Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС КАК ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА'

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС КАК ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ТЕОРИЯ ЭЛИТ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ГОСУДАРСТВО / КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аверина Ольга Михайловна

В статье дается анализ категории политического интереса как отображения материально-социальной основы, являющей собой превращенную форму общественных отношений в сознании. Экономические интересы определяются как инобытие экономических отношений, выражающее объективные взаимозависимости людей, проявляющееся в формах экономических связей между отраслями и сферами экономики и политики. В статье рассматриваются разные подходы к пониманию категории «политический» в интересе: классовый подход, теория элит, социальная стратификация; проанализирована теория интересов Ю. Хабермаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL INTEREST AS A TRANSFORMED FORM OF SOCIO-ECONOMIC INTEREST

The article analyzes the category of political interest as a representation of the material and social basis, which is a transformed form of social relations in consciousness. Economic interests are defined as the otherness of economic relations, expressing the objective interdependencies of people, manifested in the forms of economic ties between industries and spheres of economics and politics. The article discusses different approaches to understanding the category of «political» in interest: class approach, theory of elites, social stratification; the theory of interests of Yu. Habermas.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС КАК ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА»

Научная статья Original article УДК 33:316

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_9_539 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС КАК ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА POLITICAL INTEREST AS A TRANSFORMED FORM OF SOCIO-ECONOMIC

INTEREST

Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

^jUyPHM

Аверина Ольга Михайловна, кандидат философских наук, преподаватель кафедры «917 Философия», «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», E-mail: averinao@rambler.ru

Averina Olga Mikhailovna, candidate of philosophical science, teacher of the Department «917 Philosophy», Moscow Aviation Institute (National Research University), E-mail: averinao@rambler.ru

Аннотация. В статье дается анализ категории политического интереса как отображения материально-социальной основы, являющей собой превращенную форму общественных отношений в сознании. Экономические интересы определяются как инобытие экономических отношений, выражающее объективные взаимозависимости людей, проявляющееся в формах экономических связей между отраслями и сферами экономики и политики. В статье рассматриваются разные подходы к пониманию категории «политический» в интересе: классовый подход, теория элит, социальная стратификация; проанализирована теория интересов Ю. Хабермаса.

Abstract. The article analyzes the category of political interest as a representation of the material and social basis, which is a transformed form of social relations in consciousness. Economic interests are defined as the otherness of economic relations, expressing the objective interdependencies of people, manifested in the forms of economic ties between industries and spheres of economics and politics. The article discusses different approaches to understanding

the category of «political» in interest: class approach, theory of elites, social stratification; the theory of interests of Yu. Habermas.

Ключевые слова: категория политический интерес, превращенная форма, социальная система, экономическая необходимость, экономические интересы, теория элит, научно-технический прогресс, государство, классы

Keyword: category political interest, transformed form, social system, economic necessity, economic interests, theory of elites, scientific and technological progress, state, classes

Понятие «превращенная форма» используется в социальной философии для характеристики сложных систем зависимостей и связей в обществе. Подобная система общественных связей существует между сознанием (индивидуальным и общественным) и объектом восприятия, который не может быть полностью воспроизведен сознанием. В сознании происходит специфическое преобразование объекта в видимую форму действительных отношений. Продукт подобного преобразования уже является феноменом сознания, а не действительности. «В подобных случаях под превращенной формой следует понимать не просто видимость, даже самую объективную, которая, казалось бы, доступна просто непосредственному, наивному взгляду, а внутреннюю форму видимости, ее устойчивое и воспроизводящее ядро»[1] Сложное превращение реальных отношений в сознании обретает собственное бытие и представляет собой феномен превращенной формы. Суть превращенной формы в том, что форма проявления реального содержания предмета обособляется и получает самостоятельное значение, а действительные связи являются снятыми. У Маркса такой превращенной формой является капитализированная стоимость, скрывающая за собой проявление реальных отношений производства.

Превращенность формы в сознании раскрывает его многомерный квазипредметный характер, способность к моделированию реальности. И она выступает как особый тип связи между сознанием и реальностью. В социальной философии превращенность формы помогает понять способы социализации индивидов в социально-культурных системах общества. Где сознание включается в социальную систему деятельности, а не противостоит ей. Превращенность формы дает возможность проследить взаимосвязи между политической и экономической сферами деятельности общества и представлениями о них в индивидуальном и общественном сознании. Задача социальной философии расшифровать социальную реальность в ее превращенных формах.

