ПОЛИТОЛОГИЯ
DOI: 10.48137/2311-6412_2022_1_23 УДК 32.019.5
Артём АБРАМЯН
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОПУЛИЗМ ЭРДОГАНА КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ТУРЦИИ
Аннотация
Статья посвящена анализу методов популизма, применяемых Р. Эрдоганом для завоевания и удержания власти в Турции. Кратко изложены ключевые харктеристики данного явления, определены значимые факты из биографии политика для исследования. В том числе проанализрованы наиболее существенные события в стране, а также на примере экономического дисбаланса показана дальнейшая угроза использования популизма.
Апеллируя к «народу», Реджеп Тайип Эрдоган изменил саму структуру турецкого общества. Рекордное падение турецкой лиры усугубило экономическую стабильность страны - ситуацию, которая и так была достаточно сложной для страны.
Политика президента Турции привела к событиям в экономике конца 2021 г. Рассматривая факторы, объясняющие турецкий популизм, необходимо отметить, что короткий поиск в Google с терминами «популист» и «Эрдоган» может показать,
АБРАМЯН Артём Сергоевич - политолог, эксперт Московского государственного областного университета, член Российской ассоциации политической науки. Адрес: Российская Федерация 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: популизм, политические технологии, Турция, власть, Эрдоган, финансовый кризис.
как авторы в известных изданиях называют его популистом [9].
В то время как популистская интерпретация народа подчёркивает включение понятия «обычный народ», это включение происходит через параллельный процесс исключения: политический истеблишмент является внешним фактором, против которого позиционирует себя «народ» популизма и без которого популизм не может существовать [4].
Следовательно, независимо от идеологической коннотации, которую может иметь обращение к народу, популизм структурно характеризуется радикальной пристрастностью в интерпретации народа и большинства; это означает, что, если популистское движение придёт к власти, оно может оказать деструктированное влияние на институты, верховенство закона и разделение властей, которые составляют конституционную демократию. По сути, это может открыть путь авторитарным решениям. Популизм состоит в преобразовании демократических принципов большинства и народа таким образом, чтобы прославлять одну часть народа в противовес другой, через лидера, воплощающего это, и легитимизирующую аудиторию [1]. Это может привести к столкновению популизма с конституционной
демократией. Так, иллюстрация контекстного характера популизма и то, как его проявления отражают формы представительного правления, характерны для Турции.
Как было отмечено, Р. Эрдоган -противоречивая фигура, которая часто упоминается в международных СМИ из-за своих резких высказываний и всё более авторитарных действий. Во время своего премьерства и последующего президентства он кардинально изменил политическую структуру Турции и теперь стремится влиять на международную политику беспрецедентными способами. Путь от мэра Стамбула до самопровозглашённого лидера исламского мира был облегчён за счёт использования популистской стратегии и манипулирования демократическими институтами, тем самым Р. Эрдоган всё больше превращается в угрозу как для страны, так и для мира в целом.
Однако популизм президента усилился после того, как он укрепил свою власть в начале 2010-х гг., и его антизападная конспиративная направленность возросла. Среди методов достижения власти заметны эмоциональные аспекты, включая ностальгию по Османской империи, тревогу, антагонизм, что используется для мобилизации избирателей.
Начало политического пути турецкого лидера
Чтобы понять политику и личность любого политического деятеля, необходимо обратиться к его
прошлому. Родился Р. Эрдоган в бедном стамбульском районе квартале Касымпаша, большую часть
своей юности провел в провинции Ризе в Черноморском регионе Турции. Выросший в рабочей семье, был отправлен в религиозно ориентированную школу.
В подростковом возрасте занимался политикой через исламистские националистические, антизападные и антисемитские партии. Будучи подростком, познакомился с происламским манифестом МШ Gдrй§ («Национальное видение») Неджметтина Эрбакана, который
основывал свою исламистскую идеологию на том, чтобы отделить турецкую нацию от секуляризма, западничества и капитализма.
