УДК 930.2 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-4-127-135
БАРКОВА Э.В.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ М.И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИИ КОНЦЕПЦИИ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ3
Ключевые слова: история отечественной науки, М.И. Туган-Барановский (1865-1919), историко-персонологический подход, история философии, связь истории общества и экономики, жизнеобеспечение, исторический контекст философии экономики, безопасное развитие России.
В контексте становления нового исторического времени и социально-экономических трансформаций последних лет показана востребованность развития традиций философско-экономической науки второй половины XIX-начала XX в., в которой проект будущего России базируется на идее единства истории и человеческого измерения экономики. Жизнь и исследования русского ученого экономиста, философа-социолога, общественного деятеля и педагога Михаила Ивановича Туган-Барановского (1865-1919) раскрыты в их соответствии с направленными на жизнеобеспечение личности перспективными ориентирами современной экофилософии экономики и необходимости критического осмысления его наследия для его включения в систему современной науки и образования. История философско-экономической мыследеятельности М.И. Туган-Барановского и «исторический реализм» - его метод преобразования экономики и жизни России обоснован как путь становления альтернативной модели социализма, в которой объективные законы развития истории и общества проявляются в их связях с субъективно-личностными мотивами людей. В учении М.И. Туган-Барановского акценты сделаны на целостности исторического опыта человечества, анализе ритмически-кризисных объективных социально-экономических процессов, развитии социальных основ кооперации, изучении особенностей индивидуального поведения в экономической жизни, учете потребностей и мотивации людей. Исследован актуальный материал, открывающий перспективы развития России, важные для сохранения ее безопасности.
BARKOVA, E.V.
THE HISTORY OF THE FORMATION OF PHILOSOPHICAL AND ECONOMIC VIEWS OF M.I TUGAN-baRANOVSKY AND THEIR IMPORTANCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF SECURITY OF RUSSIA
Key words: history of Russian science, M.I. Tugan-Baranovsky (1865-1919), historical-personological approach, history of the philosophy, connection between the history of society and economics, life support, historical context of the philosophy of economics, safe development of Russia.
In the context of the formation of a new historical time and socio-economic transformations of recent years, the demand for the development of the traditions of philosophical and economic science of the second half of the 19th - early 20th centuries is shown, in which the project of the future of Russia is based on the idea of the unity of history and the human dimension of the economy. The life and research of the Russian scientist economist, philosopher-sociologist, public figure and teacher Mikhail Ivanovich Tugan-Baranovsky (1865-1919) are revealed in their accordance with the promising guidelines for the life support of the individual, modern ecophilosophy of economics and the need for critical understanding of his legacy for its inclusion in the system of modern science and education. The history of the philosophical and economic thought activity of M.I. Tugan-Baranovsky and "historical realism" - his method of transforming the economy and life of Russia is substantiated as the path to the formation of an alternative model of socialism, in which the objective laws of the development of history and society are manifested in their connections with the subjective and personal motives of people. The emphasis in the teachings of M.I. Tugan-Baranovsky on the integrity of the historical experience of mankind, on the analysis of rhythmic-crisis objective socio-economic processes, the development of social foundations of cooperation, the study of the characteristics of individual behavior in economic life, taking into account the needs and motivation of people is shown as relevant material, the content of which opens up prospects for the development of Russia, important for maintaining its security.
Современная «волна» интереса отечественной науки к проблемам ценности жизни, общественной пользы и поискам новых перспективных жизнеобеспечивающих форм в социуме, актуализирует изучение тех исторических пластов научной культуры, их традиций и учений, которые созвучны этим ориентирам и открывают в истории русской науки недооцененные ранее идеи, имена, направления исследований. С этой точки зрения исключительный интерес представляет обращение к творчеству, деятельности и трудам великого ученого экономиста, философа, социолога Михаила Ивановича Туган-Барановского (8 января 1865 - 21 января 1919), в научном и педагогическом творчестве которого проявились важные для перспектив современной России линии развития парадигмального поля современной философско-экономической науки [1].
М.И. Туган-Барановский сегодня явно не забытый ученый. В последние тридцать лет переиздано немало его работ, опубликован ряд материалов, посвященных его жизнедеятельности, а в Донецке один из самых крупных и авторитетных университетов - Донецкий национальный
3 Статья подготовлена в рамках госбюджетной научно-исследовательской тематики «Экомир и социокультурные проблемы современности: концептуальное пространство экофилософии во взаимодействии фундаментального и прикладного в пространстве общества знаний» (FRRZ-2023-0003) (заключение комиссии РАН №142023/1023030700034-5-6.3.1)
университет экономики и торговли носит его имя. Однако, как и в прошлом, когда его творчество, либо не принималось, либо интерпретировалось односторонне, либо в нем пропускалось нечто принципиально важное, даже сегодня идеи русского ученого не нашли достойного им места в активном научном обороте и в практике отечественного образования. И это несмотря на то, что хорошо известно: это был первый ученый-экономист России, который в начале XX века получил широчайшее признание в европейских странах, а ряд его идей был развит позднее крупнейшими зарубежными учеными, такими, как Й. Шумпетер, Дж.М. Кейнс и др., которые безоговорочно признавали авторитет и ценность идей М.И. Туган-Барановского.
