кол-во округов) (кол-во округов)

1995 6,58% 8,88%

(п = 163) (п = 61)

1999 8,18% 9,92%

(п = 163) (п = 61)

списка, тем выше электоральный результат этих партий и политических объединений. Так, например, «Яблоко», имеющее самый высокий процент партийности избранных депутатов, получило менее всех мандатов, в то время как «Единство», являясь лидером по непартийности представленного списка кандидатов, по указанному критерию, в результате заняло второе место по количеству полученных думских мандатов вслед за КПРФ [2, с. 15-17.].

парламента - Госдумы, а «власть» одного депутата за 1/450 власти Думы, то наиболее властной следует признать ту партийную фракцию, которая наиболее приближена к единице, и наоборот наименее властной, ту, которая наиболее удалена от единицы в классической системе исчисления;

2) степень масштабности общефедерального развития соответствующих политических структур («охват»);

«Зависимость» «партийности» избирательных списков

Рис. 2.

Помимо исследования идеологических и символических характеристик основных российских партий нельзя не обратить внимание на структурно-функциональные особенности дизайна политических объединений конца 90-х.

Чтобы оценить развитие структурно-функционального потенциала российских партий конца 90-х, предлагается исследовать по предлагаемой автором модели «В.О.П.А.Д.» («Власть», «Охват», «Проникновение», «Авторитетность», «Динамика»). Данная модель применима для оценки уровня развития партийных организаций в условиях смешанной избирательной системы, применяемой на выборах в парламент той или иной страны и сочетающей принципы «пропорциональной» и мажоритарной избирательных систем. Авторская модель оценки уровня развития политических партий «В.О.П.А.Д.» включает следующие параметры:

1) степень, в которой партии получили влияние в российском парламенте («власть»). То есть, если принять за единицу власть всей нижней палаты

3) степень, в которой партии «проникли» в регионы и на периферию, в том числе сельские территории (или что С. Фиш называет «проникновение» партий);

4) степень, в которой партии оказывают влияние на норму успешности на выборах баллотирующихся от их имени кандидатов («авторитетность»);

5). степень развития партий в рамках действующей в указанный период партийной системы («динамика»).

Пошагово обращаясь к избранным для оценки критериям анализа структурно-функционального потенциала партий, дадим краткую их характеристику.

Уровень «власти» демонстрирует тот фракционный потенциал политической силы, который партии способны мобилизовать в Госдуме, в целях увеличения своего влияния, привлечения депутатов и проведения или воспрепятствования принятию законов, нормативно-правовых актов, иных властных решений. Уровень власти партии определяется количеством замещенных партией мест в парламенте.

Таблица 5.

Уровень «власти» основных партий: количество замещенных партийными фракциями мест в российском парламенте в 1999 - 2003 гг.

Уровень охвата демонстрируют результаты партии в ходе выборов по партийным спискам.

Таблица 6.

Уровень «охвата» основных партий: количество набранных партиями голосов на выборах в федеральном округе в 1999 году

Уровень «проникновения» наряду с уровнем «охвата» демонстрирует дееспособность региональных и местных структур политических партий и развитость структур активистов в различных регионах России не только на уровне густонаселенных, но и на уровне провинциальных, не городских территорий. Уровень проникновения определяется сравнением нормы успешности баллотировки кандидатов в городских и негородских одномандатных округах.

Таблица 7.

Уровень «проникновения» основных партий: средний объем голосов, полученных кандидатами последовательных партий в городских (г) и негородских (с) (сельских) округах (%) в 1999 г.

Уровень «авторитетности», как уже упоминалось, демонстрирует возможности партий по увеличению электорального потенциала кандидатов, баллотирующихся в региональных одномандатных округах.

Таблица 8.

Уровень «авторитетности» основных партий: соотношение успешной баллотировки кандидатов «одномандатников» от основных партий и общего количества, выдвинутых данными партиями кандидатов в мажоритарных округах в 1999 г.

% «Партия власти» («Единство» КПРФ «Яблоко» ЛДПР ОВР СПС

Количество победителей / всего выдвинутых 9/31 46/126 4/113 0/84 31/89 5/65

% победителей 29,03% 36,50% 3,53% 0,0% 34,83% 7,69%

Развитие параметра (балл.) 4 6 2 1 5 3

Уровень «динамики» демонстрирует потенциал партий сохранять и увеличивать уровень своего влияния на политический процесс.

Таблица 9.

Уровень «динамики» основных партий: количество замещенных партиями мест в российском парламенте в 1999 году по сравнению с 1995 годом

% «Партия власти» («Единство») КПРФ «Яблоко» ЛДПР ОВР СПС

1995 55 (НДР) 157 45 51 - -

1999 73 (Единство) 113 20 17 68 29

Динамика мест в парламенте + 18 -44 -25 -34 +68 +29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие параметра (балл.) 4 1 3 2 6 5

Сводный результат развития политических партий демонстрирует как уровень структурно-функциональной и организационной, так и идеологической и символической востребованности и состоятельности основных политических объединений в конце 90-х.

Таблица 10.