Именно на этой стадии развития личности прослеживается возможность связывания популизма с религиозной идеологией, в данном случае - с религией. Таким образом, для достижения известности не уклонялся от использования общественных настроений и эмоций по отношению к религиозному угнетению.
Деятельность Р. Эрдогана в качестве мэра Стамбула
Необходимо подчеркнуть, что новая стадия политического роста начинается в 1994 г., когда Р. Эрдоган был избран мэром Стамбула.
В 1998 г. Партия благоденствия была закрыта за нарушение принципов кемализма. Эрдоган стал ярым критиком правительства и был арестован за чтение стихотворения, которое, по утверждению государства, «подстрекало к насилию». Его руководство городом резко оборвалось, когда его декламация противоречивой исламо-наци-оналистической и милитаристской поэмы привела его в тюрьму на четыре месяца (он был приговорен к десяти годам заключения). В то время как арест был кульминацией его пребывания в должности, его повестка дня была ориентирована на общественность, включая устранение пробок на дорогах, решение проблемы нехватки воды и борьбу с загрязнением окружающей среды.
В то же время появляются первые предпосылки религиозно мотивированных действий, предпринятых в этот период. Эрдоган символически ограничил употребление и продажу алкоголя [8]. Этот шаг он предпринял под предлогом «общественной безопасности», апеллируя как к религиозным избирателям, так и к заинтересованным гражданам. Он также взбунтовался, не попросив свою жену обнажить голову, и вместо этого избегал приводить ее на официальные мероприятия и в государственные учреждения, куда женщинам запрещалось входить в рамках кемалистской идеологии секуляризации Турции.
Когда его спросили о том, почему у него сложилась такая хорошая репутация, Р. Эрдоган ответил, что он имам Стамбула. Его заявление отразило основные черты его популизма. Таким образом, ещё в 1990-е гг. его уверенность в себе как в «избранном» не основывалась на
демократических мерах и ценностях - она всегда была связана с религиозным элементом. Слово «имам» придавало ему аспект исламистского популизма.
Его тюремное заключение добавило ему жертвенности и популистской известности. Так он считался «смелым» перед лицом преследующей элиты и не боялся кемалист-ского режима, который десятилетиями подавлял свободу выражения мнений и религиозную принадлежность. Он зарекомендовал себя как противопоставление элитам, что является примером ещё одной отличительный черты популистов.
Сущность вышеизложенного сводится к тому, что для Р. Эрдога-на конечной целью всегда была власть и для достижения этой цели можно использовать все средства. Он дал понять это в 1990-х годах, когда, будучи мэром Стамбула, ска-
зал: «Демократия не может быть целью, а только инструментом, демократия подобна трамваю. Вы едете на нём, пока не прибудете в пункт назначения, а затем выходите».
В то время он смог соединиться с недовольными консервативными массами, пережить светскую военную и судебную власть, а также привлечь большую базу избирателей. Р. Эрдоган провёл так называемый ребрендинг. Он смягчил свои взгляды, особенно по отношению к западным странам, чтобы обратиться к избирателям на национальных выборах. Это был первый пример его прагматичного, популистского изменения облика. Он выступил с заявлениями, которые были скорее популярными, чем религиозными, заявив: «Нам не нужны бородатые мужчины, которые хорошо читают Коран; нам нужны люди, которые выполняют свою работу должным образом».
Период политики «демократии»
Впоследствии первое пребывание Р. Эрдогана на посту премьер-министра ознаменовалось стремлением преодолеть разрыв с Европой. Известно, что он хвастался: «Когда мы впервые пришли к власти, наши отношения с некоторыми странами нашего региона практически отсутствовали, сейчас у нас дружественные отношения с большинством соседних стран». Играя роль прозападного консерватора, он настаивал на присутствии Турции в НАТО и
стремился обеспечить членство в Европейском союзе (ЕС).
