ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2015 История Выпуск 4 (31)
ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
УДК 930.1(091): 17
ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ТВОРЧЕСТВЕ М.И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
Е. И. Сливков
Самарский государственный университет, 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1 slivkov777@yandex.ru
Анализируются концептуальные воззрения выдающегося российского экономиста М.И. Ту-ган-Барановского. На основе изучения историографических фактов представлена палитра точек зрения советских и современных исследователей. Прослеживается эволюция взглядов М.И. Ту-ган-Барановского и концентрируется внимание на фактах, повлиявших на пересмотр марксистских постулатов и переход к идеализму.
Ключевые слова: социализм, неокантианство, этика, М.И. Туган-Барановский.
М.И. Туган-Барановский - выдающийся российский экономист, историк социалистической мысли, социолог, теоретик кооперативного движения, общественно-политический деятель рубежа XIX и первой четверти XX в. Благодаря своим трудам он внес существенный вклад в мировую экономическую науку.
В ходе анализа историографии я попытаюсь выяснить, как исследователи творчества М.И. Туган-Барановского оценивали его этическое миросозерцание. В связи с этим необходимо ответить на важные вопросы: какое влияние на научную работу, в частности, на экономические теории, оказывал этико-социальный идеал ученого, на каких идейных позициях он находился в начале своей научной работы и впоследствии.
В конце XIX - первой четверти XX в. в силу актуальности и новизны подхода к экономической теории научные изыскания М.И. Туган-Барановского вызвали широкую общественную полемику. И в последующем к его исследованиям по экономическим проблемам современники проявляли постоянный интерес. В рецензиях на его труды можно найти и острую критику, и признание его научных заслуг [Шапошников, 1907, с. 72-74; 1909, с. 48-53]. Проблемы этики в трудах М.И. Туган-Барановского такого внимания научной общественности не привлекли. Неокантианство М.И. Туган-Барановского представлялось как временное, «модное» увлечение исследователя. Так, в рецензии на книгу «Очерки из новейшей истории политической экономии» Н. К. Михайловский писал по поводу выдвинутой там доктрины, которая, по его мнению, должна «явиться прямой противоположностью социальному материализму»: «Г. Туган-Барановский был одним из самых ярых "учеников" К. Маркса, доходя в своем экономическом материализме до последних пределов грубой прямолинейности. Но вот прошло три-пять лет, и «новое» учение становится "ветшающим марксизмом". И далее: «Но я боюсь, что ему завтра же придется ещё раз обновиться, и опять в противоположную сторону» [Михайловский, 1903, с. 101-102].
В советской историографии научное наследие М.И. Туган-Барановского не изучалось в должной мере в силу идеологических причин. Однако в историографии появляются две важные биографические статьи, посвященные Михаилу Ивановичу: работа его ученика Н.Д. Кондратьева «Михаил Иванович Туган-Барановский» и работа К.Г. Воблого «Академик М.И. Туган-Барановский» [Кондратьев, 1990, с. 268-294; Воблый, 1993, с. 107-112]. Статью Н.Д, Кондратьева можно отнести к наиболее интересным с точки зрения понимания натуры и характера М.И. Туган-Барановского. Автор относил его к субъективно-интуитивному типу личности. В частности, Кондратьев подробно анализирует экономическое наследие Туган-Барановского. Уклон Михаила Ивановича в сторону идеализма он связывает с общим процессом реакции. В частности, Кондратьев писал: «Этот период подводит как бы итог тому идейному перелому, который произошел у М.И. В основу своего социально-идеологического мировоззрения он уже определенно кладет теперь нравственные принципы философии Канта» [Кондратьев, 1990, с. 288]. Таким образом, можно заклю-
© Сливков Е. И., 2015
чить, что, по мнению Н.Д. Кондратьева, идейный кризис Туган-Барановского начался примерно с 1900-1903 гг., и в дальнейшем он прослеживается в его работах. Окончательный разрыв М.И. Ту-ган-Барановского с «философской позицией материализма» Кондратьев относит ко второй половине 1900-х гг. Работа К.Г. Воблого носит биографический характер. Идеалистические построения М.И. Туган-Барановского или его увлеченность Кантом в ней не упоминаются.
