Научная статья на тему 'Политический ресурс российских преподавателей высшей школы: формы и способы реализации'

Политический ресурс российских преподавателей высшей школы: формы и способы реализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС / HUMAN RESOURCE / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕСУРС / POLITICAL RESOURCE / СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕСУРСА / WAYS OF REALIZATION OF A POLITICAL RESOURCE / TEACHERS OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нархов Дмитрий Юрьевич

Рассматривается место политического ресурса преподавателей вузов в модернизации высшего профессионального образования. Анализируются формы и способы его реализации: участие в работе органов государственной власти и общественных советах при них, профессиональных союзов и объединений, использование преподавателями инструментов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Нархов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL RESOURCE OF RUSSIAN TEACHERS OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION: FORMS AND WAYS OF REALIZATION

The place of the political resource of teachers of higher education institutions in higher education modernization is considered in the article. Under analysis there are such forms and ways of its realization as participation in work of public authorities and public councils at them, labor unions and associations and use of tools of civil society by teachers.

Текст научной работы на тему «Политический ресурс российских преподавателей высшей школы: формы и способы реализации»

YAK 323.212:378.124 ББК 74.480.42+66.0

Д.Ю. НАРХОВ

D.U. NARKHOV

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕСУРС РОССИЙСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАУИИ

THE POLITICAL RESOURCE OF RUSSIAN TEACHERS OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION: FORMS AND WAYS OF REALIZATION

Рассматривается место политического ресурса преподавателей вузов в модернизации высшего профессионального образования. Анализируются формы и способы его реализации: участие в работе органов государственной власти и общественных советах при них, профессиональных союзов и объединений, использование преподавателями инструментов гражданского общества.

The place of the political resource of teachers of higher education institutions in higher education modernization is considered in the article. Under analysis there are such forms and ways of its realization as participation in work of public authorities and public councils at them, labor unions and associations and use of tools of civil society by teachers.

Ключевые слова: преподаватели высшей школы, человеческий ресурс, политический ресурс, способы реализации политического ресурса.

Key words: teachers of a higher education institution, a human resource, a political resource, ways of realization of a political resource.

Любые целенаправленные социальные изменения в обществе требуют своего ресурсного обеспечения. В этом плане задачи по модернизации российского образования решаются на базе целого комплекса институциональных, организационных, материально-технических и человеческих ресурсов. Само понятие «человеческий ресурс» трактуется в научных теориях и практике применения неоднозначно. Мы далее будем понимать под ним количественную меру возможности выполнения социальной деятельности, общественные условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый социально значимый результат.

Человеческими ресурсами модернизации образования выступают представители многообразных общностей и социальных групп, так или иначе включённых в образовательный процесс - это абитуриенты, студенты, преподаватели, администрация вуза, вспомогательный и обслуживающий персонал и другие, вовлекаемые в процесс образования опосредованно, - родители абитуриентов и студентов, работодатели, члены различных общественных, в том числе и неформальных организаций и т. д.

Среди них особую роль в модернизационных процессах играют преподаватели высшей школы как профессиональная общность, обладающая специфическим набором ресурсов (профессиональные, экономические, культурные, политические и др.). Каждый из этих видов ресурсов имеет свои формы и условия реализации. И наименее изученным из них представляется политический ресурс, значение которого в современных условиях возрастает.

Политический ресурс преподавательской общности в обществе в целом можно определить как её способность влиять на процесс и результат принятия политически значимых решений на уровне региона (муниципалитета), страны или мегарегиона. В сравнении с другими социальными группами политический ресурс данной общности представляется относительно небольшим и реализуется он чаще всего опосредованно - через участие преподавателей в различных общественных и экспертных советах, комиссиях и тому

подобных органах, создаваемых при государственных властных структурах для подготовки политических, законодательных и других властных решений. Однако значимость этого вида ресурса в стратегическом плане может быть весьма заметной, поскольку именно таким способом - через представление экспертного знания - формируются не только представления политиков и чиновников о конкретном положении дел в определённой сфере общественной жизни, но и принимаемые ими решения, влекущие конкретные политические, экономические и социальные последствия.

