УДК 305.0(44)(09)«17»
О.В. Захарова, Е.В. Головешкина
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ОЛИМПИИ ДЕ ГУЖ И ЕЕ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ИДЕЙ РАННЕГО ФЕМИНИЗМА
В статье представлены взгляды Олимпии де Гуж на основные проблемы, существовавшие в обществе накануне французской революции. Она отмечает, что самой главной проблемой является крушение нравственных устоев. С точки зрения современных реалий политический памфлет де Гуж можно было бы назвать компромиссным, но с позиций ее современников идеи о восстановлении нравственного облика Франции и, наряду с этим, женского равноправия были более чем прогрессивны.
Олимпия де Гуж, «Письмо к народу... », ранний феминизм, ЛюдовикXVI, революция, Франция.
На сегодняшний день в историографии остается малоизученным вопрос о ранних представителях феминизма. Отечественными учеными написано немало трудов, рассматривающих феминизм с различных точек зрения: философской, политической, социально-эко-номической, социокультурной и т.д. 1 Следует отметить, что именно профессор Н.Л. Пушкарева ввела в отечественную историческую науку тему «женщина в истории», она является основоположницей исторической феминологии и гендерной истории России и автором большого количества работ 2. Проблеме идейных истоков феминизма в историческом контексте посвящены в современной российской историографии работы С.И. Айвазовой 3, В .И. Успенской 4. В них можно встретить имена Мэри Уолстонкрафт, Олимпии де Гуж и других женщин, заявивших о своем равноправии с мужчинами в период конца ХУШ - начала XIX века. Но стоит отметить, что специального исследования, посвященного непосредственно Олимпии де Гуж, в российской историографии нет.
Французскими исследователями вопрос о взглядах Олимпии де Гуж, а также ее биография рассмотрены гораздо подробнее. Одной из первых французских работ, где впервые упоминается имя Олимпии де Гуж, является книга французского писателя Леопольда Лакора 5, изданная в 1900 году. Помимо этого, существуют современные исследования, посвященные биографии де Гуж 6. Однако все эти работы не переведены на русский язык.
Идеи де Гуж, изложенные в «Декларации прав женщины и гражданки», освещены достаточно подробно. Гораздо меньше внимания уделяется другим ее произведениям, таким как
1 См. работы Г.А. Брандта, O.A. Ворониной, И.А. Жеребкиной, Т.А. Клименковой, A.A. Костиковой, И.В. Крыковой, Т.А. Ладыкиной, Н.Л. Пушкаревой, Т.А. Рубанцовой, Н.С. Юлиной.
2 Женщины России и Европы на пороге Нового времени. М. : ИЭА РАН, 1996 ; Гендерная теория и историческое знание. СПб. : Алетейя, 2007 ; Women in Russian History from the Tenth to the Twentieth Century. N. Y. : .E. Sharp, 1997 ; Частная жизнь женщины в доиндустриальной России. X - начало XIX в.: невеста, жена, любовница. М. : Ладомир, 1997 ; «А се грехи злые, смертные...» : в 3 т. Вып. 1 : Сексуальная культура в допетровской России. М. : Ладомир, 1999 ; Вып. 2 : Русская сексуальная и эротическая культура в исследованиях XIX-XX вв. М. : Ладомир, 2004 ; Русская женщина: история и современность. М. : Ладомир, 2002 ; Частная жизнь русской женщины в Древней Руси и Московии. М. : Ломоносов, 2011 ; Частная жизнь русской женщины в XVIII столетии. М. : Ломоносов, 2012 ; Бытовое насилие в истории российской повседневности (XI-XXI вв.). СПб. : ЕУ СПб., 2012 ; Российская повседневность в зеркале гендерных отношений : сб. ст. / отв. ред. и сост. Н.Л. Пушкарева. М. : Новое лит. обозрение, 2013.
3 Айвазова С.И. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001 ; Ее же. К истории феминизма. URL : http://ecsocman.hse.ru/data/072/176/1217/16-Ajvazova.pdf
4 Успенская В.И. Суфражизм в истории феминизма. URL : http://www.a-z.ru/women/texts/sufrr.htm ; Гендерный калейдоскоп : курс лекций. М., 2002.
