ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ГРУППЫ БРИКС
Соколова И.И., Ладейщикова Е.Э.
Донской государственный технический университет,
г. Ростов - на - Дону
Аннотация. Известно, что БРИКС как межгосударственное объединение создавалось изначально с целью координации действий стран-участниц для коллективного увеличения темпов экономического роста и взаимного притока инвестиций, а также для укрепления своих позиций как развивающихся экономик. Однако стремительно меняющийся мир продемонстрировал, что обеспечение экономической безопасности так или иначе сопряжено с решением политических вопросов. Немаловажную роль в привлечении внимания ко многим актуальным проблемам в развитии объединения играет Совет экспертных центров БРИКС, состоит из представителей академических и политических кругов, встречи которых непосредственно проходят ежегодно в преддверии саммита на площадке Академического форума БРИКС.
Многие инициативы экспертного сообщества поддерживаются на высшем уровне и способствуют эволюции повестки объединения, которая теперь не ограничивается лишь экономической составляющей. Итоговые документы и решения форумов значительно обогатили дискуссии на высшем уровне, способствуя превращению БРИКС в механизм глобального управления с широким списком политических задач.
Таким образом, изложенное выше обусловило необходимость рассмотрения в данной статье особенности взаимодействия стран-участниц международной группы. Также выделены приоритетные направления сотрудничества стран группы, описано негативное воздействие пандемии на
1
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Ладейщикова Е.Э. Политический аспект международного сотрудничества стран группы БРИКС [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/202-politicheskij-aspekt-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-stran-gruppy-briks
трансформацию сфер взаимодействия стран БРИКС.
Ключевые слова: БРИКС; политические задачи; межгосударственное взаимодействие; глобальное управление; стратегия экономического партнерства.
Благодаря сложившейся институциональной системе мероприятий экспертного трека, представленной на рисунке, был запущен процесс систематического обмена знаниями и передовыми практиками, который помогает укрепить связи между государствами-участниками на различных уровнях взаимодействия.
По инициативе Российской Федерации поступило предложение расширить возможности БРИКС, вовлекая гражданское общество для совместной выработки решений по важным вопросам для альянса [1].
Таким образом, с 2015 года проводится Гражданский форум БРИКС, в котором принимают участие представители неправительственных организаций пяти стран.
Совет экспертных центров БРИКС
Институт прикладных экономических исследований (Бразилия) Национальный комитет по исследованию БРИКС (Россия) Научно-исследовательский фонд "Observer" (Индия) Китайский совет научно-исследовательских центров БРИКС (Китай) Южноафриканский научно-исследовательский центр БРИКС (ЮАР)
Академический форум БРИКС
Гражданский форум БРИКС
Рисунок 1 - Система экспертного трека взаимодействия БРИКС [1]
Взаимодействие "пятерки" на политическом уровне осуществляется,
2
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Ладейщикова Е.Э. Политический аспект международного сотрудничества стран группы БРИКС [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/202-politicheskij-aspekt-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-stran-gruppy-briks
прежде всего, на принципах открытости, взаимоуважения и взаимопонимания, равенства, приверженности соблюдения норм международного права, закрепленных в Уставе ООН, а решения принимаются на основе консенсуса. Для определения политического вектора сотрудничества БРИКС на современном этапе его развития есть необходимость обратиться, в первую очередь, к Пекинской итоговой декларации 2022 года, в которой главами государств отмечены общие согласованные позиции в таких направлениях взаимодействия как:
- укрепление и реформирование системы глобального управления;
- общественное здравоохранение;
- обеспечение мира и безопасности;
- наука и образование;
- экономическое развитие;
- гуманитарные обмены;
- институциональные улучшения;
- борьба с международным терроризмом и наркопреступностью,
Итак, всё большую значимость для участников объединения стала приобретать сфера науки, технологий и инноваций как инструмент поощрения экономического прогресса и социальной интеграции, взаимодействие в которой курируют преимущественно министры науки и образования стран БРИКС, а также соответствующие эксперты из научно-исследовательских и экономических кругов.
Большой шаг в этом направлении был сделан посредством создания Партнерства БРИКС по вопросам новой промышленной революции для сотрудничества в области цифровых технологий, индустриализации и инвестиций с целью укрепления потенциала промышленного производства,
3
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Ладейщикова Е.Э. Политический аспект международного сотрудничества стран группы БРИКС [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/202-politicheskij-aspekt-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-stran-gruppy-briks
создания сетей научных парков и технологических бизнес-инкубаторов, а также поддержки малых и средних предприятий высокотехнологичных секторов, тем самым обеспечивая экономическую трансформацию стран БРИКС.
Вдобавок, в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) действуют Рабочие группы по цифровой экономике, по вопросам цифровизации и её безопасности для максимизации возможностей применения новейших технологий и противодействию глобальным вызовам в данном направлении. В дальнейшем страны готовы рассматривать вопрос о формировании нормативно-правовых рамок для сотрудничества в сфере информационных технологий [2].
