Научная статья на тему 'Политический механизм реализации концепции правового государства в современной России'

Политический механизм реализации концепции правового государства в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
716
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / CONSTITUTIONAL STATE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS / ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / POLITICAL MECHANISM / ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / POLICY MECHANISMS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кучкин Владислав Константинович

Статья посвящена актуальным проблемам построения правового государства в современной России. Автор рассматривает политические механизмы реализации государственной политики, выделяя группы политических механизмов, и выявляет их роль в российском политическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political mechanism of implementation of the concept of constitutional state in modern Russia

The article is devoted to the concept of constitutional state in modern Russia. The author examines the political mechanisms for the implementation of public policy, allocating groups of political mechanisms and revealing their role in the Russian political process.

Текст научной работы на тему «Политический механизм реализации концепции правового государства в современной России»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

УДК 323

Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Идея правового государства возникла и была сформирована несколько столетий назад. В настоящее время в России конституционно заложены и развиваются основы формирования правового государства. Но при практической реализации продекларированной идеи возникает множество объективных и субъективных причин, тормозящих формирование правового государства в России. Объективные причины обусловлены, прежде всего, исторически сложившейся правовой культурой, чертами русского менталитета и национального характера. Субъективные причины определяются политическим безволием и коррумпированностью руководства страны всех уровней.

Правовое государство и гражданское общество формируются совместно и процесс их создания занимает длительное историческое время. Более того, их формирование невозможно без соответствующего политического механизма, обеспечивающего не только создание соответствующих по качественным характеристикам органов государственной власти, но и создание стимулов формирования общественного сознания, соответствующего критериям гражданского общества.

Понятие «политический механизм» сравнительно новое в отечественном об-ществознании и пока еще не имеет четкой устоявшейся формулы. Первыми предприняли попытку проанализировать механизмы рекрутирования политических элит, механизмы администрирования и идеологического обеспечения различных управленческих решений отечественные историки - современники Великих реформ середины XIX столетия [11; 19]. В фундаментальных исторических очерках российской государственной и общественной жизни С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова был сделан акцент на выявлении различных общественных и государственных потребностей, которые сделали необ-

В.К. КУЧКИН

ходимым развитие того или иного механизма управления. Динамика существования каждого конкретного механизма, таким образом, описывалась в духе популярной в то время гегелевской диалектической формулы преобразования количественных изменений в новое качество [2, с. 55].

Однако при всей его продуктивности такой теоретический подход вел к эклектическому восприятию всей совокупности механизмов политического управления. Каждый из механизмов выглядел в трудах этих классиков отечественной исторической мысли самодостаточным и, в принципе, вопрос о системности, взаимосвязанности и взаимообусловленности этих механизмов оставался открытым вплоть до того времени, когда ответ на него попыталась дать советская историческая наука.

Методология марксизма позволяла органично свести в одну систему порядок возникновения и функционирования отдельных механизмов политического управления [9; 10]. Она позволяла определенным образом ранжировать эти механизмы по политической значимости в соответствии с общими посылками марксизма относительно связи экономических, культурных, правовых и других факторов общественно-политического развития. В советское время наметилось существенное приращение научных знаний о свойственном России специфическом механизме рекрутирования властвующих элит [21, с. 65], о механизмах стимулирования политического процесса посредством экономических реформ [5, с. 43], о правовом и административном механизмах достижения баланса политических сил и интересов в федеративно организованном пространстве Киевской Руси, Московского государства и Российской империи [22, с. 44]. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. были выделены периоды в истории существования различных механизмов и их специфика соотнесена со спецификой функционирования аналогичных механизмов в европейских государствах Средневековья и Нового времени [14; 18].

Отказ современных отечественных исследователей от строгого следования логике марксистского анализа и большее их внимание к компаративным методам анализа в рамках цивилизационного подхода позволили добиться определенного равновесия в научных представлениях о внутренних и внешних факторах и условиях исторического формирования и развития различных управленческих механизмов. Во многом этому балансу способствовало появление в 90-е гг. XX в. большого числа междисциплинарных исследований, в которых гражданские историки привлекали политологические модели из арсенала европейской науки для объяснения логики политических процессов в прошлом России [8, с. 93-102]. Одновременно отечественные политологи проявили заметное стремление обозначить специфику своей национальной политологической школы широким обращением к методам и предметам исторической науки. Этот междисциплинарный синтез позволил на современном научном уровне представить макроисторическую динамику механизмов политического управления в России в контексте макроисторической динамики аналогичных механизмов в структуре европейской цивилизации.