5 Lacour Leopold. Three women of the Revolution : Olympe de Gouges, Théroigne de Méricourt, Rose Lacombe. URL : http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k8630585q.r=Gouges%2C%200lympe%20de?rk=107296;4
6 Olivier Blanc Marie-Olympe de Gouges. A humanist to the end of the Eighteenth century. Paris : René Viénet, 200 ; Olivier Blanc Marie-Olympe de Gouges : 1748-1793 of the rights of the woman to the guillotine. Paris : Tallandier, 2014 ; Sophie Mousset Olympe de Gouges and the rights of the woman. Paris : Pocket, 2006.
© Захарова О.В., Головешкина Е.В., 2018
«Предисловие для дам, или Портрет женщины» 7 и «Письмо к народу, или Проект патриотического союза граждан» 8.
Работа «Предисловие для дам, или Портрет женщины» 9 написана Олимпией де Гуж в период 1788-1789 годов, то есть накануне и в первый год революции.
Здесь изложены взгляды Олимпии де Гуж на то, к каким нравственным устоям необходимо стремиться женщине ее времени, а также о положении, которое должна занимать женщина в обществе. Источник ранее не использовался отечественными историографами.
Политический памфлет «Письмо к народу, или Проект патриотического союза граждан» 10 обращен ко всей французской нации с призывом задуматься о своем нравственном облике, а также о будущей Франции. На первый взгляд документ не представляет собой ничего ценного для исторической науки, но это не так. Памфлет был написан незадолго до революции, в 1788 году. В нем содержится мнение Олимпии де Гуж на основные проблемы, существовавшие в обществе накануне революции. Это женский взгляд на накопившиеся в обществе проблемы, нравственные устои французского общества, королевскую власть. Но де Гуж на этом не останавливается, а выдвигает собственные предложения по решению проблем, сложившихся в финансовой сфере, которые также содержит данный источник, не рассматриваемый ранее в российской историографии.
На формирование взглядов Олимпии де Гуж оказали влияние следующие факты ее биографии. Родилась она 7 мая 1748 года в Монтобане, и, по одним данным, считалась дочерью мясника Пьера Гуза и Анны Олимпии Муиссе. Однако большинство историков считает, что ее отцом был маркиз Лефранк де Помпиньян, который так и не признал дочь 11. Позже это сказалось на взглядах девушки: незаконнорожденные дети, их бесправие по отношению к наследству отца всегда волновали писательницу.
Олимпия де Гуж не получила систематического образования. В 1764 году она вышла замуж за Луи Ива Обри 12. Мужа она не любила, но родила ему сына Пьера. В 1770 году муж Олимпии умер, после чего она переехала в Париж, начала заниматься писательской деятельностью и взяла псевдоним - Олимпия де Гуж. У нее появился богатый и влиятельный покровитель - Жак Биетрикс де Розьер 13. Многие обыватели из-за этой связи считали де Гуж простой куртизанкой. Де Розьер предлагал Олимпии выйти замуж, но она отказалась. Тем не менее, именно их связь позволила женщине вращаться в светских кругах. В этот период она познакомилась с будущими лидерами жирондистов, а также вошла в кружок Софии Кондорсе, а это в свою очередь оказало дальнейшее влияние на ее судьбу.
В 1785 году Олимпия написала пьесу аболиционистского характера «Замара и Мирза», а в 1788 году - политические памфлеты «Письмо к народу...» и «Патриотические записки». В данных источниках излагаются идеи налогов для богатых 14.
Главным достижением писательницы считается «Декларация прав женщины и гражданки» (1791). Но мысли о равноправии женщин и мужчин можно отследить не только в этом документе. В работе «Предисловие для дам, или Портрет женщины» Олимпия де Гуж пишет: «Мужчины настаивают на том, что мы предназначены лишь для ведения хозяйства: проницательные и стремящиеся заняться литературой женщины являются существами, которых общество не может терпеть: так, за неимением предназначения, они внушают лишь скуку. Я принимаю тот факт, что есть определенные основания для этих принципов, но я также верю, что женщины в состоянии объединять достоинства разума с домашними обязанностями, даже с добродетелями душевности и качествами любви: соедините воедино красоту и приятный нрав и тогда, я уверена, вы станете редким, уникальным образцом» 15.
В этой фразе она подразумевает то, что женщина должна не только заниматься домом и детьми, но и развивать «свой разум», то есть получать образование, при этом сохраняя прекрасные душевные качества. Внимание стоит уделить тому, что в этой фразе не звучит призыв к женщинам расстаться
7 Олимпия де Гуж. Предисловие для дам или Портрет женщины (язык документа - французский). URL : http://www.olvmpedegouges.eu/preface pour les dames.php (date of access: 27.02.17).
