Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО (к 160-летию со дня рождения)'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО (к 160-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
марксизм / оппортунизм / народники / субъективный реализм / объективный реализм / диалектический материализм / промышленные кризисы / кооперация. / Marxism / opportunism / Narodniks / subjective realism / objective realism / dialectical materialism / industrial crises / cooperation.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дрожжина С. В.

Работа посвящена 160-летию со дня рождения русского экономиста, социолога, историк М. И. Туган-Барановского. Представлено развитие политических взглядов ученого от приверженности идеям марксизма до сотрудничества с Центральной Радой и Директорией. Противоречивость политических идей и действий отразилась в научных трудах одного из величайших экономистов ХХ столетия и предопределила социальное бессмертие выдающейся личности – Михаила Ивановича Туган-Барановского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL VECTORS OF SCIENTIFIC CREATIVITY OF M. I. TUGAN-BARANOVSKY (on the 160th anniversary of his birth)

The work is dedicated to the 160th anniversary of the birth of the Russian economist, sociologist, and historian M.I. Tugan-Baranovsky. The development of the scientist's political views from adherence to the ideas of Marxism to cooperation with the Central Rada and the Directory is presented. The contradictory nature of political ideas and actions was reflected in the scientific works of one of the greatest economists of the twentieth century and predetermined the social immortality of an outstanding personality Mikhail Ivanovich TuganBaranovsky.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО (к 160-летию со дня рождения)»

'-

П о л и т и ч е с к и е н а у к и

УДК 101.1

С. В. Дрожжина

(д. филос. наук, профессор) Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (г. Донецк, Донецкая Народная Республика - РФ)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО (к 160-летию со дня рождения)

Аннотация. Работа посвящена 160-летию со дня рождения русского экономиста, социолога, историк М. И. Туган-Барановского. Представлено развитие политических взглядов ученого от приверженности идеям марксизма до сотрудничества с Центральной Радой и Директорией. Противоречивость политических идей и действий отразилась в научных трудах одного из величайших экономистов ХХ столетия и предопределила социальное бессмертие выдающейся личности - Михаила Ивановича Туган-Барановского.

Ключевые слова: марксизм, оппортунизм, народники, субъективный реализм, объективный реализм, диалектический материализм, промышленные кризисы, кооперация.

S. V. Drozhzhina

(Doctor of Philosophy, Professor) Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (Donetsk, Donetsk People's Republic - Russian Federation)

POLITICAL VECTORS OF SCIENTIFIC CREATIVITY OF M. I. TUGAN-BARANOVSKY (on the 160th anniversary of his birth)

Abstract. The work is dedicated to the 160th anniversary of the birth of the Russian economist, sociologist, and historian M.I. Tugan-Baranovsky. The development of the scientist's political views from adherence to the ideas of Marxism to cooperation with the Central Rada and the Directory is presented. The contradictory nature of political ideas and actions was reflected in the scientific works of one of the greatest economists of the twentieth century and predetermined the social immortality of an outstanding personality - Mikhail Ivanovich Tugan-Baranovsky.

Key words: Marxism, opportunism, Narodniks, subjective realism, objective realism, dialectical materialism, industrial crises, cooperation.

В январе 2025 года исполняется 160 лет со дня рождения русского экономиста, социолога, историка Михаила Ивановича Туган-Барановского, труды которого со второй половины 20-х годов ХХ века до 1989 года в Советском Союзе не издавались. Об этом известном в научном мире экономисте написано, к сожалению, крайне мало. К счастью, сын Михаила Ивановича Туган-Барановского (Михаил Михайлович Туган-Барановский) оставил мемуары, которые легли в основу труда Джучи Михайловича Туган-Барановского (внука Михаила Ивановича), посвященного деду. Будучи студентом исторического факультета Саратовского университета, Джучи Михайлович изучал труды своего знаменитого деда и слушал, как лекторы называли М.И. Туган-Барановского «оппортунистом», «кадетским профессором», «открытым апологетом капитализма», «хотя сам он до конца своих дней считал себя социалистом и строил различные планы социалистического переустройства» [5, с. 4].