В 20-е гг. ХХ в. печатаются несколько работ М.И. Туган-Барановского [Туган-Барановский, 1925, с. 5-40], но труды экономиста не анализируются. Однако в энциклопедических изданиях статьи, посвященные экономисту, есть. Удивителен тот факт, что в издании БСЭ 1947 г., в статье о Туган-Барановском, представлены относительно объективно его научные изыскания. Он изображен как «видный российский экономист», некоторые работы которого отмечаются «талантливым анализом». В научных изысканиях М. И. Туган-Барановского, относящихся ко времени после борьбы с народничеством, обнаруживаются «отход от марксизма», открытое выступление против него «в духе неокантианства» и стремление «примирить марксистскую политическую экономию с идеями психологической школы» [Удальцов, 1947, с. 118-119]. В последующих энциклопедических изданиях в очерках о Туган-Барановском, преобладали оценки, данные В.И. Лениным. Этические воззрения М.И. Туган-Барановского в русле неокантианства также не анализировались. Неокантианство трактовалось как «философия социал-предательства» [Мелещенко, 1960, с. 8]. В 1966 г. идеи экономиста были впервые представлены советским гражданам в очередном томе серии «История русской экономической мысли». Об идеалистических построениях М.И. Туган-Барановского в этом труде не сообщалось.
С началом перестройки в СССР возрос интерес к научному наследию М.И.Туган-Барановского. В ряде работ преувеличивалась роль экономиста в мировой экономической науке. В период перестройки научное наследие видного экономиста изучали С.Н. Татарникова, Т.П. Субботина, Л.Н. Пияшева, Н.С. Шухов, И.В. Королькова, Г.Н. Сорвина и др. [Татарникова, 1990, с. 6573; 1991, с. 218-223; Субботина, 1990, с. 268-269; 1990, с. 81-83; Пияшева, 1990, с. 238; Шухов, 1991; Королькова, 1991, с. 68-70; Сорвина, 1989, с. 5; 1989, с. 48-49]. Наибольший интерес для меня представляют работы, в которых анализируются проблемы этики, социального идеала и социализма, рассматриваемые М.И.Туган-Барановским. В связи с этим я уделяю внимание тем исследованиям, где обсуждаются или упоминаются данные проблемы.
С.Н. Татарникова одной из первых в этот период обратилась к анализу философских позиций Михаила Ивановича. В статье биографического характера она отмечает, что философское перерождение экономиста произошло после 1905 г. Философские воззрения Михаила Ивановича в период «легального марксизма» С.Н. Татарниковой представляются «не очень интересными». «Правоверный неокантианец марбургского толка» - такое определение дает М.И. Татарникова. Туган-Барановскому [Татарникова, 1990, с. 67]. Апогеем философской эволюции экономиста к «идеализму и агностицизму» она считала труд «Теоретические основы марксизма». По мнению Татарни-ковой, философская концепция ученого была сформулирована только в статье «Три великих этических проблемы». До написания ее изыскания автора в области философии имели фрагментарный характер.
Проанализировав эту работу М.И. Туган-Барановского, она выяснила, что центральное положение в теоретических построениях ученого занимала идея «равноценности» людей, позиция экономиста была определена как «этический социализм». В статье Татарниковой логично выделены этапы эволюции воззрений мыслителя, его основные философские идеи, однако не указанно, под влиянием каких факторов произошел процесс перехода «от марксизма к идеализму», кроме того, не проанализированы взаимосвязь и взаимовлияние М.И. Туган-Барановского и других мыслителей со схожей идейной платформой. Автор не ставил перед собой цель более детально рассмотреть философские идей М.И. Туган-Барановского, а ограничился основными воззрениями в этой области. Заслуга С.Н. Татарниковой состоит в том, что помимо блестящей биографической статьи о М.И. Туган-Барановском она опубликовала два текста экономиста из «Записок религиозно-философского общества», которые приближают нас к пониманию философии мыслителя.
В другой биографической статье - «М.И. Туган-Барановский - мыслитель, демократ, экономист» - Татарникова приводит факты увлеченности Туган-Барановского Кантом в период учебы в гимназии и указывает хронологические рамки его идейных изысканий, которые были определены в статье «Три великих этических проблемы» [Татарникова, 1990, с. 221]. Причиной же изменения
направления идейных изысканий она считает события его личной жизни: «в декабре1900 г. он похоронил свою супругу» [Там же, с. 221].
