УДК--323:353.2
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
К.Д. Николенко 1
Данная статья посвящена истории развёртывания политического процесса во Владимирской области в 1989-2015 гг. Автором предлагается вариант периодизации регионального политического процесса. Каждая из выделенных стадий сопровождается её характеристикой, а также представлением основных событий и направлений развития политического процесса в области. В статье рассматривается специфика «красного» региона, его режима, модели организации политической системы. Исследователь приходит к выводу о том, что во Владимирской области существовал монодоминантный режим губернатора-члена КПРФ, который полностью исчерпал себя в 2003-2013 гг., а затем на данной территории началось становление монодоминантного режима губернатора-члена «Единой России».
Ключевые слова: региональный политический процесс; периодизация; монодоминантный режим; губернатор; конкурентность; КПРФ; «Единая Россия».
Постсоветская история регионов зачастую игнорируется в официальных выступлениях. Например, в разделе «История области» на портале администрации Владимирской области путь развития субъекта Федерации описан до 70-х гг. XX в., т.е. постсоветский этап, в принципе, упущен [13]. При этом заметно желание не вести в публичной плоскости речь о ближайших предшественниках. При губернаторе Н.В. Виноградове (1996-2013 гг.) не было принято вспоминать о первом главе администрации области Ю.В. Власове (1991-1996 гг.). Подобная тенденция характерна для нынешнего главы региона С.Ю. Орловой. Симптоматично, допустим, что во время торжественного собрания, посвящённого празднованию 70-летия Владимирской области (октябрь 2014 г.), зрителям был продемонстрирован фильм, в котором следом за событиями позднего СССР сразу шёл 2013 г., когда Орлова была назначена временно исполняющим обязанности губернатора [11].
Николенко Кирилл Дмитриевич - представитель «Агентства политических и экономических коммуникаций» во Владимирской области. E-mail: nikoolenkokd@yandex.ru.
© Николенко К. Д., 2016
В академическом сообществе политической истории уделяется существенное внимание. Так, в 2009 г. Р.В. Евстифеев выделил пять этапов в постсоветском развитии региона [10, 22-24]. В настоящее время эта периодизация, на наш взгляд, нуждается в дополнении. В данной статье предлагается выделить семь периодов:
1) зарождение политического процесса и возникновение конфронтации «демократов» и «красных» (1989-1993 гг.);
2) наступление и победа «красных» сил (1993-1996 гг.);
3) формирование и реализация монодоминантного режима «красного» губернатора (1996-2003 гг.);
4) мимикрия режима «красного» губернатора (2003-2007 гг.);
5) разрушение режима «красного» губернатора (2007-2011 гг.);
6) попытки восстановления конкурентности (2011-2013 гг.);
7) становление монодоминантного режима губернатора-«единоросса» (2013 г.-н.в.).
Зарождение политического процесса и возникновение конфронтации «демократов» и «красных» (1989-1993 гг.)
Фундаментом политической ситуации, сформировавшейся в первый период, являются изменения, касающиеся демократизации советского общества. Этот импульс послужил началом становления публичного политического процесса в регионе. Главным событием здесь стали выборы Съезда народных депутатов РСФСР, состоявшиеся в 1990 г.
Члены владимирской делегации были заметны на общероссийском уровне. Философа Ф.В. Цанн-кай-си ввели в состав Конституционной комиссии съезда. Адвокат И.А. Безруков участвовал в работе и Конституционной комиссии, и Конституционного совещания, был одним из подписавшихся под обращением в Конституционный суд РФ, в котором отстаивалась законность запрета деятельности КПСС. К.А. Морозов возглавлял подкомитет Верховного Совета по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления. Р.Е. Тихонов в 1991 г. был назначен ректором Российской академии управления (предшественница РАГС и РАНХиГС). С.Н. Соколов входил в счётную комиссию съезда. По национально-территориальному округу от области был избран в Верховный Совет известный журналист-международник И.И. Андронов.
Параллельно в регионе шёл процесс становления советских органов нового формата. Широкие по своему составу, избранные по мажоритарной системе, они отражали расстановку политических сил и являлись ареной для противостояния между партийной элитой, частью производственников и руководством области, назначенным Президентом РФ Б.Н. Ельциным.
Запрет деятельности Компартии в августе 1991 г. был одним из шагов, позволивших главе администрации области Ю.В. Власову лишить своих оппонентов управленческих рычагов. В дальнейшем он был вынужден пригласить ряд представителей «старой гвардии». Сравнительно молодой руководитель (назначен в возрасте 30 лет) не смог достичь согласия с соратниками и пошёл на замену этих участников команды.
Столкновение Президента и Съезда осенью 1993 г., завершившееся расстрелом парламента, болезненно отразилось на кадрах владимирской политики. Лишь один из народных депутатов попал в состав Федерального собрания. Многие избранники прекратили политическую деятельность. Некоторые экс-депутаты переехали в Москву. Интеллигентским кругам в этот период было свойственно разочарование. В то же время силы, ориентировавшиеся на прежнюю партийную элиту, смогли продемонстрировать настойчивость. Депутатами Госдумы, избранными в одномандатных округах региона, стали «аграрий» (Г.И. Чуркин) и представитель КПРФ (Е.В. Бученков). В верхней палате парламента, наоборот, закрепились Ю.В. Власов и представитель Президента в области Н.С. Егоров. Это был последний электоральный успех «демократов».
В 1989-1993 гг. политический процесс во Владимирской области прошёл этап зарождения, выхода на поверхность и разрастания. Специфика его протекания определялась сутью «перестроечных» явлений и формированием новых экономических отношений в России в целом. Его логическим завершением стали события на федеральном уровне, приведшие к смене политического строя, переходу к президентской республике и сужению сферы компетенции законодательной ветви власти. Данные изменения могли стать руководством к действию для региональной администрации по внедрению аналогичной схемы во Владимирской области, но ресурсов для реализации подобного плана у Ю.В. Власова оказалось недостаточно.
