Политический бренд и имидж политического лидера The influence of a political brand on the image of a political leader
Бурлакова Мария Викторовна
студент 4-ого курса направления «Социология» ФГБОУ ВО «Владимирский Государственный Университет имени Александра Григорьевичи и Николая Григорьевича Столетовых»,
Россия, г. Владимир e-mail: [email protected]
Burlakova Maria Viktorovna
4th year student of the direction «Sociology» Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs,
Russia, Vladimir e-mail: [email protected]
Научный руководитель Ефимова Светлана Александровна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «Владимирский Государственный Университет имени Александра Григорьевичи и Николая Григорьевича Столетовых»,
Россия, г. Владимир e-mail: [email protected]
Scientific supervisor Efimova Svetlana Alexandrovna
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology
Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs,
Russia, Vladimir e-mail: [email protected]
Аннотация.
Данная работа призвана описать влияние, оказываемое политическим брендом на имидж политического лидера в современном мире. Поскольку имидж политического лидера играет колоссальную роль среди общественности.
Annotation.
This work is intended to describe the impact of a political brand on the image of a political leader in the modern world. Because the image of a political leader plays a huge role among the public.
Ключевые слова: политический бренд, брендинг, политическая партия, политический лидер, политический имидж, выборы.
Key words: political brand, branding, political party, political leader, political image, elections.
Создание благоприятного политического имиджа было важно для политика в любой исторический период. Современный мир сделал данный процесс более высокотехнологичным благодаря применению информационных технологий, что позволяет охватывать более широкую целевую аудиторию, применять механизм обратной связи.
Целью данной статьи является анализ политического брендирования как формы социальной технологии. Исследовательскими задачами стали: изучение общетеоретического и прикладного аспектов проблемы применения технологий политического брендирования при формировании имиджа политического лидера.
Под политическим имиджем мы понимаем эмоционально окрашенный образ политического лидера, сложившийся в массовом сознании и имеющий эмоциональную окрашенность. Под политическим брендом -
устойчивую совокупность узнаваемых качеств и характеристик политического лидера, составляющих его уникальный целостный образ в общественном сознании. Процесс конструирования эффективного взаимодействия этих понятий между собой по - сути и есть политическое брендирование. Имиджей у политика может быть множество, а бренд единственный. Это сформированный стабильный образ политика, обладающий прочной продажной репутацией, являющийся уникальным конкурентоспособным товаром на политическом рынке. Политтехнологи конструируют бренд и продают его электорату. Вместе с тем они должны учитывать тот факт, что имидж кандидата оказывает воздействие на политический бренд. В силу того процесс эффективного брендирования длителен, регулярен, нуждается в постоянном финансировании. В противном случае бренд становится неэффективным со всеми вытекающими последствиями для существования данного товара на политическом рынке. Например, М.М. Касьянов - бывший министр финансов Российской Федерации, бывший глава Правительства Российской Федерации, бывший председатель политической партии ПАРНАС. За годы его работы в Правительстве РФ был сконструирован его конкурентный политический бренд. Вместе с тем ряд конкретных поступков либерально-оппозиционной направленности создали политику диаметрально иной имидж, что в конечном итоге уничтожило лишило созданный до этого политический бренд конкурентоспособности.
При формировании политического бренда принципиально значимо создать легенду политика. Она опирается на его личностные качества. Именно они закладываются в основу авторитета, который при нарабатывании позволяет накопить политический капитал. Примером этого является конструирование политического образа В.В. Путина, которое было проведено столь эффективно, что в последующем позволило делегировать политический капитал на президентских выборах 2008 г. Д.А. Медведеву, ставшему самым молодым президентом в истории нашей страны.
При теоретической разработке данного аспекта проблемы в научной литературе выделяют ряд существенных моментов.
Во- первых при создании бренда особо значимо создать эффективную легенду политического лидера. Она базируется на имидже кандидата значимы личная биография, внешний образ, выработка политической идеи и умение её отстаивать. И вместе с тем грамотно составленный политический бренд может помочь сформировать имидж политического лидера, влияя на то, как его воспринимает общественность, и в конечном итоге влияя на его способность достигать своих целей и задач.
Личный бренд политического лидера зачастую тесно связан с его политическим брендом, и для достижения максимального эффекта они должны быть эффективно взаимосвязаны и согласованы. Основные цели и задачи политического бренда политического лидера должны отражать ценности и убеждения лидера, а визуальная идентичность должна точно отражать образ и индивидуальность лидера.