Интегральный коэффициент развития основных партий по результатам анализа результатов избирательной кампании в Госдуму созывов 1999 и 2003 гг. : сводный результат

«Партия власти» («Единство») КПРФ Яблоко ЛДПР ОВР СПС

Округа/ Выдвинуто кандидатов Г 24 С 7 Г 94 С 32 Г 81 С 28 г 57 С 21 Г 65 С 23 Г 48 С 11

Среднее кол-во голосов, полученных кандидатами в % со 1-" 10,32 21,43 24,70 10,99 00 о ю ш ГП 19,30 23,66 10,70 о со ю

Развитие параметра (балл.) 4 4 6 6 2 2 1 1 5 5 3 3

Параметр оценки «Партия власти» («Единство») КПРФ «Яблоко» ЛДПР «Отечество Единая Россия» СПС

«охват» 5 6 1 2 4 3

«динамика» 4 1 3 2 6 5

«авторитетность» 4 6 2 1 5 3

«проникновение» 4 6 2 1 5 3

«власть» 5 6 2 1 4 3

Итого: 22 25 10 7 24 17

Уровень общего развития (место) 3 1 5 6 2 4

Фракции «Единство Единая Россия» КПРФ «Яблоко» ЛДПР «Отечество Единая Россия» СПС

Количество мест в парламенте 81 83 17 14 61 31

Развитие параметра (балл.) 5 6 2 1 4 3

% «Партия власти» («Единство» КПРФ «Яблоко» ЛДПР ОВР СПС

% 23,32 24,29 5,93 5,98 13,33 8,52

Развитие параметра (балл.) 5 6 1 2 4 3

Обратившись к результатам избирательной кампании в Госдуму в декабре 2003 года, можно сделать ряд нетривиальных выводов.

Напомним, что в указанный период последовательность проявило менее трех пятых партий-кандидатов, участвовавших в распределении мандатов согласно результатам выборов 7 декабря 2003 года. Приведем три основных параметра, избранных для характеристики партийного развития в указанный период для выявления тенденций развития политических образований в России.

Таблица 11.

Интегральный коэффициент развития основных партий по результатам выборов в Госдуму в 2003 г.: сводный результат

Выборы в государственную Думу РФ 2003 года, проводимые по «смешанной» системе в России, привели в очередной раз к существенным перестановкам сил в партийной системе, свидетельствующим о системном кризисе института партий.

Сравнительный статистический анализ продемонстрировал особую передовую роль КПРФ как мощного политического субъекта, имевшего гипертрофированное развитие по линиям «авторитетности», локального («проникновение»), федераль-

ного («охват») и фракционного («власть») развития. При этом конец 90-х продемонстрировал, что самыми успешными партиями, согласно исследованию в рамках предложенной методологии, стали бюрократические партии или т.н. «партии власти» «Единство» и «ОВР», в совокупности продемонстрировавшие в 1999 году наиболее высокий уровень развития практически по всем предложенным параметрам.

Второй по развитию группой партий стали т.н. «идеологизированные партии» КПРФ и СПС. СПС в частности продемонстрировало четвертый в общем зачете результат «охвата», второй результат по «динамике» и третий результат по «авторитетности» и «проникновению».

И третьей группой значительно отставших от конкурентов партий по большинству показателей стали партии т.н. лидерского типа «Яблоко» и ЛДПР.

Все это позволяет сделать вывод о системной деформации в условиях российского политического рынка конца 90-х классических идеологий в качестве основного фактора партийного строительства и инструмента политической конкуренции. С другой стороны, налицо увеличение влияния номенклатурно-административ-ных политических образований, успешно компенсирующих отсутствие идеологической базы в классическом понимании последней, активной информационной экспансией и контр-экспансией, а также административными технологиями политической мобилизации как отличительной черты дизайна соответствующих политических партий.

Параметр оценки «Партия власти» («Единая Россия») КПРФ «Яблоко» ЛДПР «Родина» СПС

«охват» 6 5 2 4 3 1

«динамика» 6 1 3 4 5 2

«авторитетность» 6 5 2 4 3 1

Итого: 18 11 7 12 11 4

Уровень общего развития (место) 1 3 4 2 3 5

1. «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 1999. Электоральная статистика» [Текст]. - М.: «Весь мир», 2000.

2. Тур, А.И. «Партийность» партийных списков [Текст]/ А.И. Тур, Т.Ю. Головина, А.С. Новиков// Журнал о выборах. - 2001. - № 1. - С. 15-17.

3. Камышев, Д. Сбылась мечта. Что теперь будет с политической системой страны [Текст] / Д. Камышев, К. Смирнов // Коммерсант. Власть. - 15-21 декабря 2003. - № 49 [552]. - С.22.

4. Нежданов Д.В. Метафора «политический рынок» как методологическая основа политических исследований [Текст]: автореф. дис. ... канд. полит. наук / Д.В. Нежданов. - Екатеринбург, 2009.

5. Нежданов, Д.В. Метафора «политический рынок: как дискурсивный компонент и методологическая основа политических исследований [Текст] / Д.В. Нежданов, О.Ф. Русакова // Полития. - 2009. - № 4. - с. 119.

6. Пшизова, С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе [Текст] / С.Н. Пшизова // Полис. - 2009. - № 2.

7. Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации / URL: http: // www.duma.gov.ru.(дата обращения: 24.11.2008).

8. Официальный сайт Российского общественного института избирательного права / URL: http: // www.roiip. ru (дата обращения: 24.03.2009).

9. Collier, D. Democracy with Adjectives: Conceptual Innovation in Comparative Research [Text] / D. Colliver, S. Levitsky // World Politics. - 1997. - vol. 49. - № 3.

10. Ishiyama, J.T. Superpresidentialism and Political Party Development in Russia, Ukraine, Armenia and Kyrgyzstan [Text] / J.T. Ishiyama, R. Kennedy // Europe-Asia Studies. - 2001. - Dec.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.