Наступление и победа «красных» сил (1993-1996 гг.)
Ликвидация системы советов, принятие Конституции, в соответствии с которой превалирующим стал институт президентства, не облегчили главе администрации Ю.В. Власову борьбу с «красными». На выборах депутатов Владимирской областной думы (позднее переименована в Законодательное собрание) 13 из 21 мандата [10, 30] достались тем, кого в либеральных кругах было принято называть «реваншистами». Председателем был избран бывший второй секретарь обкома КПСС Н.В. Виноградов. Представительный орган стал штабом, мозговым центром «советских» сил. Такой региональный парламент не мог быть «машиной для голосования», с его мнением приходилось считаться, через него невозможно было провести все законопроекты, подготовленные в недрах исполнительной власти.
Заксобрание начало привлекать на свою сторону гражданское общество, впервые организовав Общественную палату. В 1995 г. было создано движение «Справедливость и народовластие», которое поставило целью избрание Н.В. Виноградова на пост руководителя региона. После реформы порядка избрания членов Совета федерации Н. В. Виноградов вошёл в его состав по должности. На выборах в Государственную думу второго созыва в декабре 1995 г. КПРФ заняла по области первое место (20,72%) [21]. Для обеих «красных» одномандатников начался отсчёт второго срока полномочий. В Думу попал и местный коммунист-списочник В. А. Калягин. В конце 1996 г. заканчивались полномочия главы администрации. Предвыборная кампания развивалась не в пользу Ю.В. Власова. Несколько его бывших сподвижников выставили кандидатуры против него. По энергичности Ю.В. Власов заметно уступал Н.В. Виноградову и по итогам голосования потерял пост (21,71% против 62,2%) [5]. Заксобрание, избиравшееся одновременно, вновь было укомплектовано депутатами, преданными Н.В. Виноградову.
Данный период, как и в ряде других российских регионов, стал предвестником формирования «красного пояса», группы субъектов Федерации, где губернаторами были избраны деятели, настроенные оппозиционно к курсу Кремля. Претворение в жизнь именно такого сценария во Владимирской области было обусловлено консервативностью взглядов населения, высоким авторитетом прежней элиты, её способностью выживать и продвигаться в новых условиях, поддержкой со стороны «красных» директоров, непродуманностью социально-экономического курса, кадровой политики «младоре-форматора» Ю.В. Власова.
Формирование и реализация монодоминантного режима «красного» губернатора (1996-2003 гг.)
С победой Н.В. Виноградова на выборах главы администрации стартовал новый этап политического развития области. Умение первого лица области приспосабливаться способствовало тому, что он занимал должность более 16 лет, войдя в когорту губернаторов-« долгожителей». Н.В. Виноградов начинал свой срок в условиях сосредоточения властного ресурса в одних руках. Администрация ещё до его прихода была частично наполнена лояльными чиновниками. Заксобрание было солидарно с новым руководителем. Федеральный центр не стремился давить на него и утвердил представителем Президента вполне приемлемую для Н.В. Виноградова фигуру С.Н. Соколова, бывшего заместителя Ю.В. Власова и кандидата на губернаторских выборах. Упрочению позиций Н.В. Виноградова способствовало определённое экономическое оживление, особенно после дефолта 1998 г.
Новоиспечённый глава с самого начала давал установку на консолидацию «конструктивных» сил вокруг него, вне зависимости от идеологических
различий, для совместной «работы на благо области». Этой стилистике Н.В. Виноградов был верен вплоть до последних лет своего пребывания на посту. В этом плане его движение «Справедливость и народовластие» можно рассматривать в качестве нынешнего «Общероссийского народного фронта», но только регионального покрытия. Отделения партий и движений склонялись к тому, чтобы не противоречить губернатору. Депутатский корпус быстро превратился в придаток исполнительной власти и всегда действовал с ней сообща. Попытка спикера В.Я. Котова выступать независимо привела к тому, что в 2001 г. он был смещён и заменён на А.В. Боброва, который не отличался самостоятельностью.
Обстановка в данный период была прямо противоположной той, что имела место в 1989-1996 гг. Она «характеризовалась вытеснением людей из сферы политического» [10, 14]. Такая линия способствовала тому, что Н.В. Виноградов (вместе с ближайшим окружением) становился единственным центром политической системы региона. Административная управляемость практически не давала сбоев. Несколько выбивалось из этой линии лишь второе место экс-руководителя области на выборах по округу в Думу в 1999 г., но уже через год было получено подтверждение, что устойчивость сохранена, так как попытка Ю.В. Власова составить конкуренции инкумбенту на губернаторских выборах оказалась абсолютно безуспешной. Н.В. Виноградов одержал победу с результатом в 65,58 против 15,98% [4]. Удачным для губернатора был и исход выборов главы г. Владимира в 2002 г. «Демократа» И.В. Шамова сменил на посту его заместитель, бывший партработник А.П. Рыбаков.
Сосредоточенность Н.В. Виноградова на поддержании своего влияния не способствовала усилению Компартии, в рядах которой он состоял. По результатам думской кампании 1999 г. коммунисты в области переместились на второе место (24%) [22], немного уступив «Единству». Данный показатель не послужил КПРФ стимулом к смене тактики. Это было связано с тем, что всё равно оба одномандатника были «красными» (Г.И. Чуркин и коммунист В.Н. Паутов). По списку вновь в нижней палате оказался В.А. Калягин.