Во-вторых, при исследовании имиджа политического лидера, выделяют два основных подхода[7]:
1. Первый - рассматривает имидж политического деятеля с личностной стороны, а именно изучает его собственный имидж. Данный подход позволяет определить психологические особенности лидера посредством выявления его когнитивных и поведенческих составляющих.
2. Второй подход опирается на изучение имиджа в контексте проведения различных маркетинговых, рекламных, избирательных технологий, массовых прагматических коммуникаций. В данном случае имидж уже изучается как инструмент, механизм, средство, способ воздействия на социальные группы.
Отметим, что на сегодняшний день эффективное присутствие в интернете играет не меньшую роль для формирования имиджа политического лидера, чем озвученные выше факты. Веб-сайт лидера, учетные записи в социальных сетях и другие онлайн-платформы должны постоянно обновляться актуальной информацией для
поддержания эффективного сильного и позитивного имиджа, а также для охвата целевой аудитории и взаимодействия с ней. Политический лидер с широким охватом и большим количеством целевой аудитории будет эффективнее конкурентов, окажет значительное влияние на общественность и сформирует свой имидж в позитивном ключе.
При формирования политического имиджа лидера политической партии стоит учитывать его степень заинтересованности у избирателей, применяя различные технологии. Так, на парламентских выборах в России в 2018 году политические кампании активно использовали не только работу региональных штабов, проведения открытых встреч с гражданами, использование обложек журналов как рекламного носителя, но и такие инструменты политического брендирования, как агитация избирателей путем использования сайтов, отражающих основную информацию о политическом лидере, видео, презентации, с запоминающимися лозунгами, привлечение волонтёров и др [4].
В-третьих, политическое брендирование играет значительную роль в формировании репутации имиджа политического деятеля. Репутация напрямую зависит от открытости политика, его готовности взаимодействовать с обществом, от прозрачности исполнения действий в отношении целевой аудитории. Политическому лидеру достаточно трудно сформировать положительную репутацию, так как необходимо достичь деперсонализированной формы доверия у избирателей. Сегодня конструирование функционирования подобного процесса работа не просто прессс-службы, а команд профессиональных политтехнологов.
Репутация включает в себя также известность, на которой и строится основная концепция мнения об имидже политического деятеля. Она обеспечивает его популярность. Стоит отметить, что имидж политического лидера отдельно вне репутации вызывает барьер, который подразумевает собой сложное коммуникативное взаимодействие в политической коммуникации, а именно между лидером политической партии и обществом[3].
В-четвертых, одним из ключевых моментов при формировании имиджа политического лидера в цифровую эпоху становится не просто обеспечение, а постоянное укрепление прямых контактов с избирателями и сторонниками. Поэтому формируя стратегии политического брендирования лидеры стремятся эффективно преподнести себя их сторонникам, обращая внимания на ниже следующие составляющие.
Принципиальным моментом использования брендирования при формировании имиджа политического лидера является ценность самого политика. Когда основные цели и ценности политического лидера совпадают с основными положениями политического бренда, его имидж воспринимается как подлинный и заслуживающий доверия[5]. Имидж политического лидера укрепляется, когда он последовательно демонстрирует и сообщает о своих ценностях и убеждениях. Высказывания и цели политического бренда лидером должны быть донесены четко и лаконично, чтобы они были легко поняты целевой аудиторией. В результате этого его имидж воспринимается как сосредоточенный и решительный. Сама стратегия политического бренда должна быть актуальна и находить отклик у избирателей, тогда она будет оказывать положительное влияние на имидж политического лидера. Когда непосредственно ценности и убеждения политического лидера согласуются с потребностями и озабоченностями целевой аудитории, образ политического лидера воспринимается как соответствующий и доступный.
