Научная статья на тему 'Политические риски в системе экономической безопасности РФ'

Политические риски в системе экономической безопасности РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / РИСК-ФАКТОР / POLITICAL RISKS / INVESTMENT PROCESSES / ECONOMIC SECURITY / INFORMATIONAL SOCIETY / POLITICAL SYSTEM / DOMESTIC POLITICAL DEVELOPMENT / AN INVESTMENT CLIMATE / RISK-FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонов Константин Васильевич, Петросянц Даниэл Викторович, Васильева Екатерина Юрьевна, Ларионова Юлия Сергеевна

На фоне глобального противостояния по вектору США / Европа Россия важнейшей и сложнейшей задачей становится выявление точек соприкосновения между различными акторами инвестиционных процессов в современной России. Решать её возможно только всем обществом: проводить консультации и выверять возможности оптимизации вложений средств в экономику страны. Необходимо не только инвесторам и консультантам, экспертам-практикам, государственным чиновникам, но и ученым-экономистам, политологам, социологам и т. п., используя наработки предшественников и держа руку на пульсе реальных событий, выявлять пути и методы нивелирования политических рисков в инвестировании. В данной статье проведен анализ и первичная классификация основных экономико-социальнополитических рисков в условиях глобализации и нестабильности рынка, заложены теоретикометодологические основы отслеживания и управления ими путем нахождения согласования интересов сторон-участников инвестиционного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL RISKS IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE RF

Affected by the global opposition along the vector of the USA/Europe-Russia, the most important and the most complex task is finding the points of contact between different actors of investment processes in modern Russia. It is only possible to resolve this by the whole community: hold consultations and check the possibilities of optimization of investing funds in the economy of the country. It is necessary not only for investors and consultants, experts-practicians, state officials, but also for economists-scientists, political scientists, sociologists, etc, using best practices of predecessors, and following real time events, to find ways and methods of evening out political risks in investing. This article holds an analysis and the first classification of the main economic-social-political risks in the conditions of globalization and market instability, sets up theoretical-methodological foundations of following and managing them through finding an agreement of interests of parties-participants of the investment process.

Текст научной работы на тему «Политические риски в системе экономической безопасности РФ»

Симонов К.В., Петросянц Д.В., Васильева Е.Ю., Ларионова Ю.С.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Экономическая безопасность

СИМОНОВ К.В. ,ПЕТРОСЯНЦ Д.В., ВАСИЛЬЕВА Е.Ю.,ЛАРИОНОВА Ю.С.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ1

Аннотация. На фоне глобального противостояния по вектору США /Европа - Россия важнейшей и сложнейшей задачей становится выявление точек соприкосновения между различными акторами инвестиционных процессов в современной России. Решать её возможно только всем обществом: проводить консультации и выверять возможности оптимизации вложений средств в экономику страны. Необходимо не только инвесторам и консультантам, экспертам-практикам, государственным чиновникам, но и ученым-экономистам, политологам, социологам и т. п., используя наработки предшественников и держа руку на пульсе реальных событий, выявлять пути и методы нивелирования политических рисков в инвестировании. В данной статье проведен анализ и первичная классификация основных экономико-социально-политических рисков в условиях глобализации и нестабильности рынка, заложены теоретико-методологические основы отслеживания и управления ими путем нахождения согласования интересов сторон-участников инвестиционного процесса.

Ключевые слова: политические риски, инвестиционные процессы, экономическая безопасность, информационное общество, политическая система, внутриполитическое развитие, инвестиционный климат, риск-фактор.

SIMONOV К.У.,PETROSYANTS D.V., VASILIEVA ЕЖ.,LARIONOVA YU.S.

POLITICAL RISKS IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE RF

Abstract. Affected by the global opposition along the vector of the USA/Europe-Russia, the most important and the most complex task is finding the points of contact between different actors of investment processes in modern Russia. It is only possible to resolve this by the whole community: hold consultations and check the possibilities of optimization of investing funds in the economy of the country. It is necessary not only for investors and consultants, experts-practicians, state officials, but also for economists-scientists, political scientists, sociologists, etc, using best practices of predecessors, and following real time events, to find ways and methods of evening out political risks in investing. This article holds an analysis and the first classification of the main economic-social-political risks in the conditions of globalization and market instability, sets up theoretical-methodological foundations of following and managing them through finding an agreement of interests of parties-participants of the investment process.