Образование партии «Единая Россия» в декабре 2001 г. не вызвало настороженности у руководства «красного» региона. Считалось, что руководитель областного отделения В.Н. Киселёв зависим от губернатора, поэтому новая структура не создаст проблем. Расчёт оказался неверным. Как и по всей стране, КПРФ потерпела фиаско на парламентских выборах в декабре 2003 г. Региональный результат (14%) был лишь несколько выше общероссийского (12,6%) [16]. Оба депутата-одномандатника были от Компартии, но И.Н. Игошин затем перешёл в «Единую Россию». Следует отметить, что с целью избрания И.Н. Игошина в поддержке со стороны областных властей было отказано действующему депутату от данного округа Г.И. Чуркину, который всё равно выдвинулся, но проиграл.
Завершение обозначенного выше периода стало однозначной вехой последовательной потери регионом статуса «красного». Принадлежность губернатора к КПРФ превратилась в формальный маркер. Как возникновение «красного пояса», так и прекращение его существования, по сути, были синхронными процессами для Владимирской области и других подобных субъектов Федерации. За 7 лет «проект» исчерпал свой ресурс. С появлением «Единой России» Н.В. Виноградов переставал быть исключительной фигурой в политической системе региона, хотя его способность к компромиссу с Администрацией Президента РФ позволила ему продолжать оставаться первым лицом области ещё в течение более чем 9 лет.
Мимикрия режима «красного» губернатора (2003-2007 гг.)
2003 год для коммунистов стал переломным моментом, крупнейшим поражением в истории партии, после которого организация до сих пор не может восстановиться. Мощный удар по авторитету КПРФ не мог не сказаться на поведении её представителей на местах. В 2004 г. большинство губернаторов приостановили членство в Компартии, вышли из неё либо максимально дистанцировались. Н.В. Виноградов сохранил членство в оппозиционной политической партии, но это никак не сказывалось на его высказываниях по поводу политики федеральных властей. Например, в отличие от своих однопартийцев, он не стал критиковать «монетизацию» льгот, осуществлённую с 1 января 2005 г.
Неприятным поворотом стало делегирование в регион депутата Госдумы А.К. Исаева, который должен был курировать местную «Единую Россию». Его наступательная критика в адрес Н.В. Виноградова рассматривалась в качестве заявки за должность главы области. Впервые какую-либо личность начали рассматривать реальным соперником, который способен сместить Н. В. Виноградова.
В период подготовки к выборам в Законодательное собрание, назначенным на февраль 2005 г., губернатор продолжил политику лавирования. Два его заместителя были делегированы в партсписки «Единой России» и КПРФ соответственно. Откровенные выпады в свой адрес в ходе кампании он получил лишь от Аграрной партии России, список которой возглавил экс-депутат Госдумы Г.И. Чуркин, давно ставший противником губернатора.
После отмены прямых выборов глав регионов Н.В. Виноградову удалось сохранить должность, и он был наделен полномочиями по представлению Президента. Правда, в региональный парламент была внесена и альтернативная кандидатура главного федерального инспектора полпредства в ЦФО Г.В. Веретенникова, но последний взял самоотвод. Утверждение в депутатском корпусе протекало без эксцессов. Следующим несомненным успехом для губернатора стало то, что ЕР и КПРФ выступили примерно одинако-
во на выборах в ЗС по пропорциональной системе (20,53 и 20,33%) [15]. Спикером парламента снова стал коммунист А.В. Бобров, значительное число депутатов от Компартии получили руководящие должности на освобождённой, оплачиваемой основе. Вместе с «единороссами» были поделены сферы влияния. Коалиция продержалась до лета 2007 г.
Тем не менее, коммунисты выиграли всего 2 из 19 округов на выборах в Заксобрание. Мэром г. Коврова, второго по величине города области, стала оппонентка губернатора И.В. Табацкова, бывший член Национал-большевистской партии. Против Н.В. Виноградова прямо выступал главный федеральный инспектор полпредства Г.В. Веретенников. Правда, в 2007 г. он был переведён из Владимирской области. Этому предшествовало обращение представителей лояльной Н.В. Виноградову общественности. «Подтачивало» весомость главы региона и то, что его начали воспринимать, как политика, чья карьера может оборваться в любой момент. Единственное, что играло в его пользу, так это допущение, что Администрация Президента заинтересована в наличии в губернаторском корпусе представителей различных политических партий. Но это вовсе не означало, что квота КПРФ должна распространяться именно на Владимирскую область, а не на какую-либо иную территорию.
Разрушение режима «красного» губернатора (2007-2011 гг.)
На пути к выборам депутатов Госдумы, назначенных на декабрь 2007 г., партия «Единая Россия» продолжила наращивать свои силы во Владимирской области. В регион был прислан новый куратор, депутат Госдумы М.В. Бабич. Впервые наметился разлад между Заксобранием и губернатором. Точкой преткновения стал вопрос о контроле за распоряжением земельными участками на территории региональной столицы со стороны администрации области. Попыткам принять такой закон противостояли, прежде всего, депутаты от «Единой России».
С прибытием М.В. Бабича, по сути, был создан ещё один центр власти в области. Для участия в кампании 2007 г. в качестве кандидата были привлечены глава г. Владимира А.П. Рыбаков и один из богатейших бизнесменов региона Г.В. Аникеев. В «партию власти» перешёл экс-вице-губернатор Ю.М. Фёдоров, заработавший репутацию «серого кардинала» при Н.В. Виноградове. Победа ЕР в области (с результатом в 56,75%), хотя и была ниже общероссийской (64,3%), но коммунисты набрали всего 14,4% [9].
В январе 2008 г. бюро обкома КПРФ приняло решение приостановить членство Н.В. Виноградова в партии, чтобы он смог получить продление полномочий [3]. Несмотря на отсутствие в Уставе КПРФ такой опции (приостановление возможно лишь по личному заявлению и в чётко очерченном перечне обстоятельств), средства массовой информации сообщали, что Н.В.