8 Олимпия де Гуж. Письмо к народу, или Проект патриотического союза граждан (язык документа -французский). URL : http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k425866/f8.image (date of access: 27.02.17).
9 Олимпия де Гуж. Предисловие ...
10 Олимпия де Гуж. Письмо к народу ...
11 Головешкина Е.В., Захарова О.В. Положение женщин во Франции накануне Великой французской революции // Вестник ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. 2015. № 4 (8). С. 18.
12 Там же.
13 Там же.
14 Там же.
15 Олимпия де Гуж. Предисловие ...
совсем со своими традиционными обязанностями, то есть посвящением себя семье, детям и дому. Напротив, она говорит, что женщина может совмещать свои домашние дела с саморазвитием: женщина может делать то, что ей по душе.
Из факта отказа де Гуж от второго брака и ее фразы «Брак - могила доверия и любви» 16 может показаться, что она была ярой противницей брачных отношений. Это не так. В «Декларации прав женщины и гражданки» писательница предлагает форму общественного договора между мужчиной и женщиной, позволяющую защитить интересы обеих сторон.
Что касается продолжения фразы о том, что «брак - это могила доверия и любви», то далее де Гуж рассуждает так: «Замужняя женщина может бесстыдно рожать незаконных детей своему мужу и оставлять им наследство, которое им не принадлежит. Незамужняя женщина может лишь одно: древние бесчеловечные законы не позволяют ей дать своему ребенку имя и богатство его отца» 17. На ее взгляд, брак как социальный и духовный союз мужчины и женщины утратил моральные основы, потому что закон признает любых детей, рожденных в законном браке, детьми мужа, даже если это не так. Эти дети имеют право на наследство. Дети же, рожденные вне брака, даже если они являются родными отцу, отцами, законом и церковью не признаются родными. Такие дети не имеют права на наследство и на достойное место в обществе. По мнению де Гуж, это несправедливо.
При этом законов, регламентирующих данную социальную проблему, не существует: «Никаких новых законов, регулирующих этот вопрос, принято не было. Если вы посчитаете парадоксальной и бессмысленной мою попытку дать моему полу право на постоянство, то я предоставлю мужчинам пожинать плоды моего начинания. Но пока мы ждем, можно начать подготовку с внедрения всеобщего образования, с возвращения к нравственным истокам и к уважению института брака»18.
О морали и нравственности женщин де Гуж упоминает и в «Письме к народу. ». Она пишет: «Сегодня женщины погрязли в роскоши: покупать 10 шляп - бессмысленно. Можно купить две с хорошим вкусом, а оставшиеся деньги отправить на погашение государственного долга. Королева также может показать свою добродетельную сущность, демонстрируя умеренность и экономию» 19. Имеется в виду то, что женщина должна быть умеренной в своих желаниях, экономной и сдержанной, тогда общество не станет воспринимать женщин как ветреное и легкомысленное существо. Но здесь звучит и обеспокоенность де Гуж состоянием французского общества накануне революции. Именно неумеренные траты населения, по ее мнению, привели к тому, что экономика страны пришла в упадок.
Для того чтобы решить финансовую проблему во Франции, Олимпия де Гуж выдвигает свои предложения по ее решению. Она считает, что необходимо ввести «прогрессивный налог», который по-другому называет «отечественным налогом».
«Все те, кто называют себя французами, будут сотрудничать, чтобы спасти государство. Кошелек подходит для получения этих добровольных сумм, предложенных королем, которые будут считаться священными; эти средства будут определены законом на погашение государственного долга, ни монеты не может быть взято от этой суммы ни под каким предлогом или в любой форме спекуляций. В целях обеспечения правильного управления этой системой каждый администратор провинции занимается местными государственными расходами, администратор в парижском муниципалитете должен быть ответственным за расходами столицы. Все граждане вносят сумму в этот кошелек в зависимости от своих возможностей, их имена будут записаны в реестр ниже той суммы, которую они переведут на указанный счет. Эта мера предосторожности защитит нас от
коррупции и даст каждому участнику шанс признать другого; все граждане будут видеть себя как в
20
зеркале, и этот портрет определит дух всей нации» 20.