Развитие и реализация политического ресурса преподавателей вузов детерминированы основной функцией образования - трансляцией культуры в целом и политической культуры в частности. На вузовского преподавателя, вне зависимости от его желания, возложена миссия политического образования студенчества, выступающая в виде сложной системы, интегрирующей «...в результате целенаправленной деятельности те элементы культуры, которые определяют характер и формы политической социализации (по сути, гражданского образования) в процессе формирования определённого типа политического поведения и сознания, свойственных данному типу общества и государственному устройству» [2]. Это образование реализуется в трёх аспектах: трансляция основ политического мировоззрения; освоение политических дисциплин; подготовка к участию в отдельных политических процессах разного уровня: выборах, работе в общественных, политических организациях, в профессиональной политической деятельности в целом.

Исследователи процессов политического образования, как правило, выделяют несколько групп направлений участия общностей в политических процессах1 [2, 4, 5]. Это отношение к политике; участие в деятельности, связанной с развитием демократии и гражданского общества в целом; участие в работе государственных институтов; электоральное поведение; участие в деятельности, связанной с самоорганизацией общественной жизни. Государство, сохраняя и воспроизводя собственную структуру, осуществляет контроль над процессом политического образования посредством принятия централизованных решений, как в открытых формах - через законодательные и нормативные акты, так и путём создания системы неформальных правил поведения в политическом пространстве.

Из этого вытекает основное ограничение реализации политического ресурса преподавателей высшей школы - запрет деятельности в ней политических партий. Поэтому связывать развитие этого вида ресурса необходимо с деятельностью преподавателей в политических и иных структурах гражданского общества, участвующих в государственном строительстве за пределами вузов и тех общественных организаций, которые содействуют этому процессу в самих вузах.

Если политическая деятельность всё-таки осуществляется преподавателями непосредственно в вузе, и особенно, если это делается с оппозиционных партии власти позиций, то возможен конфликт между ними и администрацией вузов. Результат разрешения такого конфликта, как правило, приводит к санкциям, вплоть до увольнения преподавателя (что делается уже в рамках формальных «правил игры», например, через организацию проверок профессиональной компетентности) либо прекращению им подобной деятельности.

На современном этапе вряд ли стоит говорить о восстановлении в вузах системы тотального партийно-политического контроля со стороны «Единой России» или какой-либо другой партии, как это было при социализме. Но и говорить о полном её отсутствии также неправомерно. По крайней мере, правозащитные сайты и форумы все чаще и чаще фиксируют подобные факты [11, 12].

1Мы рассматриваем эти направления участия в политических процессах применительно к ресурсному потенциалу преподавателей, а не в качестве элементов образовательной системы или системы политических воззрений преподавателей.

Одним из наиболее эффективных способов реализовать свой политический ресурс для преподавателя является непосредственная работа в органах власти. Но такой способ доступен очень ограниченному числу вузовских работников. Наш опрос, проведённый в мае-октябре 2013 г. и охвативший 750 преподавателей из 32-х городов России, выявил всего 5 человек (менее 1% опрошенных, работающих на преподавательских должностях на условии совместительства), отметивших, что вне вуза они являются руководителями государственной структуры регионального уровня. Этот канал - прямого участия в деятельности органов власти - доступен и коллегам преподавателей-чиновников, но лишь в той мере, в какой руководители нуждаются в информации для принятия политических решений: их неформальное мнение может оказаться важным. Так происходит конвертация социального капитала в капитал политический.

Более реальным способом видится деятельность представителей преподавательской общности в экспертных советах и работах, выполняемых по заказу органов власти по разработке проектов стратегий и концепций развития отраслей экономики и сфер общественной жизни, законодательных актов и т. п.

Эта форма сотрудничества института власти и преподавательской общности актуализировалась в последнее время в связи с развёртыванием в стране программы модернизации экономики и общества, для чего власть была вынуждена обратиться к представителям науки, в том числе и вузовской. Так, практика реализации приоритетных национальных проектов привела к созданию общественного совета при Президенте РФ, соответствующих советов при его полномочных представителях в федеральных округах и советов при руководителях субъектов Федерации, множества советов по модернизации конкретных отраслей экономики, инновациям, проблемам развития науки и образования и т. д., в которые входят представители системы высшего профессионального образования.

В реальности этот канал реализации политического ресурса также оказался нешироким. Например, основными задачами Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию являются информирование Президента о положении дел в этих отраслях, выработка предложений по определению приоритетных направлений государственной научно-технической и инновационной политики в области образования и мер, направленных на их реализацию, а также экспертиза проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Данный Совет состоит из 38 человек, включая самого Президента. В него входят 8 представителей вузов, в том числе 5 ректоров государственных вузов, 1 ректор негосударственного вуза, 1 проректор и 1 профессор [1].