Д. М. Туган-Барановский в своей монографии [6, с. 8] пишет об изучении отношений М. И. Туган-Барановского и В. И. Ленина академиком Н.Г. Чумаченко, который выбрал из трудов Владимира Ильича эпитеты, предназначенные Туган-Барановскому: «кадетский профессор», «прислужник буржуазии», «либеральный профессор», «редкостно тупой», «образцовый эклектик», «вульгарный экономист», «тупость», «невежество», «недобросовестность», «уничтожение социализма» и т.п., в то время, как книги М. И. Туган-Барановского издавались в Англии, Германии, Италии, США, Франции, Японии. «В 1924 г. на XIII съезде ВКП(б) с возмущением говорилось, что советские студенты изучают политэкономию «по учебникам М.И. Туган-Барановского», и только в 1926 г. эти учебники были изъяты из вузовских библиотек» [6, с. 7].

Джучи Михайлович пишет, что в 30-50-е годы у отца возникали сложности с государственными и партийными чиновниками даже из-за фамилии (приходилось подписываться «М. Туган»), но однажды Михаил Михайлович сказал: «Я из-за своего отца имел в основном одни неприятности, но мой сын и его дети, их дети будут гордиться тем, что был мой папа» [5, с. 5].

Только в 1989 г. была издана книга «Социальные основы кооперации». С этого момента начинается публикация книг знаменитого во всем мире ученого.

Архив М. И. Туган-Барановского не сохранился, в том числе второй том научной работы «Русская фабрика». Библиотека Туган-Барановского была вывезена немцами из Украины во время первой мировой войны. Она насчитывала, по словам Джучи Михайловича, 40 тыс. томов.

Ученый, имя которого замалчивалось долгие десятилетия, более того, фамилия которого была нежелательной даже для его сына по политическим причинам, заслуживает самого пристального, внимательного изучения как в формате его трудов, так и в смысле картины мира, ценностных ориентиров, политических векторов личности.

Но какой бы значимой ни была личность «мы не можем понять, а следовательно, не должны рассматривать личность, как бы она не была велика, вне общественной среды, в которой сложилась и действовала эта личность» [4, с. 8], поскольку общественная среда - это не фон для личности, а бурно протекающие процессы, активно влияющие на формирование, развитие личности.

Следовательно, изучение жизни и научного пути М. И. Туган-Барановского невозможно без ссылок на историческую, общественно-политическую, экономическую, культурную среду. В то же время и общественную жизнь необходимо рассматривать сквозь призму личностей, знаковых для своего времени: «.. .Рассматривая общественные процессы сквозь призму темперамента личности, мы в силу своеобразия каждой личности и вытекающих отсюда особенностей преломления общественных явлений в личных переживаниях и действиях получаем в результате более многогранное и глубокое представление об этих процессах» [4, с. 10].

Михаил Иванович Туган-Барановский родился 8 января 1865 г. Отец его - отставной штаб-ротмистр гусарского полка Иван Якубович Туган-Барановский.

В конце XIX - начале XX века в России в дворянских семьях часто происходил раскол на сторонников революции и сторонников самодержавия. Семья Туган-Барановских не была исключением. Брат Михаила Ивановича - Николай Иванович стал сенатором, товарищем министра путей сообщения. Одна сестра Михаила Ивановича - Людмила вышла замуж за Д. Н. Любимова (губернатор Вильно); вторая, Елена, - за очень богатого человека - Г. Нитте.

Жизнь же Михаила Ивановича Туган-Барановского сложилась совсем иначе. «В 1883 г. он поступил на первый курс естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Вероятно, именно университет и сама обстановка столицы России сыграли наибольшую, роль в его общественном определении», - пишет Джучи Михайлович [5, с. 17]. Кондратьев Н.Д. (самый преданный ученик Михаила Ивановича) пишет, что научная работа давалась Михаилу Ивановичу чрезвычайно легко, без труда, «доставляя величайшее интеллектуальное наслаждение» [4, с. 19].

Среди университетских товарищей М. И. Туган-Барановского были В.В. Вересаев, А. С. Чеботарев, Александр Ульянов. Именно знакомство с Александром Ульяновым привело к сближению Михаила Туган-Барановского с членами «Террористической фракции «Народной воли»».

