Научная статья на тему 'Политический фольклор как предмет антропологических исследований'

Политический фольклор как предмет антропологических исследований Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
408
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Панченко Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политический фольклор как предмет антропологических исследований»

Политический фольклор

как предмет антропологических исследований

Александр Александрович Панченко

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург [email protected]

Вероятно, далеко не все современные российские фольклористы согласны с тем, что само понятие «фольклор» представляет собой социальный конструкт, что за ним нельзя увидеть неизменных культурных сущностей и что манипулирование образами народного «творчества», «искусства» или «знания» позволяет в большей степени судить не об искомом «народе», но о самих манипуляторах — ученых, политиках, литераторах, религиозных деятелях и т.д. Однако многим исследователям — и фольклористам, и представителям иных гуманитарных дисциплин — такая точка зрения представляется не просто обоснованной, но и открывающей известные эвристические перспективы. Речь в данном случае идет не столько о вполне очевидных возможностях деконструкции «традиционной» фольклористики, сколько о процессуальном подходе к исследуемым этой дисциплиной материалам, позволяющем по-разному определять и анализировать «фольклорные» составляющие тех или иных культурных явлений.

Что бы ни говорили о фольклоре представители разных академических школ и направлений, очевидно, что за этим термином обычно стремятся увидеть тексты, представляющие собой достояние не элит, а угнетенных классов; явления, не соответствующие стандартам «высокой» (читай — нормативной) культуры; скорее «иррациональные», чем «рациональные» идеи и представления; ложь, а не истину в обыденном понимании. Так, «школьный фольклор» в этом смысле представляет собой «контркультуру» среднего учебного заведения, окрашенный в протестные тона субпродукт образовательного процесса. Писатель, утверждающий, что каждую из услышанных им волшебных сказок можно назвать «поэмой», озабочен, прежде всего, литературной легитимизацией «народной словесности»: фантастические истории, рассказываемые крепостными крестьянами, приобретают значимость лишь благодаря сопоставлению с конвенциональной для элиты литературной нормой. Иными словами, одна из латентных коннотаций термина «фольклор» подразумевает, что последний всегда в чем-то «ненормативен». Неудивительно поэтому, что Алан Дандес видел в фольклорных текстах проекцию «коллективного бессознательного», продукцию массового невроза, типизацию и инверсию подавленных стремлений, характерных для того или иного общества либо культуры.

Хотя зачастую с излишне прямолинейной «психоаналитической семиотикой» Дандеса можно не соглашаться, очевидно, что сама по себе проблема содержательной интерпретации «коллективизированной фантазии» была и остается одним из наиболее значимых аспектов фольклористики как научной дисциплины. Здесь вполне применим подход Вольфганга Изе-ра, полагавшего, что главный вопрос антропологического подхода в литературоведении состоит в выявлении и изучении социальных потребностей, обуславливающих трансформацию коллективного и индивидуального воображения в художественный вымысел. «Первичная рецепция» изучаемых фольклористикой текстов всегда балансирует между категориями правды и вымысла — модальность и статус «фольклорной» коммуникации представляются достаточно лабильными по сравнению с особенностями коммуникации «литературной». Поэтому механика социальных фантазий четче проявляется именно в том, что мы называем фольклором.

В этой перспективе «политическим фольклором» можно называть формы и проекции коллективного воображения, тем или иным образом связанные с политикой в широком смысле — структурами власти и доминирования, присущими изучаемому обществу и до известной степени осознаваемыми его членами. Понятно, что границы политического в данном случае остают-

ся достаточно размытыми: различные социальные слои и группы в разное время могут обладать достаточно специфическими представлениями о том, что следует относить к соответствующей области общественной жизни. Проблема, однако, состоит не в определении и рамках понятия, но в том, можно ли в «фольклорной» рецепции политических структур и событий увидеть какую бы то ни было специфическую и хотя бы отчасти самодостаточную логику.

Историки, работающие в русле «политической антропологии», как правило, рассматривают массовую рецепцию политических текстов и событий как нечто факультативное по отношению к предмету своих разысканий. Анализ «сценариев власти», вообще говоря, вовсе не подразумевает исследование эффекта, оказываемого политическими репрезентациями правящей элиты на «безмолвствующее» и подчиненное большинство. Это, однако, не означает, что между социальными субъектами и объектами властных отношений вообще не существует «неформального» диалога касательно специфики и содержания этих последних. Очевидно, что политическая культура того или иного общества не может быть исследована исключительно на материалах нормативных институтов и процедур, а также их «порчи» и «сбоев». В действительности «политическая коммуникация», как и другие сферы общественной жизни, подразумевает формирование если не общей «символической вселенной», то, по крайней мере, специфических «конвенциональных полей», в рамках которых происходят процессы смыслообразования, имеющие отношение не только к «элитам», но и к «угнетенным классам».