Чтобы сохранить свой имидж демократа, главе правительства нужна была широкая поддержка избирателей и необходимость доказать европейским союзникам Турции свою приверженность. Таким образом, его первые два срока пребывания на этом посту были направлены на то, чтобы изобразить в государстве «настоящую демократию». Он начал «демократическую войну» против кемалистской элиты
и системы военной опеки страны. Иными словами, это было средством достижения цели, поскольку большинство популистов консолидируют идеологии, чтобы получить поддержку в качестве способа ослабления власти.
Обобщая всё сказанное, можно сказать, что популистская театральность главы правительства получила общественно-политическую поддержку и была сосредоточена вокруг надежды на то, что «новая Турция» станет частью ЕС и экономической державой.
Мировоззрение главы Турции всегда содержало популистские элементы, однако с замедлением экономики в 2009 г. популизм усилился и вскоре стал основной чертой его повествования. После протестов в парке Гези в 2013 г. его популистская сторона была подкреплена недавним возрождением исламистской идеологии. Это включало сильную антизападную риторику, полную теорий заговора, вместо того чтобы проводить про-демократические реформы для получения членства в Европейском
союзе, он начал следовать популистской транзакционной повестке дня с Западом и перекалибровал отношения Турции с Западом как цивилизационную конкуренцию и даже антагонизм. Именно в этот период времени прослеживается характерная популистам черта -поиск врагов вне государства.
Так выработался популистский стиль, что позволило ещё больше апеллировать к обидам, негодованию и надеждам консервативных турецких масс, которые стали жертвами «злой» элиты, которая была пешкой Запада. В этом повествовании он представил себя как единственного подлинного сторонника народа и его общей воли. К концу своего второго срока стало ясно, что власти Турции были одарены способностью в полной мере использовать разногласия в турецком обществе, чтобы получить народный мандат. Он называл «народом» своих сторонников, позиционируя себя как скромного аутсайдера. Как истинный популист применил методы поляризации населения страны.
Поиск врагов и поляризация общества в Турции
Проведя значительное количество времени в облике мусульманского демократа, Р. Эрдоган совершил окончательное изменение формы, постепенно разоблачая свой популистский автократический стиль правления после выборов 2011 г. Он использовал такие судебные процессы, как «Кувалда»
и «Эргенекон», чтобы всё чаще нападать на военных и позиционировать себя как голос демократии против «коррумпированных» военных. В тот период кемалистские военные были врагами общества номер один. Посредством популистского «отторжения» глава страны продолжал устранять своих
главных противников и ещё больше поляризовать общество.
Это были первые шаги, направленные на то, чтобы кемалистские институты больше не могли угрожать партии ПСР. Судебные процессы были направлены против военных генералов и их сообщников, которых обвинили в подготовке государственного переворота против «народа». Во время этих судебных процессов власть успешно использовала пропаганду в средствах массовой информации и беспокойство турецкого народа, которому «элита и военные» отказали в свободах. Им нужны были судебные рычаги, чтобы «подать пример» тем, кто пытался вмешиваться в демократию. «Другой» или «враг» популистам необходим для тотализации. Другими словами, обществу нужен антипод, чтобы дифференцировать и идентифицировать себя как в данном случае «народ».
Расследования «Эргенекона» и «Балеза», которые произошли в период с 2008 по 2011 г., придали больше легитимности партии ПСР, стали преамбулой к конституционному референдуму 2010 г., на котором был предложен ряд поправок к Конституции Турции. Высокопоставленные военные генералы были преданы суду, и в результате был заменен ряд судей. Это был один из первых примеров того, как Р. Эрдоган подрывал демократические институты, используя популистский раскол для укрепления своих позиций. Он оправдывал это тем, что все действия совершаются в интересах народа. Выигравшим
от всех этих показательных процессов над военными оказался нынешний президент. Важно отметить, что 1 июля 2019 г. турецкий суд полностью оправдал 235 обвиняемых по делу группировки «Эрге-некон».
Отсюда следует, что приверженность власти демократии постепенно отошла на второй план в пользу популизма, а затем он вновь ввел исламизм в картину мира. Так лидер представал человеком народа, его голосом. Помимо того что он против элит, популисты всегда против плюрализма. Как отмечалось выше, популисты утверждают, что по-настоящему народ представляют только они.