В области здравоохранения внимание уделяется вопросам готовности стран объединения к СОУГО-19 и потенциальным пандемиям. Для обмена передовым опытом и знаниями страны достигли соглашения о запуске Центра БРИКС по исследованию и разработке вакцин в виртуальном формате, приветствуя участие других стран. В планах создание Комплексной системы БРИКС раннего предупреждения рисков возникновения массовых инфекционных заболеваний.
Углубление гуманитарных обменов между странами БРИКС способствует улучшению взаимопонимания между странами и их народами, что на высшем уровне также подкреплено Соглашением между правительствами государств БРИКС о сотрудничестве в области культуры на 2022-2026 годы. Государства нацелены на восстановление взаимных туристических потоков, проведение спортивных и молодежных обменов. В этих направлениях действуют такие институты как Молодежный саммит БРИКС, Медиафорум БРИКС по подготовке журналистов, Кинофестиваль БРИКС, а также Деловой форум и Женский деловой альянс БРИКС, направленные на сотрудничество в области
4
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Ладейщикова Е.Э. Политический аспект международного сотрудничества стран группы БРИКС [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/202-politicheskij-aspekt-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-stran-gruppy-briks
энергетики, авиации, агробизнеса, инфраструктуры и развития профессиональных навыков.
Учитывая негативное воздействие пандемии на экономику и необходимость преодоления её последствий, лидеры "пятерки" утвердили разработанную Минэкономразвития РФ «Стратегию экономического партнерства БРИКС до 2025 года», продлив предыдущую Стратегию, действовавшую до 2020 года. Документ направлен на взаимодействие в трех ключевых блоках: торговля, инвестиции и финансы, цифровая экономика и устойчивое развитие (изменение климата, энергетика, развитие инфраструктуры, человеческого капитала, продовольственная безопасность) [3].
При разработке новой стратегии российская сторона опиралась на подготовленный Экспертным центром БРИКС доклад, анализирующий достижения в рамках реализации прошлой её версии.
Так, эксперты отметили позитивную динамику в торговом и инвестиционном направлениях: доля БРИКС в мировом товарообороте достигла 20% или 6,7 трлн. долл. США к 2020 году, а взаимный экспорт пяти стран с 2015 по 2019 вырос на 45% с 2015 по 2019 год. В то же время за последние пять лет объем прямых инвестиций достиг более 300 млрд. долл., увеличившись на 60 млрд. долл. [3].
Вдобавок, для снижения барьеров во взаимной торговле товарами налаживается партнерство в таможенной сфере: с 2016 года действует Комитет таможенного сотрудничества стран БРИКС для обеспечения координации взаимодействия таможенных служб, а также в ближайшей перспективе ожидается согласование межправительственного соглашения о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных вопросах [3].
5
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Ладейщикова Е.Э. Политический аспект международного сотрудничества стран группы БРИКС [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/202-politicheskij-aspekt-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-stran-gruppy-briks
Наиболее актуальной темой на повестке дня межгосударственного объединения является вопрос об углублении сотрудничества с другими странами и региональными организациями и расширении круга участников, на что первостепенно обратила внимание китайская сторона во время председательства Китая в БРИКС в 2022 году. В Пекинской итоговой декларации этот процесс отмечен как «институциональные улучшения».
Такая необходимость увязывается со стремлением БРИКС усилить свои позиции как развивающихся или "восходящих" держав в процессах изменения мировой финансово-экономической системы управления и в решении современных глобальных проблем, одной из которых выступает преодоление дисбаланса между странами «Глобального Севера» и «Глобального Юга».
Конечно, страны объединения прикладывают попытки координировать свои позиции на площадках ООН и G20 и сходятся во мнении, что ни раз подтверждалось в совместных итоговых декларациях глав государства, о реформировании многосторонних институтов, таких как СБ ООН, где на место постоянных членов претендуют Бразилия и Индия (здесь необходимо заметить, что в действительности из-за действующих разногласий между Китаем и Индией этот вопрос остается лишь «на бумаге»), ВТО и МВФ, где бы в равной с развитыми странами степени учитывались голоса развивающихся стран, однако, видимо, одних лишь призывов и выражения недовольства в декларациях, стало быть, недостаточно.
Вышесказанное, в свою очередь, переплетается с идеей "пятерки" о формировании полицентричности и многополярного миропорядка на принципах плюрализма. Поэтому такие форматы как БРИКС-«аутрич» (взаимодействие с региональными объединениями, каждую из которых представляет тот или иной участник «пятерки») и БРИКС+ (сотрудничество с отдельными странами,
6
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Ладейщикова Е.Э. Политический аспект международного сотрудничества стран группы БРИКС [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/202-politicheskij-aspekt-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-stran-gruppy-briks
имеющими геополитический и геоэкономический вес в своем регионе, и представителями региональных организаций), в основе которых лежит развитие региональных, межрегиональных и трансрегиональных связей, вполне отражает возможность реализации данной идеи.