Экономические потребности являются основанием структуры общественного воспроизводства. Они могут выступать в форме объективной необходимости для

отдельного человека или социальной общности по удовлетворению уже имеющихся или развивающихся экономических потребностей. Экономическая необходимость определяет функционирование целостной взаимосвязной системы конкретных экономических форм, посредством которых общество обеспечивает реализацию своих интересов. Реализация экономических интересов включает в себя: необходимость удовлетворения и развития новых экономических потребностей. И та и другая необходимости являются экономическим интересом общества, а потому реализация этих интересов образует общественную систему материальных стимулов.

Политические потребности и интересы чаще всего представляют собой проявление новых, все время изменяющихся общественных отношений. Они выступают и как инобытие и как форма проявления социально-экономических отношений. Термин политика по своей этимологии имеет два значения: политика как жизнь в обществе и политика как искусство управления. В первом случае понятие политического рассматривается как социальная сущность в историческом контексте, так как не существует политики вне общества и общества без политики. Во втором случае политика рассматривается как некий механизм, с помощью, которого можно управлять обществом, как искусство управления, данное немногом. Для такого взгляда на политику характерно деление общества на управляющих и управляемых. (Элитистские концепции развития общества: Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето) Им свойственно рассматривать политику только с точки зрения правящих классов и слоев, которые управляют обществом. Те же кем управляют, остаются как бы вне политики. Такое понимание политике глубоко неверно, так как понимание сущности политики должно исходить из того, что социально-политические изменения осуществляются не отдельными политиками, а крупными социальными общностями.

Политика может быть рассмотрена и как процесс разрешения тех или иных конфликтов в группах, сообществах и обществе в целом, основанный на использовании приемлемых для всех процедур и обязательных для данного общества решений. Сущность политики тут сводится к преодолению неких абстрактных конфликтов между общественными субъектами. Но нельзя забывать, что в политической деятельности не только сглаживаются, но и создаются, воспроизводятся и сталкиваются антагонистические интересы. Сущность политики состоит в борьбе достаточно влиятельных социальных сил за организацию общества и в руководстве его движением в соответствии с их собственными фундаментальными интересами. Интересы могут

считаться политическими тогда, когда они определяются значимым положением их носителей в системе общественного производства власти.

Нельзя не считаться с тем, что научно-технический прогресс преобразует структуру экономики и оказывает значительное влияние на человеческие факторы производства. Расширение и углубление научно-технического прогресса, его проникновение в новые сферы производства способствовали превращение науки в непосредственную производительную силу. Новые технологии ведут к существенному изменению роли и характера труда. Имеет место тенденция к вытеснению из сферы материального производства живого труда. Все это способствует уменьшению детерминирующей роли социально-экономического положения и усилению личностного начала в социальном положении человека.

Сталкиваясь с понятием власти, надо иметь ввиду, что она представляет собой совокупность не только экономических, политических и идеологических интересов, но и совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим. Главное место среди этих институтов занимает государство, которое концентрирует в себе власть. Государство претендует на то, чтобы представлять общество в целом, и выражать всеобщий интерес. Часто это оборачивается тем, что с помощью государственной власти любая социальная сила может представить свой интерес как всеобщий и навязать его другим. Используя правовые средства, государство создает условия для развития одних процессов, и сдерживает другие. Однако, в действительности политическая власть шире государственной, ибо политическая деятельность осуществляется и вне государственных структур. Таким образом, политика в собственном смысле этого понятия — это не столько деятельность государства, сколько деятельность политических партий, общественных организаций и отдельных граждан. Все субъекты политики стремятся повлиять на развитие общества тем самым, реализуя свои интересы. Именно поэтому институты государственной власти являются объектом политической борьбы. Таким образом категория «политического»-есть широкое обобщающее понятие. Оно включает в себя не только государственную политику-особое взаимодействие людей в обществе по поводу политического бытия всех социальных субъектов, втянутых в поле общественно-властных взаимоотношений.

Каждый человек выступает в качестве носителя личных экономических интересов, которые с необходимостью сочетаются с другими отдельными интересами. Однако,

осознание этих интересов происходит не только и не столько на уровне отдельной личности. Выделение разных социальных общностей имеет большое значение для социальной философии. Существенным здесь является деление на классы.