Слово, которое он использует для обозначения народа, является чем-то более близким к «нации». Например, в ответ лидеру оппозиции и председателю Республиканской народной партии Кемалю Кылычдароглу, который заявил, что президентская система невозможна, Р. Эрдоган выразил волю народа: «Кто-то говорит, очень интересно, что «пока я здесь, президентская система не может быть в этой стране». Это неуважение к нации, это такой позор, кто ты такой, чтобы так говорить? Никто не может противостоять воле нации, когда нация хочет, происходит то, что она хочет, кто ты?» [3]. Здесь нация представлена как субъект, способный принимать решения в целом. Тот факт, что лидер оппозиции также представляет значительную часть народа, игнорируется.
Традиционализм популизма в Турции
Начиная с этого периода исламизм стал в центре популистской программы Р. Эрдогана. Так, он отменил правила, запрещающие женщинам носить головные платки в государственных учреждениях и департаментах. Это было отмечено, так как это давало женщинам возможность самостоятельно выбирать то, что они хотели.
Однако это было сделано не для того, чтобы предоставить женщинам демократические права, а для укрепления статуса глава страны как «хорошего мусульманина», который встал на защиту исторически угнетённой группы. Всё чаще он высказывал более консервативные взгляды в отношении женщин, например три года спустя он публично заявил: «Ни одна мусульманская семья не должна думать о контроле над рождаемостью или планировании семьи... мы умножим наших потомков» [7].
Важно отметить: также политика популизма постепенно и успешно превратила средства массовой информации и гражданское общество во «врага общества номер один». Протесты в Гези в 2013 г. позволили властям «отрицать» любого, кто ставил под сомнение политику правительства. О людях, собравшихся в Гези, глава страны сказал: «Неужели люди - только те, кто в парке Гези? Разве те, кто пришел встретить нас в аэропорту Стамбула, тоже не люди? Те, кто сейчас собрались в Анкаре, - разве они тоже не люди?» Он призвал протестующих
принять участие в местных выборах в следующем году. «Вместо того чтобы оккупировать парк Гези или парк Кугулу в Анкаре, осталось семь месяцев до выборов, наберитесь терпения и давайте встретимся лицом к лицу у урны для голосования».
Протесты позволили сыграть на экзистенциальной незащищённости турецких избирателей. Власть разыгрывала заговоры, в которых западные или внешние державы пытались дестабилизировать страну. Это снова сыграло на коллективной паранойе общественности, которая восходит к Севрскому договору, когда силы Антанты предполагали разделить побеждённую Османскую империю. Эта затяжная травма глубоко укоренилась во многих турках.
Протесты в Гези начались в связи с правительственным планом строительства торгового центра и мечети на месте парка Гези, общественной зоны на площади Таксим в Стамбуле. Речь шла о клиентоори-ентированности Р. Эрдогана: он всё больше управлял страной, покупая покровительство различных частных лиц. Подавляющее большинство проектов «социального обеспечения» было сосредоточено вокруг приватизации государственного сектора, и это привело к появлению новой буржуазии, которая извлекла выгоду из неолиберальных реформ. Они, естественно, были лояльны к покровительству Эрдогана [6].
Р. Эрдоган атаковал средства массовой информации, поддерживающие протестующих и критику-
ющие правительство. В заявлении он сказал: «Нет никакой разницы между террористом, держащим пистолет или бомбу, и теми, кто использует свою ручку и положение для достижения своих целей». Здесь прослеживается популистский элемент, где демократические принципы игнорируются или открыто нарушаются якобы для «лучшего выражения воли народа». В связи с
этим в отношении оппозиции используется враждебный язык.
Так, премьер-министр успешно представил гражданское общество и критические СМИ как «врагов» народа. Они были «террористами», которых поддерживали «иностранные силы», якобы завидующие «прогрессу», достигнутому Турцией в течение первого десятилетия правления ПСР.
