Научная статья на тему 'Политический дискурс в работах современных французских философов'

Политический дискурс в работах современных французских философов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
287
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПОРЯДКИ ПРИЗНАНИЯ / FRENCH PHILOSOPHY / POLITICAL DISCOURSE / RECOGNITION ORDERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Корсунский А.Г.

В статье рассматриваются актуальные работы французских философов. Внимание уделено пересечению философского и политического дискурсов. Отдельно рассматривается влияние, оказанное французскими мыслителями, на социальную и политическую ситуацию в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Discourse in Works of Modern French Philosophers

In the article the topical works of French philosophers are under concern. The attention is on the intersection of philosophical and political discourses. The influence being born by French notionalists on the social and political situation in the country is studied separately.

Текст научной работы на тему «Политический дискурс в работах современных французских философов»

I \ DISCOURSE P | . I

ШЩСШ Конференц-зал

УДК 141.3

политическим дискурс в работах современных французских философов

Корсунский Андрей Георгиевич,

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в г. Ялте, аспирант кафедры философии и социальных наук, Ялта, Крым, Россия, E-mail: 8equinox4@gmail.com

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные работы французских философов. Внимание уделено пересечению философского и политического дискурсов. Отдельно рассматривается влияние, оказанное французскими мыслителями, на социальную и политическую ситуацию в стране.

Ключевые слова:

французская философия, политический дискурс, порядки признания.

Говоря об актуальной международной ситуации и дипломатической активности нельзя обойти вниманием современных французских философов. Дипломатия представляет собой средство осуществления внешней политики. На политические же ценности и ориентиры значительно влияют философские исследования.

Современному развитию философии всё более свойственна социальная и политическая направленности. Появляются новые направления в философии, всё чаше звучит тема власти, её методы обогащаются междисциплинарными подходами.

По мнению М. Фуко политическая направленность принципиальна для современной философии, так он говорит: «Я полагаю, что отношения между философией и полити-

кой являются непрерывными и фундаментальными» [3, с. 721]. Уже с момента политического регулирования обществом и становления модерного государства, особенной функцией философии является наблюдение над эксцессами власти в парадигме политической рациональности.

Французские философы оказали значительное влияние на левые политические движения и в целом на формирование адекватного политического видения. Во Франции традиции Сартра продолжают жить, здесь философия и политическая ангажированность неразделимы. Эта ориентация на деятельность, на политическую и гражданскую активность выделяет французскую философию.

Для Альтюссера философия не является статичным знанием, он понимал философию

Конференц-зал

[)тщк*Пи

как акт, а одной из её важных функций считал способность разделять мнения и теоретические формы деятельности; так его теоретические работы вполне можно рассматривать как «политическое вмешательство в сферу теории» [1, с. 54].

Рембо в своих стихотворениях использует выражение - «логические восстания» [2, с.12]. Именно с таким названием в 70-х годах 20-го века Жак Рансьер начал выпускать свой журнал, и именно такое определение оказалась наиболее удачным для философского акта.

Целые поколения французских философов видели своей задачей общественную критику слепого повиновения общепринятым мнениям. Для таких философов важно было:

1) открыть молодежи новые возможности, позволяющие переменить мнения касательно социальных норм;

2) в процессе дискуссий заменить рациональной критикой подражание и импульсивное одобрение.

Французские критики и политические деятели правого толка считают, что таким образом вопрос ставится слишком радикально и якобы предлагается подменить «восстанием подчинение». Но у такого «восстания» мы не найдём ничего общего со спонтанностью или агрессивностью, поскольку оно руководствуется принципами и критикой, вынесенными из всеобщего обсуждения.

И сегодня французские философы не остаются в стороне от политической жизни. Ален Бадью, возглавляющий леворадикальную непартийную политическую организацию, выступает с критикой французской внешней политики, определяя её как империалистическую.

Политика имеет дело всегда с конкретными событиями и ситуациями, но не меньшее значение имеют политические убеждения и ценности, а также теоретическая основа. И тут хотелось остановиться на специфике подходов французских мыслителей и их основных позициях.

Общим для французской современной философии является понимание важности личности и способностей человека, а также необходимости политической и общественной деятельности для полной реализации этих способностей. Далее следует заметить, что реализация и полное раскрытие способностей личности возможны только при наличии в обществе справедливых социальных институтов, так, «субъект могущий» становится действующим, социально существующим, историческим субъектом.