Класс определяется как большая социальная группа, занимающая особое положение в системе общественного производства. Деление на классы было открыто историками Великой французской революции О. Тьерри и Ф. Гизо. К. Маркс связал классы с «определенными историческими фазами развития производства» [2] Классы у него определены экономическими способами производства, базирующимися на частной собственности. В основе образования классов лежит общественное разделение труда, в результате которого происходит закрепление определенных видов деятельности за большими социальными группами. Общественное разделение труда складывается и в процессе производства, и в сфере распределения, и в сфере обмена деятельностью. Обмен лишь устанавливает связи между относительно независимыми сферами человеческой деятельности, превращая их в сферы совокупного общественного производства (ремесло, промышленность, земледелие, скотоводство, торговля, управление трудом). Общественное распределение и разделение труда закрепляет людей за определенным видом деятельности, а частная собственность «закрепляет» людей по отношению к средствам производства и результатам труда. Нельзя не согласится с тем, что «марксова концепция классов ведет нас к объективно структурированному неравенству в обществе, класс соотносится не с убеждениями людей, а с объективными условиями. Которые позволят иметь больший доступ к материальному вознаграждению» [3] Можно сказать, что классы Маркса занимают промежуточное положение между профессиональными группами и экономическими стратами, отличающимися друг от друга по своему месту в системе отношений распределения. Над основным признаком класса надстраивается множество других признаков. Классы можно считать «многоосновными» (Сорокин П.) группами, различие которых не ограничивается областью разделения труда и распределения собственности.

П. Сорокин определял классы как совокупность лиц, сходных по профессии, имущественному положению, объему прав и одинаковым социально-правовым интересам. Он видел не только экономические критерии образования классов, а выделял политические классы, профессиональные и другие. [4]

Вебер М. вообще не считал классы реальными сообществами. Термин класс он употреблял по отношению к группе людей, находящейся в «классовой ситуации».

Последняя проявляется по Веберу, в том, что множество людей объединено «специфическим причинным компонентом», касающимся их жизненных шансов. Такой компонент определен для него исключительно экономическими интересами в получении доходов, зависящих от ситуации на рынке труда и товаров. Однако экономический интерес все же является для него главным фактором, создающим класс.[5] Классовый интерес наличествует у Вебера при условии, что реакция людей на классовую структуру принимает форму не импульсивного протеста, а рационального взаимодействия, направленного на изменение конкретного порядка распределения собственности.

Итак, политическая действительность дана нам через деятельность субъектов политики, — реальных носителей политических отношения. В роли субъектов политики выступают и отдельные индивиды, и совокупные или институциональные субъекты. Их деятельность являет себя как совокупный результат взаимодействия составных частей, приобретающий новые — снятые, превращенные формы воплощения. Например, сознание совокупного субъекта выступает как надындивидуальная характеристика общности. Естественно, что совокупные субъекты имеют свою организацию для реализации совокупного интереса, в основе которого лежат общие политические потребности.

Таким образом, достаточно очевидно, что политические потребности как особый вид общественных потребностей связаны с развитием и функционированием социальных механизмов, регулирующих общественные отношения. Это потребности в организации совместных действий, признании, приобретающие политический характер. К ним можно также отнести: потребности в нормативном регулировании общественных процессов, в функционировании политических институтов, в информации о них. Знания о политических процессах, происходящих в социальной системе, служат для регулирования деятельности субъектов политики.

Социальные интересы, выражающие основные потребности общества (содержат в себе и тождества, и различия, и противоположности) в политике приобретают обобщенную форму политических интересов. Интересы как побуждающая сила общества присутствуют в той или иной форме во всех социально-политических явлениях и событиях. Поэтому всякое политическое событие есть попытка осуществления интересов определенных субъектов политики, где потребности характеризуют субъект с точки зрения его настоящих нужд, а интересы являются побудительной силой, обеспечивающей

их удовлетворение и в настоящем и в будущем. В процессе необходимой деятельности интерес объективируется в практическое отношение к тенденциям общесоциального политического процесса.