Апогей популизма в Турции
Как отмечалось выше, гюлени-сты стали ещё одним «врагом». Последовали массовые аресты полицейских, государственных служащих и представителей судебной власти. На этом фоне в 2015 г. Р. Эрдоган был избран президентом. Он представил себя как «человека, который объединяет Турцию» в условиях постоянных угроз и кризисов.
Попытка государственного переворота 2016 г. должна была стать величайшим достижением популизма. Без доказательств глава Турции обвинил в перевороте гюле-нистов. После попытки государственного переворота любая оппозиция власти становятся оппозицией Турции - стране, окруженной «врагами» внутри и снаружи. После переворота летом 2016 г. глава страны отреагировал на критику его намерений вернуть смертную казнь: «Значение имеет только то, что скажет мой народ».
После неудавшегося государственного переворота был проведён
референдум, что дало президенту полномочия напрямую назначать высших государственных должностных лиц, вмешиваться в правовую систему и вводить чрезвычайное положение. Власть успешно «отстранила» всех потенциальных противников, среди которых были кемалистские организации, представители гражданского общества и средства массовой информации. Эти «другие» представляли угрозу самому выживанию власти Турции - нить, ставшая кристально ясной во время неудавшейся попытки государственного переворота. Используя популизм, основанный на антизападных настроениях, проис-ламистской идеологии, турецком национализме и теориях заговора, глава страны подавил инакомыслие, нарушил институциональные сдержки и противовесы и создал «новую элиту», которая была лояльной базой поддержки в частном секторе для него и его партии.
Став президентом, Р. Эрдоган стал более воинственным, особенно
по отношению к Западу. В итоге человек, который в начале своего пути заявлял, что хотел навести мосты между Западом, Ближним Востоком и Турцией, ссорился с западными странами. Он постоянно создает международные кризисы и управляет ими, в то же время на словах борясь с «террористической угрозой».
Современная Турция всё ещё наслаждается славной историей своего давнего османского прошлого. Президент страны выразил недовольство, обиды, страдания, страхи, которые всё ещё существуют в турецком обществе. Таким образом, во внутренней и внешней политике лидера страны видна волна восстановительной ностальгии по Османской империи. В Турции используются система образования, средства массовой информации и расписание государственных праздников, чтобы сформировать общее представление о том, что турецкий народ должен гордиться своим османским наследием. Посредством этих жестов он стремится вернуть стране былую «славу», внедряя в турок идею «величия».
Более того, Р. Эрдоган не только запретил критический контент в СМИ. Он успешно заменил его более «туманным» или проосмански ориентированным контентом, таким как современный турецкий исторический приключенческий сериал «Возрождение: Эртугрул», состоящий из вымышленной истории, вдохновлённой предполагаемым основателем Османской империи, Эртугрул-беем, отцом Османа I. Откровенная скудность достовер-
ных исторических фактов не помешала авторам снять целых пять сезонов сериала об этом персонаже. О поддержке сериала говорит то, что он выходил на государственном канале ТКТ1. Поддержка президента страны таких шоу заметна, когда он посещает их с членами своей семьи, чтобы «молодые умы» могли подвергнуться «противодействию» западному влиянию.
Как известно, Эрдоган выступал против известного «Великолепного века», считая сериал слишком рискованным и недостаточно отражающим реальную историю Османской империи. Его правительство отозвало разрешение для продюсеров сериала снимать в исторических местах, таких как дворец Топ-капы, а компания «Турецкие авиалинии» убрала его из своих систем для развлечения в полете. Большинство консервативных турков, включая Эрдогана, считают Сулей-мана добродетельным воином, именно поэтому он ударил по экранному воплощению персонажа Су-леймана, добавив: «Мы не знаем такого кануни» (кануни означает «законодатель», это титул Сулеймана).
Таким образом представляя себя в образе борца за традиционные права, Р. Эрдоган, как популист, пытается превалировать над законами об основных правах и свободах. Он использовал религию как дубину популизма, чтобы продолжать разделять общество и повышать свою поддержку среди консервативной части.