* * *

Настоящая публикация основана на материалах семинара «Русский политический фольклор: от Петра I до Горбачева», организованного Центром теоретико-литературных и междисциплинарных исследований Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН на рубеже сентября и октября 2009 г. Семинар этот, в свою очередь, является частью одноименного исследовательского проекта1, поддержанного грантом Программы фундаментальных исследований ОИФН РАН «Генезис и взаимодействие социальных, культурных и языковых общностей». Цель проекта — исследование содержательной и функциональной специфики различных форм и жанров русского фольклора ХУШ—ХХ вв., отражающих массовые представле-

См. описание проекта на сайте Центра <http://theory.pushkinskijdom.пJ/Defau[t.aspx?tabid=8825>.

ния о государственной власти, общественном устройстве, международных отношениях и прочих аспектах политической жизни Российской империи и СССР. Хотя проблема «политического фольклора» применительно к отечественной культуре в разное время обсуждалась исследователями на материалах различных жанров устной словесности, сама постановка вопроса о социально-политическом смысле фольклорных текстов, как правило, отличалась предвзятостью и идеологической ангажированностью. Подобная ситуация, разумеется, характерна, прежде всего, для советской эпохи. Среди немногочисленных исключений следует назвать, в первую очередь, работы К.В. Чистова, посвященные русским социально-утопическим легендам ХУШ—Х1Х вв. Вместе с тем, мы до сих пор не располагаем целостным аналитическим обзором и систематической публикацией памятников русского политического фольклора XVIII — начала XX в. Хотя отдельные сюжеты (например, песни «Царя требуют в сенат» и «Гибель Александра II»), а также тематические циклы (в частности, сказки, легенды и песни о Петре I) служили предметом специального научного анализа, однако соответствующие исследовательские работы не дают возможности судить об исторической динамике, социальном контексте и функциональной специфике русского политического фольклора имперского периода в целом. Еще хуже обстоит дело с различными формами политического фольклора советской эпохи. Если история преимущественно фальсифицированного «советского фольклора» достаточно подробно проанализирована в исследованиях и публикациях последних десятилетий, то бытовавшие в СССР фольклорные тексты неподцензурного и оппозиционного характера пока что изучены очень плохо. Несколько больше повезло в этом отношении политическому анекдоту: работы, посвященные «недозволенной» смеховой культуре советского времени, выходили на Западе, начиная с 1970-х гг. Однако эти исследования также разрознены и далеко не всегда отвечают академическим стандартам современной фольклористики. Вместе с тем, фактически не исследованным остается бытование социально-политических легенд, а также слухов и толков в массовой советской культуре; чрезвычайно плохо изучена крестьянская политическая частушка 1920-х гг.; практически не привлекали внимание исследователей различные формы прозаического и стихотворного фольклора эпохи «холодной войны».

Стоит, кроме того, отметить, что обсуждения самой проблемы «политического фольклора» применительно к российскому контексту, предпринимавшиеся как отечественными, так и зарубежными исследователями, характеризуются, как мне кажется, известной непоследовательностью. Дело здесь, по-ви-

димому, не столько в том, что сама проблема определения, какие именно темы и смыслы можно считать политическими, а какие нет, зачастую оказывается плохо разрешимой, сколько в тех «экстранаучных» препятствиях, с которыми может столкнуться и сталкивается исследователь, скажем так, «массовой политической культуры». Само собой, что жизнь в самодержавном, тоталитарном и авторитарном государстве не располагает к такого рода исследованиям. Что касается, скажем, советских фольклористов, этнографов и историков, которые довольно много писали об устных текстах ХУ11—Х1Х вв., очевидным образом имевших именно политическое значение (скажем, о так называемых «исторических песнях», «утопических легендах», «слухах и толках»), то им неизбежно приходилось подгонять свои находки и соображения под господствовавшие идеологические и историографические модели.

Впрочем, дело тут не только во внешнем принуждении, но и в известной телеологии, которую большинство людей в той или иной степени вменяет политической жизни и государственному устройству. Когда исследователь полагает, что он знает, для чего существует политика и какой она должна быть, он нередко начинает проецировать свои политические воззрения и приоритеты на исследуемые материалы. Так, например, обстояло дело с западными учеными, занимавшимися политическими анекдотами в странах социалистического лагеря: обычно они видели в них форму и выражение социального протеста, практически полностью игнорируя иные возможные смыслы и функции. В действительности, однако, «ненормативность» вовсе не обязательно подразумевает «оппозиционность»: по всей видимости, тексты, которые мы можем причислить к русскому политическому фольклору, отражают достаточно разнообразные социальные стратегии, тяготеющие и к сопротивлению, и к приспособлению.