Виноградов больше не состоит в Компартии, хотя это не соответствовало действительности.
Летом того же года губернатор потерял контроль над Избирательной комиссией Владимирской области. Её возглавил представитель ЕР В.Н. Ко-матовский. Несмотря на противостояние ЕР и губернатора, депутаты от данной партии и КПРФ в региональном парламенте поддержали внесение поправок в Избирательный кодекс Владимирской области, по которым вводилась система распределения мандатов с применением метода делителей («метод Империали»), что создавало преимущество для избирательных объединений, набравших значительное число голосов.
На выборах в Заксобрание партийный список «единороссов» возглавил мэр г. Владимир А.П. Рыбаков. Н.В. Виноградов не стал «паровозом» для коммунистов. Избирательная кампания КПРФ проходила под лозунгом защиты области от внешнего вторжения, от «варягов», под которыми подразумевалась команда ЕР, курируемая М.В. Бабичем. За один день до дня голосования Заксобрание утвердило внесённую Президентом РФ Д.А. Медведевым кандидатуру Н.В. Виноградова на четвёртый срок губернаторских полномочий. Перед этим у Н.В. Виноградова состоялась встреча с руководством «Единой России», с Председателем Госдумы Б.В. Грызловым, в ходе которой он заявил о желании работать совместно с данной политической структурой [8].
1 марта 2009 г. по итогам выборов в региональный парламент квалифицированное большинство в нём получила ЕР. Губернатор впервые столкнулся с положением, когда депутатский корпус больше ему не подчинялся. В последующие годы между двумя ветвями власти регулярно возникало напряжение. «Единороссы» добились создания Общественной палаты, формируемой в порядке, выгодном правящей партии. Счётная палата области была переподчинена Заксобранию. Весной 2011 г. депутаты неудовлетворительно оценили отчёт Н.В. Виноградова (который был предусмотрен поправками в федеральное законодательство).
В публичном поле наиболее негативно для Н.В. Виноградова сложился 2010 г. Попытка областной администрации изменить условия проезда льготных категорий граждан, лесные пожары на территории региона, проблемы с предоставлением жилья погорельцам были использованы для критики на федеральном уровне.
В 2009-2011 гг. кризисные явления, сопровождавшиеся сменой некоторых партруководителей, наступили в обкоме КПРФ. Там выделились противоборствующие группы (лидеры - М.В. Вязгин, Ю.Б. Черкасов; А.М. Си-нягин, В. А. Королев), которые имели разные взгляды на то, как строить партийную деятельность и какую работу считать продуктивной. Оба лагеря надеялись, что именно их доводы поддержит губернатор. Он же до конца не встал ни на одну из сторон.
Важнейшее политическое событие 2010 г. - отмена прямых выборов главы г. Владимира. Переход к системе управления с «сити-менеджером» нашёл положительный отклик у исполнительной власти региона, хотя сама инициатива была запущена «единороссами», которые решили сменить мэра А.П. Рыбакова. Оппозиционные партии не выступили против, потому как в «пакете» с этим решением шло избрание 18 из 35 депутатов горсовета по пропорциональной системе. Второе условие не было реализовано. Последовала поправка, в соответствии с которой лишь 7 из 35 депутатов получали мандаты по партспискам, что послужило поводом для акции «Справедливой России» по раздаче белых ленточек в знак протеста. Изменение соотношения «пропорционалки» и «мажоритарки» не позволило коммунистам приобрести больший вес в горсовете, хотя на выборах в марте 2011 г. они получили 28,97% голосов при 34,82% у «Единой России» [19]. Перевес в одномандатных округах был у ЕР, и ее представители встали у руля муниципалитета. Главой города из числа депутатов был избран экс-парламентарий ЗС, бывший лидер регионального отделения «Союза правых сил» С.В. Сахаров. Главой администрации по конкурсу определили бывшего заместителя мэра, также бывшего члена СПС А.С. Шохина.
Выборы в Госдуму в декабре 2011 г. существенно преобразили расстановку политических сил. В регионе снижение доли проголосовавших за ЕР (до 37,55%) совпало с выходом на второе место «эсеров» (21,79%) и оттеснением КПРФ (20,78%) [14]. День голосования отметился громким скандалом на турбазе «Ладога», чьё название стало нарицательным из-за образования там временного избирательного участка (одного из многих в области). Зашкаливающие результаты в пользу ЕР, ограничение доступа на базу, проблемы с корректным заполнением документации сочли признаком фальсификаций. 10 декабря рядом с резиденцией областных властей состоялся самый массовый в истории Владимирщины пикет (порядка 1000 человек) против нарушений на выборах. Следующие подобные мероприятия собрали гораздо меньшее число участников.
В том же месяце М.В. Бабич был назначен полпредом Президента в Приволжском федеральном округе, что ослабило влияние извне на политическую жизнь области. Прошедший в Думу от региона «единоросс»-«варяг» И.Н. Игошин не был ему равноценной заменой.
Несмотря на рост популярности «Справедливой России» и Компартии и «пересменку» в правящей партии, губернатору всё сложнее было воспользоваться такими благоприятными обстоятельствами. Его четвёртый срок порождал убеждённость в том, что продления полномочий не будет, особенно в связи с восстановлением прямых выборов глав субъектов Федерации.
Попытки восстановления конкурентности (2011-2013 гг.)
Вслед за думской кампанией во Владимирской области наступила политическая «оттепель». Постоянной и неотъемлемой частью публичной дискуссии стал вопрос о том, кто будет новым руководителем региона. В публицистике, в аналитике высказывались различные предположения по конкретным фигурам, которые могли и хотели бы претендовать на лидерство. Куда важнее было то, что на протяжении отрезка времени с весны 2012 г. по весну 2013 г. жителям довелось воочию наблюдать необъявленную предвыборную кампанию, и Н.В. Виноградов не участвовал в ней как предполагаемый кандидат. Среди вероятных соискателей губернаторского кресла особой активностью отличался председатель Заксобрания В.Н. Киселёв.
