References
1. Bolgova E.V. Prostranstvennaya organizaciya vuzovskoj seti v mirovyh obrazovatel'nyh modelyah // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2019. T. 17. №8(467). P. 1412 - 1430.
2. Education as a lifelong process: the German National Educational Panel Study (NEPS) / Hans-Peter Blossfeld, HansGunther Rossbach, editors. Wiesbaden, Germany: Springer VS, 2019. 287 p.
3. Myakinina S.B., Polikashina O.V. K voprosu o vysshem obrazovanii v Germanii i Rossii: Bolonskaya sistema obra-zovaniya v dejstvii // SHkola budushchego. 2018. №1. P. 229 - 236.
4. 2nd survey of schools: ICT in education: Germany country report. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. 198 p.
5. Dusdal, Jennifer. Higher education in Germany - recent developments in an international perspective // Comparative education. 2019. Number 2. P. 292-294.
6. Vaskevich T.V. Tendencii razvitiya evropejskogo vysshego obrazovaniya: ot proshlogo k budushchemu (na primere Velikobritanii i Germanii) // Pedagogicheskie nauki. 2018. № 6(93). P. 42 - 45.
7. Mangold, Janina. Foundations in Germany: Higher Education // The American behavioral scientist. 2018. Volume 62:Number 12. R. 1695-1714.
8. Otto Hither. Higher Education in Germany - Recent Developments in an International Perspective / Otto Hither, Georg Kricken, Michael Alger. Cham: Springer, 2018 263 p.
9. Miroshnichenko N.I. Genezis vysshego obrazovaniya Germanii // Vestnik Taganrogskogo gosudar-stvennogo peda-gogicheskogo instituta. 2018. №2. P. 63 - 72.
10. Singer-Brodowski, Mandy et al Monitoring of education for sustainable development in Germany - insights from early childhood education, school and higher education / / Environmental education research. 2019. Vol. 25: Is. 4. P. 492-507.
УДК 323 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-4-173-176
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Петрова доктор политических наук, доцент, декан юридического факультета,
Светлана Сочинский государственный университет (354008, Россия, г. Сочи,
Владиславовна ул. Политехническая, 7). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития цифровизации российского общества, внедрение модели цифрового правительства, взаимодействия органов власти и бизнеса в форме «G2B». Обозначается, что процессы цифровизации, происходящие в Российской Федерации, являются ключевым направлением трансформации современного общества в реализации концепции доступности населения к государственным услугам и информационным сервисам.
Ключевые слова: Российская Федерация, цифровизация, информатизация, транформация, госуслуги, глобализация, информационное общество, электронное правительство, административная реформа.
В последнее время тема цифровизации и внедрения информатизации во все сферы жизни общества стала одним из основных трендов обсуждения на всех форумах, конференциях и среди представителей экспертного сообщества Российской Федерации. Для действующих политиков вопрос цифровизации находится в практической плоскости, в которой приходится существовать, на которую необходимо ежедневно реагировать. Для научного сообщества - это вопрос функционирования политических процессов и отдельных их направлений (например, избирательных процессов - «цифровой участок», «электронная демократия» и т.п.). И здесь ключевой сложностью является нахождение оптимального сочетания традиционных демократических институтов и использования цифровых технологий в пространстве публичной политики [1].
Процессы развития информационного общества затрагивают сегодня все сферы жизни общества, являются основой развития государства и его основных направлений - экономики, политики, социальной и культурной сфер. Российская Федерация еще в 1998 г. сформировала контуры развития будущего информационного общества, что нашло отражение в документе - Концепции государственной информационной политики России1, а также ряде других основополагающих документов: ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)2, Стратегия развития информационного общества на 2017-2030 годы3, Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)4.
