Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛОББИЗМ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ'

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛОББИЗМ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лоббизм / лоббистская деятельность / группы интересов / институт лоббирования / становление лоббизма в РФ / lobbying / interest groups / lobbying institution / institution of lobbying / emergence of lobbyism in Russia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Е.П. Соскова

В статье рассмотрены теоретико-методологические основы изучения лоббизма, а также изучен процесс институционализации лоббирования в России и возможность его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL LOBBYING AND OPPORTUNITIES FOR ITS DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article considers theoretical and methodological bases of lobbying study, and also studies the process of institutionalization of lobbying in Russia and the possibility of its further development.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛОББИЗМ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛОББИЗМ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ Е.П. Соскова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-3-152-154

Аннотация. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы изучения лоббизма, а также изучен процесс институционализации лоббирования в России и возможность его дальнейшего развития.

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, институт лоббирования, становление лоббизма в РФ.

Лоббизм - явление, получившее свое политическое осмысление совсем недавно. В 21 веке перед российской политической наукой стоит задача переосмысления методов осуществления государственной деятельности, механизмов функционирования политических институтов, процесса принятия решений и влияние на это определенных заинтересованных групп. Необходимость исследования лоббистской деятельности в России связана с тем, что несмотря на развитие рыночной экономики, диалог групп интересов с правительством до сих пор остается недостаточно прозрачным и эффективным. Это объясняется как отсутствием необходимой законодательной базы, которая могла бы урегулировать вопросы взаимодействия с заинтересованными лицами, так и низким уровнем политической культуры, из-за чего лоббистская деятельность часто сопряжена с теневой составляющей и способствует процветанию коррупции в органах государственной власти.

Лоббизм, как политическое явление, имеет множество толкований из-за своей многогранности. Представители политической науки до сих спорят по поводу того, что такое лоббизм. Процесс влияния, присутствие должностных лиц и элемент неофициальности, которые являются неизменными компонентами процесса лоббирования, позволяют широко и гибко обращаться с термином. Основой изучения лоббизма является теория «групп интересов», разработанная А. Бентли и дополненная Д. Труменом, которые выдвинули идею о том, что люди отстаивают свои ин-

тересы не индивидуально, а объединяясь в группы по интересам. В широком смысле под лоббизмом подразумеваются мероприятия, которые направлены на оказание влияния на политиков и чиновников. Сюда входят любые попытки индивидов или частных групп интересов влиять на решения правительства. Лоббизм определяется методами, используемыми индивидуально или группой лиц с целью оказания воздействия на политиков, ответственных за принятия решений. Однако следует сразу разделить лоббизм и коррупцию, т.к. политическая наука ориентируется на изучение легальных и допустимых методов лоббирования. Изучение нелегальной стороны попыток лоббирования интересов, включая коррупцию, давление путем запугивания, и т.д. рассматриваются в правовом, а не политологическом контексте. Поэтому к указанному рабочему определению следует добавить то, что деятельность по отстаиванию интересов является легальной.

Проблему интеракции групп интересов с государством рассматривают в двух подходах: институциональном и неоинституциональном. Для институционального подхода лоббизм - это институт политической системы, обеспечивающий взаимодействие ее объектов в целях поддержания стабильности общества. В рамках институционального подхода к изучению лоббистской деятельности можно выделить несколько моделей: плюралистическая модель - свободная, неограниченная конкуренция лоббистов между собой; корпоративная и неокорпоративная модели подразумевают наличие у системы представи-

тельства ограниченное количество групп интересов, четкую структуру и иерархию с государством во главе. Одним из недостатков институционального подхода является слишком большое внимание к формальным правилам и процедурам принятия решений, при этом неформальная сторона не учитывается. Эту проблему пытается решить неоинституциональный подход, который в анализе лоббистской деятельности позволяет видеть ее участников как рациональных акторов, которые, даже занимая общественно значимые посты, преследуют свои частные интересы, активно принимают участие в принятии государственных решений, повышающих их выгоду и престиж.

С развитием неоинституционализма ученые стали уделять большое внимание неформальным нормам и правилам, в связи с чем развились следующие концепции лоббизма: теория «законодательного субсидирования», определяющая лоббистов как поставщиков услуг, получающих взамен прямой доступ к процессу принятия решений; коммуникативистская концепция определяет лоббизм как деятельность, обеспечивающую коммуникацию между властью и народом; сетевая модель рассматривает лоббизм как деятельность обеспечивающая взаимосвязь всех элементов политической сети.

