Научная статья на тему 'Политический процесс по «Делу Волынского»'

Политический процесс по «Делу Волынского» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПРОС / ПРИГОВОР / КНЯЗЬ / КАНЦЕЛЯРИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЛО / INTERROGATION / SENTENCE / PRINCE / OFFICE / POLITICAL CASE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демьяненко Мария Алексеевна

В статье говорится о том, что Волынский получил право единоличного доклада Императрицы Анны Иоановны по делам Кабинета и воинское звание генерал – адъютанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политический процесс по «Делу Волынского»»

Демьяненко Мария Алексеевна

адъюнкт кафедры теории и истории права и государства

Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89184833729)___________________________________

Политический процесс по «делу Волынского»

Аннотация

В статье говорится о том, что Волынский получил право единоличного доклада Императрицы Анны Иоановны по делам Кабинета и воинское звание генерал - адъютанта.

Annotation

In article it is said that Volynsk the general - the aide-de-camp acquired the right of the individual report of Empress Anna loanovna for the Office and a military rank.

Ключевые слова: допрос, приговор, князь, Канцелярия, политическое дело.

Key words: interrogation, sentence, prince, Office, political case.

В:

период царствования Анны Иоанновны большой резонанс получило так называемое «де-|ло Волынского». Артемий Петрович Волынский был одним из сподвижников Петра 1. При Анне Иоанновне, страстной любительнице охоты и стрельбы из ружья в цель, Волынский становится оберегермейстером. Это была одна из важнейших должностей при дворе. В ведении оберегермейстера были государевы конюшни и псарни, лесничества и заказники. В апреле 1738 г. - он стал кабинет - министром, членом правительства Империи. Волынский получил право единоличного доклада Императрицы по делам Кабинета и воинское звание генерал -адъютанта. Вокруг Артемия Петровича сложился круг близких ему по духу людей, на которых он опирался в своей повседневной деятельности [1].

Это не нравилось фавориту царицы Бирону. Нараставшее скрытое напряжение неизбежно должно было привести к открытому столкновению противников. Бирон начал политическую атаку на Волынского, используя методы политического сыска. Явно с его подачи по надуманному обвинению в краже был арестован один из домашних слуг Волынского - его дворецкий Василий Кубанец. Самого кабинет-министра императрица обязала находиться под домашним арестом. Было возбуждено дело [2]. Произошло это 12 апреля 1740 г. Волынский был опытным человеком и понял, что может означать нелепый на первый взгляд арест слуги. В тот же вечер он уничтожил большую часть своего архива и все свои рукописи [3].

Слугу Волынского допрашивали в Тайной канцелярии, который дал обличительные показания против своего хозяина. Для расследования обвинений, выдвинутых в адрес Волынского, была учреждена специальная комиссия из 7 членов. Член комиссии А.И. Ушаков, генерал - майор, возглавлявший при Анне Иоанновне Канцелярию тайных розыскных дел, распорядился для допроса Волынского вызвать палачей. Под пытками Волынский молил о снисхождении и изъявлял желание покаяться в "былых винах". Князь начал каяться, принимая на себя многочисленные грехи, но особо при этом подчеркивая, что грехи эти сугубо уголовного и административного характера, но никак не политического. Несмотря на активное сопротивление обвиняемого попыткам придать его делу политический характер, таковой сфабриковать удалось без особого труда.

Помимо Волынского по его делу с пристрастием допрашивали и его знакомых. Допросы причастных по делу Волынского шли непрерывно весь май и первую половину июня 1740 г. Им, как и Волынскому, приписывались политические преступления (свержение императрицы, ее отравление и т.д.).

Указом от 19 июня 1740 г. по делу Волынского была учреждено Генеральное собрание, которое было призвано разобрать накопленные "комиссией по делу новой русской партии" материалы и вынести на их основании приговор подследственным. В состав собрания вошли члены Сената, а также фельдмаршал Трубецкой; председателем был назначен канцлер А.М. Черкасский. Члены Генерального собрания хорошо знали обвиняемых лично; например, сенатор Нарышкин был близким другом Волынского и его соседом (их дома

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 3

78

располагались рядом на Английской набережной) и т.п. Безусловно, членам собрания при изучении материалов следствия пришлось делать очень трудный для себя выбор. Ушаков и Неплюев, производившие следствие над подсудимыми, были в числе судей, хотя, как отмечал еще историк Н.И. Костомаров, это было противно основным, везде господствующим правилам юриспруденции [4].

Генеральное собрание заседало неделю. Вынесенные приговоры были исключительно суровы: Волынский приговаривался к посаже-нию на кол живьем; дети его подлежали ссылке в Сибирь навечно. Сенатор Александр Нарышкин после вынесения приговора расплакался и сказал: "Я - чудовище! Я осудил невиновного!" [5].

27 июня 1740 г. должна была состояться казнь. Уже на эшафоте был зачитан Указ императрицы, даровавший монаршую милость преступникам: Волынский освобождался от посажения на кол и приговаривался к отрубанию руки и головы. Других его сподвижников (Хрущова и Еропкина) приговорили к обезглавливанию. После казни тела казненных были оставлены на час лежащими на эшафоте. В тот же день они были доставлены на кладбище храма Сампсония Странноприимца, на Выборгской стороне Петербурга, но были похоронены без православного обряда.

Дети Волынского - две дочери и сын - были сосланы на вечное поселение в Сибирь. Через год - в 1741 г. - новая Императрица (дочь Петра Первого - Елизавета) вернула их в столицу и разрешила поставить на могиле Артемия Петровича Волынского памятник. В 1765 г.

другая Императрица - Екатерина Вторая - затребовала "дело князя Волынского и новой русской партии" из сенатского архива и причитала его. На конверте, в котором хранились три тома этого дела Екатерина собственноручно сделала надпись. Эта надпись гласила: "Сыну моему и всем моим потомкам советую и постановляю читать сие Волынскаго дело от начала и до конца, дабы они видели и себя остерегали от такого беззаконного примера в производстве дел". В своих записках Екатерина 11 также с уважением отзывается о Волынском и полагала, что «если б Волынский при мне был, и я бы усмотрела его способность в делах государственных и некоторое погрешение ко мне, я бы старалась всякими для него неогорчительными способами его привести в путь истинный» [6].

1. Корсаков Д.А. Артемий Петрович Волынский и его «конфиденты» // Русская старина. 1885. № 10. С. 33.

2. Корсаков Д.А. Указ. соч. С. 19.

3. Пшунетлев А. Загадочные преступления прошлого. Дело князей Долгоруких. 1730 -40 гг. // http://murders.kulichki.net/. 2005. Январь.

4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1977. С. 368.

5. Пшунетлев А. Загадочные преступления

прошлого. Дело Волынского

//http://murders.kulichki.net/. 2005. Январь.

6. Сборник русского исторического общества. Т. 10. СПб., 1872. С. 56-57.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.