Идеология президента Турции лучше всего отражена в речи после
того, как собор Святой Софии был преобразован в мечеть в 2020 г., когда он провозгласил, что Турция
снова восстаёт, как гигант, пробудившийся от своего векового сна [2].
Популизм как угроза мировому порядку
Следует выделить, что средства массовой информации и образовательные учреждения транслируют идеологию турецкой власти за океаном. Турция предоставила права на трансляцию художественных шоу, основанных на Османской империи, Азербайджану и Пакистану. В то же время Управление по делам религий (Диянет) активно взаимодействует с турецкой диаспорой, а также с нетурецкими мусульманскими меньшинствами, проживающими на Западе. Глава государства использовал связь религиозной и цивилизационной вражды между Западом и мусульманским миром, утверждая, что христианский Запад стремится к уничтожению последнего. Проблеск этого исламистского цивилизационного популизма был заметен, когда он обвинил Америку и западных союзников в отсутствии поддержки в войне в Сирии.
Его риторика была такой же опрометчивой, как и прежде, когда он назвал французский народ «спонсорами терроризма», а главу государства - «отсталым» из-за репрессий против радикальных мусульман после убийства школьного учителя мусульманской молодежью. Он обострил отношения с Германией после того, как сделал крайне бесчувственные замечания,
назвав «фашистами», которые «никогда не уничтожат честь Турции», и попросив турок «бросить вызов внукам нацистов». Из сказанного ранее вытекает, что популистские лидеры изображают себя борющимися с угрозами, которые исходят от врагов народа или страны. Используя риторику, которая создает антагонизм между такими врагами, как Запад, Р. Эрдоган представляет себя защитником страны.
В дополнение к оказанию словесной поддержки турецкие военные оказались вовлечены в конфликты в различных странах с мусульманским большинством, таких как Ливия, Сирия и Азербайджан. Что показывает непосредственную опасность политики популизма для мировой стабильности.
Турция оказывала открытую помощь Азербайджану в конфликте с Арменией в Нагорном Карабахе. Она направила войска в Катар, Сомали и Афганистан, ещё больше расширив свою роль в мусульманском мире.
Дома и за рубежом Р. Эрдоган предстаёт исламским лидером, представляющим подлинные ценности «народа». В данном случае президент выступает в роли голоса обездоленных «настоящих» людей, их защитника против интересов «других». Таким образом, очевидно,
что религия - это средство достижения цели, попытка завоевать влияние внутри страны и за рубежом. Расширяя своё влияние на мировом уровне, Турция начала поставлять беспилотники на Украину. Следовательно, глава страны, критикуя Запад, эксплуатируя религиозные и культурные различия, пытается повлиять на мировые процессы.
Однако эта роль работала до экономического кризиса конца 2021 г. В декабре 2021 г. годовой уровень инфляции в Турции превысил 36 %, что является самым высоким показателем за 19 лет правления Реджепа Тайипа Эрдогана. Национальная валюта Турции, лира, в прошлом году потеряла 44 % своей стоимости, после чего Центральный банк Турции снизил процентные ставки под давлением властей. Это даёт основание говорить о том, что, в то время как президент показывал себя мировым лидером и защитником исламского мира, в его собственной стране произошёл крах национальной валюты. По всему миру освещались события в стране: километровые очереди за хлебом, толпы недовольных политикой президента, а также многотысячные митинги с требованием отставки президента
страны Р. Эрдогана. По последним опросам, в январе 2022 г. политику президента 60 % считают неудачной, тогда как поддерживающих -только 24,3 % [5].
Это показывает характерную политику популистов: с одной стороны, выставление себя в роли спасителя, в данном случае - мирового уровня, с другой стороны, страна оказалась на пороге экономического кризиса.