Keywords: political risks, investment processes, economic security, informational society, a political system, domestic political development, an investment climate, a risk-factor

Экономико-социально-политические риски являются неотъемлемыми и неустранимыми элементами в реалиях современного общества. Их наличие определяется объективным существованием вероятностных явлений в политическом бытие и субъективностью стремления различных групп акторов его преобразовывать, совершенствовать при достижении коллективных/личных целей и интересов социума, государства. В самом общем виде политический риск можно определить, как возможность наступления неблагоприятных событий, возникающих в результате принятия и реализации политических решений социальными акторами под воздействием внешних и внутренних факторов. Он есть специфическая характеристика деятельности социального актора в условиях неопределенности и ситуации политического выбора.

Проблемы и вопросы современного развития глобальной экономики требуют более детальных исследований места и роли венчурных явлений в процессе формирования инвестиционной политики, как частными предпринимателями, так и корпорантами, и государством. Именно эта крайне востребованная тематика (как показывает текущая практика санкционных войн)

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета 2014 г.

сохраняет немало слабо разработанных на настоящий момент областей, связанных как со спецификой риска в принятии политических решений, так и с моделями /подходами/ инструментами/ технологиями управления венчурными составляющими инвестиционной политики корпоративного и государственного секторов.

Комплексный учет рисков позволяет повысить обоснованность проектного решения и снизить вероятность принятия малоэффективного проекта. В связи с этим возрастают и требования, предъявляемые к показателям экономической эффективности инвестиционных проектов нефтегазовых компаний, их точности и чувствительности к основным видам рисков. Соответственно большую значимость приобретают и методики анализа экономической эффективности инвестиционных проектов, на основе которых принимаются управленческие решения об их финансировании [1, с. 338]. Принятие этих решений сопряжено с проведением технико-экономических обоснований с использованием наиболее совершенных методик экономического и финансового анализа, в основу которых положены принципы статистических исследований, математического анализа и моделирования экономических процессов. К данным методикам также относится анализ чувствительности, который используется для определения влияния тех или иных факторов и параметров на показатели экономической эффективности инвестиционных проектов. Использование комплекса данных инструментальных методов является составной частью отлаженного инвестиционного процесса в зарубежных нефтегазовых компаниях.

В 2014 г. РФ столкнулась с новым явлением: политика применения странами Запада санкций против отраслей и ряда персоналий способна привести к разбалансировке экономики в целом и нанести сокрушительный удар по ее инвестиционной составляющей. Однако любой кризис — это своего рода шанс обратить потери в прибыль. Не является исключением и текущий период — на санкциях можно и нужно извлечь выгоду. Тем не менее это не шапкозакидательство, целый ряд отраслей серьезно зависит от поставок из-за рубежа, немало уникальных технологий, в т. ч. и в нефтегазовой отрасли, являются ноу-хау партнеров РФ по бизнесу.

Очевиден и естественен вектор более активного подключения в инвестиционные программы иных партнеров, в первую очередь в Юго-восточной Азии. Следует ли России упростить доступ «азиатского» капитала на свой финансовый рынок, учитывая колоссальные потребности приграничных с Китаем территорий — Сибири и Дальнего Востока в инвестициях? Не создает ли это новых политических рисков для России? Какие партнерские отношения станут взаимовыгодными и не подорвут экономическую и политическую безопасность РФ? Определить будет возможно только в процессе переговоров с азиатскими инвесторами. Политические риски нивелируются сбалансированным согласованием интересов при подписании инвестиционных соглашений. Прибыль любой ценой сегодня не должна быть самоцелью. И, как это ни банально и привычно уже звучит, в РФ помимо развития сырьевой экономики приоритетом в инвестиционных программах должно стать развитие собственной промышленности, и именно вблизи сырьевых источников.

Основными группами детерминантов в инвестиционных процессах (с точки зрения политических рисков) являются: политико-властные, геополитические, экономические, социокультурные и социально-демографические, военно-силовые и информационные.