Политизация потребностей происходит из-за того, что не удается всем в равной мере удовлетворять свои потребности. Для удовлетворения потребностей субъект должен кооперироваться с другими силами общества, вступить с ними в разнообразные отношения. Интерес выступает здесь как позиция субъекта к другим субъектам и обществу, а политические отношения между субъектами проявляют себя как интересы, включающие в себя политическую позицию субъекта(отношение) и политическое самоутверждение (действие). Политические потребности субъектов политики выражаются в притязании на власть (богатство, авторитет, веру, мораль) в виде обладания или соучастии в обладании. Но при этом все наличные социальные слои не могут быть допущены к власти. В рамках политической системы между слоями и группами происходит борьба, которую можно противопоставить тенденциям стабильности.

Формирование политического интереса есть процесс осознания субъектом не только своих потребностей, но и субъективных и объективных возможностей. Субъективные возможности реализуются, как правило, превращенно, приняв форму политического интереса. Реализация политического интереса достигается с помощью тех или иных средств принуждения, обеспечивая господство интересов одних социальных групп над другими. Политический интерес есть особое отношение субъекта к политической действительности, направленное на утверждение его господства над социально-политическими условиями посредством их изменения или использования для удовлетворения потребностей тех или иных субъектов политики.

Политические интересы связаны с механизмом власти в обществе, выражая в концентрированной форме многообразные социально-экономические интересы. Вместе с тем, они служат основой для объединения и размежевания реальных политических сил. Они стимулируют политическую активность субъектов политики, являются основой для формирования целей политической деятельности и направляют ее в определенное русло посредством политической власти. Политические интересы осознаются субъектом политики как цель деятельности. Для того, чтобы превратиться в субъект политики социальная общность должна осознать характер своих интересов и пути их реализации. Политические интересы нуждаются не только в осмыслении, но ив концентрированном выражении, то есть в механизме политического действия и поведения.

Политические интересы наций, классов, социальных групп общества выступают, как объективные отношения общественных субъектов к условиям их политического самоутверждения и направлены на упрочение их экономического и общественно-политического положения.

Если политическая борьба ведется ради удовлетворения, -частных, групповых и классовых интересов, — то политическому интересу должна быть придана форма конкретных целей. Цель должна быть связана с реальными действиями политической силы. Отсюда следует, что политические интересы выражаются через социально-политические действия и становятся доступны исследованию только в своем проявлении, когда они активно и практически выражены.

Политические интересы не могут быть не переплетены с различными видами духовных интересов (этическими, правовыми, религиозными, эстетическими). Сами духовные интересы существуют относительно самостоятельно, а потому могут проявляться в виде политических идей и убеждений. Все большую роль в обществе приобретают познавательные интересы, которые оказывают большое влияние на процесс деятельности и проявляются как главные ориентиры в различных исследованиях.

Попытку соединить практические пути решения, стоящих перед человеком задач, и познавательных интересов сделал Ю. Хабермас в своей теории интересов. Он считает, что познавательные интересы включают в себя процессы будущих исследований, уходящих своими корнями в естественную историю. Каждый вид интересов, — по Хабермасу. -связан с различными сферами социальной деятельности: работой, языком, властью, а познавательные интересы проявляются как главные ориентиры или стратегия различных исследователей.

Труд и взаимодействие с природой включают в себя познание и достижение своеобразного взаимного понимания между природой и человеком. Знания, составляющие интересы человеческого рода связаны с процессами его самоорганизации. Они являются составной частью интересов, коренящихся в условиях труда и взаимодействия с природой. Воспроизводство общественной жизни не может быть правильно охарактеризовано без обращения к культурным условиям этого воспроизводства, к процессам самоформирования общества, которые всегда содержат теоретические и практические знания.

Познавательный интерес на практике означает следование базисной направленности исследования, основе познавательной стратегии, которая исходит из главных условий

воспроизводства человеческой жизни. Эта мысль кажется нам очень важной для социальной философии, откликающейся на проблемы сегодняшнего дня. В наше время огромное значение приобрели интересы, связанные с достижениями техники, ибо они во многом определяют пути и средства развития современной индустриальной цивилизации.

Таким образом, следует отметить, что категория интереса является ключевой в понимании природы человеческой деятельности как индивидуальной, так и групповой. Природа интереса двойственна, как и природа человека, который являясь общественным существом, остается и отдельной индивидуальностью. Интерес, зарождаясь в сознании людей и пробуждая человека к активности, выходит за рамки психики, становится элементом материально-практической деятельности, социальной жизни индивида. Всецело относясь к человеку, политический интерес разделяет все сложности его положения в обществе, которое, несомненно, состоит из отдельных индивидов, но к ним не сводится. Он - та изначальная зависимость - между обществом и человеком, которая заключается в том, что люди связаны между собой общими интересами, начиная с небольших групп и вплоть до государственных объединений. Но политический интерес не только соединяет, но и разъединяет людей. Приводя в движение психологические и идеологические механизмы, он заставляет людей конфликтовать между собой.