Во время организованной студентами панихиды на Волковом кладбище по случаю 25-летия со дня смерти Н. Добролюбова М. И. Туган-Барановский оказался в списке особо неблагонадежных (кроме этого, фамилия была еще и подчеркнута) и был задержан полицией. 20.11.1886 г. он и еще пятеро студентов были отправлены в Дом предварительного заключения, после чего Михаил Туган-Барановский был выслан в Харьковскую губернию, в имение отца. Далее последовало исключение Туган-Барановского из Петербургского университета.

И это удержало М.И. Туган-Барановского от участия в подготовке цареубийства террористической фракции «Народной воли», за что А. Ульянов, П. Шевырев, П. Андреюшкин, В. Генералов и Осипанов были казнены.

Джучи Михайлович пишет, что дед признавался: «Высылка спасла мне жизнь» [5, с. 27].

Иван Яковлевич (отец Михаила Ивановича) способствовал продолжению обучения сына в Харьковском университете. Но и в Харькове из-за неблагонадежности поведения М. И. Туган-Барановский пребывал под постоянным надзором полиции.

Университет Михаил Иванович закончил в 1889 году (естественный факультет и экстерном - юридический). Политэкономия увлекла ученого в Харьковском университете. Михаил Иванович «тщательно проработал не только 1-ый том «Капитала», но и 2-ой, и 3-ий... Читал эти книги, конечно, в подлиннике. Вообще... знал пять языков и практически на всех пяти говорил» [5, с. 34].

Первая работа М. И. Туган-Барановского «Учение о предельной полезности» опубликована в 1890 г. После этого опубликованы одна за другой книги об известнейших деятелях социалистического и общественного движения - о П. Ж. Прудоне и о Дж. Милле.

Михаил Иванович «жил . в эпоху первых ярких побегов русского капитализма и споров о путях развития России. И чисто научный интерес, и политический энтузиазм, и приверженность к своей доктрине - все это толкало его к исследованию специально русского капитализма» [4, с. 38].

«Начало 90-х годов. Россия вплеталась тесными нитями в сеть мирового хозяйства, обнаруживая мощные и яркие признаки капиталистического развития. Доселе господствовавшее старое народническое мировоззрение с его верой в возможность «особого пути» общественного развития России, в «народные формы» мелкой кустарной промышленности уступало шаг за шагом свои позиции перед новым течением - марксизмом» [4, с. 33].

В 90-е годы XIX века, во времена бурных споров марксистов и народников, М. И. Туган-Барановский и его друг П. Б. Струве были на стороне марксистов. Для них «каждая буква в сочинениях Маркса и Энгельса была священна» [5, с. 43].

Эти слова приведены из воспоминаний А. Тырковой-Вильямс. Но Джучи Михайлович Туган-Барановский считает, что М.И. Туган-Барановский, и П. Б. Струве, будучи увлечены марксистской теорией, не всё разделяли в ней. Впоследствии, как пишет Джучи Михайлович, П. Б. Струве «развивался по пути апологии капитализма как несущего прогресс для России. ... М. И. Туган-Барановский не прекращал поиски наиболее совершенной социалистической организации общества» [5, с. 45], все более отходя от марксизма, особенно в вопросе абсолютизации Марксом роли производительных сил в историческом процессе. По мнению М. И. Туган-Барановского, сами производительные силы зависят от социальной сферы. Народничество и марксизм отмечались «и в сфере философских воззрений. . Народничество стояло. на позиции субъективного реализма, марксизм стоял на крайней

позиции объективного реализма, на позиции диалектического материализма» [4, с. 39].

Мировую известность экономисту М. И. Туган-Барановскому принесла книга «Промышленные кризисы в современной Англии» (1894 г.), которая издавалась во всех передовых странах мира. Очень большое внимание ее изучению уделил В. И. Ленин. Но «.работы о кризисах и фабрике дали выводы, быть может, неожиданно для самого автора далеко не во всем укладывавшиеся в схему марксизма» [4, с. 41].

В 1898 г. М. И. Туган-Барановский защитил в МГУ докторскую диссертацию (работа «Русская фабрика»). Сама защита имела огромный общественный, политический резонанс, побудила народников и марксистов к новой волне непримиримых идеологических сражений.