В концептуальном пространстве истории экономической мысли в последние годы, хоть и редко, но появляются труды, авторы которых самым высоким образом оценивают личность и богатое наследие ученого. В целом, можно считать общепризнанным, что: «М.И. Туган-Барановский - выдающийся учёный, великолепный педагог, блестящий писатель, своеобразный и гуманнейший человек, яркий представитель духовной культуры. Он умел видеть дальше других исследователей и у себя на родине и за рубежом. Он был первым русским учёным, заставившим западную науку обратить внимание на экономическую мысль России. ... В его трудах закладывался фундамент оригинальной научной школы, способной обогатить отечественную и мировую экономическую науку» [2, с. 646].
Идеи М.И. Туган-Барановского, развиваемые с последних лет XIX века, однако, - особенно осмысление роли принципа историзма и связей истории с объективно-субъективной логикой развития экономики, анализ социальных основ кооперации в контексте поиска новой социально-экономической формы, сохранение ценности идеала и др. - и сегодня «не работают» в достаточной мере в процессах преобразования экономики, социума и духовно-культурной сферы современной России, хотя их жизнеобеспечивающий ресурс, как условие безопасного развития России, безусловно востребован. Более того, в свете современных вызовов и изменений в мировой экономике понимание выработанных им фундаментальных аспектов науки оказывается ключевым для создания новых подходов и стратегий в сфере проектирования экономики и социальных наук, а также для развития методологии современных политэкономических и философско-экономических проектов.
Речь, прежде всего, идет о проектах, методология и мировоззренческие основания которых соответствуют экофилософии - направлению мысли, изучающему все проблемы и категории философии, включая проблемы истории науки и философии экономики, в жизнесохраняющем и жизнеразвивающем аспекте [3]. Эко (означавшее в древнегреческом Дом, жилище), напомним, этимологическая основа понятий и «ЭКОлогия» и «ЭКОномика» - в экофилософии интерпретируется как Дом бытия, Дом духовной и материальной жизни человека и общества. А потому пространство экономики, обеспечивающее часть жизни, ее необходимые материальные условия, здесь вторично по отношению к экофилософии, формирующей методологию и мировоззрение авторов таких экономических проектов, где жизнь осваивается как целостность, включая все стороны материального и духовного бытия [4].
Именно этой установке соответствует концепция М.И. Туган-Барановского, который не забывал о человеке и смысле его жизни, размышляя об исторических процессах, в т. ч. экономической жизни, о будущем России, о сущности труда, капитала, источниках экономического роста и главных факторах построения политэкономической теории [5]. Ему всегда была чужда псевдо-нейтральность оценок исторических событий, фактов своей судьбы, судеб России и Европы, как и оценок ученых-обществоведов. Он понимал смысл настоящей опасности в неверных, с его точки зрения, толкованиях тех или иных положений политиков, философов, социалистов-утопистов, экономистов и марксистов [6]. Сегодня в такой позиции М.И. Туган-Барановского, восстанавливающей идеи свободы и ответственности ученого, открывается необходимый для информационно-культурной безопасности России ресурс нормативности общественной теории, в которой вместе с содержанием информации со всей определенностью формируется отношение к этому знанию и ценностное регулирование жизни человека и общества
[7].
М.И. Туган-Барановский прожил недолгую, но яркую, достойную воспроизведения в романе или киносериале жизнь. Она была насыщена не только общением с рядом выдающихся современников, но и крутыми поворотами в его судьбе, нередко связанными с крупными
историческими событиями, в том числе теми, к подготовке которых он сам имел самое прямое отношение. А многие страницы его биографии сегодня имеют все основания для утверждения о том, что они - своеобразный пролог и ступени становления неординарной фигуры в истории науки, - «шаги» становления личности крупного ученого, проложившего на основе своих идей путь развития новому направлению в истории отечественной философии экономики.
Историко-персонологический анализ - обращение к биографиям ученых, к анализу смысла и направления их поисков, переживаний, трудностей в процессах деятельности, интеллектуального и эмоционального напряжения, которые осмысливаются как ориентиры познания в современной науке, проведенный применительно к философско-экономической деятельности и этическим идеям М.И. Туган-Барановского, поэтому, «приближает» его к нашему времени, связывая историю с настоящим и будущим [8, 9].
Потомственный дворянин М.И. Туган-Барановский родился в Харьковской губернии в 1865 году в знатной состоятельной семье и рос в интеллектуальной атмосфере, что, безусловно, оказало значительное влияние на его мышление и творческую деятельность. С ранних лет он, «как и большинство российских интеллигентов той эпохи, жил мечтой о новой, свободной России» [10, с. 3].