Рассказы лидера Турции вселяют надежду в «народ». Он пообещал им славу через ностальгические ссылки и использовал популизм, который носит транснациональный характер, чтобы расширить влияние Турции в мусульманских странах. Глава страны поставил себя в центр мечты о возрождении Османской империи. Являясь популистским лидером всё более автократической, популистской республики, которая призывает своих граждан жертвовать своими жизнями ради нации, государства, религии и её лидера. Эрдоган в настоящее время показывает в высшей степени популизм, заряженный радикальными идеями. Он создал пространство для своей идеологии, наживаясь на «неуверенности населения, тревогах, страхах, обиде, антизападных настроениях».
Последствия политики популизма Р. Эрдогана
Исследование позволило получить важное представление о концепциях, используемых Р. Эрдога-ном. Восстановив республику, он
теперь стремится влиять на более широкий мусульманский мир. Другими словами, он создал все инструменты для создания популист-
ской политической сцены, на которой можно подняться.
Исходя из биографии становится ясно, что на протяжении своей долгой политической карьеры Р. Эрдоган всегда преимущественно позиционировал себя как человека из народа благодаря своему скромному началу. Это отличает его от политической и военной элиты. Сказочный характер его детской истории - восходящая мобильность бедного мальчика, выросшего в бедной и сердитой городской среде Стамбула, ставшего лидером Турции, - вдохновил его избирателей. Некоторые, поверив в данную иллюзию, даже увидели в нем избранного «султана» Турции, другие справедливо критикуют его популистские и автократические тенденции. Тем не менее при внимательном рассмотрении политическая идеология Р. Эрдогана в основном является идеологией популиста, он обеспечивает своё политическое выживание любой ценой, даже если эти затраты наносят ущерб экономическому развитию страны и расширяют глубокие трещины в религиозном обществе.
Начав свой путь в среде консервативных и исламистских политических партий, Р. Эрдоган понял, что его раннее выживание в политике зависело от его способности выдавать себя за «демократа»; таким образом, он моделировал себя и Партию справедливости и развития как «мусульманского демократа». Единственными «другими» были коррумпированные, западные и элитные кемалисты. Таким
образом, на первом этапе его политической жизни его поддерживал гетерогенный «народ», который был разочарован восемью десятилетиями правления кемалистов. К его третьему сроку пребывания у власти кемалистские институты были ослаблены, что заложило основу для появления автократического лидера.
Второй переходный этап в политической карьере Р. Эрдогана наступил, когда он столкнулся с растущей внутренней оппозицией и неприятием со стороны ЕС. Чувствуя себя неполноценным, незащищенным, уязвимым и подвергающимся нападкам, Р. Эрдоган успешно предпринял серию атак на любую оппозицию. Они были подкреплены теориями заговора. Р. Эрдоган сделал Турцию «уязвимым государством», атакованным заговорщиками, параллельными структурами и коварным иностранным влиянием; только он, сильный человек, мог «спасти» Турцию, восстановить её славу, бездействовавшую в течение 100 лет. Для консолидации власти были внесены изменения в конституцию во имя «безопасности»; те, которые определялись как «народ», сузились, движимые ультранационализмом и исламизмом.
Эрдоганизм теперь означает в высшей степени популизм с радикальными идеями, такими как обещания «великой» Турции. Он создал пространство для своей идеологии, играя на страхах общества. Сущность вышеизложенного сводится к тому, что создаются конфликты в
соседних странах для создания образа «врага» Турции.
Играя понятием «народ», Р. Эр-доган изменил саму структуру турецкого общества. Турция превращается из светского государства в автократическое и исламистское государство. Вся оппозиция считается «врагом», государственные институты распространяют популистские идеи Р. Эрдогана, а демократические сдержки и противовесы успешно демонтированы. Спустя почти два десятилетия
президент Турции остаётся в центре всех происшествий. Однако если в начале своего пути удалось заручиться поддержкой избирателей, которые верили в идеалы своего лидера и отождествляли себя с воображаемой османской идентичностью, то политические и экономические реалии привели к упадку рейтинга в 2022 г. Экономические проблемы являются следствием неосознанной политики, где популизм выступает угрозой для развития страны.
Список литературы
1. Абрамян А. С. К вопросу о признаках популизма // Вестник Московского государственного областного университета(Электронный журнал). 2020. № 3.