Через свою критическую ипостась философия каждый раз поднимает вопрос о сути явлений господства, вне зависимости от формы их выражения или области проявления - институциональной, политической, экономической.

В объективных отношениях господства-подчинения человек проявляет собственную субъективную духовную волю и формирует соответствующее политической сфере некое специфическое «сознание». Рикёр утверждает и обратное отношение: «развитие сознания соответствует развитию объективности».

Был поднят вопрос, можно ли мыслить политику. Бадью говорит о метаполитике.

Событие является политическим, если оно не может быть отнесено ни к чему, кроме концепции коллектива. Коллектив здесь не числовой концепт. Бадью называет событие онтологически коллективным в том случае, если это событие является носителем политической истины, которая является общей, не только в результате, но и в композиции своего предмета.

Важно отметить проведённый Бадью разбор современной политической ситуации и нахождение им параллелей с деятельностью термидорианцев. Здесь мы обнаруживаем основополагающий триплет концепций: объективной концепции страны, консервативной концепции закона и охранной концепции ситуаций.

Для Сен-Жюста противоположностью добродетели является коррупция.

I \ DISCOURSE РИ /П . - I

ишурсш Конференц-зал

Актуальность такого размышления не представляется спорной. Сильвен Лазарюс показал, что «коррупция», прежде всего, является следствием неустойчивости политики, вызванной лежащими в её основе субъективными принципами. Материальная коррупция в этом случае лишь вторична и выступает как результат. В политике определяющее значение принимают убеждения и политические воли. Термидорианец извлекает выгоду из неустойчивости политических убеждений, он коррумпирован по своей политической сущности.

Также французские философы критикуют новые практики декларации, манифестации, организации. Отношение здесь представляет, по их мнению, выхолащивание.

Следующее, что хотелось заметить у французской школы, последнее по порядку изложения, но первостепенное по значимости, - это проблема признания, которая является ключевой для многих французских мыслителей и непосредственно связана с концептами политической философии. Не менее важна эта проблема и для практической дипломатии, работа с порядками признания открывает новые альтернативы.

Политическая философия обретает свою специфику, когда социальные, межличностные отношения рассматривает как опосредованные институтами.

Действия тех или иных агентов испытывают на себе влияние социальных систем различного порядка. Проблема признания, изначально сформулированная как межличностная, получила новое развитие при рассмотрении личностных интенций и взаимодействий с социальными системами. Рикёр в своих работах подчёркивает необходимость признания в организации.

В работах Жан-Марка Ферри взаимодействующие крупные социальные структуры (к ним он относит последовательность из технической, денежной, налоговой, правовой, бюрократической, демократической, педагогической, научной систем) рассматриваются в опции «порядков признания».

Рикёр, распространяя логику такого подхода на международные отношения и используя нарративную идентичность, предлагает нам с этих позиций исследовать отношения идентификации, признания, позиционирования различных сообществ, социальных классов, наций, народов. История хранит временную последовательность «порядков признания», их манифестацию народами и нациями. Обращение к только что описанному дискурсу способно дать более полное понимание как важнейших исторических конфликтов, так и логику построения новых политических целей.

1. Badiou, Alain. Louis Althusser. - L.: Verso, 2009. -

P. 54.

2. Badiou, Alain. La Relation enigmatique entre politique et philosophie - L.: Verso, 2011. - P. 12.

3. Foucault M. L'éthique du souci de soi comme pratique de la liberté // Dits et écrits: 1954-1988. Tome IV: 1980-1988. - Paris: Gallimard, 1994. - P. 721.

Конференц-зал

I \ DISCOURSE Р VЛ

[)тщк*пи

UDC 141.3

political discourse in works of modern french philosophers

Korsunsky Andrey Georgievich,

Humanities and Education Science Academy (Branch) of VI. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta, post-graduate student of chair of philosophy and social sciences, Yalta, Crimea, Russia, e-mail: 8equinox4@gmail.com

Annotation

In the article the topical works of French philosophers are under concern. The attention is on the intersection of philosophical and political discourses. The influence being born by French notionalists on the social and political situation in the country is studied separately.

Key words:

French philosophy, political discourse, recognition orders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.