Летом 2012 г. в регион на должность главного федерального инспектора полпредства прибыл С.Е. Рыбаков, аппаратчик из окружения руководителя Администрации Президента С. Б. Иванова. Рыбаков принялся осуществлять действия, которые были призваны значительно повысить его узнаваемость и авторитет среди граждан. Его появление привело к неминуемому соперничеству с В.Н. Киселёвым.
Н. В. Виноградов тем временем продолжал конфронтацию с депутатским корпусом. ЗС регулярно отклоняло законопроекты, вносимые губернатором, преодолевало его вето, наложенное на инициативы «единороссовско-го» большинства. В конкуренции В.Н. Киселёва с С.Е. Рыбаковым глава области, по сути, выступал на стороне последнего. Не называя имён и фамилий, Виноградов в общении с прессой высказывал недовольство тем, что выборы ещё не назначены, а агитация уже ведётся [17].
Единственным политиком, который откровенно заявил о стремлении быть первым лицом области, был предприниматель, лидер региональной «Гражданской платформы» А. С. Филиппов. Дружеские отношения его отца, возглавлявшего тогда «Газпром Межрегионгаз Владимир», с Н.В. Виноградовым способствовали возникновению версии, что таким образом «старая гвардия» старается занять нишу в новых реалиях, после неминуемой отставки «красного» губернатора. В качестве преемника, который будет компромиссом между Кремлём и Н. В. Виноградовым, рассматривался первый вице-губернатор А.В. Конышев. Сам Н.В. Виноградов выступал в том плане, что готов предложить несколько персоналий, которые могут стать преемниками. Хотя, стоит сказать, к подобным речам относились снисходительно, понимая, что уровень влиятельности Н.В. Виноградова низок. Особняком стоял депутат Госдумы от СР А.В. Беляков. Учитывая успех его партии в 2011 г., его считали возможным кандидатом в губернаторы, имеющим шансы на высокий результат.
В данный период политическая ситуация складывалась таким образом, что исполнительная власть, во многом, игнорировалась. Надежду, что Н.В.
Виноградову удастся «застолбить» для себя пятый срок, питали, в основном, те, кто по привычке не представлял себе, что областью может руководить другой человек.
Благотворно на политический процесс влияло то, что он был открытым настолько, насколько возможно и характеризовался публичной конкуренцией. Впрочем, в 2012 г. было уже ясно, что круг конкурентов на реальных выборах будет отличаться от представленного набора личностей. Это было связано с требованием к кандидату собирать подписи муниципальных депутатов и принципом «одна партия - один выдвиженец». Первое рождало сомнения насчёт перспектив регистрации Филиппова. Второе исключало одновременное участие в выборах В.Н. Киселёва и С.Е. Рыбакова.
Важнейшим фактором, воздействующим на предстоявшую избирательную кампанию, было установление единственного в году единого дня голосования. Полномочия Н.В. Виноградова истекали в марте 2013 г., а выборы могли быть назначены лишь на сентябрь. Таким образом, неизбежно было назначение Президентом временно исполняющего обязанности губернатора, который воспринимался бы заранее объявленным фаворитом.
Становление монодоминантного режима губернатора-«единоросса»
(2013 г.-н.в.)
Вплоть до конца марта 2013 г. Владимирская область пребывала в режиме ожидания развязки. Тогда впервые появилась информация, что главой региона может стать вице-спикер Совета Федерации С.Ю. Орлова [2]. Версия казалась экзотической. Н.В. Виноградов держался спокойно, не объявлял об уходе даже на пресс-конференции 15 марта, которая оказалась для него последней в ранге губернатора [6]. Правда, позже, в интервью он признался, что уже тогда был в курсе, что не будет назначен врио [7].
25 марта был обнародован указ Президента, который подтвердил, что исполнять обязанности губернатора будет С.Ю. Орлова. В течение первых же недель и месяцев вновь назначенная руководительница осуществила кадровые перестановки, избавилась от части высокопоставленных чиновников (например, директора Департамента здравоохранения В. А. Безрукова, председателя Комитета общественных связей и СМИ Л.Е. Михеевой), которые вызывали особую неприязнь у местных «единороссов». При этом часть вице-губернаторов и глав структурных подразделений, доставшихся в наследство от Н. В. Виноградова, сохраняют должности вплоть до настоящего момента (среди наиболее значимых можно выделить первых замов В.П. Кузина и А.В. Конышева).
Прежние гипотетические кандидаты в губернаторы В.Н. Киселёв и С.Е. Рыбаков не шли на конфронтацию с С.Ю. Орловой. Второй даже перешёл на работу заместителем губернатора. Пострадавшим от перемен оказался член
Совета Федерации А.Н. Савенков, бывший заместитель министра юстиции и бывший главный военный прокурор РФ. В новом раскладе он не смог претендовать на второй сенаторский срок. Коммунист А.М. Синягин, другой сенатор, назначенный ещё Н.В. Виноградовым в конце 2011 г., продолжал исполнять свои обязанности вплоть до выборов губернатора.
Знакомство С.Ю. Орловой с регионом, по существу дела, вылилось в старт её предвыборной кампании и попутно в постоянные разбирательства с главами местного самоуправления. На этом этапе она также вступила в конфликт с А. С. Филипповым, собиравшимся баллотироваться на высший в регионе пост. Обвинения в завышении тарифов на энергоресурсы компанией «МРГ-Инвест», принадлежащей бизнесмену, послужили прелюдией к дальнейшему уголовному преследованию, которое в 2015 г. перетекло в судебную плоскость.