Проекты, связанные с освоением ресурсов углеводородного сырья, являющиеся для нашей страны системообразующими, характеризуются повышенной степенью риска, вызываемого рядом специфических особенностей процессов поиска, разведки и разработки месторождений. Для предприятий нефтяной и газовой промышленности кроме прямых видов риска (риск неоткрытия месторождения, открытие нерентабельного месторождения и т. п.) огромное значение играют косвенные виды риска — политический, социальный, экономический, валютный и пр.

Стоит отметить и общий спад хозяйственной активности в России в последние годы. Экономический рост забуксовал, и разгонять его государство намерено кейнсианской политикой, которая требует больших финансовых затрат. Кроме того, есть Крым с расходами, которых не было изначально заложено в бюджет на 2014 г. Это значит, что государство сталкивается с жестким дефицитом денежных средств и соответственно ограничено в финансовых маневрах. Отсюда и идеи роста налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор, а следовательно, изменение инвестиционных параметров проектов. Это гораздо хуже ограничений доступа к кредитному

рынку — косвенным образом санкции приводят к росту налоговых изъятий у отрасли, что серьезно осложняет ее перспективы и программы развития. Причем это касается как отрасли в целом, так и отдельно взятых нефтегазовых компаний.

Существенно задействованный в мире механизм привлечения инвестиций через механизмы фондового рынка в РФ на сегодняшний день так и не заработал. В первую очередь имеется в виду корпоративный сектор. Рынок не обрел настоящих объемов, оставаясь не столько инвестиционным инструментом, сколько спекулятивным, так и не став чем-то большим, чем игрушка в руках крупных игроков и «игрой в рулетку» для участников рынка, рискующих от 500 тыс. руб. до нескольких десятков миллионов рублей.

Недостаточное умение региональных администраций к PR и пропаганде достигнутых успехов, а также неэффективность используемых механизмов, предпринимаемых для улучшения инвестиционного климата в субъектах федерации, есть еще одна серьезная проблема. У инвесторов происходит обобщение негативных тенденций и проблем на все регионы в целом. В результате инвестиционный климат в РФ продолжает оцениваться в международных финансово-промышленных кругах как политически высокорисковый, без учета территориальной специфики, а совокупный страновый риск на сегодняшний день перекрывает все старания на местах общим негативным фоном.

В ходе анализа ряда исследований отечественных и зарубежных ученых [2-6 и др.], реальных решений, принимаемых инвесторами по ряду проектов, реализуемых в РФ, нами определены наиболее значимые политико-экономические риски.

Риск, связанный с конфронтацией между странами. Наиболее понятный и яркий пример, иллюстрирующий этот вид риска — нынешняя война санкций между Россией и США, Евросоюзом и рядом других стран.

Риск нестабильности государственной власти. Неуверенность в длительности срока пребывания у власти нынешних руководителей, кооптация элит и т. п. Президентские, парламентские, региональные выборы — всегда повод инвесторам страховать политические риски.

Неопределенность в процессе передачи власти (гарантия преемственности власти и проводимой политики). Расфокусировка ориентиров и выбора вектора дальнейшего развития отпугивает инвесторов и существенно увеличивает стоимость инвестиций. Политика временщиков приводит их к схеме: «Необходимо сейчас успеть обогатиться, а после нас хоть потоп».

Партийные разногласия в парламенте страны (для России в обеих палатах). На сегодняшний день лоббистские законотворческие инициативы в интересах ограниченных групп лиц способны тормозить развитие целых отраслей.

- Риск, связанный с затянувшимся реформированием правительственных структур. Постоянные пертрубации в правительстве нарушают сложившиеся административные рынки, что приводит к рассинхронизации персональных договоренностей между чиновниками и стратегическими инвесторами. Коррупционная составляющая требует пристального внимания, и ее до поры до времени также следует учитывать в построении инвестиционной модели.

- Риск непредсказуемого изменения законодательства. Риск, который приводит, например, к необходимости перерегистрации выпуска ценных бумаг, изменению условий или заменам выпусков и вызывающий существенные дополнительные издержки и потери для эмитента и инвестора соответственно.