Полученное в Санкт-Петербургском университете классически-основательное высшее образование, сформировало основу для продолжения изучения экономики и статистики на физико-математическом факультете Харьковского университета, который он окончил в 1888 году, сдав одновременно там же «экстерном экзамены за юридический факультет» [11, с. 5]. Далее М.И. Туган-Барановский продолжил обучение в Берлинском университете, где, в известной мере, попал под влияние ведущих европейских экономистов, таких как представитель исторической школы в политэкономии Карл Книс, представитель школы государственного социализма, объединявшей идеи экономической науки и социальной политики Адольф Вагнер и др. Диссертация М.И. Туган-Барановского, посвященная теории экономических кризисов, была опубликована в 1894 году и сразу же принесла ему международное признание.
С юности богатой была не только его научная деятельность. Блестящий оратор, публицист, полемист, человек, активный в общественной деятельности, М.И. Туган-Барановский выдвигал новые экономические, социальные и философские идеи, став в России одним из активных участников обсуждений и диспутов, формируя в то же время и свое и публики видение обсуждаемых проблем. Не удивительно, что уже его ранние работы в области экономики и философии привлекли внимание многих русских и зарубежных ученых и стали отправной точкой для формирования новых концепций и школ мысли. «Экономическая теория, философия и политическая публицистика переплелись в творчестве ученого с первых шагов его научной деятельности, никогда не носившей всецело академического характера, - писал его внук, профессор-историк Д.М. Туган-Барановский, - но всегда обостренно-личностно направленной в гущу социально-политической жизни России» [10, с. 3].
Как крупный общественный деятель, он участвовал в работе ряда общественных организаций, много выступал с лекциями и статьями на самые актуальные социальные и политические темы, отстаивал идеи реформ в области образования и социального обеспечения. Кроме того, он нередко принимал самое активное участие в международных конференциях и съездах, где представлял свои научные идеи, обсуждая самые актуальные вопросы мировой экономики и политики. Поэтому его деятельность, безусловно, способствовала установлению и международных коммуникаций и обмену научными знаниями между различными странами.
И все же преподавание стало одним из самых главных направлений деятельности М.И. Туган-Барановского, в пространстве которого он развивал и популяризировал идеи свободы России, гуманизма, марксизма и социализма как магистрального пути общественного развития [6, с. 13]. Впрочем, в данной сфере М.И. Туган-Барановский состоялся не сразу. За участие в студенческой демонстрации еще в 1900 году он оказался в ссылке, и вернуться к педагогической работе смог только в 1905 году, когда вновь был принят на работу для преподавания в Петербургский университет. Однако после случившегося он долгое время оставался в должности лишь приват-доцента, поскольку министр образования не утверждал его в качестве профессора по политическим мотивам. И только в 1913 году М.И. Туган-Барановский - к тому времени уже
ученый с поистине мировым именем - стал профессором Петербургского политехнического института.
Блестящий педагог и лектор, он, по воспоминаниям многих слушателей, читал «эмоциональные, глубокие и выразительные лекции, собиравшие огромные аудитории в Петербурге и Московском университетах, Политехническом институте Петербурга, Московском народном университете им. Шанявского сделали ученого кумиром студенческой молодежи.... Занятия «научного семинария» Туган-Барановского собирали сотни слушателей» [6, с. 13]. И это был не просто внешний, поверхностный успех.
Один из его учеников, ставший крупным ученым XX века (экономистом и философом) Н.Д. Кондратьев, разработавший концепцию волновых структур экономического развития, получившую название «кондратьевские волны», писал: «Можно с уверенностью сказать, что многое и многие, вспоминая свою студенческую жизнь в Петрограде с большим вниманием и любовью вспомнят и ту напряженную умственную работу, интеллектуальный подъем и волнение, которые они пережили в кружках. Достоинство этих кружков было то, что М.И давал почти неограниченную свободу умственному творчеству молодежи. Он менее всего склонен был подавлять ее своим авторитетом и ученостью. . свободная критика господствовала в кружках М.И...» [6, с. 13]. Не потому ли, использовав методологические принципы и знания, полученные на семинарах М.И. Туган-Барановского, он сумел анализировать долгосрочные тенденции экономического развития и предсказывать циклические изменения в экономике.
Таким образом, в качестве педагога и автора своих ставших легендой семинаров, на которых обсуждались самые «кричащие» вопросы философии, экономики и социологии, М.И. Туган-Барановский не случайно стал фигурой, заметной в интеллектуальных кругах своего времени.
Установка на свободную лучшую жизнь России, сохранение и укрепление ее безопасности и жизнеобеспечивающего потенциала экономики стала основой его научно-общественной деятельности в годы Первой мировой войны, когда этот крупный ученый стал одним из организаторов помощи беженцам и жертвам войны. С самого начала войны М.И. Туган-Барановский, как ученый, «пытался просчитать промышленный и военный потенциал России, выверить ее социально-экономическую политику. Им было опубликовано на эту тему 13 работ. Считая Россию «сельскохозяйственной страной» в отличие от торгово-промышленных держав, он считал, что именно последние должны покрыть издержки войны: «Совсем иначе к этому относились страны Антанты. Они готовы были воевать, как тогда говорили, «до последнего русского солдата»» [1, с. 292].