* * *

Представление о политическом фольклоре как о виде социального диалога и способе смыслообразования неизбежно подразумевает исследовательский интерес к формам, которые фольклористы вслед за Гансом Науманном называют «опустившимися культурными ценностями», а также к способам политического использования «аутентичных» либо идеологически инспирированных фольклорных текстов. Выше я уже сказал, что один из наиболее показательных примеров политической эксплуатации «народно-поэтического творчества» в XX в. — сталинский проект «советского фольклора» — в настоящее время представляется сравнительно хорошо изучен-

ным. Вместе с тем, история использования «фольклорной топики» в политико-идеологических дискурсах советского времени заслуживает более детального анализа, о чем, например, свидетельствует публикуемая ниже статья Ирины Козловой, посвященная генезису и истории выражения «сталинские соколы». С другой стороны, «фольклоризация» идеологических и пропагандистских текстов служила действенным политическим инструментом не только при Сталине, но и в другие периоды отечественной истории Нового и Новейшего времени. На это указывает статья Михаила Лурье, посвященная судьбам оппозиционной «политической песни» XIX в. в тюремном фольклоре, а также работа Михаила Алексеевского о современном нам агитационном проекте «Анекдотов от Зюганова». Не менее любопытны в этом смысле публикуемые Анной Минаевой и мной памятники анонимной политической сатиры эпохи Перестройки, а также середины 1960-х гг. С одной стороны, они тоже представляют собой своего рода «фольклори-зацию», поскольку очевидным образом ориентированы на традицию стихотворных сказок Пушкина и Ершова: «псевдонародный» характер этих текстов должен был, по-видимому, смягчить их сатирический пафос и подчеркнуть массовую адресацию. С другой стороны, о «фольклорном бытовании» таких рукописных стихотворений свидетельствует не только их широкое распространение в городской культуре конца ХХ в., но и связь с традицией устной политической сатиры, восходящей, по крайней мере, к началу столетия. Впрочем, в культуре советского периода обнаруживаются и более «архаические» формы политического фольклора, в частности — отголоски так называемой «легенды о царях-избавителях». Как показывает статья Александры Архиповой, в СССР 1920-1930-х гг. мотивы «избавительской легенды» могли функционировать не только в «монархической», но и в «большевистской» версии, где фигурировали Ленин и Троцкий. Вполне архаичными чертами обладает и формирующийся в нынешней России «националистический религиозный нарратив», исследуемый в работе Жанны Корминой на примере политической трансформации культа св. Матроны Московской. Если по современной легенде Матрона встречается со Сталиным и предсказывает ему победу во Второй мировой войне, то в Петербурге первой четверти XIX в. ходили рассказы о свидании Александра I с лидером религиозного движения скопцов Кондратием Селивановым: последний якобы предостерегал императора от участия в Третьей коалиции и предрекал победу в войне 1812 г.

Политика, как известно, грязное дело; политика в России — особенно грязна. Однако сама по себе констатация этого факта, а также того отвращения, которое вызывает у приличного

человека большая часть политической деятельности режимов, правивших и правящих в нашей стране, мало способствует пониманию социальных и культурных процессов, позволяющих этому политическому устройству существовать и воспроизводиться. Мне не кажется, что патримониалистская модель социальной истории России, сформулированная некогда Ричардом Пайпсом и пользующаяся заслуженной популярностью среди многих современных историков и политологов, целиком и полностью исчерпывает разнообразие русской политической культуры, особенно — в ее не институциональных и неформальных, то есть «фольклорных» формах. Нельзя не признать, вместе с тем, что многие из исследуемых в настоящей подборке материалов, без сомнения, вполне соответствуют концепции Пайпса. Вообще говоря, думаю, что для понимания массовой политической культуры и массового политического сознания в любой стране и в любое время гораздо удобнее нарратологи-ческий анализ и антропологическое изучение социальных практик (чем, собственно, и занимаются фольклористы), нежели, скажем, количественная социология или формальное исследование социальных институтов. Так или иначе, хочу надеяться, что и эта публикация, и будущие работы, которые мы планируем подготовить в рамках проекта «Русский политический фольклор», станут интересны не только специалистам по фольклористике и антропологии, но и более широкому кругу исследователей, занимающихся вопросами истории, социально-политического устройства и культуры России.

Александр Панченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.