- Внутрипартийные коалиции с разновекторными интересами. Лоббизм, приводящий к непродуманным государственным решениям в угоду частным интересам, приводящий к снижению общего уровня доверия к стране в целом и частным партнерам. Как следствие, увеличение политических рисков и рост стоимости инвестиционных средств.

- Социальная неудовлетворенность гражданского общества. На власть ложится сложная задача по согласованию интересов различных страт разностратифицированного российского общества: и по масштабам доходов, и по национальному, конфессиональному признакам и т. п. Все это приводит к процессам расслоения общества, росту национализма [7], а соответственно, к дисбалансам вектора интересов. Здесь же можно упомянуть и недовольство российского общества непатерналистскими веяниями в социальной сфере. Здравоохранение, пенсионная система, образовательный кластер находятся в стадии постоянного реформирования и переформатирования.

- Возрастание фактора диаспор. Миграционные переселения (внутренние и внешние), характерные для современной России, не способствуют сглаживанию социальной напряженности в регионах страны. Особые проблемы в городах вызывают национальные «чайна-тауны», неподконтрольные территории, не включаемые в полной мере в финансово-инвестиционные структуры, легализованные государством. Сложные переговорные процессы с лидерами диаспор и договоренности, как правило, на время снимают социальную напряженность, но в инвестиционные процессы, по крайней мере, на законодательных принципах, эти группы граждан не включают.

- Риск, основанный на возрастании криминализации экономики, пересечении интересов инвестора с интересами региональных элит. Работая в регионах, инвестор может попасть в эпицентр столкновения интересов нескольких уровней, причем эти интересы могут оказаться диаметрально противоположенными, следовательно, для самого инвестора трудносовместимыми.

Список этот можно продолжать и расширять, тем не менее полностью стратифицировать политические риски в инвестировании невозможно, т. к. каждая возможная ситуация может быть в чем-то похожа, а в чем-то индивидуальна. Неопределенность инвесторов в развитии инвестиционного климата приводит к выводу активов из страны, выходу из числа акционеров, в т. ч. и наиболее крупных компаний. Обычно это называют неблагоприятным инвестиционным климатом.

Собственно под инвестиционным климатом понимается совокупность экономических, социальных и других факторов, сформировавшихся под воздействием государственной политики. Данное определение универсально и применимо также для характеристики инвестиционного климата предприятий и отраслей промышленности, а также регионов РФ. Инвестиционный климат, в свою очередь, включает в себя не только объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал), но и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).

Законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска. Специфика межрегионального подхода состоит в том, что на территории большинства регионов действует единый общегосударственный или, применительно к России, «общефедеральный» законодательный фон, который несколько варьируется в субъектах федерации (региональные особенности) под воздействием местных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий. Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства — составляющих инвестиционного потенциала региона.

Для анализа и оценки инвестиционного климата экономики страны используются различные методы расчета. В настоящее время существуют различные подходы к его оценке, отличающиеся (в зависимости от целей исследования) количеством анализируемых показателей, их качественными характеристиками, способами отбора показателей и др.

Например, оценку инвестиционного климата регионов проводит на протяжении ряда лет консалтинговое агентство «Эксперт». Методика расчета основана на определении интегральных рейтингов инвестиционного климата, складывающихся из рейтингов ресурсно-сырьевого, производственного, потребительского, инфраструктурного, инновационного и финансового потенциалов, и инвестиционного риска, представленного экономической, политической, социальной, экологической, криминальной, законодательной и финансовой компонентами [8].

В ходе исследования, проводимого нашей группой, были рассмотрен целый ряд практических кейсов, сформированных как в последние годы, так и являющиеся системными для России. Однако предпринятая в ходе рассмотрения в исследовании попытка их систематизации и оценки взаимозависимости позволяет выделить наиболее значимые из них и подлежащие первостепенному нивелированию. Ниже приведены шесть из них.

1. Политико-экономические риски поставок российского газа в Европу являются на сегодняшний день лакмусовой бумагой отношений с партнерами из США и Европы. Проекты, связанные с освоением ресурсов углеводородного сырья, характеризуются повышенной степе-

нью риска, вызываемого рядом специфических особенностей процессов поиска, разведки и разработки месторождений. Для предприятий нефтяной и газовой промышленности кроме прямых видов риска: риск неоткрытия месторождения, открытие нерентабельного месторождения и т. п. огромное значение играют косвенные виды риска — политический, социальный, экономический, валютный и т.п.