В отличие не только от стран Антанты, но и ряда русских коллег, М.И. Туган-Барановский, как член Конституционно-демократической партии, был убежденным сторонником демократических реформ в России, гражданских прав и свобод. Он верил в необходимость создания нового справедливого и гуманного общества, и потому вся его жизнь и все формы его деятельности были направлены на жизнеобеспечивающие линии развития, на улучшение условий жизни людей и защиту их прав.
После Октябрьской революции 1917 года он продолжал работать на благо страны, несмотря на крайне сложные политические условия. В 1918 году он был назначен министром финансов в правительстве Украинской Народной Республики, где сделал все тогда возможное для апробации своих экономических идей на практике. Там же в 1918 году к концу жизни и своей карьеры, живший и работавший в то время на Украине, стал академиком Украинской Академии наук, в создании которой он сыграл существенную роль.
Преждевременная кончина в 1919 году прервала творческую биографию великого ученого. Он умер, когда ему было всего 54 года. «В многочисленных некрологах потрясенные этой неожиданной и нелепой смертью современники прочили бессмертную жизнь произведениям ученого как в России, так и во всем мире» [10, с 16].
Возможности влияния истории и истории науки, которые связаны с творчеством М.И. Туган-Барановского, с позиций экофилософии определяются, по-видимому, прежде всего, его целостным взглядом на историю человечества и опыт его жизни, частью которого является экономика, а потому он действительно был убежден в том, что экономическое развитие невозможно без политической свободы и демократических институтов и без простора для
развития человека, как работника. При э том он не сомневался в исчерпанности капитализма и необходимости открытия новой социально-исторической формы. Еще в 1910 году М.И. Туган-Барановский писал: «Идеал либерализма уже давно потерял свою действенную силу и ни в ком энтузиазма не вызывает; уже давно никто не верит, что политическая и гражданская свобода, как бы широка она ни была, могла, сама по себе, привести к удачному разрешению социальных вопросов нашего времени и общему благополучию» [12].
Интерес к учению марксизма М.И. Туган-Барановский проявил еще в юношеском возрасте, став его последователем. Но к концу 1890-х годов с марксизмом он фактически порвал. Поэтому в советское время в течение ряда десятилетий о нем писали, как о буржуазном общественном деятеле и ученом-субъективисте. Однако не соглашаясь с рядом положений марксизма, недооценившего, с его точки зрения, роль индивида и мотивации в процессе труда и развития общества, он доказывал и безусловно настаивал на том, что на смену капитализму должен прийти социализм. И если Струве и другие крупные исследователи-коллеги, настойчиво и не без оснований подчеркивал в своем исследовании его внук Д.М. Туган-Барановский, в дальнейшем развивались по пути апологии капитализма, как несущего прогресс России строя, то М.И. Туган-Барановский не прекращал поиски наиболее совершенной социалистической организации общества [1].
Выбору правильной модели будущего, согласно мысли М.И. Туган-Барановского, необходимы верные методологические ориентиры, вытекающие из всей истории человечества. Поэтому он «эволюционировал от Канта через позитивизм Конта к неокантианству. Свой метод он назвал «историческим реализмом», полагая, что общество слагается из отдельных личностей, наделенных волей, которая «действует по определенным мотивам», вызываемым влечениями и потребностями. . Основу для их удовлетворения создает хозяйство, связывающее в одно неразрывное целое социальную, духовную среду с материальной... Суть исторического прогресса, по Туган-Барановскому, состоит в перемещении центра тяжести человеческой жизни из низших физиологических потребностей в область высших, духовных» [13, с. 263].
Свою задачу, поэтому, он видел в обосновании «идей социализма с помощью кантианской этики, что знаменует собой - отмечается в Философской энциклопедии, - не дополнение марксизма, а коренное преобразование. разрушение его». Но не являются ли по меньшей мере спорными утверждения, что социализм предполагает единственную «правильную» модель? Может быть, на самом деле М.И. Туган-Барановский не без оснований считал, что пути достижения и черты социализма могут быть разными? И при социализме, полагал он, будет востребована философия религии, вечной основой которой останутся страдание и потребность личности в идеальном [13, с. 262-263]. Эти историко-реалистические поиски и работах в области экономики и философии, акцентирующих внимание на нравственном измерении жизни, еще сто лет назад привлекли внимание многих ученых, став отправной точкой для крупных дискуссий, формирования новых концепций и школ мысли.