Л.Я Пияшева высоко оценивала труды М.И.Туган-Барановского, которые, по её мнению, актуальны для периода перестройки. Более того, она считала экономиста чуть ли не «праотцом перестроечного этапа». Излагая философскую идею Туган-Барановского о «равноценности человека», Л.Я. Пияшева отмечает, что пренебрежение к высшим этическим идеалам в их кантовском понимании привело к кровавому и жестокому подавлению и насилию, террору и "выкорчевыванию" в России [Пияшева, 1999, с. 229].
Т.П. Субботина, как и Л.Я. Пияшева, признавала идеалистическую составляющую трудов М. И. Туган-Барановского вполне современным и актуальным. В статье «Модель социализма М.И. Туган-Барановского» она, как и С. Н. Татарникова, относила его этические идеи к разряду «этического социализма».
В «унисон» с упомянутыми исследователями Е.Королькова признает «особое звучание» работ Туган-Барановского в 90-е гг.XX в., когда встал вопрос в России о лучшем строе. В статье ее отмечается увлеченность М.И. Туган-Барановского философией Канта, подчеркивается гуманистический подход выдающегося экономиста к экономической теории. Переосмысление М.И. Ту-ган-Барановским своих взглядов Е.Королькова относит к периоду после 1903 г. Так, она писала: «Годы вынужденного уединения - в 1903 г. власти запретили ему въезд в столицу и столичные губернии ещё на 5 лет - станут периодом напряженной научной работы. Михаил Иванович снова и снова перечитывает И. Канта (некоторые работы по 4-7 раз), многое переосмысливает». И ранее: «М.И. Туган-Барановский был первым, кто положил кантову идею "верховной ценности человеческой личности" в фундамент стройной экономической теории» [Королькова, 1991, с. 56].
Первым, кто поставил своей целью анализ социально-философского наследия М.И. Туган-Барановского, был И.В. Кувакин. В своей диссертации он исследовал философские позиции Михаила Ивановича по всем центральным проблемам: «отношение к марксизму», «потребность как движущая сила социально-исторического развития», «хозяйство и общественная жизнь», «классы и классовая борьба», «характер исторических законов», «теория социализма», «вопросы религии». Кувакин полагал, что философские воззрения М.И.Туган-Барановского носили оригинальный характер, выходя за рамки той или иной школы. Следует отметить, что это заключение не распространяется, по мнению И.В. Кувакина, на этическое обоснование социализма. «Этическое обоснование социализма Туган-Барановского было далеко не первым и далеко не единственным» [Кувакин, 1991, с. 13].
И.В. Кувакин не определяет причины эволюции философских воззрений М.И. Туган-Барановского. Не совсем ясно и то, в чем состоит оригинальность его социальной философии. Тем не менее работа Кувакина заслуживает внимания как первая объемная добросовестная работа по социальной философии М.И. Туган-Барановского.
В 1991 г. в издательстве АН СССР вышла книга «Взгляды М.И. Туган-Барановского, А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, Л.Н. Юровского и современность». В параграфах, посвященных М.И. Туган-Барановскому, был сделан акцент на проблемах социализма. В частности, рассматривались критика капиталистического строя, модель будущего социалистического общества. Одновременно анализировалось мировоззрение экономиста в целом. Признавая неокантианскую позицию ученого, авторы одновременно говорили о двойственности его философского мировоззрения, проявлявшейся в том, что он то отходил от марксизма, то возвращался к нему [Банков, 1991, с. 14]. Закономерность перехода от капитализма к социализму Туган-Барановский заимствовал у Маркса, а эталон социалистического общества и его принципы - у Канта. Выявив стержневую философскую идею М.И. Туган-Барановского, авторы не проанализировали её аспекты.
В этом же году выходит книга Н.С. Шухова «Политическая экономия социализма в 20-е годы», в которой большая глава посвящена научному наследию М.И. Туган-Барановского. Как и упомянутые исследователи, Н.С. Шухов, отмечая «неокантианский стержень» в научном наследии экономиста, подчеркивал, что, по мнению Туган-Барановского, марксизм был пронизан и «струей идеализма». Эта точка зрения совпадает с идеями Т.П. Субботиной.