Одним из первых, кто применил успешно политический бренд является Б. Обама. Так, на выборах в 2008 г. его предвыборную кампанию отличали ориентированность на личный контакт, доступность и открытость. Кроме самой массовой социальной сети facebook (в ходе кампании будущий президент обзавелся более чем 2 млн друзей) были использованы все другие крупные сетевые ресурсы, включая тематические сети, вплоть до стремительно набиравшего популярность именно в этот период Twitter. Не менее активно в ходе избирательной кампании Б. Обамы использовался и сегмент видео - контента: официальные ролики Б. Обамы сервисе YouTube
имели более 14 млн часов просмотров. Многие высказывания кандидата стали мемами, обеспечив вирусное распространение информации о ходе его предвыборной кампании. Мультимедийность предвыборного позиционирования кандидата, предполагающая наличие разнообразных форматов предоставления информации, стала еще одной характерной особенностью выборов президента США в 2008 г. Осуществлялась и фандчайзинговая кампания, которая стала одной' из самых успешных: штабу Обамы удалось привлечь в общей сложности финансирование от более 4,5 млн избирателей, т. е. сумма единичного пожертвования в избирательной' фонд не была крупной. Таким образом, продвигая свой политический бренд в социальных сетях политик одержал победу на выборах президента США в 2008 г.
Имидж является тем самым многослойным феноменом, отражающим знание массовой аудитории о политическом деятеле, включая его социально-политические, физиологические и психологические характеристики. Но это знание может не соответствовать своему прообразу. Поэтому при формировании роли стратегии политического бренда политика стоит отметить, что имидж лидера - это лишь элемент конкретного взаимодействия между политиком и социальными группами, так как политик не может лично коммуницировать с каждым человеком, избирателем, он обращается к аудитории посредством средств массовой коммуникации, куда и входят СМИ. Тем самым политический лидер теряет собственную реальность. Имидж формируется и существует только в процессе коммуникации и благодаря коммуникации. Имиджа не существует вне сознания целевой аудитории.
Формируя имидж политического лидера в глазах избирателей, необходимо обращать внимание на визуальную составляющую политического бренда, поскольку в современном мире визуал является ключевым моментом. Грамотно оформленные материалы на веб-сайтах, социальных сетях, печатных источниках позволяют передать надежность и внушить доверие в профессионализм имиджа политического лидера. Через указанные источники можно повысить узнаваемость и отзывчивость политического лидера. Сформировать позитивный имидж кандидата за счет работы механизма обратной связи. Негативный же имидж может привести к снижению авторитета и лишить возможности оказания влияния на процесс принятия политических решений.
Эффективные коммуникационные и маркетинговые стратегии имеют решающее значение для того, чтобы создать желаемый образ политического лидера. Этого можно достичь с помощью различных каналов, таких как телевидение, радио, Интернет и социальные сети. Кроме того, мероприятия, пресс-конференции и интервью с политическим лидером играют значительную роль в формировании общественного восприятия его.
С развитием социальных сетей и интернета все больше PR компаний полагаются на цифровые каналы для охвата своей целевой аудитории и создания своего личного бренда. Регулярное взаимодействие с гражданами и регулярная информация о деятельности политика и его позициях могут еще больше укрепить имидж бренда политического лидера. Более того, наличие активного присутствия на социальных платформах также может помочь политическому лидеру бороться с негативной рекламой и управлять своей репутацией в интернет и воздействовать на формирования своего же имиджа.
Стоит отметить, что по результатам анализа избирательных кампаний последних лет, наличие в массовом сознании позитивного образа того или иного претендента на высокий государственный пост, прямым образом связано с количеством тех голосов, которые они получают на выборах. Если имидж политического лидера, не отвечает общественным ожиданиям, то это приводит к падению его авторитета в общественном сознании, а, следовательно, он никаким образом уже не сможет повлиять на процесс принятия решений, затрагивающих судьбы миллионов людей.
Важно подчеркнуть, что формирование имиджа политического лидера сегодня является эффективным инструментом влияния на избирателя. Поэтому для того чтобы создать положительный имидж, необходимо провести всесторонний анализ целевой аудитории, учесть ценности и ожидания избирателей.
В апреле 2023 года на базе Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в Мордовии был проведен социологический опрос на тему «Имидж региона: специфика, основные элементы и технологии конструирования». Генеральная совокупность - граждане Республики Мордовии от 18 лет. Выборочная совокупность составила 500 человек. Социологическое исследование было проведено методом анкетирования. [7].
Респондентам задавался вопрос «Как Вы считаете, активное ведение страниц в социальных сетях политических лидеров повышает уровень доверия в глазах общественности?». Так, 21% респондентов согласились с этим, 61% считают, что «скорее да, чем нет», 12,4% - «скорее нет, чем да» и всего 5,7% считают, что активное проявление политических лидеров и партий в социальных сетях не вызывает доверие у граждан.