Общественный совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации насчитывает 15 членов, среди которых два представителя высшей школы - профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С.Е. Рукшин и научный руководитель математической лаборатории им. Чебышева Санкт-Петербургского государственного университета С.К. Смирнов.

Безусловно, в эти советы входят авторитетные деятели науки и образования, обладающие ещё и значительными властными полномочиями в образовательной и научной сфере, а потому имеющие возможность использовать для работы в этих советах ресурсный потенциал научного сообщества и преподавательской общности.

На уровне федеральных округов и субъектов действуют советы ректоров вузов соответствующих территорий, советы по реализации приоритетных национальных проектов, которые также можно отнести к каналам реализации политического ресурса преподавателей. Однако делать это можно с определённой долей условности: общественные советы при органах власти являются «нисходящими» каналами вертикали власти, инициатива и приори-

тет использования которых принадлежит власти. Соответственно, право отбора экспертов из числа преподавателей остаётся за представителями власти, как государственной, так и вузовской.

Для широкого числа представителей вузовского сообщества взаимодействие с представителями власти остаётся возможным лишь на уровне общегражданских институтов, например, таких, как личное обращение через приёмные или по электронной почте. Естественно, что эффективность этих каналов будет разной: если властные структуры практически в любом случае смогут воспользоваться ресурсами ученых и преподавателей, то последние далеко не всегда могут пользоваться ресурсами власти.

Проведённый нами опрос ещё раз показал, что органы власти не используют активно экспертное знание преподавателей. Всего лишь трое участников нашего опроса указали, что вне вуза они являются членами общественных советов регионального уровня, ещё девять человек - членами различных экспертных групп или консультантами, аналитиками. То есть, и на уровне региона этот ресурс используется по схеме властной вертикали.

Традиционным способом реализации политического ресурса научно-педагогических работников является их участие в деятельности профессиональных союзов. Для большинства вузовских преподавателей он выступает в виде участия в профсоюзе работников народного образования и науки РФ - громоздкой и отягощённой традициями сотрудничества с властью организации, объединяющей всех, кто, так или иначе, работает в образовательной системе. Его членами являются учителя средних школ, воспитатели дошкольных учреждений, административные работники и др.

Аналогичной громоздкостью отличаются и первичные организации на местах. Так, профсоюзная организация УрФУ включает 30 профсоюзных бюро, 215 профсоюзных групп подразделений, объединяющих свыше 7 тысяч членов профсоюза [16], то есть практически весь трудовой коллектив.

Основные задачи профсоюза декларируются как «развитие конструктивного социального диалога организаций профсоюза с органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления», направленного на «участие в реализации приоритетных задач государственной политики в сфере образования и сохранении единого образовательного пространства; повышение статуса педагогических работников и качества кадрового потенциала образовательных учреждений; создание необходимых, безопасных и комфортных условий труда для работников образования с целью эффективной и творческой реализации их трудовой функции, новых требований к качеству и условиям подготовки обучающихся; содействие формированию здорового образа жизни работников образования» [15].

Фактически в данном случае «перекрываются» поля реализации не только политического, но и всех других видов капитала трудовых коллективов. Однако в реальности приоритет отдаётся регулированию трудовых отношений в образовательной сфере, а главным способом его реализации выступает разработка и принятие отраслевого тарифного соглашения, выстраивание на его основе коллективных договорных отношений между администрацией и членами профсоюзов конкретных трудовых коллективов. Все остальные направления ведутся, исходя из положений, зафиксированных в этих договорах.

Немногочисленные работы, посвящённые исследованию политических предпочтений преподавателей высшей школы, фиксируют диссонанс между восприятием происходящих в стране и в отрасли социально-политических процессов и участием в защите своих прав с помощью политических средств. Преподаватели не проявляют в этом отношении серьёзной активности и вместе с тем демонстрируют сами и формируют у студентов критический образ этих процессов. При этом важным видится, что профсоюзные акции, являясь одной из самых распространённых форм защиты интересов, в условиях «образовательной вертикали» являются наименее эффективным, хотя и относительно безопасным для преподавателей, способом реализации полити-

ческого ресурса [2, 4]. Участвуя в акциях официально поддерживаемой организации, преподаватель сохраняет свой статус, не рискуя попасть в разряд оппозиционеров.