До сих пор (2014 г.) никаких конкретных примеров прямого задействования Россией газа как инструмента для достижения политических целей не наблюдалось. К примеру, можно заметить, что, несмотря на многочисленные политические конфликты со странами Прибалтики, полностью зависимыми от России в плане газа, поставки «голубого топлива» им не ограничивались. Теперь ситуация иная. Сегодня Россия готова показать Европе, что, в крайнем случае, она готова снизить объемы поставки газа.

В газовом бизнесе всегда большее значение имели не экономические санкции, а репутаци-онные угрозы, но теперь они практически незаметны на фоне санкционных. Если Европа постоянно заявляет о том, что не считает Россию надежным поставщиком, то рано или поздно Россия все равно начала бы вести себя именно в соответствии с «европейскими представлениями». Собственно, именно это показали осенние 2014 г. события. «Газпром» готов на практике показать европейцам, что такое зима в условиях лимитированных поставок газа из РФ. «Газпром» не столько борется с реверсом на Украину, сколько показывает европейцам свои возможности.

2. Ситуация с санкциями сегодня — самый острый вопрос с точки зрения дальнейшего развития РФ. И ситуация здесь крайне неопределенная. Отношение В. Путина к позиции Запада несколько трансформируется. Особенно если речь идет о позиции Европейского Союза. С начала крымской истории и до сентября 2014 г. доминировало относительно спокойное отношение к европейским санкциям. В. Путин понимал, что для США вопрос целенаправленного давления на Россию — это вопрос принципиальный. Крым — это прецедент, бросающий вызов глобальному доминированию США. И они будут последовательно наказывать В. Путина.

В западном мире наблюдалось сразу несколько расколов. Один из них идет по линии политиков и бизнеса (первые, как правило, за санкции, вторые — за сотрудничество). Второй раскол — в политике США и Европы, ведь политики Старого Света настроены гораздо менее воинственно. Еще один раскол идет между брюссельской бюрократией, с одной стороны, и рядом национальных государств-членов Евросоюза, с другой. Расходятся и позиции отдельных государств — скажем, страны Южной Европы хотели бы вовсе избежать конфликтов с Россией, в то время как на севере Европы претензий к Москве гораздо больше (не только по Украине, но и по проблеме «неправильных ценностей» в российской политике и т. п.). Отдельную группу наибольших сторонников ужесточения линии Запада формируют страны Прибалтики и Польша.

На подобные расколы, как видится резонно, и рассчитывал В. Путин. И до сентября 2014 г. казалось, что он прав. Поэтому до августа 2014 г. доминировало примерно следующее восприятие европейской политики: Европа вынуждена под давлением США вводить санкции, но они являются формальными. Европа вроде бы и отчитывается перед США, что санкции введены, но в реальности серьезного вреда России они не наносят. Такая точка зрения базировалась как собственно на санкционных решениях ЕС, выглядевших слишком формально, так и на общем восприятии рационально мыслящих европейцев. Последние события подвергают сомнению и этот постулат, зависимость Европы от решений их партнеров из США превалирует над экономической выгодой и здравым смыслом.

3. Политические риски из-за нестабильности на Ближнем Востоке являются негативным фоном и разменной монетой для переговорного процесса России с США и Европой. Замещение российских углеводородных поставок сырьем с Ближнего Востока уже несколько лет является одной из любимых тем «профессиональных скептиков» в отношении России и ее ТЭК. По сути, это один из главных рычагов давления на нефтегазовый сектор России, а соответственно, и на основную доходную статью ее экономики, наряду с тезисами о скором нашествии на рынок сланцевых углеводородов и кардинальных скачках в развитии возобновляемых источников энергии.

Этот риск, соответственно является системным, и, переходя к рассмотрению следующего,

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, №10, 2014

отметим, что он порожден общей конфронтационной ситуацией России с США/Европой и рассматривается как звено в цепочке санкционных.