С середины 90-х гг. XX в. интерес в научному наследию М.И. Туган-Барановского несколько ослабевает. В последующем книги и статьи о нем носят не только биографический характер, появились труды, посвященные конкретным аспектам научного наследия экономиста.
На мой взгляд, самой крупной работой по философскому мировоззрению М.И. Туган-Барановского является книга И.П. Смирнова «От марксизма к идеализму: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев». Автор ее изучил историческую, философскую, экономическую литературу, что позволило вникнуть в суть проблемы эволюции философских воззрений М.И. Туган-Барановского. Смирнов показал схожесть взглядов видных мыслителей того периода: Туган-Барановского, Бердяева и Булгакова. Объединяли мировоззрение их осознание нереволюционного пути развития России, видение в основе исторического развития движения к осуществлению идеальных ценностей. Смирнов подчеркивает позитивный характер эволюции их взглядов от марксизма к идеализму. Социальный идеал этих философов, сформировавшийся ещё в период увлечения марксизмом, не изменился с течением времени, изменилось его обоснование. «Туган-Барановский представлял ту часть, которая не прекратила отстаивать в социальной сфере те же ценности и приоритеты, что и в "марксистский" период творчества, дав им иное, идеалистическое или религиозное обоснование» [Смирнов, 1995, с. 5]. По мнению Смирнова, Туган-Барановского привлекал в марксизме социальный идеал, а конкретнее - идеал социалистический. Идеал этот определяется этикой и метафизикой, а не исходя из экономического положения рабочих. Совершенно верно Смирнов замечает: «Кризис марксизма в глазах Туган-Барановского служил показателем не упадка, а дальнейшего роста социализма, который получит развитие после того, как марксизм будет изжит и превзойден» [Тамже. с. 184].
В 1996 г. был переиздан сборник работ М.И. Туган-Барановского «К лучшему будущему». Предисловие к нему написал К.В. Сорвин, который полагал, что именно в период ссылки 1905 г. в творчестве М.И. Туган-Барановского все больше появляется философской проблематики. Михаил Иванович предстает перед нами особенным ученым, который не воспринимал господствующие учения, следуя гуманистической традиции. Одновременно Сорвин не относит позицию Туган-Барановского всецело к неокантианской, так как тот не признавал гносеологический скептицизм. Наоборот, он был убежден в объективности научного знания. Вместе с тем философ полагал, что не может быть абсолютно полного знания. По мнению Сорвина, Туган-Барановский никогда не был правоверным учеником Канта, в частности, в рассмотрении вопросов частной собственности. «Одна из интереснейших и самобытных его идей - представление о социализме как "надисториче-ском идеале человечества", содержание которого менялось из века в век, но в котором во все времена концентрировались предельно всеобщие представления той или иной эпохи о разумном и справедливом», - так определяет Сорвин идеал Михаила Ивановича, который наиболее полно выражен в критическом императиве Канта [Сорвин, 1995, с. 7]. Таким образом, в предисловии к книге в общем виде отражено философское мировоззрение М.И. Туган-Барановского.
В начале 2000-х гг. выходят несколько работ Г.Н. Сорвиной, в которых отдельные главы были посвящены М.И. Туган-Барановскому [Сорвина, 2000, 2001]. Основное внимание исследовательница уделила вопросам экономической теории в его трудах. Социальный идеал Туган-Барановского, его этическая позиция были рассмотрены в общем виде. Важно отметить, что, по мнению Сорвиной, поиск социального идеала прослеживается через все научное наследие экономиста. Она объединяет работы Туган-Барановского по разным проблемам для создания цельной мировоззренческой картины. Так, по её мнению, теоретическая разработка проблем кооперации сыграла большую роль в оформлении представлений Тугана-Барановского о социальном идеале. Таким образом, обнаруживается некая цельность и непротиворечивость разных этапов в творчестве М.И. Туган-Барановского. В 2005 г. к 140-летию со дня рождения М.И.Туган-Барановского Г.Н. Сорвина подготовила очерки о научном наследии ученого [Сорвина, 2005]. В этой книге в более объемном виде представлены те же изыскания Г.Н. Сорвиной, что и в предыдущих работах.