Системная оппозиция не проявила готовности перестроиться и бороться в изменившихся обстоятельствах. Воспользовавшись этим, С. Ю. Орлова добилась того, чтобы состав её соперников на выборах был слабым. КПРФ выдвинула первого секретаря обкома КПРФ А.В. Боброва. Центральное руководство «Справедливой России» отказало А.В. Белякову в выдвижении в губернаторы, поставив региональное отделение и лично его как политика в двусмысленное положение. Он был вынужден идти ещё и в члены Совета Федерации в одной «связке» с С.Ю. Орловой. ЛДПР отделалась своим областным координатором В.В. Сипягиным. Кроме того, были выдвинуты 4 технических кандидата. А.С. Филиппову, поддержанному «Гражданской платформой», было отказано в регистрации по причине того, что часть муниципальных депутатов поставили подписи как за него, так ранее и за другого выдвиженца. В данных условиях победа с высоким результатом С.Ю. Орловой была обеспечена.
Предрешенность итогов губернаторских выборов не стала для партий стимулом сделать упор на борьбу за мандаты в Законодательном собрании, выборы в которое были также назначены на 8 сентября 2013 г. Пассивное поведение привело к проседанию показателей КПРФ (13,54%) и «эсеров» (6,96%), правда, ЛДПР немного продвинулась вперёд (9,92%) по сравнению с выборами 2009 г. [19]. Для коммунистов не стало подспорьем даже то, что на выборы их вёл лично Н.В. Виноградов. Массовая имиджевая агитация в регионе со стороны А.С. Филиппова повысила его известность, но не позволила «Гражданской платформе» пройти в областной парламент (2,6%). Против него действовала партия с созвучным названием («Гражданская позиция») и однофамильцем в качестве №1 в списке. «Единороссы» получили суммарно 32 из 38 мест в ЗС. Возглавлял список кандидатов самый состоятельный депутат Госдумы Г.В. Аникеев. С.Е. Рыбаков был делегирован в Совет федерации, а В.Н. Киселёв остался спикером парламента.
Голосование на выборах главы региона зафиксировало доминирование С.Ю. Орловой (74,73%) при низкой явке (28,5%) и отсутствии оппонента, который бы привлёк к себе большинство остального электората (ближайший преследователь А.В. Бобров получил 10,64%) [18].
Провал системной оппозиции был закреплён последовавшими затем поправками в Избирательный кодекс Владимирской области, в соответствии с которыми пропорциональная система распределения мандатов могла применяться лишь в г. Владимире. Кроме областного центра, её задействовали один раз, на выборах 13 марта 2011 г. в 8 муниципальных районах. Данная мера, если иметь в виду, что гарантированное получение мандатов возможно при пропорциональной схеме, было сильнейшим ударом по КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
В связи с отсутствием весомых акторов-политиков, которые бы отстаивали подход, отличный от продвигаемого руководством области, возникают ситуации, когда диалог, по факту, ведётся между С.Ю. Орловой и различными неформальными объединениями гражданских активистов, выступающими с критикой конкретных проектов или решений власти. Наиболее запомнилась в этом смысле борьба жителей г. Владимира против перекрытия движения транспорта по центральной улице города. Такой план лоббировали первые лица региона и муниципалитета. Полемика дошла до требования отставки губернатора [12] и завершилась отказом властей от реализации намеченного.
В 2014-2015 гг. в регионе продолжилось укрепление монодоминантного режима губернатора С.Ю. Орловой. За короткий срок ей удалось перенастроить разложившуюся систему управления так, чтобы быть единственным центром принятия решений. Издержками жёсткой политики являются претензии со стороны элиты региона, которую С.Ю. Орлова пытается полностью подчинить. Экспертные круги выделяют именно эту черту в качестве самого
главного негатива по отношению к губернатору [1].
* * *
Проанализировав развитие политического процесса во Владимирской области в 1989-2015 гг., его основные тенденции и важнейшие события, можно сделать следующие выводы:
1) общероссийская повестка оказывала сильное воздействие на особенности политической жизни территории;
2) регион в электоральном плане прошёл путь, типичный для «красного пояса»;
3) сохранение формального статуса «красной» области было связано со способностями Н.В. Виноградова к лавированию и приспособлению;
4) в регионе никогда не существовало политической конструкции, в которой бы превалировала КПРФ, но был реализован монодоминантный политический режим губернатора-члена этой партии;
5) на качестве политической элиты области губительно сказались столкновение Президента и парламента в 1993 г., а также политика ликвидации конкуренции, проводившаяся после победы Н.В. Виноградова на выборах губернатора в 1996 г.;
6) несмотря на проводившийся в течение длительного времени курс на вытеснение политического процесса, в области имеется потенциал, в т.ч. кадровый, для построения конкурентной региональной политической системы;
7) неспособность представителей местной элиты достигать компромисса в условиях разложения монодоминантного режима Н. В. Виноградова способствовала продвижению пришлых политиков, в т.ч. нынешнего губернатора С.Ю. Орловой;
8) в настоящее время в регионе формируется монодоминантный режим действующего губернатора по аналогии с тем, как это происходило в 1996-2000 гг.
Библиографический список
1. XV рейтинг политической выживаемости [Электронный ресурс]. URL: http://www.fpp.spb.ru/rate15.php (дата обращения: 05.08.2015 г.).
2. Бирюкова Лилия. У КПРФ появился шанс сохранить за собой Владимирскую область [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2013/03/06/zhenschina_ili_kommuni st (дата обращения: 05.08.2015 г.).
3. Борисов Юрий. Предпоследний губернатор-коммунист (Приостановил членство в КПРФ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/842176 (дата обращения: 05.08.2015 г.).