Джучи Михайлович ссылается в своей работе на воспоминания очевидца защиты студента В. И. Пичета: «. Диспутант принес сугубое разочарование народникам и победу марксистам. Провозглашение Туган-Барановского доктором политической экономии было встречено громом аплодисментов всего зала, который продолжал рукоплескать, когда диспутант проходил через весь зал к выходу ...» [5, с. 47-48].

Знакомство М. И. Туган-Барановского с В. И. Лениным и П. Б. Струве произошло в конце февраля 1894 г. Статьи В. И. Ленина часто печатались в журналах, основанных и редактируемых Михаилом Ивановичем и Струве П. Б. («Новое слово», «Начало»). М. И. Туган-Барановский опубликовал в «Новом слове» пять статей по проблемам русской фабрики. Но в этих журналах, кроме экономистов и политиков, печатались М. Горький, В. Вересаев, публиковались переводы произведений Э. Золя. Кстати, журнал «Начало» имел подзаголовок - «Журнал литературы, науки и политики». Из-за высокого уровня популярности журнал был закрыт по решению правительства.

В 1899 г. правительство закрыло и журнал «Начало», в котором печатались «писатели Д. С. Мережновский, З. Гиппиус, Н. Гарин; историки Е. В. Тарле, А. Дживилегов; социал-демократы В. И. Ленин, П. Маслов... И разумеется, среди авторов были П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Франк и другие представители русской интеллигенции. Журнал впервые на русском языке напечатал отрывки из семейной переписки К. Маркса и статью Ф. Энгельса.» [5, с. 55].

Печатался в журнале «Начало» и В. И. Ленин, хотя «осуждал редакцию журнала за чрезмерный. плюрализм в выборе авторов» [5, с. 56].

К этому времени относится резкое ухудшение отношений М. И. Туган-Барановского и П. Б. Струве с В. И. Лениным. Это было связанно со статьей Михаила Ивановича «Основная ошибка абстрактной теории К. Маркса», выводы которой ставили под сомнение некоторые идеи Маркса. «Вообще у В. И. Ленина М. И. Туган-Барановский упоминается около 100 раз. Если до 1899 г. В. И. Ленин оценивает его нейтрально или положительно, то с 1899 г., когда он выступает с критикой марксизма, отношение к нему становится резко враждебным» [6, с. 8].

В начале ХХ в. «в недрах ортодоксального марксизма начинается кризис, появляются признаки ревизионизма. . Наметившийся сдвиг к пересмотру позиций, к ревизионизму и идеализму не прошел бесследно для Михаила Ивановича. Наоборот, прослеживая шаг за шагом его работы, мы видим, как последовательно он переживает такой же идейный кризис» [4, с. 40].

В. И. Ленин призвал к размежеванию и борьбе с критиками марксизма. Михаил Иванович, переживая разногласия с В. И. Лениным, писал в 1905 г. в книге «Теоретические основы марксизма»: «Моя критика не направлена против Маркса как представителя отдельных социальных идеалов. Я хотел бы лишь содействовать их лучшему и более прочному обоснованию.» [5, цит. по с. 59].

В конце концов непримиримая позиция В. И. Ленина привела к полному разрыву отношений. По настоянию В. И. Ленина ни М. И. Туган-Барановский, ни П. Б. Струве в «Искре» не печатались, хотя при ее создании на Псковском совещании в 1900 г. присутствовали.

После лишения права преподавать в вузах Петербурга в виду политической неблагонадежности (1899 г.) и ареста за участие в демонстрации протеста у Казанского собора (4 марта 1901 г.) М. И. Туган-Барановский поселился в с. Лохвицы Полтавской губернии, где проживал до 1905 г. В эти годы он подготовил работы по экономике, которые, кроме того, имели огромное общественно-политическое значение: 1900 г. - «Очерки из новейшей истории политической истории политической экономии и социализма», 1905 г. - «Теоретические основы марксизма» (два издания). А уже после полтавского периода жизни: 1906 г. - «Современный социализм в его историческом развитии» и «Очерк движения в пользу национализации земли и практические выводы», 1909 г. - полный курс лекций «Основы политической экономии».

