УДК 94(571.1)
doi: 10.18101/2305-753Х-2017-3-68-71
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ В ОТНОШЕНИИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ ЧЕСАНСКОГО ДАЦАНА ХОРИНСКОГО АЙМАКА (1920-1930-е гг.)
© Эрдынеева Бадма-Ханда Валерьевна
магистрант исторического факультета Бурятский государственный университет E-mail: е[email protected]
© Васильева Светлана Владимировна
доктор исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме репрессивной политики государства, которой были подвергнуты жители Бурят-Монгольской АССР. Особое внимание уделено буддийскому духовенству, которое подверглось репрессиям с особой жестокостью. Опираясь на материалы «Книги Памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия», были выявлены данные о жителях с. Чесан, а именно — ламах Чесанского дацана.
Ключевые слова: политические репрессии, БМАССР, буддисты, Чесанский дацан, лама.
Репрессивная политика в СССР в 20-30-е гг. XX века также присутствовала в Бурятии и имела свои характерные особенности. Особое внимание уделялось священнослужителям. В данный период на территории Бурятии имелось несколько религиозных течений. Традиционными конфессиями можно назвать буддизм, православие, шаманизм и старообрядчество [2].
Историческая наука достаточно давно и активно занимается изучением истории репрессивной политики СССР. Публикуются как новые исследования, так и собрания документов, ранее хранившиеся под грифом «секретно» [3].
Что касается современной историографии, то огромное исследование в данной теме представляется в монографии И. С. Цыремпиловой [5], вышедшей в 2000 г. Монография представляет собой широкое исследование истории отношений государственной власти с религиозными объединениями в Бурятии с 1917 по 1940 г. В работе используются ранее неопубликованные и неизвестные архивные данные. Не обойдена вниманием и тема политических репрессий в отношении служителей культа. Приводятся данные об арестах священнослужителей, о тех, кто был вынужден сложить с себя религиозную власть, а также данные о закрытых зданий культа.
Особое значение для нашего исследования имеет диссертационное исследование Э. Б. Цыжипова на тему «История политических репрессий в Бурят-Монголии. 1928-июнь 1941 гг.». Одна из глав исследования посвящена анализу отношения государства и религиозных объединений, в которой автор подробно рассматривает статус буддийского духовенства в период политических гонений [4].
Советская антирелигиозная политика 1920-1930-х гг. была неотъемлемой частью создания социалистического общества. Проводимая официальными властями политика имела четкие цели и проводила данные кампании в рамках обязательной коллективизации сельского хозяйства. Все это в значительной степени определялось задачами кампании, сводившимися к решительной консолидации позиций религии в Бурятии, борьбе с религиозностью населения, в особенности сельского, жесткой ломке духовных устоев. Вся религиозная политика, особенно ее методы и способы проведения, носили жесткий антирелигиозный характер. Также наблюдается произвол со стороны местных властей в отношении религиозных объединений. Антирелигиозная кампания затронула все конфессии, присутствовавшие в Бурятии, в особенности буддизм [4].
Всего в Бурятии было репрессировано более 20 тысяч человек. Многие уроженцы Бурятии подверглись репрессивной политике за пределами республики, а их дела хранятся в архивах других регионов России. В рамках исследовательского проекта нами был проведен анализ документов архива ФСБ и ИЦ МВД Республики Бурятии, в результате которого были выявлены списки реабилитированных граждан из БМАССР, проживающих в Иркутской области и Забайкальском крае. Это цифра составила более 12 750 человек [1].
Работа над списками позволила выявить социальное положение и род занятий репрессированных. Обнаружено, что репрессиям подвергалось и духовенство. По мнению исследователей, в Республике Бурятия было подвергнуто репрессиям: 1 864 — ламы, 101 — православный священник, 11 — уставщики [5]. В списках Книги Памяти имеется информация о 951 буддийском ламе, 28 православных священнослужителях [1].
В нашей статье рассмотрена история Чесанского дацана и судьбы лам. Че-санский дацан расположен в селе Чесан, Кижингинского района Республики Бурятия. Тибетское название —Гандан Чоймпэллинг. Строительство дацана началось в 1827 г. В библиотеке Дацана хранились редкие книги: 2 комплекта «Ганд-жур» в 108 томах, 2 комплекта «Данджур» в 226 томах, а также 12-15 тысяч других буддийских текстов и несколько тысяч буддийских изображений. Позже, в 1921 году, был построен дацан в местности Шулута — Шулутский дацан. В этих двух дацанах проводили службы-хуралы более 600 лам и хувараков. Здесь служили высокообразованные ламы, а также эмчи-ламы (врачи) и астрологи [6]. В 30-е гг. XX в. дацан был закрыт, как и большинство дацанов того времени. Постановлением № 87 Президиума Верховного Совета БМАССР от 31 июля 1938 г. дацан был ликвидирован, ламы и хувараки репрессированы, некоторым удалось бежать в Монголию.
Используя анкетные данные уголовных дел, мы выяснили, что из Чесанско-го сомона было арестовано 52 человека, из которых 20 — ламы. Большинство лам были репрессированы в довольно преклонном возрасте. В возрасте от 50-70 лет — 10, 30-50 лет — 8 лам. Данных о возрасте 2-х лам на момент ареста нет.