4. Этот риск - технологическая зависимость РФ от импортных разработок, в т. ч. в самой ключевой для нее — нефтегазовой отрасли и не менее стратегически важной оборонной промышленности.

Самое опасное, что, собственно, и уже происходит — возможный уход западных, и, прежде всего, американских сервисных компаний из РФ. Добыча на традиционных месторождениях падает, и ее поддержание возможно только при большом количестве сервисных работ. Но еще важнее, что при замораживании шельфа, на 100% зависимого от иностранного оборудования, единственный шанс не допустить обвала добычи — это добыча трудноизвлекаемой нефти Западной Сибири. Технические и технологические проблемы импортозамещения пока не решены, а простаивать системообразующие отрасли не могут. На самом высоком уровне в РФ разрабатываются спешные меры поддержки национальных сервисных компаний, обсуждается согласование позиций с китайскими партнерами о поставках оборудования. Минэнерго ведет непростые переговоры о мерах по импортозамещению в нефтегазовом машиностроении.

5. Следующий рисковый кейс — это этноконфессиональный фактор. Начиная с лета 2014 г. пришло понимание, что намного более существенные риски для власти, нежели в предыдущие годы, в текущий момент лежат в первую очередь в возрастающих социально-политических рисках [9, с. 19-20]. Что касается экономики и социальной сферы, то, безусловно, она станет основной проблемой для власти, но не ранее, чем через полгода или год. А пока существует запас прочности, и его может не хватить, если санкции перейдут в хронические, а инвестиции в российскую экономику не удастся компенсировать (неважно, за счет отечественного или зарубежного капитала).

6. Миграция и демография — скрытые до поры до времени теневые процессы раскрываются в соответствии с диалектическим законом перехода количества в качество. Помимо вопросов, требующих неотложных решений в рамках внешней миграционной политики, для современной России характерна проблема внутренней миграции. Так, в 2013 г. сложной болевой точкой на карте страны стали события, происходящие в Ставропольском крае. Это конфликты, связанные с переселением в Ставропольский край жителей северокавказских республик. Ментально-этнические разногласия переходят в фазу открытого межнационального, и что особенно опасно, межконфессионального конфликтного противостояния.

К необходимым и насущным рекомендациям по улучшению инвестиционного климата в РФ, обеспечению эффективности инвестиционных вложений и нивелированию последствий политических рисков можно добавить следующие шаги. Пусть многое звучит декларативно, однако конкретные механизмы возможно оттачивать только путем переговоров и согласований интересов всех заинтересованных сторон (инвесторов, гражданского общества, экспертов, ученых, чиновников и т. п.), дирижером и арбитром для которых может быть только государство.

1. Институциональные направления проводимой политики интенсификации.

- В кратчайшие сроки следует интенсифицировать, переформатировать и придать новый импульс работе Консультативного совета по иностранным инвестициям2. Потенциал этого органа совсем не исчерпан, в сложных политических и социально-экономических условиях современности именно проправительственной структуре будет оказано максимальное доверие. Возможно, потребуются дополнительные механизмы перестраховки политических рисков России, что, конечно, приведет к удорожанию инвестиционных средств, но не к их отсутствию. И уже дело экономистов правительства и корпораций определять возможную рентабельность подобных проектов.

- Создать в субъектах федерации (возможно, в федеральных округах) региональные банки реконструкции и развития, которые могли бы обеспечить предприятия казенными кредитами на льготных условиях. Потребуется создание в этих банках экспертных групп по отбору прио-

2 Консультативный совет по иностранным инвестициям в России был создан в 1994 г. Основными задачами Совета являются содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику России, а также улучшение инвестиционного климата для иностранных инвесторов. За 15-летнюю историю в составе Совета побывало 49 иностранных компаний и банков. В настоящее время в состав Совета входит 32 иностранные компании: 27 компаний-членов и 5 имеют статус наблюдателей. Текущая деятельность Совета обеспечивается девятью рабочими группами и постоянным комитетом Совета. — Авт.

ритетных и наиболее эффективных проектов, требующих привлечения государственных инвестиций. Мысль не новая, но механизм пока не был реализован и опробован.