Здесь прослеживаются идеи общественного договора (или налогового договора) между гражданами и государством, основанного на добровольном начале. Одно предложение того, что люди платят налог согласно получаемым доходам, заслуживает внимания современных исследователей, поскольку крайне прогрессивно наравне с идеей женского равноправия для своего времени.
Интересным моментом в мировоззрении де Гуж является ее отношение к королевской власти. Известен тот факт, что писательница предлагала себя в качестве адвоката короля. Несмотря на это, на протяжении жизни женщины ее взгляды на политику и монарха несколько раз менялись.
16 Там же.
17 Там же.
18 Там же.
19 Олимпия де Гуж. Письмо к народу .
20 Олимпия де Гуж. Письмо к народу .
Э. Адлер приводит такие слова де Гуж о короле: «Ему внушают освобождаться от своих же обязанностей, делать все, что ему угодно, нищета же его возрастает вместе с его праздностью» 21. Из этого высказывания Олимпии становится очевидно, что она осуждает короля за то, что он довел страну своей праздностью и беспечностью до критического состояния, до нищеты. Сначала она осудила арест правителя, таким образом впервые вставая на его сторону, затем снова негативно отнеслась к королю после его бегства из-под домашнего ареста. Но когда она узнала, что самодержца намерены казнить, то предложила себя в качестве адвоката короля из сострадания.
Из памфлета «Письмо к народу...» следует, что о короле де Гуж отзывается, как о «добродетельном монархе», при этом она не возлагает на него вины за ту обстановку, что сложилась во Франции. В источнике писательница ясно дает понять, что такая экономическая и политическая обстановка образовалась еще при предшественниках Людовика XVI. «Людовик XVI был не в силах сдержать катастрофу, которая проявлялась в самом страшном насилии. Его предшественники создали проблему, некоторые из-за невежества, другие намеренно, должен ли он, более несчастный король, чем его предки, нести ответственность за их ошибки?» 22.
Стоит обратить внимание на то, когда был написан данный документ: в 1788 году. То есть можно утверждать, что отношение к королевской власти у Олимпии было если не полностью положительным, то, по крайней мере, сочувствующим еще накануне революции. Но важно заметить, что де Гуж считала Людовика XVI виновным лишь до тех пор, пока он оставался королем. Монарх не должен, по ее мнению, нести ответственность за своих предшественников, он виноват лишь в том, что своей беспечностью по отношению к государственным делам усугубил ситуацию в стране. Но поскольку правитель уже лишился королевского титула, то перестал быть наказуемым. Таким образом, можно сказать, что Олимпия сочувствовала королю лишь как человеку, но отнюдь не как политику, проявляла к нему после лишения титула человеческое милосердие и сострадание, считая, что он не заслуживает смерти и гильотины.
Помимо этого, в памфлете «Письмо к народу.» мы можем проследить отношение де Гуж к реалиям ее общества, к государству в целом. Писательница горячо любила свою страну, являлась отчаянной французской патриоткой. «Гражданская война. Есть ли больший страх для человечества, чем эта катастрофа?» - писала она. Де Гуж не желала, чтобы ее сограждане воевали друг против друга: «Французы, знайте, моя душа болит за вас! Не амбиции заставили меня написать это письмо, но любовь к Родине и уважение к королю» 23. Из этого можно сделать вывод о том, что она не желала углубления революции в стране. Олимпия оплакивала погибших на Марсовом поле, выступала против кровавых событий в июне 1792 года. Осуждение любых форм насилия можно отследить и в ее поступках.
Именно по этой причине де Гуж негативно оценивала действия Марата и Робеспьера. 5 ноября 1792 года она развесила листки в адрес Робеспьера, где обвинила его в том, что он через трупы жирондистов прокладывает себе путь к власти. «Невежественный и подлый заговорщик! Его скипетр будет лилия страха перед пыткой, а трон его - эшафот! Назначь здесь день, час и место для дуэли; я приду туда!» 24. Этот поступок послужил одной из причин казни женщины 3 ноября 1793 года.
Таким образом, взгляды Олимпии де Гуж являются прогрессивными и заслуживающими внимания. Перед нами патриот своей Родины, уважающий короля, верящий в то, что разрешить обстановку, сложившуюся во Франции, можно без применения насилия мирным путем, путем договора. Олимпия де Гуж не выступала как ярая феминистка, полностью отрицающая все традиционные формы отношений, существовавшие на тот момент в обществе. Она не была против брака, говорила о том, что в браке мужчина и женщина должны иметь равные права. В работе «Предисловие для дам, или Портрет женщины» писательница защищала как женщин, так и детей, а также право детей на фамилию и наследство отца даже в случае, если ребенок рожден вне брака.