4. Выборы главы администрации Владимирской области // Итоги выборов в Российской Федерации 10 дек. 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cikrf.ru/banners/vib_arhiv/arhivfci/33/33_2221101_101200p.htm (дата обращения: 05.08.2015 г.)
5. Выборы главы администрации Владимирской области 8 дек. 1996 г. // Владимирская область [Электронный ресурс]. URL: http://www.cir.ru:8077/ips/Rusmap/Elect/reg/33961208HA.htm (дата обращения: 05.08.2015 г.)
6. Головинов Сергей. Губернатор предложил подождать до конца месяца [Электронный ресурс]. URL: http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/gubernator-predlozhil-podozhdat-do-kontsa-mesyatsa (дата обращения: 05.08.2015 г.).
7. Головинов Сергей. Политические откровения экс-губернатора [Электронный ресурс]. URL: http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/politicheskie-otkroveniya-eks-gubernatora (дата обращения: 05.08.2015 г.).
8. Губернатор Николай Виноградов: "Я благодарен "ЕДИНОЙ РОССИИ" // Призыв. 2009. 18 февр.
9. Данные Сводной таблицы ЦИК России о результатах выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации (данные ГАС «Выборы»): итоги выборов. Выборы депутатов Государственной дмы Федерального собрания Российской Федерации 2007 г./ Выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации // АРХИВ федеральных избирательных кампаний, кампаний референдума [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=1 &tvd=100100021960186&vrn=100100021960181®ion=0&global=1&sub_ region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=100100021960186&type=233 (дата обращения: 05.08.2015 г.).
10. Евстифеев Р.В. Мелодии электоральных пространств. Политический процесс и электоральные предпочтения избирателей (Владимирская область, 1999-2009 гг.). Владимир, 2009.
11. Егоров Сергей. Луч официоза в юбилейном царстве [Электронный ресурс] . URL: http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/luch-ofitsioza-v-yubileynom-tsarstve- (дата обращения: 05.08.2015 г.).
12. Заберите от нас из Владимирской области губернаторшу Орлову! Пожалуйста! [Электронный ресурс]. URL: http://vopros-putinu.reformal.ru/proj/?ia=637743 (дата обращения: 05.08.2015 г.).
13. История области [Электронный ресурс]. URL: http://avo.ru/region/hystory (дата обращения: 05.08.2015 г.).
14. Итоги голосования // Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации в 2011 г. [Электронный ре-сурс].URL:http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=sho w&root=1&tvd=100100028713304&vrn=100100028713299®ion=0&globa l=1&sub_region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=100100028713304&type =233 (дата обращения: 05.08.2015 г.).
15. Итоги голосования (Протокол №2). Выборы депутатов Законодательного собрания Владимирской области 4-го созыва // Информация о выборах и референдумах [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vladimir.vybory.izbirkom.ru/region/region/vladimir?action=show &root=1&tvd=2332000106279&vrn=2332000106278®ion=33&global=&s ub_region=0&prver=2&pronetvd=1&vibid=2332000106279&type=425 (дата обращения: 05.08.2015 г.).
16. Итоги голосования по федеральному округу. Итоги выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации 4121
го созыва (2003 г.) // АРХИВ федеральных избирательных кампаний, кампаний референдума [Электронный ресурс]. URL: http://gd2003.cikrf.ru (дата обращения: 05.08.2015 г.).
17. Последний раз в этом году [Электронный ресурс]. URL: http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/posledniy-raz-v-etom-godu (дата обращения: 05.08.2015 г.).
18. Выборы Губернатора (главы администрации) Владимирской области: Информация о выборах и референдумах [Электронный ресурс]. URL:http://www.vladimir.vybory.izbirkom.ru/region/region/vladimir?action=s how&root=1&tvd=2332000573414&vrn=2332000573410®ion=33&global =&sub_region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=2332000573414&type=234 (дата обращения: 05.08.2015 г.).
19. Выборы депутатов Законодательного собрания Владимирской области 6-го созыва: результаты выборов по единому округу // Информация о выборах и референдумах [Электронный ресурс].
URL:http://www.vladimir.vybory.izbirkom.ru/region/region/vladimir?action=s how&root=1&tvd=2332000573871&vrn=2332000573867®ion=33&global =&sub_region=0&prver=2&pronetvd=1&vibid=2332000573871&type=425 (дата обращения: 05.08.2015 г.).
20. Выборы депутатов Совета народных депутатов г. Владимира 26-го созыва: результаты выборов по единому округу // Информация о выборах и референдумах [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vladimir.vybory.izbirkom.ru/region/region/vladimir?action=show &root=1&tvd=452400168323&vrn=452400168280®ion=33&global=&sub _region=0&prver=2&pronetvd=1&vibid=452400168323&type=425 (дата обращения: 05.08.2015 г.).
21. Выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации 1995 г.: сводная таблица Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации 2-го созыва // АРХИВ федеральных избирательных кампаний, кампаний референдума [Электронный ресурс]. URL:
http://cikrf.ru/banners/vib_arhiv/gosduma/1995/index.html (дата обращения: 05.08.2015 г.).
22. Выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации 1999 г.: сводная таблица Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации 3-го созыва // АРХИВ федеральных избирательных кампаний, кампаний референдума [Электронный ресурс]. URL:
http://cikrf.ru/banners/vib_arhiv/gosduma/1999/index.html (дата обращения: 05.08.2015 г.).
POLITICAL PROCESS IN THE VLADIMIR REGION: PERIODIZATION
AND KEY TRENDS
K.D. Nikolenko Agency for Political and Economic Communications, Representative in the Vladimir region
This article describes the history of the political process in the Vladimir region in 1989-2015. The author proposes his own version of the regional political process periodization, characterizes each of the stages, presents the main events and trends in the regional political process at each stage. The article examines special features of the "red" region, its regime and the model of the political system organization. The researcher concludes that in the Vladimir region there was a monodominant regime of the governor-member of the CPRF, which completely exhausted itself in 2003-2013 and was followed by establishing the monodominant regime of the governor-member of the party United Russia.