Подчеркнем, сторонник исторического материализма - и в этом смысле первый русский марксистски-ориентированный доктор политэкономии, - М.И. Туган-Барановский придавал исключительно важное значение объективному историческому развитию единого процесса общества и экономики, которое проявляется через субъекта с его мотивациями [14]. Экономические процессы, считал он, необходимо рассматривать в контексте общего исторического развития, учитывая объективные изменения в производственных отношениях и социально-экономических структурах. Закономерные последовательности в экономических процессах, считал он, детерминируют и связи в отраслях экономики и в категориях политэкономии. На этом М.И. Туган-Барановский акцентирует особое внимание в своих главных работах - «Значение экономического фактора в истории», «Современный социализм в своем историческом развитии», «Как осуществится социалистический строй», «Русская фабрика в прошлом и настоящем», «Влияние идей политической экономии на естествознание и философию», но главное - в монументальных «Основах политической экономии», где он не только представил систематизированно-целостный обзор различных экономических направлений, но и разработал свою собственную концепцию экономического развития, которая, фактически составила целую эпоху в общественной науке того времени, оказав значительное влияние и на последующие поколения экономистов.
Речь, прежде всего, о «Тектологии» его ученика А.А. Богданова, который впервые именно в рамках семинаров М.И. Туган-Барановского развивал свою концепцию системного единства всего человеческого опыта и его освоения [15]. А.А. Богданов, опередив на сорок лет развитие кибернетики и общей теории систем Л. Берталанфи, первый в мире, опираясь на разработки М.И. Туган-Барановского, создал универсальное учение для понимания и управления различными аспектами жизни человека и общества.
Другим, не менее знаменитым учеником М.И. Туган-Барановского был социолог и философ Питирим Сорокин, который также принимал участие в семинарах Туган-Барановского и находился под влиянием его идеи целостного освоения мира человека и общества. П. А. Сорокин, как известно, в своих работах развивал интегральную методологию, которая предполагала комплексный подход к изучению общества, как системы. Он творчески работал с идеями М.И. Туган-Барановского об экономическом развитии и роли государства, разрабатывая свою концепцию социальной динамики и структуры общества [16].
Именно М.И. Туган-Барановский показал, что понимание смысла истории, как опыта эволюции научных форм развития социализма, обязывает изучать предшествующие марксизму формы. И еще в 1901-1902 годах в журнале «Мир Божий» он опубликовал «Очерки из истории политической экономии», в которых впервые дал яркие портреты социалистов-утопистов Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье. А позднее в фундаментальное исследование «К лучшему будущему» был включен его большой материал «Утопический и критический социализм» [17]. В нем он обращал внимание на то, что, «начиная с работы Энгельса о Дюринге «в социалистической литературе утвердилась мысль, что социализм прошел в своем развитии два фазиса: до Маркса он представлял собой утопию, после Маркса стал наукой» [17, с. 85].
С этим суждением М.И. Туган-Барановский согласиться не мог, полагая, что «на самом деле, утопический социализм гораздо научнее, чем допускал Энгельс, а в т. н. научном социализме гораздо больше утопии, чем думал автор «Капитала». Противопоставление науки утопии несостоятельно в том отношении, что наука и утопия отнюдь не являются противоречащими понятиями. «Утопия не есть вздор или нелепость. Утопия - это идеал. Всякий идеал содержит в себе нечто неосуществимое, бесконечно далекое и недоступное, мечту, некоторое присущее нашей духовной природе стремление выйти из пределов возможного, подняться над миром явлений» [17, с. 85].
Исходя из этого, М.И. Туган-Барановский раскрывал глубинные, важные для жизнеобеспечения общества и жизни человека социально-исторические и эстетические основания востребованности утопии, как идеала, без которых идеал потерял бы свою красоту, всю свою «особую и чарующую притягательную силу. Идеал недостижим, ибо в противном случае он не был бы идеал, а простое эмпирическое понятие. Идеал принадлежит к числу таких идей нашего разума, как идеи бесконечности, свободы, долга, которые выходят за пределы опытного познания или ближайшей пользы и назначение которых заключается в указании направления, пути, следуя которым наш разум достигает своих высших целей - приведения к верховному единству нашего опытного познания и практического дела. Идеал играет роль - звезды, по которой в ночную пору заблудившийся путник выбирает дорогу» [17, с. 85]. Никакой жестко-научный инструментарий, по мысли М.И. Туган-Барановскому, не может его заменить, и никакой, как он говорит, «прозаический и вполне доступный фонарь под руками» этой задачи не выполнит.
Вероятно, трудно не согласиться с ходом его критической мысли, как и умением находить убедительные сравнения. И сегодня этот путь мысли восстанавливает не прагматически-очевидные, а духовно-культурные и ценностные ориентиры, в том числе и экономической жизни, которые формируют устойчивость мира человека, которого невозможно «сломать» и которым невозможно манипулировать. Можно предположить, что многое в истории XX века не только в развитии социально-гуманитарных наук, но и в России сложилось бы иначе, если бы у истоков советского государства был бы различим этот статус ясно сформулированного М.И. Туган-Барановским идеала.