Джучи Михайлович цитирует Д. Н. Овсянико-Куликовского по поводу названных выше работ: «М. И. Туган-Барановский от марксизма «ортодоксального» и «еретического» прямо перешел к самостоятельному творчеству, и в его книгах и статьях современная социалистическая мысль получила глубоко оригинальное выражение» [5, с. 78].

Высказывает свое мнение Джучи Михайлович и по вопросу отхода М.И. Ту-ган-Барановского от марксизма: «От марксизма и тем более от большевизма М. И. Туган-Барановского отталкивала теория классовой борьбы и неверие в близкий крах капитализма. Хотя он полагал, что капитализму будет нанесен удар, но это произойдет на определенном высоком уровне развития экономики и производительных сил. Кроме того, он критиковал марксизм с этических позиций. С этим также был связан его интерес к философии Канта» [5, с. 79].

В своем письме П. Струве Михаил Иванович писал, что у него складывается свое философское мировоззрение, в основе которого учение Канта. В письме Кузь-ко П.А. Михаил Иванович пишет: «... Меня удивляет быстрота и решительность суждений о Канте. Вы считаете возможным просмотреть в короткое время и уже

заранее составили свое мнение, а я на него употребил целый год, перечитал «Критику чистого разума» семь раз, а прочие работы раза по четыре» [5, с. 126].

К сожалению, философских трудов у Михаила Ивановича нет. Он писал П.Б. Струве: «Меня очень интересует философия, но писать на философскую тему я еще буду не скоро. Нужно еще выступить в качестве философа» [5, с. 118]. Но и этой теме он уделял внимание: написал предисловие к русскоязычному переводу книги К. Форлендера «Кант и Маркс: очерки этического социализма». В философии Канта М.И. Туган-Барановского чрезвычайно привлекала проблема верховенства ценности человеческой личности, понимание И. Кантом нравственности как одного «из самых существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса, мораль заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общества в целом. Нравственное чувство - некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей» [3, с. 309]. Истинно нравственным и, соответственно, моральным философ считал такое отношение к окружающим, когда желание делать

' и и и и '

добро не связывается с той или иной причиной, а является органичной потребностью творения добра ради добра, как некоторый естественный душевный порыв.

Исходя из этого, Туган-Барановский судил об этической стороне марксизма:

- «вся система общественной философии марксизма проникнута принципиальным отрицанием этики. Внеклассовую этику марксизм признает предрассудком, а классовая этика есть внутренняя невозможность. И поэтому марксизм вполне последовательно ставит на место морали классовый интерес. Получается очень стройное социологическое построение, в котором для этики в собственном смысле слова места нет. И если на практике марксизм не в силах удержаться на этом принципиальном аморализме, то в теории он твердо стоит на этой позиции»;

- «я никак не могу считать аморализм марксизма настолько несущественным элементом марксистской теории, что теория эта может быть просто дополнена этической точкой зрения и не изменит своей внутренней природы»;

- «признание внеклассовой морали несовместимо с материалистическим пониманием истории и с классовой точкой зрения - ибо, если этика для всех общественных классов одна, значит, есть нечто высшее, чем классовый интерес, значит,

и и и ' V/

классовый интерес не играет такой преобладающей роли в общественной жизни, как это думали творцы материалистического понимания истории»;

- «марксисты прекрасно понимают, что дополнить материалистическое понимание истории Канта значит в корне разрушить стройность марксисткой теории»;

- «этическая точка зрения Канта не может быть примирена с аморализмом Маркса» [7].

Внимательное прочтение работы «Кант и Маркс» заставляет задуматься о научном предвидении Туган-Барановским репрессий времен сталинизма, поскольку признание классового характера морали и есть оправдание политических ре-

прессий. Джучи Михайлович пишет: «Рассуждения В.И. Ленина о классовом характере морали привели к новым понятиям «революционное правосознание», «революционная целесообразность», «диктатура пролетариата - это власть, не связанная никакими нормами» и т.д., которые и послужили оправданием политических репрессий после Октября 1917 г.