Постепенно закладывается многоуровневая система управления с механизмами регионального и глобального характера. Однако такого рода взаимодействия рано или поздно потребует институционализацию сотрудничества, учитывая ещё тот факт, что уже 13 стран официально подали заявки для вступления в БРИКС после озвученного главой МИД КНР Ван И предложения о запуске процесса расширения объединения [4, 5].
Выработка критериев и процедур процесса принятия новых государств-членов, а также решение дальнейшей судьбы БРИКС становятся одним из главных направлений политических вопросов, которые будут обсуждены на полях саммита под председательством ЮАР уже в августе текущего года.
Таким образом, политический вектор сотрудничества стран БРИКС достаточно разнообразен: от налаживания культурных связей между народами до дискуссий об институционализации и расширении международной группы для обретения большего веса в равноправном участии в многосторонней системе глобального управления, что будет способствовать его дальнейшему укреплению как важного игрока на международной политической арене.
Литература
1. Официальный сайт Национального Комитета по исследованию БРИКС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nkibrics.ru/pages/about-cce.
2. Пекинская декларация 14 саммита БРИКС [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://nkibrics.ru/system/assets_docs/data/635a/6f2/6272/6945/fa54/0000/original/I
7
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Ладейщикова Е.Э. Политический аспект международного сотрудничества стран группы БРИКС [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/202-politicheskij-aspekt-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-stran-gruppy-briks
У_саммит_БРИКС.рёШ666870770.
3. Подготовлена новая экономическая стратегия БРИКС до 2025 года. 15.02.21. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unibrics.ru/2021/02/15/podgotovlena-novaya-ekonomicheskaya-strategiya-briks-do-2025-goda
4. Китай предлагает запустить процесс расширения БРИКС. 19.05.22. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20220519/kitay-1789567022.html.
5. В МИД Китая заявили о поддержке расширения БРИКС. 21.08.2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1prime.ru/world/20230821/841523221.html
THE POLITICAL ASPECT OF INTERNATIONAL COOPERATION OF
THE BRICS GROUP COUNTRIES
Sokolova I.I., Ladeishchikova E.E. Don State Technical University, Rostov-on-Don
Annotation. It is known that the BRICS as an interstate association was created
initially with the aim of coordinating the actions of the participating countries to
collectively increase economic growth and mutual investment inflows, as well as to
strengthen their positions as developing economies. However, the rapidly changing
world has demonstrated that ensuring economic security in one way or another
involves solving political issues. An important role in drawing attention to many
topical issues in the development of the association is played by the Council of BRICS
Expert Centers, which consists of representatives of academic and political circles,
whose meetings are held annually on the eve of the summit on the site of the BRICS
8
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Ладейщикова Е.Э. Политический аспект международного сотрудничества стран группы БРИКС [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/202-politicheskij-aspekt-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-stran-gruppy-briks
Academic Forum.
Many initiatives of the expert community are supported at the highest level and contribute to the evolution of the association's agenda, which is now not limited only to the economic component. The final documents and decisions of the forums significantly enriched the discussions at the highest level, contributing to the transformation of BRICS into a global governance mechanism with a wide list of political tasks.
Thus, the above made it necessary to consider in this article the specifics of the interaction of the participating countries of the international group. Priority areas of cooperation of the group's countries are also highlighted, the negative impact of the pandemic on the transformation of the spheres of interaction of the BRICS countries is described.
Keywords: BRICS; political tasks; interstate interaction; global governance; economic partnership strategy.
References
1. Official website of the BRICS National Research Committee [Electronic resource]. - Access mode: https://nkibrics.ru/pages/about-cce.
2. Beijing Declaration of the 14th BRICS Summit [Electronic resource]. - Access mode:https://nkibrics.ru/system/assets_docs/data/635a/6f2/6272/6945/fa54/0000/origi па1/1У_саммит_БРИКС .pdf?1666870770.
3. A new BRICS economic strategy until 2025 has been prepared. 02/15.21. [Electronic resource]. - Access mode: https://unibrics.ru/2021/02/15/podgotovlena-novaya-ekonomicheskaya-strategiya-briks-do-2025-goda.
4. China proposes to launch the BRICS expansion process. 19.05.22. [Electronic resource]. - Access mode: https://ria.ru/20220519/kitay-1789567022.html .
5. The Chinese Foreign Ministry announced support for the expansion of
9
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Ладейщикова Е.Э. Политический аспект международного сотрудничества стран группы БРИКС [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/202-politicheskij-aspekt-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-stran-gruppy-briks
BRICS. 21.08.2023. [Electronic resource]. - Access mode: https://1prime.ru/world/20230821/841523221.html
10
Ссылка для цитирования: Соколова И.И., Ладейщикова Е.Э. Политический аспект международного сотрудничества стран группы БРИКС [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 3. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/tekushchij-nomer/item/202-politicheskij-aspekt-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-stran-gruppy-briks