«Если идеал можно сравнить со звездой, - писал ученый - то наука играет роль фонаря. С одним фонарем, не зная куда идти, не выйдешь на истинную дорогу; но и без фонаря ночью рискуешь сломать себе шею. И идеал, и наука в равной степени необходимы для жизни. Идеал дает нам верховные цели нашей деятельности; наука указывает средства для осуществления этих
целей. Великие утописты - Оуэн, Сен-Симон и Фурье - далеко не были только утопистами» [17, с. 86]. Что касается до Оуэна, - продолжал он свои рассуждения, - то этот утопист оказался, перед судом истории, величайшим практиком. Он явился инициатором и творцом самого трезвого, самого рассудочного, самого практического - слишком практического - рабочего движения наших дней, т.н. кооперативного движения. А Сен-Симон и Фурье были величайшими исследователями социальных явлений, каких мы только знаем». По М.И. Туган-Барановскому, им свойственна «одна чрезвычайно характерная черта: вера во всемогущество человеческой мысли, в силу идеи». Именно эта убежденность открывает связь европейских социалистов-утопистов с рационализмом XVIII в, который «поработал для построения противоположного, исторического мировоззрения» [17, с. 86].
Понимание объективной связности явлений в развитии мысли и практики - основа и разработанной им теории объективного циклического развития буржуазной экономики, конкретизированной им в трудах об экономических циклах и кризисах в экономическом развитии России и Западной Европы. Экономические циклы, по М.И. Туган-Барановскому, появляются не случайно и неизбежно, поскольку связаны с самой природой капиталистической системы. Следствия кризисов, однако, по его мысли, могут быть смягчены с помощью грамотной экономической политики и государственного регулирования. Для этого он предложил свою философско-экономическую теорию, согласно которой развитие общества имеет волновую структуру, а также выделил регулятивную функцию государства в экономике и управлении обществом. Из этой историко-реалистической методологии вытекает разработанная им социологическая теория регуляции, в которой им дан развернутый анализ социальных оснований денежного обращения, банковской системы, кредитования и ряд других идей, которые позже будут развиты в кейнсианской экономической теории.
Но оценивая объективные процессы и связи в экономике и жизни общества и человека, М.И. Туган-Барановский с позиций исторического реализма постоянно подчеркивал, что, наряду со стихийными процессами, «в истории действуют и процессы принципиально иной природы, управляемые сознательной волей и мыслью человека. В развитии хозяйства процессы этого рода лишь редко приобретают первенствующее значение. Почти единственным примером новых форм хозяйственных организаций, возникших как результат сознательных усилий широких общественных групп преобразовать.систему хозяйства, являются кооперативные предприятия» [18, с. 46].
В работе «Социальные основы кооперации» он разработал целостную теорию, рассмотрев кооперацию и виды кооперативных организаций как альтернативную классическому европейскому капитализму форму экономической организации, способную смягчить социальные противоречия капитализма и повысить благосостояние рабочих. Кооперативные предприятия - и в этом их отличие от всех предшествующих экономических форм - могут способствовать не только более справедливому распределению доходов и улучшению условий труда, развитию демократических институтов и гражданского общества, укрепляя социальную солидарность и доверие, но и дают реальную возможность работникам участвовать в управлении производством. Эти идеи социально-исторического смысла кооперации значительно способствовали позднее развитию кооперативного движения и в России, и за рубежом, одновременно выступая предметом дискуссий.
Так, профессор-экономист М.И. Воейков задает правомерный вопрос: действительно ли лучшее общество - это общество самоуправленческих кооперативов? При всей привлекательности такой схемы пока «общественная наука четкого ответа дать не может. Есть сторонники кооперативного устройства общества, есть скептики. Напомним слова В.И. Ленина, что «строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма» ... «В дальнейшем развитии кооперации, - считал А.В. Чаянов, - она будет все в большей и большей мере переводить в русло общественного кооперативного хозяйства различные отрасли крестьянского хозяйства. Эти элементы общественного хозяйства и закладывают в крестьянском хозяйстве основные начала будущей социалистической организации земледелия». ... Скептически смотрел на это М.И. Туган-Барановский [12].
Его позиция не была схематичной и, прежде всего, состояла в понимании того, что: «Кооперация возникла в непосредственной связи с социалистическим движением, но было бы очень ошибочно смешивать кооперацию с социализмом». И далее: «Если тело кооператива создано капитализмом, то душа кооператива вдохнута социалистическим идеалом» [18, с. 62, 67]. А раз так, то только социализм, требующий не только формально-юридического, но и экономического равноправия всех членов общества, предполагает, что «понимание кооперации невозможно без знакомства с социалистическим идеалом. Социализм явился как реакция против капитализма» [18, с. 46]. Кооперативное движение, поэтому, имеет, согласно его мысли, не только экономический, но и социальный потенциал. Обоснование этой связи стало мощным вдохновляющим фактором для развития многих кооперативных движений в различных странах и основой для развития теории и практики кооперации.