Идеи женского равноправия, представление о том, что женщина может достичь в обществе определенного положения, не утрачивая права быть женой и матерью, отразились в ее творчестве намного раньше работы «Декларация прав женщины и гражданки». Отметим, что взгляды Олимпии де Гуж как феминистки можно назвать новыми для своего времени, но компромиссными и мягкими по сравнению с современными представлениями о феминизме.
21 Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции 1789-1795 гг. URL http://istmat.info/files/uploads/37743/e-adler o-gouzhe.pdf (дата обращения: 14.05.2017).
22 Олимпия де Гуж. Письмо к народу ...
23 Олимпия де Гуж. Письмо к народу ...
24 Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции 1789-1795 гг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Адлер, Э. Знаменитые женщины французской революции 1789-1795 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://istmat.info/files/uploads/37743/e-adler o-gouzhe.pdf (дата обращения: 14.05.2017).
2. Айвазова, С.И. К истории феминизма [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ecsocman.hse.ru/data/072/176/1217/16-Aivazova.pdf (дата обращения: 09.01.2017).
3. Вилье, М. де. Женские клубы и легионы амазонок: из истории феминизма во Франции [Текст] / пер. на рус. яз. предисл. Ю.М. Стеклова. - М., 2011. - 448 с.
4. Ворошилова, О.Н. Феминистские концепции женщины [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cyberleninka.rU/article/n/feministskie-kontseptsii-zhenschiny (дата обращения: 26.02.2017).
5. Головешкина, Е.В. Положение женщин во Франции накануне Великой французской революции [Текст] / Е.В. Головешкина, О.В. Захарова // Вестник ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - 2015. - № 4 (8). - С. 14-21.
6. Декларация прав женщины и гражданки (язык документа - французский) [Электронный ресурс]. - 1971. - Режим доступа : http://egalite-filles-garcons.ac-rouen.fr/IMG/pdf/Declaration des droits de la femme et de la citoyenne-O. De Gouges.pdf (дата обращения:
14.04.2016).
7. Захарова, О.В. Развитие идеи женского равноправия в период Великой французской революции [Текст] / О.В. Захарова, Е.В. Головешкина // Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 20-21 апреля 2017 г. / под ред. И.М. Эрлихсон, Ю.В. Савосиной, Ю.И. Лосева ; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. - Рязань, 2017. - С. 189-192.
8. Крыкова, И.В. Суфражизм как политическое направление феминизма [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/sufrazhizm-kak-politicheskoe-napravlenie-feminizma (дата обращения: 26.02.2017).
9. Крыкова, И.В. Феминизм: происхождение понятия и его трактования в современной науке [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/feminizm-proishozhdenie-ponyatiya-i-ego-traktovaniya-v-sovremennoy-nauke (дата обращения: 26.02.2017).
10. Олимпия де Гуж. Письмо к народу, или Проект патриотического союза граждан (язык документа -французский) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.olympedegouges.eu/preface pour les dames.php (дата обращения: 27.02.2017).
11. Олимпия де Гуж. Предисловие для дам, или Портрет женщины (язык документа - французский) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k425866/f8.image (дата обращения:
27.02.2017).
12. Успенская, В.И. Суфражизм в истории феминизма [Электронный ресурс] // Женщины в социальной истории России. - Тверь, 1997. - C. 70-80. - Режим доступа : http://www.a-z.ru/women/texts/sufrr.htm (дата обращения: 26.02.17).
13. Успенская, В.И. Феминизм до феминизма: идеи в защиту прав женщин в истории европейской социальной мысли, XV-XVII века [Текст] // Гендерный калейдоскоп : курс лекций / под общ. ред. М.М. Малышевой. - М. : Academia, 2002. - 550 с.
14. The story with the image [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.histoire-image.org/etudes/olympe-gouges (date of access: 27.02.2017).
REFERENCES
1. Adler, E. Znamenitye zhenshchiny frantsuzskoi revolyutsii 1789-1795 gg. [Electronic resource]. - Mode of access : http://istmat.info/files/uploads/37743/e-adler_o-gouzhe.pdf (date of access: 14.05.2017).