Следующий вопрос, который был задан, опрашиваем - «Насколько, по Вашему мнению, важен политический бренд политика при проведении политической кампании?». По результатам опроса 31% респондентов считает, что политический бренд имиджа политического лидера значим при проведение политической кампании, 53% склоняются к тому, что он скорее важен, нежели нет, 10% опрошенных считают, что скорее неважен, нежели важен и лишь 6% считают, что бренд политического деятеля не играет значимой роли в проведении политической кампании.
Чтобы узнать, что для респондентов является наиболее важным в продвижении политического лидера, им задан вопрос «Какого рода информация наиболее эффективна для продвижения имиджа политического лидера?» с возможностью выбора не более 3-х вариантов ответа. На первой позиции оказалось мнение респондентов о том, что публичные выступления наиболее эффективны для продвижения имиджа политического лидера - 72%. Так, 57,1% из опрошенных считают, что личные встречи политического лидера с избирателями влияют на его имидж в глазах общественности. Третью позицию заняло мнение о том, что проявление в социальных сетях активно сказывается на продвижении имиджа политического лидера - 48,6%. Также стоит отметить, что почти равное количество опрошенных выбрали такие варианты ответов, как участие в ток-шоу -24,8% и наличие эмпатии 25,7%.
Отслеживая и анализируя ключевые показатели, такие как вовлеченность, охват и настроения, политические лидеры и их команды могут получить ценную информацию о том, что находит отклик у их целевой аудитории и какие области нуждаются в улучшении. Например, отслеживание уровня вовлеченности в публикациях в социальных сетях может помочь определить наиболее эффективные сообщения и контент для создания имиджа политического лидера [2]. Это особенно важно в современном мире, где один твит или пост может быстро распространиться и сформировать общественное мнение.
Стоит отметить, что имидж динамичен, поскольку зависит от многих факторов, он постоянно изменяется и адаптируется к новым условиям, в отличие от стереотипов. Имидж включает в себя не только реальные свойства и характеристики личности, но и целенаправленно формируемые - виртуальные. Несомненно, визуальная идентичность служит символом, который целевая аудитория может ассоциировать с политическим лидером, помогая сформировать стойкий образ в их сознании. Стоит обратить внимание на то, что именно идентичность в формирование бренда играет роль, поскольку она позволяет выделять имидж политического лидера среди других оппонентов в политическом кругу.
Подводя итог можно отметить, что эффективность политического брендирования при формировании имиджа политического лидера складывается на основе его репутации в обществе. Имидж формируется и
функционирует исключительно в результате или процессе взаимодействия политического лидера с социальными группами, адаптируясь к социально-политическому коммуникативному полю, изменяясь под воздействием внешних и внутренних факторов. Кроме того, отслеживание и анализ влияния политического бренда на имидж политического лидера с помощью социологических исследований может помочь улучшить и усовершенствовать политический бренд. Политический бренд, который является последовательным, заслуживающим доверия и имеет широкий охват и влияние, может существенно повлиять на имидж политического лидера, формируя восприятие общественности и потенциально влияя на успех его политической карьеры.
Список используемой литературы:
1. Аакер Д. Создание сильных брендов / Д. Аакер. - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. - 323с.
2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики: пер. с фр. Н. А. Шматко / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя, 2007. - 452с.
3. Володенков С. В. Виртуальное пространство политики и его особенности / С. В. Володенков // Обозреватель - Observer. - 2011. - № 6. - С. 10-11.
4. Дзялошинский И. М. Коммуникативная природа имиджа, репутации, бренда / И. М. Дзялошинский // PR-Линия. - 2008. - № 2. - С. 6 -8.
5. Казимирчик Л. В. Феномен медиатизации публичной политики: теортико - методологический аспект / Л. В. Казимирчик // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 11. - С. 101.
6. Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика: учебное пособие / С. Ф. Лисовский, В. А. Евстафьев. - М.: РАУ «Университет», 2000. - 288с.
7. Напалкова И. Г., Курочкина К. В. Имидж региона: специфика, основные элементы и технологии конструирования //Экономическая история. - 2018. - №. 4 (43). - С. 414-429.
8. Уиллер А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов: пер. с англ. А. Лисовского / А. Уиллер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 389с.