- Извечная проблема коррупции в высших властных эшелонах. Правительственные решения порой излишне завязаны на лоббистских интересах ограниченного круга лиц и компаний, что приводит к перекосам в бизнес-сфере. Выдача субсидий, а практически дотаций из бюджета, спасая одни компании и не предпринимая мер системного порядка, не способствуют формированию и налаживанию новых инвестиционных проектов. Лекарство против этого известно, но пока применению не подлежит (только на уровне деклараций): обязать правительственных чиновников отчитываться за эффективность принятых решений, ввести систему штрафов, вплоть до уголовной ответственности за принятие провальных решений. Максимально использовать потенциал независимой экспертизы, перепроверки. При наличии политической воли подобные шаги не окажутся бесполезными.

2. На уровне экономического регулирования.

- Безэффективные инвестиции должны просчитываться заранее, на основе аргументированного экономико-политического системного анализа государство сумеет сконцентрировать инвестиционные потоки на приоритетных направлениях. Ведущими российскими экономистами просчитан и признается порог роста инвестиций, который способен дать положительный эффект только при условии их увеличения каждый год, начиная с 2015 г. на не менее 8% в течение 4 лет. И рост ВВП составит по прогнозам Минэкономразвития и ЦБ РФ от 1,5 до 2,0%. Как это ни банально звучит, необходимо в подобных условиях изыскивать новые бюджетные и инвестиционные решения в условиях дефицита средств федерального бюджета, недоступности внешних займов, девальвации рубля, банковского кризиса, сужения совокупного спроса.

- Вложение инвестиций в экономику знаний.

- Выстраивание инвестиционных программ через социальное направление и строительство. Наиболее важные сферы, поддерживающие в стране баланс согласования интересов всех страт и акторов общества, нельзя нарушать, это чревато еще большими политическими рисками, и уже не внешнего, а внутреннего характера.

- Увеличение социально-ориентированных бюджетных расходов, обеспечивающих населению доступность услуг соответствующих учреждений. Индексация заработной платы занятых в бюджетной сфере.

- Ограничение государственных инвестиций (за исключением инвестиций в инфраструктуру, включая инновационную и социальную). Стоит вести речь и популярном сегодня ГЧП.

- Поддержание политики низких процентных ставок, стимулирующих частную инвестиционную активность в экономике для компенсации снижения инвестиционной активности государства.

- Развитие финансовых инструментов, повышающих мобильность населения (в первую очередь настораживает рост процентных ставок по ипотеке), а также рост малого и среднего бизнеса.

Указанные нами направления сглаживания политических рисков инвестирования имеют системный характер, не заработает одно звено — не пойдет вся схема.

Отсутствие в мире четко выраженной полярности видится наиболее значимым политическим риском современности. Все это приводит к желанию передела границ, собственности, зон влияния. Собственно активная фаза противостояния, в которую помимо ее воли была втянута Россия, переживает только первую ее фазу в текущем 2014 г.

Одним из инструментов борьбы мировых держав является мировая цена на нефть, что не раз уже подтверждено историей. Конечно, не одна только конфронтация США и ее союзников против России ведет к сбиванию цены на ключевой углеводородный источник. Несомненно, существенную роль в цене на нефть играет уровень политических рисков и рисков безопасности. Целый ряд ключевых месторождений и энерготранспортных магистралей находится в зоне действующих (Ирак, Сирия, Украина — как транзитер) или потенциальных/спящих (Иран, Персидский залив, Закавказье) конфликтов. Кроме того, в ряде нефтедобывающих и транзитных стран (Венесуэла, Нигерия) сохраняется значительный уровень рисков внутриполитической нестабильности и в отдельных случаях — политически мотивированного вмешательства государственных органов в деятельность компаний. Все эти факторы способны вы-

звать дополнительный рост цен на нефть, увеличивая «премию за риск» в ее цене.

Современная нам Россия находится в эпицентре геополитических интересов целого ряда разнонаправленных векторов интересов государств, корпораций, коалиций, конфессий и т. п., что создает неустойчивый во времени инвестиционный климат с серьезной составляющей в нем политических рисков. Только путем переговорного процесса и так называемого «ручного управления» на самом высшем уровне возможно нивелирование последствий и так безмерно завышенных инвестиционных рисков.