2. Aivazova, S.I. K istorii feminizma [Electronic resource]. - Mode of access : http://ecsocman.hse.ru/data/072/176/1217/16-Ajvazova.pdf (date of access: 09.01.2017).
3. Vil'e, M. de. Zhenskie kluby i legiony amazonok: iz istorii feminizma vo Frantsii [Text] / per. na rus. yaz. predisl. Yu.M. Steklova. - M., 2011. - 448 s.
4. Voroshilova, O.N. Feministskie kontseptsii zhenshchiny [Electronic resource]. - Mode of access : http://cyberleninka.ru/article/n/feministskie-kontseptsii-zhenschiny (date of access: 26.02.2017).
5. Goloveshkina, E.V. Polozhenie zhenshchin vo Frantsii nakanune VFR [Text] / E.V. Goloveshkina, O.V. Zakharova // Vestnik VlGU im. A.G. i N.G. Stoletovykh. - 2015. - N 4 (8). - S. 14-21.
6. Deklaratsiya prav zhenshchiny i grazhdanki (yazyk dokumenta - frantsuzskii) [Electronic resource]. -1971. - Mode of access : http://egalite-filles-garcons.ac-rouen.fr/IMG/pdf/Declaration_des_droits_de_la_femme_et_de_la_citoyenne-O._De_Gouges.pdf (date of access:
14.04.2016).
7. Zakharova, O.V. Razvitie idei zhenskogo ravnopraviya v period Velikoi frantsuzskoi revolyutsii [Text] / O.V. Zakharova, E.V. Goloveshkina // Evropa, Rossiya, Aziya: sotrudnichestvo, protivorechiya, konflikty : materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 20-21 aprelya 2017 g. / pod red. I.M. Erlikhson, Yu.V. Savosinoi, Yu.I. Loseva ; Ryaz. gos. un-t imeni S.A. Esenina. - Ryazan', 2017. - S. 189-192.
8. Krykova, I.V. Sufrazhizm kak politicheskoe napravlenie feminizma [Electronic resource]. - Mode of access : http://cyberleninka.rU/article/n/sufrazhizm-kak-politicheskoe-napravlenie-feminizma (date of access: 26.02.2017).
9. Krykova, I.V. Feminizm: proiskhozhdenie ponyatiya i ego traktovaniya v sovremennoi nauke [Electronic resource]. - Mode of access : http://cyberleninka.ru/article/n/feminizm-proishozhdenie-ponyatiya-i-ego-traktovaniya-v-sovremennoy-nauke (date of access: 26.02.2017).
10. Olimpiya de Guzh. Pis'mo k narodu, ili Proekt patrioticheskogo soyuza grazhdan (yazyk dokumenta -frantsuzskii) [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.olympedegouges.eu/preface_pour_les_dames.php (date of access: 27.02.2017).
11. Olimpiya de Guzh. Predislovie dlya dam, ili Portret zhenshchiny (yazyk dokumenta - frantsuzskii) [Electronic resource]. - Mode of access : http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k425866/f8.image (date of access: 27.02.2017).
12. Uspenskaya, V.I. Sufrazhizm v istorii feminizma [Electronic resource] // Zhenshchiny v sotsial'noi istorii Rossii. - Tver', 1997. - C. 70-80. - Mode of access : http://www.a-z.ru/women/texts/sufrr.htm (date of access: 26.02.17).
13. Uspenskaya, V.I. Feminizm do feminizma: idei v zashchitu prav zhenshchin v istorii evropeiskoi sotsial'noi mysli, XV-XVII veka [Text] // Gendernyi kaleidoskop : kurs lektsii / pod obshch. red. M.M. Malyshevoi. - M. : Academia, 2002. - 550 s.
14. The story with the image [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.histoire-
image.org/etudes/olympe-gouges (date of access: 27.02.2017).
O.V. Zakharova, E.V. Goloveshkina
OLIMPE DE GOUGES' POLITICAL LEGACY AND HER CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF FIRST-WAVE FEMINISM
The article presents Olimpe de Gouges' perception of the main problems experienced by France at the threshold of the French revolution. Olimpe de Gouges maintains that the main problem experienced by the country is the decline in moral values. From the point of view of modern realia, Olimpe de Gouges' pamphlet is compromise, but for the time she lived in, her political ideas concerning social morality and gender equality were highly progressive.
Olimpe de Gouges, "Letter to the People", first-wave feminism, Louis XVI, revolution, France.