Создавая свою модель «этического социализма», М. И. Туган-Барановский говорил, что если отбросить тезис об абсолютной ценности человеческой морали, то все демократические требования «нашего времени окажутся простым разглагольствованием». Подобные утверждения шли вразрез с постулатами социализма. Не случайно В. И. Ленин называл Ф.М. Достоевского «архи-скверным», а Н. И. Бухарин в 1913 г. писал, что в трудах М. И. Туган-Барановского «кроме этической болтовни», «которую всерьез принимать невозможно, мы не находим ровно ничего» [5, с. 81].

Таким образом, отход М. И. Туган-Барановского от марксизма был связан не только с научной позицией ученого, но и в огромной степени с его представлениями о морали, нравственности. «В 1904 г. в журнале «Мир Божий» появляются его статьи «Психические факторы общественного развития», «Борьба классов как главнейшее содержание истории», а в журнале «Новый путь» - «Крушение капиталистического строя как научная проблема» и др. Существо этих статей с различными изменениями и дополнениями составило затем работу Михаила Ивановича «Теоретические основы марксизма». В ней, как и в статьях, Михаил Иванович развивает взгляды, близкие к марксизму, но отличные от него. На Михаиле Ивановиче уже отчетливо видны влияние философии Канта, более сильное, чем ранее, влияние австрийской школы экономистов...» [4, с. 43].

В 1905 г. М. И. Туган-Барановский вернулся на кафедру Петербургского университета. Кроме того, работал и в других университетах. Везде пользовался огромным уважением, авторитетом. Джучи Михайлович пишет, что Михаил Иванович читал лекции в актовых залах, поскольку аудитории не вмещали желающих. В семинарах М. И. Туган-Барановского обучалось несколько сот человек.

В Петербург Михаил Иванович переселился окончательно только в 1911г. Внимание полиции к ученому было пристальным, в том числе из-за точных научных прогнозов, основанных на экономическом анализе (он предсказал кризис в России 1899 г., в Германии - 1901 г., в Америке - 1907 г., а также Первую мировую войну).

Наступившие годы реакции побуждают вообще некоторый уклон к теоретическим вопросам, к проблемам идеализма, религии, искусства. И мы видим в это время Михаила Ивановича, с одной стороны, за попыткой более или менее систематически изложить свои социально-экономические воззрения, в результате чего появились его «Основы политической экономии» (1909); с другой стороны, он выступает с рядом статей по вопросам общественной морали и общественного идеала. Эти статьи затем вошли в сборник «К лучшему будущему» (1912). Среди них

необходимо в особенности отметить «Три великих этических проблемы (нравственное мировоззрение Достоевского)», «Русская интеллигенция и социализм» (по поводу сборника «Вехи»), «Кант и Маркс» (по поводу сборника статей Фор-лендера о Канте и Марксе) [4, с. 44].

Перед первой мировой войной Михаил Иванович «увлекается кооперативным движением» [4, с. 45] - статьи «В поисках нового мира» (1913 г.), «Социальные основы кооперации» (1916 г.).

В 1916 г. был напечатан один из главных трудов Михаила Ивановича - «Социальные основы кооперации». Февральскую революцию 1917 г. М. И. Туган-Барановский принял восторженно. Однако с приездом в Петербург В. И. Ленина в апреле 1917 г., Михаил Иванович стал опасаться военной диктатуры. Революция 1917 г. вновь подняла вопрос о земельной реформе. Появились статьи Михаила Ивановича «Социализм как положительное учение» (1917), «О кооперативном идеале», «Русская земельная реформа и кооперация».

В это время он усиленно работает над анализом всех теорий социализма, что вылилось в известнейший труд - «Социализм как положительное учение». Изучать этот труд следует основательно, вдумчиво. Джучи Михайлович приводит в «Биографическом очерке» фразу из этой работы, которая является стимулом к изучению этого исследования не только экономистом, но и любым мыслящим человеком: «В неподготовленной социальной среде социализм, вместо того чтобы стать царством свободы и всеобщего богатства, должен стать царством рабства и всеобщей нищеты» [5, с. 98]. В этой работе Михаил Иванович, по сути, изложил план НЭПа, поскольку не верил, что Россия в ближайшем будущем станет социалистической страной.