Многие авторы, использующие в своих исследованиях термин «политический механизм», трактуют его весьма вольно, порой некорректно. В научных изданиях, а тем более в публицистике, допускается смешение понятий «методы», «механизмы», «технологии», что, естественно, не на пользу науке и научному осмыслению политической практики. Одну из первых попыток как-то содержательно соотнести понятия «технологии» и «механизмы» предпринял О.Н. Фомин [20, с. 47-61]. Конкретизация соотношений между всеми этими понятиями позволяет точнее и эффективнее использовать понятие «политический механизм» в исследовании проблем государственного управления.

Непосредственно термином «механизм» обозначается «система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности» [13, с. 583]. Под системой принято понимать упорядоченное множество функционирующих элементов, находящихся во взаимосвязи и образующих определенную целостность.

В отличие от техники, откуда пришел термин «механизм», социальные механизмы - не столько физическое явление, которое может быть выявлено при помо-

щи органов чувств, сколько совокупность прав и обязанностей, определяемых ими, содержание и характер деятельности индивидов и групп. А специфика политического механизма в том, что он опирается на государственную власть (или ориентируется на ее нейтрализацию), которая предполагает отношения господства и подчинения между взаимодействующими акторами, и в основе которой лежат принуждение и право, освещающие легитимное насилие [6, с. 28].

Термин «политический» означает «относящийся к политике», т.е. к деятельности органов государственной власти и государственного управления по обеспечению классовых или иных общественных интересов посредством институтов власти. Соответственно, именно государство в лице своих национальных органов законодательной и исполнительной власти выступает основным субъектом политической деятельности.

Таким образом, политические механизмы означа ют совокупность определенных управленческих процедур, навыков, приемов, объединенных каким-либо политическим принципом. Среди таких принципов, по сути формирующих характер политических механизмов, определяющими являются легитимность, гласность, открытость, законность, ответственность, научность, преемственность или же другие, противоположные названым и формирующие иной характер политических механизмов.

В основе всякой политической деятельности лежат концептуальные идеи, отраженные в доктринальных, в том числе нормативных правовых актах, закрепляющих политические стратегии. Собственно политическая деятельность проявляется в принятии важнейших решений, направленных на выработку и применение конкретных средств и методов достижения поставленных внешнеполитических и внутриполитических целей.

Однако достижение политических целей происходит не только в результате деятельности государственных органов, но и посредством деятельности общественных организаций, а также международных политических и правовых институтов и организаций, в том числе путем объединения усилий формальных и неформальных органов и организаций.

В процессе принятия политических решений участвуют или оказывают на него влияние группы интересов, политические партии, общественные организации и движения, органы местного самоуправления, религиозные объединения, бизнес-

структуры и т.д. В сфере публичной политики далеко не все является публичным, в ней возможно существование, а иногда и доминирование теневых центров власти, принятия решений. Наконец, в управленческой деятельности государства не все имеет политическое звучание: оно осуществляет многие функции управления, далекие от политики [6, с. 29].

Основываясь на изложенном, политические механизмы в широком смысле можно определить как средство достижения политических целей. В узком смысле политические механизмы можно определить как совокупность различных видов деятельности политических субъектов, формальных и неформальных правил и процедур, обеспеченных международным и национальным правом и включенных в динамику практически-политических отношений, которые реализуются в соответствии с выдвигаемыми политическими целями.

Представляется, что определяющим для формирования политических механизмов независимо от сферы их реализации являются конкретные политические цели.

Постановка целей в политике органов государственной власти имеет первостепенное значение. Причем цели государственного управления неразрывно связаны с целями политики. Цель политики, - как справедливо отмечает М.Н. Марченко, - состоит в том, чтобы утвердить рациональное (разумное) в отношениях между людьми или субъектами в рамках общества. Из вышеуказанной цели вытекают и функции политики: 1) поддержание и укрепление целостности общества как сложнодифференцированной системы, обеспечение общественного порядка и организованности; 2) уменьшение опасности ненужных столкновений между людьми в обществе; 3) разработка целей всего общества и составляющих его субъектов, организация и мобилизация ресурсов на их достижение; 4) обеспечение рационального отношения к добыче, сбережению материальных и духовных ценностей с тем, чтобы они способствовали утверждению столь же рациональных отношений между людьми (техническая, экологическая, культурная и др. политика); 5) обеспечение предвидения будущего и рациональных путей его обеспечения [15, с. 59].