Keywords: regional political process; periodization; monodominant regime; governor; competitiveness; CPRF; United Russia.
References:
1. XV Rating of Political Survival. Available at: http://www.fpp.spb.ru/rate15.php (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
2. Biryukova Liliya. The CPRF's got a chance to retain the Vladimir Region. Available at: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2013/03/06/zhenschina_ili_kommuni st (accessed 05.08.2013). (In Rus.).
3. Borisov Yuriy. Penultimate Governor-Communist (suspended the membership in the CPRF). Available at http://www.kommersant.ru/doc/842176 (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
4. The Election of the Head of the Vladimir Region Administration. Results of the Elections in the Russian Federation, December 10, 2000. Available at: http://www.cikrf.ru/banners/vib_arhiv/arhivfci/33/33_2221101_101200p.htm (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
5. The Election of the Head of the Vladimir Region Administration 12/08/1996. Vladimir Region. Available at: http://www.cir.ru:8077/ips/Rusmap/Elect/reg/33961208HA.htm (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
6. Golovinov Sergey. The Governor has suggested waiting until the end of the month. Available at: http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/gubernator-predlozhil-podozhdat-do-kontsa-mesyatsa (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
7. Golovinov Sergey. The political revelation of ex-Governor. Available at: http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/politicheskie-otkroveniya-eks-gubernatora (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
8. The Governor Nikolai Vinogradov: "I am grateful to "UNITED RUSSIA". Prizyv. 2009. February 18. (In Rus.).
9. Data of the Summary Table of the Central Election Commission of Russia about the results of the elections of the State Duma deputies of the Russian Federation Federal Assembly (Data from GAS "Vybory") / The election results / The Election of the State Duma deputies of the Russian Federation Federal Assembly, 2007 / The election to the State Duma of the Russian Federation Federal Assembly. The Archive of federal election campaigns, referendum campaign. Available at: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=1 &tvd=100100021960186&vrn=100100021960181®ion=0&global=1&sub_ region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=100100021960186&type=233 (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
10. Evstifeev R.V. Melodies of electoral spaces. The political process and electoral voters' preferences (Vladimir Region, 1999-2009). Vladimir, 2009. (In Rus.).
11. Egorov Sergey. A ray of officialdom in the anniversary kingdom. Available at: http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/luch-ofitsioza-v-yubileynom-tsarstve- (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
12. Take Away the Governor Orlova from the Vladimir Region. Please! Available at: http://vopros-putinu.reformal.ru/proj/?ia=637743 (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
13. Regional history. Available at: http://avo.ru/region/hystory (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
14. Voting results. The Elections of the State Duma deputies of the Russian Federation Federal Assembly in 2011. Available at: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=1 &tvd=100100028713304&vrn=100100028713299®ion=0&global=1&sub_ region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=100100028713304&type=233 (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
15. Voting results (The Protocol №2). The Elections of the Legislature deputies of the fourth convocation of the Vladimir Region. Information about elections and referendums. Available at: http://www.vladimir.vybory.izbirkom.ru/region/region/vladimir?action=show &root=1&tvd=2332000106279&vrn=2332000106278®ion=33&global=&s ub_region=0&prver=2&pronetvd=1&vibid=2332000106279&type=425 (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
16. Voting results in the federal district. The Results of the elections of the State Duma deputies of the fourth convocation of the Russian Federation Federal Assembly (2003). The Archive of federal election campaigns, referendum campaign. Available at: http://gd2003.cikrf.ru (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
17. The last time this year. Available at: http://zebra-tv.ru/novosti/vlast/posledniy-raz-v-etom-godu (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
18. The elections of the Governor (the head of the administration) of the Vladimir Region. The information about elections and referendums. Available at: http://www.vladimir.vybory.izbirkom.ru/region/region/vladimir?action=show &root=1&tvd=2332000573414&vrn=2332000573410®ion=33&global=&s ub_region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=2332000573414&type=234 (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
19. The elections of the Legislature deputies of the sixth convocation of the Vladimir Region. The information about elections and referendums. Available at:
http://www.vladimir.vybory.izbirkom.ru/region/region/vladimir?action=show &root=1&tvd=2332000573871&vrn=2332000573867®ion=33&global=&s ub_region=0&prver=2&pronetvd=1&vibid=2332000573871&type=425 (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
20. The elections of the deputies of the Council of people's deputies of the twenty-sixth convocation of the Vladimir City. The information about elections and referendums. Available at: http://www.vladimir.vybory.izbirkom.ru/region/region/vladimir?action=show &root=1&tvd=452400168323&vrn=452400168280®ion=33&global=&sub _region=0&prver=2&pronetvd=1&vibid=452400168323&type=425 (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
21. The Elections to the State Duma of the Russian Federation Federal Assem-bly1995: The summary table of the Central Election Commission of the Russian Federation on the results of elections of the State Duma deputies of the second convocation of the Russian Federation Federal Assembly. The Archive of federal election campaigns, referendum campaign. Available at: http://cikrf.ru/banners/vib_arhiv/gosduma/1995/index.html (accessed 05.08.2015). (In Rus.).
22. The elections to the State Duma of the Russian Federation Federal Assembly 1999: The summary table of the Central Election Commission of the Russian Federation on the results of elections of the State Duma deputies of the third convocation of the Russian Federation Federal Assembly. The Archive of federal election campaigns, referendum campaign. Available at: http://cikrf.ru/banners/vib_arhiv/gosduma/1999/index.html (accessed 05.08.2015). (In Rus.).