1 Концепция государственной информационной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/179112/ (дата обращения: 10.09.2019)
2 ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/184120/
3 Стратегия развития информационного общества на 2017-2030 годы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 10.09.2019)
4 Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/!/ (дата обращения: 10.09.2019)
Данные документы отражают основные тенденции развития информационного общества, среди которых создание электронного правительства, развитие новых технологий цифровой связи, доступность цифровой среды в удаленных регионах (преодоление цифрового неравенства] и т.п. Изменения, происходящие в сфере цифровизации, уже переходят от количественных изменений к качественным: повышается доступность оказываемых государственных услуг, развивается цифровая грамотность населения, формируется понятие активной безопасности в виртуальном пространстве. Цифровая трансформация - длительный эволюционный процесс, который в принципе не нуждается в прямом руководстве со стороны государства, однако со стороны государства требуется существенная поддержка, особенно в компаниях с государственным участием, которые должны стать лидерами процессов цифровизации в политике и экономике.
Стремительно меняется деятельность органов государственного и муниципального управления, в том числе и в направлении деятельности электронного правительства, активно вовлеченного в процесс регулирования публичных услуг для бизнеса и предпринимательства. Формула «G2B» («Government to Business»] - это современное направление деятельности органов государственного и муниципального управления по отношению к бизнесу, в рамках которого формируется линия «поставщик-получатель».
Начиная с 2000-х годов происходит административная реформа, в рамках которой началось внедрение модели электронного правительства, а также формируются инструменты информационно-коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к государственным и муниципальным услугам. В частности, принятие Федерального закона «Об электронной цифровой подписи»1 объективно способствовало существенной оптимизации реализации многих публичных процедур, таких как сдача налоговой отчетности, участие в судопроизводстве, банковских операциях и т.п. Такая персональная идентификация значительно облегчает систему документооборота, в том числе между органами власти и предпринимателями. Так, сегодня юридические лица и предприниматели имеют право представления уполномоченным органам документов на проверку не в бумажном виде, а в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Следующим важным шагом реформы стала разработка и внедрение Единой системы идентификации и аутентификации, которая позволяет идентифицировать пользователей на сайтах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, через единую точку доступа. В соответствии с государственной программой «Информационное общество (2011-2020 годы]»2, количество пользователей электронных госуслуг должно вырасти до 85 % (от 11% стартового показателя]. Очевидно позитивные тенденции сегодняшнего дня позволяют допускать такую возможность.
Большим шагом к достижению цели совершенствования системы государственных и муниципальных услуг должно стать формирование публичных услуг в сферах, которые еще нуждаются в оптимизации (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.], поскольку в международных рейтингах наша страна по некоторым позициям имеет недостаточные показатели. Так, в соответствии с рейтингом DB-20193 имеются проблемы в информационном сопровождении судебной системы (разрешение вопросов банкротства, защита прав акционеров], налогового и таможенного администрирования. Исследователи подчеркивают, что при кажущейся простоте сервисов и относительно небольшой величине налогового бремени по сравнению с зарубежными странами, нестабильность законодательства, частота вносимых в него изменений, различие в платежных периодах и периодах отчетности по ним создают существенные сложности для людей, занимающихся бизнесом, требует привлечения дополнительных специалистов, оказывающих соответствующие услуги, что создает дополнительную нагрузку на предпринимателей. Электронное правительство должно снять напряженность в этой сфере, если соответствующие процедуры будут оптимизированы надлежащим образом [2].
Также определенную сложность в данном направлении представляет регулирование и правоприменение указанных ранее документов на региональном и муниципальном уровнях. В отдельных регионах уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов управления явно оставляет желать лучшего [3]. В соответствии в концепцией электронного правительства публичные услуги регионального и муниципального уровней должны быть интегрированы в единую информационную систему, доступ к которой должен осуществляться
1 Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 06.04.2011 № 63-Ф3 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/(дата обращения: 10.09.2019].
2 Там же.
3 Economy Rankings / Doing Business 2019 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения: 20.10.2019]
через федеральный портал госуслуг1. На сегодняшний день - это является основной сложностью и требует незамедлительного реагирования.