Исторически для общественной мысли характерно стремление к более совершенным и справедливым формам государственной жизни. В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед политической наукой современной России,

является поиск новых ориентиров, путей, форм, способов модернизации Российского государства, позволяющих сохранить и развить потенциал народа, укрепить положение Российского государства в мировом сообществе, достойно ответить на вызовы истории. Реализация этой задачи требует мыслить и действовать гуманитарно, а не технократично, то есть реагировать не только на изменения в экономике и технике, но и на изменения в человеческом сознании, в духовно-нравственной сфере, в человеческих устремлениях и мотивациях. Как отмечал Н.Н. Моисеев, «человечество находится на пороге глубочайшей перестройки всех основ современной цивилизации, или, как говорят, смены циви-лизационных парадигм. Эта перестройка коснется всех стран планеты и будет сопровождаться сменой ценностных шкал, привычных условий жизни и общественного устройства» [7, с. 78].

В системе основных политических целей развития России особая роль принадлежит реализации стратегии строительства демократического правового социального государства. Эта цель является основой для реализации осмысленной политики органов государственной власти и местного самоуправления по модернизации всех сфер государственной и общественной жизни. Сущность строительства демократического правового социального государства в России состоит в совершенствовании механизма функционирования и развития отечественной государственности и приведения ее в соответствие с задачами превращения Российской Федерации в одного из мировых лидеров. Но стать таким лидером Россия сможет лишь тогда, когда продемонстрирует миру образцово-показательное решение крупных социально-экономических и политико-правовых проблем на своей территории.

К сожалению, построение демократического правового социального государства не закреплено в качестве стратегической цели развития российского народа. Хотя есть специалисты, которые считают обратное. В частности, П.К. Гончаров указывает на то, что Россия только поставила перед собой цель стать социально-правовым государством [1, с. 28]. На взгляд Н.В. Крот-ковой, «как минимум с 1993 г., с момента принятия Конституции РФ, официально заявлена цель - построение правового демократического государства» [7, с. 76-85].

Современная трансформация России в правовое государство является политиче-

ски управляемым процессом. Само государственное управление - по преимуществу политический процесс, ибо государство как основной политический институт разрабатывает, утверждает и осуществляет все принципиальные политические стратегии развития общества. Оно представляет собой масштабную, разветвленную и влиятельную систему политического управления. Поэтому политические механизмы управления, прежде всего, используются в государственной сфере.

Проблема строительства правового государства связана со всей совокупностью общественных отношений и поступательного развития цивилизационного процесса в его упорядоченной и эволюционной форме. Строительство демократического правового социального государства представляет собой долгосрочный национальный курс, закрепленный в Конституции страны и обозначающий основные пути реализации важнейших интересов народа и государства. Основная роль стратегии строительства демократического правового социального государства заключается в том, чтобы координировать и направлять все правовые действия и законотворческие ресурсы органов государственной власти и народа Российской Федерации на достижение политических, правовых, экономических и социальных целей и ценностей, зафиксированных в Конституции России. Ведь Конституция - это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна [4, с. 14]. Конституция РФ - основополагающий национальный докторальный нормативно-правовой акт, являющийся базовым для формирования политических механизмов становления в России правового государства. Содержащиеся в Конституции стратегические приоритеты, цели и принципы правового государства, определяющие модель устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу, непосредственно реализуются в деятельности специальных государственных органов и общественных организаций, которые в соответствии с интересами человека, общества и государства и на основе норм национального и международного права решают задачи построения правового государства. Конституционно-правовые аспекты стратегии строительства демократического правового социального государства содержат общие правовые ориентиры модернизации Российского государства в

соответствии с современными представлениями о путях его совершенствования.

Основные принципы правового государства - верховенство закона, легитимность публичной власти, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, новый, более высокий уровень законности, единство естественного и позитивного права и связанная с ним тенденция сближения права и морали - оказывают решающее влияние на его организацию и функционирование. Правовому государству присуща определенная организация власти: неподавление властью как индивида - отдельной личности, так и совокупного человека - народа, а участие их в организации власти в государстве.

Правовому государству присущи такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, они ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого произвола, считают признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью государственной власти. Граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов [16, с. 21].