Наиболее значительный вклад в изучение проблем этики в трудах М.И. Туган-Барановского внес Б.В .Корнейчук, написав работу «Экономические воззрения М.И. Туган-Барановского» и статью «Этическая экономия М.И. Туган-Барановского и вызовы глобального времени» [Корнейчук, 2008, 2014]. В главе книги «Этические основы экономики» Б.В. Корнейчук подчеркивал, что до Туган-Барановского этические аспекты экономических явлений исследовали представители немецкой исторической школы, но в отличие от них Михаил Иванович «смог интегрировать базовый этический принцип в свои теоретико-экономические конструкции» [Корнейчук, 2008, с. 53]. Он рассматривал с этической позиции экономическую теорию: трудовую теорию ценности, теорию эксплуатации и т.д. Уже сам анализ теоретико-экономических конструкций М.И. Туган-
Барановского через призму его этического идеала является оригинальным подходом в отечественной историографии.
С середины 2000-х гг. интерес к научному наследию М.И. Туган-Барановского возрос. Парадоксально, но большинство статей, посвященных экономисту, не углубляли знание отдельных аспектов его научной деятельности, а дублировали с некоторыми дополнениями предыдущие работы. В основном это были статьи общего биографического вида [Кучин, 2005; Широкорад, 2005; Чума-ченко, 2007; Гутник, 2012]. Философские воззрения ученого, в частности, этические построения М.И. Туган-Барановского, не были объектом исследования специалистов.
Одним из видных ученых, анализирующих научное наследие М.И. Туган-Барановского, был его внук - Джучи Михайлович Туган-Барановский. В ряде статей Джучи Михайлович рассмотрел некоторые аспекты в работах Михаила Ивановича. Наибольший интерес для нас представляют несколько его статей о становлении ученого и о проблемах социализма в его трудах. В работе «М.И. Туган-Барановский в 90-е гг. XIX в.: становление ученого» не говорится о каком-либо влиянии философии Канта на становление ученого и на его экономические теории [Туган-Барановский, 2013, №8]. В другой статье автор полагает, что в философии Канта М.И. Туган-Барановского привлекала «концепция ценности человеческой личности» [Туган-Барановский, 2013, с.32]. Время поиска философом базиса философии социального идеала Джучи Михайлович относит как минимум к 1902 г.
Проанализировав историографию вопроса, можно заключить, что в большинстве работ детально изучалась экономическая теория М.И. Туган-Барановского, в то время как вопросы этики и социальный идеал его не были объяснены в полном объеме. В основном констатировалась неокантианская позиция Михаила Ивановича без объяснения причины эволюции мировоззрения и без какой-либо связи с экономической теорией. Единственным исследователем, обратившим внимание на этику как стержень всего научного наследия ученого, был Б.Н. Корнейчук. Оригинальный подход к научному наследию М.И. Туган-Барановского в статьях Корнейчука - это скорее не результат анализа вопросов этики, а только первый существенных шаг в этом направлении.
Библиографический список
Банков Е.Б. Разработка проблем теории социализма в работах М.И. Туган-Барановского // Взгляд М.И. Туган-Барановского, А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, Л.Ю. Юровского и современность. М., 1991.
Барнетт В. Туган-Барановский, методология политической экономии и «русская историческая школа» // Корнейчук Б. Экономические воззрения М.И. Туган-Барановского. СПб., 2008. Воблый К.Г. Академик Михаил Иванович Туган-Барановский / перев. с укр. С. Колончук // Философская и социологическая мысль. 1993. № 9-10.
Гутник М.В.,Скляр В.М. Михайло 1ванович Туган-Барановьски - видатный украшский вчений-економют //Шсник Нащонального техшчного ушверситету. 2012. № 11.
Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России: Историко-философские очерки. М., 2007.
Историки экономической мысли России: В.В. Святловский, М.И. Туган-Барановский, В .Я. Желез-нов / под ред. М.Г. Покидченко, Е.Н. Калмычковой. М., 2003.
Качор А. Михайло И. Туган-Барановский на службi наук и своего народу (До 50^ччя смерти свiтовоi слави економиста I кооперативного дияча). Виннипег, 1969. Кондратьев Н.Д. М.И. Туган-Барановский // Истоки. М., 1990, Вып. 2. Корнейчук Б. В. Экономические воззрения М.И. Туган-Барановского. СПб., 2008. Корнейчук Б. Этическая экономия М.И. Туган-Барановского и вызовы глобального развития // Вопросы экономики. 2014. № 12.