Многие ламы были осуждены по нескольким статьям, самой распространенной была статья 58-10 — пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти, или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений [1]. По данной статье было осуждено 18 лам. По статье 58-11 — всякого рода организационная деятельность, направлен-
ная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой [1], было арестовано 12 лам.
Меры наказания так же были различны: на 10 лет лишения свободы были осуждены — 3, на 5 лет лишения свободы — 1, подверглись ВМН (высшей мере наказания) — 4, у 10 лам дела были прекращены по разным причинам.
С 1987 г. в СССР начинается новый виток в процессе реабилитации жертв политических репрессий, это связано с образованием Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х гг. XX века.
По сути, именно на этом этапе начинается действительная (законодательная) реабилитация жертв политических репрессий, и сам процесс реабилитации приобретает правовой смысл. 16 января 1989 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х гг.», а 14 ноября 1989 г. была принята декларация «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечение их прав». Следующий этап — это закон 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», в котором было положено начало массовым реабилитациям.
Большая часть реабилитированных приходится на период с 1991 по 2003 г. Из Чесанского дацана в этот период были реабилитированы в 1989 г. — 4, в 1991 г. — 1, в 1992 г. — 4, в 1993 г. — 11 лам.
Таким образом, анализ указанных источников позволил увидеть механизм репрессивной политики советской власти, направленный на религиозные объединения в БМАССР, а конкретнее — на буддийское духовенство Чесанского дацана.
Литература
1. Книга Памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия / Правительство Республики Бурятия, Бурятская Ассоциация жертв политических репрессий, Бурятский государственный университет; сост. С. В. Васильева [и др.]; науч. ред. К. Б.-М. Митупов. Улан-Удэ: 2007-2012. Т. 1-7.
2. Религиозные организации Республики Бурятия: словарь-справочник / С. В. Васильева и др. Улан-Удэ, 2011. 238 с.
3. Фартусов Д. Б. Репрессивная политика Советского государства в отношении старообрядцев Бурят-Монгольской АССР в 1930-е гг. // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 7-8 августа 2015 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. С. 143-148.
4. Цыжипов Э. Б. История политических репрессий в Бурят-Монголии. 1928-июнь 1941 гг.: дис. ... канд. ист. наук / Э. Б. Цыжипов. Улан-Удэ, 2006. 196 с.
5. Цыремпилова И. С. Религия и власть в Республике Бурятия: история взаимоотношений (1917-1940 гг.). Улан-Удэ: Издат.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2000. 162 с.
6. Чесанский дацан в Республике Бурятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russianroutes.ru/svyatyni-i-khramy/chesanskiy-datsan-v-respublike/ (дата обращения 14.10.17).
References
1. Kniga Pamyati zhertv politicheskikh repressii v Respublike Buryatiya / Pravitel'stvo Respubliki Buryatiya, Buryatskaya Assotsiatsiya zhertv politicheskikh repressii, Buryatskii gosudarstvennyi universi-tet ; sost. S. V. Vasil'eva [i dr.]; nauch. red. K. B.-M. Mitupov. Ulan-Ude: 2007-2012. T. 1-7.
2. Religioznye organizatsii Respubliki Buryatiya: slovar'-spravochnik / S. V. Vasil'eva i dr. Ulan-Ude, 2011. 238 p.
3. Fartusov D. B. Repressivnaya politika sovetskogo gosudarstva v otnoshenii staroobryadtsev Bu-ryat-Mongol'skoi ASSR v 1930-e gg. // Staroobryadchestvo: istoriya i sovremennost', mestnye traditsii, russkie i zarubezhnye svyazi: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ulan-Ude, 7-8 avgusta 2015 g.). Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. gos. un-ta, 2015. pp. 143-148.
4. Tsyzhipov E. B. Istoriya politicheskikh repressii v Buryat-Mongolii. 1928-iyun' 1941 gg.: dis. ... kand. ist. nauk / E. B. Tsyzhipov. Ulan-Ude, 2006. 196 p.
5. Tsyrempilova I. S. Religiya i vlast' v Respublike Buryatiya: istoriya vzaimootnoshenii (19171940 gg.). Ulan-Ude: Izdat.-poligraf. kompleks VSGAKI, 2000. 162 p.
6. Chesanskii datsan v Respublike Buryatiya [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://russianroutes.ru/svyatyni-i-khramy/chesanskiy-datsan-v-respublike/ (data obrashcheniya 14.10.17).
POLITICAL REPRESSIONS AGAINST THE CLERGY OF THE CHESAN DATSAN
Badma-Khanda V. Erdyneeva Graduate student of the Historical faculty Buryat State University E-mail: [email protected]
Svetlana V.Vasileva
Dr. Sci (History), A/Prof.
Department of General and Homeland History
Buryat State University
E-mail: [email protected]
The article is devoted to the problem of repressive state policy, which was subjected to the inhabitants of the Buryat-Mongolian ASSR. Particular attention is paid to the Buddhist clergy, who suffered particular cruelrepressions. Based on materials of the Book on Memory of Victims of Political Repressions in the Republic of Buryatia, the data about the inhabitants of the village Chesan were identified, exactlythe lamas of theChasansky datsan. Keywords: political repressions, the BMASSR, Buddhists, Chesansky Datsan, lama.