2. Абрамян А. С. Политика популизма Эрдогана - вызов в Нагорном Карабахе? // Постсоветский материк. 2020. № 3 (27). С. 42-63.
3. Выступление на втором собрании старост // URL: https://www.tccb. gov.tr/konusmalar/353/2991/ikinci-muhtarlar-toplantisinda-yaptiklari-konusma (дата обращения: 30.01.2022).
4. Мюллер Я. В. Что такое популизм? М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018.С.37-38.
5. Новогодний опрос в Турции // URL: https://eadaily.com/ru/ news/2022/01/10/molodye-turki-nazvali-vybor-erdogana-krayne-neudachnym-novogodniy-opros-v-turcii (дата обращения: 30.01.2022).
6. Турция Эрдогана // URL: https://www.bbc.co.uk/news/resources/ idt-sh/Erdogans_Turkey (дата обращения: 30.01.2022).
7. Recep Tayyip Erdogan: Turkey's pugnacious president // URL: https:// www.bbc.com/news/world-europe-13746679 (дата обращения: 30.01.2022).
8. Turkey bans alcohol advertising and curbs sales // URL: https://www. reuters.com/article/us-turkey-alcohol-idUSBRE94N0IA20130524 (дата обращения: 30.01.2022).
9. The Guardian: From Reformer to 'New Sultan' : Erdo an's Populist Evolution // URL: https://www.theguardian.com/world/2019/mar/11/ from-reformer-to-new-sultan-erdogans-populist-evolution (дата обращения: 30.01.2022).
ABRAMYAN Artyom S. - Political scientist, Expert of the Moscow state regional University. Address: 24 Vera Voloshina str., Mytishchi, Moscow region, 141014, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Keywords: populism, political technologies, turkey, power, Erdogan, financial crisis.
ERDOGAN'S POLITICAL POPULISM AS A RESULT OF THE SOCIO-ECONOMIC CRISIS IN TURKEY
Annotation
The article analyzes the methods of populism used by R. Erdogan to gain and retain power in Turkey. The key characteristics of this phenomenon are briefly outlined, significant facts from the biography of the politician for research are identified. In particular, the most significant events in the country are analyzed, as well as the further threat of the use of populism is shown by the example of economic imbalance.
References
1. Abramyan A. S. To the question of signs of populism // Bulletin of the Moscow State Regional University (Electronic journal). 2020. No. 3.
2. Abramyan A. S. Erdogan's populist policy - a challenge in Nagorno-Karabakh? // Post-Soviet Continent (scientific and analytical journal). 2020. No. 3 (27). Pp. 42-63.
3. Speech at the second meeting of elders // URL: https://www.tccb.gov. tr/konusmalar/353/2991/ikinci-muhtarlar-toplantisinda-yaptiklari-konusma(accessed: 30.01.2022).
4. Muller J.-W. What is populism? M.: Publ. House of the Higher School of Economics, 2018. P. 37-38.
5. New Year's poll in Turkey // URL: https://eadaily.com/ru/ news/2022/01/10/molodye-turki-nazvali-vybor-erdogana-krayne-neudachnym-novogodniy-opros-v-turcii (accessed: 30. 01.2022).
6. Erdogan's Turkey// URL: https://www.bbc.co.uk/news/resources/idt-sh/ErdogansTurkey(accessed: 01.30.2022).
7. Recep Tayyip Erdogan: Turkey's pugnacious president// URL: https:// www.bbc.com/news/world-europe-13746679(accessed: 01.30.2022).
8. Turkey bans alcohol advertising and curbs sales // URL: https://www. reuters.com/article/us-turkey-alcohol-idUSBRE94N0IA20130524 (accessed: 01.30.2022).
9. The Guardian: From Reformer to 'New Sultan': Erdo an's Populist Evolution // URL: https://www.theguardian.com/world/2019/mar/11/ from-reformer-to-new-sultan-erdogans-populist-evolution (дата обращения: 30.01.2022).