Таким образом, говоря об этом профсоюзе, мы вынуждены сделать вывод об ограниченности его использования в качестве инструмента реализации политического ресурса преподавателей вузов. Он является таковым только в связи с совместными решениями управляющих структур всей системы образования и профсоюзов и работников всей отрасли, а на уровне реальных профессиональных групп - администраций вузов и руководства их профсоюзных организаций и в составе трудового коллектива.

Проведённый нами опрос показал невысокую степень доверия преподавателей к официальным профсоюзам как механизму защиты прав преподавателей: только 7% респондентов полагают, что вузовская профсоюзная организация максимально защищает права преподавателей. В отношении профбюро факультета или кафедры такого мнения придерживаются всего 5,5% опрошенных. Оценивают эту способность как хорошую 13,1% у вузовского профсоюза и 10,3% у профбюро, удовлетворительную - 21,4% и 19,7% соответственно. Респондентов, оценивших способность профсоюзов защищать права преподавателей в минимальной степени, более всего: 37,7% в отношении вузовской организации и 44,4% - в отношении профбюро; оценили как плохую эту способность 20,9% и 20,2% опрошенных соответственно. Как видно, доверие общности в целом к вузовской организации профсоюза оказалось несколько выше, чем к профбюро кафедр и факультетов.

В зависимости от занимаемой должности оценки преподавателей различаются: среди группы профессоров более всего оценивших возможности профсоюза по защите прав преподавателей как минимальные - 41,3% в отношении организации вузов и 53,3% - в отношении профбюро; в группе доцентов аналогичным образом высказались 38,4% и 43,5% соответственно; в группе старших преподавателей - 35,9% и 39,8%; в группе преподавателей - 20% и 29,4%. Полагаем, что подобное распределение ответов отражает реальный опыт обращения в профсоюзы представителей этих групп: чем его больше, тем больше разочаровавшихся. И только в группе ассистентов тенденция не сохранилась: минимально возможности вузовской профсоюзной организации оценили 40,7% от группы, возможности профбюро - 49,2%. Максимально высокие оценки в большей степени присущи старшим преподавателям, но и среди них этого мнения придерживаются не более 11% (рис. 1).

Возможности вузовской организации Возможности профбюро кафедры (факультета) □ Ассистент И Преподаватель В Ст. преподаватель □ Доцент 0 Профессор

Рис. 1. Количество преподавателей, оценивших возможности профсоюза защитить их права максимально высоко, % от группы

Подобная ограниченность основного для вузовского преподавателя профсоюза вызвала вполне закономерную реакцию со стороны преподавательского сообщества. Чаще всего она выражается в создании преподавателями независимых механизмов обсуждения собственных проблем, как правило,

3101000131010001310131013101

в виртуальном пространстве через создание собственных блогов, форумов, персональных страниц и групп в социальных сетях с числом участников от нескольких десятков до тысячи и более [9 - 1355 участников, 10 - 142 участника, 15].

Сегодня можно говорить о новом институте гражданского общества - сформировавшейся повседневной практике обсуждения в интернет-пространстве вузовскими преподавателями сколько-нибудь заметных событий, касающихся образовательной политики: любой законопроект, выступление чиновника или управленца приобретает шлейф комментариев, авторами которых являются и преподаватели высшей школы.

В этом отношении показательным является, например, интервью ректора НИУ Высшей школы экономики Я.И. Кузьминова, данное им в феврале 2013 г. информационному порталу Slon.ru по поводу издания Правительством РФ распоряжения «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки (Дорожная карта)» [16]: его сопровождают более 50 развёрнутых комментариев, не менее половины которых сделаны научно-педагогическими работниками.

Представляется, что содержание таких обсуждений становится достоянием власти и используется ей, как и в случае с общественными советами, лишь тогда, когда власть в нем нуждается. Но важно заметить, что сама возможность такого открытого обсуждения и вытекающая из него простота установления контактов между его участниками привели к многочисленным попыткам создания собственных ассоциаций и объединений вузовских преподавателей, как неформальных, так и получивших юридически закреплённый статус общественной организации.

Одним из заметных явлений в этом ряду стало создание в апреле 2013 г. Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность». Этот профсоюз зарегистрирован 19 июня 2013 г. Минюстом России как некоммерческая организация в октябре 2013 г. Первичные организации профсоюза действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде.