Королькова И.В. Душа, преисполненная веры // Знание - сила. 1991. №2.
Кувакин И. В. Социальная философия М.И. Туган-Барановского: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1991.
Кучин С.П. Михайло Ьанович Туган-Барановский: деяк аспекти життя та творчости // Iсторiя нар. госп-ва та екон. думки Украины. 2005. Вип. 37-38.
Мелещенко З.Н. Неокантианство как философская основа ревизионизма. Л., 1960. МихайловскийН.К. Литература и жизнь // Русское богатство.1903. №1. НеизвестныйМ. И. Туган-Барановский. СПб., 2008.
Ноув А. Экономист М.И. Туган-Барановский // Корнейчук Б. Экономические воззрения М.И. Туган-Барановского. СПб., 2008.
Пияшева Л. И. М.И. Туган-Барановский и современность // Общественная мысль: исследования и публикации. М., 1990. Вып. 2.
Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах (1907-1917) : в 3 т. М., 2009.
Смирнов И.П. От марксизма к идеализму: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. М., 1995.
Сорвин К. В. Предисловие // Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему: Сборник произведений М.И. Туган-Барановского. М., 1996.
СорвинаГ.Н. История экономической мысли двадцатого столетия: курс лекций. М., 2001. Сорвина Г.Н. Михаил Иванович Туган-Барановский: первый российский экономист с мировым именем (К 140-летию со дня рождения): очерки. М., 2005.
Сорвина Г.Н. Социальный идеал и логика развития рынка: анализ творческого наследия М.И. Ту-ган-Барановского // Вестник РАН. 1992. №11.
Сорвина Г.Н. Экономическая мысль XX столетия: страницы истории: Лекции. М., 2000. Субботина Т.П. Михаил Иванович Туган-Барановский // Истоки. 1990. Вып. 2. Субботина Т.П. Модель социализма М.И. Туган-Барановского // Вопросы экономики. 1990. №2. Татарникова С.Н. М.И. Туган-Барановский - мыслитель, демократ, экономист // Вопросы истории. 1991. №9-10.
Татарникова С.Н. Туган-Барановский: в поисках новой соборности (К 125-летию со дня рождения): Вступительная статья к публикации: Выступление М.И. Туган-Барановского на собрании Петербургского (Петроградского) религиозно-философского общества 26 ноября 1914 г. // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 1990. №1.
Туган-Барановский // Советская энциклопедия. Т.55: Трихоцисты - Украинское искусство. 1947. (Большая советская энциклопедия: [в 65 т.] / под ред. С.И. Вавилова, К.Е. Ворошилова, А.Я. Вышинского, П.И. Лебедева-Полянского и др. Б.м. 1926 - 1947. Т. 55).
Туган-БарановскийД.М. М.И. Туган-Барановский в 90-е гг. XIX в.: становление ученого // Вестник истории. 2013. №8.
Туган-Барановский Д.М. М.И. Туган-Барановский и его отношение к марксизму // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 2 (24).
Туган-Барановский Д.М. Предисловие к неопубликованным письмам М.И. Туган-Барановского к П.Б. Струве « Я бы очень хотел, чтобы мы были с вами друзьями» // Вопросы экономики. 1994. №3. Туган-Барановский Д.М. Теория социализма М.И. Туган-Барановского // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. 2014. №2(26).
Чумаченко Н.Г. М.И. Туган-Барановский - украинский и российский экономист с мировым именем
// М.И. Туган-Барановський: сб. ст. Донецк, 2007.
Шапошников Н. Рецензия // Критическое обозрение. 1907. №1.
Шапошников Н. Рецензия // Критическое обозрение. 1909. №5.
ШуховН.С. Политическая экономия социализма в 20-е гг. М., 1991.
Шухов Н.С. Вклад отечественных ученых в мировую экономическую науку // Вестник РАН. 2000. №4.