Конституционно-правовое содержание принципа правового государства не ограничивается установлением правовых пределов государственной власти, соблюдение которых контролируется судом во имя свободы и неотъемлемых прав личности. Из Конституции вытекает, что и само государство также создает такие нормы и правила, которые гарантируют политическое единство и формируют основы правопорядка. Тем самым динамика политических процессов не ставит под сомнение идентичность государства и его жизнеспособность. Речь идет и о стабилизации государства путем создания соответствующих органов, осуществляющих функции государства и действующих независимо от периодической смены политических элит, приходящих к власти в результате свободных демократических выборов.

В процессе реализации стратегии строительства демократического правового социального государства, прежде всего, требуется создание необходимых

ему государственно-правовых институтов. К.Поппер справедливо утверждает, что «всякая широкомасштабная политика должна быть институциональной, а не личностной» и «всякая демократическая долгосрочная политика должна разрабатываться в рамках безличных институтов» [15, с. 152153]. Именно государственно-правовые институты в состоянии интегрировать интересы и потребности народа, придать его воле определенную направленность, обозначить целевые установки развития государства.

Правовой государственности свойственно организационное разделение государственного механизма на законодательную, исполнительную и судебную ветви и функциональное деление на правотворческую, правореализующую и правоохранительную сферы. В понимании правовой государственности России разделение властей занимает значительное место. В идее разделения властей, как и нормативном содержании соответствующего положения российской Конституции, имеется множество смысловых граней. С одной стороны, это единство государственной власти на

всей территории Российской Федерации, с другой - разграничение властных полномочий между органами законодательной, исполнительной, судебной власти, их самостоятельность в осуществлении возложенных полномочий, а также недопустимость их вторжения в компетенцию друг друга. В то же время самостоятельность ветвей власти никак не препятствует рационализации осуществления власти.

Таким образом, основная роль политических механизмов заключается в реализации государством в лице соответствующих органов, а также общественных организаций и в целом общества принципов правового государства в российской политической действительности. Политические механизмы формирования правового государства направлены, прежде всего, на обеспечение высокого уровня жизни человека, а не на создание красивой структуры государственных властей и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни.

1. Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель [Текст] / П.К. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 2.

2. Гуторов, В.А. Философия политики на рубеже тысячелетий: судьба классической традиции [Текст] /

B.А. Гуторов // Полис. - 2001. - № 1.

3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В Даль. - В 4-х т. - М., 2000. - Т. 1.

4. Зорькин, В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России [Текст] / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. - 2004. - № 6.

5. Ильин, В.В. Реформы и контрреформы [Текст] / В.В. Ильин, А.С. Панарин, А.С. Ахиезер. - М., 1996.

6. Козлова, А.В. Политические механизмы обеспечения безопасности государства в экономической сфере [Текст] / А.В. Козлова. - Автореф. дис. ... докт. полит. наук. - М., 2009.

7. Кроткова, Н.В. С.А. Котляревский как теоретик правового государства [Текст] / Н.В. Кроткова // Государство и право. - 2006. - № 11.

8. Ланцов, С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации [Текст] /

C.А. Ланцов // Полис. - 2001. - № 3.

9. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма [Текст] // Полн. собр. соч. - М., 1969. Т. 27.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология [Текст] // Сочинения. 2-е изд. - М., 1955.

11. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры [Текст] / П.Н. Милюков. - В 3 т. - М., 1995.

12. Моисеев, Н.Н. Время определять национальные цели [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М., 1997.

13. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1989.

14. Перегудов, С. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений [Текст] / С. Перегудов. -М., 2003.

15. Политология: Курс лекций [Текст] / под ред. М.Н. Марченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1999.

16. Поппер, Карл. Открытое общество и его враги [Текст] / Карл Поппер. - М., 1992. - Т. 2.

17. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / под ред. О.Е. Кутафина. Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ д.ю.н., проф. В.Д. Зорькина. - М.: ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.

18. Резник, Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации [Текст] / Ю.М. Резник. - М., 1993.

19. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен [Текст] / С.М. Соловьев. - М., 1988.

20. Фомин, О.Н. Политические механизмы в зонах социальной конвергенции [Текст] / О.Н. Фомин. -Саратов, 2002.

21. Фроянов, И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы [Текст] / И.Я. Фроянов. - М.-СПб., 1995.

22. Эйдельман, Н.Я. Революция «сверху» в России [Текст] / Н.Я. Эйдельман. - М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.