В декларации профсоюза заявляется, что это организация направлена на самозащиту большей части именно профессорско-преподавательского состава. Учредители видят в ней «классический профсоюз, то есть независимое от работодателей и чиновников объединение работников наёмного труда, готовое путём коллективных действий - от переговоров до забастовок - добиваться своих целей» [3].

Судя по материалам официального сайта, это действительно активная организация, сумевшая за короткий промежуток времени провести серию заметных акций в защиту интересов преподавателей вузов - как на уровне общности в целом, так и на уровне преподавательских групп и конкретных её участников. Об этом свидетельствуют материалы круглого стола «Как реформировать высшую школу и защитить интересы преподавателей и студентов: история и современность» [6], многочисленные открытые письма в защиту трудовых и других прав преподавателей, таких, как обращение к Президенту РФ против сокращений преподавателей и научных сотрудников Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова [7] и др.

Заметной акцией, приобретающей политический контекст, стало обращение «Общества научных работников» (мессидж которого сформулирован как «сообщество ученых, созданное "снизу"») к высшим руководителям России о диссертациях 25 депутатов, имеющих признаки плагиата. Само письмо появилось в ответ на внесённый в Государственную Думу законопроект о реформировании РАН. За 3 недели сентября 2013 г. под ним подписались более 1150 человек, среди которых есть и академики, и кандидаты наук [8].

Учитывая техническую простоту организации таких акций, можно предполагать, что подобные обращения смогут собрать необходимые для рассмотрения в Думе в качестве законодательной инициативы 100 тысяч подписей, что повлечёт высокую вероятность создания в недалёком будущем нового прецедента в политическом поле.

Мы полагаем, что организации, подобные этой, в скором времени составят серьёзную конкуренцию традиционным профсоюзам именно в политическом пространстве, а за последними останется роль органа социальной защиты работников образования, работающего «по остаточному принципу» в рамках властной вертикали.

Нами в ходе исследования проблемы также была предпринята попытка выявить возможность реализации политического ресурса преподавателей через одно из основных направлений их деятельности, причём наиболее доступным им способом - управление воспитательными процессами и участием в реализации государственной молодёжной политики. Данный вид использования политического ресурса оказался более востребованным органами власти, чем все остальные: каждый пятый участник нашего опроса вовлечён в процессы руководства воспитательной деятельностью и молодёжной политикой на уровне города или субъекта РФ, каждый десятый - на российском и международном уровне.

В ходе опроса мы выясняли способ (участие в качестве организатора отдельных мероприятий или руководство процессом в целом) и степень активности участия (по 5-балльной шкале) в воспитательной деятельности и молодёжной политике. Оказалось, что число преподавателей, включённых в эти процессы, сокращается в зависимости от уровня, на котором реализуется воспитательная деятельность и молодёжная политика. 17,5% респондентов активно участвуют в организации мероприятий воспитательной деятельности и молодёжной политики (здесь и далее суммированы оценки 4 и 5), 14,7% руководят ими в масштабах своего города, области (субъекта РФ). В организацию аналогичных общероссийских и международных мероприятий активно вовлечено немногим менее 15,4% респондентов, а в руководящую деятельность этого уровня - только 4,6% опрошенных.

Вовлечённость преподавателей в процессы фактического управления воспитательной деятельностью внутри вуза оказалась минимальной: если в качестве активных организаторов на факультете или в вузе выступают 40,5% респондентов, то руководят ими всего лишь 3,8%: эта ниша занята руководителями структурных подразделений вузов, а преподавателям отведена роль исполнителей. Одновременно наблюдается прямая зависимость степени доступности данного ресурса от занимаемой в вузе должности: максимальное число участвующих в руководстве воспитательными процессами - доценты, затем - профессора и далее - ассистенты и преподаватели.

Заметим, что группа профессоров проявляет большую по сравнению с другими активность в реализации молодёжной политики на уровне города (субъекта РФ). Другой вопрос: как именно реализуется эта активность? Мы склонны полагать, что ресурс молодых преподавателей в большей степени реализуется через функции руководителей или исполнителей конкретных проектов и мероприятий в рамках реализации молодёжной политики (например, таких, как образовательная программа площадки «Урал - территория развития» летом 2013 г.), доцентов и тем более профессоров - через работу в качестве экспертов при разработке долгосрочных перспективных программ, стратегий, концепций и т. п.