Дата поступления рукописи в редакцию 05.06.2015
ETHICAL ASPECT IN MIKHAIL TUGAN-BARANOVSKY'S WORKS: HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM
E. I. Slivkov
Samara State University, Pavlov str., 1, 443011, Samara, Russia slivkov777@yandex.ru
The analysis of Mikhail Tugan-Baranovsky's academic heritage is presented in the article. The author tries to examine an ethical aspect and philosophical worldview of Tugan-Baranovsky's works and to present the views of
E. H. CnmKoe
different researchers on his philosophical worldview in the context of their historical realities. To achieve the aim, the author denotes Tugan-Baranovsky's philosophical position in different periods of his life, examines the evolution of his worldview from Marxism to idealism and reveals its chronological limits. The author's attention is focused on Tugan-Baranovsky's Neo-Kantian position. However, there is no common opinion among the researchers on which factors influenced the evolution of his philosophical worldview and his transition from Marxism to idealism. The present research is the first attempt to give a new interpretation of Tugan-Baranovsky's academic heritage.
Key words: socialism, Neo-Kantianism, ethics, Mikhail Tugan-Baranovsky.
References
Bankov E.B. Razrabotka problem teorii sotsializma v rabotakh M.I. Tugan-Baranovskogo. VzglyadM.I. Tugan-Baranovskogo, A. V. Chayanova, N.D. Kondrat'eva, L.Yu. Yurovskogo i sovremennost'. M., 1991. Barnett V. Tugan-Baranovskiy, metodologiya politicheskoy ekonomii i «russkaya istoricheskaya shkola». Kor-neychukB. Ekonomicheskie vozzreniyaM.I. Tugan-Baranovskogo. SPb., 2008.
Voblyy K.G. Akademik Mikhail Ivanovich Tugan-Baranovskiy / perev. s ukr. S. Kolonchuk. Filosofskaya i sot-siologicheskaya mysl'. Kiev, 1993. № 9-10.
Gutnik M.V., Sklyar V.M. Mikhaylo Ivanovich Tugan-Baranov'ski - vidatnyy ukrainskiy vcheniy-ekonomist.
VisnikNatsional'nogo tekhnichnogo universitetu. Kharkiv, 2012. № 11.
Dmitrieva N.A. Russkoe neokantianstvo: «Marburg» v Rossii: Istoriko-filosofskie ocherki. M., 2007. Istoriki ekonomicheskoy mysli Rossii: V.V. Svyatlovskiy, M.I. Tugan-Baranovskiy, V.Ya. Zheleznov / pod red. M.G. Pokidchenko, E.N. Kalmychkovoy. M., 2003.
Kachor A. Mikhaylo I. Tugan-Baranovskiy na sluzhbi nauki i svoego narodu (Do 50-richchya smerti svitovoi
slavi ekonomista I kooperativnogo diyacha). Vinnipeg, 1969.
Kondrat'ev N.D. M.I. Tugan-Baranovskiy. Istoki. M., 1990, Vyp. 2.
Korneychuk B. V. Ekonomicheskie vozzreniya M.I. Tugan-Baranovskogo. SPb., 2008.
Korneychuk B. Eticheskaya ekonomiya M.I. Tugan-Baranovskogo i vyzovy global'nogo razvitiya. Voprosy eko-nomiki. 2014. № 12.
Korol'kova I.V. Dusha, preispolnennaya very. Znanie - sila. 1991. №2.
Kuvakin I. V. Sotsial'naya filosofiya M.I. Tugan-Baranovskogo: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. M., 1991. Kuchin S.P. Mikhaylo Ivanovich Tugan-Baranovskiy: deyaki aspekti zhittya ta tvorchosti. Istoriya nar. gosp-va ta ekon. Dumki Ukrainy. 2005. Vip. 37-38.
Meleshchenko Z.N. Neokantianstvo kak filosofskaya osnova revizionizma. L., 1960. Mikhaylovskiy N.K. Literatura i zhizn'. Russkoe bogatstvo.1903. №1. Neizvestnyy M. I. Tugan-Baranovskiy. SPb., 2008.
Nouv A. Ekonomist M.I. Tugan-Baranovskiy. Korneychuk B. Ekonomicheskie vozzreniya M.I. Tugan-Baranovskogo. SPb., 2008.
Piyasheva L.I. M.I. Tugan-Baranovskiy i sovremennost'. Obshchestvennaya mysl': issledovaniya i publikatsii. M., 1990. Vyp. 2.
Religiozno-filosofskoe obshchestvo v Sankt-Peterburge (Petrograde): Istoriya v materialakh i dokumentakh (1907-1917) : v 3 t. M., 2009.