Таким образом, отсутствие жесткой ориентации на какой-либо один метод, включая «единственно правильную» трактовку марксизма, привело М.И. Туган-Барановского к исследованию в контексте исторического подхода экономической динамики и освоению с этой точки зрения философско-экономических проблем роли идеала и субъективного фактора в экономике, теории циклического развития экономических процессов, общественной ценности, социального времени, функционирования социальных и экономических институтов, экономического равновесия, кризисов.
Нет сомнений в том, что М.И. Туган-Барановский внес существенный вклад в процесс формирования и развития современной философско-экономической мысли. Более того, его наследие, открывая ученым следующих поколений широкое поле для историко-научной деятельности, продолжает оказывать влияние на развитие философской и экономической науки, стимулируя новые экофилософски-экономические исследования, открывая жизнесохраняющие возможности современного проектирования жизни, достойного уровня экономического бытия и науки - условий безопасного современной России.
Литература и источники
1. Туган-Барановский Д.М. Туган-Барановский Михаил Иванович: жизнь и идеи: монография. - Волгоград: Издатель, 2015. -317 с.
2. Рогачевская М.А. Выдающийся российский экономист Михаил Иванович Туган-Барановский // vydayuschiysya-rossiyskiy-ekonomist-mihail-ivanovich-tugan-baranovskiy.pdf
3. Баркова Э.В. Экофилософское измерение историко-философской мысли // Право и практика. - 2017. - № 3. - С. 152-161.
4. Баркова Э.В. «Экономика счастья» в зеркале экофилософии // Глобальная неопределенность. Развитие или деградация мировой экономики? Сборник статей XI Международной научной конференции. В 2-х т. / Под ред. С.Д. Валентея. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2022. - С. 166-172.
5. Туган-Барановский М.И. Избранное: Русская фабрика в прошлом и настоящем: историческое развитие русской фабрики в XIX веке. - М.: Наука. 1997. - 734 с.
6. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. - М.: РОССПЭН, 1998. - 664 с.
7. Баркова Э.В. Экология отечественной науки в укреплении духовно-культурной безопасности России // Гуманитарное знание и духовная безопасность. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. - Грозный -Махачкала: ЧГПУ, АЛЕФ, 2019/ 2020. - С. 28-34.
8. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. 2-е изд., переработанное и дополненное. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с.
9. Иконникова С.Н. Биография как социокультурное измерение истории // Культурологический журнал. - 2011. - № 4.
10. Сорвин К.В. Предисловие // Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему: Сборник социально-философских произведений. - М.: РОССПЭН, 1996. - С.3-16.
11. Булочникова Л.А., Сорвина Г.Н., Субботина Т.П Предисловие // Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. - М.: Экономика, 1989. - С. 5-40.
12. Воейков М.И. Наследие М.И. Туган-Барановского // nasledie-m-i-tugan-baranovskogo.pdf
13. Зверев В., Клушин В. Туган-Барановский М.И. // Философская энциклопедия. Т. 5 . - М.: Советская энциклопедия, 1970. -740 с.
14. Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Изд. 7е. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. - 562 с.
15. БогдановА.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. Изд. 7. - М.: Б.и., 2023. - 688 с.
16. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. - М.: Б.и., 2006. - 300 с.
17. Туган-Барановский М.И. Утопический и критический социализм// Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему: Сборник социально-философских произведений. - М.: РОССПЭН, 1996. - С. 85-254
18. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. - М.: Экономика, 1989. - 495 с.
References and Sources
1. Tugan-Baranovskij D.M. Tugan-Baranovskij Mihail Ivanovich: zhizn' i idei: monografiya. - Volgograd: Izdatel', 2015. - 317 s.
2. Rogachevskaya M.A. Vydayushchijsya rossijskij ekonomist Mihail Ivanovich Tugan-Baranovskij // vydayuschiysya-rossiyskiy-ekonomist-mihail-ivanovich-tugan-baranovskiy.pdf
3. Barkova E.V. Ekofilosofskoe izmerenie istoriko-filosofskoj mysli // Pravo i praktika. - 2017. - № 3. - S. 152-161.
4. Barkova E.V. «Ekonomika schast'ya» v zerkale ekofilosofii // Global'naya neopredelennost'. Razvitie ili degradaciya mirovoj ekonomiki? Sbornik statej XI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. V 2-h t. / Pod red. S.D. Valenteya. - M.: REU im. G.V. Plekhanova, 2022. - S. 166-172.
5. Tugan-Baranovskij M.I. Izbrannoe: Russkaya fabrika v proshlom i nastoyashchem: istoricheskoe razvitie russkoj fabriki v XIX veke. - M.: Nauka. 1997. - 734 s.
6. Tugan-Baranovskij M.I. Osnovy politicheskoj ekonomii. - M.: ROSSPEN, 1998. - 664 s.
7. Barkova E.V. Ekologiya otechestvennoj nauki v ukreplenii duhovno-kul'turnoj bezopasnosti Rossii // Gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost'. Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Groznyj - Mahachkala: ChGPU, ALEF, 2019/ 2020. - S. 28-34.