«Михаил Иванович приветствовал революцию. Затем, когда начался период коренного перелома в центре и взрыв национально-сепаратистских устремлений на окраинах, он увлекается потоком украинофильского движения» [4, с. 47].

В августе 1917 г. М. И. Туган-Барановский принял предложение Семёна Пет-люры возглавить руководство финансами в Центральной Раде, отказав в таком же предложении главе крымско-татарского Курултая.

После падения Центральной Рады Михаил Иванович приехал в Москву (январь 1918 г.), где читал лекции, председательствовал в совете кооперативных съездов. Но в июле 1918 г. он вновь вернулся в имение в Лохвице. Украина была оккупирована немцами. Потом переехал в Киев, получил кафедру в университете, стал деканом юридического факультета. М. И. Туган-Барановский начал работу по созданию Украинской Академии наук, возглавил в ней социально-экономическое отделение. В это время он закончил работу «Влияние политэкономии на естествознание и философию».

Михаил Иванович принял предложение председателя Украинской Директории Винниченко возглавить финансовую миссию, направлявшуюся во Францию. По

дороге в Одессу М. И. Туган-Барановский умер в поезде 8 января 1919 г. (около станции Затишье). Ему было 54 года. Похоронен в Одессе.

Чем более углубляешься в изучение биографии Михаила Ивановича Туган-Барановского, тем более понимаешь, что гениальность его как ученого была взращена и общественно-политической обстановкой, и сложным генетическим фоном, и особенностями характера, таившего по воспоминаниям многих современников, особенно Кондратьева Н.Д., черты детской наивности. Он был блестящим ученым, но не сплотил вокруг себя последователей, учеников. Он был человеком необыкновенной доброты и душевности, умевшим горячо любить, обожавшим детей, но многие не любили его за холодность и эгоизм. Он писал, что устал от общественной деятельности, считая это участием в ярмарке тщеславия, но согласился на сотрудничество с Центральной Радой и Директорией. Он был потомком польских татар, но пошел на службу в правительство Петлюры. Однако, при всей своей противоречивости Михаил Иванович Туган-Барановский - ярчайший ученый-экономист, имя которого носит старейший университет Донбасса - Донецкий национальный университет экономики и торговли.

Завершить рассказ о М.И. Туган-Барановском хочется словами его преданного ученика: «Различные люди обладают различной степенью социального бессмертия. Социально выживают лишь единицы, которые, как светлые точки, горят разноцветными и различной силы огнями на горизонтах прошлого и которых мы подводим под категорию выдающихся личностей. Михаил Иванович должен быть отнесен и будет отнесен к числу последних» [4, с. 8].

Библиографический список:

1. Баркова, Э. В. Экофилософская картина мира в историко-персонологическом освоении культурного наследия / Э.В. Баркова // Сахаровские чтения 2020 года: экологические проблемы XXI века : материалы 20-й междунар. науч. конф., 21-22 мая 2020 г., г. Минск, Респ. Беларусь: в 2 ч. / Междунар. гос. эколог. ин-т им. А.Д. Сахарова Белорус. гос. ун-та; редкол.: А.Н. Батян [и др.]. - Минск, 2020. - Ч. 1. - С. 7-10. - URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/251149 (дата обращения: 23.05.2024).

2. Иконникова, С.Н. История культорологических теорий / С.Н. Иконникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 477 с.

3. Кант, И. Трактаты и письма / Иммануил Кант; АН СССР, Ин-т философии. - Москва: Наука, 1980. - 710 с. - (Памятники философской мысли).

4. Кондратьев, Н.Д. Михаил Иванович Туган-Барановский / Н.Д. Кондратьев. - Петроград: Колос, 1923. - 152, [2] с. - (Биографическая библиотека) // Викитека. -[Б. м.], 2023. - URL:https://ru.wikisource.org/wiki/Михаил_Иванович_Туган-

Барановский_(Кондратьев) (дата обращения: 23.05.2024).

5. Туган-Барановский, Д.М. Михаил Иванович Туган-Барановский: биографический очерк / Д.М. Туган-Барановский; Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского. - 2-е изд. - Донецк: ДонНУЭТ, 2009. - 130 с.