Smirnov I.P. Ot marksizma k idealizmu: M.I. Tugan-Baranovskiy, S.N. Bulgakov, N.A. Berdyaev. M., 1995. Sorvin K.V. Predislovie. Tugan-Baranovskiy M.I. K luchshemu budushchemu. Sbornikproizvedeniy M.I. Tugan-Baranovskogo. M., 1996.
Sorvina G.N. Istoriya ekonomicheskoy mysli dvadtsatogo stoletiya: kurs lektsiy. M., 2001.
Sorvina G.N. Mikhail Ivanovich Tugan-Baranovskiy: pervyy rossiyskiy ekonomist s mirovym imenem (K 140-
letiyu so dnya rozhdeniya): Ocherki. M., 2005.
Sorvina G.N. Sotsial'nyy ideal i logika razvitiya rynka: analiz tvorcheskogo naslediya M.I. Tugan-Baranovskogo. VestnikRAN. M., 1992. №11.
Sorvina G.N. Ekonomicheskaya mysl' XX stoletiya: stranitsy istorii: Lektsii. M., 2000.
Subbotina T.P. Mikhail Ivanovich Tugan-Baranovskiy. Istoki. 1990. Vyp. 2.
Subbotina T.P. Model' sotsializma M.I. Tugan-Baranovskogo. Voprosy ekonomiki. 1990. №2.
Tatarnikova S.N. M.I. Tugan-Baranovskiy - myslitel', demokrat, ekonomist // Voprosy istorii. 1991. №9-10.
Tatarnikova S.N. Tugan-Baranovskiy: v poiskakh novoy sobornosti (K 125-letiyu so dnya rozhdeniya): Vstu-
pitel'naya stat'ya k publikatsii: Vystuplenie M.I. Tugan-Baranovskogo na sobranii Peterburgskogo (Petro-
gradskogo) religiozhno-filosofskogo obshchestva 26 noyabrya 1914 g. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser.
7: Filosofiya. 1990. №1.
Tugan-Baranovskiy / I. Udal'tsov. Trikhotsisty - Ukrainskoe iskusstvo. M., 1947. (Bol'shaya sovetskaya entsik-lopediya: [v 65 t.] / pod red. S.I. Vavilova, K.E. Voroshilova, A.Ya. Vyshinskogo, P.I. Lebedeva-Polyanskogo i
dr.; 1926 - 1947, t. 55).
Tugan-Baranovskiy D.M. M.I. Tugan-Baranovskiy v 90-e gg. XIX v.: stanovlenie uchenogo. Vestnik istorii. 2013. №8.
Tugan-Baranovskiy D.M. M.I. Tugan-Baranovskiy i ego otnoshenie k marksizmu. Vestnik Volgogradskogo go-sudarstvennogo universiteta. Ser. 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2013. № 2 (24). Tugan-Baranovskiy D.M. Predislovie k neopublikovannym pis'mam M.I. Tugan-Baranovskogo k P.B. Struve « Ya by ochen' khotel, chtoby my byli s vami druz'yami». Voprosy ekonomiki. 1994. №3.
Tugan-Baranovskiy D.M. Teoriya sotsializma M.I. Tugan-Baranovskogo. Vestnik Volgogradskogo gosu-darstvennogo universiteta. Ser. 4. 2014. №2(26).
Chumachenko N.G. M.I. Tugan-Baranovskiy - ukrainskiy i rossiyskiy ekonomist s mirovym imenem. M.I. Tu-gan-Baranovs'kiy: sb. st. Donetsk, 2007.
Shaposhnikov N. Retsenziya. Kriticheskoe obozrenie. 1907. №1. (Rets. na knigu Tugan-Baranovskiy M.I.
Sovremennyy sotsializm v svoem istoricheskom razvitii. SPb., 1906.)
Shaposhnikov N. Retsenziya. Kriticheskoe obozrenie. 1909. №5.
(Rets. na knigu Tugan-Baranovskiy M.I. Osnovy politimcheskoy ekonomii. SPb., 1909.)
Shukhov N.S. Politicheskaya ekonomiya sotsializma v 20-e gg. M., 1991.
Shukhov N.S. Vklad otechestvennykh uchenykh v mirovuyu ekonomicheskuyu nauku. VestnikRAN. 2000. №4.