Таким образом, можно заключить, что в целом политический ресурс преподавателей высшей школы за время модернизации получил определённые импульсы для развития. Прежде всего, они связаны с расширением информационного пространства и включением в него преподавателей. Вместе с тем, реальных возможностей для реализации политического ресурса вузовских преподавателей по-прежнему немного, а их ресурс практически не находит прямого применения.

Возможный канал более эффективного использования данного ресурса видится в дальнейшем развитии институтов гражданского общества, таких, как упомянутые выше общественные советы, рабочие группы для обсуждения законодательных инициатив и программ, создаваемые не только органами власти, но и самими преподавателями, некоммерческие и профессиональные общественные организации в системе высшей школы.

Литература

1. Вопросы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Указ Президента России № 803 от 25.10.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kremlin.ru/acts/19492.

2. Гуторов, В.А. Политическое образование, демократизация и роль университетов в современной России [Электронный ресурс] / В.А. Гуторов // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах ; отв. ред. Г.А. Ключарев. - М. : ИС РАН, 2008. - Режим доступа : http://www.isras. ru/files/File/Publication/Monografii/obraz/2_1_Politicheskoe_obraz.pdf.

3. Декларация межрегионального профессионального союза работников высшей школы «Университетская солидарность» [Электронный ресурс] // Университетская солидарность. Официальный сайт. - Режим доступа : http:// unisolidarity.ru/?p=471.

4. Дёмин, Е.Н. Сравнительный анализ политических предпочтений профессорско-преподавательского состава и студентов вузов в реальном времени и среднесрочной перспективе (на примере вузов г. Барнаула) [Электронный ресурс] / Е.Н Дёмин // Россия 2030 глазами молодых ученых : материалы II Всерос. науч. конф. (Москва, 2011 г.). - М. : Научный эксперт, 2012. - Режим доступа : http://bus.znate.ru/docs/index-27611.html?page=9.

5. Кофанова, Е.Н. Политическая культура и образование в зеркале общественного мнения [Электронный ресурс] / Е.Н. Кофанова // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах ; отв. ред. Г.А. Клю-чарев. - М. : ИС РАН, 2008. - Режим доступа : http://www.isras.ru/files/File/ Publication/Monografii/ obraz/2_4_Politicheskaya_kultura.pdf (дата обращения 23.10.2013).

6. Кузьминов, Я. Зарплата преподавателей в Москве вырастет до 150 тысяч рублей. Интервью [Электронный ресурс] / Я. Еузьминов. - Режим доступа : http://slon.ru/russia/yaroslav_kuzminov_zarplata_prepodavateley_v_moskve_ vyrastet_do_150_tys_rub_-882831.xhtml.

7. Материалы круглого стола [Электронный ресурс] // Университетская солидарность. - Режим доступа : http://unisolidarity.ru/?p=668.

8. Обращение против сокращений преподавателей и научных сотрудников Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Университетская солидарность. - Режим доступа : http:// unisolidarity.ru/?p=1436.

9. Обращение российских учёных к высшим руководителям РФ [Электронный ресурс] // Общество научных работников (ОНР). - Режим доступа : http:// onr-russia. ru/c omment/6750.

10. Преподаватели ПМ-ПУ. Закрытая группа, г. Санкт-Петербург, факультет прикладной математики - процессов управления, СПбГУ [Электронный ресурс] // Социальная сеть «В контакте». - Режим доступа: http://vk.com/pmprepod.

11. Преподаватели сельскохозяйственных вузов. Открытая группа, г. Киров [Электронный ресурс] // Социальная сеть «В контакте». - Режим доступа : http://vk.com/club2452445.

12. Преподавателя вуза уволили за политические убеждения [Электронный ресурс] // Нижегородский Форум Друзей. - Режим доступа : http://forum. nnov.org/gorodskaya-zhizn/ucheba/vgipu/45289-prepodavatelya-vuza-uvolili-za-politicheskie-ubezhdeniya.html.

13. Преподавателя вуза уволили за политическую деятельность? [Электронный ресурс] // Права человека в России. - Режим доступа : http://www.hro.org/ node/14996.

14. Программа развития деятельности профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2010-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ed-union.ru/cgi-bin/go.cgi?sid=&file = doc6163.doc.

15. Профессиональная организация УрФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pksot-urfu.ru.

16. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://nsportal.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.