Список источников

1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. // Избранные произведения. М.,1990. С.495-546

2. Вебер М. Основные социологические понятия. // Избранные произведения. М., 1990. С. 602-643

3. Вебер М. Основные понятия стратификации. // Социологические исследования №5. 1994. С.147-157

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996

5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию М., 1992, ISBN 5-01-002570- 1

6. Маркс К. Капитал. // Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.24-25

7. Маркс К. Письма И.Вейдемейеру. 5 марта 1852г. //Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-изд.Т.28. С.422-428

8. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М.,1994

9. Михельс М. Социология политической партии в условиях демократии. // Диалог1990, № 5; №9; 1991 №4

10. Моска Г. Правящий класс. // Социс. 1994 № 10. С.187-198; №12. С.97-117

11. Моска Г. История политических доктрин. М., РУСАЙНС, 2016, ISBN 978- 543650180-2

12. Парето В. Компедиум по общей социологии. М., Изд. Дом ГУ ВШЭ. 2008, ISBN 9785- 7598-0573-1

13. Соркин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992, ISBN 5-250-01297-3

14. Сорокин П. Система социологии. М.,1993.

15. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. М., 1995. ISBN 5-86187-044-6

16. Giddens Anthony Sociology. Cambridge. 1989.

References

1. Veber M. O nekotory"x kategoriyax ponimayushhej sociologii. // Izbrannye proizvedeniya. M.,1990. S.495-546

2. Veber M. Osnovny"e sociologicheskie ponyatiya. // Izbrannye proizvedeniya. M., 1990. S. 602-643

3. Veber M. Osnovny"e ponyatiya stratifikacii. // Sociologicheskie issledovaniya №5. 1994. S.147-157

4. Dyurkgejm E". O razdelenii obshhestvennogo truda. M., 1996

5. Mamardashvili M. Kak ya ponimayu filosofiyu M., 1992, ISBN 5-01-002570- 1

6. Marks K. Kapital. // Marks K. E'ngeP s F. Sochineniya. 2-e izd. T.24-25

7. Marks K. Pisma I.Vejdemejeru. 5 marta 1852g. //Marks K. E"ngel"s F. Sochineniya. 2-izd.T.28. S.422-428

8. Markuze G. Odnomernyj chelovek: issledovanie ideologii razvitogo industriaFnogo obshhestva. M.,1994

9. Mixel"s M. Sociologiya politicheskoj partii v usloviyax demokratii. // Dialog1990, № 5; №9; 1991 №4

10. Moska G. Pravyashhij klass. // Socis. 1994 № 10. S.187-198; №12. S.97-117

11. Moska G. Istoriya politicheskix doktrin. M., RUSAJNS, 2016, ISBN 978- 54365-0180-2

12. Pareto V. Kompedium po obshhej sociologii. M., Izd. Dom GU VShE". 2008, ISBN 978-57598-0573-1

13. Sorkin P. A. Chelovek. Civilizaciya. Obshhestvo. M.,1992, ISBN 5-250-01297-3

14. Sorokin P. Sistema sociologii. M.,1993.

15. Xabermas Yu. Demokratiya. Razum. Nravstvennosf: Moskovskie lekcii i interVyu. M., 1995. ISBN 5-86187-044-6

16. Giddens Anthony Sociology. Cambridge. 1989.

Для цитирования: Аверина О.М. Политический интерес как превращенная форма социально-экономического интереса // Московский экономический журнал. 2022. № 9. URL: https://qie.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskii-ekonomicheskij-zhurnal-9-2022-43/

© Аверина О.М, 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 9. [1] Мамардашвили М. Превращенные формы. // Как я понимаю философию. М.,1992. С.274.

Г2] Маркс К. Письмо И. Вейдемейеру. 5марта 1852г. // Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-изд. Т28. С.427.

[3] Giddens Anthony Sociology. Cambridge. 1989. P.211.

[4] Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. Т.2. С.375

[5] Вебер М. Основные понятия стратификации. // СОЦИС. 1994.№5. С.148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.