Практика лоббизма в России по сравнению с другими странами имеет не такую долгую историю развития, так как формирование современной российской государственности происходит только в 1990-е годы после распада СССР. Вместе с этим, в стране на тот момент сложились предпосылки для формирования и регулирования лоббистской деятельности, которые были связаны с особенностями советского государственного регулирования. Особенности института лоббизма в советской России обусловлены высоким уровнем идеологизации общества - государство, сохраняя за собой монопольное право на представительство интересов, жёстко подавляло любые частные инициативы, не соответствующие национальной идеологии. Поэтому способы представительства интересов и формы давления на принимаемые

правительством решения отличались от механизмов традиционной лоббистской деятельности. Лоббистская деятельность носила корпоративный характер и строилась на «закрытых» взаимоотношениях наиболее влиятельных групп и государства.

История современного лоббизма в России начинается в 1990-е гг. после распада СССР с развитием демократических институтов, с утрачиванием высокой идеологизации общества и корпоративного характера государства. Актуальной стала проблема формализации института лоббизма в российском политическом процессе. Этапы институционализации лоббизма насчитывают 8 официальных попыток принять федеральный закон о регулировании лоббистской деятельности и ее законодательного закрепления. Однако представленные законопроекты были либо рамочными, не учитывающими конкретные проблемы реализации официальной представительской деятельности, либо не получали одобрения со стороны Правительства и Президента РФ. Это можно объяснить тем, что из-за того, что сложившаяся нормативная практика лоббирования в целом устраивает часть основных ее участников, которые получают от ее существования свою выгоду. Помимо этого, отклонение от сложившихся традиций лоббирования может быть невыгодно самим представителям групп интересов из-за увеличения транзакционных издержек.

Теоретическое осмысление становления лоббистской деятельности в России связано с двумя подходами к объяснению механизма работы групп интересов. Первый подход основан на гипотезе о том, что бизнес стремится захватить власть и после этого практически не несет никаких потерь при оказании влияния на принятие политических решений. Второй подход основан на том, что между бизнесом и властью происходит так называемый обмен между элитами, который заключается в том, что государство предоставляет компаниям налоговые льготы, финансовую поддержку и другие послабления для бизнеса в обмен на то, что бизнес становится социально ответственным и также помога-

ет государству осуществлять свои функции. Проблема заключается в том, что эти отношения остаются до конца не урегулированными, что приводит к взяткам в обмен на лояльность той или иной политической группы, что приводит к сохранению за лоббизмом статуса теневой деятельности.

Несмотря на проводимые обсуждения и заявляемые инициативы, институт лоббизма в России продолжает иметь теневой характер и напрямую связан с нарушением действующего антикоррупционного законодательства в органах государственной власти. В связи с этим взаимоотношения между государственными органами и представителями различных негосударственных структур ассоциируются в обществе с коррупцией и вызывают негативное отношение. На современном этапе лоббизм, без достаточно широкой правовой базы и отсутствия «лоббистской культуры» среди населения, остается в основном теневой структурой и вызывает негативные ассоциации у граждан. В последние годы практически не происходило разви-

тие законодательной базы, которая смогла бы урегулировать отношения между группами интересов и государственными органами. Несмотря на это, на сегодняшний день есть возможности для расширения государственного регулирования лоббизма. Для этого необходима выработка оптимальной модели правового регулирования. К ужесточению регулирования можно прийти только путем первоначального введения более мягких мер выведения лоббизма из тени. Широкий круг субъектов лоббистской деятельности должен получить доступ к диалогу с властью, при этом такой доступ должен быть предоставлен в обмен на обязательства о предоставлении информации о своей деятельности и о следовании нормам антикоррупционного законодательства. Мягкое регулирование и наделение групп интересов правами доступа в государственные органы, должно сопровождаться как четким определением их обязанностей, предоставлении информации о своей деятельности, так и регулированием ответственности за нарушение правил.

Библиографический список

1. Орлов, О.И. Феномен лоббизма в системе общественных отношений / О.И. Орлов // Научно-теоретический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2006. - № 27. - С. 172-176.

2. Толмачева, И.В. Динамика формирования института лоббизма в России / И.В. Толмачева // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. - 2017. -№ 6(30). - С. 88-92.

3. Семенова, А.А. История и перспективы реализации закона о лоббизме в РФ / А.А. Семенова // Мировая экономика в новых условиях развития: готовность к ответу на вызовы. - 2019. - С. 73-79.

POLITICAL LOBBYING AND OPPORTUNITIES FOR ITS DEVELOPMENT

IN RUSSIA

E.P. Soskova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article considers theoretical and methodological bases of lobbying study, and also studies the process of institutionalization of lobbying in Russia and the possibility of its further development.

Keywords: lobbying, interest groups, lobbying institution, institution of lobbying, emergence of lobbyism in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.