Литература

1. Головкина, Е. Ю. Политические риски в нефтегазовом секторе как объекты риск-анализа / Е.Ю. Головкина // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 6. С. 338.

2. Бек, У. Общество риска на пути к другому модерну. — М. : Прогресс-традиция, 2000.

3. Гидденс, Э. Последствия модерна ; пер. с англ. Г.К. Ольховникова; Д.А. Кибальчича. — М. : Праксис, 2011.

4. Сиротин, В. П., Быченков, Д. В. Политический риск как фактор прямых иностранных инвестиций в развивающиеся экономики /В.П. Сиротин, Д.В. Быченков // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2013. Т. 13. № 4-1. С. 5140517.

5. Брега, А. В. Особенности восприятия политического риска /А.В. Брега //Власть. 2013. № 2. С. 910 95.

6. Сафронова, А. А. К вопросу о политических рисках инвестирования на страновом уровне /А.А. Сафронова//Инновационная экономика : информация, аналитика, прогнозы. 2012. № 6. С. 92093.

7. Например, в работе директора Панъевропейского института при Школе экономики г. Турку Кари Лиухто (Финляндия) [Электронный ресурс]. — URL : http://journals.kantiana.ru/upload/iblock/845/ amgtyfem% 20fvvnksmocjww.pdf свободный. - Загл. с экрана. «Современные российские националисты подчеркивают идею возрождения российской империи. Однако их продвижение концепта "Россия для русских" идет вразрез с предпринимаемыми усилиями по объединения этнических групп в единое политическое целое. Власти поддерживают идеи националистов, ошибочно полагая, что они смогут справиться с националистическими силами. В действительности же, рост русского национализма повлечет за собой рост сепаратизма в других этнических группах».

8. Официальный сайт «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. — URL : http://raexpert.ru/, свободный. — Загл. с экрана.

9. Симонов, К. В. Системное регулирование национального модернизационно-инновационного развития в условиях преобразований общественно-политической среды /К.В. Симонов, Д.В. Петросянц, Е.В. Ма-хмутова // Экономический анализ : теория и практика. 2014. № 21.

References:

1. Golovkin, EY Political risks in the oil and gas sector as objects of risk analysis / EY Golovkin // Socially-humanitarian knowledge. 2013. № 6. S. 338.

2. Beck, U. Risk Society on the way to another modernity. - Moscow: Progress-Tradition, 2000.

3. Giddens, E. Effects of modernity; per. from English. GK Olhovnikova; YES I AM. Kibalchicha. - M.: Praxis, 2011.

4. Sirotin, VP, Bychenkov, DV political risk as a factor in foreign direct investment in emerging economies / V.P. Sirotin, DV Bychenkov // Math. Saratov University. The new series. Series "Economics. Management. Right. " 2013. T. 13. № 4-1. S. 514-517.

5. Brega, A VFeatures of perception of political risk /A. V. Brega //Power. 2013. № 2. pp 91-95.

6. Safronov, AA On the question of the political risks of investing at the country level /A.A. Safronov // Innovation Economy: information, analysis, forecasts. 2012. № 6. S. 92-93.

7. For example, in the work of director of the Pan-European Institute at the School of Economics of Turku Kari Liuhto (Finland) [electronic resource]. - URL: http://journals.kantiana.ru/upload/iblock/845/amgtyfem% 20fvvnksmocjww.pdf free. - Caps. from the screen. "Modern Russian nationalists emphasize the idea of revival of the Russian Empire. However, their promotion of the concept of "Russia for the Russian" runs counter to the effort to bring ethnic groups into a single political entity. Authorities support the idea of nationalists in the mistaken belief that they can cope with the nationalist forces. In fact, the growth of Russian nationalism lead to a rise of separatism in other ethnic groups. "

8. Official site "Expert RA" [electronic resource]. - URL: http://raexpert.ru/, free. - Caps. from the screen.

9. Simonov KV systemic regulation of national modernization and innovative development in the conditions of transformation of socio-political environment /К. V. Simonov, DV Petrosyants EV Makhmutova // The economic analysis: theory and practice. 2014. № 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.