6. Туган-Барановский, Д.М. Туган-Барановский Михаил Иванович: жизнь и идеи: монография / Д.М. Туган-Барановский. - Волгоград: Издатель, 2015. - 320 с.

7. Туган-Барановский, М.И. Кант и Маркс: по поводу русского перевода сборника статей Форлендера о Канте и Марксе / М.И. Туган-Барановский // Викитека. - [Б. м.], 2024. -URL:https://ru.wikisource.org/wiki/Кант_и_Маркс_(Туган-Барановский) (дата обращения: 23.05.2024).

8. Хрушов-Сокольников, Г.А. Грюнвальдский бой, или Славяне и немцы: исторический роман-хроника / Г.А. Хрушов-Сокольников. - [Б. м.]: Харвест, 1889. - 667 с. - ISBN 978-985-18-4504-6 // ЛитРес. - Москва, 2021. - URL: https://www.litres.ru/book/gavriil-hruschov-sok/grunvaldskiy-boy-ili-slavyane-i-nemcy-istoricheskiy-r-63521081 (дата обращения: 27.03.2024).

R e f e r e n c e s:

1. Barkova, Je.V. Jekofilosofskaja kartina mira v istoriko-personologicheskom osvoenii kul'turnogo nasledija / Je.V. Barkova // Saharovskie chtenija 2020 goda: jekologicheskie problemy XXI veka: materialy 20-j mezhdunar. nauch. konf., 21-22 maja 2020 g., g. Minsk, Resp. Belarus' : v 2 ch. / Mezhdunar. gos. jekolog. in-t im. A.D. Saharova Belorus. gos. unta; redkol.: A.N. Batjan [i dr.]. - Minsk, 2020. - Ch. 1. - S. 7-10. - URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/251149 (data obrashhenija: 23.05.2024).

2. Ikonnikova, S.N. Istorija kul'torologicheskih teorij / S.N. Ikonnikova. - 2-e izd., pererab. i dop. - Sankt-Peterburg: Piter, 2005. - 477 s.

3. Kant, I. Traktaty i pis'ma / Immanuil Kant; AN SSSR, In-t filosofii. - Moskva: Nauka, 1980. - 710 s. - (Pamjatniki filosofskoj mysli).

4. Kondrat'ev, N.D. Mihail Ivanovich Tugan-Baranovskij / N.D. Kondrat'ev. - Petrograd: Ko-los, 1923. - 152, [2] s. - (Biograficheskaja biblioteka) // Vikiteka. - [B. m.], 2023. -URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Mihail_Ivanovich_Tugan-Baranovskij_(Kondrat'ev) (data obrashhenija: 23.05.2024).

5. Tugan-Baranovskij, D.M. Mihail Ivanovich Tugan-Baranovskij: biograficheskij ocherk / D.M. Tugan-Baranovskij; Donec. nac. un-t jekonomiki i torgovli im. Mihaila Tugan-Baranovskogo. - 2-e izd. - Doneck: DonNUJeT, 2009. - 130 s.

6. Tugan-Baranovskij, D.M. Tugan-Baranovskij Mihail Ivanovich: zhizn' i idei : monografija / D.M. Tugan-Baranovskij. - Volgograd: Izdatel', 2015. - 320 s.

7. Tugan-Baranovskij, M.I. Kant i Marks: po povodu russkogo perevoda sbornika statej For-lendera o Kante i Markse / M.I. Tugan-Baranovskij // Vikiteka. - [B. m.], 2024. - URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Kant_i_Marks_(Tugan-Baranovskij) (data obrashhenija: 23.05.2024).

8. Hrushov-Sokol'nikov, G.A. Grjunval'dskij boj, ili Slavjane i nemcy: istoricheskij roman-hronika / G.A. Hrushov-Sokol'nikov. - [B. m.]: Harvest, 1889. - 667 s. - ISBN 978-985-184504-6 // LitRes. - Moskva, 2021. - URL: https://www.litres.ru/book/gavriil-hruschov-sok/grunvaldskiy-boy-ili-slavyane-i-nemcy-istoricheskiy-r-63521081 (data obrashhenij a: 27.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.