Основными направлениями цифровой трансформации сегодня являются законодательное закрепление цифровых процессов, создание технических условий для совершенствования технологий предоставления цифровых услуг, развитие инноваций, создание новых образовательных платформ для совершенствования компетенций, формирование мотивационной системы развития цифрового сознания. Одним из ее проявлений можно назвать институт электронной демократии, выражающийся в особой модели коммуникации органов государства и граждан через использование электронных средств [4]. В 2016 г. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ] возобновила обсуждение вопроса о введении интернет-голосования. В 2018 г. на выборах Президента РФ была апробирована система «мобильный избиратель». Электронное голосование сегодня - голосование без использования бюллетеня на бумажном носителе с использованием автоматизированной системы ГАС «Выборы». Введение и развитие системы ГАС «Выборы» позволило существенным образом обеспечить открытость и прозрачность избирательного процесса, повысить доверие населения к выборам и результатам голосования. Главным преимуществом интернетизации голосования является возможность реализации активного избирательного права гражданина, не выходя из дома, вне зависимости от присутствия на избирательном участке в день голосования. Также можно повысить долю избирателей, принимающих участие в голосовании за счет маломобильных граждан, граждан, проживающих в труднодоступной и удаленной местности. Еще одной формой электронного голосования является голосование посредством банкоматов или через отделения банков, т.к. банковские карты сегодня есть у всех (введение российской платежной системы «МИР»]. Доступ по паролю банковской карты решает проблему электронной аутентификации личности владельца карты.
Но вместе с тем есть и существенные недостатки, которые могут привести и к негативным последствиям - так возникает вопрос безошибочной идентификацией избирателя в результате устранения традиционной процедуры установления личности избирателя. Данная проблема, в принципе, вполне устранима повсеместным распространением формата электронной подписи, о чем уже речь шла ранее. Самой серьезной проблемой по-прежнему остается защита от несанкционированного доступа к информации, т.к. стандартные средства коммуникации, которыми пользуются граждане, не обеспечены надежной защитой.
Важным достижением последних избирательных кампаний является использование комплексов обработки избирательных бюллетеней - технических средств подсчета голосов для электронного голосования на участках с традиционной формой голосования по бумажным бюллетеням с одновременным отражением результатов в системе ГАС «Выборы».
Меняется и система привлечения избирателей через повышение уровня электоральной активности за счет различных форм онлайн-коммуникаций, интернет-конференций, «прямых линий», страниц политических деятелей в социальных сетях и т.п. У избирателя складывается представление о близости политика к народу и его готовности в любой момент времени ответить на интересующие граждан вопросы.
Здесь тоже есть опасность - современные политические процессы показывают, что информационные технологии часто и достаточно эффективно используются как инструмент политической дестабилизации общества, смены политических режимов, манипуляции политическими настроениями отдельных социальных групп, особенно молодежи, различными популярными блогерами, роль которых в сети постоянно растет. Политической реальностью становятся интернет-революции, способные вывести людей на улицы и способствовать смене власти в стране. Решить данную проблему возможно только в том случае, если сделать избирательную систему максимально прозрачной и открытой, для того, чтобы даже не допустить возможности обвинения государственных структур в подтасовке результатов выборов, чем часто спекулируют оппозиционные структуры.
Электронное правительство сегодня - это сложная система общественных отношений, цель которых состоит в том, чтобы оптимизировать множество элементов, работающих автономно и находящихся на разных стадиях применения, в единую систему использования информационно-коммуникационных технологий. В России сегодня происходят существенные изменения в развитии института предоставления публичных электронных услуг [5]. Все больший сдвиг происходит в сторону изменения количественных показателей в качественные. Граждане государства активно
1 Перечень государственных услуг и функций на 29.09.2018. AR.GOV.RU Совершенствование государственного управления [Электронный ресурс] Режим доступа:http://ar.gov.ru/ru-RU/document/default/view/522 (дата обращения: 20.10.2019].