8. Ikonnikova S.N. Istoriya kul'turologicheskih teorij. 2-e izd., pererabotannoe i dopolnennoe. - SPb.: Piter, 2005. - 474 s.
9. Ikonnikova S.N. Biografiya kak sociokul'turnoe izmerenie istorii // Kul'turologicheskij zhurnal. - 2011. - № 4.
10. Sorvin K.V. Predislovie // Tugan-Baranovskij M.I. K luchshemu budushchemu: Sbornik social'no-filosofskih proizvedenij. - M.: ROSSPEN, 1996. - S.3-16.
11. Bulochnikova L.A., Sorvina G.N., Subbotina T.P Predislovie // Tugan-Baranovskij M.I. Social'nye osnovy kooperacii. - M.: Ekonomika, 1989. - S. 5-40.
12. Voejkov M.I. Nasledie M.I. Tugan-Baranovskogo // nasledie-m-i-tugan-baranovskogo.pdf
13. Zverev V., Klushin V. Tugan-Baranovskij M.I. // Filosofskaya enciklopediya. T. 5 . - M.: Sovetskaya enciklopediya, 1970. - 740 s.
14. Tugan-Baranovskij M.I. Russkaya fabrika v proshlom i nastoyashchem. Izd. 7e. - M.: Gosudarstvennoe social'no-ekonomicheskoe izdatel'stvo, 1938. - 562 s.
15. Bogdanov A.A. Tektologiya: Vseobshchaya organizacionnaya nauka. Izd. 7. - M.: B.i., 2023. - 688 s.
16. Sorokin P.A. Social'naya i kul'turnaya dinamika. - M.: B.i., 2006. - 300 s.
17. Tugan-Baranovskij M.I. Utopicheskij i kriticheskij socializm// Tugan-Baranovskij M.I. K luchshemu budushchemu: Sbornik social'no-filosofskih proizvedenij. - M.: ROSSPEN, 1996. - S. 85-254
18. Tugan-Baranovskij M.I. Social'nye osnovy kooperacii. - M.: Ekonomika, 1989. - 495 s.
БАРКОВА ЭЛЕОНОРА ВЛАДИЛЕНОВНА - доктор философских наук, профессор, кафедра истории и философии, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова ([email protected]).
BARKOVA ELEONORA V. - Doctor of Philosophy, Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian University.
ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
УДК 94(479.24):323.1«1988» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-4-135-145
КЯЗИМОВА Х.Г.
ВЛИЯНИЕ СУМГАИТСКИХ СОБЫТИЙ 1988 ГОДА НА КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ (ПО МАТЕРИАЛАМ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ)
Ключевые слова: Карабахский конфликт, Сумгаитские события, армяно-азербайджанский конфликт, российская историография, перестройка, СССР.
В статье анализируется отражение в российской историографии событий, произошедших в Сумгаите (Азербайджан) в феврале 1988 года. Показано, что к анализу имевших долгосрочные последствия Сумгаитских событий, вызвавших затем широкие дискуссии и являющихся предметом исследования многих авторов, часто обращались и в российской историографии. Цель статьи - проанализировать особенности исследований Сумгаитских событий в российской историографии. С этой целью к исследованию привлекались научные и научно-публицистические труды российских исследователей и мемуары. На основе анализа изученных работ, обоснован вывод о том, что их авторы указывают на отношение советского руководства, правительства Азербайджана и общественности того периода как на фактор, повлекший за собой Сумгаитские события.
KAZIMOVA, h.G.
the Influence of the sumgayIt tragIc events of 1988 on the karabakh conflict (based on
MATERIALS FROM RUSSIAN HISTORIOGRAPHY)
Key words: Karabakh conflict, Sumgayit events, Armenian-Azerbaijani conflict, Russian historiography, perestroika, USSR.
The article analyzes the reflection in Russian historiography of the events that occurred in Sumgait (Azerbaijan) in February 1988. It is shown that the analysis of the Sumgayit events, which had long-term consequences, which then caused wide discussions and are the subject of research by many authors, was often addressed in Russian historiography. The purpose of the article is to analyze the features of research on the Sumgayit events in Russian historiography. For this purpose, scientific and scientific-journalistic works of Russian researchers, as well as memoirs, were involved in the research. Based on the analysis of the studied works, the conclusion is substantiated that their authors point to the attitude of the Soviet leadership, the government of Azerbaijan and the public of that period as a factor that led to the Sumgayit events.
В силу того, что происходящие на Южном Кавказе события, всегда находились в центре внимания российской историографии, процессы протекающие в регионе, трдиционно занимают значительное место в работах российских исследователей. По этой причине, усиление актуальности проблемы Нагорного Карабаха в конце ХХ века привело к необходимости с начала 1990-х годов сделать этот вопрос, а также один из его центральных аспектов конца 1980-х гг. -Сумгаитские события, объектом системного исследования в российской историографии. И то