вовлекаются во взаимодействие с электронными сервисами посредством электронно-коммуникационных технологий и предпочитают решать свои повседневные проблемы через сервисы госуслуг. Можно говорить о том, что цифровая трансформация общества постепенно формирует модель цифрового сознания и создает условия для ее развития [6]. Однако, говорить о полном переходе к информатизации по отдельным направлениям пока невозможно, элементарно в силу неподготовленности самих граждан к таким изменениям. Поэтому государство должно активно внедрять отдельные новые технологии в политические процессы, оценивать потенциал этих средств и возможности их реального применения в организации выборов и референдумов, что будет способствовать развитию мобильности в реализации политических прав граждан.
Литература
1. Панкратов С.А., Гаврилов С.Д. Интеграция институтов публичной политики в контексте цифровизации избирательного процесса в современной России // Вестник Удмуртского университета. 2018. Т.2. Вып. 3. С. 336-343.
2. Самостроенко Г.М., Миронова В.А. Развитие предпринимательства на основе межмуниципального сотрудничества с применением технологий цифровой экономики // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13. № 1. С. 166 - 177.
3. Вахтина М.А., Игнатова Т.В., Полянин А.В. Институциональный статус общественного обсуждения законопроектов в системе публичного управления // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. № 6. С. 237 - 245.
4. Пучнин А.С. Преимущества и риски дальнейшего развития электронных технологий в сфере организации выборов и референдумов // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 3. С. 118 - 123.
5. Маковейчук А.В. Интернет-технологии как инструмент реализации цифровой политики в российском регионе на современном этапе // Социум и власть. 2018. № 1 (69). С. 47 - 54.
6. Богданов В.С. Информатизация регионального управления: проблемы и перспективы // Вестник Института социологии. 2018. № Т. 9. № 2 (25). С. 27 - 47.
Petrova Svetlana Vladislavovna, Doctor of Political Science, Associate Professor, Dean of the Faculty of Law, Sochi State University (7, Polytechnic Str., Sochi, 354008, Russian Federation). E-mail: [email protected]
POLITICAL PROCESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF GLOBAL DIGITALIZATION
Abstract
In the article deals with the development of digitalization of Russian society, the introduction of the model of digital government, the interaction of government and business in the form of "G2B." It is noted that the processes of digitalization taking place in the Russian Federation are a key direction of the transformation of modern society in the implementation of the concept of accessibility of the population to public services and information services. Keywords: Russian Federation, digitalization, information, transformation, state services, globalization, Information society, e-government, administrative reform.
References
1. Pankratov S.A., Gavrilov S.D. Integraciya institutov publichnoj politiki v kontekste cifrovizacii izbiratel'nogo processa v sovremennoj Rossii // Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2018. T.2. Vyp. 3. S. 336-343.
2. Samostroenko G.M., Mironova V.A. Razvitie predprinimatel'stva na osnove mezhmunicipal'nogo sotrudnich-estva s primeneniem tekhnologij cifrovoj ekonomiki // Srednerusskij vestnik ob-shchestvennyh nauk. 2018. T. 13. № 1. S. 166 - 177.
3. Vahtina M.A., Ignatova T.V., Polyanin A.V. Institucional'nyj status obshchestvennogo obsuzhdeniya za-konoproektov v sisteme publichnogo upravleniya / / Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. 2018. № 6. S. 237 - 245.
4. Puchnin A.S. Preimushchestva i riski dal'nejshego razvitiya elektronnyh tekhnologij v sfere organizacii vy-borov i referendumov // Severo-Kavkazskij yuridicheskij vestnik. 2015. № 3. S. 118 - 123.
5. Makovejchuk A.V. Internet-tekhnologii kak instrument realizacii cifrovoj politiki v rossijskom regione na sov-
remennom etape // Socium i vlast'. 2018. № 1 (69). S. 47 - 54.
6. Bogdanov V.S. Informatizaciya regional'nogo upravleniya: problemy i perspektivy // Vestnik Instituta soci-ologii. 2018. № T. 9. № 2 (25). S. 27 - 47.